Высокие горы усадьба

vladimirdar

Прогулка по регулярному парку усадьбы Усачевых-Найденовых (Высокие Горы).

Всего 46 фото
В первой части нашей прогулки мы ознакомились со строениями этой уникальной усадьбы Усачевых-Найденовых, историческими подробностями и обстоятельствами появления в Москве этого замечательного образца классического ампира.
Продолжим же прогулку по усадьбе Усачевых-Найденовых, переместившись в ее уютный террасный регулярный парк.
В парк мы входим через большие то ли ворота, то ли калитку с чугунными приоткрытыми двухстворчатыми воротами и фигурными литыми вазонами на массивных белокаменных столбах. В парк ведут четыре небольшие белокаменные ступеньки и вот — мы царстве классического усадебного регулярного парка, что сохранился просто чудом.
02.

Главная аллея ведет к белокаменной беседке-ротонде. Слегка пустынное впечатление, но где то в этих местах, что мы видим на первом плане стоял замечательный «Музыкальный павильон».
03.

Не правда ли восхитительное сооружение!? Концертный зал, или музыкальный павильон, построенный в усадьбе архитектором Жилярди, был украшен с трех сторон шести колонным портиком, а с четвертой — полукруглым выступом — он окончательно утрачен в 70-х годах XX века.
04.
1904-1912 г. Музыкальный павильон.
«Московский стиль Ампиръ.(Empire)» Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко,, Москва05.
1905 г. Музыкальный (концертный) павильон.
«Московский стиль Ампиръ.(Empire)» Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко,, Москва.

А это тоже не сохранившийся чайный домик. Он сгорел в 1943 году.
06.
1905 г. Чайный домик.
Чайный павильон был построен в 1829 году. Утрачен в 1943 году.
Источник: архив СПБ
Иван Машков 07.

Поворачиваем направо, и перед нами знаменитая терраса-пандус, ведущая из высокого верхнего этажа главного здания усадьбы в парк.
08.

Здесь следует сказать, что поскольку главный дом усадьбы в классическом стиле ампир должен был стоять на высоком берегу Яузы важной задачей было «обыграть» доступ из главного дома в регулярный парк. Жилярди изящно решил эту творческую задачу и, в основном не применяя ступени, спроектировал эффектную легкую изогнутую террасу-пандус плавно и незаметно погружающуюся и ведущую в лоно террасного усадебного парка.
09.

Здесь, в нижней части террасы нас встречают знакомые и «почти живые» чугунные литые скульптуры стерегущих львов.
10.

11.

12.

13.

Вдоль террасы на белокаменных постаментах Доменико расположил многочисленные массивные чугунные вазоны с растительным орнаментом и изображениями резвящихся херувимов. Поднимемся же по этой удивительной террасе, с которой когда то открывались совершенно изумительные виды на Москву и Кремль.
14.

15.

16.

Многих вазонов на своих местах не хватает, очевидно унесенных «революционным вихрем»)
17.

18.

19.

20.

Здесь реально высоко и сквозь еще не густую листву видна Новая Москва. Ты как будто парИшь над городом. Недаром же, когда то, военный санаторий, что располагался здесь, назывался «Высокие Горы».
Здорово! Правда!?
21.

А вот и парадный выход в парк.
22.

23.

А это уже архитектурная деталь террасы с фигурной литой арочной решеткой. Кирпич с этой тыльной стороны вываливается, либо реставраторы готовят место для ремонтных фасадных работ.
24.

Прямо рядом с террасой и главным домом в парке устроен парковый грот, функцией которого обычно является возбуждение романтических и возвышенных чувств посетителей парка.
25.

Давайте обойдем его со всех сторон.
26.

Сейчас он используется для банальных перекуров реабилитирующихся спортсменов, поэтому мне пришлось убрать в фотошопе большое ведро для окурков чтобы снять неизбежный диссонанс)
27.

Прямо от главного здания в парк мимо грота ведет небольшая приватная дорожка.
28.

В парке очень красиво и спокойно.
29.

Здесь же в центральной его части стоят старые отлитые из чугуна скульптуры олицетворяющие времена года.
30.

31.

32.

Немного поодаль можно найти и Вакха с виноградной гроздью — символизирующего урожайную Осень.
33.

Обычно многие авторы упоминают четыре скульптуры, но мне удалось найти только три… Может изваяние одного из времен на реставрации!?
34.

В парке сохранились две красивейшие беседки-ротонды построенные в 1835 году архитектором Григорьевым. Когда то в них стояли также парижские литые металлические скульптуры, но их, к сожалению нигде не видно.
35.

36.

На фризе ротонды растительный орнамент с теми же грифонами у победной чаши.
37.

Вот так выглядит первая ротонда и часть террасного усадебного парка с видом в сторону Земляного вала.
38.

39.

Вторая беседка находится неподалеку прямо напротив первой. К ней ведет романтичная тропинка, выложенная уже современной бетонной брусчаткой. Ее купол в более удручающем состоянии, чем у первой, но это даже придает какой то теплый шарм парковой архитектуре усадьбы.
40.

Как мы видим — орнамент этой беседки полностью идентичен первой. Рассмотрим архитектурные детали этой беседки немного получше.
41.

42.

А вот — эта же ротонда с более низкой точки, со стороны большой внешней дорожки парка.
43.

44.

45.

46.

Вот так и живет этот террасный парковый ансамбль Усадьбы Усачевых-Найденовых в Старой Москве уединенно и «высоко». Здесь совсем мало гуляющих и определенно стоит сюда сходить прогуляться, отдохнуть и поразмышлять о судьбах строивших эти земные дворцы, судьбах Старой Москвы, как и, впрочем, и о своей собственной. Я получил колоссальное удовольствие, хорошо от души отдохнул и снял напряжение. Если этот материал вызывал подобные чувства и у Вас, значит он был написан не зря.
Дополнительная информация:
— Рекомендую замечательный материал моего друга по ЖЖ, deadokey, кто подробно и с любовью исследовал историю этой усадьбы. В двух постах своего журнала он выложил в массу исторического материала, хороших фото, старых фотографий усадьбы, усадебного парка и редчайших городских карт, — так, что удовольствие от соприкосновения с его исследовательским материалом Вы точно получите:
Часть 1
Часть 2
— Совершенно уникальный и фактически детективный исторический материал-расследование, касаемо усадьбы «Высокие Горы». До конца я его так и не осилил, так, что предлагаю энтузиастам и любителям покопаться в этих любопытных исторических источниках и узнать много нового об истории Старой Москвы в общем и Высоких Горах в частности.
Земляной вал дом 53. Усадьба Гагариных-Усачёвых-Хлудовых
Все фото сделаны компактной беззеркальной камерой Sony Alpha NEX-6 с широкоугольным объективом Sony 10-18mm f/4 SEL 1018.
Часть 1. Усадьба Усачевых-Найденовых.
© Vladimir d’Ar

LiveInternetLiveInternet

Как ни прекрасна природа-мать в своем первозданном виде, но время от времени возникает желание побродить по окультуренным её ипостасям. Чаще всего этими ипостасями становятся парки, скверы. И наверняка у каждого из нас есть свой любимый уголок, а может и не один, где мы можем удовлетворить эту потребность.

Этот парк в усадьбе Высокие горы для себя я открыл года два назад. Когда первый раз шел туда, не был уверен, что удастся попасть на его территорию, потому что обычно в подобных местах располагаются учреждения и территория в большинстве случаев оказывается закрытой. К счастью, мои опасения не подтвердились: в усадьбе сейчас расположены ряд медицинских учреждений, аптека и, видимо, поэтому вход практически свободен.

Несмотря на то, что усадьба находится почти в самом центре, Москвы, на Садовом кольце (Земляной вал, дом 53), парк скорее можно назвать безлюдным: молодая мама с коляской, видимо, из близлежащих домов, две дамы зрелого возраста, прогуливающиеся по аллее, группа цигунистов… Вот, пожалуй и все посетители. Нет, вон еще мелькает одинокий фотограф, обуянный азартом съемки на пленэре.

Но, пожалуй, настало время показать, о чем идет речь.

В завершение, несколько слов об усадьбе. И здесь я позволю себе цитату историка и искусствоведа В. А. Никольского, потому что более ёмко и образно сказать невозможно: «Одна из жемчужин московского зодчества XIX века — дом и сад… созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы — Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда. Его близость к зданию Опекунского совета того же мастера была уже отмечена в литературе, но дом несравненно музыкальнее, скульптурнее. Единая, по существу, архитектурная концепция в одном случае торжественна, официальна, строга, в другом — нарядна, гостеприимна, интимна. Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках. В рамке из пиний и кипарисов, на фоне лиловеющего южного неба, среди цветов магнолий и роз, а не в окружении московской зелени хотелось бы видеть этот чудесный уголок Италии, по счастью устоявший без искажений в столь роковых для многих памятников «реставрациях».
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток — всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди — лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение»

В дополнение: чайный домик не сохранился, лепными барельефами Жилярди и на усадебном доме, и на беседках в парке можно любоваться и сейчас. Чугунные парковые скульптуры были привезены из Франции.

Усадьба была построена в 1829-1836 годах по заказу богатых чаеторговцев братьев Усачевых. Затем ею владели купец и меценат Хлудов и, наконец, Николай Александрович Найденов — личность незаурядная. Он оставил яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие постройки на фотографиях.

Большое спасибо нынешним обитателям усадьбы за то, что они смогли сохранить это замечательный уголок старой Москвы — старинный парк.

От усадьбы Высокие горы буквально два шага до Андронникова монастыря, где творил Андрей Рублев. Так что, прогулку можно продолжить.

История усадьбы Усачёвых-Хлудовых-Найденовых

В июне 1828 известные в Москве купцы-чаеторговцы Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачевы приобрели участок земли у купеческой вдовы Степаниды Невежиной на высоком берегу реки Яузы. Впоследствии участок этот был значительно расширен. С 1829 по 1836 год для Усачевых швейцарским архитектором Доменико Жилярди была создана вся эта красота. После этого, как предполагается, продолжением строительства занимался архитектор А.Г.Григорьев.
Первыми владельцами усадьбы были известные московские чаеторговцы Усачёвы, которые решили отстроить своё имение на высоком берегу Яузы. Пётр Николаевич Усачев был большим садоводом-любителем, и данное увлечение сподвигло его к строительству регулярного парка с образцовыми оранжереями. Усадебный парк, расположенный на высоком берегу Яузы, соединен с главным домом пандусом, украшенным декоративными вазами и двумя лежащими львами. Парк пользовался в Москве известностью и его любили посещать москвичи. Даже Высокояузский мост назывался «Усачёвским».
До наших дней дошли все основные постройки: это главный усадебный дом с пандусом и уникальным кованным зонтом над главным входом (с чугунными львами и грифонами), ограда с воротами, каретный сарай, конюшни, кладовые, различные служебные и хозяйственные постройки, скульптуры. Пандус является закруглённым, данный приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.

Пандус со львами и вазами
От архитектурных сооружений малых форм сохранились только две восьми-колонные беседки (ротонды) и грот. Автором двух сохранившихся беседок-ротонд считается А.Г Григорьев. До наших дней не сохранился Концертный павильон, а также Чайный домик, уничтоженный пожаром.

В середине XIX века усадьба перешла во владение к текстильному фабриканту Хлудову. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, в оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление. Герасим Иванович занимался коллекционированием картин, и при нём в усадьбе появляется картинная галерея. В тот период, дом часто посещают важные люди, чья деятельность связана с финансами.

Сквер со скамейками
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца–благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.

Старый фонтан
В 1950-х годах в ходе реставрации постройки усадьбы «Высокие горы» в значительной мере были возвращены в первоначальный архитектурный облик.

Две беседки-ротонды
Главный усадебный дом выходит на улицу Земляной вал, привлекая своей красотой автомобилистов и пешеходов. Раньше перед зданием находился палисадник, но из-за расширения дороги, его уничтожили. Теперь тротуар, который оставили, очень узкий даже для пешеходов. Сохранилось внутреннее убранство, которым могут полюбоваться пациенты диспансера. Внутри здания можно увидеть стены с росписями.

Лев и гаргулия на крыльце главного усадебного дома

Как добраться до усадьбы Усачёвых-Хлудовых-Найденовых?

Адрес: Улица Земляной Вал, 53К1.
Проезд: Метро Курская,Чкаловская, далее пешком в сторону Таганки по Земляному Валу.
Использованы материалы с сайтов:

Усадьба Усачевых-Найденовых («Высокие Горы»)

Самый центр Москвы, шумное и пыльное Садовое кольцо. И трудно даже поверить, что среди этого городского ада есть уголок, где в тишине аллей старого парка на высоком берегу реки Яузы стоят удивительные скульптуры, а две уютные беседки и грот заставляют вспомнить о чем-то романтичном. А старый дом с колоннами, портиками и с пологим пандусом от одного из входов с вазонами и львами совершенно заставляет забыть, что на дворе уже давно XXI век, и дело происходит в большом мегаполисе.
Усадьба «Высокие горы» — одна из жемчужин Москвы, чудом сохранившая почти все, что принято относить к барской жизни: уютный и красивый особняк, хозяйственные постройки, обширный садово-парковый комплекс. В настоящее время посетителей около входа в усадьбу встречают две таблички: первая сообщает о том, что здесь располагается Московский научно-практический центр спортивной медицины, а вторая, самая главная, рассказывает о том, что перед нами памятник архитектуры, городская усадьба Усачевых-Найденовых, построенная по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1829-1836 годах.
Географ Н.Н. Михайлов пишет: «Когда-то по берегам Яузы среди ремесленных слобод тянулись загородные угодья, поставлявшие ко двору клубнику и яблоки». Вот среди этого природного великолепия и было начато в 1829 году строительство усадебного комплекса для чаеторговцев Василия Николаевича и Петра Николаевича Усачевых архитектором Доменико Жилярди. «Высокие горы» — это яркий образец старинных усадеб русского классицизма. А учитывая еще то, что Петр Николаевич Усачев был еще и страстным садоводом-любителем, то и парк был выполнен со знанием дела и с большим вкусом.
После Усачевых усадьбой владел купец и меценат Хлудов. Вот как о доме на берегу Яузы упоминается в «Энциклопедии купеческих родов»: «Дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец».
А последними владельцами усадьбы стали купцы Найденовы. Главный владелец этой роскошной усадьбы — Николай Александрович Найденов — личность незаурядная, оставившая свой яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие постройки на фотографиях, заботливо собранных в знаменитые Найденовские альбомы. До революции усадьбой «Высокие горы» владели родственники Найденова, затем она отчего-то полюбилась московскому здравоохранению, и в ней постоянно располагаются то туберкулезный диспансер, то всякие медицинские центры. Здесь же снимались многие кинофильмы. Самые знаменитые: «Звезда пленительного счастья» и «Покровские ворота».