Венеция гондолы и гондольеры

Гондолы в Венеции: немного истории

Как эта изящная черная лодка получила бананоподобную форму и родилась на свет – до конца не ясно, но первые упоминания о гондолах встречаются в конце XI века, а уже к 1500 году около 10 тысяч гондол перевозили по городским каналам сановников, купцов и товары.

В Венеции было множество различных лодок: от совсем простых плотиков до пышных золоченых барж дожей. Как и такси в наши дни, венецианские гондолы сдавались в аренду лодочникам, которые плавали между пристанями.

Скоро гондолы стали знаком статуса, как сегодня – дорогой автомобиль. Их оснащали под заказ, покрывали резными и золочеными украшениями и тканями по сезону: шелком или бархатом.

Средняя стоимость венецианской гондолы — 60 тыс.евро

В наши дни большинство венецианских гондол черного цвета: в 1562 году власти Венеции распорядились выкрасить так лодки, не предназначенные для торжеств и церемоний, чтобы избежать неуместной яркости.

Характерный облик судна формировался веками. Гондолы строили на семейных верфях, или «скверо». Сыновья учились у отцов и дедов, как выбирать и сушить бук, вишню, вяз, ель, лиственницу, липу, красное дерево, дуб и орех.

Первые упоминания о венецианских гондолах встречаются уже в XI веке

К концу XIX века левый борт лодки стали делать шире правого, чтобы обеспечить баланс судну, управляемому одним гондольером. Такое усовершенствование позволяло гребцу стоять справа и не вытаскивать весло из воды при движении.

К слову стоит каждая гондола в Венеции весьма недешево: цена лодки составляет в среднем порядка 60 тыс. евро.

Сколько стоит покататься на гондоле в Венеции

Прогулка на лодке рассчитана в большей степени на туристов. Местные, в свою очередь, передвигаются по городу больше общественным транспортом – вапоретто. Это специальные теплоходы со своими маршрутами – что-то вроде речного трамвайчика.

Количество гондольеров в Венеции жестко ограничено – их всего 425 человек

Прыгать в первую попавшуюся лодку не стоит, так как ценам свойственны колебания. Стоимость зависит от продолжительности маршрута, вида гондолы (есть очень дорогие, красивые и более скромные), наличия музыки и экскурсии гондольера. За дополнительную плату лодочник может провести вам экскурсию, ответить на все вопросы и спеть итальянских песен.

Заказать гондолу можно как индивидуально, так и разделив прогулку с другими путешественниками. Оплата берется за время и лодку, а гондола вмещает до 6-ти человек. Таким образом, чем больше Вас в гондоле, тем дешевле обойдется прогулка для каждого.

Официально установленная цена на прогулку: 80 евро за 30 минут днем и 100 евро за 35 минут по вечернему тарифу. Но на практике гондольеры нередко просят значительно больше. Особенно это актуально в периоды наплыва туристов.

Арендовать гондолу в Венеции можно как на месте – нередко с небольшим экстримом (гондольеры – одни из первых таксистов в мире), так и заранее – через популярный сервис SelectItaly (доступен и на русском языке). Во втором случае Вы заранее будете знать маршрут, цену и время поездки, а Ваш гондольер – терпеливо дожидаться гостей в назначенном месте.

Особенно популярны водные прогулки у влюбленных

При выборе экскурсии на гондоле через сайт, всегда можно указать, желаете ли Вы индивидуальную поездку или готовы присоединиться к группе. Для романтической прогулки (особенно с предложением руки и сердца) лучше подойдет первый вариант, а вот для эконом-путешественников – второй.

Какой бы из вариантов Вы ни выбрали – прогулка по Венеции на гондоле наверняка станет одним из наиболее ярких впечатлений Вашей поездки. И она точно стоит того, чтобы попробовать этот опыт.

Кстати, если Вы отравляетесь в Италию впервые, рекомендуем обязательно подписаться наш бесплатный e-mail курс для путешественников. В нем много ценных советов и полезных лайфхаков, которые обязательно пригодятся Вам в поездке.

История

На протяжении многих столетий внешний вид популярного речного транспорта Венеции несколько раз видоизменялся. Нынешняя гондола – это результат длительного процесса «лодочной эволюции» и адаптации к потребностям горожан и непостоянному качеству воды. История города и история этого вида суден тесно переплелись.

Первые упоминания о гондоле датируются 1094 годом, когда дож Венеции Витале Фальера (Vitale Falier) пожаловал некоторым жителям города хартию на право строить гондолы. Несмотря на то что источники, в которых задокументировано появление венецианских суден, весьма старые, они все же в полной мере описывают, как выглядели необычные лодки в далекие времена. К слову, они разительно отличались от современных гондол, так как были раскрашены в разные цвета. Однако после 1562 года цвет корпуса стал черным, каким и остается по сей день. Историки полагают, что именно этот цвет использовался венецианцами в качестве траурного элемента, напоминавшего им о жертвах ужасной чумы, напавшей на город. Болезнь отступила, а вот жители Венеции так привыкли к темным лодкам, что не стали менять их цвет.

В конце 1400-х гондолы очень напоминали другие виды водного транспорта, использовавшиеся на тот момент в Венецианской лагуне. Лишь в начале 1500-х годов внешний вид этого вида лодок начал меняться из-за того, что они обычно использовались для перевозки местных бедняков. К концу 1600-х гондолы приняли почти такую же форму, как мы видим сейчас. В 1800-х в их корпус добавились некоторые технические новинки, асимметричный дизайн, к примеру, позволяет гондольерам с легкостью управлять судном, ловко маневрируя между другими лодками.

Еще несколько десятков лет назад гондолы были оснащены деревянными кабинами, которые назывались «felze» и прикреплялись к центру корпуса. Такое сооружение воздвигалось на лодки в плохую погоду чтобы укрыть пассажиров от дождя, однако вскоре было признано ненужным: кабина мешала гондольерам видеть дорогу. Кстати говоря, сегодня гондолами пользуются исключительно туристы. Согласно некоторым подсчетам, на сегодняшний день волны великолепной Венецианской лагуны рассекают около полусотни гондол, что вдвое меньше, чем в 1580.

Гондольеры

Туристы, приехавшие в Венецию, могут ошибочно предполагать, что все гондолы очень и очень похожи или и вовсе одинаковы. Однако это не так. На самом деле эти удивительные «черные лебеди» делаются по некоторым параметрам, официально утвержденным властями города, а все остальное производится исключительно под конкретного гребца.

Гондольеры всегда работают на собственных лодках, стоимость которых, к слову говоря, достаточно высока: от 25 до 75 тысяч евро. Уникальная профессия гребца гондол передается от поколения к поколению. Но кровных уз не хватит, чтобы подвозить туристов на красивой лодке. Чтобы получить специальную лицензию необходимо пройти 9-месячное обучение на курсах гондольеров, а по их окончании сдать серьезный и сложный экзамен. Более того, претенденты на управление гондолами также обязаны подтвердить свое знание английского языка. И лишь тогда представители мэрии согласятся рассмотреть заявку на получение лицензии. Стоит отметить и тот факт, что гондола – это дело мужское. Однако истории известны случаи, когда на корму венецианских «лебедей» становились представительницы прекрасного пола.

Интересные факты о гондолах

  • Современные гондолы одновременно похожи и не похожи. Как упоминалось выше, мэрия Венеции определила стандарты, по которым изготавливаются лодки. Все они весят 700 килограмм и состоят из 280 частей, вырезанных из восьми разных видов дерева: дуба, вяза, лайма, лиственницы, пихты, вишни, ореха и красного дерева.
  • Существует несколько версий, объясняющих черный цвет современных гондол. По одной из них, мэрия подписала указ, запрещающий красить лодки в черный цвет, чтобы положить конец нешуточной борьбе, которая развязалась между представителями венецианской элиты. Все дело в том, что состоятельные владельцы гондол ранее старались украсить свои лодки тем или иным способом, чтобы продемонстрировать всем и каждому свою состоятельность. Согласно второй версии, черный цвет гондол обозначает скорбь венецианцев, переживших ужасную чуму, унесшую тысячи людей.
  • Известные писатели и поэты регулярно сравнивали «черных лебедей» Венеции с гробами. И некоторые исследования подтверждают, что гондолы у венецианцев ассоциируются со смертью.
  • Первая женщина-гондольер получила лицензию на управление этим видом транспорта в 2010 году. Джорджия Босколо (Giorgia Boscolo), 24-летняя дочь 40-летнего «ветерана»-гондольера продолжила путь отца. Получить необычную профессию намеревалась и немка Алекс Хай (Alex Hai), однако девушке не удалось сдать экзамен по управлению судном.
  • Одна венецианская компания предлагает туристам научить их вести гондолы. Row Venice соглашается выделить профессионального гондольера, который за полтора часа расскажет вам азы его работы, а также поможет закрепить услышанное на практике. В ваше распоряжение выдадут не гондолу, а другую лодку, которая, впрочем, является почти точным аналогом «визитной карточки» Венеции. Сайт Row Venice: www.rowvenice.com
  • Вместо катания на гондоле туристы также могут отправиться в верфь Скверо Сант-Тровазо (Squero San Trovaso), где строятся новые лодки и обслуживаются старые. На изготовление одной гондолы может уйти порядка 500 часов, поэтому в год в Венеции становится лишь на 20 «черных лебедей» больше.
  • Если же вы хотите посмотреть на гондолы не в процессе изготовления, а во всем их величии, вам однозначно стоит наведаться в Венецию в первую субботу сентября. В этот день в Гранд Канале проходит парад украшенных гондол и их гребцов. Более того, здесь устраивается и историческая регата «Регата Сторика» (Regata Storica), а также соревнование между венецианскими лодками.