В пещере альтамира

Альтамира

У этого термина существуют и другие значения, см. Альтамира.

Альтамира

исп. Cueva de Altamira


Наскальные рисунки в пещере

Характеристики

Длина

270 м

Год открытия

Сайт

Расположение

43°22′57″ с. ш. 04°07′13″ з. д.HGЯOL

Страна

  • Испания Испания

Регион

Кантабрия

Альтамира

Объект всемирного наследия

Ссылка

№ 310 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, iii

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1985 (9-я сессия)

Аудио, фото и видео на Викискладе

Альтами́ра (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится на одноимённом лугу в 2 км от центра городка Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.

Альтамира является естественной пещерой в породе, а рисунки в ней — один из самых важных сохранившихся живописных и художественных циклов первобытного искусства.

С момента своего открытия в 1868 году пещера была исследована всеми ведущими специалистами-палеонтологами каждого из периодов палеолита.

Картины и рисунки пещеры в основном принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам, а также некоторым другим, в том числе Граветтской и ранней Ориньякской, как показали последние серии уран-ториевого метода датирования. Таким образом, есть свидетельства, что пещера использовалась в течение различных периодов общим временем около 22 000 лет, примерно 35 600—13 000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем. Всё использование пришлось на период позднего палеолита.

Стиль большей части рисунков принадлежит к так называемой франко-кантабрийской школе, которая характеризуется реализмом представленных фигур. Полихромная живопись и рисунки чёрного, красного и охрового цветов показывают изображения животных и антропоморфов, а также абстрактные и беспредметные изображения.

Полихромный потолок получил такие оценки, как «Сикстинская капелла» первобытного искусства, «…самое необычное проявление палеотического искусства…», «…декорированная пещера, которая обнаружена первой и остается наиболее прекрасной до сих пор» и «..если первобытное искусство является примером больших художественных способностей, пещера Альтамира представляет собой самую замечательную работу». Потолок пещеры показывает высокое качество и красоту работы мадленского человека в этом пространстве.

Пещера была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году. В 2008 году объект был расширен 17 другими пещерами Страны Басков, которые теперь включены в список всемирного наследия в комплексе «Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании».

Открытие

Пещера Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи. В то время, новость об открытии пещеры не имела абсолютно никакого значения для людей в этом районе, так как местность имеет карстовый рельеф.

В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Раскопки в пещере проводились в 1902—1904, 1924—1925 и 1981 гг.

В 1960—1970-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1 500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 году и вновь открыли в 1982 году, однако резко ограничив туда доступ до ~20 человек в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трёх лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. В июне 2010 года министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде объявила, что в 2011 году пещера будет вновь открыта.

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.

  • Фрагмент рисунка в пещере

  • Копия в музейном комплексе Альтамира

  • Копии рисунков из Альтамиры в музее археологии в Брно

  • Диорама в музее археологии Каталонии в Барселоне

  • Фрагмент рисунка в пещере

Литература

  • Дэвлет Е. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004.
  • Пан П. Альтамира — «Новая пещера» // Вестник СОИПИ. Кемерово, 2001. Вып.4.
  • Madariaga de la Campa, Benito (2000). Sanz de Sautuola y el descubrimiento de Altamira, Santander, Fundación Marcelino Botín. ISBN 84-95516-18-7.
  • Е. Г. Дэвлет. Альтамира — «королева расписных пещер»: К 125-летию открытия пещерного искусства // Природа. — 2004. — № 12.
  • Bernaldo de Quirós Guidolti, Federico & Cabrera Valdés, Victoria (1994), «Cronología del arte paleolítico», Complutum Т. 5: 265–276, ISSN 1131-6993, <http://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=164330&orden=1&info=link>. Проверено 17 ноября 2012.
  • Pike, A. W. G.; Hoffmann, D. L.; Garcia-Diez, M.; Pettitt, P. B.; Alcolea, J.; De Balbin, R.; Gonzalez-Sainz, C.; de las Heras, C.; Lasheras, J. A.; Montes, R.; Zilhao, J. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain. — 2012. — Vol. 336. — P. 1409–1413. — DOI:10.1126/science.1219957.
  • Coma-Cros, D. y Tello, A., ed. (2006). «Los orígenes del arte». Historia del Arte. Prehistoria. África negra. Oceanía’. Tomo 1. Madrid: Salvat. pp. 40-113. ISBN 84-471-0322-6.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX451077 · VIAF: 316732820 · WorldCat VIAF: 316732820

Культурное наследие
  • Альгамбра, Хенералифе и Альбайсин в Гранаде
  • Кафедральный собор в городе Бургос
  • Исторический центр города Кордова
  • Монастырь в Эскориале
  • Произведения Антони Гауди
  • Пещера Альтамира
  • Памятники Овьедо и королевства Астурия
  • Старый город в Авиле
  • Старый город в Сеговии и древнеримский акведук
  • Старый город в Сантьяго-де-Компостела
  • Исторический центр города Толедо
  • Памятники стиля мудехар в Арагоне
  • Старый город в Касересе
  • Севильский собор, Севильский Алькасар и Архив Индий
  • Старый город в Саламанке
  • Монастырь Поблет
  • Археологический ансамбль в городе Мерида
  • Дорога на Сантьяго-де-Компостела
  • Королевский монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе
  • Укрепленная часть города Куэнка
  • Комплекс зданий Лонха-де-ла-Седа в Валенсии
  • Район древней золотодобычи Лас-Медулас
  • Монастыри в Сан-Мильян-де-ла-Коголья
  • Дворец каталонской музыки и госпиталь Сан-Пау
  • Наскальная живопись в средиземноморской части Пиренейского полуострова
  • Алькала-де-Энарес
  • Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна
  • Археологический комплекс Таррако
  • Пещеры в горах Атапуэрка
  • Романские церкви в Валь-де-Бой
  • Пальмовый лес Эльче
  • Римские стены города Луго
  • Королевский дворец в Аранхуэсе
  • Памятники ренессанса в городках Убеда и Баэса
  • Бискайский мост
  • Башня Геркулеса
  • Ртутные копи Альмадена
Природное наследие
  • Национальный парк Гарахонай
  • Гора Монте-Пердидо
  • Национальный парк Доньяна
  • Остров Ивиса
  • Национальный парк Тейде

Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры

Альтамира – обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.

Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем. Спустя семь лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.

Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись. Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.

Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор, несомненно, был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное – Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.

Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры – результаты деятельности ископаемого человека. Но определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.

В 1880 году Саутуола опубликовал сообщение о находке в виде небольшой брошюрки и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека». О находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. В научном мире поднялась буря гнева и негодования, Саутуолу обвиняли в подлоге. В это нелегкое время рядом с ним оказался лишь один человек – профессор Мадридского университета Вилланова. Побывав в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.

Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Они не могли поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.

Между тем в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения. Один из крупнейших археологов той поры Э. Пьетт писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе» (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. – Авт.). Палеонтолог Гюстав Шове в 1887 году поддержал выводы Саутуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.

В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Дордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, он сам еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!

Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят… каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!

А тем временем…

Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры.

Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо.

Наконец, в 1902 году наступает «момент истины». На конгрессе французских антропологов в Монтабане крупнейший авторитет того времени Эмиль Картальяк публично признает, что совершил и вот уже на протяжении двадцати лет продолжает совершать роковую ошибку, отказываясь признать подлинность росписей Альтамиры и других пещер, где были найдены рисунки палеолитического человека. И вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично каялся в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем – в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, – стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию, и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.

Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства – пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в Западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Биография

Детство

В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.

Альтамира

То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.

Мария де Саутуола

Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.

Рисунки, найденные Саутуолой

Публикации и признание открытия

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.

Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.

В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, пока подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.

Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

В 2016 году об открытии Марселино и Марии (Кончиты) Саутуолы режиссёр Хью Хадсон снял фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом и Гольшифте Фарахани в ролях супругов.

> Семья

Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.

> Список литературы

Испания: Наскальные рисунки в пещере Альтамира или 3-D эффект из палеолита

Знал ли археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола, что прославиться на весь мир ему поможет его маленькая дочь? Вряд ли он даже задумывался над этим. Но вмешалось провидение, и как-то раз, оправившись в недавно открытую на его земле пещеру в поисках орудий труда древних людей, он взял с собой 9-летнюю Марию. Любопытный ребенок, внимательно разглядывая пещеру, вдруг воскликнул: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Так были найдены уникальные наскальные рисунки пещеры Альтамира.

Пещера, общей протяженностью 270 м, состоит из нескольких комнат, серии двойных коридоров и главной залы, длина которой 18 м, а высота достигает 6 м.

Рисунки, выполненные охрой, углем, гематитом и другими натуральными красками, покрывают стены и потолки практически всех помещений.


Удивительную реалистичность рисункам придает эффект трехмерного изображения – древние художники использовали не только природный рельеф стен пещеры, но и своеобразную манеру рисования: оставляя контуры темными, они закрашивали фигурки животных цветными красками разной тональной интенсивности.


Рисунки в загадочной пещере изображают оленей, кабанов, лошадей и бизонов — лениво отдыхающих и бегущих, нападающих и замерших в прыжке… Среди них есть очень подробные и крупные изображения – как, например, изображение красного оленя длиною более 2 м. Наиболее известна роспись плафона в одном из залов пещеры: на площади почти 100 кв. м изображено более 20 фигур животных.



Настенные рисунки пещеры Альтамира создавались в разное время. Об этом свидетельствует и наслаивание изображений одно на другое, и углеродный анализ. Наиболее ранние рисунки относят к эпохе палеолита. А это значит, что им, по крайней мере, 18 000 лет.


А что же Саутуола? Увы, вместо славы, он получил порцию упреков в фальсификации рисунков (настолько хорошо они сохранились). И только после смерти первооткрывателя, когда были найдены подобные росписи в других пещерах, подлинность рисунков в пещере Альтамира было официально признано учеными.


ИЗОБРАЖЕНИЕ БИЗОНА. РОСПИСЬ В ПЕЩЕРЕ АЛЬТАМИРА. Испания

Статьи об искусстве -> Раннее

Начало художественного творчества человека от­носится к древнейшим этапам его истории. Во вся­ком случае, его первый «расцвет» засвидетель­ствован памятниками, относящимися к эпохе верхнего палеолита — древнего каменного века, когда люди не знали еще ни скотоводства, ни земледелия и в суровой борьбе с природой добы­вали пропитание собирательством, охотой и рыб­ной ловлей. Лишь грубо обработанные орудия из дерева, камня и кости служили человеку в его тяжелом труде. 40—30 тысяч лет отделяет нас от того времени. Казалось бы, трудно ожидать от человека, живущего в упорной и непрестанной борьбе за существование, вооруженного самыми примитивными орудиями, страдающего от голода, холода и иных невзгод, что он окажется способ­ным на какую-то более или менее развитую ду­ховную жизнь.
Поэтому не так и удивительно, что, когда сто лет тому назад в пещерах Франции и Испании были обнаружены рисунки, изображающие различных животных, многие серьезные исследователи усом­нились в их подлинности. И правда, было от че­го прийти в смущение. Большинство этих рисун­ков, нанесенных несколькими простейшими крас­ками — белой, желтой, бурой, черной — на стенах и сводах пещер, поражали необычайной жизнен­ностью и экспрессией. Казалось невероятным, чтобы первобытный «дикарь» обладал такой зор­костью глаза и твердостью руки. В пещере Альтамира на севере Испании, одном из наиболее прославленных памятников искусст­ва эпохи палеолита, среди многих других изобра­жений неведомый художник нарисовал раненого бизона. Могучее животное рухнуло наземь. С боль­шой меткостью зафиксировано грузное тело, еще полное яростной силы. Бизон нагнул голову и выставил вперед рога. Характерный горбатый си­луэт схвачен в момент мощных усилий поверженного гиганта. Согнутые ноги дают почувствовать, сколько еще в этом теле энергии. Но уже завали­вается на бок круп зверя; широко раскрытый глаз, явно преувеличенный в размерах, вызывает ощущение потухающей жизни. Что охотник эпохи палеолита великолепно знал зверя, на которого охотился, неудивительно. Зоркая наблюдательность вырабатывалась у него с детства. Не должна удивлять и эмоциональная впечатлительность, с которой уловлен и запечатлен образ бизона во всей его неповторимой жизненной яркости.
Более удивительна искусность руки мастера (это слово не кажется здесь преувеличением). За тысячелетия, прошедшие со времени создания этих фресок, они, разумеется, и потускнели и осыпались. Но, несмотря на это, и сегодня зритель поражается, как смело набросана огромная, полуметровая фигура бизона, как двумя-тремя точно положенными линиями и немногими пятнами охры переданы могучая голова, его горбатая спина, роющие землю копыта. Недаром свобод­ную эскизность подобных зарисовок животных, переданных в мгновенном движении, сравнивали порою с произведениями импрессионистов. Скептикам было от чего прийти в смущение. Скоро им, однако, пришлось капитулировать перед фактами. Все новые и новые откры­тия заставили отбросить всякую мысль о под­делках.
Сейчас известны сотни и сотни произведений, от­носящихся к этому периоду: наскальные росписи, резьба на кости, рельефы и статуэтки. Многие обнаружены у нас в стране. Достаточно вспом­нить изображения зверей в знаменитой Каповой пещере на Урале или человеческие фигурки из раскопок на Дону (Костенки), в Сибири (Мальта) и других местах. Много памятников палеолитиче­ского искусства найдено и в других странах. Да­леко не все из них отличаются такой яркой жиз­ненностью, как рисунки из Альтамиры, но при всем том бесспорна очень высокая мера наблюда­тельности и мастерства, проявленная этими пер­выми в истории «художниками». Художниками ли? Кто-то назвал Альтамирскую пещеру «Лувром каменного века». Но можем ли мы утверждать, что стены пещер расписывались ради удовольствия любоваться мастерскими изо­бражениями животных? Вряд ли это можно до­пустить.
Мы не знаем, в сущности, что побуждало перво­бытных охотников забираться в глубину темных пещер и там, при свете головешек, наносить на стены десятки рисунков. И так продолжалось, по-видимому, в течение многих лет, а может быть, и поколений: рисунки в Альтамире и других пе­щерах разбросаны без видимого порядка, нередко один поверх другого.
Можно думать, что «художник» был озабочен от­нюдь не эстетическим эффектом своих произве­дений. Вероятно, эти рисунки играли какую-то роль в обрядах и ритуалах первобытного рода. Темные пещеры — малоподходящее место для демонстрации художественного умения. Поэтому, строго говоря, перед нами еще не произведения искусства, а скорее документы первобытной обрядности.
Не надо, однако, забывать, что тогда, на заре че­ловеческой истории, сознание людей носило син­кретический характер. Иными словами, в нем еще нельзя расчленить отдельные формы духовной жизни: там нет ни науки, ни религии, ни искус­ства, ни поэзии. А есть единое, нерасчлененное целое. Но главное даже не в этом. Художник альтамирского бизона хотя и не по­мышлял об эстетическом эффекте, но в нем уже жила потребность (пусть она продиктована нуж­дами ритуала) наблюдать окружающее и крепла способность воспроизводить увиденное. Схватить яркое впечатление натуры и закрепить его в изо­бражении — это уже важнейшие элементы худо­жественного мастерства. Лишь долгие столетия работы могли сформировать необходимые предпо­сылки для этого: чувство формы, ритма, точность глазомера, твердость руки. Создавая примитив­ные орудия, человек каменного века накапливал способность и для художественного освоения ми­ра. «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря пе­редаче по наследству достигнутого таким путем особенного развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, так же как благодаря все новому применению этих передаваемых по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, — толь­ко благодаря всему этому человеческая рука до­стигла той высокой ступени совершенства, на ко­торой она смогла, как бы силой волшебства, вы­звать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини», — писал Энгельс. Росписи палеолита свидетельствуют, что этот про­цесс начался уже тогда, на заре истории. Не будем преувеличивать. Яркая впечатлитель­ность искусства каменного века имеет свои гра­ницы. Его мастерство есть мастерство фиксации отдельных, единичных впечатлений. Никаких сложных композиций, сколь-нибудь связных «сюжетов» или даже простых сочетаний разно­родных элементов палеолит еще не знал. Не полу­чило здесь развития и такое могучее средство художественного творчества, как воображение, фантазия, вымысел.
Это станет делом будущего. Но то, что уже за­воевали художники палеолита — остроту на­блюдения, твердость и смелую уверенность ру­ки, — было важным и необходимым началом всей последующей истории искусства.

Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.

Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.

Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.

Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.

В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.

Копия потолка Большого Зала

Научные споры

Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.

Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.

К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.

Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.

1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

Пещера Альтамира — «картинная галерея» древнего человека


«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира.

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Пещера Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства

Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.

Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей.

Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании — храм Саграда Фамилия.

Пещера Альтамира фото:

Открытие пещеры Альтамира

Впервые вход в пещеру был обнаружен в 1868 году охотником по имени Модесто Кубильяс. Его собака застряла в расщелине между скал, преследуя добычу. Освобождая животное, человек и нашёл вход. О своей находке Модесто сообщил любителю палеонтологии Марселино Санс де Саутуола. Однако тот посетил это примечательное место только в 1875 году и ничего необычного в этом природном образовании не нашёл.

В следующий раз любитель-палеонтолог пришёл к пещере лишь летом 1879 года вместе со своей 8-летней дочерью Марией Фаустиной. Мужчина задался целью раскопать вход в пещеру, чтобы найти в ней останки костей и кремния, какие видел на выставке в Париже в 1878 году.

Рисунки в пещере Альтамира, изображающие животных

Уникальные рисунки были открыты девочкой, а не её отцом. Малышка прошла вниз в боковое помещение и увидела на потолке несколько картин. В это время отец находился у входа и услышал восторженные крики дочери. Он поспешил к ней, и его глазам предстало неповторимое великолепие наскальных рисунков, изображавших древних животных.

В следующем 1880 году Саутуола опубликовал небольшую брошюру под названием «Краткие заметки о некоторых доисторических предметах в провинции Сантандер» с графическими картинками. Свою работу он передал в университет Мадрида. Однако специалисты восприняли её в штыки, а наскальные рисунки в пещере посчитали фальсификацией.

Любитель-палеонтолог умер в 1888 году. А в 1895 году были обнаружены аналогичные пещеры во Франции. После этого значимость открытия Сантандера была переосмыслена. Пещеру Альтамира и её историческую ценность полностью признали в 1902 году. В 1985 году её включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание пещеры Альтамира

Находится данное уникальное образование в известковом холме. Вход в пещеру располагается на высоте 120 метров над рекой Саи. Примерно 13 тыс. лет назад его завалило. Это создало герметизацию и позволило сохранить наскальные изображения. Длина самой пещеры составляет 270 метров. Состоит она из галереи и залов. Самый большой или главный зал имеет длину 18 метров, ширину 9 метров и высоту от 2,5 до 5,5 метров. Рукотворные рисунки имеются на стенах и потолке. В доисторические времена свет в это помещение попадал из отверстия вверху. Влажность составляет 94-97%, температура равна 13,5-14,5 градусов по Цельсию.

Музейный комплекс Альтамира с высоты птичьего полёта

В других комнатах и коридорах изображения имеют меньшую художественную значимость. Они всегда находились вне досягаемости солнечных лучей и были выполнены при искусственным освещением. Для этих целей использовался огонь, а топливом для него служил в основном костный мозг. Доказательством тому служит большое количество сломанных костей, найденных под рисунками.

Наскальные изображения наносились углём, гематитом, охрой и иными природными красками. Изображены кабаны, бизоны, дикие лошади, другие животные, а также имеются отпечатки человеческих ладоней. Возраст рисунков, нанесённых углём составляет 14 тыс. лет. А рисунки, выполненные с помощью гуминовых фракций, имеют примерный возраст 14,5 тыс. лет.

Реставрационные работы в пещере