Усадьба фон дервиза

История

Дом был построен по заказу Сергея Павловича фон Дервиза в 1886 году на территории усадьбы XVIII века архитектором Николаем Михайловичем Вишневецким. Двухэтажное здание располагается на удалении от улицы в глубине парадного двора. Стилистически дом выполнен в одном из направлений эклектики, редко встречающемся в Москве. Стиль выделяется композиционными приёмами и декоративными деталями в духе итальянского Возрождения. В центральной части здания выделяется ризалит с парадным крыльцом, по бокам которого расположены украшенные светильниками в виде женских фигур пандусы. Фасады особняка облицованы гранитом и декорированы крупным рустом с львиными масками на уровне второго этажа. Крышу здания над карнизом украшают тумбы с вазонами. В отделке интерьеров, которую выполнил Федор Осипович Шехтель в 1889 году, представлены живописные панно и золочёная лепнина стен и потолков. В 1888—1889 годах к зданию добавилась пристройка.

В 1911—1912 годах при новом владельце, нефтепромышленнике Льве Зубалове, на улице была возведена высокая каменная ограда с воротами (архитектор Николай Николаевич Чернецов), по сей день скрывающая особняк от глаз прохожих. Некоторое время в особняке размещался филиал Румянцевского музея, которому Зубаловы подарили его в 1918 году. С 1941 года и до настоящего момента здание занимает ВНИИЭМ.

> Литература

  • Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997—254 с.

Ссылки

  • Мария Подъяпольская. Особняк С. П. фон Дервиза. Узнай Москву. Дата обращения 31 марта 2017.
  • Фотографии интерьеров особняка

Кирицы находятся в 20 километрах к югу от районного центра Спасска Рязанской области. Уже издали дворец поражает своей нездешней красотой.

На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).

1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)
Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 – 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей — псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.

Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)
Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX — начале XX века при С. П. фон Дервизе.

Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.
Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения — 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.

Башня со стороны двора
Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.

Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.

После волнений 1905 — 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.

Общий вид усадьбы. Конец XIX в
В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.

В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом — санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение — от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза…

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных – санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник – розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.

В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.

Сейчас в Кирицах находится детский клинический костно-туберкулезный санаторий, главный дом отреставрирован.

Окончание следует
Тамара Викторовна Максимова «Усадьба и ее владелец. Об усадьбе Кирицы, что на Рязанщине, и создателе ее уникального архитектурного ансамбля Сергее Павловиче фон Дервизе (1863 — после 1918) Московский журнал №2 (230) февраль 2010
http://www.history-ryazan.ru/node/6057
http://archi.ru/photo/tarabarina/ryazan/ryaz_ind1.htm

«Средневековое» имение не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья Старожилово, заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность.Семейное поместье в Старожилове, принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX — нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую…» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.
Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.

В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.

Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук — белокаменные обелиски, грациозные по форме.

Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.
Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной…

В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

proof

Промышленно-усадебный комплекс Фон-Дервиза, 1890-1896 гг. (Конный завод, 1830 — 1836 гг.)

Состав:

— Производственный корпус
— Жилой дом
— Здание тренинг-конюшни
— Здание кузницы
— Здание зерносклада

Историко-культурная ценность: объект культурного наследия федерального значения

Исторические сведения:

История строительства промышленно-усадебного комплекса связана с именем русского дворянина Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881), предпринимателя, строителя железных дорог. В 1860-е гг. он приобрел на имя жены Веры Николаевны, имение Старожилово, ранее принадлежавшее княгине О.А. Орловой. В 1860-х гг. начинают возводиться первые постройки усадебного комплекса, как жилого назначения, так и производственного. Все эти постройки были деревянными, за исключением усадебной церкви. В 1860-70-е гг., по-видимому, определись общая планировочно-функциональная структура усадьбы. Жилая усадебная застройка сложилась на пологом склоне правобережной территории р. Истья, к юго-западу от центра села. В основе ее лежал большой парк с системой аллей, каскадом прудов, жилыми домами и домовой церковью. Производственные строения сгруппировались на ровной левобережной территории. Обе зоны связывал мост через реку.

В 1874 г. новым владельцем стал Михаил Григорьевич фон Дервиз, который жил с семейством в Старожилове до 1881 г. В 1881 г. он уехал из Старожилова и имение переходит сыну фон Дервиза Павлу Павловичу (1870-1942), ставшему одним из богатейших помещиков Рязанской губернии. Имение принадлежало ему до 1917 г. С 1890 г. начался наиболее значимый строительный период развития имения в Старожилове. П.П. фон Дервиз с 1890 г., служа в Гродненском гусарском полку, занимался покупкой лошадей и постройкой в своем имении конного завода, а в 1898 г. вышел в отставку. Главное место в имении теперь принадлежало возведению каменных производственных построек. С 1891 по 1897 гг. велось строительство нового конного двора, включавшего конный завод с манежем, и связанных с ним сооружений: каретника, кузницы, водонапорной башни, жилого дома, склада зерна и др. Рядом была выстроена группа зданий, дополняющих основную производственную функцию, а именно: коровник, молочный завод, винокуренный завод, а также ледник для хранения вина, масла и молока.

В 1918 г. имение было национализировано. В советское время конный завод продолжал свое функционирование. С января 1920 г. сюда были переведены Рязанские кавалерийские курсы. Одним из курсантов, проходивших здесь обучение, был будущий прославленный полководец, маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

Возможное использование:

Туристская инфраструктура совмещенного формата:
— музейный комплекс на тему истории конезавода, барона фон Дервиза, архитектора Шехтеля
— гостиничный комплекс
— ипподром
— комплекс санаторно-курортного лечения (иппотерапия, кумысолечение, косметология и т.д.)

Собственник:

Федеральная собственность

Предполагаемые затраты на восстановление объекта с учетом возможного использования:

680 млн. руб.

Расстояние от Рязани: 53 км.

Расстояние от Москвы: 249 км.