Топкапы в стамбуле

Описание: от главных ворот до Гарема

С турецкого языка название Топкапы переводится как «пушечные ворота». Это имя резиденции султанов было дано не случайно. Первое, на что падает взгляд всех посетителей, это величественные ворота, открывающие доступ к сердцу замка. Когда султан въезжал во дворец или выезжал из него, раздавался пушечный выстрел. Есть еще в Турции ворота Адриана, которые достойны вашего внимания.

Словно маленький город в Турции, дворец Топкапы в Стамбуле, фото, которого поражают своим богатством и красотой, был оснащен всем необходимым для жизни. Он настолько огромен (его площадь больше 170 гектаров), что здесь было все от мечетей и рабочих кабинетов султанов, до больниц и казарм янычар.

Турция — огромная страна, не хотите заблудиться? Тогда узнайте как доехать до Терра Сити в Анталии.

Население Стамбула увеличивается с каждым днем в несколько раз, так что скоро страна может стать лидером по численности. Жми сюда //turk-in.ru/stambul/info-s/obzor-naselenie.html, и узнай с чего же все началось.

Возможно вас так же заинтересует такая достопримечательность, как дворец Султана Сулеймана в Стамбуле, более подробно о котором вы можете узнать .

Территория поделена на четыре двора. Попасть в каждый из них можно так же через монументальные ворота. Пройдя через главные ворота, вы увидите огромный фонтан, который был построен по приказу падишаха Ахмеда III, в 1728 году.

Дальше, через «Блистательные врата» вы попадете в первый двор. Здесь можно увидеть управление жандарм, различные жилые помещения, а так же развалины хлебопекарни. Обязательно стоит посетить «Археологический музей» Стамбула и здание монетного двора. На территории первого двора находится церковь Святой Ирины.

Чтобы попасть во второй двор, вам нужно будет пройти через еще одни ворота, именуемые «Баб- и Селям». Здесь есть и великолепный сад с кипарисами и башня, которая некогда служила тюрьмой для осужденных высокопоставленных особ.

Особый интерес для туристов представляют «Дворцовые кухни». Здесь готовилась пища для султанов, и работала почти четверть всего дворцового персонала. Сегодня в залах кухонь можно увидеть редчайшую коллекцию фарфора. Самые старые экспонаты датируются седьмым веком, это посуда династии Танг. Самые ценные — изделия из белого фарфора.

В дворце Топкапы в Стамбуле представлена одна из крупнейших в мире коллекций оружия. Тем, кому будет интересно, советуем взглянуть и на коллекции исламских фресок и рукописей.

Экспозиция драгоценностей и ювелирных украшений действительно уникальна. Золотые подсвечники, кальяны, роскошные шкатулки из слоновой кости, а так же знаменитый «Алмаз Кашикчи» – вот лишь маленькая часть из того, что вы сможете увидеть в комплексе внутренней казны.

Не лишним будет взглянуть и на коллекцию султанских кафтанов. Одежда и шелковые молитвенные ковры — действительно настоящие произведения искусства.

Отдельного внимания заслуживает Гарем. Высокая стена, которой он окружен, раньше скрывала наложниц от взглядов посторонних. Здесь было все для комфортной жизни султанских жен: две мечети, турецкие бани, кухни и даже бассейн. Посетители смогут увидеть коллекции роскошных украшений и одежд, и прогуляться возле фонтанов. Стамбул поражает великолепными многочисленными музеями, мечетями, дворцами, парками. Хочется посмотреть все достопримечательности, в этом вам поможет статья.

Контакты

Топкапы — дворец султанов, находится в историческом центре Стамбула, на берегу Мраморного моря. Для того чтобы увидеть дворец Топкапы в Стамбуле и гарем вам нужно на скоростном трамвае доехать до остановки Sultanahmet. По другой ветке можно добраться до остановки Gulhane это конечная трамвая T1. Так же до остановки Султан Ахмет идет городские автобусы 4T и 61B. Затем нужно направиться в сторону Айя Софии, которая находится напротив главной достопримечательности города, мечети Султан Ахмет. За Айя Софией и располагается дворец Топкапы (Стамбул). Чтобы вам лучше ориентироваться на местности, изучите карту города, которая находиться .

Адрес дворца Топкапы: Gulhane Park (парк Гюльхане) рядом с Sultanahmet Meydanı, Sultanahmet Eminönü/İst (Площадь Султан Ахмет), Hoca Paşa Mh., Nöbethane Caddesi 10. Телефон, по которому можно задать интересующие вопросы по работе музея: +90 (212) 512-04-80

Чтобы попасть сюда, вам необходимо будет приобрести входной билет, который стоит 30 лир – это чуть меньше 15 долларов. За посещение гарема придется заплатить отдельно 15 турецких лир, что равняется примерно 7 долларам. Предлагаем вам посмотреть расположение дворца на карте. Подробнее о национальной валюте узнаете, перейдя по .

Музей работает шесть дней в неделю с 9 утра до 19 вечера. Вторник – выходной день в Топ Капе (Турция). Во дворце экскурсию вам проведут профессиональные гиды историки. Есть возможность взять в прокат при входе в музей аудио гид. Более подробную информацию и план дворца Топкапы можно найти на официальном сайте — topkapisarayi.gov.tr.

Важно знать

Посетителей дворца-музея Топкапы просят соблюдать определенные требования:

  1. Самое главное – не фотографировать коллекции, которые представлены в выставочных залах. За соблюдением этого правила следят охранники, которые обязательно потребуют нарушителей удалить с фотоаппарата или камеры все сделанные снимки.
  2. Так же на территорию дворца нельзя входить с детскими колясками.
  3. Если вы планируете посетить мечети, то необходимо соблюсти дресс код. Вряд ли вас пропустят в коротких шортах или мини-юбке, а так же с открытыми плечами. При посещении мечетей или залов с мощами от вас потребуют покрыть голову платком.

Советуем заранее ознакомиться с правилами поведения в этой мусульманской стране (это ) и правилами въезда для россиян.

Сегодня дворец Топ Капы считается одним из самых важных мировых исторических памятников. Здесь представлено более 65 тысяч музейных экспонатов, а сам дворец находится под охраной ЮНЕСКО.

>Видео экскурсия

Здесь вы найдете все, что вы хотели знать о дворце Топкапы, видео экскурсия на русском языке даст полное описание и расширит кругозор.

vladimirdar


Всего 84 фото
Сейчас мы с вами находимся во Втором дворе дворца Топкапы в Стамбуле. В отличие от Первого здесь тихо, спокойно, нет обычного шума туристических групп. Все как будто перестают говорить лишние слова. Само по себе деление территории дворца Топкапы на четыре двора создает по мере продвижения по ним всё более глубокое понимание, что ты находишься в сокровенном месте. Это явно чувствуется. Здесь в частности находился Гарем османских султанов — одно из самых тайных мест империи. Это сокровище султаны охраняли как зеницу ока — Гарем символизировал обладание всеми сокровищами мира на земле, показывал власть султана и его величие одновременно как Повелителя. Второй двор также известен как площадь Дивана (Divan Meydanı) или площадь Правосудия, так как он является пристанищем двух важнейших государственных учреждений – Зала для заседаний министров (Divanhane) и башни Провосудия, где четыре раза в неделю обсуждались государственные дела.
Второй двор Топкапы был создан в 1465 г. во время правления Мехмеда II (Завоевателя), однако окончательный его расцвет пришелся на эпоху правления Сулеймана I (Великолепного). Именно в 1525-1529 гг. он был расширен и обновлен. Он являлся административным центром Османской империи, а также площадью, где проходили различные торжественные церемонии. Со всех сторон он окружён сводчатыми галереями. Ключевым элементом всего двора являются Врата Счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-Saâde), олицетворяющие султана и ведущие в его часть дворца. С правой стороны двора располагаются дворцовые кухни; с левой стороны – здание государственного совета (Дивана), внешнее казначейство, вход в Гарем и Башня правосудия.

Сейчас мы как раз во Втором дворе. Здание на фото ниже — галерея Ворот Приветствия. Один взгляд назад.
02.

Сводчатые галереи справа от Ворот Правосудия и Фонтан.
03.

Итак, Второй двор был местом проведения торжественной церемонии восхождения султана на трон (Cülûs), церемонии вручения Священного флага (Sancak-ıŞerif) командирам вооружённых экспедиций, отправляющихся в военный поход. Также на его территории отмечались религиозные праздники (например, ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni), выдавалось жалование (ulûfe) солдатам кавалерии (Sipahi) и янычарам, проводились приёмы послов иностранных государств.
04.

Церемония распределения жалования, проходившая каждые три месяца, была одним из самых ярких событий и получила название Победное заседание (GalebeDivanı). Приём иностранных послов и сановников обычно назначался на тот же день, что и Победное заседание, так что они могли быть свидетелями того, как жалование и еда щедро распределялись между стройными рядами солдат, стоящими вдоль сводчатых галерей двора. Это был своего рода способ продемонстрировать иностранным послам и высокопоставленным чиновникам силу и богатство Османской империи. Затем послы доставлялись Великим визирем в Залы для заседаний консулов, где в их честь проводился торжественный банкет.
05.

Рассказывают что под Второму двору дворца спокойно разгуливали косули, павлины и другие экзотические животные и птицы.
Здание государственного совета — Диван
Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.
06.

Башня Правосудия
Изначально башня была сконструирована по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1444-46/1451-81 гг.) в качестве киоска, а позже перестроена и расширена Сулейманом Великолепным в период с 1527 по 1529 гг. Верхняя часть башни имеет конусообразную заостренную форму. При правлении Махмуда II была увеличена дальность обзора с башни с помощью усовершенствования её фонаря в 1825 (1820) году. С течением времени на башню был добавлен бельведер в стиле ампир. Это произошло в эпоху правления Абдул-Азиза (1861-1876 гг.). Лестница этой пятиэтажной башни датируется XIX веком.
07.

Башня Правосудия была спроектирована по образцу традиционных дворцовых башен, что давало государю возможность осматривать с её вершины город и дворец, и в частности, наблюдать за заседаниями государственного Совета из окна башни. Сейчас Башня Правосудия фактически является частью здания Госсовета (Дивана).08.

Арочные галереи здания Дивана были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо.
Кстати слева на фото ниже — вход в Гарем.
09.
10.
Непрерывно ловишь себя на мысли об использованных в архитектуре дворца бесчисленных античных колонн…
Их капители правда уже османского стиля.
11.

12.
13.
Здание очень красивое! Насладимся ей…)
14.
15.
16.
17.
18.
19.
В результате реконструкции здания в 1819 г. (при правлении Махмуда II) были выгравированы две стихотворные надписи на его фасаде. Одна из них принадлежит Селиму III, а вторая – Махмуду II. А на стене арки, ведущей в кабинет служащих Государственного совета (Divan-iHümâyûn), начертаны монограммы Мустафы III.20.
21.
22.
23.
Здание государственного совета, известное также как Куббеатлы (Dîvan-iHümâyûn), состоит из трёх департаментов, а именно: зала совета, где обсуждались важные дела государства, кабинета служащих, где записывались принятые в зале совета постановления, и регистратуры, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.
24.
Заседания государственного совета проходили 4 раза в неделю. Члены совета (утвержденного султаном в качестве высшего органа власти), прозванные Великими визирями, визирями Куббеатлы и Высшими военными судьями Анатолии и Румелии (Европейской и Османской империи), должны были заниматься государственными делами, принимать решения и оглашать приговоры по судебным делам.
25.
26.
На этих собраниях обсуждались государственные, политические, административные, финансовые и повседневные вопросы, а также рассматривались важные общественные дела. Государственный совет министров также был местом, где Великие визири принимали иностранных послов, и где проходили церемонии бракосочетания дочерей султана с их избранниками.
27.
Правители Османской империи не присутствовали на заседаниях в Зале государственного совета министров (Куббеатлы). Большую часть времени они следили за совещанием членов совета из отдельной комнаты в Башне Правосудия, через окно которой открывался вид на Зал Совета.
28.
29.
Когда султан был не согласен с решением совета по какому либо вопросу, он закрывал окно, таким образом подавая знак министрам о необходимости прервать совещание. В этом случае Великий Визирь и остальные министры должны были проследовать в Зал Аудиенции, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.
30.
31.
32.
33.
Зал государственного совета визирей (Куббеатлы) имеет несколько особенностей, обеспечивающих осуществление правосудия в государстве. На самом деле интерьер Зала Совета можно легко разглядеть снаружи сквозь позолоченные решётки. Такая открытость помещения означает, что все постановления Совета не были конфиденциальными и являлись достоянием общественности. С другой стороны, тот факт, что правитель следил за заседаниями Совета из своего окна, являлся доказательством того, что хотя он и делегировал свои полномочия министрам, заседавшим в Совете, он был уверен, что несправедливость никак не навредит гражданам Империи.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Внешнее казначейство
Здание Казначейства, которое в настоящее время используется в качестве оружейной, было сконструировано по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.), а позднее снесено вместе со Зданием Совета и заменено на новое здание в период с 1526 по 1528 год (во время правления Сулеймана Великолепного).
41.
Строение покрыто восемью куполами, опирающимися на три большие колонны. Здание Внешнего Казначейства использовалось в качестве официального государственного казначейства до середины 19-го века. Издавна здесь хранилась государственная казна и личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира. Сейчас здесь выставка этих сокровищ.

42.
К моему глубокому разочарованию фотографировать сокровища как и все экспонаты в музее Топкапы запрещено. Все что мне удалось снять в сокровищнице, пока стремительно не подошел охранник в парадной форме эмоционально провозгласив, — Sir! Сan not be photographed!, — вот эти великолепные часы Фаберже XIX века в форме грифона из оникса — подарок султану Абдул-Хамиду II.
43.
Сейчас здесь Музей оружия. Представлена впечатляющая выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много военной одежды и доспехов. Выставка поражает надо сказать честно. Одно стороннее фото для общего представления о выставке оружия. Есть удивительные экземпляры.
44.
45.
46.
47.
48.
Вид от здания Дивана в сторону Ворот Счастья
49.
50.
Если идти от Сокровищницы к Воротам Счастья — обращает на себя внимание вот эта любопытная колонна — Колонна Селима III. Она Использовалась для навешивания мишеней для стрельбы из ружья. Селим III очень увлекался стрельбой по мишеням, да и не только очевидно)
51.
Гарем
В Гарем попасть не удалось поскольку изначального плана по посещению Топкапы у меня не было, а Гарем находится в стороне от основного потока посетителей — за внутренней стеной Второго двора. На фото ниже вход в него виден в левой дальней части кадра — на углу здания Дивана и галереи западной внутренней стены. Поэтому пара фото Гарема — сторонние — уж простите)
52.
Важнейшие события в истории дворца Топкапы произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя. Это произошло в XVI веке когда дворец Топкапы претерпевал большую реконструкцию, в связи с переносом сюда султанского гарема.
53.
Фото Rubén Hoya
Роксолана — одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом Топкапы – это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю. Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.
В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки – икбал. Обычно их было 10–15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой. 54.
Фото nodog please
Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана. Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.

В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных. Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца – султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.
55.
Автор неизвестен
В общем есть повод еще раз оказаться в Топкапы и подробно отснять Гарем)
Между зданиями Дивана, Сокровищницы и Дворцовыми кухнями султана находится Манускрипт о Крепости Сухуми.
56.
Этот манускрипт посвящен Крепости Сухуми, построенной по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.) на берегу Чёрного моря. Он были перенесен в Императорский дворец во время Османско-Русской войны (1877-1878 гг.). Датированная 1877 г. монограмма (tughra) Султана Абдул-Ахмида II является введением в стихотворный эпиграф.
57.
Дворцовые кухни
Дворцовые кухни делятся на Главную кухню (Mâtbah-ıÂmire), обслуживавшие Султана и Гарем, которая соединяется со вторым двором, дверьми Главной Кладовой (Kiler-iÂmire), Частную кухню (Has Mutfak), а также часть кухни, где готовились десерты и сладости. Было также молитвенное помещение для поваров, что любопытно. Дворцовые кухни также приготавливали пищу для высокопоставленных государственных чиновников, членов Совета Министров и для прочих лиц, являющихся членами Дворцовой иерархии.
58.
Дворцовые кухни очень большие. Если смотреть со стороны Мраморного моря — они самые заметные среди строений дворца Топкапы по своим размерам. Вы можете увидеть многочисленные характерные вытяжные керамические трубы этого огромного кухонного комплекса. Кстати, эти здания четко очерчивают размеры Второго двора дворца Топкапы по длине.
59.
Кухни, состоящие из десяти секций, были построены в XV веке и расширены в XVI-м веке во время правления Сулеймана Великолепного. Они были спроектированы заново Главным архитектором дворца Мимаром Синаном после пожара, произошедшего в 1574 году. Низкоглавые купола, возведённые в южной части кухонь, были созданы в XV веке. Стены сделаны из камня и покрыты кирпичом. Над воротами прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года. Здания дворцовых кухонь по всей их длине закрыты галереями Второго двора.
60.
Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году. Во дворце Топкапы было три кухни. В главной дворцовой кухне от 800 до 1 000 поваров ежедневно готовили на 4 000 человек. В соседнем здании располагалась кондитерская (хелвахане). Ну и отдельное помещение занимала кухня, где готовились блюда для султанской семьи. В настоящее время в десяти комнатах дворцовых кухонь расположилась самая крупная выставка китайского и японского фарфора после пекинской и дрезденской.

Здесь повторилась таже история по запрету фотографировать. Однако я все же договорился с доброжелательным охранником сделать пару кадров. Но как только я начал снимать — появился очевидно уже музейный представитель категорически запретивший мне снимать и сделавший выговор охране. После такого очедного казуса я решил уже не царемониться и начинал снимать как только охрана скрывалась из виду. Вот так все же удалось снять вот эти великолепные сооружения. Так что, смотрим!)
61.
62.
63.
Впечатляет, не правда ли!?
64.
65.
66.
67.
А теперь выходим из Дворцовых кухонь. Этот выход находится примерно в середине комплекса по его длине и гораздо более впечатляющий чем тот вход что у Ворот Счастья.
68.
69.
70.
71.
Итак мы с вами находимся у сводчатой галереи Второго двора, что как раз и скрывает от зрителя дворцовые кухни и идет вдоль них.
72.
Здесь в галерее выставлены очевидно найденные при раскопках многочисленные османские надгробные плиты и детали украшений мечетей и дворцов. Мы с вами идем в обратную сторону — как бы в начало осмотра Второго двора.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
Ну вот. Фактически мы и в начале осмотра — у Ворот Приветствия. Здесь есть несколько архитектурных артефактов которые тоже можно с любопытством осмотреть.
79.
Возможно это капитель очевидно еще византийских времен судя по форме и стилю резьбы по камню.
80.
Вот она более крупным планом
81.
Это очевидно также безымянные остатки античного храма.
82.
Кстати вот в этом здании справа на фото ниже находится Выставка дворцовых экипажей.
83.
Итак, мы осмотрели Второй двор Дворца Топкапы в Стамбуле и находимся у Ворот Приветстия. Сейчас мы вернемся к Воротам Счастья и с них продолжим осмотр уже Третьего двора Топкапы.

Сбылась еще одна мечта: увидела своими глазами дворец и гарем Османской империи.

Побывала и в султанамате)

Макеты владений.

Одна из общих комнат наложниц. Возле окон их шкафчики. Комнаты в целом все похожи. Это не пол. Это общая кровать(

Спали вповалку( В общем, не просторно и не роскошно. В сериале намного красивей.

А вот одна из этих комнат в сериале Великолепный век. Обратите внимание на полки. Реальные полки будут на фото ниже)

Полки в комнате наложниц.

Стало жалко наложниц, всю молодость ютиться в общей комнате, дожидаясь внимания султана. Многие не удостаивались такой чести. Их переводили в низший гарем, они становились прислугой, если повезет — калфой, смотрящей за гаремом, кого-то (очень редко) отпускали на волю.

И вообще, рядовая наложница имела право ВСЕГО НА ОДНУ НОЧЬ!!! Если ей везло и она беременела, то автоматически становилась фавориткой и переводилась в двухместные покои, которые делила с другой девушкой в фаворе.

Представляю, чем занимались остальные обычные наложницы. Слонялись без дела по гарему. Ну, убирались в комнатах, проходили какие-то краткосрочные курсы по ублажению султана, вечерами макияж наводили и ждали, ждали, ждали Единственного и Неповторимого. аяка.

Конечно же, страшно конкурировали. Но проданные в гарем наложницы являлись фактически рабынями и не могли быть соперницами Хюррем. В этом ей повезло. Рабыня не могла стать султаншей. Только фавориткой.

Кстати, свободная и не свободная мусульманка не могла попасть в гарем и стать наложницей, а значит и султаншей. Все наложницы были пленными иностранками.

Махидевран же была из черкесского княжеского рода, была сосватана за Сулеймана, считалась третьей женой (а на самом деле была просто сожительницей).

Общая комната отдыха.

Трапезные. Ели сидя на полу.

Теперь понятно стремление Роксоланы вырваться из этих общих покоев. Подаренная султану, она была свободной женщиной, не рабыней.

И она, в отличие от других, не сидела без дела, проявляла инициативу: училась танцевать, турецкому и другим языкам, много читала. Самое главное, умела интриговать и заручилась поддержкой, с помощью взяток, приближенных к покоям султана евнухов.

Хюррем нарушила все правила: она сразу стала фавориткой и делила ложе султана не один раз.

Пошла дальше и стала Хасеки-султан, первой законной женой в истории султанамата.

Умывальник наложниц.

Хамам фавориток. Ванны высокие и низкие.

А это общий хамам.

Коридоры гарема.

Евнухи, охраняющие покои гарема. Природа брала свое. Некоторые наложницы «мутили» романы, т.к. не все евнухи были полностью кастрированы. Оказывается.

Пойманным на месте преступления евнухам сразу отрубали головы, а бедолаг наложниц ждала более мучительная смерть. С пытками и тд.

Комната евнухов.

Отопление.

Покои валиде султан.

Комната фаворитки.

В такой вначале жила Хюррем, после двухместных покоев фавориток.

Приемная валиде султан.

Комната для гостей. Их тоже несколько, тоже похожи, только витражи разные.

Балкон. Их много в гареме.

Комната фавориток. С двумя кроватями. Хюррем сперва делила комнату с другой фавориткой, с Айше.

Здесь держали провинившихся наложниц.

Дверь, ведущая в сад.

Дворик, где гуляли наложницы.

Неугодных, изменивших султану наложниц зашивали в мешок и топили вон в той реке.

Первые покои Хюррем-султан.

Много фото, не стала все загружать, т.к дворцовые и гаремные покои практически одинаковы. Везде комнаты с диванами вдоль стен.

Жаль, что нельзя было фотографировать драгоценности султана и султанш, а также комнату, в которой Хюррем подслушивала все совещания — диваны Сулеймана(((.

Диван султана Сулеймана.

В диване Сулеймана и личных покоях валиде султан довольно мрачно.

И кот-охранник)))

Хюррем-победительница))) Отношение турков к ней неоднозначное. Многие считают, что она стала причиной развала великой Османской империи, т.к. с нее начался женский султанамат., т.е практически матриархат. Что Хюррем сделала из прежде всего великого полководца Сулеймана тряпку и подкаблучника.

Ее преемницей стала Нурбану -султан, жена Селима, вторая Хасеки-султан в истории Османской империи. Она практически правила за своего мужа, когда как Селим пил и гулял. Даже намекают, что он был бисексуалом.

Кстати, Хюррем безжалостно расправлялась в начале своей карьеры с фаворитками Сулеймана и их детьми. Около 40 детей были убиты разными способами со своими мамами(((. Не смогла она расправиться лишь с Махидевран. Но с ее сыном Мустафой смогла.

В итоге у нее не осталось соперниц.

Махидевран пережила и Хюррем, и Сулеймана, жила отшельницей в ссылке и умерла когда ей было за 80 лет.

Дворец султанов Топкапы являлся административным, образовательным и культурным центром Османской империи на протяжении почти четырёх столетий. С установлением в Турции республики он превращён в музей, хранящий уникальные реликвии мусульманского мира, большая часть которых не показывается увеличивающемуся год от года потоку туристов. Топкапы – одна из главных достопримечательностей Стамбула, поэтому несмотря на длиннющую очередь в кассы и толпы народа отказать себе в посещении дворца и прилегающего к нему гарема я не смог.
После взятия Константинополя войсками Османской империи в 1453м году султан Мехмед II Завоеватель поселился во временном дворце на месте нынешней площади Баязид. Когда ребром стал вопрос о строительстве подобающей роскошной резиденции, султан приказал строить прямо на развалинах дворца византийских императоров на живописном мысе Сарайбурну, омываемом водами Босфора и Мраморного моря. Топкапы служил домом для 25 султанов, каждый из которых достраивал к масштабному комплексу новые здания и сооружения. Дворец разделён на четыре двора (авлу), Первый внешний двор ныне не входит в музей – там располагаются кассы. На модели на переднем плане – гарем, на заднем – дворы со Второго по Четвёртый (справа налево). Весь комплекс обнесён стеной длиной в 1400 метров, а площадь дворца достигает аж 700000 квадратных метров.
2.
Миновав столпотворение во Втором дворе, я отправился в дальний конец Дворца поближе к морскому бризу, ибо стоять на жаре в очереди в кассу больше часа оказалось весьма утомительно. Четвёртый двор носит название «Софа-и Хумаюн», Султанская Софа, и он служил местом отдыха султанов. Здесь располагается несколько летних дворцов и павильонов, в том числе наиболее часто посещаемые Ереванский и Багдадский, сад с фонтаном, мечеть Софы, зал обрезания и некоторые другие постройки.
3.
Рядом с Багдадским павильоном на мраморной террасе в беседке с позолоченной крышей Ифтарийе султаны ужинали с видом на Босфор.
4.
Павильон Реван (Ереванский) построен в 1635м году в ознаменование захвата Еревана султаном Муратом IV. Согласно некоторым источникам здесь периодически хранилось собрание тюрбанов.
5.
Павильон с потолком, линии и формы которого напоминают собой сундук со скошенными углами, заставит вздрогнуть мужчин – в данном зале проводилось ритуальное обрезание, сюннет, потенциальных наследников трона Османской империи.
6.
Как и в мечетях, в Топкапы я бы рекомендовал почаще задирать вверх голову и фотокамеру заодно – купола, своды и потолки покрыты изумительными росписями и резьбой.
7.
Я не планировал задерживаться в Топкапы надолго, поэтому отправился обратно в Третий двор, «Эндерун», где располагаются зал аудиенций (он же тронный зал), библиотеки, палата пажей, павильон Священной мантии и святых реликвий.
8.
В ростом номера двора растёт приватность, если можно так сказать. Чем выше звание и статус у человека, тем дальше ему позволялось пройти в Топкапы. В Первом дворе располагались служебные помещения, во Втором — казна, зал для заседаний министров и вход в гарем, в Третий двор допускались иностранные делегации и послы, а вот Четвёртый двор являлся личными покоями султана и местом его отдыха. После перевода дворца в статус музея все классовые границы стёрлись.
9.
В павильоне Фатиха (сокровищнице Эндерун) выставлены реликвии и артефакты Османской империи. Турки ходят по кругу и восторженно рассматривают золото и драгоценности. Между тем выставлено всего около 10% коллекции музея, а это на секундочку, 65000 экспонатов. Но в Топкапы меня больше привлекали интерьеры, расписные изразцы и яркое внутреннее убранство, чем ювелирные изделия. Тем более фотографировать золотишко запрещено, за чем строго следят.
10.
От толп туристов снова потянуло поближе к морю, и я вернулся в Четвёртый двор посмотреть через Босфор на восточную часть Стамбула и осознать, что времени на её осмотр у меня не хватит, разве что на полдня максимум удастся вырваться.
11.
Главным зданием Второго двора являлся «Диван-и Хумаюн» – зал для заседаний визирей или зал справедливости. Диван состоял из трёх отделов: в первом происходило непосредственно обсуждение, во втором вынесенные Диваном решения записывались и в третьем располагался архив.
12.
Сами султаны не участвовали в заседаниях и полагались на своих визирей. Но встречается информация о потайной комнате, где мог укрыться султан и послушать, что обсуждают его подданные на Диване.
13.
Что приковывает к себе взгляды в Топкапы, так это росписи потолков, золочёные ворота, узоры изразцов и каллиграфия на стенах. Дальше фотографий интерьеров будет ещё больше.
14.
Потому что мы отправляемся в красочный гарем, иногда называемый изразцовым павильоном. Вход в гарем осуществляется по отдельному билету, отчасти поэтому посетителей внутри поменьше, чем в остальной части дворца.
15.
Арабское слово «гарем» можно перевести как «запретное место, куда не каждый может попасть». Гарем охранялся евнухами, а проникнувшему на территорию женской части дворца грозила смертная казнь.
16.
В гареме проживали не только жены и наложницы султана и его мать валиде-султан, но также дети и родственницы со своими рабынями. Одновременно в гареме могло находиться до 1200 женщин.
17.
Изначально гарем не являлся частью дворца Топкапы и находился за его пределами, а первые годы султан Мехмед II Завоеватель предпочитал жить во временном дворце у площади Баязид, как говорилось выше.
18.
Спустя примерно 50 лет после строительства Топкапы во времена правления султана Сулеймана I Великолепного, построившего мечеть Сулеймание, гарем подвергся масштабной перестройке и стал частью Топкапы, а всё благодаря жене султана Хюррем Роксолане.
19.
Сейчас для посетителей открыты только часть помещений первого этажа, где располагались покои привилегированных особ, наиболее близких султану. Комнаты служанок и другие помещения до сих пор находятся на реставрации.
20.
Особенно роскошно и красочно смотрятся покои Хюррем Роксоланы, проделавшей путь из наложниц султана в фаворитки и жены и родившей Сулейману I шестерых сыновей. Разные источники говорят о её русском или украинском происхождении, известно, что она была подарена султану в возрасте примерно 15 лет.
21.
Иерархия внутри гарема была довольно строгая и главенствовала, естественно, мать султана, носившая звание валиде-султан. В случае зачатия наложница получала статус фаворитки и переезжала в более просторные и роскошные покои, получала прислугу и многие другие радости жизни.
22.
Изникские изразцы на стенах очень хорошо сохранились.
23.
Одна комната другой краше – какие-то послужили декорациями к популярному сериалу «Великолепный век».
24.
25.
Надо сказать, что из всего комплекса дворца Топкапы наибольшее впечатление произвёл именно гарем: эти узкие дворы, где прогуливались наложницы, где стояли на посту евнухи, фантастические узоры на плитке и многие другие колоритные детали, дающие ощущение восточной сказки.
26.
Комната наследника престола (шехзаде), если я не путаю.
27.
28.
На полноценный и вдумчивый осмотр дворца Топкапы стоит смело выделить полдня.
29.
Мне же была важна визуальная составляющая, да и не фанат я подобных музеев и чересчур туристических мест, поэтому и рассказ вышел довольно сумбурным.
30.
В тот день я одну за другой посетил три главные достопримечательности старого города – дворец Топкапы, собор Айя-София и Голубую мечеть, так что продолжу показывать их, а потом снова посетим менее людные места Стамбула. Keep it locked!
Другие посты о Стамбуле:

Сулеймание: самая большая мечеть Стамбула Вкусности Египетского рынка Богатства Гранд Базара

Добавить журнал в друзья