Таруса

История Тарусы

Таруса — районный центр в Калужской области. Таруса расположена на левом возвышенном берегу реки Оки, при впадении в нее речки Тарусы, в 72 километ­рах к северо-востоку от областного центра — города Калуги, в 36 км от железно-дорожной станции Серпухов на линии Москва — Тула.

Население 9,8 тыс. чел. (1992); 2,0 тыс. в 1897; 1,9 тыс. в 1926; 6,1 тыс. в 1979.

Точное время основания Тарусы неизвестно. По археологических данным (раскопки городищ в окрестностях), на месте Тарусы существовало поселение славян-вятичей, возможно, уже в 11 —12 вв.

Город впервые упоминается в 1246 году как центр удельного владения тарусского князя Юрия, сына черниговского князя Михаила Всеволодовича; крупный опор­ный пункт на Оке. Долгое время Таруса существовала как центр Тарусского княжества. Ксения Юрьевна, княжна Тарусская и великая княгиня Тверская, была канонизирована Русской Православной церковью и по праву считается покровительницей города над Окой.

Город стоит у устья звонкой, заросшей кувшинками реки Тарусы, по которой, согласно преданию, «сей град именуется». В слове «Таруса» живет что-то родовое, русское. С верхних рядов нерукотворного «амфитеатра» открываются синеющие дали. «Да, широко легла необозримая страна Россия», — говорил об этих местах К. Паустовский. Ока у тарусского плеса подобно исполинской голубой аорте вырывается на раздолье и плавно течет дальше к Волге — властительнице русских вод.

Первое летописное упоминание о городе относится к 964 году. Как гласит легенда, объясняя название города, в это время киевский князь Святослав пошел «На Оку-реку и на Волгу и налезе вятичи». Уведя на берегу строения и людей, князь спросил: «Какой это народ? Какого рода-племени?» «То — Русь, то — Русь!» — ответили с берега.

По другой легенде, название города произошло так: 3десь над самой рекой на развалинах старого городища стоял когда-то княжеский двор, и русская дружина насмерть дралась с несметными полчищами ханских воинов, вооруженных луками и кривыми саблями, которые с криками: » Та Русь! Та Русь!» — на своих низкорослых крепких конях пытались переправиться с противополож­ного берега реки на этот, чтобы разгромить дружину и прорваться к Москве.

В древности на долю Тарусы выпала судьба ратная. Здесь не раз звучал тревожный клич: «К оружию, русичи, тарусичи!». Не раз звенел булат. Отсюда уходили на Куликовскую битву «хоробрые» тарусские дружинники. В конце XIV века Тарусское княжество присоединилось к Московскому.

Город неоднократно подвергался нападениям крымских татар, и был в XV – XVII веках важным укреплённым пунктом «береговой» защиты по Оке на южных подступах к Москве.

В 1571 под Тарусой произошло ожесточённое сражение русских полков с войсками крымского хана Девлет-Гирея.

В 1654 в городе свирепствовала эпидемия чумы, и к 1681 в Тарусе осталось всего 20 дворов.

Менялись столетия. Вокруг бушевала история. Долгое время Ока была единственной «голубой дорогой», связующей русские земли.

В 1760 году в Тарусе было три действующие церкви: Никольская, Воскресенская и Кирилло-Афанасьевская. В 1776 году по повелению Екатерины II было учреждено Калужское наместничество, в состав которого вошел Тарусский уезд. 10 марта 1777г учрежден герб Тарусы: серебряный щит с голубой полосой сверху вниз, показывающий течение реки Тарусы.

В 1785-1790 гг. был построен каменный собор в честь апостолов Петра и Павла. Около собора построили каменную ограду, на которой установили железную решетку. При соборе было кладбище.

В начале XIX века в Тарусе насчитывалось 80 дворов, имелся небольшой кирпичный завод.

В Тарусе была городская толченая мельница с девятью перстами. На ней толкли пеньку, которая отправлялась в Серпухов на трепальные фабрики купца Кишкина. Однако город рос медленно, т. к. местные мастеровые уезжали в близлежащие промышленно развивающиеся города Серпухов (на парусные фабрики) и Алексин.

В пяти лавках Тарусы купцы торговали шелковыми, бумажными, шерстяными товарами и разными мелочами. Ярмарка бывала 29 июля и продолжалась три дня.

В 1785 году, по распоряжению Екатерины II, большой тракт Таруса – Калуга был обсажен в два ряда березами.

И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. В уездах Калужской области с удивительной быстротой было собрано ополчение в 15 тыс. человек, из которых сформировали­семь полков. В сентябре и октябре 1812 года Таруса­и ее уезд являлись ближайшим тылом русской армии, находившейся не более чем в двадцати верстах от Тарусы. В это время Таруса играла существенную роль в организации снабжения русской армии продовольствием, фуражом, одеждой, боевыми припасами. Здесь же ведали отправкой в тыл раненых и приемом на прокорм лошадей. Через Тарусу проходили следовавшие в армию воинские части, которым было необходимо предоставлять подводы и квартиры. Интересен текст распоряжения генерала-майора князя Урусова тарусскому городничему от 21 сентября 1812 года «23 числа сего месяца с 5-ю полками командуемой мной дивизией буду следовать через город Тарусу. Обращаясь к вам, чтобы приняли вы благовременно меры к безостановочной переправе сих войск через Оку и к проследованию через город; приготовление достаточного количества паромов, барок и разных судов для скорейшей переправы в сем случае необходимо. Я должен надеяться, что не будет встречена какая-либо остановка – иначе навлекли бы вы на свой счет взыскание» Все проходящие через Тарусу воинские части требовали от земского суда квартир, провианта, фуража, в получении которых выдавались квитанции. Материальное положение жителей города было очень тяжелым.

Таруса была ближайшим тылом русской армии, снабжавшим её продовольствием, одеждой, боеприпасами.

В 1849 в Т. было открыто первое уездное училище, в 1832 — первая больница. В 1837 в городе числилось 217 домов, 8 лавок, бумажно-ткацкая фабрика и кожевенный завод. Постепенно развивались торговля и промышленность; в 1890 на гл. гор. площади на месте дерев, лавок было выстроено каменное здание, где разместились купеческие магазины. В 1897 действовало 3 кожевенных и 2 кирпичных завода. В начале 20 в. получили развитие художеств, промыслы, в т. ч. вышивка.

Церковь святого Петра и Павла

В середине XVI века дьяк Георгий Ларионов основал в Тарусе мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVII столетия монастырь опустел, дере­вянный храм разрушился, а со временем монастырь закрылся.

Стоящий сегодня здесь храм построен на месте пре­жнего монастыря между 1628-1654 годами и по праву считается самым старым строением в городе (1)*. Однако, как и многие старые строения, он неоднократно перестраивался. В 1757 году к храму пристроили южный предел. В 1898-1903 годах церковь подвергли существенной перестройке в русс­ко-византийском стиле. Стилизация скрыла подлинные де­тали и формы бесстолпного четверика XVII века.

В1934 году храм закрыли. Настоятель Николай Успенский был арестован. После закрытия храм не пустовал, в нем распо­лагались: балетная труппа, зерносклад, пекарня, склад райпо. Однако никто не заботился о его сохранности, и постепенно храм ветшал, а впоследствии почти полностью разрушился.

Возрождение храма началось в 1988 году, и в настоящем мы видим спасенный от полного разрушения и забвения (единственный сегодня действующий в районе) храм Божий.

Русский Парнас

В конце XIX — начале XX в. Таруса была «Парнасом» московской художественной жизни, местом, где черпали вдохновение многие художники, поэты, писатели, музыканты и ученые. С этим городом и его окрестностями связано творчество М. Цветаевой, К. Паустовского, Николая Заболоцкого, художников Поленова, Коровина, Борисова-Мусатова, Крамского.

Самый проникновенный и страстный певец Оки и Тарусы — Константин Георгиевич Паустовский — ее Почетный гражданин. Он признавался, что не променяет среднюю Россию, Тарусу на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. «Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…»

Отдых в Тарусе: что посмотреть, чем заняться

Первый раз я приехала в Тарусу в мае несколько лет назад. Это была однодневная экскурсия, которая включала в себя ещё и Поленово. На саму Тарусу отводилось полдня. За это время нам показали городскую площадь, музей Цветаевых, а также пару памятников, в том числе памятник Марине Цветаевой, от которого отрывается необыкновенный вид на Оку. Я тогда так расстроилась, что мы здесь всего несколько часов провели, что решила обязательно вернуться сюда не на один день. Подходящий тур нашёлся через несколько лет и вот, этим летом, я вновь оказалась в этом городе, как и хотела, почти на неделю. Однако, быстро выяснилось, что для осмотра всех достопримечательностей Тарусы хватает и двух дней. Максимум – трёх. И на четвёртые сутки мы уже не знали, куда себя девать.

Наш тур совмещал экскурсии и отдых: первая половина дня посвящалась изучению достопримечательностей, а вторая – самостоятельным прогулкам. Пятый день, последний перед отъездом, был абсолютно свободный и вот его трудно было чем-то заполнить, поскольку к этому времени мы уже устали от променадов по городу и вдоль набережной, а периодически начинавшийся дождь не располагал к купанию. Таруса. Улица Ленина
По самой Тарусе у нас было две экскурсии: в первый день — пешая прогулка и во второй – два музея. Прогулка мне очень понравилась: не спеша, под рассказ экскурсовода, мы покрыли приличное расстояние. У нас ещё и перерыв на отдых был.

Стандартной точкой любого экскурсионного маршрута является городская площадь. В Тарусе она носит имя Ленина. Переименованием улиц, кстати, в городе не занимаются, поскольку денег мало, а вопросов, требующих серьёзных финансовых вложений – много. Поэтому на карте города до сих пор улицы Ленина, Розы Люксембург, Энгельса, Свердлова и т.п. Но на домах повесили таблички с указанием бывших названий.
Небольшие отрезки улиц, ведущих к площади, перекрыты и получилась такая пешеходная зона, где можно гулять и фотографироваться, не задумываясь о проезжающих машинах. На этом пространстве транслируют музыку. Обычные советские хиты, к примеру, из фильма «Гардемарины, вперёд!». А ещё здесь можно увидеть что-то типа городской ночной иллюминации.

Фонтан наполовину сломан (по сравнению с 2013-м годом), но зато подсвечивается вечером.
На площади Ленина, разумеется, стоит памятник самому Ленину. В памятнике как таковом может и нет ничего выдающегося и лично я даже не стала тратить память фотоаппарата на него ни сейчас, ни пять лет назад, но его автором является Павел Иванович Бондаренко. Знаменитый советский скульптор жил в Тарусе и похоронен на местном кладбище. Его самой известной работой является памятник Ю.Гагарину в Москве.
На площади много чего интересного и не очень. Здесь и детская площадка, и место для свадебных фотосессий, и даже доска почёта. Здесь же и крупный (в местных масштабах) магазин сувениров. В основном продают керамические изделия местной фабрики и картины местных художников. Цены не маленькие, но можно найти что-то и за приемлемую сумму. Просто основной ассортимент это изделия для чая/кофе. Ещё есть горшочки для запекания, пепельницы и масса изделий под общим народным названием «пылесборники». Пепельница мне не нужна, «пылесборников» дома хватает, да и кружки уже девать некуда, поэтому я не стала тратить здесь деньги. Тем более, что в туристическом автобусе керамику или картину везти не очень-то и удобно.
Ещё из памятников, расположенных на площади, обязательно нужно отметить бюст генералу Ефремову. Он родился в Тарусе, а похоронен в Вязьме, где во время Ржевско-Вяземской операции не смог выйти из окружения и уже тяжело раненный предпочёл застрелиться, чтобы избежать плена. Незадолго до этого за ним прислали самолёт, но Михаил Григорьевич отказался спасаться один. Поэтому надпись на постаменте гласит «Не предавшему Родину и солдат».
Тему Великой Отечественной войны продолжает памятник жителям Тарусы, не вернувшимся с фронта, расположенный на высоком берегу Оки. Он выполнен в виде штыка, направленного остриём вверх, что является символом победы.
Отсюда открывается прекрасный вид на реку и на противоположный берег. Кстати, Таруса является городом Калужской области, а вот противоположный берег это уже территория Тульской области.

Но вернёмся на площадь Ленина, где также расположено здание картинной галереи, открытой в середине прошлого века. Экспозиция располагается на двух этажах. Среди экспонатов есть картины 19-го века, но в основном это собрание произведений современных художников и место проведения временных выставок. Галерея, к сожалению, сейчас не является центром культурной жизни города, каким её пытались сделать в советские годы. Она не попадает в перечень объектов, обязательных к посещению туристическими группами, а местные жители, конечно же, не ходят сюда каждый день. Плата за вход – 90 рублей. Фотосъёмка стоит 50 рублей. Недорого, конечно, но я всё равно платить не стала, ведь, по факту, я не сделала бы там больше пяти снимков. Хотя мне очень понравилась небольшая инсталляция из стекла и цветных фонариков, но нужно быть очень искусным фотографом, чтобы получить чёткие снимки, передающие весь световой спектр.

Но самым крупным и самым значимым объектом, расположенным на площади и видимым из любой точки города, является Петропавловский собор. Это самое высокое здание Тарусы. Храм конца 18-го века отреставрирован в самом начале 21-го столетия. Собственно, вплотную к нему и пристроена галерея. Внутри Собора необычный, вырезанный из камня, иконостас, а снаружи на стенах мозаичные изображения Святых.
Собор большой и, наверное, может вместить в себя всех жителей Тарусы. Но в любом случае в городе есть ещё одна церковь – Храм Воскресения Христова. Если на площади Ленина стоять лицом к Оке, то Воскресенская церковь будет по правую руку.
Храм на этом месте построен в 17-м веке, но за столько лет неоднократно перестраивался. Наибольший урон здание получило в 20-м веке, но в самом конце 90-х было отреставрировано.
Рядом с храмом установлен каменный крест, как памятник всем похороненным на местном кладбище, которое не сохранилось до наших дней.
Ещё одно городское кладбище было некогда рядом с Петропавловским собором. Теперь на этом месте небольшой парк. Он очень симпатично сделан и популярен среди тарусян. А, поскольку он находится на одной береговой линии с уже упомянутым памятником погибшим жителям города, отсюда тоже можно наслаждаться красивым пейзажем.
Вообще, пейзажи – это отдельная достопримечательность Тарусы. Благодаря тому, что город расположен на высоком холмистом берегу реки, красивые виды тут открываются почти на каждом шагу. Может поэтому Тарусу в качестве места жительства выбирали люди творческие.

Таруса Цветаевой

Удивительно, но будучи городом достаточно древним и имеющим богатую историю, Таруса, как туристический объект, связывается в основном с именем М.И. Цветаевой, семья которой жила здесь. Изначально в Тарусе жила родственница отца Марины со своим мужем. Затем отец будущей поэтессы снял в окрестностях города дачу, именовавшуюся «Песочное». Этот дом не сохранился. Теперь на его месте танцплощадка санатория «Серебряный век».
Позже дед Марины купил дом на улице, именующейся ныне улицей Розы Люксембург.

Он вошёл в историю города, как «Дом Тьё», поскольку вторая жена деда, будучи моложе его, просила Марину и её сестру Анастасию обращаться к ней как «Тётя», но, будучи иностранкой, сама плохо выговаривала это слово, произнося его как «Тьё», поэтому девушки так её и называли.
Сейчас в этот дом восстановлен и в нём обустроен музей семьи Цветаевых. Он небольшой.

На осмотр без экскурсии уйдёт максимум минут 20. Ну это если вы не фанат Марины Цветаевой и не будете осматривать каждый экспонат с лупой. С экскурсоводом же здесь можно провести около часа. В комнатах расположены вещи, бывшие в этом доме, а также на даче «Песочное», макет которой выставлен в этом музее. Когда я была здесь в 2013 году, нам открывали террасу. В этот раз её не показали.

Ещё одним памятным местом, связанным с именем Цветаевой является… камень. Он установлен на месте, которое определили, по словам самой поэтессы. Будучи в эмиграции, она написала, где хотела бы быть похороненной и дала подробное описание местности. Это место находится по пути из «Песочного» в Тарусу. Недалеко от Воскресенской церкви, в которой, кстати, отпевали мать Цветаевой. На камне выбита надпись «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Не знаю, может лет сто назад здесь был другой пейзаж или другие растения росли. А может и место неправильно определили, но вот я не увидела причин желать быть похороненной именно в этом месте. Оно не произвело на меня какого-то умиротворяющего эффекта, о котором писала Цветаева.

Недалеко отсюда в советские годы жила сводная сестра Марины. Она отдала часть своего участка дочери поэтессы — Ариадне Эфрон, вернувшейся из лагерей, и та смогла построить дом. Позже к Ариадне приехала её подруга, с которой она познакомилась в заключении. У обеих женщин никого из близких не осталось, да и ехать им больше было некуда (Таруса – один из городов того самого «101-го километра») и они так и жили вдвоём. Ни с кем из местных жителей они почти не общались. Исключением была только семья скульптора Бондаренко, автора памятника Ленину, о котором упоминалось выше. Он и установил обелиск – большой серый прямоугольный камень на могиле Эфрон на местном, действующем кладбище, расположенном на окраине города в конце улицы Розы Люксембург. Рядом с Ариадной похоронили и её единственную подругу, скончавшуюся позже. Недалеко похоронен и сам скульптор, но на его могиле никаких памятников нет. А вот его ученик — автор памятника Цветаевой в парке около Петропавловского собора, который как уже говорилось, разбит на месте старого кладбища, на котором был похоронен дед Цветаевой, которому принадлежал «Дом Тьё». Вот так здесь всё «закольцовано».
Памятник установлен в 2006 году. В дни нашего пребывания в городе кто-то вложил живые цветы в бронзовую руку, и скульптура буквально ожила: идёт по дорожке парка Марина Цветаева, прижимая к груди букет.

Таруса Паустовского

Недалеко от Эфрон и её подруги похоронен Константин Паустовский. Он выбрал место захоронения сам ещё при жизни. Его могила расположена на краю оврага отдельно ото всех. Паустовский также завещал не ставить никаких надгробных памятников, но эту его волю не исполнили. Со временем здесь появились камень, низенькая ограда и крест. На камне была надпись, выложенная бронзовыми буквами, но в 90-х они исчезли.
Паустовский является почётным жителем Тарусы. Он приехал сюда в 50-х годах и очень много работал не только как писатель, но и как общественный деятель. Благодаря ему в Тарусе появился водопровод и электричество. В его доме на Пролетарской улице открыт музей. Создан он падчерицей писателя. Правда работает только три дня: пятница, суббота, воскресенье. Поэтому, приехав в воскресенье вечером, а уезжая в пятницу утром, мы в него не попали.

В городе установлен памятник писателю. Формально он расположен в парке, но далековато от церкви, между домами, на повороте дороги. Его и видно, только если подойти вплотную к нему. В общем, по моему мнению, расположение совсем неудачное. А памятник интересный.

Продолжать тему известных людей, проживавших в Тарусе можно долго. Тут почти в каждом доме жил писатель, художник, скульптор… Конечно же так подробно нам город не показывали. Остановились ещё на двух личностях: Бэлле Ахмадулиной и В.Э Борисе-Мусатове.
Памятник Ахмадулиной установили в парке осенью 2013 года. Автором проекта является её муж – художник Борис Мессерер. Их семья любила приезжать в Тарусу. Ахмадулина часто гуляла по набережной и разговаривала с местными жителями. Скульптуру установили практически напротив памятника Цветаевой и создаётся впечатление, что Цветаева идёт к Ахмадулиной.

Художник В. Э. Борисов-Мусатов прожил всего 35 лет. Он умер через небольшой промежуток времени после переезда в Тарусу. Его похоронили на высоком берегу реки, где он очень любил смотреть на Оку. Его могила совсем недалеко от Камня памяти Цветаевой.

Краеведческий музей

Помимо экскурсии по городу и музею Цветаевых у нас было запланировано посещение Краеведческого музея. Расположен он на улице Энгельса. Честно говоря, большого впечатления он не произвёл. Всего 4 зала экспозиции и один зал для временных выставок. Во время нашего визита была выставка обёрток отечественных шоколадных конфет из частной коллекции.
Из экспонатов, в основном, изделия современных художников, а также вещи, которые конечно исчезают из обращения, но пока ещё в больших количествах встречаются в краеведческих музеях почти каждого города. Это коромысла, прялки и т.п.

Мне понравился экскурсовод, хотя больше всего он запомнился фразой «Фотосъёмка в музее приветствуется». Далеко не везде такое услышишь. Было видно, что гид мог рассказать о Тарусе и о представленных экспонатах очень и очень много, но время сильно поджимало. На экскурсию отводилось минут 45 всего.

На этом рассказ о нашей экскурсионной программе по Тарусе можно закончить и вкратце рассказать о самостоятельных прогулках по городу. У нас же было много свободного времени.

Тарусская вышивка

Специально мы ходили на улицу Нерезова за изделиями тарусской фабрики вышивки. Идти тяжело. Дорога круто поднимается в гору и при этом резко сворачивает. Так, что выезжающих машин не видно.

Тарусская вышивка это такой же народный бренд, как и вологодское кружево и палехская роспись. В советские годы озаботились спасением стиля вышивки, характерной для калужских земель, и создали тарусскую артель. Сейчас производство можно сказать умирает. Вот про жостовские подносы или палехские шкатулки знают многие, а про тарусскую вышивку – единицы. По наводке гида мы пришли в магазин при фабрике. Ассортимент, надо сказать, скудный. Здесь можно купить вещи из льна. Но выбрать особо не из чего. Лично мне не подходил либо цвет, либо размер, либо цена. Не считаю нужным отдавать 6000 рублей за льняную рубашку пусть даже и с кружевами ручной работы, а льняной халат а-ля кимоно мне уж точно не пригодится. Ну не моё это. Так же как и платье в стиле советского фильма «Сердца четырёх».
В итоге я взяла салфетку с вышитым названием города «Таруса» за 350 рублей. И это самая низкая стоимость изделия в магазине. Другие салфетки, с другой вышивкой или иной расцветкой стоили уже от 600 рублей.

Но зато рядом со зданием фабрики строится двухэтажный магазин сувениров. Сам по себе он оформлен очень интересно. И то, что в этом домике два этажа наводит на мысль о расширении ассортимента, а значит и об оптимистичном будущем.

Кафе и отель

Ни в коем случае нельзя пройти мимо чебуречной на Октябрьской улице. Ведь вход в это кафе украшает интересная скульптура А. Волкова «Истина в еде».

Вообще, пункты общественного питания в Тарусе оформлены очень интересно. В них можно ходить не столько за едой, сколько за изучением интерьера.
Правда, мы посетили далеко не все кафе города, а, точнее, только три. Надо сказать, что цены на еду в Тарусе какие-то прям московские. Когда я оформляла тур, меня отговорили доплачивать за комплексные обеды, мол, приедете и купите, что хотите и где хотите. Но доплата составляла 400 рублей за все блюда, входящие в комплекс. Тогда как такой же обед, но заказанный самостоятельно, стоил уже в районе 1500 рублей.
Из тех мест, где мы были, по оформлению интерьера выигрывает «Тарусское время» на улице Луначарского. Гид нам сказала, что это самый «крутой» ресторан в городе. Выглядит не плохо: двухэтажное здание с пушками на балконе второго этажа и забавно оформленным двориком. Попали мы сюда с третьего раза. Здесь очень мало мест и работает заведение до 21.00.
Встречает нас такой вот плакат на двери.
Да. В Тарусе почти нигде нельзя расплатиться банковской карточкой. И это ужасно, особенно когда не берёшь с собой много наличности.
Внутри всё украшено часами. Среди них есть и работающие экземпляры.
Даже счёт нам потом принесли вот в таких «кейсах».
А вот меню подкачало. Просто заламинированный двусторонний лист бумаги.
Алкоголь отсутствует, но официантка сказала, что я могу принести бутылку пива из магазина, заплатить пробковый сбор – 100 рублей и спокойно его пить. Я от такого варианта отказалась.
Еда была вкусная, да и порции достаточно большие. Вообще, в ресторанах Тарусы блюда стоят своих денег.
Гостинице, в которой мы жили, принадлежит два кафе «Якорь» и «Парус». «Парус» по современнее и оформлен интереснее. В тёмное время суток смотрится красиво, поскольку хорошо подсвечивается. Кафе стоит прям на берегу реки и имеет террасу. Если прохладно, но посетители желают обедать на воздухе, им дают пледы. Работает «Парус» до 23.00. К еде претензий нет, а вот официанты уж очень медлительные. Особенно, когда речь идёт о том, чтобы принести сдачу.
Однако, в нашем рейтинге победил ресторан «Якорь». Не по интерьеру, а по еде. Готовят здесь одно блюдо — «Блюдо Ильи Муромца». Это кусок говядины, запечённый под картофелем и сыром. Им спокойно можно наесться. Стоит 450 рублей. Я решила, что в Москве такого качества мяса я не найду, а уж за 450 рублей и подавно. Поэтому я не стала часто экспериментировать и ходить по другим кафе, а поглощала «Илью…» на обед и ужин. Завтраки были включены в стоимость тура и накрывались в этом же «Якоре» и были, надо сказать, очень приличные.

Жили мы в пансионате «Якорь». Говорят, в советское время это был действительно пансионат. Даже с лечебными процедурами. А затем его перестроили и сделали такую гостиницу. На кладбище во время пешеходной экскурсии нам даже могилу основателя пансионата показывали.

В интернете есть отзывы про этот комплекс. При этом, можно найти и положительные и отрицательные мнения. Могу сказать, что все они правдивые, как оказалось. Всё зависит от степени запросов к обслуживанию, от настроения и от самого номера. Изначально мне выдали номер с ужасным матрасом, и я провела не самую лучшую ночь, но на следующее утро гиду удалось договориться о моём «переезде». Мой новый номер уже имел намного меньше недостатков, чем предыдущий и совсем гневный отзыв писать расхотелось. Чтобы не повторять все посты других авторов скажу просто, что данный пансионат в целом неудобен для проживания в течение нескольких дней. Но, как мы успели увидеть, он очень популярен. Люди постоянно заезжали.
Одним из плюсов пансионата указывается его близость к Оке, но поскольку между ним и рекой есть частные дома, то насладиться пейзажами, особенно с первого этажа, не получиться.
Нужно также учесть, что пансионат расположен рядом не с пляжем, а с пристанью. Сделанная из металла пристань небольшая и выглядит не презентабельно, но с неё, на мой взгляд, открываются самые лучшие виды Оки и берегов.

Отсюда отправляется теплоходик в Поленово. Отчаливает в 12.00, но не нужно прибегать в последний момент. Например, мы стали почему-то отплывать в 11.50 и несколько человек не успели сесть на борт. Обратно из Поленово теплоход возвращается в 15.30-15.40.
Рядом с причалом есть стенд со схемой Тарусы и окрестностей. Согласно ей рядом с городом есть пара-тройка населённых пунктов с усадьбами. Скорей всего они полностью разрушены. В эти пункты с городского автовокзала у площади Ленина ездят маршрутки, но очень редко. Гораздо чаще маршрутные такси уходят на Серпухов. До этого города Московской области из Тарусы час езды, как, впрочем, и из Москвы на экспрессе.
Ну вот и всё в общем-то. Конечно мы осмотрели далеко не весь город, но надо признать, что мы от него устали. Лично я ощутила прям физическую усталость и для меня осталось загадкой, почему столько художников и поэтов находили здесь вдохновение для написания стихов или картин.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ната-та-таха

Поездка в Тарусу

Сегодня хочу показать фотографии, которые сделала во время поездки в Тарусу в июне этого года.

Наше путешествие было расчитано на два дня. Выехали ранним субботним утром, чтобы успеть проскочить до пробок. Под Серпуховом сделали остановку в поле, дабы испить кофейку. Прямо рядышком с машиной наблюдалось богатое разнообразие всяческих полевых цветочков, которые я, разумеется не смогла не сфоткать.

Часов в 10 доехали до Тарусы, поселились в гостиницу и пошли гулять по городу. Вот такой забавный указатель стоит во дворе нашей турбазы.

Пока поджидала, когда все соберутся, пофоткала цветочки на клумбе (ну люблю я цветочки ).

У краеведческого музея встретились с экскурсоводом и отправились на обзорную по городу.

Тару́са — старинный русский город, административный центр Тарусского района Калужской области.
Город расположен у впадения реки Таруса в реку Ока, в 36 км от Серпухова, в 70 км от Калуги. Благодаря своему уникально сохранившемуся облику — большинство зданий одноэтажные, построенные в XIX веке, город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесен в перечень исторических городов России. Значительный культурный центр России, с этим городом связана история жизни и творчества многих художников и поэтов, писателей и режиссёров.

Очень приятный тихий городок, расположен на высоком берегу, с которого открываются красивые виды. Замечательное дачное местечко!

Часовня Боголюбской иконы Божией Матери, современной постройки в древнерусском стиле рядом с источником.

«Уснувший мальчик». Памятник на могиле художника В.Э.Борисова-Мусатова, установлен в 1911 г. его другом скульптором А.Т. Матвеевым.

В первый день нашего путешествия была прохладная пасмурная погода, поэтому я не стала делать много фотографий, понадеявшись, что на следующий день солнышко все-таки выйдет из-за туч. Прогулявшись по городу, мы отправились в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова. Он расположен на другом берегу Оки и, поскольку моста в Тарусе не обнаружилось, добирались мы туда на катере. По дороге сделала с воды несколько снимков.

Церковь Святой Троицы в селе Бёхово

Вид с Оки на дом-музей Поленова.

Непосредственно усадьба занимает площадь 14,1 га, включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В. Д. Поленова в конце ХIХ – начале ХХ века, и усадебный парк — тоже детище Василия Дмитриевича: большинство сосен было посажено его руками.

Усадьба осталась такой, какой и была задумана Василием Дмитриевичем Поленовым. Дом был построен на любовно выбранном месте и Поленов оказался счастливым архитектором, так как все, что он спроектировал, через несколько лет увидел построенным.

«Большой дом»

Мастерская художника «Аббатство»

К сожалению, у нас не хватило времени и сил обойти всю усадьбу и парк. Но на экскурсии в «Большом доме» мы все же побывали. Экспозиция замечательная!

Еще несколько снимков в парке.

Кстати, поленовские коты, несмотря на их грозный вид, оказались на редкость благодушными и с удовольствием давали себя погладить

Прогулка по парку завершена, время отправляться в обратный путь в Тарусу. Еще пара снимков Оки.

На следующий день облачность уже не была такой плотной и солнышко иногда освещало пейзаж. Мы еще немного прогулялись по городу и его окрестностям и посетили экскурсию музее семьи Цветаевых.