Сурб хач в ростове

История

Мемориальный комплекс «Сурб – Хач» связан с жизнью деятелей армянской культуры М. Налбандяна, Р. Патканяна, А. Алмандаряна. Он включает в себя:

  • церковь ХVIII в.
  • северные ворота
  • южные ворота
  • родник с коптажной надстройкой

Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк), названный в память одноименного армянского комплекса близ оставленного переселенцами города Старый Крым, был основан 21 января 1786 г. в семи километрах к северу от Нахичевани.

Место для него было куплено Мартиросом Шахназаряном на деньги гандзагского архимандрита Симона, прибывшего вместе с крымскими армянами и похороненного 13 июня 1794 г. у колокольни собора. Монастырь венчал вершину скалистого берегового холма, придавал его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности.

27 ноября 1792 — монастырь освятили архиепископ Иосиф Аргутинский.

При активном участии Геворга Хатраняна и Алексея Аладжаляна в 1862 г. был произведен капитальный ремонт монастыря. При нем находились церковно-приходское училище, типография (самая первая на Юге России) и дом для настоятеля собора. В северо-восточной части монастыря находился армянский поселок, состоящий из 50 домов. На северной стороне располагались сад и огород. Внутри – большой хачкар, который привезли из Армении.

В конце XIX века монастырю принадлежала территория около 50 гектаров, сдаваемая в аренду под пашню и огороды. В излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеход¬ной дорожкой. Она пересекала речку сначала по деревянному, затем по железобетонному мосту (заменен в 1900 году) и поднималась по выстроенной на склоне балки в 1862 году каменной лестнице. Тогда же в монастыре соорудили над родником каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су».

Вначале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани.

Храм в советское время

Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего он был закрыт и передан местному совхозу под зернохранилище.

Затем на его подворье разместился детский дом. В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть покрытия храма.

В послевоенные годы службы в храме не возобновлялись, постройки подворья не использовались. Монастырь пребывал в запустении, ветшал, часть хозпостроек, разрушенная в 1941 — 1943 годах, разбиралась. Оказались утраченными и древние хачкары, украшавшие храм. Среди них был хачкар 1439 года с именем некоего Карапета.

В середине 1960-х годов советскими и партийными органами предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для выросшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Тогда Ростовское областное отделение ВООПИиК обратилось к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета М. С. Сарьяну с просьбой о ходатайстве о сохранении храма. М.С. Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, принял активное участие в сохранении этого исторического и архитектурного памятника. По его инициативе церковь монастыря была поставлена на госохрану, в ней было предложено создать Музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения.

1968-1972 — церковь была восстановлена. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 году были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Автором проекта восстановления был засл. архитектор Армянской ССР М.В. Григорян, при соавторстве его коллег М.С. Мнацаканяна, К.А. Манукяна.

В ноябре 1972 года в восстановленном здании открыли Музей русско-армянской дружбы. В постперестроечные годы высказывалось мнение о необходимости вернуть зданию его первоначальное культовое назначение. Однако полемика в периодической печати по этому вопросу ничем не закончилась. Консультации между представителями администрации области и Армянской церкви закончились признанием преждевременности постановки этого вопроса.

В марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви с условием, армянская община Ростова приобретёт и восстановит здание для Музея, который ранее располагался в церкви.

Архитектура

Церковь возведена в стиле классицизм. Архитектор И.И. Старов.

Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма.

Это был прямоугольный в плане храм, расширенный в средней части ризалитами, с выступающей на восток полуциркульной апсидой. Северный и южный входы оформлены четырехколонными порталами. Церковь прямоугольная в плане, расширенная в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой.

Композиционным центром здания является круглый барабан, увенчанный высоким куполом, который завершен фонарем с пологой главкой. Южный и северный фасады выделены четырехколонными портиками.

Вертикальное членение фасадов осуществляется рядом высоких полуциркульных проемов первого яруса, оформленных пилястрами с сандриками сложной конфигурации, парными полуциркульными окнами барабана и пилястрами на декоративных кронштейнах в его простенках, завершенных профилированными архивольтами. Углы первого яруса оформлены лопатками. Горизонтально здание членится антаблементами первого яруса и барабана, подоконными тягами.

В 1862 году была возведена двухъярусная квадратная в плане колокольня с высоким четырехгранным шатром.

К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань.

Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано более 20 книг.

Библиография

  • Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт.
  • Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта.
  • Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8.
  • Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь…/ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг.
  • Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв.
  • Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля.
  • Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня
  • Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001
  • Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-н/Д., АКРА, 2003
  • Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999
  • Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ереван, 1988
  • Сурб-хач — памятник истории и архитектуры конца XVIII века. Сб. Донские страницы. Очерки. Воспоминания. Документы. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1988
  • «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства». Р/д, 2012
  • Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницина. – Ростов н/Д, 1999.
  • Смирнов, В. В. Монастырь на кургане: Святой крест / В. В. Смирнов. — Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди. – Ростов н/Д, 2010
  • Паспорт на памятник истории и культуры. Церковь монастыря Сурб-хач. Текущий архив. СКДП, институт «Спецпроектреставрация»
  • Памятники Дона
  • Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) государственного (федерального) значения г. Ростова-на-Дону
  • Тернистая судьба храма //проф. Евгений МАЛАХОВСКИЙ, Эдуард ВАРТАНОВ
  • ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ
  • Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013
  • Казаров С.С. «Сурб Хач»

Сноски

  1. К сожалению, в наше время из-за большого количества зданий, построенных вокруг него в 1980 году, это значение храма утрачено.
  2. Упоминания о них мы находим в различных источниках. Так, архимандрит Минас Медици упоминает «черный камень», именуемый Пырчачкар (т.е. Спасский камень). По преданию, этот камень с вырезанным в круге крестом, был освящен святым апостолом Фаддеем, и перевезен в Крым из г. Ани. В конечном итоге этот камень был передан на хранение в монастырь Сурб Хач.

У этого термина существуют и другие значения, см. Сурб Хач.

Армянская церковь

Церковь Святого Креста

Սուրբ Խաչ

47°17′25″ с. ш. 39°43′19″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Ростов-на-Дону

Конфессия

Армянская Апостольская Церковь

Епархия

Ново-Нахичеванская и Российская епархия

Тип здания

Церковь

Дата основания

Строительство

1786—1792 годы

Статус

ОКН № 6110005000№ 6110005000

Состояние

отреставрированное

Церковь Сурб Хач на Викискладе

Церковь Сурб Хач (арм. Սուրբ Խաչ , рус. Церковь Святого Креста) — армянская церковь в Ростове-на-Дону. Одна из сохранившихся построек ранее существовавшего монастыря. Построена в конце XVIII века армянскими переселенцами из Крыма в память об одноимённом монастыре в Крыму. Старейшее из зданий, сохранившихся в современных границах Ростова-на-Дону.

Описание

Храм окружен жилыми микрорайонами, образующими Северный жилой массив. Храм с окружающим его парком, обнесённым изгородью, расположен на высоком правом берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке Темерник, к которой он обращён лицевой стороной (на юг). К востоку от каменной лестницы из-под холма, на котором стоит храм, бьёт родник. Возле родника устроена купальня и зона отдыха. Купальня монастыря является одним из традиционных мест Ростова для крещенских купаний.

Церковь построена в стиле классицизма. Важными элементами в композиции здания являются портики, в то время как плоскости стен, в частности, барабана, членятся пилястрами и карнизами. Церковь прямоугольная в плане, с небольшими ризалитами в средней части и с выступающей на востоке апсидой.

От церкви к реке Темерник спускается каменная лестница, которая раньше через два моста вела к парку, находившемуся в излучине реки. К востоку от церкви находится возведенная в 1862 году настройка над родником «Чорхах».

Главная реликвия церкви — хачкар (крест-камень) VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани, и привезенный в XVIII на донскую землю армянскими переселенцами из Крыма. Подробнее см. Сурб Хач (хачкар).

У стен церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Манукович Аламдарян, Микаэл Лазаревич Налбаднян и Рафаэл Габриэлович Патканян.

История

Церковь монастыря Сурб Хач была заложена в 1783 году, а строительство началось в 1786 году и длилось 6 лет. 27 ноября 1792 года церковь была освящена.

Церковь возводилась по проекту архитектора Ивана Старова, создателя Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В 1862 году недалеко от западного фасада церкви была построена двухъярусная, с высоким четырёхгранным шатром колокольня. К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом. В нём размещалась основанная в 1791 году общеобразовательная школа, позднее реорганизованная в семинарию с пансионатом. При семинарии была устроена библиотека, в 1883 году перевезенная в Нахичевань. Также в здании располагалась первая на юге России типография, действовавшая с 1790 по 1796 год. Более 20 книг было напечатано в типографии за эти 6 лет. Колокольня и архиерейский дом были утрачены в XX веке.

В дореволюционный период монастырю принадлежали около 50 га земли, которые сдавались в аренду под пашню и огороды. В 1862 году здесь побывал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский (родной брат художника И. К. Айвазовского). С подачи иерарха был запущен сбор средств на реставрацию монастыря.

В 1920 году обитель перестала существовать, но богослужения в церкви Сурб-Хач продолжались ещё 11 лет! Монастырь действовал до 1931 года, когда богослужения были прекращены, а постройки переданы местному совхозу под зернохранилище.

В 1968—1972 годах в монастыре проводились восстановительные работы по проекту местного уроженца Марка Григоряна. По окончании реставрации (14.11.1972) в здании храма был открыт Ростовский музей русско-армянской дружбы, насчитывающий более 10 тыс. экспонатов. Музей располагался в здании церкви Сурб Хач до 2007 года. Богослужения возобновились в 2000 году.

  • Панорама монастыря

  • Каменная лестница от родника к церкви

  • Надгробия Рафаэла Патканяна и Микаэла Налбандяна

  • Каптажная надстройка родника

  • Церковь Сурб Хач на марке России, 2001 год

> См. также

  • Нахичевань-на-Дону
  • Монастырь Сурб Хач (Крым)

Родник Сурб-Хач

Эта серия рассказывает об известных и неизвестных ростовских достопримечательностях, людях, событиях, происходивших в этом городе за всю его историю. Этот рассказ — о самом старинном здании современного Ростова-на-Дону. О церкви армянского монастыря Сурб-Хач.

Предыстория

14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было, якобы, для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Однако же ни один политический шаг (а особенно переселение тридцати тысяч человек за тридевять земель) не делается из доброты душевной. А делается он, как правило, из холодного расчёта, над которым усердствуют лучшие государственные умы. А расчёт был таков. Общество Крымского ханства было расслоено. Крестьянами и ремесленниками были в основном армяне, а крымские татары составляли другие классы, гораздо менее «трудящиеся». Лишив, по сути, презренное ханство рабочей силы, основы экономики, Екатерина II стремилась его ослабить, чтобы в дальнейшем ликвидировать турецкого вассала и аннексировать Крым. Что через три с половиной года и произошло.

Но вернёмся к нашим армянам. В 1779 году, забрав с собой всё ценное и дорогое, погрузившись на подводы, 30000 человек армянского населения полуострова снялось с насиженных мест и устремилось из солнечного плодородного Крыма, где растёт сладкий виноград, в промозглое Приазовье Российской Империи. Из-за неразворотливости и халатности имперской бюрократии их путь продолжался более полутора лет. На своём долгом, нелёгком пути анийской ветви армян пришлось оставить тысячи могил. В пункт назначения пришло менее 13 тысяч.

В 1781 году, измученные долгим переходом, армяне осели на донской земле, основав город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сёл (сейчас в составе Мясниковского района РО). И началась у этих людей совсем другая жизнь. Но памятуя о родном Крыме, об оставленных городах и сёлах, армяне увековечили крымский период своей истории в названиях вновь образованных населённых пунктов и новых церквей.

Монастырь Святого Креста

Ростов-на-Дону был основан более чем на тридцать лет ранее прихода сюда армян из Крыма. Однако самым старинным сохранившимся зданием современного города является именно армянская постройка — это церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Монастырь основал архиепископ Иосиф Аргутинский (в миру князь Аргутинский-Долгорукий) ещё в 1783 году, возведение церкви начали в 1786-м. Дело происходило в семи километрах к северу от тогдашнего Нахичевана. Почему так далеко и почему именно здесь? Монахи, как известно, любят уединение. Видимо, поэтому монастырь решено было основать вдали от мирской суеты. Выбор места был обусловлен редкой для данной равнинной местности высотой. Ведь главный храм донских армян долженствует господствовать над окрестностью. А ещё (и это главное!) здесь бьёт родник, чистота и вкус воды которого в здешних местах столь же редки, как и возвышенность монастырского кургана. Строительство завершилось через 6 лет, в 1792-м. На территории монастырского комплекса были учреждены школа, библиотека, с 1790 по 1796 годы работала первая на Юге России типография.

В каком стиле было построено здание храма сегодня нам не известно, так как в 1862 году оно было основательно перестроено. В настоящем здании нет ни крупицы армянской архитектуры. Стиль его более всего походит на византийский, но не соблюдается полностью. К Сурб-Хачу ведёт каменная лестница с лавочками для отдыха пожилых прихожан. Спустившись по ней от церкви вниз, можно попасть к святому источнику Салых-Су. На роднике сооружено строение, подобное часовне. В нём были установлены картины, перед которыми паломники зажигали свечу и молились. Сам родник образует купель и небольшой водоём, который здесь принято называть «маленьким морем». Но две сотни лет тому назад здесь не было никакого водоёма: с южной стороны от храма было ущелье, через которое был переброшен деревянный мост, ведущий в красивейший монастырский сад. Само святилище было удивительно богатым на святыни. Самой великой из них (которая и послужила основой строительства и нарекания) считался большой хачкар, который, как предполагается, был с анийцами ещё со времён исхода из Армении.

Ночи длинных ножей Сурб-Хача

У стен Сурб-Хача захоронены знаменитости ушедшего времени. Это поэт, публицист и философ-материалист Микаэл Налбандян; классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэл Патканяни многие другие. Здесь же похоронены двое из настоятелей монастыря, архимандриты Арутюн Аламдарян и Адам Тёр-Никохосян, убитые разбойниками в монастыре.

Нужно отметить, что монастырь Сурб-Хач в XIX веке представлял собой великолепное место для нападения. Во-первых, своим уединённым положением (семь вёрст до города!), во-вторых, совершеннейшей непроглядностью местности из-за обилия зелени, в-третьих, множеством путей отхода. Но монастырь привлекал к себе внимание грабителей в первую очередь тем, что по расхожим предвзятым убеждениям располагал несметными богатствами. Да и монахи тогда пренебрегали средствами защиты, всё больше уповая на защиту Святого Креста.

Первой жертвой стал архимандрит Аламдарян в майскую субботу 1834 года. Выбив двери, запертые на одни лишь слабые засовы, семеро разбойников вошли в монастырские покои и приветствовали спящих выстрелом из пистолета. Потом всех связали и начали искать деньги. Всех, да не всех. Архимандрит Аламдарян вступил с разбойниками в неравный бой и одного даже «вырубил», но был смертельно ранен и через 15 дней скончался, проповедуя людям любовь и мир.

Разбойники же, не найдя денег, взяли шубы и ещё какие-то монашеские тряпки. Но тут же всё в ужасе побросали и дали оттуда дёру на трёх каретах. Почему? Потому что среди ночующихся в монастыре пребывал некто столяр Аветик. И перепугался он разбойников до такой степени, что спрятался в печи. Когда разбойники зашли в его комнату и не увидели хозяина сапог и одежды, подумали, что тот уже рванул за помощью. И обделались пуще столяра! Некоторых из этих персонажей полиция позже разыскала.

Архимандрит Тёр-Никохосян также погиб от рук грабителей и тоже ночью, но на полвека позже — во вторник 3 апреля 1888 года. Охочие до наживы несознательные граждане перерезали ему горло широким кухонным ножом. Товарищи эти найдены не были, но похищенные окровавленные деньги обнаружились бог знает где, у матушки одного из убийц.

Наши дни

Монастырь до наших дней не сохранился. Остался только цветущий парк с фонтаном, облагороженный родник Салых-Су, длинная каменная лестница, поднимающаяся от этого источника вверх по монастырскому кургану. И, конечно же, храм Сурб-Хач. Но и в этом здании с 1972 по 2000 год существовал Ростовский музей русско-армянской дружбы, насчитывающий более 10000 экземпляров. Здание было возвращено церкви лишь в начале этого столетия. Сегодня церковь монастыря Сурб-Хач является памятником истории и архитектуры федерального значения.