Спасо прилуцкий монастырь Вологда

Спасо-Прилуцкий Вологодский монастырь

  СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ ВОЛОГОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким1.

  Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.

  Монастырь основан в 1371 году Димитрием, игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ближайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

  Согласно житию Димитрия, бежав от «славословия и восхваления», он покинул Переславль, взяв с собой своего ученика Пахомия. Димитрий и Пахомий двинулись на Север, в сторону «Холодного моря», и остановились недалеко от Вологды, близ селения Авнега у реки Лежи, где поставили церковь Воскресения. Однако местным жителям приход старца пришёлся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и сёлами нашими…», и Димитрий с Пахомием были вынуждены двинуться дальше. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря». Димитрий и Пахомий выбрали место для постройки монастыря в излучине реки Вологды.

  Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

  Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

  Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

  Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя.

  Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

  Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

  Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

  В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью.

  В августе 1924 года монастырь закрыт. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады.

  16 июня 1990 года, на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, впервые после закрытия монастыря был проведён крестный ход до церкви Лазаря Праведного на Горбачёвском кладбище. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви.

в раздел

КОММЕНТАРИИ

1 ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (?-11.02.1392 г.) — основатель и игумен Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря, православный святой.
 Родился в Переяславле-Залесском в богатой купеческой семье. С детства обучился грамоте, но торговыми делами не интересовался. Юношей принял постриг в Переяславском Горицком монастыре и вскоре переселился «на болото» — болотистое место на окраине Переяславля, в одной версте от Плещеева озера. Здесь Димитрий основал монастырь во имя св. Николая, в котором его неоднократно посещал Сергий Радонежский. По просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского Димитрий был воспреемником при крещении одного из его сыновей.
 На рубеже 1360-1370-х гг. он покинул Никольский монастырь и вместе с учеником Пахомием ушел на север. В 20 верстах от Вологды он основал храм Воскресения Христова. Однако местные жители потребовали от монахов покинуть эти места, ибо боялись попасть в кабалу к новому монастырю. Летом 1371 г. Димитрий и Пахомий обосновались близ с. Прилуцкое, на повороте (луке) р. Вологда, в трех верстах от города. 1 августа 1371 г. был освящен храм во имя Спаса Иисуса Христа, Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста Господня. Возникший вскоре монастырь стали прозывать Спасо-Прилуцким, а самого Димитрия — Прилуцким.
 Димитрий ввел в монастыре общежительный устав. По его повелению в храме было устроено особое место, где он молился. Димитрий придерживался очень строгого поста — неделями обходился без пищи, только в праздники позволяя себе есть хлеб с водой. На теле он носил тяжелые железные вериги, зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе из жесткой овчины.
 По преданию, Димитрий обладал даром провидения. Так, он предсказал смерть Дмитрия Донского. Похоронен Димитрий Прилуцкий в построенной им церкви. Общерусское почитание установилось в кон. XV в. День памяти: 11 (24) февраля.