Собор в юрьеве польском

Загадки средневековой Руси: Георгиевский собор, Юрьев Польской, Владимирская область


© All photoes by Farkhat Khaybullin
Юрьев Польской на карте. Увидеть это храм мне хотелось с тех пор как я прочел книгу Сергея Баймухаметова «Ложь и правда русской истории».

В интернете много статей из этой книги, вам же даю на ту, в которой и написано про этот памятник старины. Пересказывать все, что есть в статье, дело неблагодарное, и лучше самого автора я это не сделаю, но смогу вам показать все то, что взволновало и меня. Нет на Руси второго такого храма, да и в мире тоже наверное нет. И никто не смог пока что разгадать загадку — кто же был создателем этой уникальной в своем роде каменной резьбы на стенах храма.
Пройдено около 250 км., позади остались шум неугомонной Москвы, стало гораздо свободнее, спокойнее… Но зря мы расслабились — местные гаишники начеку и без жалости встречают слегка ошалевших от увиденного путников… Тихий субботний день, на улицах пусто, исторический центр города, монастырь, остатки крепостного вала, некогда служившего основанием для городского кремля, и вот оно то, ради чего мы здесь. Как и положено по канонам зодчества величие городов русских раскрывалось со стороны реки — реки тогда были главными транспортными магистралями, и Георгиевский собор тоже построен на берегу реки, крепостной вал около него прерывается так, чтобы не закрывать вид на него.
О городе написано то, что заложил его князь Юрий Долгорукий, город чуть моложе Москвы. Как и полагалось был заложен оплот веры — церковь или храм, чтобы было видно, чья это земля. Но тот первый храм почему-то спустя 80 лет был разрушен, и на его месте был построен этот — нынешний Георгиевский собор. Но то, что мы видим сейчас реконструкция 15 века — его собрали после обрушения центральной части, кое какие детали оказались утраченными, другие лишними, целостность узора каменной резьбы нарушена.
Вход в храм. Посетителей немного — за почти три часа, проведенных в городе, мы видели только один автобус с туристами, некоторые добираются своим ходом, молча рассматривают узоры на стенах, что-то фотографируют. Храм небольшой, внутри мало места — в центре зала массивные квадратные опоры поддерживают свод.




В центре зала сооружено что-то вроде алтаря, где в закрытом коробе укреплено распятие и несколько икон. Кто-то из туристов, преклонив колени, молится.

Росписи на стенах и сводах более позднего времени, примерно 17 века.
Купол храма.
Детали наружной отделки храма. Обратите внимание, что боковая стена собрана из остатков — видно, что узор и композиция украшений нарушена, где-то, где по смыслу должна находиться или колонна, или украшение, ничего нет — только гладкий камень.
Вот те мифические существа и сюжеты, которые так взволновали Сергея Баймухаметова и его читателей. Грифоны и львы, изо рта которых вырываются языки пламени (?). Крылья грифона почему-то напоминают колчан для стрел.
Ряды резных колонн, украшенных растительным орнаментом — какой цивилизации принадлежал этот прием?
Посередине снимка, чуть выше и справа находится какой-то узор из крыльев и круглого щита с изображением лица человека, эта композиция часто встречается на стенах храма в разных вариациях.
Человеческая фигура с телом птицы. Мы знаем это из древнегреческих мифов — это сирена. А этот узор из чередований человеческой и львиной масок? Откуда он? Весь храм опоясан этим узором… У степных народов был очень популярен звериный стиль в украшениях, что-то подобное есть и в нем.
Снова сирена. И существо с телом коня. Кентавр? Островерхая шапка, одежда с застежкой по центру — кафтан? Легкий топор в руке — вооружение конного воина, традиционное оружие степной конной армии.
Здесь кентавр (?) на охоте в лесу, в руке пойманная добыча, судя по размерам и форме ушей, заяц. Снова одежда или доспех с отделкой или застежкой, на голове украшение в виде короны?
Львы. Или лев с человеческой головой — сфинкс? Почему-то у этого на лапах по шесть пальцев.
Снова загадочный узор из крыльев птиц и фигуры человека. Львы и птицы, изрыгающие пламя.
farkhat