Собор святой Варвары кутна

Церковь Вознесения Божьей Матери в Кутна-Горе

Церковь Вознесения Божьей Матери в Кутна-Горе (Чехия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Частично готическая, частично барочная церковь Вознесения Божьей Матери и Иоанна-Крестителя расположена в северо-восточной части города. Эта церковь внесена ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия, поскольку она считается одним из ценнейших образцов готической архитектуры в стране. Кроме того, это ещё и один из самых старых примеров барочной готики в Чехии.

Первоначально церковь имела классический готический стиль. Она была построена в районе 1300 г. и стала одним из первых высокоготических зданий в Богемии, а также первой, которую возводили по примеру французских соборов. Церковь поставили на месте более старой постройки, которая относилась к монастырю в Седлеце, основанному в 1142 г. и самому старому в Чехии. Аббатство было сожжено гуситами в 1421 г., и в течение двух веков монастырская церковь пребывала в руинах.

Великолепные окна делают здание изнутри величественным и одновременно воздушным, подчёркивая женственный, тонкий характер церкви.

В 1700 г. настоятель монастыря решил восстановить старую церковь. Через три года строительства к работе привлекли Яна Блажея Сантини-Айхеля, который уже работал для цистерцианцев в Збраславе. Он завершил работу над церковью в специфическом стиле барочной готики. Наиболее впечатляют и по сей день в работе архитектора изумительные высокие своды и передняя стена со статуями.

Во внешнем облике церкви скромность, которую проповедовали цистерцианцы, сочетается с внушительностью. По сравнению с другими готическими храмами, декоративных элементов здесь почти нет. Зато церковь Божьей Матери можно воистину назвать храмом света. Великолепные окна делают здание изнутри величественным и одновременно воздушным, подчёркивая женственный, тонкий характер церкви.

Последняя реставрация церкви проводилась в 2001 г.

В Кутна-Горе есть и ещё одна церковь, освящённая в честь Божьей Матери. Она стоит на площади, где раньше был рынок, и заметна издали благодаря единственной четырёхугольной часовой башне с острым чёрным шпилем. В Средние века на рынке торговали в обмен на серебро, и вечером серебряную пыль выметали с площади. В конце концов было собрано достаточное количество драгоценного металла, чтобы оплатить строительство церкви.

> Практическая информация

Церковь стоит прямо напротив Седлецкого костехранилища, на северо-востоке города.

Собор Святой Варвары – главный храм города-заповедника Кутна Гора

Здравствуйте, друзья! Есть в городке Кутна Гора собор Святой Варвары, который является самым известным храмом в Чехии за пределами Праги. Храм в честь покровительницы горняков начали возводить в XIV веке, а завершили строительство только в 1905 году. Его размах уменьшили по сравнению с тем, который был в первоначальных планах. Однако и в таком виде храм Варвары поражает своим величием и красотой.

История храма в Кутной Горе тесно переплетается с историей собора Святого Вита. Это крупные кафедральные соборы с ансамблями часовен, расположенных по периметру. Хронология строительства храмов практически совпадает. Работали над их созданием одни и те же архитекторы. Но при всем этом, и внешний вид, и интерьер храмов уникален и неповторим.

Если вы еще не были в Кутной Горе и не посещали кафедральный собор Св. Варвары, эта статья сориентирует вас в следующих вопросах:

  1. Где находится собор Святой Варвары
  2. История возведения храма
  3. Интерьер кафедрального собора

История возведения храма

1388 год положил начало строительству храма, которое растянулось больше чем на 500 лет. В то время в окрестностях Кутной Горы активно разрабатывались месторождения серебра, город богател и расширялся. Кутногорские патрицианские семейства пригласили для строительства кафедрального собора зодчего Яна Парлержа, который вместе со своим отцом Петром Парлержом строил собор Святого Вита в Праге.

Те могучие стены собора, которые наблюдаем сегодня, – это заслуга первого архитектора. Длина сооружения 70 м, а ширина – 40 м. Размеры внушительные и сейчас, хотя планировался собор еще более протяженным:

Первоначальный проект Парлержа предполагал, что храм будет состоять из трех нефов, но в процессе строительства уже на первой стадии были внесены изменения. Здание дополнилось широкими наружными нефами:

Строительство велось до 1420 года, пока волна гуситских войн не затормозила работу на 60 лет… На смену Парлержу пришел другой, не менее известный архитектор Матей Рейсек, в послужном списке которого уже числилась Пороховая башня в Праге.

Рейсек взялся за возведение верхней части храма, и в результате его творчества появились сетчатые своды над алтарем на высоте 33 метра от пола. Часть этого свода сохранилась до сих пор. Его можно увидеть в самом центре фотографии:

Матей Рейсек не только достроил верх храма, но и дополнил его многими каменотесными деталями, так как был искусным декоратором.

Следующий зодчий подключился к строительству собора в 1512 году. Архитектор королевского двора Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала в Пражском Граде, создал уникальный кружальный свод над главным нефом собора Святой Варвары:

Сложное архитектурное решение дополнено различными изображениями: гербами, эмблемами, надписями. Своды зодчего Рейта несколько ниже, чем те, которые выполнил Рейсек. Высота главного нефа – 30 метров.

Возведение собора требовало столько средств, что даже переработка серебряной руды не покрывала строительных расходов. Западная сторона строения все еще была открытой, и в 1558 году здание завершили временной стеной. Трудно поверить, но эта временная стена была преобразована в главный портал собора только в 1884—1905 гг., когда шел последний этап строительства храма.

Практически три с половиной века такой уникальный памятник архитектуры в стиле чешской поздней готики оставался недостроенным… Инициатором завершения строительства в 1884 году стало местное археологическое общество «Воцел».

Интерьер кафедрального собора Святой Варвары

Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:

Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:

На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:

Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:

Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:

На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.

В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:

Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:

Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:

Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.

Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.

Друзья, предполагаю, что такой уникальный памятник архитектуры как собор Святой Варвары вызвал интерес и у вас. Если будете посещать Кутну Гору самостоятельно, то при покупке билетов на осмотр достопримечательностей выбирайте комбинированные предложения, которые включают помимо храма Варвары и другие объекты. Во-первых, потому что так выгоднее по цене, а во-вторых, потому что в Кутной Горе есть что смотреть. А, может, вы уже некоторые из них посетили?.. Так расскажите же!..

Ваш euro-проводник Татьяна

Собор Святой Варвары

Основные моменты

Собор Святой Варвары был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

Здание собора поражает своей монументальностью. Целиком окинуть его взглядом можно только отойдя на приличное расстояние. Множество башенок и арок поддерживают крышу, увенчанную тремя шатровыми башнями с неровными острыми шпилями. Фасады, выполненные в неоготическом стиле, украшают богатые орнаменты.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, Собор Святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

Когда идёшь к собору по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на храме.

Внутри собор поражает не меньше, чем снаружи. Искусные напольные киоты, сетчатые своды, цветные витражи огромных окон, причудливо преломляющие свет, фрески капелл, повествующие о жизни шахтеров, замысловатые карнизы, старинный орган, хоровые дубовые скамьи, украшенные резьбой – на все это можно смотреть часами, любуясь филигранной работой мастеров. В здании собора проходят концерты органной музыки.

Украшения собора

В алтаре Собора Святой Варвары находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве являются сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен собора. Например в Хашплирской часовне можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены «Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие.» В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись «литтерати» — подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера собора Святой Варвары являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

История

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В соборе Святой Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Практическая информация

Цена билета:
Детский и для студентов: 40 крон
Взрослый: 60 крон

График работы Собора Святой Варвары:
Понедельник-Воскресение: 10:00-16:00 с ноября по март
Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00 с апреля по октябрь

Как добраться

Собор Святой Варвары находится по адресу: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika

GPS координаты — Ш: 49° 56′ 42»/Д: 15° 15′ 49′

Добраться до собора из самой Кутна-Горы можно многими способами. Во-первых, с железнодорожного вокзала города отправляется туристический автобус, который курсирует по центру и исторической части Кутна-Горы. Так же можно воспользоваться услугами городских автобусов и такси. Если есть желание — можно прогуляться пешком. Протяженность всего города составляет примерно 3 километра (что совсем не много) и пешая прогулка принесет не мало ярких впечатлений и оставит множество воспоминаний о городе и его достопримечательностях.

Добраться из Праги до Кутна-Горы (66 км) можно самостоятельно по железной дороге, междугородним автобусом или на автомобиле (по трассе D11 к выезду 39 Подебрады-юг, а потом по магистрали № 38 через Колин), а также в составе организованной экскурсии.

«Молодежь Эстонии» | 13.06.06 | Обратно

Бульвар и время

Лев ЛИВШИЦ

Современный бульвар Каарли. фото Леонида СМУЛЬСКОГО

За краткий час шепнуть секунда успевает
Три тысячи шестьсот долбящих не забудь!
Я гнусным хоботком твою сосало грудь
Я было, я — Вчера, Сегодня повторяет…
Шарль Бодлер

В самом центре Таллинна, от Тынисмяги до площади Вабадусе, протянулся бульвар Каарли с широкой аллеей, обрамленной четырьмя рядами старых лип и дорогами по сторонам, по которым движется непрерывный поток легковых автомашин, автобусов и троллейбусов. В то же время аллея бульвара пустынна. Не помню, когда (до 26 мая с.г.) в последний раз проходил по аллее пешком, хотя в свое время она была популярным местом прогулок горожан.

Такова жизнь

В одном из номеров газеты «Вирулане» за 1884 год была помещена статья ее редактора господина Ярва о состоянии благоустройства города Ревеля (Таллинна). Среди прочего автор писал: «С одной стороны свалки, в 20-30 шагах от нее, идет большая дорога, красиво обсаженная деревьями. С другой стороны высится ровная каменная стена, где вверху, на горке, находится одно из самых веселых мест нашего города с прекрасной концертной площадкой, окруженной крепкими липами и украшенной всяческими декоративными растениями. Вечерами тут звучит музыка, выступают комедианты, лицедеи и фокусники показывают разные трюки… А глубоко внизу, под стеной, между прекрасной горкой для народных увеселений и рядом с аллеей для променадов на свалке копошатся бедные, несчастные люди. Такова жизнь!»

Трудно в этом описании узнать современный бульвар Каарли. История его началась в 1880 году, кода городской магистрат принял решение о прокладке дороги от Сенного ранка (ныне пл. Вабадусе) в сторону дороги на Палдиски. Она проходила вдоль бывшего крепостного рва, превращенного после исключения Ревеля из числа сухопутных крепостей в городскую свалку. Впрочем, еще семь лет спустя неподалеку от нее пасли коров, и потребовалось некоторое время, чтобы все-таки проложить дорогу. В одном ее конце, у Сенной площади были кладбище и часовня св. Варвары, в другом — горка Тынисмяги с Каарлиской церковью. Вскоре после прокладки дороги высадили там четыре ряда молодых лип — возник бульвар. На фотографии 1905 года видны пышные молодые деревья и вдали церковь Каарли, а на первом плане будущая площадь Свободы.

Первые немецкие наименования — Schmiedpforten Promenade (бульвар Кузнечных ворот) и Neue Promenade — Новый бульвар, так же он назывался и по-русски; эстонское население Ревеля именовало его Harjuvдrava (бульвар Харьюских ворот). Хотя названия разные, речь идет об одних и тех же крепостных воротах. Их первоначальное название, как и улицы Харью, — Кузнечные, так как на этой улице в ХIII-ХIV веках работали городские кузницы. От ворот на улице Харью и начинался бульвар вдоль бывшего крепостного рва.

Променадная комиссия

В 1538 году Кузнечные ворота замуровали в связи со строительством за ними земляных укреплений. Только спустя 229 лет, в 1767 году, ворота по распоряжению императрицы Екатерины II были вновь открыты и названы… Новыми. Эстонцы по-прежнему называли и улицу, и ворота по имени земли Харью, куда через них шла дорога.

Бытовало еще одно наименование бульвара — Brunnenstrasse по-немецки, или Kaevu tдnav на эстонском языке, или на русском — Колодезная улица. Дело в том, что в свое время был здесь так называемый «арестантский» колодец, из которого брали воду для арестантов, сидевших в тюрьме замка на Тоомпеа. Постановлением Таллиннской городской управы в январе 1923 года быльвар был назван Каарлиским по имени церкви, к которой он идет от площади Вабадузе. Короткое время, в 1944-1950 годах, носил он имя другого Карла, атеиста Карла Маркса, затем русского полководца Суворова. Теперь бульвар вновь стал Каарлиским.

Была во второй половине ХIХ столетия в Ревеле комиссия с довольно симпатичным названием — Променадная. Занималась она благоустройством бывших земляных укреплений. Ее усилиями к началу ХХ века крепостной ров у Ингерманландскаго бастиона (ныне горка Харью) наконец засыпали, на месте кладбища святой Варвары на углу современной улицы Роозикрантси выросло двухэтажное каменное здание, а подросшие и аккуратно подстриженные липы образовали красивый трехрядный бульвар.

В 1905 году по распоряжению магистрата на месте свалки у подножия бывшего бастиона было создано первое в городе спортивное сооружение — площадки для игры в лаун-теннис (англ. Lawn — лужайка и франц. tenez — вот вам, берите), так тогда называли ставшую необычайно популярной игру. Шведский фортификатор Эрик Дальюберг, создавший в ХVII столетии Ингерманландский бастион, не мог и помыслить, что под отвесной каменной стеной крепости будут играть маленьким покрытым белой ворсистой тканью мячиком. Но такова ирония судьбы — о камни грозного бастиона бьются не металлические ядра, а теннисные мячи. Кроме тенниса на этих площадках играли в крокет. С увлечением гоняли ревельцы деревянные шары через маленькие проволочные воротца.

К 1945 году, году окончания войны, мало что осталось от некогда ухоженных кортов, не было тогда и средств на их восстановление, но были преданные спорту люди, истинные энтузиасты, и им эстонский теннис обязан своими успехами в 50-70-е годы прошлого века. В свободное от работы время в первые послевоенные годы проектировали они и строили своими руками без всяких спонсоров (тогда и слова такого не знали) эти корты и павильон. Здесь впервые ребята брали в руки ракетки, здесь становились они мастерами и завоевывали награды на турнирах всех рангов; здесь по утрам можно было видеть с ракеткой великого шахматиста Пауля Кереса и незабываемого Георга Отса, который жил на другой стороне бульвара. И кто знает, сколько детских сердец завоевал белый пушистый мячик и звон ракеток… К сожалению, за последние годы интенсивность движения транспорта по бульвару настолько возросла, что загазованность воздуха превысила все допустимые пределы, и корты закрыли.

«По праву памяти живой»

Каарлиский бульвар. От Тынисмяги до площади Вабадусе всего 150 метров. За сто сорок с лишним лет существования был он свидетелем всех событий в истории не только Таллинна, но и Эстонии, включая те, что происходят в наши дни.

Пройдя по бульвару днем 26 мая к памятнику Солдату на Тынисмяги, невольно залюбовался цветами, в которых утопали бронзовые сапоги воина, в руках он «держал» большой букет гвоздик. У подножия ярко горели, как некогда Вечный огонь, маленькие факелы. К остановке напротив монумента подошел троллейбус №2, среди других вышла пожилая женщина с букетом тюльпанов, медленно подошла к памятнику, перекрестилась и с поклоном бережно положила цветы. Я человек не сентиментальный, но к горлу подкатил комок.

Вспомнил, как лет 30 назад приезжали из Москвы родители старшего сержанта, санинструктора Ленины Варшавской, похороненной на Тынисмяги. Она погибла под Таллинном в сентябре 1944-го. Очень пожилые и интеллигентные, они вышли из вагона, растерянно оглядываясь. Отец бережно держал в руках виолончель в футляре. До войны Ленина училась в Музыкальном училище имени Гнесиных, и Варшавские приехали в Таллинн не только затем, чтобы побывать на могиле дочери, но и вручить инструмент, на котором играла талантливая Ленина, добровольно ушедшая в 17 лет на фронт. Старики подарили инструмент одному из студентов Таллиннской консерватории. А потом они были у памятника всем тем, кто погиб в этой страшной войне, на бронзовой плите среди других имя Ленины Варшавской. Ее родители сердечно поблагодарили всех таллиннцев за то, что они так бережно хранят память о тех, кто, спасая живых, отдал свои жизни, и добавили — мальчик, которому они вручили инструмент, сказал, что напишет музыку и посвятит ее Ленине.

Не знаю, написал ли мальчик, которому сегодня около 50, музыку, посвященную незнакомой девушке, не знаю и о судьбе ее виолончели, но мне до боли стыдно перед ныне покойными родителями и светлой памятью девушки, перед памятью всех погибших в этой страшной войне. Стыдно наблюдать войну шнурованных армейских сапог с памятью и цветами.

Кафедральный собор святой великомученицы Варвары в г. Эдмонтон

Первый небольшой деревянный храм-часовня появился в Эдмонтоне благодаря усердным миссионерским трудам священника Иакова Корчинского и его матушки Варвары в 1902 году. Через несколько лет, в 1908 году, был построен деревянный типовой храм, просуществовавший полвека.

1 октября 1946 году общее собрание прихожан постановило войти в юрисдикцию Московского Патриархата. 18 декабря 1955 года архиепископ Одесский Борис (Вик) совершил архиерейское богослужение в Свято-Варваринском храме и установил полное общение прихода с Матерью-Церквою.

Строительство семикупольного здания в псевдороманском стиле, с начала ХIХ века распространенном в Галиции, было начато 15 июня 1956 года. С 8 августа 1959 года в здании нынешнего собора, возвышающегося над рекой Норс-Саскачеван в центре Эдмонтона, уже начались богослужения. Полное освящение архиерейским чином с вложением частицы мощей св. Варвары в новый престол, которое возглавил Патриарший Экзарх митрополит Североамериканский и Алеутский Борис в сослужении архиепископа Пантелеимона, состоялось в воскресенье 31 июля 1960 года (ЖМП, 1960, №11, с. 15). Иконостас перенесен из старого храма 1908 года.

Главной святыней собора является частица мощей (левая стопа) св. вмц. Варвары, вывезенная из Киева и переданная в собор архиепископом Эдмонтонским и Канадским Пантелеимоном (Рудыком), которая по афонской традиции находится в алтаре на престоле. Достопримечательностью собора являются две иконы — святой великомученицы Варвары и Богоявления Господня, написанные в афонском живописном стиле на Святой Горе в 1970-х годах.

В 1982-1984 гг. возле собора был сооружён трехэтажный жилой комплекс (адрес: 9566-101 Avenue) c квартирой настоятеля. Другие квартиры сдаются в аренду для получения средств на содержание прихода.

В 1989 году в подвальном помещении собора был открыт музей-библиотека. В фондах библиотеки хранятся номера «Canadian Orthodox Messenger». Этот ежеквартальный журнал издавался Патриаршими приходами в Канаде с 1963г. по 1986г. В 1970-80-х годах он выходил благодаря старанию секретаря-казначея епископского совета Патриарших приходов Виктора Фёдоровича Лопушинского, члена собора с 1930 года. Издание было прекращено из-за финансовых трудностей, связанных с уменьшением членов Патриарших приходов, а также преклонным возрастом главного редактора.

В трапезном зале находится икона 1000-летия Крещения Руси, специально написанная к юбилею по благословению епископа Серпуховского Климента (Капалина) (ныне митрополит Калужский и Боровский), и размещена портретная галерея архипастырей Московского Патриархата, которые несли послушание в Канаде.

12 декабря 1993 года с правой стороны от входа в собор освящена звонница с тремя колоколами, построенная усердием активных певцов соборного хора Иллоны и Джона Маргитич в память об их отце — протоиерее Иоанне (настоятель собора с 23 мая 1956г. — +9.03.1991г.).

Богослужения совершаются во все воскресные и праздничные дни: Всенощное бдение на церковнославянском языке, Божественная литургия — в первое воскресение месяца преимущественно на английском, другие воскресения — на славянском и английском языках поровну, апостольские и евангельские чтения с проповедью после них — на английском, после отпуста краткое назидание — на русском или украинском языках. Во время богослужения прихожане пользуются книгами «Православного Богослужебного Сборника» («Orthodox Service Book»), изданными под редакцией протоиерея Михаила Фурика приходами «Orthodox V» в 1991 году на двух языках — славянском с галицким произношением и английском (тираж 1-го издания — 1000 экз, 2-го — 750 экз.).

Общее число прихожан — 254 членов, из них около 100 регулярно посещающих богослужение. Приход состоит из двух частей: половина прихожан — «канадцы украинского происхождения», т.е. англоязычные потомки эмигрировавших с конца ХIХ века галицких и буковинских русинов из Австро-Венгрии, волынян и западных белоруссов, вторая меньшая половина — русскоязычные последней волны эмиграции из стран бывшего Советского Союза (в Эдмонтоне проживает 6 тыс. русскоязычных). С 2007 г. в приход вошла группа грузин.

Большую роль в жизни собора играет собрание Приходского Совета. Чтобы быть членами приходского собрания, принимать участие в решении многих важных вопросов и иметь другие права, новоприбывшие должны официально оформить свою принадлежность к приходу через уплату финансового пожертвования на храм (взнос за церковное членство установлено в размере $50 с человека или $100 с семьи в год).

При соборе действует Братство, которое возглавляет Джон Прокопюк (John Prokopuk) и Сестричество, которое организовывает ежемесячные чаепития, общие трапезы на большие церковные праздники, а также «St. Barbara’s Annual Fall Tea and Bazaar» (в 2008 году — в субботу 25 октября с 12:00-3:00 p.m.), на которых происходит распродажа кондитерских изделий и общение за чаем. В 2007 году председатель сестричества Диана Лопушинская (Deanna Lopushinsky) была награждена орденом св. Ольги III степени, активные члены сестричества медалями прп. Сергия Радонежского I степени. Первое воскресение каждого месяца после богослужения сестричеством организуется чаепитие (lunch) для прихожан в приходском зале, за которым сообщаются и обсуждаются общецерковные и приходские новости.

Воскресная детская школа насчитывает до 10 детей, ежемесячнo издаётся Свято-Варваринский бюллетень (St. Barbara’s Bulletin) на шести страницах. Ежемесячно в соборе проходят собрания церковного комитета, главная тема которых — финансовые и другие вопросы жизнедеятельности общины. Соборное духовенство присутствует на заседаниях без права голоса, может только высказывать свои пожелания и советы по каноническо-богослужебным вопросам, однако принятие их к исполнению зависит от общего голосования.

В средине лета 2008 года был открыт специальный фонд для накопления средств для сооружения нового иконостаса к 50-летию освящения нынешнего собора (2010г.).

Свято-Варваринский собор с 8 августа 1959 года был кафедральным храмом Эдмонтонско-Канадской eпархии. После её упразднения он является центром Патриарших приходов в Канаде.

Кладбище Свято-Варваринского собора расположено возле нашего прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Ниску.

К Варваринскому собору приписан деревянный храм Святителя Николая, который является достопримечательностью Музея-деревни украинского культурного наследия, расположенного в 60 километрах к востоку от Эдмонтона (по 16 трассе на Вегривелл), на границе с Канадским национальным парком «Лосиный остров» (Elk Island National Park). Музей, открытый 27 августа 1972 года при участии епископа Уманского Макария, управляющего Патриаршими приходами в Канаде, находится вблизи первых поселений пиониров-переселенцев русинского происхождения Ивана Пилипова и Василя Еленяка, первыми ступивших на канадскую землю 7 сентября 1891 года.

Никольский храм сооружен эмигрантами из Галиции и Буковины в 1908 году в общине Варвык (Warwick). После закрытия прихода в начале 70-х годов по причине уменьшение прихожан, храм был перенесен в музей и отреставрирован в первоначальном виде. Приходское кладбище продолжает относиться к нашим приходам «Ортодокс-9», а сам храм является приписным к Свято-Варваринскому собору.

Литургия совершается раз в году: всегда в понедельник третьей недели мая, являющимся выходным днем в честь королевы Виктории (Victoria Day), на который переносится празднование храмового дня (22.05). В этот день в музее бывает до несколько тысяч посетителей, интересующихся украинской культуры. Они осматривают достопримечательности музея, знакомятся с народными украинскими традициями, принимают участие в культурно-развлекательной программе, которая проводится во второй половине дня, и посещают наш храм, который открыт весь день.