Сколько фортов в кронштадте?

Содержание

Пристрастный · Наблюдатель

Дело было этим летом. Мне очень хотелось услышать Sigur Ros да и вообще куда-нибудь слиться. Воплощение этой мечты явило себя в поездке на Stereoleto в Питер(детка) — единственное из турдэйтсов группы, на что хватало времени с моей убогой жизнью и денег с нынешним курсом валют. Но пост будет не о концерте, а о фортах, которые в Кронштадте. С момента моего заплыва на пароме в 2013 году (тоже на Sigur Ros, кстати), когда из небытия стекленеющей декабрьской воды на несколько минут показался черный, дикий и одинокий клочек земли, меня не покидали мысли о том, что быть мне гадом, если я не побываю на фортах. Тем более, что перетекание по туристическому центру Питера в потоках китайцев перестаёт приносить радость после 2й-3й поездки.


Вид с Петровской гавани

Чтогдекогда?
Все просто и логично. К 1703 году Российская Империя отвоевала у шведов устье Невы, где был заложен Санкт-Петербург. Но враг не терял надежды вернуть утраченное, поэтому уже в 1704 году Пётр I сообразил, что надо защищаться, и распорядился о создании оборонительной крепости на острове Котлин и первых фортов. С тех пор их строительство и усовершенствование не прекращалось до начала двадцатого века. Всего, помимо крепости, было построено двадцать укреплений, в разное время принимавших участие в обороне СПб. После Великой Отечественной войны стратегическая значимость этих объектов постепенно стала сходить на нет. Форты стали стремительно накрываться опой: орудия растаскивались на металлолом, помещения использовались как склады, сдавались в аренду. Больше всего меня поразило, что на форте «Император Александр I» в 2000х устраивали неистовый дискач — рейвы. Представляю, как на крышах, лестницах без перилл, среди кучек битого кирпича и т.п. во тьме ночной под воздействием разнообразных химических соединений и конечно электроритмов отплясывали люди. Хотелось бы на это посмотреть. Сейчас вроде как все форты не охраняются, приезжай и делай, что душе угодно. При этом форты являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, и их историческая ценность несомненна. С 1867 года форты принято делить на группы Северного и Южного фарватеров острова Котлин.

Форты. Задолбаешься подписывать %).
Путь-дороженька.
Как туда попасть, и куда — туда? Вопрос, на первый взгляд, туповатый. Но меня он поначалу поставил в тупик. Ну, до Кронштадта понятно — автобус 101 от Старой деревни, маршрутка 405 от Черной речки, но дальше … Не на черепахах же плыть. Результаты поисков по Вконтактику меня ничуть не удовлетворили. Основная масса групп предлагает заплыв на самые окультуренные и баянистые форты (типа вышеупомянутого «Александр I»), и это, разумеется, прекрасный вариант для человека, который принципиально не расстаётся с двадцатисантиметровыми шпильками или решил устроить культурный досуг своей заскучавшей бабушке. Там можно вообще не сходить на берег, послушать экскурсию и уложиться в 400рэ (особенно если ты льготник). Но если ты «смелый, ловкий, умелый», то возможности выбора безграничны. Правда на береговые форты – Риф, Шанц, 1-й Северный и Константин – удобнее добираться на своей машине, так как расположены они далеко друг от друга и остановок общественного транспорта.
С морскими фортами всё сложнее. Зимой энтузиасты добираются туда пешком прямо по льду, но в начале июля нужно преодолевать водную гладь. Самым простым способом найти перевозчика оказалось запилить соответствующую объяву в «Подслушано Кронштадт». «Терпение, спокойствие, сейчас они появятся». Теплоходы, яхты, бриги, катера — готовь бабло и выбирай из кучи предложений в комментариях. Можно было присоединиться к набранной группе, это дешевле (~2000), но маршрут уже готовый. Поэтому мы (да-да, со мной были люди! подруга Женя и сестра Дунд) арендовали самый наибюджетнейший катер и скомандовали, на что держать курс. Четыре часа плавания с посещением фортов обошлись на троих в 7500. Облазить успели три объекта.
Будь готов.
Немного мудростей из жизненного опыта. Что сделать, чтобы всё было эффективно, легко и непринужденно:
— выделить на прогулку целый день. Чтобы добраться до фортов, нужно время. Кроме того, оказавшись в Кронштадте, будет тупостью пройти мимо Морского Никольского собора и Петровской гавани.

Вот он, красавчик. Морского Никольского собор.

— не планировать больше трех фортов за раз. Даже если хватит времени, силы покинут.
— обязательно проверить прогноз погоды на интересующую дату. По-хорошему, это должен сделать перевозчик, но надо бдить. Прогулка под проливным дождём удовольствия не принесёт, а во время штормового предупреждения есть риск в лучшем случае остаться на берегу, а в худшем – заночевать на форте.
— надеть удобную одежду и обувь. Воздержаться от шортов (или возлюбить крапиву и колючки).
— запастись мощным фонариком. Хотя освещать дорогу в чОрных-чОрных коридорах вспышкой от фотика тоже весьма эпично. Как в фильмах ужасов.
— прихватить солнцезащитные очки и платок. В солнечный день есть риск обгореть на открытых просторах Финского залива, пока плывёте.
— взять средство от комаров. Очень много средства от комаров. Ну вы поняли.
— заранее проверить, что у вашего перевозчика достаточное количество спасательных жилетов. Так, на всякий случай.
То, ради чего…
… имело названия <b>»2й Северный», «Обручев» и «4й Северный Зверев»</b>. Именно на эти форты пал наш выбор.

Вид с катера на форт «Обручев».

Мы выехали из Спб рано утром на 405 маршрутке (время в пути без пробок — час). Погода была прекрасная. Цели нашей поездки мелькали за окнами зелеными клочками среди воды, пока мы проезжали по дамбе. Комплекс защитных сооружений, как правильнее её называть, строился с 1979 по 2011 год и способен защитить город от наводнений высотой до 4,55 м. Общая протяженность дамбы составляет 25,4 км, по ней проходит кольцевая автодорога (КАД), соединившая Котлин с большой землей. Устройство дамбы привлекает туристов, и на неё даже устраивают отдельные экскурсии. Но мы поехали дальше.
Пару часов мы гуляли по городу. Зашли в собор, прошлись по Петровскому парку до гавани, попялились на корабли и подлодки. Было очень жарко, толпы туристов курсировали с «ракет» и обратно, а рядом, прямо с гранитной набережной сигали в воду дети. Было завидно. Виднеющийся деревянный маяк был закрыт для посещений (о чем мне сообщил дежуривший у забора военный), Петровский док тоже перегорожен (искать дырки в заборе мои спутники желания не проявили), и мы отправились в «спальную» часть города, навстречу нашему катерку и его владельцам.


Петровский док.
Старые пятиэтажки, несетевые продуктовые, бабули с внуками за руку — стандартный провинциальный городок. Там, среди кучкующихся по берегу гаражей мы нашли наших перевозчиков. Водного транспорта с автомобилями в гаражах на берегу было поровну. Без предисловий мы погрузились в катер и поплыли. Сначала медленно, лавируя между мелями вдоль маленькой косы, полной наслаждающихся пляжным отдыхом людей, мимо густо-зелёных островков камышей, с торчащими оттуда рыбаками.

Коса и чайки.
А потом нас попросили надеть жилеты и — кик даун. Шевелюра в стороны, ты впечатан в кресло, язык по ветру. Нам очень повезло с погодой, гладь воды была идеальной и позволяла развить адовую скорость. Первые пару минут ничего не понятно, но весело. Потом начинаешь привыкать, крепче цепляться за фотик и параллельно понимать прибрежные камни, отшлифованные ветром. А мы, наивные чукотские девочки, рассчитывали непринужденно развалиться в креслах и похавать в пути. Хаха. Позади над камышами властно высился Никольский собор, впереди — пролёт под дамбой, куда метил катер, по бокам — островки, островки фортов. Гораздо ближе, чем мне думалось раньше.
И вот, точка номер раз, форт «2-й Северный».

Форт «2-й Северный» был построен на насыпном острове в середине девятнадцатого века под руководством военных инженеров Эдуарда Тотлебена и Константина Зверева и с тех пор существует в неизменном состоянии.
Мы подплыли к небольшому островку с несколькими постройками, окруженному невероятно живописным защитным молом. Водное заграждение из округлых камешков, поросших зеленью — на суше так улицы украшают. Несмотря на очевидно милитаристское предназначение, старомодное здание форта из красного кирпича тоже не выглядело угрожающим. Едва мы ступили на берег, как погрузились в облако ароматов благоухающих душистых трав. Иван-чай, крапива, полынь, какие-то розоватые и желтые метёлки. Кайф! Идиллическую картину дополняли кронштадтцы, спешащие насладиться редкими лучами северного солнца. На берегу шумное семейство жарило шашлык, а в камышах и кувшинках у покосившегося мола пытали счастье рыбаки.

По крутому склону мы полезли на крышу. Заросшие дикими цветами ДОТы соединялись почти незаметными среди гигантских колючек и крапивы тропинками, в которых таились в засадах отряды комаров и мошек. Из нас троих умной оказалась только Женя. Она была в джинсах. В противостоянии сестры и травы победила трава, ну а мне оставалось только стиснуть зубы и шагать. Оно того стоило. С крыши форта открываются великолепные виды на дамбу, Финский залив и на саму территорию форта. Пошарились мы и внутри.
Кое-где были разрушены стены, убранства никакого не сохранилось, но и грязи от туристов на удивление не много, а маленькие окошки и сводчатые потолки казарм создавали ощущение чуть ли не уюта. Общее впечатление — приятность. Такое чувство, что побывал в клипе Gorillaz — El Manana. В первой его части xD.
Точкой номер два на нашем пути стал форт «Обручев», который изначально интересовал меня больше всего.
Форт «Обручев», наряду с его соседом, фортом «Тотлебен» – одно из самых поздних кронштадтских укреплений. Его строительство велось с 1896 по 1913 годы. Название своё он получил в честь генерала Николая Обручева, начальника Главного штаба Русской императорской армии, работавшего над модернизацией кронштадтской крепости. Форт принимал участие в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, но уже в 1958 году был заброшен и разграблен.
Нас «Обручев» привлек, прежде всего, своим внушительным размером – протяженность составляет 950 метров – и удалённостью от берега. Ведь чем дальше объект от большой земли, тем безлюднее он, по идее, должен быть. Однако уже на подступах к форту стало ясно, что проникнуться духом сурового отшельничества здесь не получится. Навстречу неслись водные лыжники и дети на «ватрушках», у причала пришлось потолкаться среди яхт и катеров, на берегу высился пестрый походный шатёр аквабайкеров. У меня даже в мыслях не было, что на этих фортах может быть такая активная тусовка. Столпотворение отдыхающих невероятно контрастировало с длинным приземистым серым зданием форта. Четкая без излишеств планировка, частые огневые точки и черные провалы зарешеченных окон выглядели угрожающе и напоминали о былом предназначении этого места. Нижний ярус форта состоит из однотипных казематов, в которых когда-то жили солдаты. Туда-то мы и ломанулись в первую очередь.
Зал. Самый большой и парадный из найденных.
Форт оказался просто огромен! За полтора часа мы полу-бегом не обошли и половины. Планировка простая — одна стена тупиковая, без окон и дверей, вдоль неё тянутся одинаковые помещения, раздолбаные сгнившие лестницы на второй этаж. Но одинаковым всё выглядит лишь на первый взгляд.
Где-то окна и дверные проёмы были замурованы кирпичами, где-то темные галереи комнат заканчивались тупиками, где-то — выводили к огромным круглым замшелым орудийным нишам, где-то — к каким-то полкам под снаряды, видимо.
Тут мы и пожалели об отсутствии фонарика, так как нельзя было сказать заранее, куда приведет тебя сводчатый увешанный сталактитами коридор: к памятнику истории или объекту более современного искусства.
Мы подсвечивали путь вспышками от фотика, с каждым шагом из темноты выхватывались какие-то новые очертания, иногда провалы посреди пути, и это было жутковато, но ооочень захватывающе. В таком месте грех было не утечь за угол от паникующей сестры и послушать её грозно-отчаянные вопли «Бляяя! Ну вы где!».
Пробежавшись по первому этажу, мы по цивильной каменной лестнице поднялись на верхний ярус, где расположена цепочка наблюдательных и огневых постов.
Эта лестница — просто «грех мой, душа моя», любимая фотка. Напоминает кадры из «Blood+» или «King of Thorn».
Снаружи всё выглядело четко и просто — вереница одинаковых прямоугольных комнатух, какие-то с бойницами, какие-то с низенькими дверными проёмами.

Но внутри понимание рассеивалось прямо пропорционально сгущающейся тьме. Узенькие коридорчики уходили то вбок, то вверх, то вниз, выводили то на огневую точку, то к помещениям, напоминающим склады боеприпасов. По полу были протянуты какие-то желоба (может, подвозить снаряды?), попадались маленькие коварные ступеньки, и всё это в кромешной тьме — не видно было собственных рук.
Интересность невероятная! Сама крыша, зеленая ото мхов и травы, была покрыта углублениями, в которых когда-то располагались крупнокалиберные орудия, очень глубокими малопонятными круглыми дырами (может, вентиляционные отверстия?) и жарящими шашлыки людьми.
В целом, для не сведущего в военном деле человека путешествие на «Обручев» превращается в квест под названием «Как думаешь, для чего нужна эта штука?», но ответить на этот вопрос, к сожалению, некому. Экскурсоводы по «Обручеву» пока не ходят, а любители отдыха на природе уменьшают шансы форта дожить до лучших времён. Из трёх, посещённых нами, «Обручев» однозначно побил рекорд по количеству оставленного мусора и надписей на стенах. Люди хозяйничают на форте, растаскивают остатки убранства, недавно, как поведал нам нам наш перевозчик, спилили зачем-то все деревья. Однако глядя на круги спиленных деревьев и заросли дикого шиповника, всё ещё можно представить себе ухоженную набережную, строгое здание форта, покоящиеся на позициях орудия — порядок, который был здесь всего шестьдесят лет назад.
Замыкала наше восхитительное путешествие точка номер три — форт «4-й Северный Зверев».
Форт «4-й Северный Зверев», как и «2-й Северный», был построен на насыпном острове в середине девятнадцатого века по проекту Константина Зверева, в честь которого и получил своё название. Сверху его здание напоминает гриб – такая необычная планировка увеличивала площадь обстрела.
«Весь покрытый зеленью, абсолютно весь», «Зверев» традиционно узнаётся издалека по обильным зарослям дерев и крану для разгрузки судов завода Берда. Говорят, раньше на каждом форте был такой, но окончили они свои дни в пунктах приёма металлолома, выжил,кажется, лишь один. Времени на последний форт у нас оставалось немного, но, как оказалось, там мало что сохранилось для просмотра. Сквозь разрушенную стену нашим глазам открылись своды казарм из оплавленного до состояния стекла кирпича с большущими провалами в полу. Всё это имело вид одновременно чарующий и инфернальный.
Такой живописный урон внутреннему убранству был нанесён в 1970х годах, когда (как говорят источники в инетах) он часто горел по нескольку дней. По разным данным он использовался как выгребная яма для корабельных горюче-смазочных материалов или для испытания оружия, в состав которого входила термитная смесь с более высокой температурой горения. Такое атмосферное место не могло не обрасти легендами. Любители мистики находят там скрученные деревья (но мы об этом не знали, и почему-то не встретили ни одного) и считают форт «местом силы», поэтому там часто кучкуется особый контингент. Например, когда приплыли мы, на «Звереве» играл психодел и развевался транспарант с каким-то божеством. Туристы обожают там фоткаться, проводят даже свадебные фотосеты, но меня сгоревшие казармы почему-то повергли в печальку. Потом мы зарулили к крану. Вблизи он оказался невероятно массивным, шестерёнки — в человечий рост.
Взобраться на него было не так-то просто без помощи или сильных рук. Женя вообще не рискнула, Дунд оцарапалась, но была поймана. Дальнейшие бродилки под сайкоделик транс привели нас на какую-то башенку — экзистенциально одинокую огневую точку, укрытую рябиновыми ветвями. Зелень путала похлеще темных коридоров. В итоге мы спустились через дебри на другую сторону острова и ещё минут двадцать шагали вдоль покрытого шаткими валунами берега, балансируя, как шаолиньские монахи.
На большую землю плыли притихшие и довольные. Привычный баланс воды и земли был нарушен, и мне это безумно нравилось. От точки к точке тверди, сквозь безграничное и зыбкое пространство. Как и в случае с паромом, мне это напоминало космос из научнофантастических анимех. Что непонятного в том, что теперь я хочу побывать на всех 20 фортах? =D
Автор в нирване.

Tags: Кронштадт, катер, путешествия, форты Кронштадта

Форты Кронштадта на машине и пешком

Вы узнаете как посмотреть-посетить большинство фортов Кронштадтской крепости. Найдёте маршруты на яндекс-картах, координаты и небольшое описание оформленное фотографиями.

Прежде чем рассказать как добраться до фортов Кронштадта на машине или пешком, просим Вас обратить внимание на то, что форты Кронштадта это памятник военной архитектуры, труд и гений тысяч людей отдавших свою жизнь предупреждению войны, созданию оружия сдерживания. Более двухсот лет Кронштадтская крепость защищала Петербург от нападения с моря в течение которых оборона ни разу не была прорвана.

Но сейчас практически все форты Кронштадта брошены и быстро разрушаются под силой природы и человека, невежественного к истории и наследию нашей страны. Пожалуйста, отнеситесь с уважением посещая Кронштадтскую крепость.

Большинство фортов Кронштадта расположены на ряжах (искусственно созданных островах) и находятся на отдалении от берега. Форты Пётр I и Кроншлот до сих пор являются режимными объектами Военно Морской базы Санкт-Петербурга и попасть на территорию фортов — невозможно. Но есть и те на которое можно дойти пешком и даже проехать на машине. Здесь мы представим карты и схемы проезда к фортам Шанец, Риф, Князь Константин, форт №1 Северный и другие на которые можно попасть в зимний сезон по льду.

Эта статья носит исключительно справочный характер.

Форты Кронштадта на карте Яндекс

Цвет метки означает возможность и способ посещения форта

  • Жёлтый: пешком — на автомобиле
  • Синий: водный транспорт или пешком по льду
  • Красный: вход на форт воспрещён — режимный объект

Форты доступные водным транспортом или в зимний сезон по льду

Форт Шанец

Начать осмотр Кронштадтской крепости можно с форта Шанец. Северная часть форта используется военными. В остальном форт пустует.

До форта удобно добираться на общественном транспорте — местный автобус №2 доставит вас на конечную остановку «Форт Шанц». Ближайшая остановка автобуса № 2, если Вы едете из Санкт-Петербурга, находится у микрорайона 19 квартал. Там же можно найти такси. Стоимость такси не более 100-150 рублей.

На машине, достаточно свернуть с КАД на запад и двигаться пока дорога не упрётся в забор военной части. Слева будет автобусная остановка, а рядом с ней короткий отрезок дороги — до парковки на которой можно будет оставить автомобиль.

Будьте осторожны — на форте устроенно множество вентиляционных шахт! Они могут скрываться на поверхности форта в траве или в темноте казематов.

Форт Шанец: карта и координаты

Координаты: 60°01’34.5″N 29°40’30.5″E
Открыть на карте: Google; Yandex.

Наверх к содержанию

Форт Риф

С 2017 года форт Риф закрыт для свободного посещения. В планах администрации форта восстановительные работы на время которых доступ возможен только при заблаговременной договорённости.

Форт Риф расположен на западной оконечности о. Котлин и связан с фортом Шанец длинной аллеей через кронштадтский природный заказник «Западный Котлин» — пешком минут двадцать, на машине проехать нельзя. Форт был оставлен военными совсем недавно и ещё хранит в казематах запах законсервированных орудий. На форте Риф удивительная атмосфера отстранённости от суеты города. Массивные бетонные стены контрастируют с жёлтым песком и водой. Поднявшись на форт можно увидеть просторную панораму финского залива, уходящие вдаль корабли и маяк Толбухин.

На пути к форту есть экологический маршрут по заказнику «Западный Котлин». Тропинка маршрута петляет в гуще деревьев и оформлена информационными табличками с фотографиями и описанием местной флоры и фауны.
Параметры маршрута встретите на большом стенде при входе в заказник.

Кстати, у нас есть интересная индивидуальная экскурсия по форту Риф в ходе которой Вы многое узнаете о фортах Санкт-Петербурга в целом и форте Риф в частности.

Форт Риф: карта и координаты

Координаты: 60°01’57.3″N 29°38’12.7″E
Открыть на карте: Google; Yandex.

Наверх к содержанию

Батарея «Демидов»

Косная батарея Демидов — Форты Кронштадта

Батарея Демидов в Кронштадте: фото

Батарея Демидов в Кронштадте: фото

Батарея Демидов в Кронштадте: фото

Батарея Демидов в Кронштадте: фото

Батарея Демидов: фото

Батарея Демидов в Кронштадте: фото

Батарея Демидов так же как и Риф находится в процессе восстановительных работ. Только в данном случае — это «Культурный парк «Патриот».

От Кронштадтского шоссе к воротам бывшей воинской части, ведёт грунтовая дорога. По которой, если её не занесло снегом или водой, можно проехать на легковом автомобиле.

Небольшой пост о истории батареи Демидов с фотографиями.

Батарея Демидов: карта и координаты

Координаты: 60°01’04.3″N 29°41’07.7″E
Открыть на карте: Google; Yandex.

Наверх к содержанию

Северный форт № 1

№ 1 Северный — форт островной, основан на искусственном основании по древесно-ряжевой технологии. Суть технологии, установка на дно деревянных срубов, наподобие баньки, заполненных доверху камнем. Но форт связывает с оостровом Котлин дамба, по которой, если она не перекрыта бетонным блоком, можно доехать на автомобиле. Дорога плохая, у самого форта дамба частично размыта водой. Чтобы попасть на дамбу ведущую к форту, необходимо свернуть с КАД на запад и как только отбойник, идущий вдоль шоссе, закончится, повернуть направо и двигаться параллельно КАД.

Форт находится в удручающем состоянии. Ежегодно оттуда вывозят огромное количество мусора оставленного некультурными туристами. И даже это не помогает.

Форт Северный №1: карта и координаты

Будьте внимательны — не пропустите поворот направо после КАД.
Координаты: 60°01’46.9″N 29°45’17.4″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Форт Великий Князь Константин

Форт Константин: Зима

Форт Константин: Зима

Форт Константин: Зима

Форт Константин: Зима

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта

На так давно форт Константин был взят на долгосрочную аренду. И с того момента, территория форта стала развиваться: кафе, верёвочный парк, вейкбординг, батут, гостиница, яхт-клуб и многое другое. Непосредственно сам форт был вычищен, выкрашен, наведён лоск и поддерживается в чистоте. Очень интересен форт Константин и с точки зрения военных технологий. Множество построек, галерей-переходов внутри форта. На нём проводились испытания новейших приёмов фортификации и артиллерийской техники — скучно не будет.

Доехать до форта на своей машине очень просто — смотрите карту. На общественном транспорте, к сожалению, до форта не добраться. Пешком от остановки 19 Квартал идти около 20 минут вдоль КАД. Можно вызвать такси — 311 90-90. Стоимость — не дороже 200 рублей. Вход на форт платный (2017 год) — 100 руб/чел. 150 руб/авто. Первые 20 минут — бесплатно.

Кстати, на территории форта в 2017 году был открыт первый и пока единственный в России Музей маячной службы.

Форт Константин: карты, схема проезда, координаты

Карта проезда к форту Константин

Вниманию водителей: чтобы попасть на форт, вам нужно оказаться над тоннелем. Если вы едете со стороны Краснофлотского шоссе, в тоннель нужно заехать.Всем кто едет из Санкт-Петербурга в тоннель не заезжать. Будьте внимательны!

Карта территории форта Константин

Координаты 59°59’38.8″N 29°42’20.7″E
Открыть на карте: Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Очень много интересных фортов находятся на некотором отдалении от берега. В сезон попасть на эти форты возможно только водным способом. Зато в хорошую зиму открывается возможность пройти по льду.
Проще всего будет попасть на форт Зверев, затем Пороховой погреб Морского ведомства, форты Граф Милютин и форт Александр I. Можно спланировать походы на форты Обручев, Тотлебен, 6 Северный. Но это займёт от 3-4 часов.

Пороховой погреб морского ведомства

Руинированные казематы порохового погреба Морского ведомства.

Один из наиболее отдалённых, от стандартных экскурсионных маршрутов, морской объект: Пороховой погреб Морского ведомства.

Казематы порохового погреба Морского ведомства

Пороховой погреб Морского ведомства

С приходом революционных настроений Пороховой использовался как тюрьма для Морских чинов. Но после был окончательно заброшен и отдан на распоряжение разрушительной силе стихии.

С развитием вооружения и фортификации надобность в погребе отпала и какое-то время он стоял без дела.

Таких построек в Кронштадте было множество. Но в большинстве они были деревянными и до наших дней не сохранились.

Зимой в казематах Порохового царит тишина. Изредка слышен треск льда отражающийся эхом в глубине погреба.

Пороховой строился на безопасном отдалении от города, но в непосредственной близи от северных фортов для хранения боезапаса и подготовке его к использованию. Представляет собой грандиозное здание на гранитном основании с толщиной кирпичных стен до двух метром. Имеет сложную и продуманную систему вентиляции и обогрева казематов. Позже использовался как тюрьма для морских чинов.

Погреб хорошо виден с городского пляжа. Расстояние от берега — 800 метров. Летом можно взять в аренду моторную лодку в Кронштадте и дойти с ветерком. Зимой, пешком по льду — 10-15 минут. Будьте осторожны! Даже спустя несколько недель крепких морозов на льду могут быть трещины и торосы. Особенно у крупных камней и у основания фортов. Официально выход на лёд Финского залива — ЗАПРЕЩЁН.

Пороховой погреб: карта

На карте Кронштадта

Как пройти к Пороховому погребу по льду

Координаты: 59°59’22.6″N 29°48’48.2″E
Открыть на карте: Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Северный форт № 2

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта

Объективно, этот форт реже всего посещается в любое время года. Расположен он всего в пятистах метрах от водопропускного сооружения В-3 у которого, из-за сильного течения, лёд тонкий или его нет вообще. Поэтому зимой на второй северный идти крайне опасно. Ко всему прочему, поблизости негде оставить машину. А в сезон, из-за мелководной, гавани на форт нельзя зайти на яхте или крупном катере.
Относительно безопасным был бы зимний маршрут от С-2 (Судопропускное сооружение 2). Пройти по льду придётся 1500 метров. Можно совместить посещение первого и второго северного форта начиная с первого. Расстояние от первого северного 1600 метров. Однако имейте ввиду, что на траверзе с водопропускным сооружением в связи с течением могут быть промоины.

Форт Северный №2: карта

На карте Кронштадта

Как пройти к форту Северный №2 по льду

Координаты: 60°01’42.1″N 29°47’27.5″E
Открыть на карте Google, Yandex

Наверх к содержанию

Северный форт № 4 («Зверев»)

Форт Зверев зима

Форты Кронштадта: Северный №4 «Зверев»

Форты Кронштадта: Северный №4 «Зверев»

Форты Кронштадта: Северный №4 «Зверев»

Форты Кронштадта: Северный №4 «Зверев»

Казематы Северного форта № 4 «Зверев»

Форт Северный №4 Зверев — Зима 2016

Форты Кронштадта: Северный №4 «Зверев»

Форты Кронштадта: Северный №4 «Зверев»

Теперь казематы форта Зверев больше напоминают пещеры.

Сталактиты из расплавленного кирпича.

Арка ведущая во внутренний двор.

Долговременная Огневая Точка — всего на форте два типовых ДОТа. Один на восточной стенке, другой на северном фланке форта.

Форт «Зверев» очень интересен с точки зрения совмещения фортификации, разных эпох вооружения, архитектуры и атмосферы техногенной катастрофы…

Подробная отдельная статья с фотографиями о том как добраться до Северного форта №4 зимой.

Летом форт тонет в зелени, и с расстояния больше напоминает естественный остров, чем грозную крепость. Если заходишь по створам, то встретит покосившийся пулемётный дот и типовой кран «Берда», гордо возвышающийся на остатках причальной стенки. Массивные гранитные блоки причала, силами стихии сброшены в воду. Поэтому швартоваться не удобно. А при сильном ветре — невозможно. В южной гавани форта затоплено несколько тральщиков. Рубка одного виднеется над поверхностью воды. Заходя в казематы первое, что видишь, вместо привычной монументальной кирпичной кладки, чёрные пещеры, потолки которой испещрены острыми сталактитами, а стены гладкими подтёками. Присмотревшись, понимаешь, что это расплавленный кирпич. Ощущение усиливается, если представить, какая высокая температура должна быть, чтобы плавились толстые перекрытия между казематами. Местами видно, как расплавленный кирпич рекой стекал в подвалы форта. А оттуда, словно от дремлющего в недрах форта чудовища, доносится запах мазута.

По одной из версий, в семидесятые годы, казематы форта были использованы для утилизации горюче смазочных материалов и пороха, без которого было бы сложно зажечь мазут.

Форт расположен в пятистах метрах от дамбы.

Машину есть где оставить — у разворота под мостом несколько ответвлений упирающихся в тупик.
На сайте кронштадтского фотографа Олега Зырянова Вы можете посмотреть фотосерию о посещении Северного форта №4 зимой.

Форт Зверев: карта

На карте Кронштадта

Как пройти к форту Зверев по льду

Координаты: 60°01’17.9″N 29°50’51.9″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Северный форт № 5

Типовой номерной форт. Находится в 1200 метрах от форта Северный № 4 «Зверев».

Форт Северный №5 на карте

На карте Кронштадта

Как пройти к форту Северный №5 по льду

Координаты 60°01’21.2″N 29°52’25.5″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Форт «Граф Милютин» (Башенная батарея, Южный форт №3)

Южный форт №3 Милютин — Зима 2016

Южный форт №3 Милютин — Зима 2016

Южный форт №3 Милютин — Зима 2016

Южный форт №3 Милютин — Зима 2016

Южный форт №3 Милютин — Зима 2016

Теперь через весь горизонт проходит дамба — комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Узкий проход внутрь форта. Из форта, проход ведёт к позициям противокатерной обороны.

Типовой дальномерный павильон. Такой постройкой были оборудованы многие форты Кронштадта.

Продольные коридоры — потерны внутри форта Граф Милютин длинной до 75 метров.

Дальномерный павильон на форте Граф Милютин можно увидеть во время экскурсии.

Небольшой с виду но очень интересный форт где можно увидеть сохранившиеся лифты для подъема снарядов, дальномер, шахту под скрывающийся прожектор. Через весь форт, длинной более сто метров, параллельно идут две потерны. К ним примыкает множество помещений.

Здесь, как и на Звереве, жгли отработку. В северном крыле форта можно обнаружить следы высокотемпературного горения. А пол казематов первого яруса покрыт слоем мазута.

Форт Милютин расположен рядом с южным участком дамбы. Машину можно оставить у пешеходного перехода через КАД, дойти до берега и пешком по льду отправится на форт.
Летом на форт ходит экскурсионный теплоход. Подробнее про экскурсии на форт Милютин смотрите здесь Экскурсия Форт Милютин.

Форт Милютин на карте

На карте Кронштадта

На форт Милютин по льду

Координаты 59°58’20.9″N 29°41’42.9″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Форт «Павел I» («Рисбанк»)

Описание скоро будет (25 января 2019)!

Форт Павел I на карте

На карте Кронштадта

Как пройти в форту Павел по льду

Координаты 59°58′28″N, 29°43′1″E
Открыть на карте Яндекс, Google.

Форт «Император Александр I («Чумный»)

Форт Александр I

Форт Александр I

Форт Александр I

Форт Александр I

Форт Александр I

Форт Александр I

Если подойти достаточно близко к форту — будут видны те самые камни которыми заполняли ряжи: искусственное основание под стенами форта.

На ярусах форта размещалось 137 мощнейших пушек береговой обороны.
За всё время существования форта ни один вражеский корабль не рискнул пройти мимо.

Форт «Александр І» (он же Чумный)

Внутренний двор форта довольно вместительный — 900 квадратных метров. Площадь всех помещений форта — 5000 квадратных метров.

Пожалуй самый интересный и красивейший форт Кронштадта — Александр I — является одним из крупнейших фортов подобного типа в мире.
Более известный французский форт Бойяр уступает нашему в размерах — 90х60, против 68х31 метр.
Форт известен основанной на нём, в начале XX века, Особой лаборатории по производству противочумной вакцины. От этого его народное имя — Чумный или Чумной. Позже использовался как склад минно-трального оборудования. После чего, в восьмидесятых годах, был брошен. Множество фильмов было снято в казематах форта. В начале 2000 годов, форт был площадкой для дискотек.
Сегодня форт Александр I находится под эгидой государственного комплекса «Дворец конгрессов». Круглый год охраняется и для самостоятельного посещения, без предварительного соглашения с администрацией, недоступен.
В период навигационного сезона форт открыт для регулярных экскурсий и корпоративных мероприятий в стилистике «Форт Боярд».

Попасть на экскурсию с посещением форта Александр I в летний сезон можно следующим образом

  1. На экскурсионном теплоходе из Кронштадта
  2. Заказать катер в Кронштадте или Санкт-Петербурге

1. Экскурсионные теплоходы ходят на форт по выходным в фиксированное время. Преимущественно это рейсы в воскресенье с 14:00 до 17:00.
Стоимость экскурсии от 800 рублей. Продолжительность час.
Чтобы гарантированно попасть на экскурсию можно записаться заранее — подробнее об экскурсии с посещением форта Александр.

2. В Кронштадте есть несколько видов катеров в аренду. В зависимости от Ваших целей есть небольшие, быстрые — моторные лодки для 3-4 человек на которых за небольшой промежуток времени можно обойти несколько фортов. Катера побольше — до 12 человек. И теплоходы для групп до 25 человек. Стоимость от 3500 руб/час.

Любой из этих судов можно посмотреть на сайте пофортам.рф в разделе аренда катера
и заказать по телефону — +7 953 357 81-31

Как добраться до причала с теплоходами смотрите .

Форт Александр I на карте

На карте Кронштадта

К форту Александр и Пётр по льду

Альтернативный маршрут

Координаты 59°59’22.4″N 29°43’03.7″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Форт «Обручев» («Красноармейский»)

Форт Обручев: зимний поход 2018

Форт Обручев: зимний поход 2018

Форт Обручев: зимний поход 2018

Форт Обручев: зимний поход 2018

Форт Обручев: зимний поход 2018

Форт Обручев: зимний поход 2018

Самый крупный форт. Гарнизон в мирное время состоял из 342 и 998 человек в военное. На форту было оборудовано 30 казематов для нижних чинов; 4 помещения для офицеров, чиновников и врача; 4 каземата для локомобилей, динамо-машин и угля; 4 — для лазаретов и аптек; 2 — для минных станций и складов.
Предусматривались также помещения для комендантов укреплений, батарейных командиров, телеграфных и телефонных станций, складов артиллерийских принадлежностей, припасов, кухонь-столовых, караульных и даже для офицерской прислуги.
На форту располагалось шесть 6-дюймовых пушек «Канэ»; десять 10-дюймовых; шесть 11-дюймовых; четыре 6-ти дюймовых пушек «Канэ»; четыре 120-мм орудия.

Форты Обручев и Тотлебен дальше всего расположены от берега. Самая ближняя точка к форту Обручев находится на Северном №1 — 3710 метров. Дорога до «Первого Северного» форта плохая и ехать на машине таким маршрутом не удобно.
Следующая точка находится в четырёх километрах от форта Обручев у конечной остановки «форт Шанц». Этот маршрут гораздо удобнее и для тех кто едет на машине и тем кто на общественном транспорте. Как добраться до остановки «форт Шанц».
Четыре километра по льду это около часа пешком. Обязательно берите с собой термос и еду.

Экскурсии на форт Обручев

В сезон навигации на форт Обручев можно попасть на теплоходе в группе с экскурсией. Это самая продолжительная морская экскурсия с посещением форта в Кронштадте. Общее время около 6 часов. Из которых 1,5 часа занимает переход на форт в одну сторону. Экскурсионный теплоход обходит практически весь остров Котлин с восточной стороны. Именно на восточной части острова расположен город Кронштадт который вы увидите с моря.

Форт Обручев на карте

На карте Кронштадта

Как пройти в форту Обручев по льду

Координаты 60°03’33.4″N 29°43’11.4″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Форт «Тотлебен» («Первомайский»)

Форт Тотлебен немного меньше «Обручева» и находится ближе к Сестрорецку. В летнее время на прогулочном теплоходе, от причала до форта, около 2,5 часов в пути.
Зимой, очевидно, ближе всего идти от города Сестрорецк из парка «Дубки» — 3700 метров.

Форт Тотлебен на карте

Координаты 60°05’07.0″N 29°50’48.3″E
Открыть на карте Google, Yandex.

Наверх к содержанию

Форты Кронштадта: история и современность

Форт Павел I

Своим появлением крепости Кронштадт обязаны Петру I, который планировал сделать Россию крупнейшей морской державой. Для того, чтобы укрепить свои позиции в Балтийском море, он приказал построить на острове Котлин неприступную крепость Кронштадт. А вокруг нее возвести оборонительные сооружения, которые бы не давали вражеским кораблям ни единого шанса попасть к берегам Петербурга.

Эта оборона была настолько надежной и мощной, что за 300 лет истории Кронштадта ее удалось прорвать лишь один раз — в сентябре 1941 года.

Система фортификационных укреплений Кронштадта насчитывает более 20 фортов и охватывает остров с юга, запада и севера. 17 из них расположены прямо в море — на островах, созданных человеком, а еще 3 — на берегу Финского залива.

Искусственные острова строили на ряжах — ящиках из сосновых бревен диаметром 30-40 см. Ряжи заполняли камнями и погружали на дно Финского залива. Сверху застилали настилом и строили по типовому проекту батареи. Ряжи также применяли для создания искусственных мелей, чтобы вражеские корабли не смогли подойти к Санкт-Петербургу.

В 1965 году Кронштадская крепость была разоружена, а форты заброшены. Сейчас они разрушаются от времени и вандалов, так же как и форты Кенигсберга.

Крепости, возвышающиеся над водами Балтийского моря, являются объектом постоянного интереса туристов, любителей морской истории и просто искателей приключений. Многие из фортов находятся в руинированном состоянии, но есть и такие, которые можно посетить в составе лодочной экскурсии.

Форт Александр I (Чумной)

Многие форты Кронштадта ассоциируются в сознании людей с тайнами и загадками. Одно из таких мест — форт Александр I. После того, как орудия, располагавшиеся здесь, безнадежно устарели и крепость была выведена из оборонного состава, началась полная мистики история форта.

Отдаленная от берега постройка была идеальной для проведения секретных видов работ. Именно здесь расположилась противочумная лаборатория, в которой проводились опыты со смертельно опасным возбудителем.

Одно время ходили слухи, будто бы здесь погибло несколько человек, а те, кто спускался в подземелья форта, утверждают, что в помещениях бывшей лаборатории до сих пор можно найти пробирки с неизвестным веществом. Так или иначе, самостоятельное путешествие в подземные лабиринты этой крепости может быть крайне опасным.

В 90-е годы прошлого века на территории форта проводились дискотеки, в начале XXI века здесь проходили съемки знаменитых сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский». В наши дни существует проект постройки на территории сооружения большого развлекательного комплекса, но в силу дороговизны пока никто не решился воплотить его в жизнь. С 2011 года можно посетить форт в составе лодочной экскурсии.

Форт №3 Граф Милютин

Граф Милютин — форт №3 спроектированный именитым инженером конца XIX — начала XX веков Э.И. Тотлебеном. Во второй половине XIX века он был самым значимым морским укреплением Кронштадта.

Здесь впервые за всю историю фортификационных сооружений России пушки были установлены в специальных башнях. Форт получил свое название в честь политического деятеля второй половины XIX века генерал-адъютанта Дмитрия Милютина.

На эту крепость регулярно проводятся экскурсии. Туристов знакомят с пушками, вмонтированными в стены, и фасадом форта, затем они спускаются в казематы и потерны, проходят по длинному тусклому коридору длиной около 100 метров. Те, кто побывал там, говорят, что он настолько темный, что света фонарей и мобильных телефонов недостаточно для того, чтобы осветить его до конца.

Также путешественники поднимаются на своеобразную «крышу» — небольшой дворик с узким окном наблюдательного пункта. Отсюда открываются великолепные виды на Большой Кронштадтский рейд. Экскурсия приводит в восторг и взрослых, и подростков-школьников.

Форт Первый Северный

Из всех фортов, расположенных к северу от Котлина, до этого добраться проще всего. Крепость датирована 1866 годом — до этого времени на защите столицы Российской Империи в Финском заливе стояли оборонительные постройки из дерева.

Как и многие форты Кронштадта, первый Северный имел классический внешний вид, а его фасад был оформлен множеством декоративных элементов, благодаря чему издалека сооружение можно было принять за дворец. Крепость выполняла свою изначальную функцию вплоть до завершения ВОВ. С послевоенных лет и до начала XX века ее помещения использовались в качестве складов военной амуниции.

С тех пор, как форт покинули военные, он заброшен и медленно разрушается — вывезены металлические конструкции, выломаны двери, на стенах периодически появляются уродливые граффити, повсюду валяется мусор. Иногда находятся энтузиасты-добровольцы, наводящие в помещениях крепости порядок.

Организованные экскурсии сюда не проводятся, но можно посетить форт самостоятельно, соблюдая все необходимые меры предосторожности.