Сараево Белград как добраться

День 5. Белград — Сараево

(…предыдущий день)

В сегодняшний день отмечался большой церковный праздник — Рождество Христово! Поэтому сегодняшней целью, всенепременно, стал поиск и слушание пения церковного хора под руководством Дивны Любоевич. Это легендарная церковная певчая общеправославного масштаба, обладающая ясным, чистым и сильным голосом. Я очень много убил времени на поиск информации о том, где же в Белграде мне её найти. Итак, делюсь инфой: Дивна Любоевич поёт в монастыре Введения Пресвятой Богородицы (Ваведење Пресвете Богородице) на улице Љубе Јовановића.

Поехали туда! Самый простой способ добраться — это заюзать троллейбусы 40 или 41 (в моём случае) в направлении конечной Бањица II и доехать до остановки Ортопедический институт (Ортопедски завод).

Наверняка можно и подняться от трамвайной остановки Сајам, но там сильно в гору. Идём по бульвару Володи Путина булевару војводе Путника вдоль Гайд-парка и видим указатель:

Сам монастырь небольшой, вот его центральный храм, где, собственно, и пела Дивна:

Я пришёл за 15 минут до начала службы и народу практически не было, лишь потом, во время службы, уже начали подтягиваться местные жители. Примечательно, что в сербских храмах мужчины стоят строго в правой части храма, женщины — в левой. Если у нас концентрация мужчин по поперечному сечению — это что-то типа функции распределения Пуассона, то в Сербии — Хевисайд и никак иначе — это я заметил ещё во время первого визита в Сербию в 2010 году. Каждый входящий в храм норовил обязательно подойти и поцеловать икону в центре, у нас это не очень распространено. Служил один священник, без диакона. Служба велась на церковнославянском языке. Примечательно, что «Верую» и «Отче наш» пел хор, миряне практически не пели.

Я сделал несколько аудиозаписей службы. Делались они обычным телефоном, спрятанным в куртку (фотиком было как-то палевно стоять записывать) + вокруг были люди, поэтому качество не очень, но получить примерное представление о пении Дивны можно:

Жирафики на пл. Топчидерска звезда:

Следующая цель — обнаруженные во время вечерней разведки позавчера вдоль трассы 3го трамвая заброшенные вагоны на ст. Топчидер. Спускаемся к ним по Топчидерскому парку. Стоит прекрасный зимний морозный денёк:

Трамвайная линия 3 маршрута в этом месте идёт по парку Топчидер и пересекает Топчидерскую реку вот по такому забавному мостику:

Пройдя ещё немного вперёд, я вышел на один из парков станции Топчидер, целиком забитой брошенными вагонами:

Небольшая часть из них сгорела:

Но большая часть — просто разукомплектована:

Немного грузовых (автомобилевозы, наливные), но в основном — пассажирские сидячки:

Причём вагончики-то, суде по записям на бортах, отнюдь не старые — где-то 8-10 лет самым молодым. Им бы ещё ходить и ходить!

Сделали бы нормальное сообщение с Боснией и Герцеговиной — а то ну что это такое — соседняя страна, железная дорога есть, а все ютятся в автобусах. Сделали бы почаще поезда внутри страны, в 2010 году я с группой хористов ехал на поезде из Ниша в Белград — поезд разгоняется до вполне приличных скоростей, и, если бы не частые остановки и задержки в пути, он бы ничуть не уступал автобусу, но видимо, это просто никому из руководства не надо.

Выходя со станции в направлении к трамваям, замечаю, что навстречу мне движутся двое мужчин — один из них средних лет в красной форме с рацией, другой просто в чёрной куртке. Я чуть сворачиваю и ускоряю шаг, они меня окрикивают и поворачивают за мной. Значит, им был нужен я. Запалили, однако. Мужчина в красной куртке пошёл на контакт, был несколько рассержен, спрашивал по-сербски, видимо, что я здесь делаю? Я ему ответил — что фото, только фото. Он у меня спросил — а есть ли документы? Я полез за паспортом, показал красную обложку паспорта с двуглавым орлом. Он замахал руками — он хотел не паспорт, а документы на фотосъёмку, а без документов типа снимать нельзя. «Это фотоаппарат?» — он указал на мою сумку через плечо. Я достал фотик, он попросил показать фотки и, завидя фотки разграбленных вагонов, попросил удалить, стоял, смотрел как я удаляю. Поскольку у меня каждая фотка снимается в трёх дублях (с брекетингом экспозиции), процесс немного затянулся. Его помощник в чёрном о чём-то с ним переговорил, на что красный удалятор ему ответил типа пускай, нечего Западу показывать, что на Српской жељезнице такой дестрой. Фото трамвайного моста и фото просто станции (первая из серии) его почему-то устроили. Я его спросил: «Окей?», на что он ответил «Окей», я сказал: «Извините, что так вышло. Не знал, что тут нельзя фотографировать», развёл руками и изобразил виноватую мимику, похоже, синдром вахтёра был удовлетворён и он, что-то уже более дружелюбно ответив, ушёл. Ну и я поспешил на трамвай.

Но как же вы увидели все эти фотки? Я его обманул, фотки удалив? Нет, всё-по честному. Уйдя в безопасное место, я дальше действовал по чётко выработанной для себя инструкции для таких случаев — флешка тут же извлекается из фотоаппарата и ставится под арест, для пущей надёжности, если вдруг забуду, ставится защита от записи. Запасных флешек у меня не было (как же так, Артём???), но был переходник на MicroSD, и сама MicroSD-карта, которую я извлёк из телефона. Ну что ж, побуду без музыки, зато оба фотоаппарата продолжат работу без риска затереть те самые удалённые фото. Но ещё бы одного такого запала я бы уже не пережил.

Тем не менее, я решил немного снизить градус опасности съёмки и вернулся в центр — отснять трамвайный мост, по которому я вчера попал в Новый Белград, побывать на автовокзале, ну и всё-таки пройтись по достопримечательностям как-никак! Мост, по которому ездят трамваи, называется Стари Савски мост, на вид он никакой не старый, а наоборот, обновлённый, современный:

Встречались очень приветливые водители. Всегда бы так!

На тему Сербских жд — это же вроде семафор, так?

Церковь Святого Марка.

Далее я снова пошел в сторону конечной, увидев СМЕ из КТ4, решил подождать, чтобы ещё раз снять. Пока ждал, снял ещё один Икарбус-201:

МАЗ-103 — тоже достаточно популярные в Белграде автобусы:

Приехала система, на этот раз уже была другая — 411+412:

Далее я поехал в сторону троллейбусного депо. Мне хотелось хотя бы через забор снять хоть какие-нибудь российские троллейбусы или АКСМ-201. Обидно, что по базе СТТСа они числятся в живых, но на линии не ходят. Вот по такому огрызку трамвайных рельс рядом с троллейбусным депо (на улице Кнегиње Љубице) можно однозначно заявить, что раньше оно было трамвайным. На линию в сторону центра (за моей спиной) трамваи выдавались с пересечением проезжей части вот по такому пошёрстному съезду:

Само депо мне было лень обходить по кругу, да и, честно сказать, побаивался очередного запала после утреннего случая на ст. Топчидер, но кое-что снять удалось — это автобус и троллейбус ЗиУ-9:

Теперь это музейные экземпляры, собственно говоря, это и есть территория Белградского музея техники, который открыт по будням с 10 до 15 часов (инфа насчёт времени не точная, но только по будням это точно). Я, конечно же, узнал о нём лишь в день отъезда, который выпал на праздник.

Поражённый своей неудачей, поехал по остальным целям в другую часть города.

А цель была следующая — храм святого Антуна Падунского (Римско-католическая церковь, 1956 год), который находится на улице Поп Стојанова. Я в архитектуре близок к нулю, но конструктивизм не узнать невозможно! Вы скажете, что это слишком поздно для конструктивизма, но разгадка проста — церковь начала строиться в середине 30-х, потом помешала война и послевоенная разруха.

У храма стоял вот такой вот автомобильчик:

Здание с башенкой удивительно светится ночью — само здание тёмное, виден лишь силуэт, а во множестве окошек горит свет. Именно таким я увидел это здание вчера во время троллейбусной разведки. Ну а днём это выглядит как-то так:

Безумно интересно было бы побывать внутри круглой церкви, но, увы, было закрыто — католики Рождество празднуют не с нами.

Троллейбусы снова одни БКМ-321, я уже научился отличать их модификации. Оранжевые с зелёным табло — более старые БКМ-32104С, красненькие с оранжевым табло — более новые БКМ-32100С:

Собственно я вчера же во время разведки заметил дешёвый, как мне показалось с виду, супермаркет «Супер Веро» — он располагается рядом с троллейбусной остановкой ул. Римская. Но вот чёрт бы побрал меня вчера, лень мне было выходить и закупаться там и очень напрасно — сегодня я потратил время, снова приехав туда и увидел закрытые двери супермаркета. Что ж поделать, поехал обратно в центр. На троллейбусной остановке увидел папу с дочкой. Дочка была лет 20 от роду, стройная и безумно красивая брюнетка, всё вилась вокруг папы. Batya её был так себе, но видно, что счастлив рядом с такой-то дочуркой. Они сели в тот же троллейбус, что и я — ну это неудивительно, все идут в центр одним маршрутом. Словом, к чему я об этом — я проследил, куда они пошли — они пошли в супермаркет! Работающий 7 января в Белграде — это редкость. Я запомнил его и сходил туда после посещения собора Святого Саввы, благо он был совсем рядом с троллейбусной остановкой.

Собор Святого Саввы (серб. Храм светог Саве) — огромный, по формам и масштабам напоминающий храм Христа Спасителя в Москве, но ещё недоделанный храм. Строительство началось… в 1935 году (!), война и социалистический режим строительство остановили, достроен храм был лишь в период с 1985 по 1989 года, в 2004 году открыт с минимальной внутренней отделкой.

Внутри храм просто огромен! Идёт роспись сводов. Очень много туристов:

В центральном нефе на католический манер стоит лишь престол, стены с иконостасом пока что нет. Богослужения идут в северном нефе:

То, что написано тут, можно понять без перевода: «Свечи за здравие и за упокой ставятся в одном месте. У Бога все живы!». В Сербии свечи ставят в песок или в гранулы наподобие риса под водой.

Памятник Святому Савве на выходе из храма. Был воздвигнут на площади, где османский воевода Синан-паша приказал сжечь мощи Святого Саввы — информация из Википедии:

Далее я пошёл в примеченный благодаря той красавице супермаркет, он оказался дорогим, ну что поделать, раз я не позаботился о хлебе насущном заранее. Доехал до хостела, время было 15:00 — ровно час до трансфера, как раз чтобы пообедать, сложиться и уехать. Хостел был, как обычно, пуст, весь в моём распоряжении.

Пришло время рассказать поподробнее о трансфере и вообще о способах добраться от Белграда до Сараево.

  1. Прямого железнодорожного сообщения между Белградом и Сараево на данный момент нет. Можно, конечно, поехать с пересадкой в Загребе, но это было бы извращением в грубой форме (да и визы не было).
  2. Авиасообщение — есть, но дорого. Прекрасно ищется по всяким скайсканерам-момондам, не буду на этом заострять внимание.
  3. Автобусы есть, стоят порядка €20 (информация из других отчётов, сам я, хоть и был на автовокзале, так и не понял, как, кроме «поговорить», узнать цены на билеты), туда-обратно есть скидка, есть социальные льготы. Но есть косяк. Между центральными автостанциями Белграда и Сараево автобус лишь один раз в день, время неудобное (честно, стрёмно прибывать в незнакомый город с незнакомым языком и без местных денег в 22:00). Но есть ещё несколько рейсов (до 5-6 в день, в том числе ночной) между Белградом и автостанцией Источно Сараево (это ближайший пригород Сараево, откуда можно пешком дойти до сараевского троллейбуса, подробнее об этом месте расскажу послезавтра). Расписание можно уточнить на сайте автовокзала Белграда, для поиска рейсов на конкретный день вводите Босна и Херцеговина/САРАЈЕВО и Република Српска/ИСТОЧНО САРАЈЕВО соответственно. Поласци/Доласци — это отправления/прибытия соответственно.
  4. Минибус Трансфер от фирмы Геатурс. Микроавтобусы довозят каждого пассажира от адреса до адреса за €20 на данном направлении, есть и другие направления по Балканам.
  5. Не исключаю, что есть всякие интересные (прежде всего, своей ценой) способы добраться с использованием приграничного транспорта, как я, например, практиковал при перемещении из Одессы в Тирасполь (ПМР) — от Одессы до Кучургана на маршрутке, граница Кучурган-Первомайск пешком, Первомайск-Тирасполь уже на приднестровском автобусе — дёшево, ходит часто, удобно. Однако тут идти на подобные авантюры не хотелось.

Почему я вообще связался с минибусами, а не поехал на автобус? Потому что родился Иисус Христос. 7 января. Никто не хочет работать. Из 6 рейсов автобусов оставалось лишь три в очень неудобное время — рано утром и поздно вечером.

Была и другая причина, связанная с тем, что у меня не было наличных денег Боснии и Герцеговины, а прибывать вечером на окраинный автовокзал очень не хотелось — я не мог быть уверен на 100%, что там окажутся хотя бы банкоматы. Конечно, можно было бы заполучить марки и в Сербии, но это целая эпопея.

Итак, Геатурс «Минибус трансфер». В день моего приезда в Белград я первым делом зашёл в их офис по адресу Kneza Miloša 65. Контора сначала мне показалось немного странной — расположена на втором этаже жилого дома, в офисе все то и делают, что курят. Но, тем не менее, нашлись англоговорящие сотрудники, которые внесли меня в список, предложив несколько вариантов трансфера — утренний (примерно в 7-8 утра отправление) и вечерний (15-16 часов). Я выбрал второй вариант — чтобы ещё целый световой день, 7 января, погулять по Белграду. Далее за день до трансфера мне позвонили по указанному номеру (на российскую симку), сначала пытались от меня добиться ответ по-сербски, потом трубку передали англоговорящей девушке, которая уточнила адрес трансфера и сказала, что за мной приедут в 16:00.

Сказано — сделано. Ещё с 15:45 жду у дверей хостела ихний минибус. Даже приехавшего на машине Марио у хостела увидел — вот чудо! Он попрощался со мной, узнал, как я уезжаю, одобрил мой выбор, пожал руку и пошёл в хостел. Ещё одно чудо — ровно в 16:00 приходит… смска (на английском — запомнили, что я интурист!): «Ожидайте прибытие трансфера через 10 минут у входа в здание. Просьба подтвердить. Геатурс». Я на радостях отвечаю, что уже стою жду и вот — через пять минут появляется красная маршрутка, вроде Фольсваген Мультивэн. Ураа!! Вежливый водитель — мужчина-брюнет средних лет, вышел помочь мне открыть дверь и был готов принять багаж. Ну у меня только рюкзак, я был первым пассажиром, уселся за водителем, спросил, много ли ещё будет народу. Учитывая, что половину автобусов отменили, я ожидал, что и пассажиров будет поменьше. Нифига — все восемь! Что ж, поехали всех собирать по городу.

Схема такая: водитель звонит на следующую точку, говорит, что через 10 минут будет, если всё ОК, подъезжает. Поскольку все пассажиры — сербскоговорящие (5 граждан Сербии, 2 гражданина БиГ и один я — белая ворона — россиянин), общение происходило на сербском языке.

Итак, сухие факты:
16:05 — забрали меня. Я был первым
17:10 — забрали предпоследнего, выехали из города
17:25 — забрали последнего из аэропорта
19:16 — прибыли на сербскую таможню Лозница
19:23 — отправились с боснийской таможни Шепак
22:10 — меня высадили в нужной мне части Сараево

Вышло, конечно, больше шести часов — т.е. столько же, сколько едет автобус, но тут меня забрали от, довезли до. Но обо всём по порядку. Итак, всех пассажиров собрали и мы полетели по скоростной автодороге в направлении… Загреба. Я сначала немного очканул — если незнающему человеку посмотреть на карту Балкан, какой-либо очевидной явновыраженной дороги между Белградом и Сараево нет, есть сеть мелких (по карте) дорог. Вдруг трансфер едет через территорию Хорватии? Местным-то всё равно, ну подумаешь, лишний раз показать паспорт. А в Хорватию россиянам нужна виза, для меня бы это могло окончиться печально. Но нет, вскоре со скоростного автобана свернули на запад, вроде бы, Хорватия отменяется.

Стемнело быстро, следил за поездкой, в перерывами между сном, по GPS и оффлайновым картам. Вот мы уже почти подъехали к границе и остановились на перекур на заправке. Я остался в машине — мне удалось поймать бесплатный заправочный вай-фай!

Далее едем по берегу пограничной реки Дрина, посёлочек такой, сворачиваем направо, на мост. Перед мостом — домик и несколько будок со шлагбаумом — сербская граница. Водитель здоровается и отдаёт стопочку заранее собранных паспортов. Пограничник их бегло просматривает, сканирует, штампует, отдаёт. Вся операция занимает менее двух минут — и вот мы уже по мосту переезжаем Дрину. Аналогичная будочка, пограничник республики Сербской (Боснии и Герцеговины). Все паспорта просмотрел, отложил один красный (мой, конечно же — узнал по дебильным белым наклейкам сзади — ну нигде таки нету), передал другому пограничнику, тот с ним вышел из будки и… ну всё, подумал я, сейчас пойдёт искать меня, докапываться. Нет, он пошёл в домик и вскоре вернулся к коллеге и положил мой паспорт в общую стопку. Буквально пару слов водителю (что-то типа «Счастливого пути, с Рождеством!»), стопка паспортов у водителя и мы уже на боснийском берегу, продолжаем путь уже по левому берегу Дрины.

Итого прохождение всех границ автобусом из 8 пассажиров и водителем заняло… 7 минут!! Никакой таможни. Более того, в наш микроавтобус никто даже не заглядывал. А может быть у нас между сиденьями пять трупов? А может быть, это дюжина чеченских террористов при калашах с полным боекомплектом по краденым паспортам сербских девушек пытается попасть в Боснию? Всем всё равно.

Сразу вспоминается поездка на поезде из Москвы в Варну в 2013 году, когда строгость пограничных проверок спадала по мере приближения к Болгарии: российский пограничник бдительно сверял лица в паспортах, таможенник внимательно копался в сумках и изучал грампластинки, которых я вёз в Киев. А болгарских пограничников я не видел вообще, я спал. Паспорта вернул проводник уже утром перед прибытием.

Тем не менее я в Боснии и Герцеговине, чёрт возьми! Да! Я сделал это! Словно камень с души упал. Я уже волновался лишь насчёт того, чтобы водитель успешно доехал, автомобиль не подвёл. А рельеф резко изменился — вместо равнинной Сербии пошли горные серпантины республики Сербской, крутые повороты, то густой тёмный сосняк с запорошенными снегом верхушками, то освещённые полной луной поляны, то обворожительные виды на огни внизу долины с верхней части серпантинов. Водитель чувствовал себя уверенно, ехали достаточно быстро, лихо врываясь на повороты в кромешной тьме. Меня наполняла квинтэссенция из совершенно различных чувств — и ликование насчёт успешного прохождения границы, тревожное ожидание, чего же ждёт меня в будущем, и удовольствие от быстрой езды с захватывающими дух видами и поворотами, и страх от того, что можем тут попасть в аварию и застрять, и неудовольствие от нахождения в одной маршрутке с бурно общающимися иностранцами (причём прямо рядом со мной сидела явно скучающая сербская девушка, которая и по телефону поговорила, и яблоко пожевала, и с попутчиками поболтала), и гордость за то, что я тоже, как и они, славянин, и разочарование, что такую страну развалили, границы вот проходим, ЖД-сообщение прикрыли, итп.

Далее, спустя некоторое время после границы, пока мы ещё двигались по набережной вдоль Дрины, проезжали очень интересное место. Город (называется Мали Зворник в Сербии и Зворник в Республике Сербской). И справа, и слева. Многоэтажные дома, люди гуляют, светофоры работают. Но справа — одна страна, слева — другая. Есть несколько пограничных мостов, чисто пешеходные, по ним ходят люди. Нечто похожее я видел лишь дважды (и тоже как следствие распада большой державы) — уже упомянутый украинский Кучурган и приднестровский Первомайск через реку и российский Ивангород и эстонскую Нарву. Когда едешь по Навре со стороны границы, немалый участок проезжаешь по городу, отгороженному забором с колючей проволокой — за забором идёт обычная городская жизнь — сушится бельё, дети играют на площадках. А ты едешь до пограничной заставы. Вот оно как получается, когда границы проводить прямо по живому.

Вторую остановку мы сделали на автозаправке в конце города Хан-Песак. Мы находились в горах, позади меня — лес, сильно похолодало (до -8!), но я вышел и сделал это — первый свой кадр в Боснии и Герцеговине:

Едва отъехали, водитель (а, точнее, его знакомый, ехавший на переднем сидении рядом с ним) принялся собирать деньги за проезд. Хоть кошелёк у меня ломился от ставших ненужных мне в таком количестве сербских динар, в других отчётах я прочитал о том, что курс в динарах у этой конторы слегка завышенный и, постеснявшись (Артём, фу таким стесняшей быть! ведь потом ты уж точно больше потерял на обмене валют!) спросить, сколько от меня хотят в динарах, заплатил всё-таки в евро — просто и понятно — ровно 20. Тем не менее, один товарищ заплатил в динарах. И вот, слегка за 22:00, мы успешно прибыли в столицу Боснии и Герцеговины — город Сараево. У трансфера, конечно, есть неоспоримые преимущества: только две стоянки в пути для отдыха (никого не подбирали, никто не выходил в пути). Добирались без всяких дебильных заездов в попутные города на автостанции, без объезда центра Сараево (чем занимаются, опять же судя по отчётам, автобусы, идущие с Белграда до Источно Сараево), сразу в исторический центр города — район Баш Чаршия (Baščaršija).

Выйдя на одноимённой трамвайной остановке и попрощавшись с водителем трансфера, я направился в гостиницу. Идти было меньше пяти минут (всего лишь спуститься к реке), и вот я уже в Пансионе Себильж (Sebilj Pansion). Это уже мало-мальски крупная гостиница — несколько десятков номеров на разных этажах, на ресепшене постоянно кто-то был, ну и номер, честно говоря, поприличнее немного. Всё-таки гостиницы больше люблю, чем переоборудованные из квартиры хостелы.

Итак, за 60 конвертируемых марок Боснии и Герцеговины (или чуть менее 30 евро, или 2365,35 рублей, которых у меня списали с карты) я получил вполне уютненький одноместный номер буквой «Г». За мной был столик, стул, тумбочка с Киселёв-ТВ:

За углом был шкаф:

На стене было непонятного рода творчество. Я думаю, это две совы качаются на качелях:

Ужинаю припасёнными из Сербии продуктами — 50 грамм радости!)

Ложусь спать. Всё-таки есть у отеля два косяка. Первый — это писсуары в общем туалете. Это плохая идея для отельного туалета. Запах же!! Приходилось, приходя, открывать форточку настежь. Баг или фича — полотенец в номере не было, они уже висели на перекладинах в ванной-туалете. И меняли их раз в день. Учитывая, что, кроме меня, туалетом пользовался лишь один-два человека (и то соседним, там их два рядом было), полотенцами пользовался (почти) только я, что было чертовски удобно — не надо их таскать к себе в номер и обратно. Но как они себе представляют такие совместно используемые полотенца в пик заселённости отеля?

Косяк номер два — отопление. Всё-таки отель в столице Зимних олимпийских игр оказался не расчитан на забортную температуру -8 по Цельсию. Нарастить бы батарею и дело в шляпе! А то длина окна огромная, а батарея маленькая. Что бы я ни делал со шторами, заваливал окно вещами, отгородил себя стулом, отодвинул кровать от окна — без толку. Дополнительное одеяло не спасало — из окна дуло, я ощущал поток холодного воздуха. Проблема решилась одеванием шапки!)) Абсолютно ненужный аксессуар в январском Стамбуле, здесь — незаменимое приспособление для сна. Стало сразу тепло и комфортно, я заснул.

(продолжение следует…)

Оглавление | 1. Москва — Борисполь — Стамбул | 2. Стамбул | 3. Стамбул — Белград | 4. Белград | 5. Белград — Сараево | 6. Сараево | 7. Сараево | 8. Сараево — Стамбул | 9. Стамбул — Москва

Внимание! Данная серия статей является авторской. Мнение автора может не совпадать с мнением и официальной позицией электронного периодического издания «Метромост».

Артём Морозов