Ротонда в риме

Пантеон (Рим)

Субтитры

Мы стоим на Пьяцце, на площади перед Пантеоном. Это самый хорошо сохранившийся древнеримский памятник. Посмотрите, какое ощущение времени. Посмотрите на атмосферное старение, на то, как его история раскрывается через его поверхность. Его разрушали. Бронзовые детали оригинального орнамента были украдены. Посмотрите на множество отверстий, например на сандрике. Это говорит о том, что здание использовалось в различных целях. Изначально как храм богов. Потом его осветили и переделали в церковь. Сейчас, это главная туристическая достопримечательность У этого здания действительно очень запутанная история. Это видно по его поверхности. Мы видим это более чётко, чем кто-либо в древности. Мы стоим на много футов выше, чем если бы мы были в древнем мире. Рим стал выше на обломках истории. Вам придётся подняться на крыльцо Пантеона. Сейчас мы фактически скользим вниз по склону. Место перед Пантеоном было обрамлено колоннадой. Колоннада и другие постройки, которые изначально окружали здание, затемняли ротонду сбоку, поэтому мы бы увидели только этот традиционный фасад храма. Это было бы что-то очень знакомое. И вы удивитесь, как только переступите порог. Я просто влюблён в эти массивные колонны. Их поддерживают эти огромные мраморные основания. Они поднимаются несвязанно, без рифления. В этом и в этих массивных фрагментах первоначально и заключались мраморные Коринфские капители. Это монолиты, цельные куски камня. В отличие от греческих колонн они не были сегментированы, не были обрезаны, они были привезены из Египта, который был символом римской власти над большей частью Средиземного моря при императоре Адриане, который был ответственным за строительство этого здания. Давайте войдём. И пройдём на крыльцо. Пройдём через массивные бронзовые двери. Мы зашли под строго прямоугольный крытый навес, и отсюда открывается площадь. Открывается эта огромная круглая площадь. Ширина и высота здания полностью занимает моё поле зрения. И в определённом смысле это ограничивает моё зрение. В отличие от базилики, это радиальное здание. Другими словами, у него есть центральная точка, и оно расходится от неё наружу. Но интересна не традиционная радиальная структура этого здания, а то, что эта точка находится на полу. Центральная точка — его центр — находится посредине между полом и потолком, и посредине между его стенами. Оно достаточно большое и геометрически идеальное для создания правильной сферической формы. И как только вы входите, вы замечаете одержимость кругами, прямоугольниками, квадратами и другими видами идеальных геометрических фигур. Структура здания связана с идеальной геометрией. Но это также находит своё место в рамках такой геометрии. Ощущение, что вы находитесь в неподвижном, статичном месте. Но в реальности оно динамично. Если мы поднимем глаза вверх на колонны, мы увидим, что они красиво совпадают с поясом фальш-окон, которые расположены прямо над ними. Но затем это всё не совпадает с куполом. Это верно, они не совпадают с кессонами, которые мы видим в куполе. Это создаёт ощущение, что цилиндрическая основа, на которую опирается купол, независима от него, и почти заставляет почувствовать, что купол как будто вращается. Такая комплексная визуальная связь между куполом и декоративными структурами в ротонде напоминают, что такая конструктивная система зависит от бетона, а не от декоративных внутренних колонн. Именно толстая бетонная цилиндрическая основа поддерживает купол. Поскольку купол заваливается и выдаётся вперёд, римским архитекторам пришлось подумать о том, как поддержать вес и давление купола. Помимо всего прочего, эту функцию выполняют толстые бетонные стены ротонды. Знаете, римляне действительно усовершенствовали бетон. И это одно из зданий, которое показывает, что было возможно. Это создающее форму место. Так как бетон мог быть непрерывным, его можно было тянуть вверх при помощи деревянных форм, которые затем удаляли. Затем это пространство смогли открыть таким образом, как никогда не могла стоечно-балочная архитектура. Бетон можно было положить на деревянную подставку или придать ему такую форму, которую вы никогда бы не сделали, используя стоечно-балочную конструкцию. Именно это обеспечивает такое огромное, открытое, непрерывное пространство. Мы идём по этому месту и чувствуем полную свободу. Нам дана колоссальная свобода с точки зрения того, как мы движемся, и что мы видим в этом месте. Благодаря способу использования римлянами бетона, строители воплотили идею создания оформленного места, которое по-разному бы воздействовало на зрителя. Даже сейчас в 21-ом веке это кажется удивительным. Император Адриан, под руководством которого было построено это здание, по-видимому, любил здание и хотел, чтобы здесь были посетители. Можно представить его у задней части апсиды напротив входа. Мы думаем, изначально в Пантеоне стояли статуи богов и обожествлённых императоров. Это было действительно божественно. Как будто земная сфера встречается со сферой небесной. И в какой-то степени с человеческим восприятием. Посмотрите, как роскошна эта поверхность. Возможно в древности она была ещё богаче, когда в кессонах были позолоченные розетты. Если мы посмотрим на цилиндрическую секцию колонны, мы увидим цветной мрамор. Мы видим тёмно-красный, оранжевый и голубой цвета. Помните, этот мрамор собирали со всей Римской империи. Это действительно символ богатства и силы Адриана. Римская империя могла пройти по всему миру, чтобы получить такие драгоценные материалы. Возможно самая удивительная часть этого места — отверстие в вершине купола. Невозможно понять, как в центре такого купола может быть отверстие? В этом нет смысла. Это единственный свет, который проникает в это место за исключением нескольких световых шахт в других потайных местах, конечно, есть ещё декоративная решётка прямо над дверью и сама дверь. Это одно большое окно. Мои студенты всё время спрашивали: «Там стекло?» И конечно, я говорил «Нет». Когда идёт дождь, пол мокрый. Идеальный круг этого отверстия — идеальный круг купола. Отверстие имеет ключевое значение в вопросах, которые ты поднимала. Это здание — будто отражение движения небес. Свет проникает в это место прямо от солнца. Часто в результате на куполе проектируется очень точный круг, который движется по полу здания, как солнце движется по небу. И в итоге возникает на другой стороне купола. В какой-то степени все функции здания напоминают солнечные часы. Оно делает очевидным движение небес, отражает их на земле. Мы говорили об этом здании, как о великом памятнике древнего мира. Но им восхищались и его копировали в эпоху Возрождения. По сути, это самое влиятельное здание в архитектуре и в эпоху Возрождения, и в современный период. Просто подумайте обо всех разных архитекторах, которые ссылались на это здание. Я смотрю вниз на пол, геометрия, о которой ты говорила, круги и квадраты, — и думаю о мостовой перед музеем Гуггенхайма на Пятой Авеню в Нью-Йорке. Если вы узнали Пантеон, вы начинаете видеть его копии и копии его частей повсюду. Это правда. Возможно, особенно часто копируют купол, и особенно с отверстием. Например, вы можете увидеть его в Национальной галерее в Вашингтоне. Вы можете видеть его почти во всех зданиях неоклассицизма в Европе и Северной Америке. Но перед тем, как мы уйдём, я бы хотел отдать дань уважения Рафаэлю, который здесь похоронен.