Пятигорский провал 12 стульев

Кинопрогулка с Остапом Бендером или где Гайдай снимал «12 стульев»

Экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев» вызывают много споров — какая же лучше. Скажу честно — я люблю обе. Они настолько разные, что я их даже не сравниваю. Но вот чем мне интересна версия Гайдая, так это натурными съёмками. И особо близки в этом отношении съёмки в Пятигорске. Именно по Пятигорской части съёмок этой комедии я и предлагаю прогуляться

Съемочная группа «Двенадцати стульев» начала съемки в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года с эпизода у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню. Тот поначалу артачится: дескать, никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер парирует: «Тогда протянете ноги, старый дуралей!»

Леонид Гайдай на съёмках в Пятигорске
Эту сцену снимали на уступе горы «Горячей». Место это крайне примечательное. С незапамятных времён здесь щедро струился безымянный горячий источник, на основе которого возник крупный бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город Пятигорск.

Скульптура Орла (начало ХХ века)
В начале ХХ века здесь решили разбить парк с аллеями, дорожками и извилистыми лестницами. Архитектурную завершённость верхней площадки решили придать с помощью искусственной горки с изваянием орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею (автор эскиза И. И. Крылов). Скульптор Л. К. Шодкий довольно быстро изготовил изваяние и в конце апреля 1901 года готовая скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из «рваного» камня. Эта скульптура стала символом Кавказских Минеральных Вод.

Скульптура Орла (1930-е годы)
За минувшее столетие скульптура не раз изменялась. Во время революции и Гражданской войны Орёл лишился головы и части крыльев. Потом он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Изображение, которое мы знаем и ныне появилось уже после войны. Автором этого варианта был скульптор Н. М. Хаустов.

Вид на Пятигорск с Горячей горы. Фото Т. Бакмана (конец 1960-х)
А в 1973 году цементная фигура была заменена на бронзовую копию, отлитую со слепка в Ленинграде

Символ КМВ в наши дни. Фото ketosha (2010 год)
Следующей сценой решили снимать эпизод «возле Провала», где великий комбинатор устроил продажу билетов.

Вот только самого Провала в фильме мы так и не увидели. В него на время съемок превратился грот Лермонтова.
Этот грот в скале был обустроен зодчими Бернардацци из природной пещеры. Лермонтовским его стали называть с 60-х годов XIX века, так как считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «водяным обществом»
Грот Лермонтова, 1876 год
Этот пятигорский грот стал первым памятным местом М. Ю. Лермонтова, которое могли свободно посещать почитатели его таланта. 20 июля 1870 г. отставной поручик Илья Васильевич Алексеев, помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, установил в гроте мраморную доску со своими стихами «Гроту Лермонтова» из 86 строк, которые начиналось словами:
Под сению твоей он часто находил
Приют для сладкого мечтанья,
И ты один свидетель был
Его сердечного страданья…

В 1874 г. доска была снята, т.к. «постоянно исписывалась нецензурными надписями посетителей Вод». Алексеев отреставрировал снятую доску со стихами, и «во избежание повторения ее прежней участи», в июле 1878 г. затратил личные средства на устройство при гроте массивного каменного арочного портала и ворот с железной решеткой. Над аркой грота была укреплена большая металлическая лента с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА», а над ней эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом. На стене запертого грота поместили прежнюю доску со стихами. Алексеев заново огородил дорожку к гроту.
Грот Лермонтова (начало ХХ века)
Позднее в гроте появился бюст Лермонтова. До открытия памятника поэту в сквере, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. Сюда к бюсту поэта приносили венки и букеты живых цветов. В конце XIX века известный московский журналист В. А. Гиляровский написал новое стихотворное посвящение «Гроту Лермонтова»
Поклон тебе, великий гений,
И долго будет чтить народ
Алтарь священных вдохновений,
Из камня высеченный грот!
После 1917 г. эмблема с лирой, а затем и лента с надписью над входом Лермонтовского грота исчезли. Вскоре, после Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА». В 1961 г. на портале была помещена мемориальная доска.
Грот Лермонтова во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана
Ну а сам «Провал» во времена, описываемые Ильфом и Петровым выглядел так
Следующим объектом съёмки стала Лермонтовская галерея в парке «Цветник».
Именно там проходили торги с монтёром Мечниковым
А также процесс передачи стульев компаньонам
Это сооружение из кружевного металла и цветного стекла, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, открылось для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей.
Юго-западный фасад Лермонтовской галереи (1910-е годы)
Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век.
Северный фасад театрального зала Лермонтовской галереи (начало ХХ века)
Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы.
Лермонтовская галерея во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана
А вот сцену где Ипполит Матвеевич просит милостыню снимали вовсе не в «Цветнике». Более того — даже не в Пятигорске. Киса то ли по рассеянности, то ли от стыда забрался в соседние Ессентуки
Взгляните внимательно на здание сзади Воробьянинова. Это грязелечебница им. Семашко — один из наиболее известных памятников архитектуры Ессентуков.
Сооружение грязелечебницы началось в 1913 году и велось очень активно, несмотря на начавшуюся войну. Построено оно в стиле античного неоклассицизма. Замыслом архитектора было придать ему подобие древнеримских Терм III—IV веков с их монументальностью и изысканностью. 22 июля 1915 года состоялось торжественное открытие грязелечебницы, названной Алексеевской в честь наследника престола цесаревича Алексея Николаевича, наследника престола Романовых. Не исключали, что болезненный мальчик будет когда-нибудь принимать в ней процедуры. В 1923 году грязелечебница получила имя Н. А. Семашко — первого наркома здравоохранения

Это наиболее заметные места съёмок из фильма. Но было ещё два момента в фильме, на которые мало кто обращал внимание. Эти места нашёл мой добрый друг mountains_5_26, очень хорошо знающий Пятигорск.
В сцене, где великий комбинатор успешно торгует билетами на Провал, буквально на несколько секунд мелькает кадр, запечатлевший маленькие группы отдыхающих, якобы направляющихся к гроту Лермонтова.
Как оказалось в результате поисков, она снята не у грота , а на горе Горячей, метрах в 800-х от него. Вот это место на горе запечатленное солнечным февральским утром 2016 года
Ну и последняя пятигорская сцена в фильме — Остап и Киса под покровом ночи несут выкупленные у Мечникова 2 стула
Однако случайная встреча с пятигорским милиционером заставляет их присесть на стулья, якобы отдыхая, у ближайшей двери в заборе, по иронии судьбы оказавшейся входом в прокуратуру Пятигорска
Это место было найдено недалеко от «Цветника».Правда время не пощадило ни забор
ни саму дверь
более подробно историю розыска двух последних сцен можно прочитать непосредственно в журнале http://mountains-5-26.livejournal.com/2565.html
Съемки в Пятигорске длились до 14 сентября 1970 года, после чего группа перебазировалась на Военно-Грузинскую дорогу, в Дарьяльское ущелье. Но это уже, как говорится, совсем другая история…
Пятигорчане очень любят роман Ильфа и Петрова и даже увековечили Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в бронзе. Причем облик взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там где снимался фильм, а там, где это описано в романе. Бендер у Провала
А Киса в Цветнике
Источники
При подготовке материала использовались кадры из фильма Л. Гайдая «12 стульев»; фрагменты из книг Федора Раззакова «12 стульев»; С. В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска» — издательство «Снег», Пятигорск, 2007 г; Фото Т. Бакмана из альбома»Кавказские минеральные воды» — издательство «Планета», Москва, 1969 г

Мифы и реальность озера Провал

Провал сегодня — это уникальная памятка, увидеть ее своими глазами стремятся все гости Пятигорска. В давние же времена об озере ходила дурная слава. Люди, жившие в этих местах, поговаривали, будто в страшной пещере живет злобный дракон. По ночам он покидает свою обитель и отправляется на поиски несчастных жертв — влюбленных. Существовали и другие легенды, кажущиеся ничуть не менее романтичными — они столь же сильно пугали суеверных предков.
На практике все прозаичнее. Дно пещеры не имеет отношения к мифическим чудищам или к нечисти, оно являет собой лишь жерло вулкана. Воронка и озеро в его глубине также образовались вовсе не в результате сверхъестественного воздействия, а по вполне логичным и объяснимым с точки зрения науки причинам. Пещера имеет карстовое происхождение. Грунтовые воды на протяжении столетий размывали горную породу, пока не образовали полость. Впоследствии она провалилась, образовав столь любимую современными туристами достопримечательную памятку.

История природной достопримечательности

Впервые пещера исследована лишь в конце XVIII века. В 1793 г. Петр Симон прибыл сюда, чтобы изучить место и развеять бытовавшие в те дни мифы о чудовищах. Он первым описал Провал, рассказав о его происхождении и внешнем виде. Примечательно то, что исследователь упоминает о двух озерах, расположенных на дне природного образования. Между собой они были соединены небольшим каналом. Один большой водоем из двух маленьких образовался уже позднее.
Туристы, желающие полюбоваться красотами или исцелиться, начали приезжать сюда только в начале XIX века. Тогда князь Голицын заплатил братьям Бернардацци, чтобы они создали мост над пещерой, по которому можно дойти до провала. Они же должны были возвести лифт, который спускал бы всех желающих к озеру. В те времена в нем разрешалось купаться. Богатая сероводородом вода полезна для здоровья и благодаря бактериям, живущим на ее поверхности, имеет весьма необычный ярко голубой цвет. Ее температура летом поднимается до +40 градусов, а зимой не опускается ниже +25.
В середине прошлого века лифт был демонтирован, а в скале пробили туннель, ведущий непосредственно к водоему. Он не слишком длинный и всегда темный, что создает определенную атмосферу. Пройдя по нему, гости упираются в решетку, огораживающую озеро. Через нее видно голубые воды, каменные стены и икону с изображением Святого Пантелеймона.
Сегодня купаться в озере, успевшим обмельчать за последние столетия, запрещено. Но сероводородные ванны разрешается принимать чуть ниже. Впрочем, делать это следует осторожно и после консультации с врачом. Если провести в такой воде более 20 минут, то можно «заработать» тошноту, головокружение и проблемы с нервной системой.

Истоки популярности озера Провал

Провал прославился не только благодаря своим целебным водам и уникальности, но и из-за стараний деятелей культуры разных времен. Впервые о нем писал еще Лермонтов, создавая «Героя нашего времени». В рассказе «Княжна Мери» он повествует о том, как люди, приехавшие на воды, по вечерам поднимались по склону горы Машук к Провалу и любовались открывающимся перед ними видом. Вскоре тут проводились съемки киноленты «12 стульев», а легендарный Остап Бендер в этом месте продавал билетики к достопримечательности, осмотр которой бесплатный и сейчас. Зато статуя героя стоит возле входа рядом со скульптурами двух львов, сделанных в 1958 г. Бронзовый Остап продает билетики, их цена «стараниями» создателей возросла до 50 коп. Если потрогать билетик или нос скульптуры, то можно обогатиться — так гласит поверье, ему многие верят, если судить по затертым до блеска частям статуи.

Провал — пожалуй, самая известная достопримечательность Пятигорска и абсолютно точно наиболее посещаемая. Место это весьма интересное и колоритное. Сходить к озеру стоит не только через выдолбленный в горе туннель, но и по пути, которым пользовался сам Лермонтов, а именно — подняться по каменной лестнице, чуть выше переходящей в песчаную дорогу. Конечно, сегодня особая сетка защищает туристов от падения: разглядеть можно не так уж и много, но подойдя к самому краю, голубую водичку внизу видно.

В давние времена в селении рядом с горой Машук жили старик со старухой. Жили они долго, а постарев, жена стала невыносимой. Старуха была настолько ворчливой, что даже соседи разбегались по разным углам, в то время когда она пилила бедного старика. Отчаянный старик думал о том, чтобы покинуть дом навсегда лишь бы не жить вместе со своей сварливой женой.

В один день, собирая хворост на склоне горы Машук, старуха, сделав шаг, провалилась в глубокую яму. Старик, подойдя к краю, не решился спросить, жива ли бабка. Он лишь почувствовал странный запах, однако ничего не увидел в яме, так как она была достаточно глубока. В то время как старик раздумывал, как же ему поступить, он услышал ворчливый голос своей жены, которая очень сильно с кем-то ругалась.

Мужу стало жалко старуху, однако он не стал ей помогать дабы проучить скверную жену. Он решил, путь посидит там несколько дней может, успокоится. Прошло два дня, и старик решил помочь выбраться своей жене. Взяв длинную веревку, он отправился к провалу в надежде на то, что вытащит свою ворчливую жену, тихую и спокойную. И будут жить они мирно и счастливо.

Однако подойдя к повалу, он увидел такое, что сначала решил спрятаться за деревом и тихо посмотреть, а потом и вовсе решил побежать домой.

Оказывается, ранним утром на охоту в лес на склон Машука вышел нарт Кайцук. До него стали доноситься странные жалобные вопли из подземелья. Юный нарт очень удивился, так как очень хорошо знал эту местность, и никогда не слышал ничего такого ранее. Подойдя к краю ямы ничего, не было видно, лишь доносился стон и просьба о помощи. Сразу же размотал охотник свою длинную веревку и стал тянуть очень тяжелый груз. На последнем рывке нарт остолбенел от увиденной картины. Перед его глазами сидел большой дракон с глазами багрового цвета. Потеряв дар речи Кайцук не смог ничего спросить, а дракон, лежа на земле, стал плакать горючими слезами без остановки.

Придя в себя, дракон поведал нарту свой рассказ: » Я родился в этом провале и провел всю свою жизнь. Мои предки тоже жили здесь до меня. Воздух на земле никогда не сможет сравниться с запахом у меня дома. А горячей воды, в которой мы купались на дне провала, больше нет нигде! Благодаря, этой воды мои предки жили столетиями. А два дня назад в провал упала злобная старуха. Сутками ворчит, всего меня исколола, на мне живого места нет. Как мне теперь быть? Где я буду жить? Пока старуха в моем доме я не вернусь туда! Спасибо тебе, что спас меня. Проси меня что хочешь, исполню любую твою просьбу». » Мне ничего не надо, — ответил Куйцук, — я тебя разыщу, если будешь нужен мне».

Попрощавшись, дракон сразу же скрылся за густыми деревьями, а молодой нарт был в раздумьях, как же поступить со старухой, если она даже дракона из собственного дома выжила.

И вдруг Кайцук услышал очередные ругательства из глубины провала, таким образом скверная старуха посылала проклятия на дракона и того кто помог ему выбраться. Джигит, покачав головой, решил отправиться дальше, а за старухой вернуться немного позже.

А бездомный дракон, стал мстить людям. Периодически сжигал посевы в ауле, воровал девушек, перегорождал реку, дабы оставить аулы без воды. Никто не мог сразиться с ним, так как всех воинов он убивал и калечил.

Узнав о проделках дракона, Кайцук решил найти его. Встретившись с драконом Кайцук, попросил его успокоиться и перестать приносить беды людям. Дракон сразу же узнал своего спасителя и выполнил обещанную просьбу, тем самым освободив народ от зла. Но чуть позже дракон снова стал вредить. Беспомощным людям снова пришлось обраться к Кайцуку.

Мужественно подъехав к дракону, Кайцук подумал: «Мою просьбу дракон уже исполнил, больше слушать меня не будет, так и съесть может меня». Его мысли будто бы прочитал рассердившийся дракон и сказал: » Я же уже выполнил твою просьбу, я тебе больше ничего не должен! Ты меня злишь, убирайся или я съем тебя».

Однако Кайцук был умен и нашел, что сказать дракону: » Я знаю, что ты исполнил мою просьбу, благодарен тебе за это, я тебя не буду ни о чем просить. Я здесь чтобы сообщить тебе, о том, что старушка тебя везде разыскивает, так как она уже выбралась из ямы. Будь осторожен!».

Услышав это, дракон бросился бежать изо всех ног. С тех пор никто его не видел в этой местности, скорее всего он нашел себе тихое местечко, где и доживал свои годы.

А старушке, которая оставалась в яме муж и Кайцук, собрав односельчан, помогли выбраться.

Они были сильно удивлены, увидев ее, перед ними стояла не ворчливая сгорбившаяся карга, а улыбающаяся цветущая женщина. Нахождение на дне провала пошло старушке на пользу, так как там находилась вода, о которой говорил дракон.

Поняв целительные свойства места, где человек может исцелится и стать моложе, люди сразу не рискнули спуститься на дно провала, так как боялись, что дракон может вернуться в свой родимый дом. Спустя много лет о драконе так ничего и не было слышно, тем самым перестав его бояться люди стали пользоваться целебной водой. В больших корзинах на прочных веревках стали опускаться на дно провала все желающие. Сероводородные ванны помогали избавиться людям от многих заболеваний.

И дракон, и старуха уже давно забыты, однако целебная вода в озере Провал до сих пор привлекает внимание туристов и гостей города Пятигорска. В наши дни, достаточно пройти по тоннелю, чтобы увидеть озеро и почувствовать необычный запах, сохранившийся еще с древних времен.