Путешествия по Испании

ЗЕЛЁНАЯ ИСПАНИЯ

Количество ночевок – 12.

Из них пять ночей в парадорах (3*…5*) и семь – в прочих отелях от 1* до 4*.

Одна ночь в Сарагосе: hotel Conquistador 3*, Hernan Cortes, 21, ZARAGOZA (ZARAGOZA). Отель в центре, несмотря на карту из маршрутизатора, искали долго. На ресепшен за парковку нам предложили заплатить 7% от стоимости номера. Жаба задушила – машина ночевала под знаком (увидели знак лишь утром). Обошлось.

Одна ночь в Бильбао Pension Don Claudio 1*, HERMOGENES ROJO 10, BILBAO 48013. Пансион (хостел) – комната с двумя кроватями, умывальником, В общем коридоре — туалет/душ. Ничего общего с нашими предположениями о таких отелях, как грязных и ужасных. Тихо, бесплатный Интернет на компьютере в холле, идеально чистый санузел и уютная комната со свежей постелью и полным набором полотенец. Без шкафа, однако. Сын-студент назвал это идеальным местом для ночлега.

Одна ночь в парадоре Фуэнте Де. Parador de Fuente De 4*, Fuente De, 39588, Spain. Горный отель, дорога, также горная, напоминает дорогу на Красную Поляну(до реконструкции) или в Домбай. Узкая, петляющая на дне ущелья, с множественными узкими мостами и шикарными видами. Парадор расположен в тупике, у самого подножия «пиков Европы». От парадора есть канатная дорога(вагончик) вверх метров на 800, а также цепь пеших маршрутов от 1,5 до 15 км каждый. Парадор отделан сосной, комнаты укомплектованы палками для пеших прогулок по горам. В комнате застекленный балкон со столиком, креслами и с шикарным видом на горы. Ужин на двоих с бутылкой «вино тинто» стоил 51 евро. Бесплатная парковка.

Одна ночь в парадоре Рибадео Parador de Ribadeo 4*, Amador Fernández, 7. 27700. Ribadeo, Lugo. Отель в центре небольшого города с шикарным видом из номера на океанический залив. Застекленный балкон со столиком плюс незастекленный огромный балкон, откуда любовались океаном, яхтами и пароходами.

Две ночи в Сантьяго-де-Компостела, отель Husa Santiago Apostol 3*, Cuesta San Marcos 1, 15820, Santiago De Compostela. Отель у магистрали на въезде в город. Мы там только ночевали. Парковка у отеля бесплатная. До исторического центра с собором и святыми мощами на машине минут пять-семь.

Две ночи в О Грове, hotel O Castro 2*, REBOREDO 71, O GROVE 36989. Очень приятный отель в пригороде с семейным штатом сотрудников. Прекрасный вид на океан.

Одна ночь в парадоре Пуэбло-де-Санабрия, Parador de Puebla de Sanabria 3*, Avda. Lago de Sanabria, 18 — Puebla de Sanabria – 49300. Отель с видом на одноименную крепость. Хорошие впечатления от осморта крепости – как внутри, так и снаружи. Не поняли – почему у этого парадора 3*,а не 4*. Бесплатная парковка. Ужин на двоих с бутылкой местного «вино тинто» 55 евро.

Одна ночь в парадоре Самора, Parador de Zamora 5*, Pza. de Viriato, 5. 49001. Zamora в центре исторического центра провинциального центра Испании(по нашему – областной город). Расположен к замке, с соответствующей обстановкой. Удобен для пеших прогулок по древностям Заморы. Парковки нет. Использовали платную с автоматом 0,6 евро на 2 часа. Поэтому каждые два часа бегали к автомату. Благо с 20 до 9 парковка бесплатна.

Одна ночь в парадоре Саламанка, Parador de Salamanca 4*, C/ Teso de la Feria, 2. 37008. Salamanca , Также в областном городе. Расположен с видом на исторический центр, который на другом берегу речки , с соответствующей обстановкой. Через речку мост, оставшийся от римлян. Бесплатная парковка. Пешком древностям Саламанки из отеля ходить не совсем удобно — далековато.

Одна ночь в Авила, отель Cuatro Postes 3*, AUDA DE SALAMANCA 23 AVILA 05002.

Отель у магистрали на въезде в город, с шикарным видом на огромную крепость Авила.

и рекомендации, если возникнет желание повторить что-то похожее:

Пройдено на авто по показаниям одометра около 4500 км.

Стоимость поездки (2006 год!).

Перелет (туда — обратно на двоих) – 890 евро. За парадоры / отели и 13 дней аренды авто мы заплатили 1440 евро(из них машина – 406 евро). За 4500 км сожгли дизтоплива на 180 евро.

За платные стоянки в – около 30 евро.

Входы в музеи и замки – 35 евро.

Обеды/ужины/завтраки+пиво/кола/чипсы обходились от 8 до 35 евро в день на нос.

Более расходов не имели.

Итого где-то около 3000 евро на двоих, без учета сувениров.

Прокат автомобиля.

Обязательно сделайте себе в местном ГИБДД МВУ(международное водительское удостоверение). По нему там дают машину. Могут дать и по нашему. Но у автора этих строк уже после заказа авто наши права за разворот через сплошную отобрали наши ребята, которые в погонах торгуют палочками на обочинах. А по временному удостоверению, которое дали взамен, там машину не дают. Благо у сына были права и МВУ. Наши, ради эксперимента, он не показал – дали по МВУ. Сыну, кстати, на момент выдачи машины было лишь 20 лет, а не 21, как они пишут – никто на это не глянул.

Кредитная карта – обязательно. И баланс на ней долларов 500, поскольку rent-a-car откладывает от 100(в нашем случае) до 400 евро для такого класса залог на возврат назаправленного авто или повреждения, не входящие в страховку или неправильный возврат. Пишут, что есть фирмы, где можно залог оставить налом. Но в нашем случае, когда мы машину поставили на рент-а-кар стоянку в аэропорту, а смотреть её будут завтра, нам бы вряд ли вернули залог.

Место старта-финиша. Мы выбрали аэропорты, дабы не связываться с общественным транспортом и движением в Барселоне и Мадриде. Города очень привлекательные, но и очень проблемные для проезда. И нас более интересовала провинция и океан, поэтому в аэропорту Барселоны сели в машину поехали ночевать в Сарагосу(350 км). Так же и вернули — ночевали в Авиле за 120 км от аэропорта Мадрида, где вернули машину.

Офисы Rent-a-Car в Барселоне нашли на терминале В. Там же, через дорогу, стоянка машин всех фирм Rent-a-Car.

На подъезде к Мадриду, километров за 30, на щитах-указателях появился самолетик со стрелкой, указывающий на дорогу в аэропорт. На подъезде к терминалу 4 появился указатель на паркинг Rent-a-Car. Оставили машину, записали номер стоянки и пошли к стойке. На стойке ответили на вопрос «проблем?» и расстались с ключами. Процедуры оформления, как на старте, так и на финише заняли не более получаса с поиском стойки и поиском машины на стоянке.

Класс авто.

Ехали вдвоём, поэтому мы заказали А-класс (Опель Корса / Ситроен С2 / Фольксваген Поло 1.1, с кондиционером). Таких машин в Испании – 90% и такой класс считается абсолютно нормальной машиной. Фирма, где нам заказали машину, — ALAMO AtezaNational. Её нам рекомендовало турбюро МаркоПоло, которое и обеспечивало бронирование отелей/парадоров по маршруту. Можно бронировать самим, так мы и будем делать в будущем, в Интернет есть для этого всё. В аэропортах мы видели стойки Avis, Alamo AtezaNational, Europcar, Hetz. Очередь человек 20 в аэропорту Барселона была перед стойкой Europcar. Условия у всех приблизительно одинаковые. Если меньше аренда – больше залог и жестче условия и наоборот.

По факту мы получили машину немного лучше заказанной – кабриолет со складным верхом Citroen C3 Priruel, 1,4 TDi с климат-контролем изумительного голубого цвета с пробегом 27 тыс. км. Отзыв по машине выложен на www.autonews.ru.

Перелет.

Летели Аэрофлотом, с транзитом через московские Ш-1 и Ш-2. Если будет вариант не лететь через эти наши ворота – не летите. Уж очень сильный контраст между там и тут. У меня и сына по возвращении, как увидели наш Ш-2, возникло преддепрессионное состояние, которое не развилось лишь благодаря патриотическим чувствам.

Аэропорты Барселоны и Мадрида.

Все просто и понятно. На прилете и вылете формальный контроль.

Аэропорт Мадрида, его 4-й терминал заслуживает отдельного рассказа .

Езда по дорогам Испании

Тогда, в 2006-м (редактирую в 2014) навигаторов ещё не было!

Перед поездкой зашли на сайты-маршрутизаторы и по списку адресов отелей, где нам забронированы ночлеги, определились с путями проезда к ним. (http://www.guiacampsa.com , http://www.viamichelin.com/).

С их же помощью сделали и распечатали также вообще весь маршрут, но это лишнее и альбом с маршрутом оказался бесполезен. От города до города лучше использовать дорожную карту, купленную на заправке или подаренную в очередном офисе «tourist information».

А вот как попасть к нужному месту – маршрутизаторы оказались незаменимыми. Хотя и там были косяки – в Сантьяго-де-Компостела мы, уже видя отель, не смогли к нему попасть, поскольку маршрутизатор www.guiacampsa.es дал не тот путь с платной дороги и мы вновь на неё попали. А возможность развернуться там появилась через 45 км.

В пути один из нас был штурманом, который следит за полосами, указателями и сверяет их с картой. На водителя этот груз свалить не вариант. Поскольку наблюдение за разметкой, знаками и обстановкой в незнакомом месте не оставляет времени на географию. Работа у штурмана напряженная. Когда наконец увидел нужный съезд с магистрали и дал команду водителю, расслабляться не стоит. Тут же , за съездом, новая развилка, а за ней ещё… И не всегда «прямо» на щите означает «прямо на дороге».

Сама езда проще и легче, нежели в России, поскольку там понятнее разметка, знаки, указатели и главное – нет ненависти водителей друг у другу. Привыкание к указателям, знакам и темпу дороги заняло около трех часов.

Парковались на ночь у отелей. Парковки у отелей, кроме парадора в Zamora, и отеля Concistodor в Zaragoza бесплатные и доступные. А в городах в большинстве случаев, что проще и дешевле – на подземных парковках. Они в изобилии во всех исторических местах и старых кварталах.

Полицию видели только на разруливании пробок, одну машину на обочине в провинции и по телевизору. Ни одного стационарного поста за 4500 км мы не видели. Один раз, когда на платной парковке талончик положили не на парприз под стекло, а на сиденье – под дворником обнаружили квитанцию на штраф 50 евро.

Заправочные станции, они же минимаркеты с соками-колой-чипсами-дорожными картами с нормальными ценами. Во всей Испании, кроме Мадрида, сначала заправка, затем оплата. В Мадриде – как у нас. Платишь – потом льёшь.

Нередко на заправке – ресторан с официантами и меню дня «menu del dia» с ценами 8-14 евро за очень неплохой обед. Кроме того, иногда ресторан на заправке – единственное место, где можно перекусить во внеурочное время. А в такое время нам как раз и хотелось завтракать/обедать/ужинать.

Дороги.

Магистрали с ограничением 120 нередко входят в самый центр города или проходят его насквозь, что позволяет как въехать, так и выехать из городов очень быстро и без проблем.

Классификация дорог многоступенчатая. Въезд на платные дороги обозначен похожим издали на кирпич знаком. Разрешенный лимит 120, его можно превысить на 10%, но местные знают все привычки полиции «медленно летят» со скоростью 160-180. А поэтому если ориентироваться скорость потока, проблем не будет. На платной дороге десять раз проверьте, туда ли едем? Мы как-то прозевали нужный указатель и развернуться смогли лишь через 45 км.

Рядом с платной обязательно есть бесплатная дорога. Иногда такая же по рядности, но всегда более загруженная. Так, мы проехали от Барселоны до Лльеды по бесплатной двухполосной(две в одну сторону) магистрали. Так же – от Понтеведры до Португалии.

Дороги в дырах(последние по классификации) не имеют указателей вообще никаких или только при пересечении со старшими дорогами. Поблукали по ним всласть.

Достопримечательности.

Заезжали во все более-менее отличные от деревень города. Исторические центры с улицами шириной полтора метра есть везде, они нам в конце уже поднадоели.

Про достопримечательности и вообще про север Испании в Интернет инфо крайне скудная. В парадорах и отелях Испании, в отличии от Англии или Франции или Германии также нет ничего.

За инфо мы ходили в tourist information. Это, как мы поняли государственные офисы для помощи туристам. Офисы есть в каждом населенном пункте, даже в деревне, если в ней есть древность.

Мы просили «руссия ор инглиш вариант хисторикал информейшейнз, плиз». Русского варианта не дали нам нигде. Но на английском получали везде. Если тут же просили уточнить детали или дать рекомендации о крепостях («кастеллос») или региональных красотах, получали еще больше информации. Этого хватало вполне.

А карту региона Castilla y Leon мы нашли лишь в таком офисе.

Абсолютно вся информация, включая дорожные карты, в этих офисах бесплатная.

Что нас интересовало:

  • обычный набор «красоты природы – замки – крепости».

  • Соборы и монастыри мы смотрели лишь снаружи, т.к. наелись в Италии.

  • Красоты природы присутствуют в изобилии. Горные пейзажи, шикарные песчаные пляжи, отвесные скалы с прибоем.

  • Крепости есть, но доступ в них ограничен. Мы попали в Ла-Коруна, Монтеррей, Пуэбла-де-Сагабрия, Виллалонзо, Панафиэль(внутри музей вина), Медина дель Кампо(очень ограничен вход), Сегова(замок) и Авила. Очень много крепостей восстанавливается — наблюдали, как в центре развалин стоит кран и кипит работа.

  • В музеи, если они не в крепостях, не заходили.

Язык общения.

О русском на севере Испании речи нет вообще. В парадорах на ресепшен понимают английский. В меню ресторанов(в парадорах) есть английский вариант, но в прочих ресторанах только «соло испаньоль». Для ресторана сделайте карточку-словарик, где в табличке будут русское и испанское написание блюд/продуктов. Например: свинина гриль, картофель жаренный, суп, рыба жаренная, осьминог, пирожное и прочее. Мы этого не сделали и было очень тяжело.

Еда.

У сына был обязательный перечь блюд (хамон, пуэлья, гаспачо, тортилья, лагостинос, …), которые необходимо попробовать. Это делали в провинциальных ресторанах. Обед в среднем 21-27 евро на двоих. Вино(бутылку вино тинто(красное)) дают так, а за воду/колу берут деньги. Несколько раз обедали/ужинали на заправках за 13-19 евро на двоих. В ресторанах на заправках в «меню дель диа»(комплексный обед) входит бутылка вина или кружка пива, а пиво наливают в кружки, вынутые из морозильной камеры.

Завтраки, кроме оплаченных в отеле О Грове, делали в номере. Использовали кипятильник, пару кружек и купленные накануне пирожные, колбасу, булочки, сыр, фрукты. Как-то пытались позавтракать в кафе-ресторанах. Но там утром лишь кофе и круасан(8 евро).

Ночевки.

Заказали пять ночевок в парадорах от 3 до 5* и семь в прочих отелях от 1 до 4*.

Перед отъездом имели смутное представление о парадорах и их отличиях от прочих отелей Испании.

Как мы поняли после поездки,

парадоры – сеть из несчетного количества (более ста абсолютно точно) туристических отелей от 3 до 5 звезд, ориентированных исключительно на путешествующих в отпуске. Расположены в замках, крепостях, или же с хорошим видом на красивый замок /крепость /кафедрал или с видом на местные красоты – океанический залив с яхтами, остроконечные горные пики. Имеются с каждом мало-мальски интересном месте Испании и описаны на www.parador.es и по ссылке на картинку здесь справа . Все парадоры имеют большие (комната не менее 4х10 шагов, рулетки у нас не было) номера с такими же большими санузлами. В санузлах по две раковины для умывания, большая ванная, обязательно биде. Вся сантехника и отделка — супер. В парадоре Puebla de Sanabria смыв воды в унитазе — настоящее шоу.

Комнаты обставлены в стиле, соответствующем окрестностям – под мебель замка, модерн или мебель горного курорта. В комнате выделяется угол или балкон, где стоит пара кресел и стол с хорошим видом на местные красоты. Коридоры парадоров – широкие, с мебелью, картинами и гравюрами в тему парадора.

В каждом парадоре в дополнение к ресторану и бару большие залы, как правило, с каминами, для карточных игр, чтения газет, и посиделок. Стоящие на парковке у парадоров очень солидные и ухоженные машины свидетельствуют об отличии этих заведений от прочих.

Т.е. эдакое понтовые испанские места для ночлега, в каждом из которых есть обязательный шикарный стандартный набор плюс у каждого свои прибамбасы.

В парадорах раздражало лишь то, что печатная информация, разложенная на всех мыслимых местах, содержала лишь восхваление сети парадоров. Отдыхающим в отпуске была бы полезна инфо про местные красоты, а её не было.

Считается, что Испанию, наряду с Турцией и Египтом, удобнее посещать по турпутевке. Это не так, и здесь мы расскажем, почему поездку в Испанию гораздо лучше делать самостоятельно.

При планировании отпуска в Испании нужно четко понимать, что как бы вы не тасовали карты мира, в любом случае это будет сочетание пляжного и экскурсионного отдыха. Пляжи здесь — муниципальные, и в большинстве регионов Испании отели расположены через дорогу. Роскошных отелей-курортов с полной инфраструктурой, заточенных под чисто тюлений отдых — практически нет. Большинство отелей, особенно на север от Барселоны, в Коста Брава — скромные 3-4*, уютные и чистые, однако не предполагается, что вы будете проводить в них большую часть своего времени.

В Испании вы будете:

  • Гулять по городам (как минимум Барселона, Мадрид)
  • Сидеть в уютных кафешках, дегустировать паэльи и сангрии, любоваться морем
  • Иногда валяться на пляже и даже купаться (хотя, на южном побережье, в Коста Дель Соль, не будете даже купаться — холодные течения. Да и не принято там это, несолидно).

Так что для талассотерапии лучше подойдет Кипр, а мы остановимся на том, как спланровать свою поездку в Испанию.

Минусы «организованного» путешествия в Испанию

Все минусы опробованы на личном опыте. Первый раз я поехал в Испанию по стандартной турпутевке. Тогда сервисов подобных Smart Trip не было, а любой индивидуальный тур в турагентстве стоил больших денег, так как отели, не входящие в «пакетный тур» приходилось бронировать без скидок. Сейчас, зайдя в поиск отелей, вы сразу увидите несколько результатов и выберете себе наиболее оптимальный вариант «отель — номер — цена». Практически всегда стоимость номера в одном и том же отеле при бронировании онлайн дешевле минимум на 30%.

Стандартная путевка, которую купил тогда я, включала в себя недельное проживание в маленьком скромном отеле Boix Mar, расположенном в городке Бланес, региона Коста Брава, с завтраком и ужином. Дни проходили по одинаковому сценарию. Завтрак я всегда просыпал, и поэтому совмещал его с обедом одной из множества кафешек на побережье. После — два-три часа на пляже. Затем садился в автобус или электричку (что быстрее отправится со станции) и ехал гулять в Барселону. Путь занимал около часа. В Барселоне ужинал, ибо в отель на ужины не успевал, да и как можно променять «шведский стол» отдающий коммунизмом, на тапас в одном из многочисленных барселонских баров и кафе? Все бы ничего, но главной целью на протяжении всего отпуска было — не опоздать на последнюю электричку из Барселоны в Бланес. Один раз такое случилось, и оказалось дешевле переночевать в отеле, чем брать такси. Все эти нервы с электричкой нивелировали кайф от вечерней Барселоны. Поздний вечер проводил, понятно, в барах Бланеса.

Итак, минусы:

  • Я вообще не питался в отеле, а, значит, переплатил.
  • Тратил время и деньги на дорогу в Барселону.
  • Внепланово потратился, когда пришлось остаться там на ночь.
  • И, конечно, главный минус — дискомфорт с последней электричкой (которая, кстати, всегда набита битком).

Если все вышеописанное для вас не аргумент, и вы действительно считаете, что вам в поездке нужна нянька, то читайте ниже и поймете, что были не правы . Если же двух абзацев вам достаточно, то приступайте к бронированию билетов и отелей, но все-таки, для начала ознакомьтесь с двумя вариантами очень простых самостоятельных маршрутов по Испании и курортными зонами старны для пляжного отдыха.

Простые самостоятельные маршруты по Испании

Маршрут первый

Прилетаем в Барселону. Бронируем там отель на первые 2-4 дня отдыха и на 1-2 последних дня. Выбираем курорт либо на севере, либо на юге от Барселоны и, возжелав моря, уезжаем туда. В Барселоне есть пляжи, и некоторые даже умудряются там купаться, но все-таки прекрасная столица Каталонии — портовый город со всеми вытекающими. Так что наслаждайтесь архитектурой, а море чуть позже.

  • ВЫБРАТЬ И ЗАБРОНИРОВАТЬ ОТЕЛЬ В БАРСЕЛОНЕ
  • ПОСМОТРЕТЬ НАЛИЧИЕ АВИАБИЛЕТОВ В БАРСЕЛОНУ НА НУЖНЫЕ ДАТЫ, ЗАБРОНИРОВАТЬ

Маршрут второй

Прилетаем в Мадрид. Например, если бронировать рейс без пересадок авиакомпанией Iberia, он обойдется вам от 15 000 рублей со сборами (без акций, туда-обратно). Если не против прогулок по Женеве и Мюнхену (многие специально бронируют именно такие рейсы, а 10 часов стоянки в одном из европейских городов, когда можно прогуляться по музеям, посидеть в кафе и все это, как бы входит в стоимость перелета, ведь вам для этого не нужно дополнительно бронировать отель, считают приятным бонусом к поездке), то Lufthansa предлагает такие перелеты стоимостью от 9000 рублей со всеми сборами (без акций, туда-обратно).

  • ВЫБРАТЬ И ЗАБРОНИРОВАТЬ ОТЕЛЬ В МАДРИДЕ
  • ПОСМОТРЕТЬ НАЛИЧИЕ АВИАБИЛЕТОВ В МАДРИД НА НУЖНЫЕ ДАТЫ, ЗАБРОНИРОВАТЬ

Два-три дня в Мадриде — и на Средиземноморское побережье. Если на поездку отведено две недели, то можно захватить и Барселону, либо туда, либо обратно. Из Мадрида в Барселону можно добираться либо той же Iberia, либо наземным транспортом.

Коста-Брава и Коста-дель-Маресме

На север от Барселоны и вплоть до Пиренеев тянется побережье Коста-Брава и Коста-дель-Маресме. Горы спускаются почти к морю, которое врезается в берег, создавая узенькие бухты с чудесными маленькими пляжами. Благодаря многочисленным сосновым лесам здесь очень чистый воздух и великолепные пейзажи. Центром Коста-Бравы является Льорет-де-Мар — самый шумный и оживленный городок побережья. Выбор отелей здесь — на любой вкус, от недорогих «трешек»: Kaktus Playa, Grand Hotel Don Juan, Garbi Park, до хороших пляжных «четверок»: Rosamar& SPA, Gran Reymar. Есть и редкие для континентальных курортов «пятизвездники» — Alva Park и Rigat Park. У туристов, посетивших Коста-Браву, есть уникальная возможность на пару дней съездить во Францию. Добраться до Барселоны, как уже говорилось, тоже не проблема — час на поезде. Пожалуй, единственный минус курорта — железная дорога, проходящая прямо рядом с морем. Она тянется от Барселоны до Бланеса, и лишь два городка Коста-Бравы — Тосса-дель-Мар и уже упомянутый Льорет — могут похвастаться исключительно пляжными отелями.

Коста-Бланка

С каждым годом становится все более популярным у наших туристов Коста-Бланка — валенсийское побережье Испании. Сейчас это самый «западный» курорт страны, но не в смысле местонахождения, а из-за огромного количества западных туристов, облюбовавших «белый берег» за чистоту пляжей, прекрасный сервис и бурную ночную жизнь, центром которой является Бенидорм. В прошлом — рыбацкая деревушка, сейчас Бенидорм — настоящий туристический феномен Европы (именно такой титул присвоили ему журналисты). Цепь суперсовременных отелей на побережье впечатляет не меньше, чем изумрудные переливы морского пейзажа. Особенно выделяется в этом плане Gran Hotel Bali, входящий в число самых высотных отелей мира. Город считается одним из наиболее привлекательных испанских курортов с точки зрения возможностей досуга и развлечений, при этом отельная база рассчитана как на требовательных туристов: Melia Benidorm, Corona Del Mar, и особенно, Madeira Centro, так и на предпочитающих экономичный отдых: Poseidon Palace, Poseidon Playa, Don Pancho.