Путешествие в Узбекистан

Путешествие по Узбекистану: полезная информация

Зачем ехать:

Древние города на Великом Шелковом пути Хива, Бухара и Самарканд; кладбище кораблей в Муйнаке; динамичный зеленый современный Ташкент; колорит среднеазиатского базара; узбекская кухня.

Когда ехать:

  • март — на праздник весны Навруз (21 марта),
  • май — первый урожай фруктов и овощей,
  • сентябрь-октябрь.

Как добираться:

Самолетом: Регулярные рейсы основных российских авиакомпаний («Аэрофлот», S7, Utair, «Россия» и т. д.), а также авиакомпании «Узбекские авиалинии» в Ташкент из множества российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Тюмени и других. Цены стабильно высокие вследствие постоянного спроса. Также «Узбекскими авиалиниями» можно улететь из множества городов России в Бухару, Самарканд, Ургенч, Нукус, Фергану, Андижан, Термез и т. д. Ищите билеты на Skyscanner или Aviasales.

Поездом: 64 часа из Москвы, цены начинаются примерно от 10 тысяч рублей за место в плацкарте. Также есть поезда из Челябинска, Уфы, Саратова, Волгограда и других городов России. Идут долго, стоят дорого.

Автомобилем: Около 3375 километров из Москвы до Ташкента. Основные минусы — отсутствие бензина в западной части Узбекистана, разбитые дороги и особенности вождения (про поворотники при обгоне никто отродясь не слышал), а также сложность прохождения границы Казахстан — Узбекистан и повсеместная проверка документов у автомобилистов.

Почитать по теме: Дивный Восток: путешествие на автомобиле по Узбекистану, Таджикистану, Киргизии и Казахстану

Как составить маршрут:

Обязательно потратить минимум два полных дня на Бухару и Самарканд, а также полный день на Хиву. Один день полностью отдать изучению города с гидом, на второй день можно осмотреть понравившиеся места самостоятельно, съездить за город или выбирать сувениры. Гид в этих городах жизненно необходим, он не только познакомит вас с историей и архитектурой, но и расскажет много интересного о повседневной жизни узбекского народа.
Если хотите посмотреть на кладбище кораблей на берегу высохшего Аральского моря, то придется отправиться в город Нукус, а там договариваться о поездке в Муйнак (примерно 70 долларов, три-четыре часа в одну сторону по не самым лучшим дорогам). Тур по дну моря до постоянно отступающей водной поверхности может обойтись в 500 долларов.

Прибытие / Обратный вылет:

Первое: очередь на паспортный контроль в аэропортах. Её не существует — все стоят огромной кучей, вертят локтями, стараются протолкнуться. Это тяжело — готовьтесь. В Ташкенте ко всему прочему еще и маленькое помещение, которое не проветривается. Выдача багажа осуществляется хуже, чем в аэропорту Домодедово: выпирающие пластиковые детали рюкзаков и чемоданов рекомендуем обмотать скотчем или пленкой.

Второе: декларация. Вам следует заполнить декларацию в двух экземплярах по въезду. Один остается у вас, один заберет себе работник пограничной службы. При выезде придется заполнить еще одну декларацию и предъявить ее вместе с въездным экземпляром. В декларации важно указать все деньги, которые вы с собой захватили. Даже если у вас 500 рублей на аэроэкспресс или мелкие монеты в евро из предыдущей поездки — указать нужно все. Указывайте всю технику, что везете с собой, — на выезде вас может ожидать сверка устройств со списком.

Третье: регистрация. Каждая ваша ночевка должна быть документально подтверждена. Во всех гостиницах, что вы будете бронировать, вам обязаны сделать такую регистрацию. Обычно это либо стикер, либо бланк, на котором стоит печать гостиницы, ваши паспортные данные и даты, в которые вы останавливаетесь. Если вы путешествовали ночным поездом, то обязательно сохраните билет — он приравнивается к гостиничной регистрации. По правилам вы обязаны зарегистрироваться в течение трех дней после пересечения узбекской границы. Если в течение этого времени вы не сделали регистрацию, то могут возникнуть проблемы при заселении в гостиницу: по истечении трехдневного срока без регистрации вы без вины становитесь криминальным элементом и попадаете за черту закона. Штраф составляет одна-две тысячи долларов США.

Посередине — декларация. Наклейки и бланки вокруг них — регистрации из отелей и гест-хаузов за двухнедельный период

К декларации и регистрациям стоит отнестись внимательно, ибо при выезде на границе потребуют:
1. соответствия списка устройств в декларации. Если забыли указать ноутбук или телефон, то, по логике закона, вы купили его на узбекской земле и должны оплатить пошлину;
2. сумма денег должна быть меньше той, что вы указывали при въезде.
Путешественники описывают совсем абсурдные случаи: они имели проблемы из-за того, что снимали деньги в банкомате в Ташкенте, а затем выезжали с большей суммой, чем декларировали при въезде. Не помогали даже чеки из банкомата.
Также возникнут вопросы, если вы прилетели парочкой и деньги декларировал только один из вас. Во избежание допроса на выезде лучше разделить наличные перед декларированием;
3. регистрации из всех мест пребывания.

В аэропорт надо приезжать сильно заранее. Это важно. В Узбекистане безопасность является национальной идеей (не лишенной смысла при наличии границы с Афганистаном). К примеру, в аэропорту Ташкента вам предстоит пройти кордон на улице (идите сразу к VIP-входу справа — туристов там пропускают наравне с местными VIP-персонами), контроль на входе, заполнение выездной декларации, сверку деклараций, странную процедуру личного досмотра в отдельных комнатах (осмотрят два кармана рюкзака, просмотрят содержимое карманов куртки, зададут пару дурацких вопросов), а также обычный предполетный досмотр перед проходом к выходам и в зону дьюти-фри. Жирным выделены привычные процедуры любого аэропорта мира. В аэропорте местные сумы у вас примут только в одном кафе (качество продуктов и кофе низкое), поэтому избавляйтесь от сум заранее. Если сдаете багаж, то настоятельно рекомендуем обмотать его пленкой, даже если вы этого никогда не делали. Стоит примерно один-два доллара, или в районе восьми тысяч сум.

Язык:

Подавляющее большинство населения знает русский язык, это сильно упрощает для вас большинство бытовых вопросов. Почти все работали в Москве, Санкт-Петербурге и иных городах России.
На всем пути вашего путешествия вы будете слышать вопросы: откуда вы? где там живете? какая у вас работа? Не бойтесь отвечать и спрашивать. Также не стесняйтесь отвечать на частый вопрос «почему поехали в Узбекистан?». Сделайте собеседнику приятное.

Валюта и ее особенности:

Узбекский сум — валюта, целиком и полностью зависящая от курса доллара. Поэтому брать с собой в поездку лучше доллары (для обмена в больших городах подойдут и рубли с евро, но доллар — почти национальная валюта Узбекистана, и ему всегда рады), и обязательно только наличные. Банкоматы есть исключительно в Ташкенте (причем разные банкоматы для карт Visa и MasterCard). Гостиницы, магазины — нигде вы не найдете безналичной оплаты услуг привычными системами оплаты: только местной платежной системой Uzcard. Идеальный вариант — взять с собой доллары, причем мелкого номинала: 5, 10, 20. Гиды и гостиницы с радостью примут оплату в долларах, а вам не придется их менять, потому что с обменом валюты связаны определенные трудности.

Обмен валюты:

Не меняйте деньги в банке. Базарный курс сума к доллару выше более чем в два раза. Везде выгодно платить в сумах либо в долларах по базарному курсу.

Как менять деньги? Скорее всего, вы прилетите в аэропорт и будете общаться с таксистом, который везет вас в гостиницу. Никогда не забывайте, что таксисты в аэропортах — самые беспардонные и нечестные люди на планете. Они наверняка предложат вам обменять валюту, будут рассказывать байки о том, что это страшно, что туристов подставляют, что курс, который вы видели в интернете, — устаревший или вообще ненастоящий. Все это неправда. Естественно, за такси из аэропорта вы переплатите, но уже в гостинице можно просто спросить про обмен валюты либо на улице поймать такси и попросить отвезти к валютчикам/менялам (в процессе путешествия вы даже начнете узнавать их на улицах: неприметный мужчина на велосипеде с большой сумкой — типичный валютчик). Также поменять деньги всегда можно на базаре. Не стесняйтесь спрашивать об обмене: в гостинице, у таксистов, у гидов или просто у прохожих. Вся страна живет по базарному курсу и смеется над теми, кто меняет деньги в банке.

Эквивалент 80 долларов на март 2016 года

Курс валюты

Один доллар — примерно 6500 сум на март 2016 года. Самая ходовая банкнота — тысяча сум, реже — пять тысяч сум. Либо не меняйте большие суммы, либо готовьте рюкзак под такое количество банкнот. Как показывает практика, при обмене редко обманывают: у валютчиков заранее посчитаны и сложены в стопки суммы в 100 тысяч или 500 тысяч сум.
http://dollaruz.com/ либо http://uzkurs.ru/

Особенности аренды жилья:

Не стоит бронировать жилье через привычные вам сайты типа Booking.com. Это крайне невыгодно гостиницам: они оплачивают комиссию Booking в долларах по банковскому курсу. А что невыгодно гостиницам, здесь невыгодно и вам. Найдите понравившуюся гостиницу через Booking или TripAdvisor и договоритесь по электронной почте. Это будет основным вариантом. А перед заездом просто отметьте на карте или зайдите в парочку соседних гостиниц (в Бухаре — район Ляби-хауз, в Самарканде — около Регистана, в Хиве — прямо в Старом городе) и сравните цены, которые вам предложат, с суммой вашей брони. Есть вероятность, что подвернется вариант дешевле и лучше. Гостиницы в популярных Самарканде и Бухаре потребуют оплату по базарному курсу, в менее популярных Хиве и Нукусе возьмут по курсу банка — надо уточнять заранее при переписке. Объясняется это тем, что большинство гостиниц в Самарканде, Бухаре и Ташкенте — частные, а в Нукусе или Хиве — государственные. Соответственно, курс сума у них разный: в Хиве 70 долларов (две ночи) по курсу банка — примерно 200 тысяч сум (на базаре вы получите 200 тысяч сум за 31 доллар), а в Бухаре гостиница за 70 долларов (две ночи) — это уже 455 тысяч сум. Тут выгоднее без обмена заплатить в долларах. Обязательно задавайте вопрос о цене в сумах при переписке по электронной почте.
Средняя цена проживания — 25–35 долларов за номер для двоих с душем и завтраком. На месте имеет смысл поторговаться — цену часто можно снизить долларов на десять или больше.

Торг:

Этого не избежать, как бы вы ни хотели. Торгуются все и почти везде. Первая цена, которую вы услышите в гостинице, от гида или любого продавца сувениров, — чаще всего несерьезная. Рекомендуем называть половину от стоимости и далее медленно соглашаться на компромиссное предложение, если торг для вас в тягость. Обязательно переводите все в доллары у себя в голове. Услуги гида не должны стоить дороже 15–30 долларов, если это не сопряжено с выездами за пределы городов (Бухара, Самарканд).

Особенности кухни:

Вдаваться в подробности мы не будем: кухня очень разнообразна. Отметим лишь, что:

  • все пьют чай. Всегда заказывайте зеленый, так как черный часто заваривают из пакетика. Стоит обычно около тысячи сум (15 центов в долларах), часто могут вообще не взять денег;
  • пища очень жирная, поэтому не переусердствуйте с лагманом или пловом;
  • если вы вегетарианец или веган, то вам прямиком на базар за сухофруктами и орехами — в кафе и ресторанах 90% еды будет с мясом или рыбой. Но в заведениях не стесняйтесь сообщать о своих предпочтениях — вам легко смогут приготовить что-то не из меню;
  • алкоголя мало: пиво, вино и крепкие напитки невысокого вкусового разнообразия и качества, поэтому захватите с собой что-нибудь из дьюти-фри, если любите посидеть и выпить вечером. Более или менее адекватное пиво — Sarbast, вино — Bagizagan;
  • при любой возможности идите на базар: там красиво, интересно и очень разнообразно, много уличной еды — конечно, мясной.

Гид:

В Бухаре, Самарканде и Хиве обязательно берите гида. Вы как минимум узнаете много интересного из истории, культурных особенностей и современной жизни узбекского народа, а в лучшем случае гид поможет вам с пониманием цен на сувениры, такси, гостиницы и все-все-все. Поиск гида, увы, дело спонтанное. Начать стоит с вопроса в гостинице. Истинно хороших гидов не так много — поспрашивайте у друзей-путешественников. Многие сохраняют контакты понравившихся гидов. Мы можем лишь порекомендовать отличного гида в Самарканде на своем автомобиле с отличным знанием истории и интересных особенностей (Одил, +998-91-555-08-08), в Хиве гида можно найти в туристическом офисе, который находится в западных воротах Старого города.

Передвижение между городами:

Поезд «Афросиаб»

Самолет: Из Ташкента в любой большой город страны можно улететь на самолете компании Uzbekistan Airways. Цены можно посмотреть на Skyscanner или Aviasales. Флот авиакомпании на внутренних магистралях — Airbus A320 и Ил-114. Билеты на рейсы приобрести можно только через агентов, на сайте «Узбекских авиалиний» вы купить ничего не сможете — продажа билетов осуществляется только гражданам Республики Узбекистан.
Между городами также можно передвигаться на поезде или на такси.
Поезд: Билеты на большинство поездов вы можете дистанционно приобрести через сайт rzd.ru. Их обязательно надо распечатать заранее — никакой электронной регистрации, как и терминалов для получения билета, в Узбекистане нет. На скоростной поезд «Афросиаб» (Ташкент — Самарканд, № 760, 762) билеты на сайте rzd.ru приобрести не удастся — надо идти в местные кассы. Цена составит от 50 до 97 тысяч сум. А вот на фирменные поезда «Шарк» до Бухары (№ 9 и 10) и «Насаф» до Самарканда (№ 7 и 8) — пожалуйста. Переплата на сайте rzd.ru составит 20–30%, но непосредственно перед отправлением вы рискуете нарваться на отсутствие билетов в кассах.
Такси: Самый популярный способ передвижения в Узбекистане. Любой автомобиль здесь — потенциальное такси. Если вам нужно такси по городу, просто махните рукой — к вам сразу же выстроится очередь. Если же требуется уехать из одного города в другой, то тут все сложнее. Для начала надо уточнить, где собираются таксисты на нужное вам направление (это здесь называется пятак). Узнать это (как и приблизительную стоимость поездки) можно в гостинице, у таксиста или прохожего на улице. После того как вы нашли нужный вам пятак, то придется выдержать осаду желающих вас отвезти, выбрать самого сговорчивого и торговаться. Часто торг начинается с заоблачных высот жадности и потом сходит к тем цифрам, которые вам сообщили заранее в гостинице. Важное уточнение: в подавляющем большинстве вам сообщат сумму на человека. Имейте это в виду. Если вас двое и вы хотите ехать в комфорте, то предложите чуть больше стоимости за двоих. Будьте внимательны у аэропортов и ж/д вокзалов — там особенно наглые персонажи.

Интернет.

С интернетом в Узбекистане очень сложно. Часто заявленный в гостиницах вайфай не работает. Можно приобрести сим-карту, но иностранец может купить её легально только в офисах операторов. У дилеров (повсеместные офисы Paynet) сим-карту просто так не купить — придется попросить оформить на кого-то из работников либо на сердобольных соседей по очереди. Присутствует ограничение по трафику. Сильно не рассчитывайте на постоянную связь — рекомендуем скачать основные приложения для путешественников, к примеру, Maps.me для офлайн-навигации или WiFi Finder для поиска вайфай-точек заранее.

Погода.

С мая по октябрь очень тепло. С конца июня по начало августа невыносимо жарко. У Узбекистана, как и у всех его соседей, нет выхода к Мировому океану, а основные реки Амударья и Сырдарья разбираются для орошения посевов, поэтому на первый взгляд купаться здесь негде. Это не так: почти рядом с каждым большим городом есть пресноводные озера. К примеру, из Ташкента можно на пару дней отправиться к водохранилищу Чарвак, а из Бухары — к озеру Тудакуль.

Мелочи, которые облегчат жизнь:

  • Солнцезащитные очки. Не только от солнца, но и от песка.
  • Капли для глаз. Правда могут пригодиться, если песок в глаза попадет.
  • Крем для загара. Даже в марте солнце уже очень сильное.
  • Средство от аллергии. Каждая гостиница, чайхана и ресторан увешаны коврами и материей с национальными узорами. Средство от аллергии не повредит, хотя в Узбекистане повсеместная чистота как в домах, так и на улице.
  • Средство для нормализации работы кишечника. Пища очень жирная. Даже если вы уверены в себе, не пренебрегайте этим советом.

Цены:

Цены будут приведены в трех валютах: в рублях — за то, что стоит приобрести заранее в России; в долларах — за то, что удобнее и выгоднее оплатить без обмена; в сумах — за всё остальное.

Гид: 15–30 долларов. Зависит от города, торга и самого гида.
Еда: Полноценный обед на двоих с напитками в лучших ресторанах Бухары и Самарканда — 80–100 тысяч сум (10–15 долларов). В Бухаре рекомендуем ресторан Old Buchara и Chinar, в Самарканде — ресторан T.Bone. В чайханах все обойдется много дешевле, но будьте готовы к специфической жирной еде.
Плов: 8–10 тысяч сум. Плов едят в обед, его редко можно найти после трех-четырех часов дня.
Алкоголь: Водка, коньяк, вино и пиво. Вино в магазинах очень плохого качества, за ним лучше зайти в любой ресторан и немного переплатить. Терпимое красное сухое обойдется примерно в три-четыре доллара (20–28 тысяч сум). В ресторанах много домашнего коньяка, он везде среднего (неплохого) качества, цена — примерно 3,5 тысячи сум за 50 граммов.
Такси по городу: 4–6 тысяч сум — общая цена за среднюю поездку. Часто цены говорят на человека. Уточняйте все перед посадкой. Но если вы в городе (к примеру, в Ташкенте) уже несколько дней, то можете вообще не заводить разговор о деньгах — отдавайте при выходе сколько считаете справедливым, исходя из указанных выше границ. Породит приятное ощущение того, что вас считают местным.

Передвижение между городами: поезд Бухара — Самарканд и Самарканд — Ташкент — примерно 550 рублей заранее на сайте РЖД. Есть скоростной поезд «Афросиаб» из Самарканда в Ташкент, его стоимость — в районе 50 тысяч сум, но билет можно купить только непосредственно в Узбекистане.
Такси: Ургенч (Хива) — Бухара — 60 тысяч сум с человека. Это один из самых неудобных участков путешествия. Поездом добраться можно только с пересадкой в городе Навои. Поэтому 400 километров по дороге через пустыню Кызылкум придется преодолеть на автомобиле. Дорожное полотно находится в перманентной реконструкции, а весь путь занимает шесть-восемь часов. Арендовать машину практически не имеет смысла. Такси есть везде, они дешевле и отлично приспособлены к местным реалиям вождения (весьма суровым).
Ургенч — Хива — примерно 15 тысяч сум за машину вдвоем или 6–7 тысяч с человека. Ехать 40 километров. Если не торопитесь, то можно поехать на троллейбусе с уникальной для Средней Азии протяженностью. Стоит намного дешевле, но и идет долго. Троллейбусы новые, фирмы Škoda.
Авиаперелеты: Примерно 1,5–7 тысяч рублей в одну сторону за перелет Ташкент — любая точка Узбекистана. Если покупать на месте, то намного дешевле, но с билетами часто бывают проблемы. Чем ближе лететь, тем дешевле: самый дорогой перелет — в Нукус.
Проживание: 25–35 долларов за ночь в номере на двоих с душем и завтраком. Такие цены держатся почти во всех гостиницах. Обязательно заранее уточняйте сумму в сумах и долларах либо по какому курсу в гостинице принимают оплату: если по банковскому, то платить надо в сумах, если по базарному, то в любой удобной валюте.

Сувениры:

Везти платки из шелка, пашмины, адраса и хлопка. Керамические тарелки с узорами (очень дешево в ташкентском ЦУМе). Сухофрукты с рынков. Рекомендуем соленые косточки абрикоса «шур-донак» — по вкусу почти не уступают фисташкам.
Есть в Узбекистане и качественная дизайнерская одежда с местными узорами — также рекомендуем обратить внимание. Искать в Ташкенте: Human House и Uzbek Apparel.


Нам нужна поддержка наших читателей.

Спасибо, что прочитали этот текст до конца, мы старались. Весь проект PRTBRT создан небольшой командой из двух человек, сейчас сайт читают 200 тысяч человек в месяц — это невероятно здорово!

Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon. Кстати, за пожертвования мы предлагаем бонусы! Плюс в этой колонке главного редактора мы объясняем, почему решились на такой шаг.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.

Глава 1 » Начало»
Часть 1 «Почему Узбекистан?»
В армии я часто размышлял о маршрутах и местах куда хотел бы поехать после службы. Я даже с телефона заходил на разные сайты и читал отчеты и планы. Европа была вне досягаемости из-за отсутствия паспорта, да и надо было начинать работать сначала. Кроме России иногда проскакивали мысли о бывших республиках, но в основном были ближайшие к Москве области. Иногда в теливизионке от нечего делать рисовал нитки маршрутов и планы походов.
Однажды февральским днем 2008 года после испытаний на полигоне я и четверо моих состуживцев сидели в обеденной комнате Снаряжательной лаборатории и занимались ерундой убивая время. Мне надоело сидеть и я пошел разглядывать карту СССР, которая висела на стене. Пройдясь взглядом по России опустил взгляд на Среднюю Азию и увидев родину Тимура представил пышные дворцы, сказочного вида медресе, шумные базары и маленькие глиняные домики. Когда морок прошел я понял — вот оно. Мечта — жемчужина востока.
После увольнения со службы (июнь 2009) началась новая жизнь со своими проблемами и радостями. Жемчужина стала постепенно забываться. Вспомнил о ней я только в начале 2011 года, когда материальное положение позволило смотреть за бугор. Вдобавок в конце апреля я собрал лигерад и тем более хотел проехаться по просторма Узбекистана в удобном кресле. В начале марта бзялся за разработку маршрута (который менял несколько раз) и читал разную инфу в интернете. Про облом с поездкой в Голландию можно прочитать
И вот наконец паспорт получен, доллары обменяны, зеркалка куплена, билеты взяты. Осталась рабочая неделя и в Узбекистан. Я так и не понял почему выбрал эту страну, но говоря наперед нисколько не ошибся.
Часть 2 «В путь дорогу»
Несмотря на желание сделать многие дела на протяжении последней недели перед отпуском, я конечно же оставил все на последний день. Ездил в Соколя за колодками, в Турин за чехлом XL (в мою L-ку с натягом влезал) и еще хрен знает куда. Естественно вещи собирать, благо их было не много. Прикол случился при замене колодок на переднем колесе. Когда закручивал болт крепящий калипер раздался хруст и вынув болт обнаружил на резьбе полоску металла. Хотя в этот момент закручен был не сильно. Сначала подумал что остался без передних тормозов, но выход нашелся. Снял две шайбы, которые стоят между шляпкой болта и калипером, болт дотянулся до несодранной резьбы и закрепился. Лег около двух, встал в пять. Чувствовал себя хорошо. Радость переполняла и не давала проявиться недосыпу. Погода тоже была нормальной, несмотря на грозу накануне вечером. Воткнув наушники поехал по полупустым улицам. После Братеевского моста прозевал поворот и пришлось ехать от Проектируемого проезда №5396 до Каширки 5 км по МКАДу. По пути заехал в бистро. когда ел хот-дог подкатил КаМаз с очень дымящим моторным отделением, постоял пару минут пока дым пройдет и поехал дальше…. В начале Домодедовского шоссе меняли асфальт и пришлось потрястись пару километров, удивляя «Ветерком» рабочих в столь ранний час. В началев восьмого подкатил к зданию и вошел к рамкам. После терактов проверять стали тщательно, чуть ли в трусы не залазят (помницца когда работал там при входе даже ремень снимал) Вел не пролазил на ленту и проверяющий сказал что сейчас вызовут собаку с кинологом. Пока их ждал разобрал вел. Собака понюхала и не обнаружила ничего плохого. Когда ждал открытия регистрации решил сразу переодеться в гражданку. Разговорился с парнем, который ожидал свой рейс в Баку. Он учится в МГУ. И среди азеров есть отличные ребята) За 20 минут до открытия регистрации пошел занимать очередь. Подойдя к группе узбеков спросил глупый вопрос — кто последний (забыл что читал в инете) А тут все первые, сказал один из них.Встал рядом с ними. Глядя вокруг удивился сколько техники везут на родину: пылесосы, утюги, чайники, микроволновки и даже огромные плоские телевизоры.Когда началась регистрация толпа начала сумбурно двигаться вперед при каждом уходящем к стенду. Один пожилой узбек помог мне с моим велом продвинуться вперед. На регистрации весы показали 25 кг — ровно столько, сколько можно. Ценные вещи взял с собой в маленькой велосумке, камера в сумке через плечо. Кресло тоже отдал в багаж. Причем багаж у меня забрали не через ленту, а через лифт, вручную. За превышение длины с меня не взяли обещанных 20 евро. Освободившись я пошел проходить через кордоны. При проходе через границу на нейтральную территорию девушка спросила — цель поездки, туризм отвечаю. Подняла брови с удивленными глазами. Поставила печать и я пошел дальше, поняв что это один из многих ограниченных людей, которые кроме Турции и Египта ничего больше не знают. Последнее препятствие меня удивило. Надо было разуться и в бахилах на голу ногу пройти через какую то херь, причем зайти и поднять руки, а-ля «сдаюмсу». Там же у меня забрали поллитра. В дьюти фри не пошел, а направился сразу к нужному гейту и встал около столика, чтобы первым пойти на посадку. Самолет был Боинг-757 Девушка на регистрации дала мне лучшее место — возле окна. Все стюардессы были на вид русские, только одна смахивала на узбечку, и то с большой натяжкой. Командир тоже русский. Через полчаса вырулив на ВПП самолет со страшным ревом начал резво набирать ход и земля ушла вниз. При наборе высоты я хорошо себя чувствовал, а вот когда были небольшие снижения меня мутило. Последний раз летал на самолете в 1995 году в Анапу. Очень необычные ощущения когда смотришь в окно, а под тобой облака.
Жаль что стекло было в царапинах
Земля медленно плыла внизу и скорость совсем не ощущалась. Чувствовалось что самолет помаленьку набирает высоту. По телику врубили какой то фильм на узбекском языке с русскими субтитрами. Какая то старуха с молодой девушкой ходят по домам и побираются, а потом дома ее сын возмущался как так можно, ведь все есть, а вы ходите и просите. На что старуха ответила что это наш цыганский обычай. Короче глядя как они ругаются я незаметно для себя уснул.
Конец первой главы…..