Путешествие по енисею

День рождения Музея судоходства

Музею 7 мая исполнилось 22 года. Он ни разу не менял дислокацию — всё это время находился в здании Енисейского управления речного пароходства. Об истории самого музея и, конечно, о судоходстве на Енисее рассказывает и атмосфера этого места, и экспонаты, но никто не поведает об этом с такой любовью и с таким энтузиазмом, как директор музея Борис Михайлович Гончаров.

Теплоход «Котлин». Фото: АиФ / Инга Самошина — Все эти годы существования музея шёл сбор экспонатов, их оформление и усовершенствование музейного пространства, — рассказывает Борис Михайлович. — Специалисты не привлекались: в то время в штате пароходства были свой художник, свой фотограф. Огромную помощь оказывал Краеведческий музей, в котором тогда шла реконструкция. Нам в подарок от него достались остекленные витражи-тумбы. В ходе капитального ремонта наших помещений мы применили новые технологии расположения экспонатов, и помещения музея приобрело стильный и современный облик. При этом нашей целью было сохранение истории развития судоходства на Енисее, истории пароходства и, конечно, проводимая с молодым поколением профориентация. Я имею в виду и речное училище, и институт (теперь он называется «Красноярским институтом инженеров водного транспорта», филиал Новосибирской академии).

С первого парохода

— Навигация 2013 года была юбилейной: исполнилось 150 лет с начала парового судоходства на Енисее, — сообщил Борис Михайлович. — До 13 июля 1863 паровых судов на Енисее не было. Основными средствами передвижения были плоты, баржи и парусные суда. В 1862 году купцы Сафронов, Баландин и Кытманов, объединившись, решили построить пароход, чтобы ходить в Енисейский залив и добывать рыбу ценных пород, а ещё организовать товарообмен с коренными северянами — блага цивилизации в обмен на пушистые шкурки полярных животных.

Фото: АиФ / Инга Самошина В 1862 году в Енисейске был заложен пароход, который через год был спущен на воду. Руководил строительством мастер Худяков, механик-самоучка, бывший крепостной княгини Трубецкой. Основным материалом для постройки судна была древесина. Паровая машина и паровой котел в разобранном виде были привезены в Енисейск из Перми. Так началась история парового судоходства на Енисее. Попыток пройти в Красноярск этот пароход не делал: речники знали, что на пути — Казачинский порог, который трудно преодолеть.

Красноярские купцы тоже времени даром не теряли. В 1878 году красноярский купец Гадалов закупил в Англии пароход и назвал его «Москвой». Он перегоняет судно на Енисей, и в навигацию 1882 года оно отправляется из Енисейска в Красноярск под управлением капитана Криницкого. Зайдя в Казачинский порог, «Москва» не смогла преодолеть скорость течения. Тогда капитан собрал мужское население окрестных сел и с помощью бурлацкой тяги и ворота, одновременно работая машиной, «Москва» преодолела Казачинский, и 14 мая 1882 года прибыла в Красноярск. Это был первый пароход, который увидели красноярцы.

Пароход «Москва» на витрине и в бутылке. Фото: АиФ / Инга Самошина А в 1884 году Гадалов закупает в Англии пароход мощностью в 500 «лошадиных сил». Первоначально судно называлось «Капитан Дальман». В навигацию 1884 года под командованием капитана Тупицына «Дальман» своим ходом преодолел Казачинский порог, пополнил запас дров, взял пассажиров и последовал до Минусинска. Затем спустился обратно в Красноярск и начал курсировать между Енисейском и Красноярском по мере накопления пассажиров. 1884 год считается датой начала пассажирского сообщения между вышеназванными пунктами.

В настоящее время, чтобы нейтрализовать капризы Казачинского, на пороге работает туер «Енисей». Его работа – подъём судов. Скорость течения здесь достигает до 27 км в час. Это единственное в мире место, где работает туерная тяга. Сам туер был построен на КСРЗ в 1964 году. Его мощность – 2 тыс «лошадиных сил». Туерный стальной трос имеет длину 2 км и диаметр 40 мм. Каждую весну в начале навигации туер приходит в порог, чтобы поднимать суда на Казачинском. Есть ещё одно место на реке, где используется туерная тяга — на большом Енисее, в Туре, на Хутинском пороге. Роль туера здесь выполняет тепловоз.

Фото: АиФ / Инга Самошина

А вот и модель парохода «Св. Николай». На Стрелке он стоит в натуральную величину. Но знаменито это судно лишь тем, что на нём в 1891 году совершил поездку от Березовки до Красноярска будущий Николай I, а через шесть лет на этом пароходе поднимался вверх по Енисею к месту ссылки Владимир Ульянов.

В музее есть все материалы о судоходных компаниях, которые существовали на Енисее с момента постройки первого парохода до образования Енисейского пароходства. Владельцами и учредители этих компаний были в основном купцы и промышленники: Кытмановы, Баландины, Гадаловы, Сафроновы.

Самые ценные экспонаты

В музее можно «познакомиться» с красноярским водолазом. И даже сфотографироваться с ним.

Красноярский водолаз. Фото: АиФ / Инга Самошина

А вот гудок КСРЗ, который, единственный в городе, знаменовавший когда-то начало рабочего дня, конец обеда и конец рабочей смены. Этот старейший в городе завод был основан в 1909 году.

Вот гвоздь и болт, которые датируются 1879-80 годами. Изготовлены они были для крепежа лиственниц при строительстве Александровского шлюза Обь-Енисейского канала. Строительство его началось в 1880 году, а в 1892-м он вступил в эксплуатацию. К сожалению, после прихода Советской власти финансирование канала было прекращено, и сегодня он пребывает в полнейшем упадке. Попытки возродить проект предпринимались в 1942 году, когда немецкие подлодки бороздили арктические воды. Под грифом «совершенно секретно» были исследованы возможности прохождения караванов с грузом с Енисея на Обь. С помощью трех пароходов и двух катеров задача была выполнена, но расстояние 400 км было пройдено за целых четыре месяца. Ведь, чтобы пароход мог пройти в руслах рек с осадкой 90 см, приходилось строить временные дамбы, повышающие уровень воды на 20-30 см.

Вторая важная вещь в коллекции музея — судовой колокол, рында конца XIX века с парохода «Гленмор», который был собран в Англии в 1895 году.

Рында. Фото: АиФ / Инга Самошина

По исторической ценности ему не уступают заводские часы Красноярского судоремонтного завода. Также широко представлены более современные материалы, связанные с судьбами легендарных енисейских судов и их не менее легендарных капитанов и матросов.