Почему арарат в Турции

Арарат

У этого термина существуют и другие значения, см. Арарат (значения).

Арарат

тур. Ağrı Dağı, курд. Çiyayê Agirî, арм. Արարատ


Гора Арарат (вид со стороны Армении). (18 мая 2007 г.).

Характеристики

Форма вулкана

Стратовулкан

Последнее извержение

Высшая точка

Абсолютная высота

5165 м

Относительная высота

4365 м

Первое восхождение

27 сентября 1829 года
Иоганн Фридрих Паррот
Хачатур Абовян
Алексей Здоровенко
Матвей Чалпанов
Ованнес Айвазян
Мурад Погосян

Расположение

39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Турция Турция

Ил

Ыгдыр

Илче

Ыгдыр

Горная система

Армянское нагорье

Хребет или массив

Армянское нагорье

Арарат

Арарат

Аудио, фото и видео на Викискладе

Гора Арарат 3D

Арара́т (тур. Ağrı Dağı, арм. Արարատ и арм. Մասիս (Масис), курд. Çiyayê Agirî) — гора: самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном, в 28,5 километрах от границы с Арменией. Состоит из двух слившихся основаниями конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Вершина Большого Арарата (5165 метров над уровнем моря) является самой высокой точкой Турции.

Этимология названия

См. также: Арарат (значения)

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел Арарат в Библии). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

  • традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.
  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг находящиеся в русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

Восхождения на Большой Арарат

Джеймс Брайс совершил первое одиночное восхождение на Арарат 12 сентября 1876 годаИоганн Фридрих Паррот совершил первое восхождение на Арарат 27 сентября (9 октября) 1829 года

По верованиям местного населения (курдов, татар (азербайджанцев), персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считалась делом дерзким и богопротивным.

Первое восхождение на Большой Арарат совершил 27 сентября (9 октября) 1829 года профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот в рамках исследовательской экспедиции на Арарат через год после заключения Туркманчайского мирного договора, по которому вершина Арарата перешла от Персии к Российской империи. Вместе с Парротом на вершину поднялась сопровождающая его группа: переводчик и проводник Хачатур Абовян, двое солдат 41-го егерского полка — Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов, а также двое крестьян из села Ахури — Ованнес Айвазян и Мурад Погосян.

«Мы прошли без пауз ещё несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатёр вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть ещё один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Панорама с вершины Арарата (360 градусов)

Восхождения в одиночку

Первое восхождение в одиночку, за 24 часа совершил Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года. Первое зимнее восхождение в одиночку совершил бывший председатель Федерации альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года.

В Библии

Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине. См. также: Ноев ковчег

В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат. В некоторых переводах Библии на армянский в сказании о всемирном потопе ковчег Ноя остановился на горе Масис (Մասիս), то есть Арарат.

Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. Сказания о Всемирном потопе. Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.

По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел Этимология названия).

Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел Арарат как символ Армении). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа.

Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата

С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел Извержения).

Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел Восхождения на Арарат) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».

Геополитическое положение

«Вид на Малый и Большой Арарат с деревни Сирбаган» (1838 год)

Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией.

По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй. По словам Джеймса Брайса, это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней.

По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории.

В 1927—1930 гг. существовала Араратская Курдская Республика — одно из курдских государственных образований в новейшее время.

Арарат как символ Армении

Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении.

Известный художник-маринист Иван Айвазовский рисовал гору Арарат не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения» и подвёл к картине «Сошествие Ноя с Арарата».

Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой». Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской Федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега.

Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года. По легенде, в ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции».

Герб Первой Республики Армении Эмблема ЗСФСР на банкноте 1922 года Герб Армянской ССР Герб Республики Армения

Небиблейские легенды

Григор Нарекаци (ок. 951—1003). «Книга скорбных песнопений», гл 9 :

И наступает срок сказать мне честно
О прегрешеньях дней моих и лет,
Но в час, когда пора держать ответ,
Моя душа робка и бессловесна.
И если я припомню всё, что было,
И воды моря превращу в чернила,
И, как пергаменты, я расстелю
Все склоны гор пологие и дали,
И тростники на перья изрублю,
То и тогда при помощи письма
Я перечислю, Господи, едва ли
Мои грехи, которых тьма и тьма.
И если кедр ливанский в три обхвата
Свалю я, сделав рычагом весов,
На чаше их и тяжесть Арарата
Не перетянет всех моих грехов,

Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.

В армянской мифологии существует ряд мифов, в которых упоминается гора Масис (арм. Մասիս) — так раньше по армянски назывался Арарат.

По армянской легенде, гора Масис и гора Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр, согласно ему Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.

В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора, как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов.

В одном из мифов, тесно соприкосновенном с историей, армянский царь Тигран, победив мидийского царя Аждахака, берёт в плен его жену Айнуш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые в народной этиологии с вишапидами, детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. В другом древнеармянском эпосе «Випасанк», тесно связанном с предыдущим, у подножия Масиса живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.

Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.

Примечания

  1. 1 2 Гора Арарат : // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution.
  2. 9 октября 1829 г. Было совершено первое восхождение на Арарат — Проект «Календарь событий»
  3. Арарат (вулканический массив) // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. 1 2 3 4 Mount Ararat — статья из Британской энциклопедии
  5. 1 2 Encyclopaedia Britannica. Great Ararat.

    Ararat consists of two peaks, their summits about 7 miles (11 km) apart. Great Ararat, or Büyük Ağrı Dağı, which reaches an elevation of 16,945 feet (5,165 metres) above sea level, is the highest peak in Turkey. Little Ararat, or Küçük Ağrı Dağı, rises in a smooth, steep, nearly perfect cone to 12,782 feet (3,896 metres).

  6. Арарат : // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Ararat — статья из Encyclopædia Iranica. X. de Planhol
  8. Сергѣй Мечъ. Россія. Учебникъ отечественной географіи. Двадцать седьмое изданіе. Москва, 1911. с. 172—173
  9. 1 2 3 Арарат — Библейская энциклопедия Брокгауза на Академике
  10. Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 143
  11. 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876 стр. 198
  12. Moses of Khoren; Thomson, Robert W., History of the Armenians. Архивировано 7 мая 2014 года.. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press (1978), примечание на стр. 91:

    Ararat (by confusion with Ayrarat, the name of the province)

  13. 1 2 Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 42. — 503 с. — ISBN 5-89216-029-7.
  14. 1 2 3 4 А. П. Новосельцев, О местонахождении библейской «горы Арарат» — «Восточная Европа в древности и средневековье», М., Наука, 1978, стр. 61-66
  15. 1 2 3 James R. Russell, «Armeno-Iranica» в Jacques Duchesne-Guillemin, Pierre Lecoq, Acta Iranica, Volume XI — Centre International d’Etudes Indo-iraniennes, 1985, стр. 447—458. Стр. 456:

    … Jabal Judi in Gordyene was associated with the Biblical legend of the Ark in early Christian times, so that it, too, was considered to have been the highest of mountains, at least in the days of the Flood45
    45 See for instance P’awstos Buzand, III, 10, where the mountain is called Sararad (sar ‘peak’ with modern scribal error *Ararad, joined by haplology): St. Jacob of Nisibis is granted a piece of the Ark from there.

  16. П.Семенов. Кавказъ// Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 400.
  17. 1 2 3 Ашот Левонян, Арарат: история восхождений — Mountain.RU
  18. Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 196
  19. Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 191
  20. Iğdır — Ağrı Dağı (тур.). Архивировано 16 апреля 2009 года.
  21. Conquering the legendary Mount Ararat — Hürriyet Daily News, 1/15/2006
  22. 1 2 Масис / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 122. Оригинальный текст (рус.) МАСИС, в армянской мифологии гора (Арарат). По одному из мифов, М. поссорилась со своей сестрой Арагац, из-за чего была с ней разлучена. В древнейших мифах М. – жилище змей и вишапов. В эпосе «Випасанк» у подножия М. живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды). По некоторым вариантам, в одной из пещер М. каджи заковали в цепи Артавазда. На вершине М. находится царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг М., являются к своему царю. В армянском переводе Библии в мифе о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе М. С вершины М. Ксисутр спустился на землю.
  23. Беляев Л. А. Арарат // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 175—176. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  24. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 208
  25. 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 209
  26. 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 206
  27. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 236—237
  28. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 293
  29. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 233
  30. 1 2 ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ, Перемещённые символы — Журнал «Коммерсантъ Власть», № 48 (752), 10.12.2007
  31. Иван Айвазовский. Всемирный потоп. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
  32. The Times History of the War, 1919, vol. XXII p. 23:

    Ararat, Republic Of, proclamation by Armenians, May, 1918, and recognition by Turkey. XX, 82.

  33. Борис Ефимов, Десять десятилетий: о том, что видел, пережил, запомнил — Вагриус, 2000
  34. Никита Сергеевич Хрущёв, Время, люди, власть…. — Московские новости, 1999
  35. Гханаланьян А. Т. Армянские предания // Изд-во АН АрмССР, 1979 г. — стр.61(355) Оригинальный текст (рус.) ГОРЫ МАСИС И АРАГАЦ
    Когда-то очень давно Масис и Арагац были любящими сестрами. Но однажды между ними произошел спор — кто из них выше и красивей, кто прекрасней и стройней. Крепко заспорили сестры. На шум прибежала гора Марута и принялась мирить сестер, только куда там — те чуть не дрались, так ругались. Рассерженная Марута удалилась прокляв сестер; по проклятию этому Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть
  36. ‘Исалабдулаев М. А. Мифология народов Кавказа. — Махачкала: Кавказский светский институт, 2006
  37. 1 2 3 Арутюнян С. Б. Основные черты древнеармянской мифологии. // Պատմա-բանասիրական հանդես, № 3 . pp. 57-66. — 2006 г. ISSN 0135-0536
  38. Габриелян Г. К. Жемчужный Севан. М.: Мысль, 1978. 109 с. (С. 35)

procol_harum


Вот в прежней жизни мечты не сбывались или сбывались крайне редко или частично, теперь же, когда не особо требуется, сбываются – одна за другой. И даты, даже весьма отдаленные, наступают скоренько.
Была мечта съездить на озеро Ван в Турции, такое соленое море в горах, и сбылась она, съездил, всё хорошо прошло, разбираю фотографии.
Нет, там не «райское местечко», не дженнет и не Zauberberg. Там просто нетуристическая Турция, живут курды, город с населением 400 тыс. чел., бывшая столица Урарту Тушпа, вполне приличный город, транспорт нормальный с кондиционерами, остатки крепости Урарту, днем до 30 градусов жары, но не выше, а вечером «ночной зефир струит эфир», т.к. высота все-таки 1700 м.Т.е. бывает прохладненько. И большое озеро-море, 120 на 80 км.

Не Zauberberg с особо подобранной публикой, потому что западные люди туда не ездят, мы с братом, кажется, оказались единственными сумасшедшими, приехавшими из Европы туда отдыхать – загорать и купаться.
Ну и хорошо! Мы же не как все, мы особые, мы и придумали, значит, что-то нестандартное.
Турецкие слова заучили и со словарем ходили, потому что никто в тех краях не знает английского. Кроме того, и турецкий для них вроде как неродной, ведь там курды проживают.
Самое красивое, что там есть, это само озеро Ван с необыкновенно мягкой, прозрачной, меняющей цвета водой. Аквамариновая, бирюзовая, неестественно прозрачная вода, и когда заплывешь далеко от берега, то кажется, что до дна можно достать, настолько отчетливо оно видно.
Дурацкие путеводители всё врут. Якобы там насыщенный содовый раствор, которые въедается в ранки на теле, и поэтому купаться опасно. Всё глупости. Если б не предупредили, то я бы вообще не сообразил, что вода содовая.
Пляж около университетского городка.
Но есть проблема с местами для купания, т.е. с пляжами. Понятно, что курдам не требуется загорать и купаться. И само горное озеро таково, что там мало удобных подступов к воде. Пришлось ездить далеко. Ездили на песчаный пляж университетского городка за 15 км, были там одни, редкий человек пройдет по кромке прибоя со снятой обувью (так у них принято). А главным местом наших выездов был «армянский остров» — Ахтамар. Мы его назвали «наш маленький Капри».

На острове Ахтамар. В Турции в любом месте, где желаете, вам поставят столик и табуреточки, принесут чай и пепельницу.
Но туда надо добираться около часа – до Геваша 30 км от Ван-Сити, потом у пристани ждать теплохода (есть ресторан, чай и все удобства). Иногда ждать долго, чтобы набралось достаточное количество пассажиров. И теплоход перевозит публику на Ахтамар за 40 минут. По-моему, этот армянский остров – единственная достопримечательность региона, не Урарту и пр., а именно этот остров. Я иной раз задумывался, что им далась эта армянская церковь и армянские хачкары. Нет, стремятся туда. Об Ахтамаре как-нибудь напишу отдельно.


У пристани в Геваше. Здесь есть свой пляж, но можно отправиться на остров Ахтамар.
Курды дружелюбны. Внешне, как мужчины, так и женщины, выглядят красивее, чем турки. Иногда в маршрутке возникает некое «курдское единение», особенно если шофер заводит курдские песни и все пассажиры вдруг начинают что-то громко обсуждать по-курдски. Но в целом курдов тюркизировали. На улицах, в общественных местах, они разговаривают между собой по-турецки. Дети уже не знают курдский язык. Есть один курдский телеканал, но он не может конкурировать с турецким медиапродуктом. Одним словом, турки статусно выше, и курды, переселяясь в города, переходят на турецкий язык и принимают турецкий образ жизни.

Курдская семья на прогулке

Ряженный курд, прислуживает на пристани, создает колорит. Он охотно фотогравируется. Можно сфотографироваться с ним вместе.

А это туристы из Ирана, то ли тамошние курды, то ли азербайджанцы.

Курд, рабочий
Чем хороша Турция, так это тем, что там нет хамских цен, как в Зап.Европе. У тебя нет ощущения, что к тебе залезли в карман. При этом и нищеты не видно. Визуально нет бедности. Бездомных нет, попрошаек нет. Всё как-то тихо, прилично и патриархально. Даже удивляешься, как это так?
Наш отель в центре Вана
Море фруктов, дешевых, за копейки. При этом смотрел, как в России сжигают продукты, ящики с яблоками. Почему-то меня больше всего поразило фото, где сжигали яблоки, красивые красные яблоки в ящиках.
В общем, далеко России до Турции. И Армении тоже. В Турции, конечно, есть свои особенности и затруднения, но совсем иного характера. Россия и примкнувшая к ней Армения проиграли историческое соревнование с Турцией, с бывшей Османской империей.
Между прочим, в Ване и во всем Ванском вилайете сто лет назад стояли русские войска, которым усиленно помогали армяне. Уже полагали, что Османскую империю распатронили и что «проливы наши». К счастью, этого не произошло.

Гора Арарат (Турция): фото и отзывы

Лев – царь зверей, а Арарат – царь гор! Многие туристы приезжают сюда дабы увидеть «героиню» Библии воочию – сказания гласят, что именно сюда пристал Ноев ковчег во времена всемирного потопа.

В наши дни не обязательно дожидаться потопа, чтобы «навестить» достопримечательность. Относится к Турции, от Армении в 32 километрах, а народ Ирана также может прикоснуться к прекрасному – всего 16 километров до счастья. Поговаривают, что армянам с пейзажами Арарата повезло больше, но сколько людей, столько и мнений.
Прямые автобусы идет до горы как из Еревана, так и из Стамбула. Во втором случае главным ориентиром служит город Дугубаязита. Кстати, существует клуб альпинистов с таким же названием (Дугубаязита). Те, кто хочет совершить восхождение на великую возвышенность, смело могут примкнуть к коллективу альпинистов.
Для удобства туристов у подножья Арарата работают гостиницы/отели. Климат здешних мест суров, потому во многих номерах предусмотрены напольный подогрев/куча теплых одеял/какаошка в кафе и многое-многое другое, что способно отогреть.
Арарат сама по себе. Состоит гора из двух потухших вулканов – расстояние между ними составляет 11 километров. Один называют Малым Араратом, другой – Большим. Второй является самой высокой точкой Турции – более 5 тысяч метров, а также круглогодично покрыт снегом! Малый же в высоту «вырос» в 3896 метров.
В последний раз извержение было зафиксировано в начале июля 1840 года, после – тишь да гладь! «Выплеск эмоций» Арарата сопровождался еще и землетрясением – ближайший населенный пункт и монастырь были разрушены.
Арарат со стороны Турции. Природный объект относится к Национальному парку Турции – а это более 85 тысяч гектар! Путешественники смогут разнообразить свой отдых у подножья горы не только восхождением, но и посещением ледяных пещер – в них по преданию и расположился ковчег Ноя. Самый длинный ледник Арарата – ледник Святого Якова. Его протяженность примерно равна 2 километрам!
Арарат со стороны Армении. Со стороны Армении также можно пожить у подножья или подняться выше. Вблизи горы располагается монастырь Хор Вирап. Он считается одним из самых древних архитектурных сооружений + очень почитается армянами! Располагается святыня недалеко от горы и хорошо видна с высоты.