Пирамида цестия в риме

Описание

Ночной вид Пирамиды ЦестияВид на Пирамиду Цестия со стороны кладбища

Пирамида расположена на развилке двух древних дорог: Остийской и другой, ведущей на запад к реке Тибр примерно вдоль современной Via della Marmorata. Построена между 18 и 12 гг. до н. э. для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх великих римских жреческих коллегий, Septemviri Epulonum. Представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (или 36,4 метра), длина основания — 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м. Рядом — Некатолическое кладбище с могилами Шелли, Китса и Брюллова.

Памятник больше всего напоминает нубийские пирамиды в Мероэ с их большим углом наклона. Это заставляет предположить, что Цестий участвовал в боевых действиях римлян в тех краях в 23 г. до н. э. В древности могила была тщательно запечатана, что не помешало её разграблению в последующие годы. При строительстве Аврелиевых стен в 271—275 гг. пирамида была встроена в них в качестве треугольного бастиона.

Пирамида Цестия была не единственной в Риме. Ещё большее по размерам сооружение до XVI в. сохранялось в Ватикане (Цестиева и Ватиканская пирамиды (итал.)русск., по всей видимости, являются первыми и последними в античном мире попытками сооружения гладкостенных пирамидальных захоронений вне египетско-нубийской культурной области). В Средние века считалось, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской пирамиде — его брат Ромул. Об этом, в частности, писал Петрарка. Только в 1660-е гг. при раскопках, предпринятых по распоряжению папы Александра VII, были открыты вход в пирамиду, следы фресок и мраморные надписи на основаниях статуй, свидетельствующие об обстоятельствах её возведения.

Интерьер

Туннель (вид снаружи) Ника Амфора Giorgio Bafaia Florentino

Цестиева пирамида долгое время привлекала внимание посещавших Рим иностранцев. Особенной популярностью пользовались картины и гравюры с её изображением. Едва ли не самое известное изображение принадлежит Пиранези.

По образцу этой пирамиды в Царском селе архитектором Камероном построена Пирамида, служившая надгробием любимых левреток императрицы Екатерины II, в том числе Земиры.

yelkz

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo — Народная площадь) — одна из самых известных площадей Рима. Читая про неё описание в интернете сталкивался с тем, что её считают самой популярной и примечательной, но мне кажется пьяцца Сан Пьетро никто не обойдёт, а ведь есть ещё несколько крайне примечательных мест. Так или иначе — но место несомненно заслуживающее упоминания. Так уж получилось, что гуляя по Риму мы постоянно как-то обходили её стороной и в какой-то момент я решил, что нет — надо обязательной дойти и увидеть, обязательно это должен сделать — хоть чуть-чуть провести там время. Ну то есть понятное дело, что за один раз весь Рим охватить невозможно, а плюс к этому есть много мест куда хочется вернуться снова. Но всё равно при всем моей скепсисе к must-see-спискам очень уж хотелось взглянуть хоть одним глазком на эту площадь!

Собственно со временем выбора визита на площадь «мне повезло» — тут готовились к какому-то массовому мероприятию — собирали сцены, звук и прочее сопутствующее оборудование (которое перекрывало доступ и вид к ряду достопримечательностей этого места). Я в общем от таких вещей не обламываюсь особо (фонтан Треви вообще на реконструкции был и ничего) — в конце концов Рим настолько насыщенный, что здесь на один знаменитый реставрируемый или закрытый памятник есть десяток по соседству ни менее крутых. С площадью также:

Скажем даже из-за всех сооружений удалось разглядеть обелиск. Ну нравятся мне эти египетские обелиски в Риме — можно вообще своего рода челендж устроить — пройти и увидеть все римские обелиски (а ведь помимо основных есть ещё неканоничные вроде как того на площади Республики):

Это обелиск Фламиния – 24-х метровая каменная колонна возрастом 3400 лет — монумент египетскому фараону Сети I, который был вывезен из Гелиополя по приказу Октавиана Августа. Веками колонна стояла на арене Большого Цирка, где со временем подверглась разрушению (в какой-то момент колонна упала и раскололась на три части). Несколько веков она пролежала на земле, пока во время раскопок не была найдена. Колонну отреставрировали и согласно указу Папы Римского Сикста V, уже под именем «обелиск Фламиния», установили на этой площади в дополнение к уже находящейся там фонтанной группе из 4-ех небольших фонтанов в виде львов, из пасти которых вытекают струи воды:

Собственно заняться площадью Пополо и решил Сикст IV еще в конце 15 века. Решение расходящихся трех «зубцов» (улиц) от ворот площади к порту Рипетта придумали Рафаэль и Антонио да Сангалло. Позднее Григорий XIII (который ввел григорианский календарь) возвел на площади первый в Риме общественный фонтан. Затем здесь отметилось еще парочка выдающихся жителей разных веков, отчего эта площадь ныне и считается одним из самых величественных и продуманных архитектурных ансамблей итальянской столицы. Собственно главной особенностью этой площади являются эти три расходящихся улицы, во времена создания площади являющиеся главными транспортными магистралями: Корсо (Via del Corso), Рипета (Via di Ripetta) и Бабуино (Via del Babuino):

А углы между этими улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679), представляющие собой прекрасный дуэт в стиле барокко:

На самом деле конечно если присмотреться — церкви не идентичны, хотя и очень похожи и строились практически одновременно в одном стиле. Санта-Мария-ин-Монтесанто (итал. Santa Maria in Montesanto) — та что находится слева (если стоять на площади лицом к церквям). Известна также как «церковь художников». Находится между улицами виа дель Бабуино и виа дель Корсо. Название Санта-Мария-ин-Монтесанто сохранилось от небольшой церкви, построенной кармелитами с Сицилии, основавшими в 1640 году на этом месте свой монастырь. Строительство церкви началось в 1662 году под руководством архитектора Карло Райнальди по заказу папы Александра VII. После смерти Александра VII в 1667 году работы были приостановлены на несколько лет в связи с отсутствием средств и возобновились под руководством Карло Фонтана в 1673 году, когда кардинал Д. Гастальди профинансировал продолжение строительства. С 1674 года в работе принимали участие Джан Лоренцо Бернини и его помощник Маттиа де Росси. Если К. Райнальди спроектировал обе церкви округлыми в плане с восьмигранным куполом, то К. Фонтана и Д. Бернини решили придать Санта-Мария-ин-Монтесанто овальную форму, а купол сделать двенадцатигранным, чтобы эффективнее использовать земельный участок, который больше по площади и отличается по форме от того, на котором расположена Санта-Мария-деи-Мираколи. При этом архитекторам пришлось решать задачу сохранения визуальной идентичности этих парных церквей, для чего, например, сторона барабана купола церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто, обращённая к площади, имеет бóльшую ширину, чем соседние. К юбилейному 1675 году церковь была освящена, но отделка интерьера продолжалась до 1679 года, когда она была открыта для публики. Колокольню, пристроенную в 1761 году, спроектировал Франческо Навона или, по другим данным, Джироламо Теодоли:

Санта Мария деи Мираколи (лат. Sanctae Mariae Miracolorum) — вторая из двух известных в Риме церквей-близнецов на Пьяцца-дель-Пополо. В противоположность Санта-Мария-ин-Монтесанто с её овальными очертаниями, здание Санта-Мария-деи-Мираколи округлое с восьмиугольным куполом и элегантной колокольней 18 века. Интерьер церкви украшен фресками Антонио Раджу — ученика Бернини. Скульптуры кардиналов Бенедетто и Гастальди сделаны Карло Фонтана, который также разработал интерьер. На высоком алтаре — чудотворный образ Богородицы, который и дал имя церкви. Также ей посвящена первая часовня справа от алтаря:

С западной стороны расположился фонтан «Нептун». Владыка морей и океанов, вооруженный трезубцем, находится в компании двух тритонов:

С той же стороны площади, что и фонтан Нептуна располагаются Порта-дель-Пополо — ворота стены Аврелиана в Риме, получившие название от церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Первоначальное название — Фламиниевы ворота, названные по Фламиниевой дороге, которая проходила через эти ворота.

Древние ворота были возведены при императоре Аврелиане в около 271—275 годах, при папе Сиксте IV были перестроены полукруглые башни в квадратные. Бернини заново создал внутренний фасад ворот по случаю посещения Рима шведской королевой Кристиной, ворота со стороны города украшены античными колоннами и статуями святых Петра и Павла. При реставрационных работах в 1879 году башни (XVI век) были снесены:

И ещё одна интересная постройка на площади, на которую у меня упал взгляд: Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) — церковь ордена августинцев в Риме, от которой берёт название большая пьяцца-дель-Пополо. Возникла на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. Здание церкви возведено в 1472—1477 годах на основе романской часовни 1099 года постройки. Интерьер основательно обновлён Бернини при Александре VII.

По местным поверьям, здесь, на Пьяцца-дель-Пополо, некогда был похоронен император Нерон. Какое-то время тело императора лежало в гробнице, а потом римляне посчитали, что в ней завёлся злой дух, и бросили тело бывшего правителя в реку. На месте же гробницы же в дальнейшем решили возвести эту самую церковь:

И ещё один факт — практически с самого начала функционирования площади в течении столетий на площади дель Пополо проводились публичные казни преступников, даже гильотины тут успели поставить, последнюю казнь тут провели в 1826 году. И тем ни менее несмотря на страшное прошлое, Пьяцца-дель-Пополо пользуется большой популярностью среди жителей и гостей Рима.

Метки: #архитектураповторникам, Италия, пейзажное

Пьяцца дель Пополо – крупная площадь, одна из самых больших в Риме. Она имеет форму овала и входит в число наиболее элегантных римских площадей из-за удачного архитектурного ансамбля, прекрасно гармонирующего с окружающим ландшафтом. Принято считать, в переводе наименование пьяццы означает «народная площадь», хотя существует и другая версия: popolo произошло от слова «популус», которое переводится как «тополь».

Улицы площади

Площадь дель Пополо дает начало нескольким значимым для Рима улицам. Отсюда при движении в восточном направлении начинается и знаменитая Наполеонова лестница, ведущая к вершине холма Пинчо с его террасой Наполеона. На юг уходят сразу 3 улицы, бывшие когда-то важными дорогами:

  • правая – Виа ди Рипетта, ведет в направлении старинного порта Рипетта, ныне уже несуществующего, проходя мимо Мавзолея Августа;
  • центральная – Виа дель Корсо, некогда носила имя Виа Латта, соединяясь тогда за чертой города с дорогой Фламиния, уходившей в направлении севера;
  • левая – Виа дель Бабуино, направляется к площади Пьяцца ди Спанья и ещё одной не менее интересной римской знаменитости – Испанской лестнице.

На северной стороне виднеются ворота Порта дель Пополо, сразу за которыми расположилась площадь Пьяццале Фламинио. Через эти древние ворота, реконструированные в 1655 году итальянцем Лоренцо Бернини, должна была заехать в Рим представительница шведской правящей династии королева Кристина, после того как она отречется от трона.

Порта дель Пополо

Церкви на площади

Как и все другие подобные пространства, площадь дель Пополо в Риме окружена церквями. Самая старая из них – Санта-Мария-дель-Пополо, созданная в далеком XI столетии во времена Папы Паскуаля II. По легенде, она стоит на том месте, где захоронен известный император Нерон. Сооружение её велось на средства, собранные жителями города, отчего она, как и площадь, имеет в названии слово «народная».

В 1472–1477 годах, а потом в 1655–1660 уже тогда старинную церковь подвергли реконструкции, переделав фасад и прибавив элементы стиля барокко.

К ее внутреннему оформлению церкви причастен и Рафаэль, предложивший эскиз капеллы Киджи – фамильной усыпальницы именитого в те времена рода.

Еще две церкви расположены в южной части площади. Это очень похожие друг на друга сооружения: Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи. Строительство их проводилось в 1675–1678 годах при Папе Александре VII. Эти храмы, построенные симметрично, разделяют собой три южные улицы, о которых уже говорилось.

На первый взгляд, оба строения представляются идентичными, но это не так, в определенных деталях стиля они все же разнятся.

Эти два храма также называют церквями-близнецами из-за сильного сходства

Сегодняшний вид площадь Пополо в Риме получила благодаря стараниям архитектора Джузеппе Валадье. Именно он приказал снести ряд зданий и высокие стены, сохранившиеся еще от плана архитектора Бернини. Этот же зодчий предложил перенести на Пьяцца Никосия скромный фонтан 1572 года работы Джакомо делла Порта.

Фонтаны

В нынешние времена площади придают красоту два крупных фонтана по бокам, 4 небольших в центре и 24-метровая колонна из камня – обелиск Фламиния. Эти сооружения ничуть не перегружают Пьяцца дель Пополо, размеры которой существенно больше, чем у многих других площадей Рима.

Центральную часть занимает композиция Фонтана дель Обелиско, состоящая из памятника Фламинию и четырех окружающих его фонтанов. Сам обелиск – это монумент египетскому фараону Сети I, изготовленный 3400 лет назад.

В свое время римляне привезли его из Гелиополя и установили на арене Большого Цирка. Со временем колонна упала и раскололась на три части. Несколько веков она пролежала на земле, пока во время раскопок не была найдена.

Колонну отреставрировали и согласно указу Папы Римского Сикста V, уже под именем «обелиск Фламиния», установили на Piazza del Popolo в дополнение к уже находящейся там фонтанной группе из 4-ех небольших фонтанов в виде львов, из пасти которых вытекают струи воды.

Обелиск в центре площади

Два крупнейших фонтана площади создают выдающуюся грандиозную композицую, находящиеся с восточной и западной краёв площади.

Восточный фонтан «Рим между Тибром и Аньене» (иное наименование «Римская богиня») представляет собой статую богини Рима, рядом с которой находятся двое бородатых мужчин. У ее ног лежит волчица, кормящая двух новорожденных мальчиков – Ромула и Рема.

Мужчины рядом с богиней – символы рек, протекающих по Риму. От фонтана на холм Пинчо вверх подымается Наполеонова лестница.

«Рим между Тибром и Аньене»

С западной стороны расположился фонтан «Нептун». Владыка морей и океанов, вооруженный трезубцем, находится в компании двух тритонов.

Фонтан «Нептун»

Фонтаны обрамлены статуями, сотворенными в неоклассическом стиле, которые символизируют собой времена года. Автором фонтанной группы является архитектор Джованни Чеккарини.

В настоящее время Пьяцца дель Пополо сделана пешеходной зоной, где сосредоточено множество кафе и ресторанчиков. Сейчас трудно даже представить, что до недавних пор площадь была буквально запружена сотнями машин.

Ныне же вся ее территория отдана на откуп многочисленным туристам. В праздничные дни на площадь привозят сцену, на которой проводятся концертные выступления.

Во время различных мероприятий на пьяцца дель Пополо довольно многолюдно

Что посмотреть

Площадь не только является достопримечательностью, именно здесь положено начало 3 самым знаменитым улицам в Риме:

  • Виа ди Рипетта. Улица ведет к старому одноименному порту. Идя по ней, можно будет увидеть Мавзолей Августа.
  • Виа дель Бабуино. Улица уходит в левую сторону. По ней можно пройтись к площади Пьяцца ди Спанья и знаменитой здесь Испанской лестнице.
  • Виа дель Корсо – центральная улица, которая отходит от площади – уходит за пределы города и соединяется с перекрестком Фламиния.

На севере площади можно увидеть большие ворота Порто дель Пополо, за которыми находится площадь Пьяццале Фламинио. Последняя грандиозная реконструкция этих ворот проводилась аж в 1655 году.

Не удивительно, что на площади можно посмотреть и несколько старинных церковь. Старейшая из них сооружена еще в 11 веке (Санта Мария дель Пополо). Если верить легенде, то именно на месте её постройки был захоронен император Нерон. Церковь имеет аналогичное с площадью название – «народная», поскольку средства на её постройку собрали с местных жителей.

Еще две церкви, которые сооружены в идентичном стиле (хотя есть и различия), увидели мир в 1678 году. При их помощи разделяются три улицы, которые отходят от площади.

Тот вид площади, который созерцают современные туристы, создал Джузеппе Валадье – местный архитектор.

Интересно, что именно место этой площади длительное время использовалось для проведения казни преступников. Последняя была проведена только в 1826 году. Здесь была установлена гильотина

Площадь Пьяцца дель Пополо стала не только излюбленным местом для любителей мировых достопримечательностей, но и тех, кто увлекается выгодными покупками. Настоящим раем для шоппоголиков станет улица Виа дель Корсо, которая отходит от Народной площади. Здесь десятки центров с бутиками известных брендов, которые готовы предложить туристам качественную обувь, одежду и аксессуары.

Настоящим украшением местности являются два большие фонтаны, расположены по бокам площади и 4 маленьких. Практически в центре площади легко увидеть 24 метровую колону из камня. Сам же центр украшает композиция Фонтана дель Обелиско – 4 фонтана окружают памятник Фламинию. По подсчетам основы этой достопримечательности были заложены более 3,5 лет назад. В те времена она была переправлена из Гелиополя и стала украшением большого цирка. Время сделало свое дело и она упала, расколовшись на 3 части, которые долго пролежали в земле. После раскопок были учтены её приблизительные размеры и колонна возобновлена. Инициатором её рекострукции стал Папа Римский Сикст V.

Длительно время по территории этой громадной площади мог ездить и транспорт, но сегодня она исключительно пешеходная. Здесь есть возможность не только прогуляться и запечатлеть для себя самые интересные моменты, но и посидеть в уютном ресторане или кафе. В праздники можно попасть на концерт.

Конечно же, что бы пройтись по площади не нужно ничего платить. Некоторые туристы желают увидеть живописный сад Виллы Боргезе. Для этого можно взять напрокат Сигвей (стоимость: 10 евро за 30 минут).

Площадь популярна среди туристов всех возрастов, но больше всего здесь молодежи, которая любит фотографироваться у фонтанов, ценит песни и сценки бродячих артистов. Им по душе вечерние концерты и суета на площади.

Пьяцца дель Пополо

Пьяцца дель Пополо относится к основным архитектурно-историческим достопримечательностям Рима, поэтому ее посещение входит в обязательную программу самостоятельных и организованных туристических маршрутов. Название связывают не только с прямым переводом словосочетания, звучащим как «Народная площадь», но и с раскинувшейся здесь когда-то тополиной рощей (populus по латыни «тополь»). У римлян на этот счет есть свое мнение. Они считают, что данное место поистине является народным, так как всегда являлось высоко востребованным горожанами. Здесь испокон веков устраивались праздничные мероприятия, ярмарки, торжественные шествия и даже показательные казни.

Пьяцца дель Пополо, © Julia Alisova

На Пьяцца дель Пополо всегда много людей. Гулять по ней можно совершенно спокойно даже поздним вечером, так как хорошо просматриваемую и великолепно освещаемую территорию преступные элементы обходят стороной, да и транспортное движение здесь максимально ограничено. Многие туристы стремятся найти варианты проживания рядом с площадью, учитывая, что она находится в одном из исторических районов Рима, в шаговой доступности от огромного числа достопримечательностей Вечного города.

История

Фактически, история площади началась во второй половине III века, после возведения императором Аврелианом городской стены и северных ворот. К ним подходила древнеримская Фламиниева дорога, в связи с чем их долго называли Фламиниевыми. Именно к этому входу в Древний Рим веками стекалась основная масса путников и торговцев, поэтому здесь организовывались рынки, и развлекалась публика.

Гравюра Пиранези, © commons.wikimedia.org

Обустройство площади проходило в несколько этапов под эгидой понтификов — Сикста IV, Александра VII, Григория XIII, Сикста V. В разное время в работах участвовали такие именитые мастера как:

  • Джакомо делла Порта;
  • Джованни Лоренцо Бернини;
  • Доменико Фонтана;
  • Карло Фонтана;
  • Карло Райнальди.

Современный облик римская достопримечательность приобрела в период 1811—1828 гг. благодаря многолетней работе великого архитектора-градостроителя Джузеппе Валадье, шедевры которого можно увидеть в разных уголках исторической части Рима. Ему удалось объединить собственные нововведения с постройками XV–XVII столетий в единый композиционный ансамбль.

Церкви-близнецы и обелиск, © Maksim Starostin

Архитектура Пьяцца дель Пополо

Изначально площадь имела трапециевидную форму. Очертания эллипса ей придал Дж. Валадье в первой половине XIX столетия. С востока и запада территория окружена изогнутыми ступенчатыми парапетами со скульптурами, обозначающими грань каждого уступа. В центральных частях обеих экседр расположены фонтаны с идентичными чашами и разными композиционными изваяниями. За восточным фонтаном Нептуна находится сад Giardini Emiciclo di Nettuno и выход к Тибру, а за западным фонтаном Богини Ромы — подъем на смотровые площадки холма Пинчо.

Архитектура Пьяцца дель Пополо является ярким примером барочного стиля.

С северной стороны Народная площадь начинается от Porta del Popolo, а к ее южным границам радиально подходят три римские улицы, известные с древних времен:

  • центральная — виа дель Корсо (бывшая via Lata) ведет к Пьяцца Венеция;
  • левая — виа дель Бабуино (бывшая — via dell’Orto di Napoli, via del Cavalletto, via Clementina) заканчивается у Испанской площади;
  • правая — виа ди Рипетта (бывшая via Leonina) доходит до Мавзолея Августа.

Фонтан Богини Ромы, © F. Czarnowski

Улицы образуют так называемую «гусиную лапку Доменико Фонтана», обозначившего, в свое время, точку их условного пересечения обелиском Флавия. В ту далекую эпоху здесь находился фонтан, построенный в 1572 году Джакомо делла Порта. Сегодня достопримечательность можно увидеть на Пьяцце Никосия. Обелиск Фламиния окружает оригинальный фонтан Львов работы Валадье.

У Порта дель Пополо расположена базилика Санта Мария дель Пополо. Рядом — музей Леонардо да Винчи. По углам площади находятся здания государственных учреждений. С южной стороны архитектурный ансамбль завершают две церкви-близняшки — базилика Санта Мария ин Монтесанто и церковь Санта Мария деи Мираколи.

Фонтан Нептуна, © Fabio Audisio

На барочной площади расположено несколько архитектурно-исторических памятников разных эпох.

Порта дель Пополо

Ворота строились одновременно с возведением Аврелиановой стены во второй половине III века. В конце XV столетия полукруглые башни заменили квадратными. Новый облик Порта дель Пополо с фасадами в стиле барокко создал Джованни Лоренцо Бернини в XVII веке.

Подробнее о Порта дель Пополо можно узнать .

Порта дель Пополо с внешней стороны площади, © Joris

Базилика Санта Мария дель Пополо

Культовое здание стоит на месте, где когда-то располагался мавзолей знатного рода Домициев, в котором, по преданию, был погребен император-тиран Нерон. Чтобы пресечь поклонения деспоту-язычнику, строение в XI в. разрушили и возвели христианскую часовню. В XIII в. появилась первая церковь, а в XVII-м был изменен фасад по проекту Джованни Лоренцо Бернини и обновлен интерьер. Кроме мастера, в оформлении внутреннего убранства принимали участие:

  • Рафаэль Санти;
  • Аннибале Каррачи;
  • Караваджо;
  • Пинтуриккьо и пр.

О базилике можно прочесть в нашей статье.

Базилика Санта Мария, © Corine Michel Giron

Церкви-близнецы

Базилика Санта Мария ин Монтесанто и церковь Санта Мария деи Мираколи внешне выглядят как зеркальное отражение друг друга. Однако различия у них есть, причем существенные. Визуальная идентичность была обеспечена, в том числе, формами куполов в плане. В первом случае — он овальный, во втором — круглый. Над проектами церквей работали: Райнальди, Карло Фонтана, Бернини.

По утверждению итальянских археологов, на месте культовых строений в эпоху первого Римского императора располагались 2 пирамидальные гробницы, идентичные пирамиде Цестия. В 1970 году были обнаружены остатки сооружений.Статуя, венчающая парапет, © Julia Alisova

Обелиск Фламиния

Древнеегипетская стела, изготовленная в конце XIII в. до нашей эры, была переправлена в Вечный город императором Августом в 10 г. до н. э. в качестве трофея. Сначала обелиск установили на арене Чирко Массимо (лат. Circus Maximus), но после падения Римской империи он был разрушен и засыпан землей. Новую жизнь найденному при раскопках артефакту дал Доменико Фонтана. Он отреставрировал стелу и установил его на Пьяцца дель Пополо в 1589 году.

Статью об обелиске смотрите на нашем сайте.

В центре Пьяцца дель Пополо расположен фонтан Львов (Fontana dei Leoni). Он был сооружен в 1823 г. по проекту Джузеппе Валадье. Последняя реконструкция — 2015 г.

Скульптура фонтана Львов, © Julia Alisova

Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno) на западе и фонтан Богини Ромы (Fontana della Dea di Roma) в восточной части площади имеют идентичные округлые бассейны и чаши. Скульптурная группа первого представляет собой статую Нептуна, окруженную тритонами и дельфинами. У подножия холма Пинчо расположена фигура Богини Ромы, сидящие по обе стороны от нее статуи-аллегории реки Тибр и реки Аньене, а также волчица с легендарными близнецами — Ромулом и Ремом. По краям установлены группы дельфинов. Автором скульптурных композиций является Джованни Чеккарини.

В цокольной части «северных» зданий площади можно заметить два фонтана в виде античных саркофагов.

Смотровые площадки

Панорамные виды Пьяцца дель Пополо и Рима можно увидеть с площадок, расположенных ярусами на холме Пинчо. Подъем находится за фонтаном Богини Ромы (восточная часть площади). На верхнюю террасу можно попасть и со стороны виллы Боргезе.

В южной части Пьяцца дель Пополо есть пункты проката велосипедов и сегвеев. Объехать площадь и соседние кварталы будет гораздо легче, чем пройти пешком.Вид со смотровой площадки, © Julia Alisova

Кафе на Пьяцца дель Пополо

Знаменитое римское кафе «Канова» названо именем знаменитого итальянского скульптора Антонио Кановы, сыгравшего немалую роль в творческой жизни Вечного города. Оно расположено в юго-восточной части площади, напротив базилики Санта Мария ин Монтесанто. Здесь можно перекусить или полноценно отобедать, выпить чашечку кофе или бокал вина. В теплое время года часть столиков выставляется на улицу, что позволяет в полной мере насладиться атмосферой барочной пьяццы дель Пополо. Одно из помещений выделено под галерею именитого итальянского кинорежиссера Федерико Феллини, который любил посещать кафе «Канова».

Кафе «Канова», © Alessandro Roesler Franz

На юго-западе площади, напротив церкви Санта Мария деи Мираколи, находится ресторан «Dal Bolognese Roma», которым владеет семья Томаселли уже в третьем поколении. Здесь предлагают отведать блюда, типичные для региона Эмилия-Романья — родины основателя заведения. Ресторан посещали известные политики и бизнесмены, актеры и «золотая» молодежь времен Дольче Вита. Сегодня посетителей ждет уютный зал, шикарное меню и приветливое обслуживание.