Павловский дворец в павловске

История

История заповедника начинается с момента передачи Екатериной II лесничих угодий и пары деревень своему сыну – Павлу I, для строительства летней резиденции неподалеку от Царского села. С декабря 1777 года закипела работа над строительством домов, разработкой проекта местности, облагораживанием территорий. И уже через год, для будущего императора и его жены, были возведены два небольших здания Паульлюст и Мариенталь, поместье готово была встречать супругов. Вскоре, наследник престола принял решение расширить усадьбу, в результате чего, в 1780 году архитектору Чарльзу Камерону было поручено создание нового дворца. Именно он определил основные районы усадьбы, стиль оформления, архитектурные дополнения. В дальнейшем, многолетние преобразования дворца, расширения парковых зон, под влиянием именитых архитекторов: Джакомо Кваренги, Ванченцо Бренна и других, наложили отпечаток на первоначальную архитектуру комплекса.

На протяжении долгих лет в величественном дворцовом ансамбле шла бурная светская жизнь с яркими развлечениями и празднованиями. Здесь проводились приемы, встречи, семейные вечера, концерты, на сцене выступали таланты: Ф. Шаляпин, Римский — Корсаков, Чайковский, Иоганн Штраус

Комплекс разросся до 600 гектар земли, включал концертные залы, вокзал первой железной дороги, театр, которые, к сожалению, не уцелели до наших дней, а также обширную парковую зону.

С 1917 года жизнь Павловского комплекса кардинально изменилась:

  • земли были розданы в арендную собственность для нужд агрономического научного института и железной дороги
  • вырубались значительные участки леса, а на местах полей располагались огороды.
  • начали проводить первые экскурсии по дворцу, сначала только для групп рабочих, но со временем, стали профессионально обучать экскурсоводов для возможности ознакомления с дворцовым комплексом всех желающих

Достопримечательности

Дворец

Музей-заповедник «Павловск» является ярким примером эпохи классицизма. Основой выступает дворец, расположившийся на холме у реки Славянки. Его архитектура ярко демонстрирует четкость форм, сдержанную изысканность элементов, точное соблюдение пропорций. Основными украшения стен выступают карнизы, пилястры и барельефы. В интерьерах представлена мебель из ценных пород дерева с декоративными вставками из камней и металлов, с легкой позолотой. В залах наблюдается сочетание египетских, греческих, итальянских мотивов. Архитектура и интерьеры дворца способны удивить даже искушенных ценителей искусства.

Особое внимание стоит обратить на:

  • парадные залы
  • жилые комнаты Марии Федоровны, открытые для посещений
  • экспозицию «Музей костюма»

Планируя визит в парковый комплекс, желательно выделить время на посещение дворца, на трех этажах которого располагаются различные экспозиции. Здесь можно ознакомиться с уникальной коллекцией фарфора, от посуды, предметов быта, до уникальной мебели с фарфоровыми элементами. Интересна коллекция часов, картинная галерея с портретными и пейзажными работами известных художников.

На первом этаже располагаются кафе, ресторан, есть сувенирная лавка, где возможно приобрести сувениры.

Парковая зона

Парк, окружающий дворец, состоит из нескольких частей:

  • Придворцового района
  • Долины реки Славянки
  • Района «Большая Звезда»
  • Старой Сильвии. Silvaв переводе с латиницы означает лес
  • Новой Сильвии
  • Парадного поля
  • Района Белая Береза

Оформление территорий объединено единой композицией с соблюдением пропорций. Парковые насаждения разбавлены античными орнаментами, симметрично-осевыми композициями. Архитектурные сооружения оформлены в светлой цветовой гамме. Дальняя часть парка напоминает дикий лес.

Осмотр парковой зоны желательно начинать с Придворцового района. Он наиболее популярен среди туристов, так как объединяет наибольшее количество памятных мест:

Собственный садик

Собственный сад императрицы Марии Федоровны расположен под окнами ее личных комнат с южной стороны Павловского дворца

Это место которое ранее могли посещать только хозяева дома. Оформление территории отображает французские и голландские парковые традиции. Клумбам характерна симметрия и строгость форм. Подбор растений обеспечивает беспрерывное цветение на протяжении длительного времени. Сад отделен от общего парка и объединен с дворцовыми помещениями. С террасы садика открывается потрясающий вид на пейзажи Мариентальского пруда и холмы.

Павильон Трех Граций

Павильон Трех граций расположен на террасе Собственного садика. Здесь любил отдыхать и работать Павел I.

К открытому павильону Трех Граций ведет главная аллея. Он представляет собой портик, поддерживаемый 16-ю колоннами, во фронтонах которого размещены барельефы Аполлона и Минервы. В центре павильона установлена скульптура «Три грации», изготовленная из цельного куска мрамора. Представляет собой три женских стана изящно удерживающих вазу, возвышающуюся на колоне.

Павильон Вольер или Птичник

Павильон Вольер — первая постройка в Павловском парке где находился вольер для птиц, а также небольшой музей

Вольер или Птичник — павильон, наполненный солнечным светом, исполненный в классическом стиле. Центральный и боковые залы соединяют открытые галереи. Участок был полностью воссоздан по чертежам. Недалеко от него расположен небольшой спиралевидный лабиринт из акациевых кустов, розарий;

Большая каменная лестница

Для того чтобы плавно связать Большие круги с Долиной реки Славянки соорудили Большую каменную лестницу, которую называют Итальянской

Несмотря на то, что насчитывает чуть более 6 десятков ступеней, вид имеет впечатляющий. По ее бокам расположены скульптуры чугунных львов и вазы. На одной из скульптур возможно увидеть пулевое отверстие, как напоминание о тяжелом прошлом парка. С верхней площадки лестницы открывается пейзажная панорама на Храм Дружбы и окрестности парка.

Спустившись к Долине реки Славянки стоит обратить внимание на:

Мост Кентавров

Мост кентавров украшают четыре гипсовые скульптуры кентавров, мифологических существ с торсом человека и корпусом лошади

С него открываются красивые виды на колоннаду Аполлона и Павловский дворец. Сейчас мост украшают копии скульптур. Рядом с ним расположена Семейная роща основателей усадьбы, которая разрасталась по мере увеличения рода.

Недалеко от Холодной бани находится Семейная роща на которой одновременно с появлением нового члена царской семьи высаживалось дерево

Пиль-башня

Согласно легенде, на первом этаже башни находилось помещение, в котором отбывали наказание провинившиеся пажи

Пиль-башню, расположилась у основания арочного моста с одной стороны реки, имеет расписные стены и две комнаты на этажах. Издалека напоминает маяк или часть мельничной конструкции.

Интересным для осмотра также будет Павильон Храм Дружбы, недалеко от которого расположен Чугунный мостик, являющийся образцом мастерства умельцев чугунного дела того времени. Перила с орнаментом, каменное основание, вазы на постаментах – удачное место для пейзажных фото.

Павильон ротонда «Храм Дружбы». В летний период здесь открыта выставка скульптуры из фондов Павловского музея-заповедника.Чугунный мостик создан при императрице Марии Федоровне по проекту знаменитого архитектора К. И. Росси

В районе Старой сильвии расположен Памятник любезным родителям – символичное сооружение, к которому можно попасть, пройдя по Философской дорожке. Холодные чугунные ворота словно символизируют бренность бытия и тоску. За ограждением расположен небольшой павильон окруженный хвойными деревьями.

Памятник любезным родителям – монумент, окруженный стеной хвойных деревьев

Для тех, кто имеет сокровенное желание обязательно необходимо посетить Круг Богов с их Музами, к которому ведут 12 аллей. Попав в это место, обязательно следует загадать желание, потерев большой палец мифической скульптуры.

На границе Парадного поля, Старой Сильвии и Белой березы расположен Розовый павильон. Который предстает перед посетителями в желтоватых оттенках, так как получил свое название не из-за цвета, а в честь цветка – розы.

Розовый павильон это сооружение построенное из дерева, получило свое название от находившегося рядом розария

Рядом с павильоном расположен шикарный розарий, система прудов, Олений мост.

Если останется свободное время, также возможно ознакомиться с другими достопримечательностями заповедника.

На что следует обратить внимание при посещении дворцово — паркового комплекса

Парк открыт с раннего утра и до полуночи.

С 9h00 до 19h00 вход в парк платный.

Экспозиции во дворцах открыты с 10h00 до 17h00.

Выходные дни: Понедельник, Вторник.

Советы:

  1. Желательно уделить парку свободный день.
  2. На входе в парк приобрести карту, это позволит быстро ориентироваться на месте и планировать свое время.
  3. Обязательно взять с собой, или приобрести по пути, воду. Ее не продают на каждом углу.
  4. Детям будут интересны кормления, практически ручных, белок, потому орехами стоит запастись заранее. Лакомства для белок можно приобрести и у входа в заповедник.

Для тех, кто не любит много ходить есть прокат велосипедов, самокатов и лодок. Обратите внимание, что требуется залог.

Если любите испытывать что новое, предлагаются прогулки на поезде или электромобиле. Также возможно организовать конную экскурсию в экипаже, с возможностью остановиться для более подробного осмотра, интересующих мест.

Большой Павловский дворец

Павловский дворец – это удивительное по красоте и гармоничности строение, расположенное в окружении роскошного Павловского парка. Бело-золотистое здание возведено на высоком холме рядом с рекой Славянкой, так что Павловский дворец можно увидеть из самых дальних мест парка.

Единство архитектуры и внутреннего интерьера объясняется необычной историей создания этого прекрасного комплекса.

В сентябре 1782 года наследник престола Павел Петрович с супругой Марией Федоровной под именем графа и графини Северных отправились в путешествие по Европе. Путешествие совершалось инкогнито (так было принято), а в сопровождавшую их свиту входил ценитель и знаток искусства князь Николай Борисович Юсупов.

Во время путешествия супруги знакомились с искусством и культурой Австрии и Италии, Франции и Голландии, а в Риме их принял папа Римский Пий VI. В Италии они приобрели венецианское стекло и заказали картины у художников, также для них создали мраморные копии античных скульптур из коллекции Ватикана «Аполлон и музы». Во Франции они купили мебель и лионский шелк, бронзовые и фарфоровые изделия. Именно в это время был заложен первый камень Большого дворца.

Все сделанные приобретения, а также щедрые подарки европейских монархов отправлялись в Павловск, где эти первоклассные произведения искусства подсказывали архитекторам наилучшее декоративное решение еще в стадии строительства. Такого еще в мировой архитектуре не было, этим и объясняется необычайная гармония всех элементов Павловского дворца.

Павловский дворец — описание

Павловский дворец создавался в течение 50 лет усилиями таких выдающихся архитекторов как Чарльз Камерон, Винченцо Бренна и Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги и Карл Росси, а также лучшими русскими скульпторами, Михаилом Козловским и Иваном Мартосом, Иваном Прокофьевым и Василием Демут-Малиновским.

Первоначально над сооружением Павловского дворца в 1852 – 1854 годах трудился архитектор Чарльз Камерон, который преклонялся перед творениями выдающегося зодчего Андреа Палладио и взял за образец его венецианскую виллу.

Андреа Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро) – выдающийся архитектор XVI века, создавший свой стиль – Палладио и умевший превосходно объединять архитектуру и природу.

В плане Павловский дворец имеет форму подковы, а по своему виду напоминает дворянскую усадьбу. Строение отличается идеальной симметрией, украшено пологим куполом и многочисленными скульптурами и лепниной. От главного здания к боковым флигелям проходят открытые галереи с белоснежными колоннами.

Работы по оформлению внутреннего интерьера выполнялись итальянским архитектором Винченцо Бренна.

В 1796 году Павел взошел на престол и по его приказу дворец был расширен: Бренна надстроил галереи Камерона, возвел два двухэтажных корпуса с башенками и церковный корпус. Строение приобрело еще большую величественность и парадность.

После пожара 1803 года восстановление здания и внутреннюю отделку залов выполнил архитектор Андрей Воронихин, также в оформлении интерьеров участвовали Джакомо Кваренги и Карл Росси.

С 1849 по 1892 год владельцем Павловска был Великий князь Константин Николаевич, сын императора Николая I. При нем во дворце был организован Музей древностей, экспонаты которого составляли аттики Кавалерского зала, Комнаты саркофагов, а также предметы древнеримского времени, привезенные Павлом и Марией Федоровной из турне по Европе. По приказу князя Картинная галерея и Музей древностей стали открытыми для посещения с весны до поздней осени в дневное время.

Перед дворцом был установлен памятник Павлу, взгляд императора направлен в строну аллеи (император как бы приветствует прибывающих в его дом гостей). Памятник создан скульптором Иваном Витали в 1872 году и напоминает статую Людовика XIV, установленную перед его дворцом в Версале.

После революции большевики, провозгласившие лозунг «Искусство должно принадлежать народу», преобразовали Павловский дворец и парк в Государственный музей, доступный для большинства людей. Вместе с тем, в 20-х годах начинается изъятие и распродажа за границу самых ценных экспонатов с целью получения денежных средств на развитие промышленности.

Когда началась Великая Отечественная война, большая часть экспонатов была вывезена в Сарапул, Новосибирск и Ленинград. Немецкие захватчики вошли в Павловск и разместили во дворце штаб Гестапо и госпиталь, а при отступлении в 1944 году устроили в дворцовом здании пожар.

После войны начались восстановительные работы, проходившие поэтапно, залы открывались, начиная с 1957 года, а в 1977 году к 200-летию Павловска реставрация была, в основном, завершена. В настоящее время:

  • На первом этаже здания расположена комнаты Марии Федоровны, а также Танцевальный зал и Бильярдная, кабинеты и гостиные
  • На втором этаже разместились кабинеты и библиотека, Фрейлинская и парадные залы, в том числе Тронный и Кавалерский залы
  • На третьем этаже представлена экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века», 17 залов которой рассказывают о том, как менялось убранство в дворянском доме на протяжении столетия.

Советуем обратить Ваше внимание на такие интересные экспонаты музея:

  • Во Фрейлинской находятся необычные часы под названием «Дезертир», созданные в XVIII веке по мотивам одноименной оперы композитора Монсиньи. На них изображена девушка, прощающаяся с юношей, за которым уже пришел конвой, тут же находится и тюрьма. В часах есть шкатулка с музыкальным механизмом, исполняющим фрагменты оперы
  • В Итальянском зале можно увидеть статую «Эрит», созданную в I веке, это точная копия древнегреческой бронзовой статуи, выполненной Лисиппом, скульптором при дворе Александра Македонского
  • В одной из комнат Марии Федоровны Вы увидите туалетный прибор императрицы «Зеленый туалет», созданный на Императорском фарфоровом заводе и состоящий из 54 предметов. Особенно красиво восьмиугольное зеркало, украшенное двумя женскими фигурами в античных одеждах
  • Туалетный прибор, подаренный Людовиком XVI и состоящий из 72 предметов. На чашках выполнены портреты Людовика XVI и Марии Антуанетты, а зеркало украшает российский герб – двуглавый орел. Этот подарок был так дорог Марии Федоровне, что она сразу поместила его под стекло
  • В Парадной спальне находится Парадная кровать с балдахином, украшенным расписанным вручную шелком, рядом стоят скульптуры двух мальчиков, охраняющих сон. Интересно то, что на этой кровати никогда никто не спал, поскольку парадные залы открывались только для гостей, чтобы показать имеющиеся коллекции и роскошь комнат.

Стоимость билетов в Павловский дворец — лето 2019

  • Парадные залы 2-го этажа и жилые комнаты на 1-м этаже
    • взрослые — 500 руб.
    • пенсионеры — 200 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) — 200 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 1 ребёнок — 1000 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 2 ребёнка — 1200 руб.
  • Только парадные залы 2-го этажа (по вторникам и пятницам)
    • взрослые — 400 руб.
    • пенсионеры — 150 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) — 150 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 1 ребёнок — 800 руб.
    • семейный билет 2 взрослых + 2 ребёнка — 1000 руб.
  • Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны на 1-м этаже (при наличии билета в парадные залы дворца)
    • взрослые — 150 руб.
    • пенсионеры — 100 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) — 100 руб.
  • Выставка «Русский жилой интерьер 19 — начала 20 века» на третьем этаже (при наличии билета в парадные залы дворца)
    • взрослые — 150 руб.
    • пенсионеры — 100 руб.
    • учащиеся (7-18 лет) — 100 руб.

Для всех посетителей, купивших билет в Павловский дворец, организовано экскурсионное сопровождение.

Во время прогулки по Павловскому парку обязательно посетите Павловский дворец. Вход в него платный, но денег на посещение жалеть не стоит — интерьеры залов поражают своей роскошью и великолепной отделкой. Вы увидите уникальную коллекцию изобразительного, декоративно-прикладного и античного искусства, собранную на протяжении XVI – начала XX века.

Россия, Павловский парк — отзыв

Я в летнем Павловском парке Здравствуйте, дорогие читатели!

Скоро лето, сезон отпусков, и множество туристов из разных стран и городов приедет в Санкт-Петербург. Я живу в этом городе с 2009 года, и несмотря на особенную погоду, Питер я люблю и не перестаю восхищаться. Павловский парк — первое место в пригороде, которое я посетила. И сразу влюбилась. За 6 лет я была там около 20 раз. И сегодня хочу поделиться своими эмоциями, мыслями и советами.

Что из себя представляет Павловский парк?

Этот парк — почти что лес. Обычный такой облагороженный лес Ну, это если бытовым языком объяснять. Эту землю даровала сыну Павлу Екатерина Вторая, так как забрала на воспитание своего внука и решила компенсировать. На территории парка есть несколько небольших озёр, ручьёв и речка. Из зданий — Дворец, несколько павильонов и скульптур. Местами у тропинок есть скамейки, но чем дальше от дворца, тем меньше там рукотворных творений человека.

Скажу сразу, что во Дворце я не была. Сейчас вход стоит 400 рублей. Говорят, что там очень по-уютному и даже будто и не по-императорски вовсе. Это настоящий памятник императорского быта 18-19 веков.

Я же спешу дальше от самых туристических дорожек. Люблю бродить по лесным дорожкам или расположиться с пледом у северной границы парка по среди луга.

Когда ехать?

Парк по-своему хорош в любое время года. с ноября по май в будни вход бесплатный. Местные и жители юга Петербурга приезжают сюда покататься на лыжах и на ватрушках. Последние, кстати, выдают в прокат. В парке есть стадион, на котором заливают каток. Дворец работает круглый год.

Ранней осенью парк преображается: осень здесь очень красивая. Высокие деревья щеголяют листвой самых ярких расцветок. В такую погоду приятно бродить по аллеям и ворошить носками ботинок упавшую листву. В ноябре деревья уже стоят голые, и я люблю приезжать сюда, когда мне грустно. Там так по-депрессивному приятно, что ли Хорошее место, чтобы подумать обо всём и проветрить голову.

Ранней весной начинает ярко светить солнце. В марте дорожки ещё мокрые, местами покрытые льдом. И даже когда солнце приятно греет, надо внимательно смотреть под ноги, чтобы не подскользнуться и не упасть в грязь. А к маю цветут деревья, желтеют одуванчики, и это самое отличное время для романтических прогулок.

Летом тут раздолье — очень много зелени, множество полей в дальней части парка, люди приезжают позагорать или на пикник. Минус — в это время, конечно же, больше всего туристов. Так что выбор за вами

Ехать ли туристам? Что мне не нравится

Добраться до парка из центра удобнее всего электричкой — займёт 40 минут и без каких-либо пробок. Проезд в одну сторону стоит рублей 60. За вход в парк в летний сезон возьмут 100 рублей. Ехать туда надо сразу на день. Если вы хотите по-максимуму захватить все районы парка, то придётся потратить часа 4, и это без захода в музей. Но потом вы очень устанете и проголодаетесь. Покушать как следует в парке нельзя, туалеты есть в двух местах — недалеко от вокзального входа, рядом с кафешкой. И второй у Дворца. В других местах придётся идти в кусты. Но это же не лес! Поставили хотя бы деревянных домиков…

Парк этот просто громадный, поэтому я советую взять что-то из еды с собой, чтобы было время найти место общепита. В трёх-четырёх местах парка стоят палатки с хот-догами и кукурузой, есть несколько кафе с достаточно высокими ценами. Можно съесть шашлык или кусок сытного пирога. Но в целом я не понимаю, зачем сюда едут туристы, если не идут во дворец. Инфраструктура не очень продумана. Петербуржцы же любят здесь просто погулять: регулярно наблюдаю семьи с детьми и пенсионеров, которые так же, как и я, бродят по парку и дышат свежим воздухом

Словом, если у вас ограничено время в Санкт-Петербурге, и вы любите активную культурную программу, я советую отдать предпочтение Петергофу или Пушкину. А если вы ценитель природы и осмотру музейных экспонатов предпочитаете неспешные прогулки в своём темпе, то смело езжайте — равнодушными не останетесь

Полезные мелочи

  • Помимо еды, которую надо взять с собой, я бы посоветовала средство от клещей (всё-таки там многолетние деревья).
  • В жаркий ясный день захватите головной убор.
  • Зимой в парке всегда холоднее, чем в городе — одевайтесь теплее.
  • На входе в парк есть карта с указанием всех достопримечательностей.
  • Если есть возможность, закажите экскурсию или почитайте внимательно путеводитель — тогда вы узнаете, где в парке «Конец света», что за «Розовый павильон», почему баня стоит отдельно от здания дворца и ещё много всего интересного.

Можно ли попасть в парк зайцем?

Не поверите, но я решила проверить эту теорию. Периодически в заборе появляются дырки, через которые лазят местные жители. Буквально на днях я совершила часовую прогулка вдоль 1/3 ограды — все дырки за зиму залатали. Теперь не пролезть Только если вам не лень после этого часа ещё лезть по болоту — у дальней части нет забора. Совсем. Но разве оно того стоит? Лучше заплатите эти 100 рублей, которые пойдут на обустройство. Но есть выход — ранним пташкам с 6 до 10 утра вход совершенно бесплатный. То же касается и вечерних посетителей с 18 до 22. Но в летнее время, наверное, правило изменят.

Всю актуальную информацию можно посмотреть на официальном сайте. Просто введите «Павловский парк» в поисковике. Сайт красивый, и там всё подробно

Спасибо за внимание! Проводите свободное время с пользой)

deletant

Павловск — пожалуй, самая уютная из императорских резиденций в пригородах Санкт-Петербурга. Она была построена позже остальных: вплоть до конца XVIII века тут, на берегу речки Славянки, располагались лесные угодья, где любила охотиться Екатерина II. В 1777 году она пожаловала их Павлу Петровичу для устройства дачи. Вскоре были возведены деревянные хоромы с названиями «Паульлюст» (Павлова утеха) и «Мариенталь» (долина Марии). В 1782-1786 годах архитектор Чарлз Камерон построил большой дворец с боковыми колоннадами и служебными корпусами. В короткое царствование Павла I дворец был перестроен и расширен. В 1838 году в Павловск была проложена первая в России железная дорога. Павловский «воксал» дал русскому языку слово «вокзал».
Во время оккупации 1941-1944 годов внутренняя отделка дворца сильно пострадала. Благодаря тому, что почти всю коллекцию мебели и предметов искусства удалось вывезти, дворец был полностью отреставрирован к 1978 году.


1. При составлении проекта Камерон выбрал распространённый тип итальянской виллы, увенчанной плоским куполом.

2. По бокам от дома расположены полуциркульные галереи-колоннады, охватывающие парадный двор и заканчивающиеся служебными флигелями.

3. В 1872 году в центре парадного двора установили памятник Павлу I.

4. Дворец украшен императорским вензелем Павла и Марии.

5. Павильоны увенчаны башенками.

6. На фронтонах боковых корпусов, обрамляющих вход во двор, те же вензеля «ПМ».

7. С обратной стороны галереи расписаны фресками, создающими ложную перспективу.

8. Тыльная сторона дворца, выходящая на берег Фасадного пруда.

9. Гардероб музея расположился в центральном круглом зале первого этажа.

10. Первая парадная зала, куда попадают посетители — Египетский вестибюль. Статуи египтян работы И.П. Прокофьева олицетворяют двенадцать месяцев года. Над скульптурами — барельефы со знаками Зодиака.

11. На второй этаж ведёт Парадная лестница. На стене — фреска работы Д. Скотти, изображающая спуск в сад с египетскими скульптурами.

12. Лестница ведёт в богато украшенный лепниной Парадный вестибюль.

13.

14. Из вестибюля имеется проход в центральный зал дворца — Итальянский.

15. Зал двусветный, завершается световым фонарём-куполом.

16. По первоначальному плану Камерона плоские ниши в стенах должны были стать арками, соединяющими зал с галереей, окружавшей его по квадрату. Однако, завершить отделку архитектор не успел, так как был отстранён от работ.

17. Облик зала создан В. Бренной в 1789 году и частично изменён А.Н. Воронихиным в 1803 году. По рисункам последнего выполнены фигуры орлов на карнизе, кариатиды между арками, балюстрады хоров.

18. Через Камердинерскую и Туалетную Павла I переместимся в Библиотеку Росси.

19. Пристройка этого изогнутого помещения и его внутренняя отделка были выполнены в 1824 году по проекту К. Росси.

20. Лампа с изображением Марии Фёдоровны.

21.

22. Следующий зал — Малый кабинет Павла I.

23. Центр комнаты занят монументальным письменным столом из красного дерева, на котором установлен храм Весты — богини семейного очага.

24.

25.

26. На доске столика представлено одно из первых изображений Павловска в технике наборного дерева. Стол создан в 1787 году крепостным мастером графа Салтыкова М.Я. Веретенниковым.

27. Потолок украшен овальной картиной Д. Скотти «Торжество истины, изгоняющей пороки».

28. Ковровый кабинет украшен гобеленами. Центральный из них называется «Дамы служат Дон-Кихоту».

29. На боковых стенах размещены брюссельские шпалеры XVIII века, на одной из них — посвящение Дон-Кихота в рыцари.

30. Зал войны создан по проекту В. Бренны. После вступления Павла I на престол это помещение служило малым тронным залом.

31. Восьмигранный в плане, с четырьмя полукруглыми нишами, зал облицован белым искусственным мрамором и богато украшен пышной золоченой лепкой.

32. Греческий зал был создан по проекту В. Бренны в 1789 году и дополнен отделкой А.Н. Воронихина при реставрации в 1803 году.

33. Стройная колоннада зеленоватого искусственного мрамора вдоль стен придает ему сходство с греческим храмом. Античный характер зала дополняется гипсовыми копиями с произведений древних скульпторов, заполняющими стенные ниши, и мраморными светильниками, подвешенными на длинных цепях между колонн.

34.

35. Пышная, окрашенная под античную бронзу мебель с тонкой золоченой резьбой выполнена русскими мастерами по рисункам А.Н. Воронихина.

36. Зал мира расположен симметрично Залу войны.

37. Орла Юпитера, украшавшего печь Зала войны, здесь сменил павлин Юноны — символ семейной верности.

38. Библиотека Марии Фёдоровны заставлена низкими книжными шкафами, на которых размещена мраморная скульптура итальянской работы XVIII века. Перед столом стоит монументальное кресло, выполненное по рисунку Воронихина.

39. В центре помещения находится ковер с изображением, как Дон-Кихот советуется с «очарованной головой».

40. Парадность Будуару Марии Фёдоровны придаёт мраморный камин с зеркальной нишей в портике из двух порфировых колонн, привезенных из Рима. С колоннами хорошо гармонирует набор ваз и обелисков из порфира и мрамора на каминной полке.

41. Стены помещения украшены мраморными пилястрами с тонкой арабесковой росписью, воспроизводящей знаменитые росписи Рафаэля в лоджиях Ватикана. Между пилястрами размещаются мраморные медальоны с портретами Александра Македонского и его матери Олимпии.

42. Ниже сделаны вставки с изображениями выдающихся памятников архитектуры Индии.

43. Интересен круглый стол с изображением первоначального дворца по рисункам художника-пейзажиста С.Ф. Щедрина. Стол был создан мастерами Петербургского фарфорового завода в 1789 году. Фарфоровая столешница имеет диаметр почти в метр и не имеет аналогов.

44. Также в комнате имеется письменный стол работы П. Денизо.

45. Пол покрыт великолепным наборным паркетом.

46. Роспись плафона выполнена в 1803 году Д. Скотти.

47. Кроме орнаментальных композиций его украшают панно «Времена суток» с изображением античных руин.

48. Парадная спальня — одна из самых роскошных комнат дворца.

49. Стены здесь покрыты шёлковыми панно с росписями, изображающей орудия сельского труда, утварь, плоды, цветы и музыкальные инструменты. Росписи были выполнены придворным художником Я. Меттенлейтером по эскизам художника Вак-Леена, работавшего при королевском дворе в Париже.

50. Анфиладу комнат замыкает богатый камин спальни с малахитовыми пилястрами и вставками из цветных камней. Его украшают великолепные часы, жирандоли, таганы и другие первоклассные изделия французских бронзовщиков.

51. Обстановка Парадной спальни выполнена одним из лучших мебельщиков Парижа Анри Жакобом. В его мастерской были изготовлены кровать, кушетка и кресла, стоящие в комнате.
52. Этот гарнитур относится к числу шедевров мебельного искусства. Убранство парадной спальни во время эвакуации удалось сохранить.

53. Центральное место в убранстве спальни занимает большая золоченая кровать, украшенная тончайшей резьбой. Парадная спальня никогда не использовалась по своему назначению, её наличие лишь подчёркивало высокое положение владельцев дворца.

54. Кровать помещена под пышным балдахином, задрапированным шёлком. Легкая и изящная люстра из рубинового стекла с богатым хрустальным убором была изготовлена петербургскими мастерами.

55. Куда более скромно после спальни выглядит Туалетная Марии Фёдоровны.

56. Боковые стены заняты живописными панно с изображениями Павловского парка, исполненные художниками А. Мартыновым и Д. Скотти.

57. Пол зала с затейливым паркетом.

58. Достоин упоминания уникальный стальной гарнитур, состоящий из стола с зеркалом, вазочек, подсвечников, скамеечки и стула. Он набран из нескольких тысяч деталей, кованных и гранённых под «стальные алмазы». Этот шедевр был изготовлен в 1788 году тульским мастером-оружейником Семёном Самариным.

59. Роспись плафона Второго Проходного кабинета имитирует лепку на фоне мозаики из золочёной смальты.

60. Картинная галерея — эффектный, изогнутый зал, освещённый окнами с двух сторон, создан В. Бренной в 1797 году.

61. На стенах размещены произведения живописцев разных стран, разностильные по сюжетам и по характеру исполнения.

62. Живописные плафоны выполнены художником Я. Меттенлейтером.

63. Центральный из них называется «Триумф Аполлона».

64. Возле каждого окна установлены изящнейшие вазы.

65. Стены Третьего Проходного кабинета облицованы розовато-сиреневым мрамором и украшены панно со вставками из синего стекла, покрытых росписью с изображением мифологических фигур и гирлянд цветов.

66. Чтобы смягчить резкую разницу в высоте прилегающих к кабинету помещений, художник-декоратор П. Гонзаго особым образом расписал плафон. Архитектурная композиция, изображающая купол, колонны и перспективу аркады, создавала иллюзию пространства и как бы скрадывала резкий переход к следующему, высокому залу.

67. Следующий — это Большой (Тронный) зал. Он поражает своим простором, его площадь 400 м². В срезанных углах квадратного помещения находятся глубокие ниши с монументальными лепными печами.

68. В 1814 году здесь был устроен торжественный прием генералов и офицеров гвардейских полков, вернувшихся из Парижа после победы в войне с Наполеоном.

69. Арки окон поддерживаются кариатидами, исполненными скульпторами И.П. Мартосом и М.И. Козловским.

70. Роспись огромного плафона выполнена в середине XX века по эскизам П. Гонзаго. Изображение уходящей ввысь колоннады, свисающих с балконов знамён и открытого, с лёгкими облаками неба «поднимает» высоту зала, делает его более торжественным.

71. Кавалерский зал предназначался для приёмов кавалеров мальтийского рыцарского ордена.

72. Стены богато декорированы барельефами с изображением жертвоприношений, шествий и вакхических плясок.

73. Лепной декор стен плавно переходит в орнаментальную роспись плафона, также выполненную «под лепку».

74. Отделка зала являлась прекрасным фоном для коллекции античной скульптуры II-III вв. Нимфа с раковиной когда-то служила украшением древнеримского фонтана.

75. Последнее из осмотренных помещений — Дворцовая церковь. В отличие от настоящих церквей, это — скорее нарядный и торжественный дворцовый интерьер эпохи классицизма. В иконостасе вместо традиционных икон размещены копии с картин западноевропейских художников XVII-XVIII вв.

76. Вопреки канонам русской православной церкви, в архитектурном оформлении церкви Павловского дворца была использована декоративная скульптура.

77. Овальная картина плафона «Обращение Савла» написана в 1799 году Я. Меттенлейтером по композиции П. Рубенса. Это копия, оригинал находится в Вене.

78. На хорах установлены два трона, с вензелями Марии и Павла.

79. Здесь, в торжественной обстановке в 1799 году оглашались реляции А.В. Суворова о военных действиях и представлялись трофейные знамёна, взятые у неприятеля.

80. У церкви есть даже крошечная колоколенка, её видно если обойти дворец вокруг.