Отрочь монастырь в твери

Тверской Отроч монастырь

Подробности Категория: Тверские древности Создано 08 Август 2017

Отроч Успенский монастырь — православный монастырь в Твери. Основан в середине XIII века. Упоминания о монастыре есть уже в летописи за 1265 год. Есть две версии возникновения монастыря: первая — похожа на сказку и описана в летописи «Повесть об Отороч монастыре» («Повесть…» написана примерно в 1206 г.), вторая — «военная»: Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский?

Предание рассказывает, что у князя Тверского Ярослава Ярославича был любимый «отрок» (младший дружинник) Григорий, которому князь особенно доверял. Однажды Григорий, сопровождая своего князя на охоту в окрестностях Твери, встретил девушку необыкновенной красоты — Ксению, дочь пономаря из села Едимонова. Воспылав любовью, он захотел жениться на ней и попросил у отца девушки ее руки. Родители согласились. Но накануне венчания в село приехал князь Ярослав. Увидев его, Ксения сказала своему жениху: «Изыди от меня и дай место князю своему: он жених мой, а ты был сват мой». Приблизительно то же самое порекомендовал отроку и князь, воспылавший любовью к прекрасной Ксении: «Изыди ты отсюда, и изыщи себе иную невесту, где хочешь, а сия невеста мне угодна, а не тебе». Князь Ярослав и Ксения немедленно обвенчались, а несчастный отрок, «великою кручиною одержим», оставил княжескую службу, переоделся в ветхую крестьянскую одежду и ушел в леса «незнамо куда».

Счастливый князь спустя несколько дней после свадьбы пожелал видеть своего любимого отрока, но ему доложили, что от него осталась только брошенная одежда. Князь приказал искать Григория, боясь, чтобы тот «сам себя не предал губительной и безвременной смерти». Но отрока, естественно, не нашли. Князь решил, что отрок в отчаянии наложил на себя руки, и очень сокрушался: «Я повинен в смерти его!»

Но, как оказалось, далеко отрок не ушел. Всего в пятнадцати поприщах от Твери, на устье Тверцы, «в боровом месте», он срубил себе келью и часовню и стал жить здесь безмолвным отшельником. Постепенно вокруг отшельника собрались еще несколько желающих посвятить себя уединенным молитвам. Позже князь Ярослав с княгиней Ксенией, узнав об этом, просили у него прощения и дали денег на постройку монастыря. Так возник Тверской Отроч монастырь.

Этот монастырь (не зря же есть легенда, что его основал княжеский дружинник, т.е. военный) – вообще собственно на монастырь похож не был – это была военная крепость в удачном месте, у слияния реки Тверцы с рекой Волгой, которая держала под наблюдением опасный выход из неё в Волгу. Такие монастыри назывались в древности – сторỏжами.

Монастырская крепость была неприступной, но не из-за толщины каменных стен. А потому, что в этом монастыре (как и в некоторых других аналогичных по Руси), воспитывались особые православные воины-монахи. И здесь практиковалось совершенно особое тайное славянское воинское мастерство. Это была целая система знаний, доступная только посвящённым. Вообще воинская культура славянских народов была и остаётся одной из неразгаданных тайн Истории. Помните — монах Пересвет победил богатыря Кочубея (Куликовская битва)? А он ведь был монахом «лишенным живота», он носил черную одежду и не имел права брать в руки оружие. Как же он смог победить профессионала?

Ответ такой: Сергий Радонежский основал девяносто монастырей (больше половины из них сейчас существуют, либо осталась память о них). В этих монастырях и подготавливались монахи-ратники, которые выходили на бранное поле. Такие воины могли в одиночку справиться с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке. Одной из таких «монашеско-воинских колыбелей» (по дошедшим до нас источникам) и был Отроч мужской монастырь в Твери. Кстати, эти древние славянские системы «Спас» и «Здрава» сохранены. Кем? Скажем так – хранителями. Эти практики реально применяются и сейчас. Морские пехотинцы, спецназ, спецслужбы.

Отроч монастырь стал одним из крупнейших тверских монастырей, в нём велось тверское летописание (Тверской летописный свод 1305 года), была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре». В 1531 году в монастырь был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 22 года лет. Во время заключения им были написаны многочисленные богословские труды.

Его мирское имя – Михаил Триволис, полугрек-полуалбанец. Высокообразованный человек, книжный знаток, полиглот, энциклопедист. На Русь попал как монах Афонского Ватопедского монастыря по просьбе великого московского князя Василия III (отца Грозного), которому был нужен толковый человек, учёный монах, «переводчик книжного на время для разбору княжеской библиотеки». Увидев цареву библиотеку, Максим Грек (42 года) был поражён: «подобного собрания сокровищ» он не видывал ни во Франции, ни в Германии, ни в Греции, ни в Италии (где учился в высших школах Болоньи, Падуи, Милана, а также во Флоренции и в Венеции). Грек стал переводить избранные труды (его перевод Псалтыря – это вообще отдельная тема), а заодно и поддержал движение «нестяжателей», и высказал очень определённые взгляды на русскую государственную власть. Через 7 лет своих работ он попросился обратно на Афон, но его не выпустили. Слишком много знал – из Руси никогда не выпускали иностранцев, допущенных к тайнам (также как и Аристотеля Фиорованти и Пьетро Солари – зодчих Кремля). В 50 лет он попадает в заточение в Иосифо-Волоцкий монастырь (к тем самым «стяжателям»), через год в Псковский монастырь, через пять лет в Тверской Отроч монастырь. Здесь он провёл 22 года….. Последние три – в Троице-Сергиевой Лавре.

В Отроч монастырь после своего изгнания с московской кафедры был сослан . Митрополит Филипп (Колычев) 17 лет игумен Соловецкого монастыря, 3 года митрополит Московский и Всея Руси. Во время опричнины, царь поставил ему условие, чтобы тот занимался своими делами, а «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Но коса нашла на камень. Закрывать глаза на опричнинский беспредел митрополит Филипп не смог. Его взяли во время службы в Кремлёвском Успенском соборе. Окружили опричники, сорвали облачение, зачитали грамоту о лишении сана, бросили в дровни, отвезли в московский острог, а потом отослали с глаз долой – в Тверской Отроч монастырь. Вслед в сани летит голова любимого племянника митрополита…. Он успел сказать людям: «Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!». «Филькины грамоты» — это послания митрополита Филиппа Ивану Грозному отсюда из темницы. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Тело святителя было погребено у алтаря монастырского собора, а в 1591 году перевезено на Соловки.

В 1760—1761 годах настоятелем монастыря был святитель Тихон Задонский.

Монастырь был расположен на стрелке при впадении реки Тверцы в Волгу. В ноябре 1918 года он был закрыт. В 1930-е годы все монастырские постройки, за исключением собора Успения Пресвятой Богородицы, сохранившегося по настоящее время, были уничтожены.

На фото: слево виден купол Успенского собора — это единственная сохранившаяся постройка древнего Тверского Отроча монастыря. Собор построен в стиле екатерининского барокко (1722) на месте более древней церкви (1530). В центре фото — видна верхняя часть Речного вокзала, который был построен в 1935-1938 годах на том месте, где ранее стоял древний Отроч монастырь. К сожалению, в настоящее время здание Речного вокзала находится в плачевном состоянии и почти не используется. Инициаторы разрушения монастыря и постройки речного вокзала явно не знали, что в грамоте князя Ярослава Ярославича Тверского, данной Отроч монастырю еще в XIII веке, были такие слова: «Если кто обидит сей монастырь… да будет лишен благодати Божией и в сей, и в будущей жизни».