Откуда куда Рязань

Городище Старая Рязань

Ста́рая Ряза́нь (до 1778 года — Рязань, неоф. «Русская Троя») — один из крупнейших древнерусских городов XII—XIII веков, столица Великого Рязанского княжества и самое большое археологическое городище России. Площадь одних только укреплений Старой Рязани, не считая городских посадов составляет более 60 гектаров.

Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Бату-хана, а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. В XIV веке город передал столичные и кафедральные функции расположенному в пятидесяти километрах выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому, который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани.

Городище Старая Рязань охраняется государством как археологический заповедник и историко-ландшафтный памятник федерального значения. Структурно входит в комплекс Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Ежегодно на городских укреплениях проводятся археологические миссии и научные лагеря.

У подножья оборонительных валов городища находится село Старая Рязань, на другом берегу Оки — город Спасск-Рязанский, ниже и выше по течению Оки — остатки сети укреплённых сторожевых форпостов. Рядом с одним из них — крепостью Новый Ольгов располагается всероссийское родноверческое святилище.

Вид на пойму Оки с валов Старой Рязани

История

Основание и первое упоминание

Старая Рязань впервые упоминается в летописи под 1096 годом. Памятник расположен в 50 км от современной Рязани, на высоком обрывистом мысе при впадении речки Серебрянки в Оку.

Старая Рязань входила в область расселения вятичей. Вначале население города составляло всего около 1500 человек, но уже тогда город населяли, помимо землепашцев, ремесленники, о чём свидетельствуют найденные остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных и костеобрабатывающих мастерских. До середины XII века население Рязани состояло из городской общины и других лично свободных людей. Власть находилась в руках князя, близких к нему людей и городского веча.

Примерно в середине XII века, после активного переселения жителей из других областей древней Руси, произошло обособление Рязанского княжества. Кроме того, происходило укрепление княжеской власти, упрочение позиций христианства и началось активное строительство оборонительных сооружений (поскольку Старая Рязань занимала приграничное положение на Руси). Площадь укреплённой части города составляла 60 га. Основное строительство шло при Глебе Ростиславиче в конце 50-х — начале 60-х годов XII века. Были построены Борисоглебский и кафедральный Успенский соборы. Население к началу XIII века достигло примерно 8000 жителей.

Монгольское нашествие

Евпатий Коловрат на гравюре

Осенью 1236 года от беженцев из разгромленной Волжской Булгарии пришли тревожные вести о вторжении врага в Европу. Спустя год, разгромив мордву и пройдя на Дон, многочисленное монгольское войско подступило к границам Рязанской земли у р.Воронежа. Его предводитель Батый потребовал отдать ему «десятую часть» от всего имущества, на что рязанцами был дан гордый ответ:

Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить

Рязанское княжество первым на Руси подверглось нашествию. Шесть дней и ночей держалась Рязань, но силы противника были велики. Ворвавшись в город, монголы уничтожили всё, что могли, превратив крепость в пепелище. По преданию, рязанский воевода Евпатий Коловрат, увидев по приезду в родной город «токмо пепел и пыль» собрал небольшой отряд воинов и, последовав за захватчиками, вступил с ними в неравный бой. Батый бросал на дружину Коловрата лучшие силы своего войска, затем, изумившись, своего богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но был разрублен надвое топором Коловрата. Согласно преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений.

Позже монгольские отряды ещё не раз вторгались в рязанские земли. Они грабили, жгли, уводили пленных. Оставшееся население уходило под защиту лесов. Постепенно, столичные, а затем и кафедральные функции были переданы Переяславлю-Рязанскому. Переяславль, согласно названию «перенял славу Рязани» к XIV веку.

Городище Старая Рязань

Старая Рязань… При имени этого древнерусского города сразу вспоминаются события монголо-татарского нашествия. Судьба древней столицы Рязанского княжества трагична: разоренный Батыем город не смог возродиться, и уже во второй половине XVIIв. поселение, расположенное на этом месте, именуется селом, сохранив память о былом величии лишь в названии. Столица Рязанского княжества в XIV в. была перенесена в Переяславль Рязанский (с 1778 г. город носит название Рязань).

Старая Рязань — единственная из столиц земель-княжений Древней Руси, превратившаяся в «мертвый город». Сейчас городище представляет собой широкое ровное поле, окруженное величественными валами.
images/interaction_img/150.jpgВид городища images/interaction_img/151.jpgВид с южного вала городища images/interaction_img/152.jpgВид городища images/interaction_img/153.jpgВид городища images/interaction_img/154.jpg Вид с южного вала городища images/interaction_img/155.jpg Вид с городища на р. Оку

Старая Рязань находится в 65 км юго-восточнее современной Рязани на правом, возвышенном, берегу реки Оки, напротив г. Спасска. Город был основан в XI в.и впервые упомянут в летописи под 1096 г. Рязань возникла на месте, где раньше находилось поселение одного из угро-финских племен, покинувших его к тому времени. Возникший в ходе княжеской колонизации город стал форпостом Руси на юго-востоке. Население его составляли выходцы из смоленских, ростовских, суздальских, поднепровских земель.
Среди крупнейших древнерусских городов XII — XIIIвв. — центров земель-княжений — Рязань предстает перед нами как один из самых величественных и богатых, как город-страж у юго-восточных окраин Руси, как средоточие интенсивной созидательной деятельности — экономической, политической, культурной.
Старая Рязань стала первым городом Древней Руси, который начали изучать археологи. Этому способствовала находка клада ювелирных изделий, хранящегося ныне в Оружейной палате Московского кремля и вошедшего в литературу под названием «Рязанские бармы». С 1822 г. на городище проводятся археологические раскопки. Начиная с 1926 г. работы ведутся совместной экспедицией Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Института археологии РАН. В настоящее время руководителем экспедиции является к.и.н., сотрудник ИА РАН И.Ю. Стрикалов.
Основная часть найденных на городище предметов хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Среди находок — клады золотых и серебряных украшений, денежных слитков-гривен, оружие, бытовые предметы: орудия труда (ножи, серпы, косы, пинцеты), фрагменты посуды, привозной и местной, бусы, стеклянные браслеты, изделия из кости и рога, фрагменты деревянной утвари. Часть их выставлена в экспозициях и на выставках музея.

В 50 километрах от Рязани, на побережье реки Оки, находится одно их крупнейших и старейших городищ России — Старая Рязань. В XII–XIII веках город был столицей Великого Рязанского княжества, а также его экономическим и культурным центром.

Стольный город вел активную торговлю с другими княжествами и странами Востока и Запада. Сюда свозили драгоценные металлы, бусы, янтарь, изделия из хрусталя, вино и оливковое масло. Местные ремесленники трудились в кузницах, гончарных и бронзолитейных мастерских.

Окруженный со всех сторон огромными насыпями и стенами, город казался хорошо защищенным, почти неприступным. Однако, согласно «Повести о разорении Батыем Рязани», это не помешало монгольским ордам, во главе с полководцем Батыем, почти полностью уничтожить город зимой 1237 года. Спустя несколько веков о судьбе Старой Рязани напоминали только остатки гигантских оборонительных сооружений, а земли, на которых стоял древний город, стали использоваться как пашни.

В наши дни уже ничего не напоминает о былом величии столицы Рязанского княжества. Из построек остались лишь массивные оборонительные валы и фундаменты древних церквей. Единственная историческая постройка на территории городища — руины Борисоглебского Собора, построенного в XIX веке и разрушенного во времена Советской России.

Городище Старая Рязань считается памятником истории федерального значения и находится под охраной государства.

Раскопки и находки

Первые находки совершали обычные крестьяне в конце XVIII — начале XIX веков, но целенаправленные раскопки Старой Рязани начались 1822 году. Тогда же был найден самый крупный и богатый из кладов, который теперь хранится в Оружейной палате Московского кремля.

С тех пор новые клады обнаруживали еще не раз. Так в 1878 году, во время очередных раскопок, была обнаружена бронзовая статуэтка, олицетворяющая одного из славянских идолов. Артефакт найден экспедицией под руководством выдающегося археолога А. В. Силиванова, на месте некогда стоявшего здесь Спасского собора. В дальнейшем находка была передана музею Рязанского кремля.

Последний из полностью сохранившихся кладов найден в 2005 году, в раскопанном жилище XIII века. Клад представлял собой ряд позолоченных ювелирных украшений — медальоны, ожерелья, подвески. В 2010 году на Северном городище был найден серебряный перстень с гравировкой.

Помимо украшений и драгоценностей, на территории городища в разное время были найдены: первая в Старой Рязани берестяная грамота, каменная пластинка с именем ордынского хана, фрагменты посуды, следы ремесленного производства, денежные слитки. По количеству найденных кладов Рязанское городище занимает второе место после Киева. Большинство найденных предметов передано Рязанскому историко-архитектурном музее-заповеднику.

Находились и другие не менее интересные вещи. Так, в 2011 г. на территории посада найдены остатки завода по обжигу кирпичей (предположительно XVIII век), на котором производили кирпичи для возведения расположенной рядом Преображенской церкви.

Благодаря многочисленным раскопкам и исследованиям, которые продолжаются здесь и по сегодняшний день, археологам удалось найти фундаменты жилищ, ремесленных мастерских и укреплений, а также восстановить план застройки.

Городище Старая Рязань на google-панораме

Достопримечательности

  • Руины Борисоглебского собора, построенного на фундаменте одного из более древних рязанских храмов. В советские годы храм был разрушен почти до основания, осталась только арка из красного кирпича
  • Белокаменный памятный крест в честь святых Кирилла и Мефодия. Рядом с ним открываются потрясающие виды на Оку и Спасск
  • Алатырь-камень — лежащий на дне оврага валун белого цвета, якобы появившийся на свет в результате обрушения стенок оврага. В народе ходят множество баек о мистических свойств камня
  • Прошедшие через войны и столетия земляные валы. Они имеют высоту четыре метра и почти два километра длиной. Для создания такого огромного сооружения потребовалось огромное количество материальных и человеческих ресурсов
  • Родник в овраге Серебрянки

В местечке Спасская Лука, что вблизи Старой Рязани, находится еще один археологический объект — полукруглое сооружение из 13 деревянных столбов, найденное на высоком холме. Возраст рязанского «Стоунхенджа», по оценкам некоторых ученых, составляет порядка 4 000 лет.

Первые упоминания о Старой Рязане датируются 1096 годом, тогда город населяли около 1 500 человек, среди которых были преимущественно земледельцы и ремесленники. Власть принадлежала князьям и городскому вече.

Начиная с середины XII века в Рязань начали активно стягиваться люди со всей Руси (со смоленских, ростовских, суздальских, приднепровских земель), так сформировалось Рязанское княжество. В это же время город начинают активно фортифицировать, так как Старая Рязань находилась на окраине Руси и вероятно часто подвергалась набегам со стороны кочевников.

Считается, что уже к началу XIII века город населяло около 8 000 людей. С ростом населения, росла и потребность в религиозных сооружениях, началось строительство церквей — Спасского и Успенского соборов.

Разрушение города

По одной из версий, зимой 1237 года случилась катастрофа, повлекшая за собой почти полное разрушения города, — войска монгольского хана Батыя вторглись в столицу рязанского княжества и полностью разграбили её. В последующие годы набеги продолжались, с каждым разом заставляя всё больше людей покидать родные места. Постепенно, столичные, а затем и кафедральные функции были переданы Переяславлю-Рязанскому. Переяславль, согласно названию «перенял славу Рязани» к XIV веку.

Единственным рукописным источником, освещающим события тех лет, является «Повесть о разорении Батыем Рязани», поэтому трудно с точностью сказать, как развивались события после разорения города и по какой причине он окончательно опустел.

Наши дни

Сегодня городище представляет собой большое заросшее поле, площадью около 70 гектаров, окруженное крутыми склонами оврагов и земляных валов. На первый взгляд может показаться, что кроме природных ландшафтов здесь уже ничего не осталось, но это не так. В результате археологических раскопок, начавшихся еще в XIX веке, были найдены фундаменты нескольких церквей и установлено расположение основных ворот города, также удалось найти немалое количество кладов с драгоценностями из золота и серебра.

Как доехать до городища Старая Рязань

Добраться до городища можно на машине по одному из маршрутов.

Первый маршрут лежит по трассе M5. Доезжаем до села Кирицы, за ним поворачиваем на Разбердеево. Отсюда дорога идет в Фатьяновку, перед которой будет поворот налево, прямо к городищу.

Второй маршрут лежит по Солотчинскому шоссе, через Спасск. Доехав до центра Спасска надо повернуть в сторону автовокзала и ехать до понтонного моста. Переехав мост надо повернуть направо. Далее ехать вдоль Оки, до Церкви Преображения Господня и выше по склону.

Координаты для навигатора: 54°23′59″N (54.399591), 40°25′43″E (40.428738).

На общественном транспорте добраться до городища можно автобусом Рязань — Исады, до села Фатьяновка, а также автобусом Рязань — Спасск. Далее пешком до парома через Оку, потом направо и вверх к городищу.

Если нет машины, но хочется доехать с комфортом, лучше воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Видео «Городище Старая Рязань с высоты»

Недавно увидел у коллеги футболку с надписью: «Рязань – город дружелюбный. Рязанцы первыми сожгли Москву в 1177 году». И удивился. Факт этот, к моему величайшему стыду, от меня в свое время ускользнул. А коллега носил футболку с такой гордостью и сиянием на лице, что, гордиться, видимо, было чем (будто сам он в тех событиях участвовал).

Оказалось, роль рязанцев в этом историческом событии была не сказать, чтобы значимой. И уж точно – весьма неприглядной. Более того, этот «славный» эпизод – лишь малая часть большой междоусобной войны.

Политическая жизнь на Руси была куда разнообразнее и, в некотором смысле, веселее теперешней. Парадоксально, но наши предки обходились без выборов, агитации и прочих затратных мероприятий. Как-то проще у них все было: нашел противника, выехал во чисто поле и рубанул его мечом. Победил – орел, проиграл – не обижайся, приляг шеей на пенек.

Не обходили такие немудреные забавы и Рязанское княжество. К середине XII века, когда произошли события, о которых идет речь дальше, Рязань была уже городом вполне серьезным, возрастом под 100 лет. И амбиции у местных князей соответствовали нравам эпохи: где бы капитал приумножить, да у какого соседа рейдерский захват земли учинить. Веселые были люди, широкой души.

Надо сказать, что междоусобицы на Руси не прекращались века до XIV. А уж в то время карту (если бы она тогда была) перекраивали постоянно. Как в том анекдоте: красные выбили из леса белых, потом белые — красных, а потом пришел лесник и всех разогнал. К слову, двигали князьями не всегда только жадность или политические интересы (если между этими понятиями есть разница). Порой речь шла о мести, и корни таких междоусобиц приходится искать гораздо глубже.

Как родня престол делила

В июне 1174 года владимирские бояре убили Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого). Он, кстати, в свое время был князем и в Рязани (в 1153 году), но недолго: прогнал его вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославлич (как видим, уже тогда многие даже стратегические задачи решались с помощью южных гастарбайтеров).

Один из искуснейших политиков Руси свою власть в княжестве укрепил очень любопытным способом. Зная, что подножку обычно стремятся подставить родственники (а их тогда у князей было много, генеалогические древа ветвились, как заморское дерево баобаб), он выгнал из княжества своих племянников Мстислава и Ярополка (сына своего старшего брата Ростислава, потому в дальнейшем будем их называть Ростиславичами). А заодно младших братьев Михаила и Всеволода (далее — Юрьевичи). Стало ему как-то поспокойнее, он плотно занялся прямыми обязанностями «эффективного менеджера» той эпохи: перенес столицу Владимиро-Суздальского княжества во Владимир, отстроил его (при Андрее, кстати, построили знаменитую церковь Покрова-на-Нерли), взял Киев, сходил войной на Новгород, там битву проиграл, но своего все равно добился. Деятельный был человек.

Всеволод Большое гнездо сжег Рязань за 30 лет до Батыя

Правда, местным боярам он не угодил, и они его жестоко убили. И, естественно, встал вопрос, кто будет княжить дальше. Решено было послать за Ярополком. Тот был в Чернигове вместе с Мстиславом и своими дядьями – Михаилом и Всеволодом (который войдет в историю с прозвищем «Большое гнездо»). Родственники, некогда изгнанные Андреем Боголюбским, хотели поначалу заключить союз. Мол, мы все тут униженные и оскорбленные, править будем вместе, а старшим быть Михаилу Юрьевичу.

На том и порешили. Продлилась идиллия недолго. Прибытием Михаила оказались очень недовольны в Ростове (тогда он был частью Владимиро-Суздальского княжества), о чем ростовчане недвусмысленно намекнули Ярополку. И тот решил дядюшку от греха подальше отправить в небольшое селеньице под названием Москва, в котором лет за 30-40 до этого основал свою усадьбу Юрий Долгорукий.

«Кто тут в князья крайний?»

Михаил уехал в Москву, но обиду на неблагодарного племянника затаил. И шанс отомстить сопляку вскоре выпал: Михаил узнал, что Ярополк отлучился из Владимира по ростовской дороге (тот поехал в Переяславль-Залесский) – и рванул на Владимир. А там – какая удача! – и дружины нет, все полторы тысячи ушли вместе с Ярополком. Дальше было как в известном мультике: «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый буду!». Возможно, именно с такими словами Михаил закрылся в городе вместе с жителями. Кстати, когда читаешь исторические источники, возникает ощущение, что жителям-то было в сущности все равно, как там зовут их очередного князя. Во всяком случае, Михаилу владимирцы поначалу не сопротивлялись.

Но тут вернулся Ярополк: «Ба, дядя, какая встреча! Что же вам в Москве не сиделось? Ну что ж, раз так, давайте биться». Оборона Владимира продолжалась семь недель и была (кроме шуток) героической. В это время рязанские и муромские дружины тоже не сидели сложа руки: доблестно и самоотверженно выжигали окрестные деревни. Тут как раз подключили родственные связи: рязанский князь Глеб был женат на сестре Мстислава и Ярополка.

Владимирцы бились бы и дольше семи недель, но сыграла свою роль главная пакость любой осады – голод. Устав постоянно затягивать пояса, они обратились к Михаилу. Мол, спасибо, что зашел, но мы так не договаривались. Давай-ка отсюда. И Михаил ушел.

Ярополк сел во Владимире, Мстислав – в Ростове и Суздале. Кстати, Глебу Рязанскому за выжигание деревень тоже перепало: и деньгами, и, как теперь говорят, артефактами. Например, ему отошел меч святого Бориса и Вышгородская икона Божьей Матери. Владимирцы, кстати, за это на Ярополка очень обиделись: мечом владел Андрей Боголюбский, а икону он же вывез из-под Киева (ныне она называется Владимирской и считается одной из самых почитаемых). А он это все рязанцам отдавать?!

Владимирская икона Божьей Матери пробыла в Рязани два года. Потом пришлось вернуть.

Дальше недовольство владимирцев Ярополком и Мстиславом только росло. Ростиславичи, что называется, «посадили на ключевые посты» своих людей, и те начали вовсю притеснять народ. Ну, как водится: налоги, взятки, лошади с мигалками…

«Не поторопились ли мы выгнать Михаила, уж на что порядочный был человек?», — подумали владимирцы с ностальгией (хотя слова такого тогда не было). И решили призвать Юрьевичей обратно (те вернулись в Чернигов). Без битвы, конечно, не обошлось. Ростиславичи проиграли и разбежались. Мстислав – в Новгород, а Ярополк – в Рязань.

«Верни награбленное!»

Обрадовался ли приезду родственника Глеб Рязанский, неизвестно. Но смена власти у северного соседа принесла Рязани немало неприятностей. Во-первых, Михаил прозрачно намекнул: неплохо было бы вернуть награбленное, а то дружина у меня что-то заскучала. Глеб отправил послов, которые передали: «Глеб ся кланяет, аз во всем виноват… Ворочу все до золотника» (в вольном переводе: «Признаю свою вину, меру степень, глубину»). И действительно, все награбленные владимирские ценности рязанский князь вернул. Исключительной порядочности был человек.

Впрочем, Михаил княжил всего год. После его смерти Ростиславичи попытались вернуть себе княжеский престол. Но Мстислава, который рванулся было на Владимир из Новгорода и занял Ростов и Суздаль, под стенами Владимира разбил Всеволод (хоть и предлагал помириться). И стал править сам. Кстати, владимирцы принесли клятву на верность ему, и его детям. Чтобы, так сказать, обеспечить преемственность власти и предотвратить дальнейшее раскачивание лодки.

Тем временем влияние Ростиславичей на Глеба Рязанского. Они постоянно подначивали князя: не пора ли, мол, показать этим владимирцам, кто в доме хозяин? Глеб согласился – пора.

На Владимир пошли кружным путем (нормальные герои, как известно, всегда идут в обход). И вот тут-то как раз состоялось событие, к которому мы так долго подводили читателя. Глеб и Мстислав при поддержке (по некоторым источникам) все тех же половцев сожгли Москву. Правда, особого внимания этому факту не придают даже летописцы. Уж больно маленькой была будущая столица, жечь-то особо нечего было, хоть и имела Москва стратегическое значение – стояла на пересечении важных дорог. Битвы, судя по всему, не было, и мероприятие напоминало скорее бандитский налет, чем что-то существенное.

Сжигание Москвы в 1177 году вызывает у некоторых рязанцев гордость и в 2012-м.

2:0 в пользу Юрьевичей

После этого Глеб с Ростиславичами пошли в сторону Владимира, разорили до кучи Боголюбово (основанное Боголюбским село). Но успех не развили. Закончился поход битвой на реке Колокше, где Всеволод Большое Гнездо разгромил рязанское войско. Ярополк сбежал, а Мстислав и Глеб попали в плен. Их посадили в тюрьму. Мстислава, вероятно, ослепили (по другим источникам, Всеволод ввел в заблуждение владимирских бояр, требовавших жестокой расправы, и отпустил Мстислава).

Глебу Рязанскому предложили свободу в обмен на отречение от рязанского княжеского престола. Он отказался и 30 июня 1178 года умер в тюрьме.

А в 1207 году Всеволод Большое Гнездо сжег Рязань во время очередной междоусобицы. Как говорится, око за око.

Вместо эпилога

Пусть читатель простит нам легкость, с которой мы пишем о вещах, в сущности, глубоко трагичных. Просто через пласт восьми столетий даже такие ужасы, как войны одних родственников против других и сжигание городов, кажутся просто мышиной возней. Тем более, уже через полвека после описанных событий Руси предстоит столкнуться с куда более серьезной бедой – монголо-татарским нашествием.

Да, такие были обычаи у правящей элиты: завоевать, отомстить, награбить. Сокрушаться нужно не об этом, а том, что частенько те же качества мы встречаем и сейчас. А ведь восемь веков прошло…

Комментарий историка

Историк Ирина Кусова считает, что гордиться рязанцам особо нечем:

— Я видела такие футболки. Это прекрасный пример того, как можно довести патриотизм до абсурда. Была междоусобица, ничего доблестного в поступке рязанского князя не было. Уж если чем гордиться, так героической обороной Рязани в 1237 году. Или первым ополчением, которое собрали у нас в 1610-м против польских интервентов. Кстати, обсуждалась идея – в Рязанском кремле собирались заложить памятный камень в честь того ополчения. Но боюсь, как бы это не осталось только словами.

Из рассказа «Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая). Пощупово и Солотча. Константиново»
Из разговора владимирского князя с гонцом.
— Прибыл из Рязани? Что там стряслось?
— Рязани больше нет.
(В.Ян «Нашествие монголов. Книга вторая. Батый»)
… Где мы сейчас? На том самом месте, где раньше находился город Рязань – столица непокорного Рязанского княжества.
…Город здесь, наверное, стоял сказочный. Ещё бы. Какое невиданное дивно-чудесное место. Огромный холм-крутояр с плоской верхушкой. Обрыв зеленым бугристым ковром уходит из-под ног к широченной Оке. Она здесь прямая и гладкая. Хорошо просматривается с обоих сторон. Течет откуда-то из неба и уходит в небо.
…Можно не увидеть все прекрасные и интересные достопримечательности нынешней Рязани. Но. Нужно увидеть это поле, где ветер сейчас играет гривами ковыля…, окруженное мощными земляными валами, поросшими травой….
Мы едем в Старую Рязань. Это ~ в 60-65км от Новой Рязани. От Кириц начинаем ждать поворота налево, доезжаем, наконец, до него и потом поворачиваем на узкую асфальтовую дорогу всю в пробитых дырах. Мы петляем и уворачиваемся от этих ям в асфальте, как заяц, уходящий от погони. Потом пристраиваемся за легковушкой, идущей впереди зигзагами и повторяем её безумные метания. Со стороны, наверное, может показаться, что едут пьяные вдрибодан водители. 🙂 🙁 Не надейтесь на указатель. Еще чего, размечтались. Подумаешь древнее городище и археологический памятник. Крутите лучше головами. Километров через 5-7 слева увидите валы, а между ними дорогу. Сворачивайте туда. Что, не нравится дорога по полю? Нежные какие. Либо останавливайтесь на обочине и топайте вперёд, либо подпрыгивайте до упора. Ориентир – полуразрушенная арочная постройка либо каменный крест.
Где мы сейчас? На том самом месте, где раньше находился город Рязань – столица непокорного Рязанского княжества.
Рязань. Город-фантом.
Скажу честно – можно не увидеть все прекрасные и интересные достопримечательности нынешней Рязани. Но. Нужно увидеть это поле, где ветер сейчас играет гривами ковыля…, окруженное мощными земляными валами, поросшими травой….
Город здесь, наверное, стоял сказочный. Ещё бы. Какое невиданное дивно-чудесное место. Огромный холм-крутояр с плоской верхушкой. Обрыв зеленым бугристым ковром уходит из-под ног к широченной Оке. Она здесь прямая и гладкая. Хорошо просматривается с обоих сторон. Течет откуда-то из неба и уходит в небо. Хорошо виднеется серебряный рукав, которым Ока взмахнула влево. Ветер упругий играет с разнотравьем. Плавают в воздухе цветные бабочки. Щебечут птички. Внизу по берегу сереют домишки деревни. Жизнь идёт. Глаза любуются невероятно красивыми очертаниями и красками земли, воды, солнца. Но … тревожно что-то на душе. Кажется, за спиной невидимый город дышит. Шумит. Разговаривает.
Мы приехали сюда в жаркий июньский день. Солнце сверху буквально обливало нас пламенем.
Представляю, какой огромный костер горел здесь зимой 1237 года. Как 5 дней непрерывно татары били таранами деревянный частокол на валах. Как сопротивлялись рязанцы.
В городе жило к тому времени около 8 тысяч народа. Князя звали Юрий Ингоревич, чернигово-муромской княжеской ветки. В городе было построено два каменных православных собора. Но не думаю, что уже все люди приняли христианство. Жили там, наверное, и Забавы с Путятами, и Марии с Иванами. Жили себе, не тужили. А мастера, какие были! Ювелирные украшения, которые именно здесь нашли археологи, называют «верхом совершенства ювелирной техники» — например, цветник из крохотных золотых цветов, когда на 0,25кв.см рязанский умелец ухитрился посадить от 7 до 10 цветков, колыхающихся на золотых ножках-спиральках, а в каждом цветке по 5 лепестков припаянных к пестику!…
Главное, мирно жили! Про свары княжеские междоусобные уж и не помнили. Хотя ссорились князья дико и часто, даром что рязанцы. Считай 30 лет назад (в 1208), Рязань сгорела дотла – спалил её владимирский князь Всеволод (Большое Гнездо). Не простил рязанцам их поддержки черниговских Ольговичей, с которыми сам яростно воевал. А 20 лет (в 1217) назад так и вовсе рязанские передрались между собой – престол княжеский поделить не могли между кровными братьями. Село Исады что на Оке – полито кровью – тёмное место. Князья Глеб и Константин, позвав на званый пир 5-рых своих родичей, вместо мёда хмельного угостили тех ножичками кривыми да острыми.
Только зажили ладно. Но рок Рязани был определён иной.
Зима. Студень месяц. 1237 год.
Рязань первая встретила Батыя, внука великого Чингисхана.
Потом после разгрома Рязанского княжества Батый возьмет 14 городов в Великом Владимирском княжестве, после 2х недельной осады сожжёт Торжок, после 7ми недельной – Козельск. В 1239 монголы возьмут Чернигов. В 1240 – Киев. Так закончится поход Батыя на Русь. А дальше монголы покатятся вперёд и сметут Венгрию и Польшу.
Но сейчас Рязань одна против Тьмы. Никто из соседей-князей не придёт на помощь. Будет убит сын рязанского князя Юрия – Фёдор, поехавший на переговоры к хану. Молодой князь предлагал дары в обмен на мир, но Батый потребовал его жену красавицу княгиню Евпраксию к себе «на ложе». «Аще нас преодолевши, то и женами нашими владети начнеши» — ответил Фёдор. «Пестуна» князя старика Апоницу монголы отпускают живым и он приносит эту весть в город. Евпраксия с маленьким сыном Иваном кидается с высокого терема оземь. Отец Юрий собирает дружину и говорит им: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле бытии». Посылает ответ Батыю: «олна нас всех не будеть, то же все то ваше будеть». И бьются рязанцы «один с тысящею, а два с тьмою». Бьются насмерть. Причем воины Батыя меняются, а «гражане непременно бьяхуся»… На 6-й только день пала Рязань.
«И не оста в граде ни един живых… Лежали все на земле пусте, на траве ковыле снегом и ледом померзоша…».
Об истории древней Рязани не осталось никаких документов кроме «Повести о разорении Рязани Батыем». Из этой воинской повести идёт вышеперечисленная информация о произошедшем. Далее повествуется о рязанском вельможе Евпатии Коловрате, который опоздав на битву и увидев разорение родного города, стал неистово преследовать Батыя. Несмотря на то, что Коловрат погубил множество татарских богатырей Батый, убив его, преклоняется перед его мужеством, отдает его тело пленным дружинникам и отпускает тех на волю. Далее славится Ингвар Ингваревич, единственный живой рязанский князь (был в отъезде в Чернигове).
Справедливости ради надо заметить, что официальные историки – странные люди. Так «Велесова книга», написанная непередаваемо прекрасным языком, считается ими «подделкой». В то время как, писаная переписанная летописцами «Повесть о разорении Рязани Батыем», содержащая массу неточностей, несовпадений и несостыковок, называется ими «одним из лучших произведений древнерусской литературы».
Неофициальные историки же, утверждают, что документ этот был переписан с «особливой тщательностью» во времена Екатерины II в духе древнеславянского эпоса с «хорошими» князьями и «народными» богатырями. В жизни многие князья вели себя не столь доблестно, как их летописные прототипы, и вот так искусственно им поднимали статус и придумывали причины–»отмазки» многим неумным и недальновидным княжеским действиям… Возможно и Коловрат образ литературный и собирательный. Кто знает, что было на самом деле и чего не было??… Монголы на самом деле были людьми прямыми, а Орда чётко организованной структурой. Рязанские князья по каким-то причинам действительно отказали платить запрошенную Батыем дань в виде десятины от доходов. А доходы рязанцев были о-го-го, с учетом того, что город стоял на выгоднейшем месте и контролировал всю водную торговлю. Пожалели? Получайте. Такова была монгольская логика.
Но вернёмся на поле. Здесь есть одна интересная полуразрушенная краснокирпичная арка. Выглядит она красиво, чего уж там – все делают фотографии около неё, через неё, себя на фоне её. Это остатки церкви, построенной в начале 20 века в память сожженных древних рязанских соборов. Главное – присмотритесь – она стоит на древнем фундаменте одного из них! Это очень сильное место. Остановитесь. Почувствуйте.
И меня не волнуют рязанские князья. Я представляю себе, как сказочно выглядел этот город зимней ночью. Из черного неба выглядывают сияющие белые точки звезд. А в заснеженном городе, спрятанном за бревенчатой крепостной стеной, тоже горят жёлтые огоньки в окнах – в простых домах лучину жгут, в княжеских теремах свечи. Снегу намело щедро. Мороз трещит. Старая Рязань выбрала себе роскошное место – на высоком превысоком берегу Оки, как будто на ладони её подняли поближе к небу.
Куда ты пропал Город? Сожгли ли тебя монголы? Как пишут летописцы. Хотя, интересно, откуда им ведомы детали, когда «весь град пожгоша и не оста не един живых»? Или тебя вовсе не тронули? Как пишет Лев Гумилёв: «Монголы же, взяв требовавшееся им продовольствие и лошадей, покинули Рязань». И люди вернулись буквально сразу. Имя твоё теперь носит бывшая деревянная крепость неподалеку – Переяславль-Рязанский.
Самые сильные впечатления мы получили здесь на этом поле. Ещё мы подошли к кресту из белого камня. Подумали, что он установлен в память защитников древней Рязани, а оказалось в честь святых Кирилла и Мефодия (?). Мы очень удивились. Какая связь?
На валы не залезали, потому что уже устали.
Деревня, что растянулась внизу под обрывом вдоль реки, называется Старая Рязань. Вдалеке виднелась старенькая церковь, позже прочитали, что в ней располагается небольшой археологический музей.
Важно – автопутешественникам на заметку – к Старой Рязани можно подъехать 2мя путями. Из самой Рязани (как поехали мы) и из Солотчи, но тогда вам придется переезжать Оку через понтонный мост, т.е. это летний путь.
Раньше меня возмущало, что, например, экскурсионные туры по Рязанщине не знакомят туристов со Старой Рязанью. Я сама случайно вычитала про него всего лишь в одном отзыве. А теперь я думаю, и хорошо, что это место не подвергается массированной атаке туристических автобусов. Кому надо – тот приедет. И так, говорят, гоняют здесь черных археологов пачками. Перекопали и перерыли всё что можно и нельзя.
Рассказ «Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая). Пощупово и Солотча. Константиново»
Рязанские посты:
Мистический портрет баронессы фон Диргардт и Рязанский художественный музей
Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляниные поляны и кафе «Лесная сказка»
Рязань. Памятник Есенину и кафе «Стойло Пегаса»