На кавказ на машине

draquila

mood: grateful Заголовок звучит почти нереально, правда?
Ну вот, для тех, кто отваживается и планирует подобные путешествия, мы готовы поделиться опытом.
Мы любим путешествовать, но в связи с прибавлением в семействе пришлось от этого на некоторое время воздержаться. Лето близилось к концу и как глоток воздуха, хотелось куда-нибудь выбраться не просто на выходные в деревню, а в путешествие.

Не помню уже как выбор пал на Кавказ. Сначала хотели ограничиться Пятигорском или Кисловодском, но разведка показала, что там до Приэльбрусья всего пара-тройка часов на машине. А там и Домбай под боком и другие примечательные места, в которых хочется побывать. И стал созревать план, он стал разрастаться как снежный ком из одной лишь идеи съездить куда-нибудь.
С ребенком такой размах вопротить невозможно. Отдыхать следует размерено. А если и возможно, то подготовка должна быть колоссальной и продумать необходимо абсолютно ВСЁ.
Ещё один ограничительный фактор это бюджет поездки. Необходимо было планировать всё максимально экономно, ни шага в сторону, иначе просто пришлось бы сидеть дома. Мы забронировали жильё заранее в хостелах и гостевых домах с возможностью готовить пищу, тем самым чётко произведя планирование маршрута по дням и даже часам. Еду мы везли и готовили в большинстве свою, Запаслись банками тушенки, рыбными консервами, крупами, макаронами, даже картошка и морковка была. Детского питания была целая коробка: фруктовые, мясные, овощные пюрешки, молоко в пачечках. Принадлежности для приготовления пищи и посуду тоже имели свои, в том числе газовую плитку.
Кому-то покажется это не отдыхом, кто-то предпочтет, кафе и столовые. Но это надо искать, ребёнка там не накормишь, и это неэкономно. Когда рука набита во всех этих делах, то и сильная экономия времени выходит.
Нас в путешествие отправилось четверо. Помимо дочки Ольги и мужа Ярослава, поехал ещё мой брат Саша, он не бывал ещё в таких поездках и отчасти из-за него мы включили в свой маршрут выход к Чёрному морю. Позже мы согласились, что это было ошибочное стратегическое решение, лучше было провести больше дней в горах. Но тогда хотелось за две недели объехать абсолютно всё.
Так же мы полагали, пока ребёнок мал передвигаться проще, чем когда ребенку потребуется больше бегать, ходить и играть. Да, это действительно так, дочка в машине спала или играла лежа в автолюльке достаточно времени, чтобы переместиться из пункта А в пункт Б.

Итак, мы отправились в Пятигорск. В первый день пути доехал и до Ростова и заночевали в потрясающем гостевом доме Южный Экспресс, за 1000 или 1500 р. что ли, уже не помню, апартаменты были на 4-х, с кухней, душем, холодильником. Всё чисто и застелено коврами, дочка могла ползать сколько ей было угодно.

На следующий день доехали до Пятигорска, навигатор нас вёл по окружной Минеральных Вод кругами, заселились в хостел Жить Просто. В хостеле запрещено проживание с детьми, но администрация пошла нам на встречу. Конечно, мы договаривались заранее. Нам даже выделили клеенку на матрас для ребенка! Это забавно. Но место просто потрясающее, уютное, хозяева доброжелательные. Рассказывают о городе, куда можно съездить, что посмотреть. И много людей живёт. Кто-то встречал накануне рассвет на Эльбрусе, делился впечатлениями, мы слушали, раскрыв рты. В нашем распоряжении в хостеле опять был номер на 4-х. Кухня отдельно. Туалет-душ рядом, общий на два номера, но в соседнем никто не жил. Здесь мы ночуем 2 ночи.
Итак, вечереет, заселившись, идём гулять по городу. Первое место, куда мы спешим — на гору Машук. Находим канатную дорогу довольно быстро. Наверху сильный ветер, гуляет по открытому пространству, внизу горят огни города, солнце стремительно заходит. Успеваем погулять наверху, немного пройти по туристической тропе с табличками панорамы города. Вдали виден Эльбрус.

На другой день мы идём с утра по бюветам минеральной воды, пробуем нарзаны. Потом двигаемся в знаменитый Провал — пещера с минеральным озером. По городу мы передвигаемся на машине, да мы очень ленивы. Затем купаемся в бесстыжих ваннах. Это действо мне больше всего понравилось в Пятигорске и сильно впечатлило! Представьте, на склоне горы, на которой расположен Пятигорск, течет поток белой известковой горячей минеральной воды, образуя каскад ванночек. Чем выше ванночка, тем горячее вода. Она такая горячая, что сложно опустить туда даже руку. Но чем ниже, тем комфортнее. И вот в ванночках сидят люди. Мы забрались в одно из просторных углублений, все вместе там расположились и валялись, игрались. Было очень весело. Потом пошли пробовать самые горячие емкости. Мне удалось в одной из них полежать, когда тело привыкло к градусам. Это очень приятно.
Минеральное озеро в Провале
Едем обедать в хостел и после обеда планируем осмотреть кое-какие достопримечательности соседних городов-курортов.
Ессентуки
Осматриваем Статую Христа в Храмовом комплексе.
А Питьевая галлерея оказалась закрыта на перерыв. Но мы погуляли по санаторному парку.
Кисловодск
Прибываем мы уже к вечеру, гуляем по парку. Ох, какой он большой и темный, многолетние деревья, на тропах вечерняя сырость, людей много. Так же заходим в питьевую галлерею, пробуем разную водичку.
А вечером того же дня, мы решили с братом побродить по Пятигорску. В свете фонарей город совсем другой, его трудно узнать и легко заблудиться, особенно в курортной зоне, где много парков и тропинок-теренкуров. Но город кажется очень уютным и располагает. Фонарями осещены дорожки, но не горы вокруг и не здания, сложно предствить всю картину, окружающую тебя. Мы забрели куда-то, откуда открывается сумасшедший вид на город. А при взгляде вверх видели ротонду в вечерней подстветке.
Сейчас я удивляюсь как все это можно было посетить и увидеть за один день, да ещё с 10-ти месячной крошкой?
Да, надо рассказать про то, что путешествие с ребёнком это сложный выбор, не каждый на это решится. Но мы путешествующая семья, мы привыкли делать всё чётко и слаженно в отношении поездок. Я много искала информации про путешествия с малышами, но у каждого свои хитрости. Мы сейчас смотрим с ней фотки с этой поездки, и она очень радуется, видя себя в темных очках на склонах Эльбруса. И все мы горды тем, что смогли, решились и прошли весь путь вместе.
На следующий день утром, после второй ночи в Пятигорске снова посетили бесстыжие ванны, уж больно хороши! Дальше по плану дерзкое путешествие сначала на Чегемские водопады, а потом по «не очень нарисованной» на картах дороге напрямик прибыть в Терскол. Про дорогу мы узнали из форумов при подготовке, она ведет по горным перевалам, а не по трассе и при этом позволяет сэкономмиь около часа пути и проходима для легковых автомобилей. Но главное, что можно красоту гор посмотреть. Мы ехали по ней не одни, впереди какая-то семья с двумя детьми шла, мы их видели на Чегемских, и вот они едут по нашему маршруту так же как и мы, к Эльбрусу.
Черемские водопады несмотря на свою известность и попсовость нас впечатлили. Столько воды сверху льется, тебя обдаёт брызгами, внизу бурлит река в двух шагах. А еще можно подняться на смотровую прощадку.
Бурлящая река Чегем
Чегемское ущелье. Стены подходят очень близко друг к другу.
Горная дорога.
Эльбрус
К открытию канатной дороги, мы уже в изготовке у первой очередди кабинок. Едем вверх. Мне страшно! Необычно, высоко! Кабинки пока закрытые, защищенные от ультрафиолета, бояться пока нечего, но всё равно страшно. И впечатляют масштабы гор. Добравшись до станции, когда начинаются кресельные подъемники мы одеваемся в куртки и одеваем дочку в зимний комбинезон. Мы все уже в черных очках, включая дочку. Очки закрепили у нее под шапкой, она даже не пыталась их снять, улыбалась нам. А впереди самое страшное — кресельный одиночный подъемник. Я сначала думала остаться внизу. Но работники канатки сказали, что всё нормально. Да, все вокруг сказали бояться нечего. Ребенок был закреплен у нас в переноске очень надежно, я сама прошивала дома плечевые ремни дополнительной стропой, чтобы ни-ни, чтобы всё надежно. Едем. Горный ветер, ощущается высота, тяжесть тела, дыхания. Наверху нереальные ощущения. Мы поднялись на высоту около 4800-5000 м.
Вечером возвращаемся в Кисловодск.
Наше путешествие по Северному Кавказу похоже на солнышко с лучиками. Центр это КВМ, и много лучей — ответвлений: Эльбрус, Домбай, Архыз, Джилы-су все время нужно возвращаться в центр, чтобы поехать куда-то ещё.
В Кисловодске у нас снова две ночёвки в гостевом доме.
Едем на Джилы-су
Это словосочетание означает — теплая вода. Минеральные источники, в том числе целебные у северного подножия Эльбруса. Сюда едут толпы местных и туристов, разбит большой палаточный лагерь. За последние годы грунтовую труднопроходимую дорогу сделали асфальтовой, за въезд на территорию берут 100р с машины и 50р с человека. Дорога сложная в плане серпантинов, подъемов и спусков. Устаешь больше, чем наслаждаешься.
Вот он седоглавый Эльбрус
Останавливаемся передохнуть и попозировать
Вот сложные участки дороги
На пикнике, отдыхаем
Приехав, мы устроили пикник, пожарили курицы с макаронами, поели арбуз и пошли… А ходить здесь есть куда…Мы пошли к серебряному источнику, который бьет в год всего несколько недель в августе, вода считается целебной. Нельзя сказать, что путь был долог, он был очень долог, вел через подьемы и спуски, мы форсировали реку, взбирались на перевал. Глазели на сияние Эльбруса. Мы думали, что почти пришли, но масштабы открывшейся долины не укладывались в привычные подсчёты на равнинной местности. Но в целом было потрясающе. Это место вдалике от цивилизации, тут кроме троп ничего нет. Тут особый запах травы, воды, вкусный воздух, неописуемое небо и горы вокруг. Тут под ногами бегают суслики, греются на солнце.
Переходим речку в брод.
Вон там внизу бьет тот самый ключ. УАЗик медицинской службы набирает воду в 5-ти литровые бутыли, у них бутылок 50, наверное.
В Серебряном источнике купаются, вода ледяная.
Возвращаемся в основной лагерь.
Впереди страшный мостик, в этот раз мы не стали срезать путь, пошли по нахоженой тропе.
Я не смогла стоя пройти по мосту, было страшно.
Водопад Султан.
Вернувшись от серебряного источника в палаточный лагерь, мы еще прошлись к самому большому водопаду здесь, он находился в пропасти. Затем поехали обратно в Кисловодск.
Домбай, Теберда
Выезжаем на Домбай.
Подъём на Мусса-Ачитара. И наш промах, что приехали поздно, под закрытие канатной дороги. На самом верху погуляли всего минут 10.
Можно было бы отложить это до утра. Но утром нас ожидало ещё более дерзкое путешествие. Пешком. На водопад Алибек.
Вспоминаю и удивляюсь на самом деле, как и какими силами мы всё это одолели, но так хотелось идти и идти вперёд, не сидеть ни минуты без дела!
Надо рассказать о месте, где мы остановились в Теберде. Лыжнвая гостиница Ростовчанка. Летом тут пустынно, мы были единственные постояльцы. Но очень приятная атмосфера, Зимой тут среди соратников-лыжников очень душевно, наверное.
На следующий день был трекинг. Это было, конечно, тяжело физически, но на самом деле очень классно и интересно. Нас даже остановили пограничники в погранзоне. Но мы оформили пропуска у лесника при начале маршрута. Не забывайте с собой паспорта, господа!
Это вид с подъемника. Пейзажи сильно отличаются от Приэльбрусья. Там были степи, а тут дремучие леса.
А это мы поднялись на Мусса-Ачитара.
Кроха крепко пристёгнута ко мне.
На следующий день мы отправились на водопад Алибек.
На фоне водопада.
Долина реки Алибек.
Переночевав вторую ночь в Ростовчанке, мы отправились в сторону Туапсе, по пути посмотрели пару достопримечательностей по трассе трассы. Шаонинский храм весьма впечатлил.
И белый от пыли Шаумянский перевал, на котором стоит Меч. Памятник Пядь Земли тоже вызывает бурю эмоций. В каждой капсуле частица земли русской, на которой насмерть стояли советские воины, отстоявшие у фашистов нашу землю, не пустившие врага к Чёрному морю.
Пядь Земли.
Шаумянский перевал.
Туапсе
На каждом шагу здесь напоминание, что здесь некогда велись ожесточённые бои и места всюду героические.
Ну а вообще, знали бы заранее, остались бы в Домбае, там столько неисхоженых нами троп. А на море скучно и много народу.
Провели тут три ночи, одну в Туапсе и две в посёлке Лермонтово, вместо четырех запланированных и уехали домой, долетели неожиданно быстро, даже не вставали на ночлег. В 6 выехали из Лермонтово близь Джубги, в 23-30 были дома.
Да, впечатлило в пути запотевание стёкла снаружи! Когда мы выехали из-за холмов, отдееляющих Чёрное море от равнины, и на нас посветило солнышко, в доли секунды изменилась температура воздуха, стекло запотело мгновенно до полного исчезновения видимости. Но дворники справились с этим. Сначала по привычке показалось, что стекло потеет изнутри.
Отдельно нужно сказать про путешествие с малышом. Для многих трудно даже представить многочасовую поездку, не то что вообразить многодневные переезды.
Поэтому информации и полезных советов не так много было найдено при подготовке.
Главное, у нас были запланированные ночёвки, где можно спокойно приготовить пищу, помыться, отдохнуть, постирать вещи. Во вторых у нас была вся еда с собой, мы не тратили время на походы по магазинам, ну ходили конечно, но гораздо реже, чем могли бы. У нас было много питьевой воды с собой. Так же лекарства на любой случай, но, слава богу, не понадобились. Так же каждый член экспедиции выполнял чётко свою работу. Очень хорошо, что с нами был мой брат, он здорово помогал. То в машину надо сбегать за чем-нибудь, то посмотреть за малышкой. Так же эргономично уложенный багаж — это большой плюс. Перекус, вода, детские вещи и детский перекус лежали в салоне, а остальные вещи в коробках, контейнерах в багажнике по своим местам.
Так же маршрут был чётко проработан, примерное время в пути, доезда до объектов, время осмотра было рассчитано заранее, несколько раз обдумано, уложено — в общем, план поездки составлялся долго и скурпулёзно, благодаря чему мы получили массу приятных впечатлений и воспоминаний.