Музей тенишевой в талашкино

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»
…Интересно, что мы, собираясь в Смоленск, планировали обязательно съездить в «Фленово-Талашкино». Зачем? – А это туристический маршрут, все туда едут, всех туристов туда везут. А что там? – Какой-то расписной Теремок. Вот это был полный объём информации, которым мы владели. Оказалось, что без представления о том, кто и кем была княгиня Тенишева нельзя начинать знакомство с Фленово-Талашкиным.

…Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой.
…Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка». Также он архитектор церкви Святого Духа.
…Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж.
…После залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Сама Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей, становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью.
По аллее с высокими тополями идем в усадьбу

Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928, 70 лет). Незаконнорожденная дочь некоей дворянки Пятковской, бесприданница, но красавица и умница. Счастье нашла во втором браке. Супруг – князь Вячеслав Николаевич Тенишев, крупнейший российский (авто)промышленник, а также музыкант, этнограф, археолог-любитель. Считалось, что брак неравный, но на самом деле это не так – он ей дал княжеский титул, любовь, и финансовую поддержку всех её проектов, она – подарила ему жизнь, причудливо раскрашенную её богатыми фантазиями.
Село Талашкино (18км от Смоленска) Тенишева купила у подруги детства княгини Святополк-Четвертинской в 1893г. Фленово (4км от Талашкино) – село по соседству приобрела позже, через год. (Сейчас музейный комплекс «Теремок» расположен в Фленово, а Талашкино, где когда-то тоже были уникальные постройки и сама господская усадьба – разорено подчистую).
Фленово – это чистой воды зеркало Абрамцево. В смысле самой художественной идеи.
Там: Мамонтов – и его Абрамцево. Здесь: Тенишева – и её Фленово.
План территории Фленово

У княгини Тенишевой было всё – красота, таланты, деньги. Она могла спустить их на массу приятных вещей – одежду, украшения, дома, развлечения, поездки. Но она нашла им более достойное применение – открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, давала деньги на выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей русских старинных вещей, помогала художникам и музыкантам. Подобный альтруизм и сейчас звучит странно, поэтому её больно жалили досужие злые языки – говорили, что «она завидовала лаврам Третьякова и Мамонтова и просто скопировала Абрамцево», а её «попытки и начинания в России объяснялись исключительно фантазёрством, честолюбием, капризами избалованной женщины» (это слова самой княгини про себя!).
Кто она была – художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат? Как ни странно это звучит – княгиня была трудяга, талант, энергия, харизматичность, сила.
Она жила в Талашкино, а во Фленове сначала открыла Школу ремёсел для деревенских детей (с 9 лет) и Художественные мастерские. Чему там учили детей? — общие предметы; занятия земледелием, огородничеством, садоводством и пчеловодством; изучение таких ремёсел, как: столярное, резьба и роспись по дереву, чеканка по металлу, керамика, окраска тканей и вышивание. В итоге, дети выпускались в жизнь подготовленными, а одарённые шли дальше. Кроме того – детей в Фленове обожали – для них сооружались летом – купальни на пруду, зимой — ледяные горки, а также наряжалась новогодняя ёлка с лакомствами, и даже с тетрадями-карандашами.
А сколько сюда приезжало замечательных людей – художников, музыкантов! — Репин, Врубель, Левитан, Коровин, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Бенуа и другие, которых княгиня старалась окружить исключительной заботой. Я хотела бы немного рассказать о Малютине, Рерихе, Врубеле и Стравинском. Потому что они и создали «художественное лицо» Флёново.
Сейчас территория музейного комплекса не сказать, чтобы большая и сильно ухоженная. Туристам показывают четыре «объекта» — Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание Школы, Домик – «Теремок», церковь Святого Духа.
Главный дом

Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка» (1902). Это резное чудо вы видите почти сразу, как заходите за ворота. Опять же, как и сама Тенишева это человек – кладезь талантов – он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. Его конёк – это резьба по дереву, причем какая резьба – фантастически воздушная, узорная, смысловая. Его творение сказочный «Теремок» можно разглядывать долго и со смаком.

На главном фасаде располагается самое богато украшенное разноцветнейшее окошко. Стиль – русский модерн. В центре – любимый малютинский символ- Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн, и прочих завитушек.

А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб – загляденье.

Под навесом крыши – Месяцы. Можно обойти Теремок сзади – там посмотреть на другое окошко. Здесь уже «плывёт» Лебедь, над ним Солнце, Звёзды, Месяц, и узоры-узоры-узоры.

Рядом с домиком выставлены Двери – с такими же богатыми резными узорами, скорее всего от ворот.
Можете себе представить, что в подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. А это же дерево – материал недолговечный, поэтому всю эту фантазийно-художественную красоту можно увидеть только на дореволюционных фотографиях в самом «Теремке» (на 1–ом этаже).
Вид на Теремок сзади
Малютин возглавлял Художественные мастерские, учил особенно талантливых детей, и вырезал массу прекраснейших вещей — столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки и пр. (в «Теремке» есть созданные им вещи – резное панно «Садко», резные кабинетное кресло, столик с агатом, шкапик-бюро, эскиз вывески магазина талашкинских ремёсленных изделий «Родник» и др.). Малютин – тот человек, который придумал Матрёшку! Также он архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка, нужно подняться по тропинке на горку и там замереть от неожиданной красоты…
Церковь – потрясающая. Она располагается на макушке заросшего лесом холма.
Не мы одни, не ожидали увидеть подобное – около церкви Святого Духа замерли ещё несколько туристов. Когда отходишь от ступора, то все начинают бешено носиться вокруг, убегать в лесок, ложиться, садиться, стоять на голове – всё для того, чтобы как можно лучше её сфотографировать. Церковь – очень необычайная. Прежде всего, своей формой – она больше фантазийная, чем православная. Кирпич цвета охры; крыши – пёстрая терракота; тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг над другом тремя ярусами и Мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Цвет мозаик до сих пор очень насыщенный – лазурный, густо малиновый, чистая охра. Лик Христа с отрешённым и в то же время внимательным взглядом – потрясающий.
Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы – ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! – и по этой причине не сохранились. А главное – Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу).
Когда мы, любуясь, обходили церковь кругом, то вдруг, не веря своим глазами, я увидела выбитые фрагменты потрясающего геометрического оконного переплёта. «Может случайность?», — пыталась я убедить себя. Потом увидели следующее, почти выбитое стекло, ещё одно, ещё одно… Я понимаю, что раньше здесь был склад зерна и картошки, но сейчас, сегодня?? Разбитые окна в архитектурной ценности …
Княгиня обожала балалайки. Это и сейчас звучит диссонансом. Надо сказать, что всю свою деятельность Тенишева направляла на «возрождение русского духа, русской культуры». И это тоже почему-то сейчас звучит диссонансом.
Она писала: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве… мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым».
Так, в 1899 сюда приезжает Врубель. Она делится с ним идеей создания Оркестра расписных балалаек и показать их на Парижской выставке. И Врубель создаёт потрясающие росписи на балалайках: «Морская царевна», «Добрыня», «Змей Горыныч». Париж стонет от восторга. А в Смоленске имеет успех талашкинский народный Балалаечный оркестр. Представляете, сколько крестьян заново обучилось и вспомнило музыку своих предков? (Врубелевские эскизы и балалайка «Рыбка» есть в «Теремке»).
Художники считали за честь писать портрет княгини.
Репин «Портрет М.К.Тенишевой» (Русский музей, С-Петербург)
Врубель, портрет М.К. Тенишевой в образе «Валькирии»
Коровин «Портрет М.К.Тенишевой»
Почему я к Малютину /»Теремок», Рериху /Церковь Святого Духа, Врубелю /знаменитые расписные балалайки добавила Стравинского, так явно не обозначенного в художественно-архитектурном наполнении Фленово? Это музыкальная нота к портрету усадьбы. Музыка наполняла всё вокруг. Тенишева устраивала у себя в Талашкино музыкальные вечера, любила петь, дружила с певцами и музыкантами. Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж. (На расписной балке в «Теремке» по просьбе княгини Стравинский записал лад из балета).
Если обойти домик «Теремок» справа – то там располагаются Главная (Господская) усадьба и бывшая Школа. Школа закрыта для туристов, а в усадьбе находятся касса и две выставки. Посмотреть на них можно, но не обязательно – очень скромная экспозиция. А ведь княгиня Тенишева собрала уникальнейшее собрание предметов русской старины (подарила Смоленску) и акварелей русских художников (передала в Русский музей). Редчайшие, ценнейшие, редкостнейшие образцы русского народного искусства экспонировались в смоленском музее «Русская старина», открытом на деньги княгини. Она не просто подарила предметы, она подарила музей Смоленску (1911 год)! Который сограждане бросили в 1941 году. Под музейные ценности был выделен товарный вагон, который забили изделиями из драгметаллов, картинами, скульптурами, старинным оружием, а «ненужное старьё» оставили. И немцы получили уникальную бесценную коллекцию Тенишевой даром.
Это Главная (Господская) усадьба
Сейчас здесь музей
Впереди Школа, где княгиня и художники учили деревенских детей
За год до Красной Революции княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему эмали и инкрустациях (в «Теремке» над дверью есть её уникальный эмалевый портал «Святой Георгий», а также искусно вышитая по её эскизу икона «Архангел Михаил» и другие её работы). Кто бы мог представить, что это умение так пригодиться и поможет ей в дальнейшей жизни. Ведь после 1917 Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить — становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало. Больное сердце.
Как странно, что после залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. Где точно? Только березы и знают. А около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.
И ещё один интересный момент. В «Теремке» на первом этаже много фотографий бывшей усадьбы, бывшей хозяйки. И чтобы не думать, что «мир русской старины» — страстная любовь, цель и дело всей жизни княгини Тенишевой – это что-то из области архаики, можно (и нужно прочитать) тексты древних славянских заговоров, которые я думаю, именно для этой цели есть в экспозиции. Какой же это невероятно сильный язык, красивые и прекрасные слова. На сегодняшний момент мы потеряли не только древние старинные вещи, несущие себе отпечаток нашей славянской (дохристианской!) мудрости и культуры. А мы даже родные русские Слова забыли. Потеряли…
Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»
Посты по Смоленску:
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:
За кулисами МХТа!
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Мелихово – Аромат Чехова
Константиново – Есенинский Шираз. Рыбное
Поленово. Ока. Бёхово
Дом-музей В.Серова в Домотканово