Мост в Крым керчь

Как добираться в крепость Керчь

Координаты: 45°18′54″N (45.31498), 36°28′46″E (36.479575).
Адрес: улица Колхозная, Керчь, Крым, Россия.
Работает с 9:00 до 18:00, выходной: понедельник, запись на экскурсии до 16.00. Обратите на это внимание, потому что без экскурсовода на территорию крепости Керчь не пускают.

Сейчас, пока идет строительство подходов к Крымскому мосту, добираться до Крепости Керчь не очень удобно. Если собираетесь ехать общественным транспортом, то проще всего дехать до конечной остановки в микрорайоне «Семь ветров». Туда ходят автобусы: 20, 28, 29, 40. Оттуда до входа в крепость придется идти минут 20 – спускаетесь ближе к морю, и идете вдоль него по проселку до входа.

На автомобиле нужно с ул. Орджоникидзе свернуть на ул. Ульяновых, проехать по ней до конца и с пер. Поветкина свернуть налево на Колхозную. Она проселочная, заканчивается небольшой стоянкой автомобилей у входа на территорию крепости.

Если едите по навигатору, не пугайтесь – он поведет вас от Орджоникидзе к Колхозной дворами.

О том, как мы ездили на экскурсию в крепость Керчь, как добирались и что увидели, можно .

История создания крепости Керчь

Как известно Крымская война закончилась для России заключением крайне невыгодного мирного договора. Где в том числе прописывалось запрещение иметь на Черном море военный флот. Поэтому было решено построить в Керченском заливе мощную крепость, которая бы закрывала вход в Азовское море и несколько умеряла аппетиты победителей.

Сначала хотели ограничиться укреплением стен Ени-Кале – мощной крепости, построенной еще турками у Керченского залива. Но мыс Ак-Бурун, который буквально запирает залив, показался инженерам более перспективным в плане защиты прохода к Азовскому морю.

Заложили крепость в начале 1857 года у Павловской бухты. Работами по строительству береговых батарей, склада боеприпасов и первых двух казарм руководил опытный военный инженер А. А. Нат. Затем, в октябре 1859 года, проектом всерьез занялся новый глава инженерного департамента военного министерства — Эдуард Иванович Тотлебен. Будучи гениальным военным инженером, он имел немалый опыт осады, обороны и возведения фортификационных сооружений в Кавказской и Крымской войнах, был одним из главных создателей оборонительных сооружений Севастополя.

Похоронен Эдуард Иванович Тотлебен в Севастополе на Братском кладбище, рядом с теми, вместе с кем защищал этот героический город. На Историческом бульваре в 1909 году, на подходе к Панораме обороны Севастополя ему установлен памятник.

Особенности керченского форта Тотлебен

Итак, генерал Тотлебен, со свойственным ему тщанием и энтузиазмом приступил к возведению основных сооружений крепости Керчь. В итоге на берегу мыса Ак-Бурун выросло сложное фортификационное сооружение, превосходящее своими оборонными качествами все, что было придумано к тому времени. Император Александр II, посетив в 1861 году крепость Керчь, проникся объемом выполненных работ, Ната повысил в звании, повелел центральный форт называть фортом Тотлебен (теперь так иногда называют всю крепость), а люнеты, в честь солдат их возводивших — левый Минского, а правый Виленского полка.

Помимо этого для защиты Керченского пролива был построен еще один форт на берегу — Ак-Бурунское укрепление, а также форт на косе Тузла.

Тотлебен был противником ранее бытовавшего понятия, что в случае войны местное население должно прятаться от неприятеля в крепости. Наоборот, все должно быть подчинено задачам обороны, и скрупулезность воплощения данной идеи поражает до сих пор.

Все здания возводились из лучшего камня, который только можно было достать в местных каменоломнях. Затем сверху они засыпались многометровым слоем земли. Поэтому, пока не подойдешь к ним вплотную, понять, что это не холмы, а внушительные постройки, невозможно. Сами здания соединялись подземными ходами, часть из них не исследована до сих пор. Во многом, из-за взрыва склада боеприпасов, который произошел здесь в начале Великой Отечественной войны. Экскурсоводы до сих пор не советуют сходить с дорожек, потому что разминирование территории продолжается по сей день, и каждый год минеры находят немало неразорвавшихся мин и снарядов.

Вот карта крепости Керчь в одной из галерей:

Видно, что вдоль высокого берега возведены каменные галереи, от которых глубь прокопаны многочисленные глубокие контрминные галереи с тремя разветвлениями (похожи на куриные лапы). Сейчас во время экскурсии можно по ним пройти:

И увидеть место для закладывания пороховых зарядов:

Не менее интересны казармы. Они построены так, что стены не страдают от осадков – вода нигде не скапливается, а внутри круглый год чистый воздух без сквозняков и сохраняется одна температура +12 градусов.

Во время экскурсии обязательно загляните в солдатский туалет. Русские цари, бывавшие в крепости Керчь, тоже туда заглядывали, потому что по тем временам, это была революционная постройка. Во-первых, планируя их Тотлебен обратил внимание на статистику – во время войны немалая часть солдат погибает, выбегая из под надежных стен «до ветру». Во-вторых, армии косят болезни, вызванные антисанитарией. И он построил туалеты в одном здании с казарменными помещениями, а также сделал там хорошую вентиляцию – вот эти отверстия в потолке. Такие же расположены в коридорах казарм.

Крепость Керчь защищала сначала берега Российской империи, затем СССР, во время ВОВ тут шли жестокие бои, немало наших солдат погибло при взрыве склада боеприпасов. Сейчас в память о них в одной из галерей крепости создан небольшой мемориал. После войны здесь были военные склады и дисциплинарный батальон, а после развала Союза в 2003 году крепость Керчь сделали филиалом Керченского государственного историко-культурного заповедника.

Сейчас этот памятник фортификационного строительства XIX века — одна из главных достопримечательностей Керчи и Крыма. Пока экскурсии, это осмотр крепости внутри и снаружи, причем частично — она слишком велика, чтобы осмотреть все даже за двухчасовую экскурсию.

Надеемся, что со временем эти пустые залы и галереи наполнятся экспонатами рассказывающими об истории Керченского полуострова, города Керчь, форта Тотлебен, его строителях и защитниках, и о Крымском мосте, который с верхней точки крепости виден практически на всю длину.

С чего все начиналось

В давние времена, Россия регулярно вела войны с империей Османов, не желая соглашаться с утратой Крымского полуострова. Именно это и стало главной причиной, по которой Крым в целом, и Керчь нуждались в серьезных укреплениях. Начало строительства крепости положила еще 1771 году Павловская батарея.

Место было в принципе идеальным, но простые плетни и земляные валы точно не выполняли в полной мере свои функции. Это ярко подтвердили события Крымской войны, когда после высадки десанта 15 мая 1855 года русские вынуждены были без боя сдать батарею. Как только война закончилась, был подписан Парижский договор, согласно которому было запрещено военно-морскому флоту находиться на территории Черного моря. Кроме того, запрещалось строительство любых фортификационных сооружений на побережье.

В то же время, в договоре ничего не говорилось о Керченском проливе. Конечно, российское правительство считало такое соглашение как минимум несправедливым, и решило, что Керченский пролив именно та «лазейка», ей грех было не воспользоваться. Генерал Кауфман в 1865 году создал проект и подал его на утверждение. Серьезные укрепления должны были располагаться на месте, уже ветхой в те времена, крепости Ени-Кале. Естественно Александр второй не раздумывая, одобрил проект.

Подземная Керченская крепость

Уже к концу 1856 года, генерал Тотбелен (в честь него Александр и назвал сооружение) внес некоторые поправки в изначальную версию проекта. Именно он и предложил строить Керченскую фортецию на месте Павловской батареи, на берегу пролива. Александр второй в свою очередь внес свои дополнения, отметив на плане будущие форты на Ак-Бурунском рифе и на севере косы Тузла. Уже в 1857 году начались приготовления к масштабному строительству.

Сам Тотбелен, который и руководил всем процессом, приехал в Керчь в 1859 году, и строительство форта стало набирать обороты. Уже к началу войны, между русскими и турками (1877 – 1878), главные сооружения были возведены, но пользы они не принесли никакой. Война в большинстве развернулась на Кавказе и Балканах. Огромные средства, истраченные на возведении оборонительного сооружения, были, по сути, пустой тратой. За всю историю своего существования крепость в основном использовали как хранилище боеприпасов.

Единственные военные действия, проходившие в этих местах – пять дней обороны (с 15 по 20 мая 1942 года) в ВОВ. Уже 20 мая, небольшой гарнизон взорвал склады и оставил крепость. После войны тут располагался дисциплинарный батальон, хранились боеприпасы. Расформирование батальона произошло в 1995 году, а в 2003 крепости присвоено звание культурного заповедника.

Подземная Керченская крепость

Чего интересного в крепости сегодня

Заповедник открыт для посещения всем туристам, можно заказать экскурсии в Крыму, но можно и походить тут самостоятельно. Я предпочел первый вариант, так как экскурсия длиться целых три часа, а плата – небольшая. Зато можно послушать удивительный рассказ экскурсовода, директора заповедника. Кандидат исторических наук с удовольствием рассказывает историю сооружения.

Самое интересное – большинство построек наземные, но со стороны они незаметны. Практически в идеальном состоянии находятся ворота и казармы гарнизона, погреба для хранения пороха и даже рвы. А также водные цистерны, кухонные и столовые зоны. Мало того, что это все, находится в отличном состоянии, тут еще и очень чисто.

Ищите где остановиться в Крыму?

Найти жилье в Крыму
Найти жилье в Керчи
Найти жилье в Феодосии (много хороших пляжей)
Найти жилье посуточно на Booking.com

Подземная Керченская крепость

Мне больше всего понравились подземные постройки. Тут и ужасающие казематы, и контрминные галереи, и тоннели, тянущиеся много-много километров. Между прочим, подземные туннели получили статус историко-архитектурного наследия города Керчь.

Говорить и писать о форте Тотбелен можно долго и много, но словами все равно не передать всего величия и таинственности этих мест. Идеальный вариант – посетить крепость самостоятельно. Тем более, что добраться до нее не так уж и сложно.

Точное место на карте, GPS координаты: 45°18’44.7″N 36°28’35.3″E (45.312421, 36.476457)

Все достопримечательности Керчи

Все достопримечательности полуострова Крым

В общем, я остался доволен посещением подземной крепости в Керчи. Впечатлений, самых положительных, получена масса. Сегодня это все, чем я хотел с вами поделиться. Если вы уже решили побывать в Керчи, советую заранее позаботиться о месте проживания. Поверьте, жилье в Керчи подобрать не сложно. Сделать это можно в онлайн режиме, причем очень быстро, к тому же выгодно. Тем более, что этим вы обеспечите себе максимально комфортный и полноценный отдых.

Туры в Крым, и не только (Турция от 12.000 на двоих)!!!
Горящие туры (лучшие поисковики)

Крепость «Керчь» (форт Тотлебен) – наибольшее и в прошлом наимощнейшее бастионное сооружение на территории Крымского полуострова, занимающее огромную площадь в 400 га. Но найти ее сейчас, не зная точного месторасположения, довольно тяжело. И это притом, что сохранилась она фактически в идеальном состоянии, включает в себя свыше 300 построек – казармы, пороховые погреба, подземные коммуникации, хозяйственные постройки, а общая протяжность оборонных рубежей составляет около 7 км.

Вместе с тем форт Тотлебен в Керчи – эта настоящая «невидимка», даже стоя всего в нескольких десятках метров от нее взору открывается лишь привычная холмистая местность, что было главным замыслом гениального инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена. Его грандиозное сооружение являлось главным форпостом юго-запада империи, на его создание ушло более 20 лет, было потрачено 15 млн. рублей. Но по иронии судьбы после завершения строительства бастион стал никому не нужным.

  • Где находится крепость в Крыму?
  • Предпосылки для создания форта
  • Строительство крепости «Керчь»
  • История форта Тотлебен после постройки
  • Чем интересен заповедник для посещения?
  • Как добраться (доехать) до форта из Керчи?

Предпосылки для создания форта

Необходимость в мощном фортификационном сооружении в Крыму была продиктована постоянными войнами России с Османской империей, не желавшей мириться с потерей полуострова. Начало этому положила возникшая на мысе Ак-Бурун еще в 1771 г. Павловская батарея. Место для нее подходило идеально, но укрепления, состоявшие исключительно из плетней с земляными валами, явно не соответствовали заявленной функции. Ярчайшим тому подтверждением стали события во время Крымской войны, в ходе которых 12 мая 1855 г. защитникам пришлось без боя оставить батарею после высадки в районе Камыш-Буруна англо-франко-турецкого десанта.

После окончания войны, по условиям Парижского договора, Россия не имела права держать на Черном море военно-морской флот и строить крепости на его побережье. Однако в нем ничего не говорилось о берегах Керченского пролива – это была лазейка, которой не преминуло воспользоваться российское командование, считавшее условия мирного договора несправедливыми и кабальными для страны. Уже в 1856 г. генерал Кауфман подал на высочайшее рассмотрение проект долговечных укреплений на месте ветхой турецкой крепости Ени-Кале, близ Еникальского маяка, без колебаний утвержденный Александром II.

Чем интересен заповедник для посещения?

Сегодня форт Тотлебен в Керчи открыт для посещения, экскурсия в его стенах довольно интересна и длится почти 3 часа, она платна, но плата эта символическая – туристов и так немного. Можно посещать его и самостоятельно – этого никто делать не запрещает, но так посетители лишают себя очень занимательных рассказов кандидата исторических наук Юрия Белика, директора заповедника, лично проводящего экскурсии.

Он с упоением рассказывает о многочисленных неповрежденных объектах крепости, которые даже бегло описать представляется невозможным. Основные постройки, как ни странно, находятся на поверхности, но со стороны их совершенно невидно. Большинство из них сохранилось достаточно хорошо: врата и казармы гарнизона, пороховые погреба и рвы, цистерны для воды, кухни и столовые – все в отличном состоянии и содержится в идеальной чистоте.

Наиболее интересная часть экскурсии по крепости «Керчь» проходит в подземных сооружениях форта Тотлебен, где расположены мрачные казематы, контрминные галереи и многокилометровые тоннели, до сих пор полностью не изученные. Многочисленные достопримечательности Керчи, находящиеся здесь, сейчас имеют статус историко-архитектурного наследия.

Как добраться (доехать) до форта из Керчи?

В сторону форта Тотлебен от Центрального автовокзала курсирует маршрутка №6, но до самой крепости «Керчь» она не доезжает. Вставать нужно на остановке «Деревообрабатывающий комбинат», откуда немного пройти пешком, на этом отрезке пути незаменимой станет карта Керчи с окрестностями.

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Колхозная, Керчь, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°18′54″N (45.31498), 36°28′46″E (36.479575).
  • Телефон: +7 (36561) 2-50-61.
  • Официальный сайт: http://www.kerch-museum.com
  • График работы: с 9:00 до 18:00.

По фото форт Тотлебен не дает ясного представления, так как это огромный комплекс всевозможных оборонительных и хозяйственных построек рассчитанный на многочисленный гарнизон и обслуживающий персонал. Морская прогулка вдоль мыса Ак-Бурун, хотя и интересна сама по себе, но для изучения крепости «Керчь» совершенно не подходит – со стороны пролива видна лишь холмистая гряда. Кстати, второе ее название – в честь Э. Тотлебена – было присвоено ей указом Александра II, но оно употребляется в основном на Западе, а в советской историографии не встречается вовсе. Смотрите интересное видео об этом оборонительном сооружении. Приятного просмотра!