Мост нижний новгород

Борские мосты через Волгу в Нижнем Новгороде

Борские мосты — три мостовых перехода через реку Волгу в Нижнем Новгороде: железнодорожный мост 1935 года постройки, совмещенный железнодорожный и автомобильный мост 1965 года и автомобильный мост 2017 года постройки. Все три моста находятся на 902 км ЕГС (акватория Чебоксарского водохранилища). Глубина реки Волги в районе мостов составляет 8 метров.

Вид мостов (2017, 1965 и 1935 г.п.) из Нижнего Новгорода. 2017 г. Фото: Михаил Архипов
Первым в 1932-1935 годах был построен железнодорожный мост, находящийся на перегоне Нижний Новгород-Московский — Толоконцево Горьковской железной дороги. Мост имеет два судоходных пролета: первый от правого берега пролет предназначен для судов, идущих вниз. Второй — для судов, идущих вверх. Ширина судоходной полосы в пролете — 154 метра, высота пролета в пределах судоходной полосы — 25,6 метров от проектного уровня и 13,2 метра от расчетного.

Вид железнодорожного моста 1935 г.п. (слева). 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Совмещённый двухъярусный железнодорожный и автомобильный мост был открыт в 20 метрах ниже по течению первого моста в 1965 году: железная дорога проходит в нижнем ярусе, автомобильная двухполосная в верхнем. Мост имеет два судоходных пролета: первый от правого берега пролет предназначен для судов, идущих вниз. Второй — для судов, идущих вверх. Ширина судоходной полосы в пролете — 154 метра, высота пролета в пределах судоходной полосы — 25,6 метров от проектного уровня и 13,2 метра от расчетного. Тип конструкции совмещенного моста — арочный. Общая длина совмещенного моста составляет 1450,9 метров, длина основного пролета — 161 метр.

Вид совмещенного моста 1965 г.п. 2009 г. Фото: Михаил Архипов
В 60 метрах ниже второго моста в 2014-2017 годах был построен автомобильный мост, заменивший существовавшую здесь понтонную автомобильную переправу на трассе Р159 Нижний Новгород — Шахунья — Киров, открытую в начале 1990-х годов из-за низкой пропускной способности автомобильной части совмещённого моста. Понтонный мост, состоящий из нескольких барж, наводился с помощью буксирных теплоходов Нижегородского порта на несколько часов утром и вечером, из-за чего движение судов на участке Городец — Нижний Новгород было организовано по специальному графику. 1 августа 2016 года понтонный мост был закрыт.

Вид понтонного моста в 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Проект постоянного моста был утвержден в ноябре 2011 года. 31 июля 2017 года движение по новому мосту было открыто. Общая длина моста через реку Волгу — 1450,9 метров. Схема моста в осях опор: 24,7 + 12 х 56,6 + 52,085 + 2 х 161,515 + 2 х 47,875 + 25,0 + 9 х 24,15 + 23,775 м. Для обеспечения судоходства опоры судоходных пролетов (русловая часть) проектируемого моста расположены в створе с существующими, образуя два судоходных пролета длиной в осях опор 161,5 м (в свету не менее 154 м) каждый.

Вид автомобильного моста 2017 г.п. 2018 г. Фото: Михаил Архипов

Вид Борских мостов с Волги из Нижнего Новгорода. 2018 г. Фото: Михаил Архипов
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):

— Мигаловский автодорожный мост в Твери;
— Тверской железнодорожный мост в Твери;
— Старовожский автодорожный мост в Твери;
— Нововолжский автодорожный мост в Твери;
— Восточный автодорожный мост в Твери;
— Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
— Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
— Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
— Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);
— Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
— Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
— Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
— Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
— Ярославский железнодорожный мост;
— Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
— Костромской автодорожный мост;
— Костромской железнодорожный мост;
— Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
— Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
— Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
— Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
— Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
— Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
— Президентский автодорожный мост в Ульяновске
— Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
— Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
— Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
— Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
— Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
— Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
— Саратовский автодорожный мост в Саратове;
— Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
— Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
— Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;
— Автодорожный мост в Астрахани;
— Авто-железнодорожный мост в Астрахани

Нижний Новгород расположился на слиянии двух полноводных рек, Волги и Оки, и, кажется, мосты всегда были его неотъемлемой частью. Они во многом определяют облик города и являются его достопримечательностями. Но много ли мы знаем о мостах, по которым проезжаем почти ежедневно? Давайте сегодня совершим небольшую экскурсию по каждому из них.

Анастасия Голикова. Канавинский мост

Метромост

Это совсем молодой мост через Оку (опять-таки, между верхней и нижней частями), окончательно введен в эксплуатацию только в 2012 году. История создания этого сооружения очень затянута. Мост по праву можно назвать рекордсменом в этом плане: от разработки проекта до начала работ над его автомобильной частью прошло 22 года, а до полной готовности — ещё три.

Задумка создания метромоста появилась вместе с проектом станции метро «Горьковская» и желанием соединить при помощи метро Заречную часть (в которой только оно и было) с Нагорной. Теперь по мосту осуществляется движение вагонов метро из одной части города в другую над рекой. Довольно занимательный факт: мост соединяет улицы Алёши Пешкова и Максима Горького. Изначально не предполагалось, что по метромосту будет проходить автомобильное и пешеходное движение, но в итоге проект был всё-таки пересмотрен.

Общая длина сооружения – 6170 метров, ширина – 18 метров. Своеобразный узор, который образует нижняя часть конструкции моста, а также его красивая ночная подсветка делают сооружение довольно симпатичным с эстетической точки зрения.

Дима Четыре. Борские мосты