Монастырь сюанькун сы

На Юго-Востоке от Датуна, недалеко от города Хуньюань на скалах возле священной горы Хэншань разместилось самое настоящее чудо архитектуры и удивительная культурная достопримечательность Китая. Это Сюанькун-сы (Висячий монастырь), который вырезан прямо в скалах над каньоном Цзиньлун. Ему уже более 1400 лет, он был построен при при правлении династии Северная Вэй, и аналогов подобного великолепия строительного искусства так и не найдено. Он входит в группу храмов, которые относят к сооружениям горы Хэньшань (Heng Shan) – одной из пяти священных гор даосизма.

Именно здесь полная изоляция и спокойное окружение, которое так ценится в духовном мире. Сюанькун-сы находится всего в нескольких сотнях метров от того места, где река Хунь вырывается из узкого и короткого ущелья Цзиньлун (Jinlong, Золотой дракон), ныне перегороженного плотиной гидроэлектростанции.

Комплекс расположен на высоком утесе на левом, западном берегу реки, а священная гора Хэншань – на правом. Сюанькун-сы построен на пути паломников из столицы империи Пинчена (ныне Датон), к священной горе Хэншань. От монастыря вверх по почти отвесной скале раньше шли мостки, которые сейчас уже убраны. Видимо они вели к мосту, по которому можно было перейти через бурную реку. Для того чтобы спастись от разлива реки Хунь и сделать строение подспорьем для паломников, пришлось действовать единственным допустимым способом – разместиться как можно выше от земли.

Внутри монастыря находится более сорока помещений, залов и павильонов. Больших секций всего три, расположены они одна выше другой и соединены коридорами и переходами. Самая низкая отметка – 26 метров над уровнем земли, самая высокая – около 50 метров. Основу несущей конструкции «висячих» сооружений составляют консольные балки, вставленные в вырубленные в скале глубокие гнезда, которые соединены между собой горизонтальными прогонами и опираются на вертикальные стойки.

Первая же, главная секция. держится на фундаменте из кирпичей. Перед ней находятся входные ворота с двумя традиционными колокольными/барабанными башнями. Все павильоны и здания соединены между собой целой системой всевозможных переходов, коридоров и проходов. Внутри помещений располагаются статуи Будд и других богов. Вообще этот храмовый комплекс объединяет сразу буддийские, даосские и конфуцианские алтари.

С точки зрения нумерологии, каждая из секций Сюанькун-сы имеет свой сакральный смысл.

Первая (главная) секция с кирпичным основанием – даосская и соответственно здесь расположены образы, относящиеся к пантеону даосизма. Называется она «Сань гуань», что переводится примерно как «три повелителя». Сань гуань – это триада божеств даосского пантеона, являющихся повелителями трех главных стихий: неба, земли и воды.

Вторая секция является буддистской и называется «Сань шен», что означает «три времени», соответственно на санскрите – «трикала». Это буддистский термин, обозначающий прошлую, настоящую и будущую эпохи, то есть кальпы. В буддистской скульптуре Китая была очень популярна композиция «Трикала будда»: Будда прошлого Прабхутаратна, Будда настоящего Шакьямуни и Будда будущего Майтрейя.

Третья, самая верхняя секция называется «Сань цзяо» – «три учения» (т.е. даосизм, буддизм и конфуцианство) и соответственно содержит скульптурные изображения Лао Цзы, Конфуция и Будды Шакьямуни.

Нумерология же во всем этом проста: сумма всех троек дает число «9», которое является суммой цифр высшего сакрального числа многих религий «108».

В отличии от Майцзишань, где были проведены грандиозные работы по замене старых переходов новыми инженерными конструкциями (забуривались в гору на шесть метров и устанавливали стальные балки), в Сюанькун Сы все воссоздано в первозданном виде: деревянные балки, узенькие мостки и лестницы, невысокие перила и пр. (правда, к слову сказать, здесь и масштабы несопоставимы с Майцзишань).

Не стоит, правда, обольщаться, ведь прогуляться по всему монастырю вряд ли удастся. Некоторые секции уже подреставрированы, и радуют глаза первозданными красками, узкими мосточками и лесенками, а также низкими перилами. Однако часть переходов перекрыта из-за возможного обрушения. Но даже если бродить по тем коридорам, что открыты для посетителей, вид на лежащие вдали горы и на равнину под монастырем открывается просто уникальный.

Всего в монастыре стоят 80 статуй из разных материалов. Самое крупное рельефное изваяние — Татхаты. Монастырь с 1982 охраняется как Национальный Памятник КНР.

Китай — удивительная страна с тысячелетней историей и самобытными традициями. Местные мастера славились с давних времен. И даже сейчас, по прошествии веков, весь мир продолжает восхищаться местными памятниками архитектуры. Иногда даже невозможно себе представить, КАК было создано то или иное сооружение, ведь даже с современными технологиями и материалами это кажется абсолютной фантастикой! К таким необычным местам относится и висячий монастырь Сюанькун-сы, расположенный на отвесной скале.

В провинции Шаньси, около священной горы Хэншань, на скале находится храмовый комплекс, которому почти 1500 лет. Он называется Сюанькун-сы, что в переводе с китайского означает «храм, парящий в воздухе». С этим утверждением сложно не согласиться, ведь создается впечатление, что здания монастыря буквально висят в воздухе!

Фото: By Zhangzhugang, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Фото: By Zhangzhugang, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Построен монастырь был в далеком 491 году во время правления династии Северная Вей, которая прославилась объединением Северного Китая. Легенда гласит, что первую постройку в монастыре возвел монах Ляо Ран. С годами комплекс расширялся и перестраивался, но основная идея «подвешенности» оставалась неизменной.

Фото: By BRUNNER Emmanuel (Manu25), from Wikimedia Commons (Public domain)

Фото: By G41rn8, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Монастырь состоит из трех секций, расположенных одна над другой. Между собой они соединены всевозможными переходами. Только главная, нижняя секция возведена на фундаменте из кирпича. Все остальные поддерживаются с помощью деревянных опор.

Фото: By Zhangzhugang, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Фото: By Zhangzhugang, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Самая низкая секция находится на высоте 26 метров от земли, а самая высокая – 50 метров. Задней стеной монастыря является скала, на которой он расположен. Для размещения статуй в скале были сделаны выемки.

Фото: By G41rn8, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Zhangzhugang, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)

Фото: JP Bennett/flickr (CC BY 2.0)

Комплекс состоит из 40 залов и павильонов. Все они украшены статуями, панно и барельефами. Всего в монастыре расположены 80 статуй. Самое крупное рельефное изваяние – Татхаты.

Фото: JP Bennett/flickr (CC BY 2.0)

Фото: JP Bennett/flickr (CC BY 2.0)

Фото: JP Bennett/flickr (CC BY 2.0)

Интересен тот факт, что монастырь не представляет какое-то одно религиозное течение. В нем объединены три религиозно-философских учения – даосизм, буддизм и конфуцианство. Каждое направление представлено в отдельных залах.