Моисей микеланджело в риме

Христос с крестом

Микеланджело

Христос с крестом. 1519—1521

итал. Cristo della Minerva

Мрамор. Высота 205 см

Базилика Святой Марии над Минервой, Рим

Христос с крестом — мраморная скульптура работы Микеланджело, закончена в 1521 году, находится в базилике Святой Марии над Минервой (Рим), слева от главного алтаря.

Статуя была заказана в июне 1514 года римским патрицием Метелло Вари, который поставил условие, что статуя должна изображать обнажённую фигуру с крестом в руках, все остальное он оставил на усмотрение мастера. В 1515 году Микеланджело работал над первой версией статуи в своей мастерской в квартале Мачелло деи Корви, однако прекратил работу после того, как обнаружил чёрную прожилку в мраморе, оставив статую незаконченной. Над второй версией статуи Микеланджело работал во Флоренции в 1519—1520 гг., перевозка скульптуры в Рим и окончательная доводка была поручена ученику Микеланджело, Пьетро Урбано, который повредил статую. Его, по предложению Себастьяно дель Пьомбо, заменил Федерико Фрицци, который сумел исправить нанесенный ущерб и закончить скульптуру.

Первая версия скульптуры в 1522 году была передана Вари, который установил её в саду своего палаццетто близ базилики Святой Марии над Минервой. В 1556 году Улиссе Альдрованди упоминает её в своем описании коллекции Вари, кроме того, скульптура упомянута в нескольких письмах, как, по всей видимости, выставленная на продажу в 1607 году. Далее следы её теряются. В 2000 году Ирэн Балдрига опознала в статуе, установленной в ризнице церкви монастыря Сан-Винченцо в Бассано-Романо близ Витербо, утраченную первую версию скульптуры Микеланджело, на щеке Христа отчетливо видна чёрная прожилка. Голова и правая рука статуи, по всей видимости, были закончены в XVII веке.

Несмотря на все эти проблемы, вторая версия впечатлила современников. Себастьяно дель Пьомбо заявил, что одни колени стоят больше, чем весь Рим (по оценке У. Уоллеса, «одна из самых любопытных похвал для произведения искусства»). Христос изображен Микеланджело стоя, полностью обнажённым. Половые органы Христа не прикрыты, дабы показать его полный контроль над сексуальностью, триумф воскресшего тела над грехом и смертью. В XVII веке половые органы скульптуры были задрапированы набедренной повязкой, выполненной из позолоченной бронзы.

Нога статуи согнута, и голова повернута назад, в соответствии с принципом contrapposto. Более активная, по сравнению с первой версией, поза дает возможность для более разнообразных впечатлений, когда статуя видна с разных ракурсов, «не только активирует пространство вокруг, но и предлагает разворачивающуюся историю». Первая версия была представлена в Лондонской Национальной галерее в 2017 году в том же помещении, что и вторая версия, были представлены также наброски для неё и письмо, относящееся к ней:49–55.

Первая версия, законченная другим мастером Черная прожилка в мраморе на щеке Христа
(первая версия скульптуры)
Копия второй версии (без драпировки)

Официальный туристический сайт Италии

В живописном квартале Монти в Риме (Roma), в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, спрятан один из величайших шедевров итальянского искусства — «Моисей» Микеланджело, образец великого мастерства и несравненной красоты.
Где находится: район Монти
Монти Monti — один из самых популярных и красивых районов Рима. Его пересекает улица Виа Кавур (Via Cavour), которая отходит от Виа-деи-Фори-Империали и достигает Эсквилинского холма.
Ближе к середине Виа Кавур, справа вы увидите крутую лестницу Виа Сан-Франческо-ди-Паола. Поднявшись по узким ступеням, вы выйдете на площадь Сан-Пьетро-ин-Винколи (piazza di San Pietro in Vincoli), над которой возвышается фасад одноименной церкви, отстроенный в шестнадцатом веке.
Церковь Святого Петра в оковах (Chiesa di San Pietro in Vincoli)
Сан-Пьетро-ин-Винколи была основана в пятом веке императрицей Евдоксией для хранения драгоценной реликвии: вериг, которыми был скован святой Петр во время заключения в Иерусалиме, и поныне находящихся под главным алтарем и выставляющихся для поклонения верующих ежегодно первого августа.
Церковь была перестроена в VIII веке, позже, в шестнадцатом веке, был возведен новый фасад и портик, а в восемнадцатом столетии был изменен и интерьер.
Портик на фасаде храма прорезан пятью арками, поддерживаемыми восьмиугольными колоннами, в капителях которых виден герб папы Юлия II. Внутреннее пространство церкви сохраняет базиликальную планировку, оно разбито на три нефа, разделенные двадцатью дорическими колоннами из греческого мрамора.
Скульптура
С 1545 года в правом трансепте церкви выставлен один из шедевров искусства шестнадцатого века — «Моисей» Микеланджело.
Колоссальная статуя, созданная в 1513 году для гробницы Юлия II, была выполнена по заказу Папы еще при его жизни. Работа над монументом была завершен уже после смерти Папы, который похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане (basilica di San Pietro in Vaticano).
Статуя, для создания которой Микельанжело обратился к образам, созданным Рафаэлем и Донателло, изображает величественного Моисея, опирающегося одной рукой на Скрижали завета, в то время как другая рука прикасается к длинной бороде, высеченной, по словам Вазари, с таким совершенством, что казалась «сотворенной кистью художника, а не резцом скульптора».
Микеланджело изображает момент после получения Моисеем заповедей на горе Синай, когда пророк обнаруживает израильтян, поклоняющихся золотому тельцу, знаку других богов. Моисей разгневан, он, кажется, намеревается встать и уничтожить все вокруг. Ярость находит выражение во вздувшихся венах и напряженных мускулах, оживляющих мрамор.
Любопытные факты
Из-за разногласий между Папой и Микеланджело скульптура, предназначавшаяся для собора святого Петра, была помещена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Юлий II был полностью поглощен работами по реконструкции собора и отложил идею создания своего мавзолея.
Рожки на голове Моисея являются следствием неправильного перевода книги Исхода, где рассказывается о двух лучах, исходящих от головы пророка, спускающегося с горы Синай. Еврейское слово «karan» или «karnaim», означающее «лучи», могло быть спутано с другим словом «keren», то есть «рога».
По мнению многих критиков, это была одна из любимых работ Микеланджело, считавшего, что Моисей получился, как живой. Хроники рассказывают, что, закончив работу, художник ударил ее и воскликнул: «Но почему ты не говоришь!»
Недавно группа ученых из Римского университета «Ла Сапиенца», исследовавших, насколько сильное эмоциональное воздействие оказывает красота вообще, и в частности красота художественного произведения, производили измерения мозговой активности посетителей, любовавшихся «Моисеем» Микеланджело.

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит
Микеланджело
Есть Рим Древний, Рим барокко… Про этот Вечный город сказано много слов и трудно бывает добавить что-то от себя. Но у каждого он свой и уникальный.
Мне хотелось посмотреть еще Рим Микеланджело.
Он родился в окрестностях Флоренции, в семье с 5 детьми. Мать его умерла, когда ему было 6 лет, и он много времени проводил в обществе дяди, в крохотном городке Сеттиньяно, в обществе каменотесов…
Ирвин Стоун написал потрясающую книгу про него: «Муки и радости». Серьезный, подробный труд. Но при этом насколько легко, светло, порой с юмором разворачивается перед читателем довольно непростая жизнь этого потрясающего человека. Все его 89 лет. Мало того, что читалось взахлеб, прочитанным хотелось непременно с кем-нибудь поделиться! Такого эстетического наслаждения от литературного слога я давно уже не получала.
А сам автор в какой-то момент продал дом в Калифорнии и переехал в Италию, и жил там 4 года пока писал эту книгу. И я его понимаю. )
По этой книге снят фильм, довольно старый, оттого несколько примитивный, трогательный и наивный. Но в то же время приятный. А как показана там взаимоотношения скульптора и Папы! Сижу смотрю и улыбаюсь )
Ему повезло родиться и расти в эпоху правления Лоренцо Великолепного. Медичи, который превратил Флоренцию в центр искусства и науки. Он стал для Микело по сути вторым отцом и дал «путевку» в жизнь этому мальчишке.
Рим Микеланджело – это Пьета (собор Святого Петра), которую он изваял в 24 года.
Представьте себя в 24 года. Перед вами лежит кусок каррарского мрамора и вам надо сказать этой глыбой то, что у вас в душе по поводу оплакивания Христа. Что чувствовала Мария в тот момент, какой ее показать, убитой горем немолодой женщиной или молодой и светлой душой, скорбящей над своим сыном?
Когда скульптура была готова, ее установили в одной из капелл собора Святого Петра, пошатывающейся уже базилики. Не было ни освещения, не признания. Люди приходили, видели новую статую и преклоняли перед ней колени, молились. Как-то в разговоре он услышал «а кто это сделал, не знаешь?» «да скорей всего дядя Петя из той ботеги.»
Той же ночью Микеланджело взял резец, картуз со свечой, пробрался в Храм и высек на ленте, ниспадающей по груди Марии, свое имя.
Это гробница папы Юлия 2 с Моисеем (Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи). Работа, красной нитью проходящая сквозь его жизнь. По договору изначально он должен был изваять 40 (!) статуй в полный рост и еще много мелких барельефов. Шли годы, судьба его мотала между другими заказчиками и войнами. Этот договор был причиной судебных тяжб. В конечном счете, спустя много лет лет, гробница сократилась до 7 статуй.
В 40 лет он высек Моисея, а закончил эту гробницу еще спустя 30 (!) лет. И словно гора с плеч у него упала.
Что и говорить, Моисей шикарен! Это совсем не то, что слепок в Цветаевском музее. Хотя к тому можно подойти вплотную, но не хочется. А тут хочется, а нельзя. Ну что ты будешь делать! )
Остальными статуями Микеланджело был не особо доволен. Но тут есть Моисей. На все остальное уже глаз не ложится. Какая борода, складки одежды…
Это Христос с крестом (Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва), которого он высек из мрамора в 46 лет. Единственная статуя, к которой можно подойти вплотную. Пьета находится за пуленепробиваемым стеклом, Моисей отгорожен от публики цепью златой. И хоть на него и можно посмотреть с 2х точек, лучше стоит брать бинокль.
Тут можно подойти вплотную, но… статуя находится на таком высоком постаменте, что заглядывать в глаза Христу никак невозможно. (и все ей не так, скажете вы?) ) Не ну правда, я готова была на табуретку неподалеку взгромоздиться.
А если серьезно, есть у него свой стиль. Эта мощь и рвущаяся наружу сила, спрятанная в камне. Динамику передать через мрамор так, чтобы статуя перестала быть холодным куском камня…
Еще один нюанс, которые придумали хитрые итальяшки, — не освещать постоянно особо значимые произведения искусства. Если хочешь посмотреть, кидай монетку. Свет зажигается на минуту-другую. И что хочешь в этот отрезок времени, то и делай. Хочешь, смотри, хочешь, снимай. Хочешь, разрывайся. ) Порой эти аппараты невозмутимо поглощают еврики и при этом не дают света. Ну барахлит техника, бывает. ) А материться в святом месте вроде как и не принято…
Зато вход в Храм остается бесплатным. И ты входишь порой в плотный полумрак, в котором на минуту-другую то тут, то там проявляются гениальные творения человеческой души.
Это Капитолийская площадь с лестницей, двумя зданиями по бокам, статуей посередине… весь комплекс, который достраивался уже после его смерти под руководством Томаззо Кавальери, человеком, занимавшим особое место в сердце Микеланджело.
Это плафон Сикстинской капеллы, роспись которого он завершил в 37 лет. Как его уговаривал Папа Юлий 2 на эту работу! Как понтифик с ним намучался ))) Какое шикарное противоборство было у этих двух умных и сильных личностей в течение нескольких лет, любо дорого почитать!
В итоге 4 года жизни, пошатнувшееся здоровье, но потолком восторгаются люди со всего света и спустя 500 лет…
— Ты сотворил шедевр, Микеланджело. Но художникам после себя ты не оставил ни шанса! Они не смогут уже ничего ни улучшить, ни привнести нового, своего.
Говорил Леонардо да Винчи Буанаротти, а тот лишь фыркал. И только спустя много лет, взглянув вновь на свой потолок в капелле, он признал правоту Да Винчи.
Это фреска «Страшный суд» там же, в Сикстине, которую он написал спустя много лет при другом Папе, в 66 лет.
фотки своей нет, из сети не хочу вставлять. Она огромна, целиком ее все равно не охватить.
Кстати, в этот раз Сикстинская капелла показалась мне намного больше той, чем в тот первый раз, много лет назад. Но в нее всегда вваливаешься уже таким вымотанным, в эту живую массу из людей, что какой там наслаждаться живописью! К сожалению.
И наконец, собор Святого Петра.
Он становится главным архитектором собора, разменяв седьмой десяток лет. Он же спроектировал купол Собора и при жизни успел увидеть его каркас, устремившейся к небу.
Этот год, 2016г., объявлен юбилейным католической церковью. Это означает, что открыты все святые врата во все соборы, церкви и базилики города. Куча паломников и сопутствующих этому «мероприятию» действ.
В Храм мы просочились в виде экскурсионной группы, из Сикстинской капеллы, под «кирпич». Правда, на одном из этапов нам пришлось все же рассекретить себя, ибо «Адя потеряялась». Страшно было выходить за пределы коридоров и галерей. Но ничего, обошлось. ) Внеся себя с толпой внутрь, Таня мне «ну что, можно расслабляться и выдыхать?» «да!» )))
И мы выдохнули сразу у Пьеты. А потом пошли бродить и толкаться дальше по Собору.
По центральном проходу шли по всей видимости представители различных конфессий.
А дальше наверное будут снимки в хаотичном порядке, потому что снять его целиком а. невозможно, б. не хочется.
Дотолкались до балдахина. Себяшечку на фоне его все хотят сделать, поэтому насилу просочились и дождались. По бокам стоят камеры. Все пространство вокруг него огорожено. А по свободной площади ходят какие-то личности с личным гидом.
Зато балдахин Браманте в полной красе стоит и никто его не застит.
Взгромоздились вокруг этого люка, сделали снимок, а проходящая мимо нас толпа так внимательно на нас посмотрела, что я аж сглотнула. ))
В какой-то момент, а может быть, постепенно, у тебя повышается порог красоты. И ты смотришь на очередную мраморную статую, на эти струящиеся ткани из мрамора, на выражения лиц, на эмоции, которые они показывают, и ты в какой-то момент понимаешь, что так и должно быть. Эта реальность вокруг тебя не есть что-то чужеродное и выдающееся. На самом деле это единственно верная реальность. В какой-то момент ты привыкаешь к красоте…
Ниже 2 фотки — это одна фреска. Свет настолько контрастный, что снять ее целиком в «один присест» невозможно.
Хаотичные фотки продолжаются. Куда ни сунься, или картины Рафаэля (скорее копии, потому что подлинники мы видели час назад в Пинакотеке Ватикана), или вот такое оформление стен, или фрески, или скульптуры…
Роспись купола шикарна, но настолько высока, а там еще и расположена на почти вертикальных стенках, что опять же бинокль в руки не помешал бы. А кто-то же ведь старался, душу в эту роспись вкладывал…
На этом наш осмотр Собора не закончен. Лезем наверх. Стояли в очереди на купол чтобы билеты купить минут 40 если не больше. Проехались чуток на лифте (каждый шаг — на вес золота был к тому моменту уже).
Очень понравились эта мозаика! Вблизи их можно рассмотреть и каждую разобрать на составные части!
Дальше начинается самое интересное. Лезем! Мало того, что проход узкий, так он еще и под наклоном, повторяет линию купола.
Одни из любимых видов города.
Замок Ангела
Сады Ватикана
По ним есть свои экскурсии, но мы решили, что Ватиканских музеев с нас будет достаточно. К тому же в музеи вы попадается после (!) садов. В самый ахтунг и толпу.
Вдали очень интересный комплекс виднеется. По карте надо будет посмотреть, что это может быть.
Православная церковь
Наполненные по самый край красотой спускаемся
«Я любил жизнь во всей ее полноте, а теперь я люблю смерть как естественный исход и завершение жизни. Великолепный был бы доволен: если посмотреть на мою жизнь, то силы разрушения тут не победили сил созидания».
На него огромной волной нахлынула темень. Прежде чем он потерял сознание, он сказал себе: «Я должен по-видать Томмазо. Есть дела, о которых надо позаботиться».
Когда он открыл глаза, Томмазо сидел у него на краю кровати. Томмазо подсунул руку и приподнял Микеланджело, прижав его голову к своей груди.
– Томао…
– Я здесь, caro.
– Я хочу, чтобы меня похоронили в Санта Кроче, вместе с нашим семейством.
– Папа намерен похоронить вас в вашем собственном храме, храме Святого Петра.
– Это… это не моя родина. Поклянись, что ты отвезешь меня во Флоренцию…
– Папа не позволит этого, но флорентийские купцы могут тайком вывезти вас через Народные ворота с кара-ваном товаров…
– Пусть так и будет, Томао. – Силы его быстро падали. – Я предаю свою душу в руки господа… тело земле, а достояние – своему семейству…
Буонарроти…
– Все будет сделано по вашей воле. Я завершу работу на Кампидольо (прим. Капитолийская площадь) в точ-ности так, как вы задумали. Будут стоять в Риме и собор Святого Петра и Капитолий. Во все века Рим будут считать не только городом Цезаря или Константина, но и городом Микеланджело.
– Спасибо тебе, Томмазо… Я очень устал…
Томмазо поцеловал Микеланджело в лоб и, рыдая, вышел.
Спускались сумерки. Оставшись один, Микеланджело стал перебирать в уме образы всех прекрасных работ, какие он создал. Он видел их, одну за другой, так ясно, как будто бы только что завершил их, – изваяния, росписи и архитектурные сооружения сменяли друг друга с той же поспешностью, с какой шли годы его жизни…
…Собор Святого Петра… Он вошел в этот храм через главный его портал, шагнул на яркий, по римскому густой солнечный свет, сиявший в широком нефе собора, остановился под самой серединой купола, у гробницы Святого Петра. Он чувствовал, как душа покидает его тело, взмывая все выше и выше, к самому куполу, сливаясь с ним – сливаясь с пространством, с временем, с небом, с богом.»
Остальной Рим:
28 дек. Капитолийские музеи http://marishkap.livejournal.com/546839.html#comments
28 дек. Прогулки по городу http://marishkap.livejournal.com/547112.html#comments
29 дек. Вилла дЭсте. Внутренние покои http://marishkap.livejournal.com/547671.html#comments
29 дек. Вилла дЭсте. Парк http://marishkap.livejournal.com/548142.html#comments