Михайловский дворец в Петербурге

Содержание

История создания

В основном идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. В 1798 году император приказал откладывать деньги для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу. Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Архитектором строящегося Михайловского дворца был Карл Росси. Над проектом дворца архитектор начал работать с 1817 года, когда хотели устроить новую резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова, а затем — на месте дома Чернышёва (там впоследствии был построен Мариинский дворец). После решения о начале строительства дворца на этом пустыре, архитектор начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

В начале апреля 1819 года была создана «Комиссия для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу». Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце — также Михайловский. 30 августа (11 сентября) 1825 года дворец был освящён.

В 1895 году внуки Михаила Павловича продали дворец в казну. 13 (25) апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III.

Значение Дворца в современном мире

История возникновения дворца начинается с рождения 10-го сына Павла I — Михаила в 1798 г. (отсюда и название – Михайловский). Как только маленький Михаил Павлович появился на свет, отец сразу принял решение о строительстве богатых хором для наследника. Деньги на строительство дворца начали откладывать сразу.

Однако, Царь так и не дождался начала возведения постройки, так как был убит. И только через 20 лет после смерти отца, старший сын Александр I приказал начать взведение здания. Для строительства был приглашен известный зодчий Карл Росси, который стал реализовывать планы династии Романовых в жизнь. Помогали ему известные скульпторы и художники.

Местом для возведения дворца была выбрана огромная пустая площадь, расположенная практически в центре Санкт-Петербурга. Достроилось здание в 1823 г., после чего еще в течение 2-х лет велись отделочные работы. Официальное открытие состоялось в конце августа 1825 г.

Михайловский дворец сейчас является не только основной частью Российского государственного музея в Санкт-Петербурге, но и располагается среди других, не менее величественных исторических достопримечательностей.

Владельцы Михайловского Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге повидал немало владельцев и поколений.

Великий князь Михаил Павлович

Царь Михаил Павлович не стал затягивать с переездом и въехал в свои покои через день после открытия – 1-го сентября 1825 г. Время, когда в здании проживал Михаил со своей семьей, прославило дворец на всю Россию как центр столичной культуры. В залах дворца постоянно проводились балы и приемы, концерты и выступления. Дворец посещали известные деятели искусства и литераторы.

Великая княгиня Елена Павловна

После смерти Михаила в 1849 г. на смену бурного времяпровождения пришла более утонченная атмосфера жизни вместе с княгиней Еленой Павловной. Во дворце также собирались различные деятели культуры, ученые и политики.

Благодаря частым музыкальным вечерам здесь зародилось Российское музыкальное сообщество, а позже — первая Консерватория России. На этом расцвет здания закончился. Следующие владельцы довели дворец до увядающего состояния.

Великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая

Екатерина Михайловна поселилась в Михайловском дворце еще до смерти матери. Сразу после проведения бракосочетания между Екатериной и герцогом Георг Август Эрнест Адольф Карл Людвиг Мекленбург-Стрелицким в 1851 г. молодые въехали в здание.

Будучи в замужестве Екатерина Михайловна стала отдаляться от мужа и переехала в Манежный флигель, который ей оборудовали в апартаменты с 8-ю комнатами. Екатерина скончалась в 1894 г. завещав дом своим детям.

Дети княгини

Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич, Михаил Георгиевич и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская.

Для Георгия, Михаила и Елены было отведено 4 комнаты в южном крыле на 1-ом этаже. Позже для Георгия и его невесты во Фрейлинском флигеле была оборудована квартира на 18 комнат. Затем некоторые комнаты переконструировали для Елены Георгиевны и ее мужа Альберта.

Начиная с 1894 г. здание стало терять прежнюю изысканность и презентабельный вид. Некоторая мебель и украшения были вывезены за его пределы. Напольные покрытия и рамы окон стали разрушаться. Чтобы окупить содержание дворца, комнаты были сданы в аренду.

Русский Музей Императора Александра III

Ввиду появившихся обстоятельств, действующий на то время Царь Александр III принял решение выкупить дворец в распоряжение государства. Он хотел обустроить в месте Ксениинский институт, но не успел.

Окончательно выкупил дворец уже Царь Николай II за 4 млн. руб. Прежним владельцам было разрешено забрать с собой памятные вещи и предметы убранства из дворца. В результате из дома было вынесено все что возможно, начиная с элементов декора и заканчивая люстрами и дверями.

Когда и зачем учредили музей

Создать в стенах дворца музей в честь Александра III, предложил министр финансов С.Ю. Витте. Николаю II идея понравилась, и 13 апреля 1895 было утверждено возведение музея на всей территории Михайловского дворца.

На решение главным образом повлияло то, что в Эрмитаже для исторических экспонатов России было отведено только 1 помещение. Потребовалось организовать для работ русских художников и скульпторов отдельное здание. Первым управляющим музея стал князь Георгий Михайлович.

Перестройка Дворца по проекту В. Свиньина

Взялся за реконструкцию дворца архитектор В. Свиньин. При нем была реконструирована большая часть здания, снесен восточный корпус и манеж. От архитектуры Росси практически ничего не осталось.

Украшения и предметы декора были безжалостно уничтожены или просто выброшены на улицу. От прежнего интерьера остался только Белый зал и Парадная лестница. Торжественное открытие музея произошло 7 марта 1898 г.

Корпус Бенуа

С 1910 по 1914 гг. коллекция экспонатов сильно возросла, поэтому было принято решение построить новый корпус со стороны канала Грибоедова. Проектировал строительство архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Работы начались 27 июня 1914 г., однако были приостановлены из-за Первой мировой войны.

Сразу после окончания боевых действий здание было построено и стало называться «Корпус Бенуа». Во время Второй мировой войны корпус также значительно пострадал и был отремонтирован уже 1963 г. В это же время корпус соединили с центральным зданием. Изначально здесь предполагалось выставлять специальную экспозицию Академии художеств.

Работы художников, представленные в музее

Русский музей является одним из самых крупнейших собраний художественных произведений искусства.

Здесь представлены работы:

  • более 5000 икон, в том числе А. Рублева;
  • картины в портретном жанре времен Петра 1;
  • скульптуры Бартоломео Карло Растрелли, Феодосия Щедрина и Федота Шубина;
  • исторического жанра А. Лосенко
  • около 100 картин и 20 рисунков К. Малевича;
  • портретиста Д. Левицкого;
  • исторического живописца Карла Брюллова;
  • пейзажи С. Щедрина и М. Лебедева;
  • творчества П. Федотова;
  • лирические пейзажи А. Саврасова;
  • полотна в стиле «неогрек»;
  • пленэрная живопись Ф. Васильева;
  • картины В. Перова;
  • портреты И. Красмского;
  • пейзажи И. Шишкина;
  • художника-баталиста В. Верещагина;
  • художника-передвижника В. Поленова;
  • творчество И. Репина;
  • коллекция произведений В. Сурикова;
  • В. Васнецова;
  • целые циклы картин крестьянина и крестьянки;
  • композиции М. Врубеля, самые популярные из них: «Богатырь», «Летящий демон» и «Шестикрылый серафим»;
  • серии картин Н. Рериха, посвященные Древней Руси;
  • картины творческого объединения художников «Мир искусства», в которое входили: А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов и М. Добужинский;
  • портреты В. Серова;
  • иконописца В. Васнецова;
  • аскетические натюрморты, портреты и бытовые композиции К. Петрова-Водкина;
  • картины Б. Григорьева;
  • художников 1920-1930 гг.

Есть также множество залов, посвященных творчеству Древней Руси.

Архитектура Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге привлекает многих туристов как самый яркий представитель ампирского архитектурного стиля. Постройка представляет собой двухэтажное здание с двумя боковыми флигелями, связанными с основным зданием большой металлической изгородью с несколькими воротами.

Главный фасад

Главный фасад здания изумляет изысканностью и утонченностью декоративного убранства. Его украшают разнообразные рельефы, самый масштабный из которых расположен в тимпане треугольного фронтона, и венчает колоннаду. Другие, поменьше, находятся над окнами дворца и на фризе колоннады.

Между окнами 2-го этажа установлены коринфские полуколонны. Фасад украшен не только рельефами и колоннами, но и разнообразными скульптурами голов львов или военной атрибутики.

Русты

Первый этаж здания украшен рустами – камни оригинальной фактуры, тщательно подогнанные друг к другу. Они придают Михайловскому дворцу неповторимость и уникальность.

Колонны

Над аркадой 1-го этажа находится 8 колонн коринфского ордера, украшенные лепниной и увенчанные сверху огромным фронтоном.

Фронтоны

Главный фронтон расположен на колоннах имеет треугольную форму. Украшен он скульптурой из белого камня – фигурами богинь победы, прославляющие воинскую славу России.

Барельефы

Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы дворца украшена 44 барельефами в ампирском стиле, известного скульптора Демут-Малиновского.

Каменные львы

Ко входу во дворец ведет масштабная лестница, украшенная белыми каменными львами, скопированными со скульптур Лоджии Ланце во Флоренции. Величественные хищники обращены боком к центру и держат под лапами каменные шары, символизирующими солнце.

Согласно другим версиям историков шары помогали хищникам не спать всю ночь, удерживая скатывающийся шар, тем самым круглосуточно охранять территорию.

Садовый фасад

Задний фасад, выходящий на Михайловский сад, увенчан 12 колоннами, образующими большую лоджию. Он также украшен скульптурами, с фамильными вензелями, символизирующими царскую власть.

Лоджия

Лоджия была сделана для прогулок в дождливую погоду. Из нее открывается прекрасный вид на Михайловский сад.

Вензеля

Декоративна стенка над карнизом лоджии украшена вензелем великого князя Михаила, увенчанного короной. По бокам щита расположены фигуры женщин, а по сторонам от них находится воинская символика.

Интерьер и внутреннее убранство

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славиться не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.

Первый этаж

Главный вестибюль объединяет все этажи и залы дворца. Тематика оформления интерьера – русское оружие (мечи, щиты и другая древнеримская военная атрибутика дополненная изображением российского двуглавого орла), задекорированное в вензелях, фризах и барельефах.

Усиливает впечатление от увиденного обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Из главного вестибюля можно попасть в залы с произведениями 19 века. Остальные экспонаты хранятся на 2-ом этаже, на который ведет широкая лестница. Лестницу от холла отделяет красивая арка.

На первом этаже ранее располагались квартиры придворных, детские и резервные комнаты для гостей, а на цокольном — дворцовые кухни и хозяйственные помещения.

Личные покои Михаила Павловича

Палаты Михаила Павловича включали 6 комнат. Их сделали скромно без излишней роскоши. Каким были Кабинет, Арсенал и Библиотека можно увидеть на картинах современников. В библиотеке были представлены коллекции редких книг и других дорогостоящих изданий.

Арсенал оружия

В одной из комнат апартаментов Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната в покоях. Здесь присутствовали коллекции оружия, снаряжения, военных мундиров и головных уборов, артиллерийские и иные орудия. Самые известные из них – 3 пушки, подаренные императором Николаем I, которые были применены во время восстания на Сенатской площади в декабре 1825 г.

Второй этаж

Комнаты второго этажа предназначались для проведения балов и приемов. Здесь находились Великокняжеский кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя. Сейчас здесь находится верхняя галерея Русского музея.

Залы для балов и приёмов

Залы для балов и приемов были также на 2 этаже от западного до северного крыла. Вдоль линии залов находились небольшие помещения для прислуги.

Белый зал

Белый зал дошел до наших дней в первозданном виде. Находится он на 2 этаже здания. Большое помещение, отделанное в бело-золотом цвете, делится на 3 части коринфскими колоннами. Комната перекрыта системой зеркальных сводов, украшенных росписью и фигурами купидонов.

Ранее зал был знаменит как музыкальный салон Петербурга. Елена Павловна приглашала сюда различных деятелей искусства и устраивала здесь музыкальные вечера. Сейчас в Белом зале можно посмотреть на сохранившееся дворцовое убранство прошлого века не только в декоре, но и в предметах мебели, и произведениях искусства.

Экскурсии

Русский музей представляет собой огромный комплекс, который не только посещается туристами, но и является центром реставрации и хранения экспонатов, а также организацией, управляющей всеми музеями страны.

Основная часть экспонатов, которых насчитывается в районе 400 тыс., храниться в самом дворце и корпусе Бенуа. Информацию о проводимых мероприятиях на территории можно узнать на справочных стендах музея.

Билеты и время работы

Корпус Бенуа и Михайловский дворец можно посещать каждый день, помимо вторника. При этом в понедельник — с 10.00 до 20.00, в четверг – с 13.00 до 21.00, а в остальные дни – с 10.00 до 18.00. Нужно обратить внимание, что билетные кассы прекращают работу за 30 минут до закрытия.

Если планируется посетить не только дворец, но и Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы или Домик Петра I, необходимо свериться с их временем работы, так как оно немного отличается. Филиалы открыты каждый день недели, исключая вторник. В четверг посещение разрешено с 13.00 до 21.00, а в другие дни с 10.00 до 18.00. Летний дворец Петра I на зимнее время закрывается.

Летний сад работает все месяца в году, кроме апреля – его закрывают на просушку, а также во все дни недели, помимо вторника — когда проводятся профилактические работы по уходу за территорией. С начала мая по конец сентября сад работает с 10.00 до 22.00, с начала октября по конец марта – с 10.00 до 20.00.

Михайловский сад работает ежедневно и закрывается на обработку только на весь апрель. Посещать место можно с начала мая по конец сентября с 10.00 до 22.00, с начала октября по конец марта – с 10.00 до 20.00. Входить в сады можно максимум за 30 минут до закрытия музея.

Цена устанавливается в зависимости от возраста посетителей:

Корпус музея Цены билетов для туристов с паспортом РФ, Белоруссии или иностранцев официально проживающих в России Цены билетов для иностранных туристов
Михайловский дворец, Корпус Бенуа От 170 руб. до 350 руб. От 200 руб. до 450 руб.
Один из филиалов От 130 руб. до 250 руб. От 170 руб. до 350 руб.
Домик Петра I От 100 руб. до 200 руб. От 130 руб. до 250 руб.
Летний дворец Петра I От 200 руб. до 50 руб. От 200 руб. до 350 руб.
Экскурсия в Мемориальный музей Константина Романова 450 руб. 600 руб.
Общий билет на посещение Михайловского дворца, корпуса Бенуа + любой из филиалов в течение 1 дня От 250 руб. до 500 руб. От 300 руб. до 650 руб.
Общий билет на посещение Михайловского дворца, корпуса Бенуа и всех филиалов в течение 3-х дней От 330 руб. до 650 руб. От 450 руб. до 900 руб.
Билет в Михайловский дворец и корпус Бенуа на 6 или 12 посещений в течение 1 года От 1500 руб. до

2700 руб.

Билет на 6 или 12 посещений филиалов в течение 1 года От 1000 руб. до 1800 руб.
Съемка непрофессиональной техникой на территории Летнего сада с использованием только штатива 500 руб.
Съемка свадеб или других торжеств во дворце или в одном из филиалов (при соблюдении определенных условий) 5 000 руб.

Правила посещения

Вход в музей разрешен всем, у кого на руках имеется бумажный или электронный билет, экскурсионная путевка или пропуск (для работников и обучающихся). Экскурсии проводятся только работниками для коллективов, включающих не более 25-30 человек.

Также запрещено:

  • входить в музей в верхней одежде, за исключением некоторых зданий;
  • находиться в нетрезвом виде;
  • нарушать общественный порядок;
  • вносить на территорию большие рюкзаки, чемоданы или дорожные сумки;
  • приносить огнестрельное или холодное оружие и их муляжи;
  • входить с острыми или бьющимися предметами, сильнопачкающими вещами или ядовитыми веществами;
  • приходить с животными или птицами;
  • бросать маленьких детей одних;
  • заходить на запрещенную территорию;
  • касаться предметов выставки или деталей интерьера;
  • есть и пить (разрешено только в кафе или буфете);
  • срисовывать картины;
  • проводить молебны возле экспонатов.

Что касается фотосъемки и записи видео, процедура разрешена, но только при соблюдении следующих условий:

  • фотографировать временные выставки только непрофессиональной техникой;
  • на постоянных выставках нельзя использовать вспомогательные средства и освещение (штатив, вспышки, монопод для селфи).

Можно фотографировать и снимать видео в местах основных экспозиций без вспомогательной техники, а на временных выставках- только камерой смартфона.

Как добраться

Михайловский дворец располагается в Центральном районе города.

Доехать до достопримечательности можно:

  • на трамвае №2 и №4 остановка «Инженерная»;
  • автобусом №49 остановка «Инженерная»;
  • маршрутном такси: №212 – остановка «Инженерная», №107 и №289 – остановка «Площадь искусств»;
  • на метро до станций «Гостиный двор» или «Невский проспект».

Видео о Михайловском дворце

Обзор государственного Русского музея:

Михайловский дворец.

Английский ученый Гренвиль, прибывший с визитом в Россию в 1826 году, вот что написал после посещения Михайловского дворца: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, он не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». И действительно, Михайловский дворец с его изящным внешним видом и интерьерами как нельзя лучше подходит для расположенной в нем экспозиции Государственного Русского музея. Но обо всем по порядку.

Михайловский дворец: историческая справка

В 1798 году у императора Павла I родился сын Михаил — самый младший из десяти детей, родившихся в браке с супругой Марией Федоровной. Почти сразу же отцом было принято решение о строительстве великолепного дворца для будущего великого князя Михаила Павловича. С этого момента по велению императора стали откладывать ежегодно по несколько сотен тысяч рублей для осуществления поставленной задачи. Однако воочию увидеть её осуществление императору не удалось: он был предательски убит в 1801 году во время дворцового переворота. Тем не менее, по прошествии многих лет, воля царя была выполнена. В тот год, когда князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, царствовавший в то время Александр I (cтарший сын императора Павла I) отдал приказ о начале строительства.

К делу постройки дворца для князя Михаила (отсюда и его название) был привлечен знаменитый зодчий Карл Росси, и в 1817 году работы над проектом начались. Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы. Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта. Он запланировал превратить неприглядную пустошь в целый ансамбль зданий культурного назначения, настоящую площадь Искусств. И, надо сказать, эта затея осуществилась. Сейчас Михайловский дворец является центральной частью Государственного Русского музея, который находится в окружении таких выдающихся в культурном плане зданий, как Российский этнографический музей, Корпус Бенуа, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургская государственная филармония, музей-квартира художника Исаака Бродского, Михайловский театр.

Великий архитектор не только гениально спроектировал сам дворец и создал архитектурный ансамбль площади Искусств, но также органично вплёл новые постройки в уже существующую городскую среду. Карл Росси наметил создание Большой Итальянской, Инженерной и Михайловской улиц, а так же продлил Садовую.

Но вернёмся к истории. Летом 1819 года, после скрупулёзной разработки проекта, было начато строительство дворца. Чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной, работы проводились лишь в летний период или в тёплые дни весны и осени. В 1823 году здание было построено и началась отделка интерьеров, эскизы которых утвердил сам император Александр I. Эта работа заняла ещё два года. Для внутреннего оформления дворца денег не жалели и, если на само строительство здания было потрачено 3 миллиона рублей, то на украшение его интерьеров — около 4 миллионов. В помощь архитектору Росси для внутренней отделки дворца были привлечены художники Джованни Скотти, Антонио Виги, Фёдор Брюллов, скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, известные мраморщики, резчики и мебельных дел мастера.

После того, как 30 августа 1825 года дворец был освящен, владелец дворца, князь Михаил Павлович не стал мешкать с новосельем. Буквально через день, 1 сентября он и его супруга переехали сюда из Зимнего дворца. Стены Михайловского дворца с того времени повидали множество роскошных балов и целый ряд именитых гостей. Здесь бывали, например, поэты Пушкин и Тютчев, художники Айвазовский и Брюллов, а так же другие яркие представители разного рода искусства и государственные деятели.

После смерти первых владельцев, дворцу не уделялось достаточного внимания, а новые хозяева едва не превратили Михайловский дворец в доходный дом, что неблагоприятно сказалось на его состоянии. Для спасения достояния династии Романовых Александром III было принято решение выкупить его за счёт казны. Но только в годы царствования Николая II это осуществилось. Кроме того, император повелел устроить здесь Русский музей, предназначенный для размещения произведений именно российских мастеров (в отличие от Эрмитажа).

И в наши дни Михайловсий дворец продолжает выполнять миссию культурного просвещения, а его коллекция заметно расширилась. Теперь Русский музей занимает сразу несколько зданий. Сам дворец стал его главным корпусом. Непосредственно к нему примыкает Корпус Бенуа. Филиалы расположились неподалёку: Михайловский замок — на улице Садовой, Мраморный дворец — на Дворцовой набережной, Летний дворец Петра — в Летнем саду и Строгановский дворец — на Невском проспекте.

Михайловский дворец: архитектура и достопримечательности

Рассказывая об архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга, трудно удержаться от слов «великолепный» и «уникальный»: в историческом центре города почти каждое здание является шедевром. И, всё же, эти эпитеты подходят к Михайловскому дворцу, как ни к какому другому строению. Внешний облик дворца является, действительно, уникальным. Огромное здание не кажется громоздким, оно пронизано светом и воздухом, а его облик торжественный, но не вычурный. Поэтому дворец воспринимается как истинный храм Искусства.

Михайловский дворец.

Главный фасад, находящийся со стороны Инженерной улицы, имеет подчёркнуто изящный вид. Он украшен портиком из восьми высоких колонн, вознесённым над аркадой цокольного этажа. Полуколонны на самом здании являются зрительным продолжением портика. Портик сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами. Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа. На фризе располагаются 44 статуи работы Демут-Малиновского. По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели. Роскошная дворцовая ограда изготовлена по рисункам Росси. Её составляют копья и пики разного размера с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён. Войдя через ворота, посетитель попадает в парадный двор. Подойдя поближе к зданию, можно внимательнее рассмотреть находящиеся по обе стороны от гранитной лестницы скульптурные изображения львов, играющих с мячами.

Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой. А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.

Михайловский дворец.

Стиль внешнего оформления дворца сохраняется и в его внутренней отделке: стройные колонны с изящными капителями, выразительные барельефы на стенах и ажурная лепнина на потолке — всё соответствует атмосфере возвышенности и настраивает на торжественность момента соприкосновения с прекрасным. Вошедших встречает парадная лестница, ведущая в Белоколонный (Белый) зал. Она эффектно взмывает, расширяясь галереями из колонн.

Белый зал — одно из немногих помещений Михайловского дворца, которое сохранилось практически без изменений. Зал хранит мебель, выполненную по эскизам великого Росси, скульптуры, живописные полотна и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в начале XIX века. Современники высоко оценивали оформление Белого зала. Именно по этой причине его модель была преподнесена в качестве подарка английскому королю.

В здании Михайловского дворца, главном корпусе Русского музея, действует несколько постоянных экспозиций. Знакомству с древнерусским искусством отданы первые четыре зала дворца. Здесь собраны наиболее ценные произведения, созданные в Новгороде и Пскове, Москве и Ярославле, Владимире и Суздале с XII по XVII век.

Русское искусство XVIII века представлено в хронологическом порядке, что позволяет проследить, как оно развивалось в эпоху Петра. Залы посвящённые искусству ХIХ века содержат произведения наиболее известных российских мастеров: художников Брюллова и Айвазовского, Кипренского и Федотова, Репина и Васнецова, Сурикова и Поленова, скульпторов Пименова, Демут-Малиновского и др.

Постоянно действующая экспозиция декоративно-прикладного искусства располагается в примыкающем к Михайловскому дворцу Корпусу Бенуа. Она содержит полторы тысячи экспонатов, которые расположены в хронологической последовательности. По ним можно узнать, как развивались основные виды и жанры крестьянского искусства в различных регионах страны с периода Древней Руси и до наших дней.

Каждая из экспозиций не является застывшей во времени. Постоянно идёт их обновление за счёт поступления новых экспонатов из запасников или других музеев. Совершенствуются способы освещения скульптур и живописных полотен, что позволяет насладиться знакомыми и любимыми произведениями в полной мере, увидеть их более чётко и по-новому.

В Михайловском дворце, подтверждая его звание культурного центра Северной столицы и всей страны, регулярно сменяют друг друга различные культурные мероприятия. Периодически устраиваются тематические выставки, проводятся концерты и лекции, постоянно действует абонементное обслуживание посетителей, организуются экспериментальные музыкально-художественные проекты, собираются познавательные фестивали и конечно же, проводятся разнообразные экскурсии.

Обратим Ваше внимание, что рядом с Михайловским дворцом расположен живописный Михайловский сад, где можно насладиться неспешной прогулкой в окружении природы или посидеть на скамейке с видом на пруд, находясь при этом в самом центре города.

Михайловский замок и сад.

Михайловский сад.

Интерактивный тур по Михайловскому дворцу

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Двор Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Садовый фасад дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Михайловский дворец: где находится и как добраться

Адрес Михайловского дворца: Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4.

Удобнее всего добраться до Михайловского дворца на метро. Выходить надо на станции «Невский проспект». От неё короткая и прямая Михайловская улица через сквер, мимо памятника Пушкину ведёт к самому дворцу.