Мармарай тоннель под босфором

Мармарай: метро между континентами

Мармарай — важнейший инфраструктурный проект 21 века в Стамбуле. Несмотря на небольшую протяженность, эта ветка подземки берет на себя упрощение перемещения из европейской в азиатскую часть Стамбула в несколько раз.

Мармарай призван связать отдаленные районы Гебзе и Халкалы, упростив путь в несколько раз

Мармарай представляет собой соединение традиционного метро и тоннеля, проложенного под Босфором. Работы по возведению тоннеля под проливом начались еще в 2004 году и были окончены осенью 2013 года. Планировалось, что работы будут завершены к 2009 году, но строители, как это часто бывает в Стамбуле, уже в процессе работы наткнулись на исторические артефакты, спрятанные под землей, поэтому приходилось вносить изменения в проект. Мармарай стал первой железнодорожной системой, связавшей европейскую и азиатскую часть города. Вторая стадия проекта будет сдана в эксплуатацию в 2015 году.

На открытие Мармарая пришли десятки тысяч человек

Название Мармарай было получено путем совмещения имени Мраморного моря (Marmara — тур.) и слова Ray (аналогу английского rail — рельс). В простонародье Мармарай нередко называют «шелковым путем».

Тендер на строительство проекта Мармарай выиграл турецко-японский консорциум Taisei Corporation. Проект предусматривает 13-километровый тоннель (в том числе и его линия под Босфором), а также использование 63 километров железнодорожных путей для создания полноценной линии метро, которая соединит расположенные в противоположных частях Стамбула районы Гебзе и Халкалы. Потенциал линии оценивается в 1.5 миллиона человек ежедневно. Время пути из Гебзе в Халкалы составит 105 минут, что сократит традиционное время в пути в несколько раз. Путь из Ускюдара в Сиркеджи, традиционно занимающий минимум полчаса, теперь занимает лишь 4 минуты. Дорога из Соутлучешме (Sogutlucesme) в Еникапы (Yenikapi) — 12 минут, а путь из Бостанджи (Bostanci) в Бакыркёй (Bakirkoy), который раньше мог занять несколько часов, теперь длится всего 37 минут.

Поезда Мармарая отличаются от привычных глазу поездов метро

Сам тоннель под Босфором находится на глубине более 55 метров. Въезд в него находится на станции Казлычешме (Kazlicesme) на европейской стороне и Айрылык Чешмеси (Ayrilik Cesmesi) на азиатской стороне. На кольцевых станциях Мармарая, а ими являются Ускюдар и Еникапы, находится пересадки на важнейшие транспортные линии — метро Кадыкёй — Картал и метробус в азиатской части, линии метро М1 (Еникапы — Аэропорт Ататюрка) и М2 (Еникапы — Хаджиосман) в европейской части города. Таким образом, Мармарай соединил самые высоконагруженные линии, равномерно распределяя транспортные потоки в городе. Теперь для тех, кто едет из Кадыкёя в Аэропорт Ататюрка нет нужды ехать в объезд через Меджидиекёй, Бахчелиэвлер и Босфорский мост, делая огромный крюк.

Типичный вход на станцию Мармарай

Итак, вернемся к станциям Мармарая. Все они, что неудивительно, очень нужны стамбульцам. На станции Казлычешме (Kazlicesme) будет находиться переход на новый железнодорожный хаб, который планируется открыть в ближайшие несколько лет.

Станция Еникапы (Yenikapi) с продлением до нее так нужных горожанам веток метро М1 и М2 стала важнейшим транспортным центром европейской части города. Отсюда всего за 5 минут можно добраться до Аксарая — одного из самых популярных туристических районов. Здесь же находится морской порт, откуда следуют паромы и морские автобусы в ближайшие населенные пункты, находящиеся на берегах Мраморного моря (Ялова, Бурса, Чинарджик и другие). Кроме того, на Еникапы уже давно находится кольцевая станция автобусов, следующих в большинство районов европейской части Стамбула.

Сиркеджи (Sirkeci) — станция в исторической части города. Отсюда за 5 минут можно дойти до Галатского моста, Новой мечети (Yeni Cami), а также пристани Эминёню — одного из самых популярных мест для туристов. Дорога до Собора Святой Софии и мечети Султана Ахмета займет всего 10 минут. Еще меньше (5 минут) понадобится для того, чтобы оказаться во дворце Топкапы. Именно здесь находится одноименная станция самого популярного в Стамбуле трамвая Т1 (Кабаташ — Бакыркёй).

Ускюдар (Uskudar) — один из ключевых транспортных хабов в азиатской части Стамбула. Здесь находится огромная автостанция (меньшая, чем в Кадыкёй, но не менее важная), а также морской порт, откуда можно уплыть в большинство других прибрежных районов города.

Айрылык Чешмеси (Ayrilik Cesmesi) — станция, расположенная недалеко от Кадыкёй — центра азиатской части Стамбула. В Кадыкёй находится огромная автостанция, огромный причал, а также всевозможные остановки такси и долмушей во все точки Стамбула.

Подробнее о районах Стамбула .

Стоимость проезда в Мармарай такая же, как и в метро: 4 турецких лиры при оплате жетоном и 2,15 турецких лиры при оплате Istanbul Kart. Подробную информацию об оплате проезда в Стамбуле .

Турция удивительная страна!
Было время, когда я воспринимала Турцию, только как место, куда едут пакетные туристы. И только попав в Стамбул поняла, что это невероятное чудо, которое было у меня много лет под фактически под носом (от Одессы рукой подать). А я игнорировала такими чудесами!
Одно из чудес современного Стамбула — Мармарай. Это подводный железнодорожный тоннель под проливом Босфор, построенный для соединения европейской и азиатской части Стамбула.

Мы прокатились на поезде под Босфором, чтобы посмотреть на это сооружение изнутри.

Открыт тоннель был только в октябре прошлого года.
3.

4.

Название Мармарай (Marmaray) получилось от объединения турецкого слова «Marmara», что означает Мраморное море и слова «ray», что означает рельс.
Не нужно воспринимать все буквально, здесь нет мрамора и позолоты, которые можно было бы ожидать в оформлении такого тоннеля в восточной стране. Наоборот — все очень скромно, но функционально. Главное здесь не понты, а то, что этот тоннель наконец-то соединил две железные дороги и ее европейскую часть с азиатской.
5.

6.

7.

Идея построить такой тоннель пришла в голову султану Османской империи Абдул-Меджиду еще в XIX веке (чувак был известным реформатором в годы правления с 1839—1861). В итоге построить его удалось только в начале 21 века 🙂 Благодаря японским технологиям и инновациям. Турки хотели построить самый глубокий подводный тоннель в мире, а японцы их все-таки обскакали (Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан). Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности залива
8.

Строительство этого сооружения было грандиозным по масштабам и используемым технологиям. Секции тоннеля сначала строили на суше, а потом с помощью плавучих платформ и кранов затапливали под Босфором.
9.
10.
Билет стоит 1 доллар, купить его можно за нал или по карте вот в таких терминалах при входе
11.
12.
Внутри все довольно скромно.
13.
14.
15.
16.
17.
Рельсы абсолютно обыкновенные — это не метро. Здесь будут ходить простые электрички. Перрон, кстати, рассчитан на длинные составы.
18.
Разметка на турецком языке, но по логике все понятно.
стрелки, указывающие на Выход из станции
19.
Стрелки при входе в вагон (и выходе из него)
20.
21.
Собственно внутренности вагонов
22.
23.
24.
25.
26.
P. S.
Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось c учётом подъездных путей, соединения с сетью существующих автодорог и инфраструктуры в 5 млрд долларов!

Мармарай (Marmaray) — один из самых глубоких в мире подводных тоннелей. Его название происходит от объединения двух турецких слов: «Marmara» (Мраморное море, которое расположено к югу от тоннеля) и «ray» (рельс). Нижний участок тоннеля расположен на глубине 60 метров от поверхности Босфорского пролива. По общей глубине залегания Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан. Узнав, что рядом со мной находится такое крутое инженерное сооружение — я не смог пройти мимо 🙂 Решил снова махнуть из Европы в Азию и обратно…

Строго говоря, Мармарай — это не просто тоннель. Это инфраструктурный проект по развитию железнодорожной сети Стамбула включающий строительство 13,6 км тоннеля (из них 1,4 км проложено непосредственно под водой) и реконструкцию 63 км пригородных путей. Пропускная способность 1,5 млн пассажиров в день. Тоннель спроектирован таким образом, что способен выдержать землетрясение в 9 баллов по шкале Рихтера.

Стоимость проезда не отличается от стамбульского метро, трамвая или фуникулёра. Фактически это и есть метро. Электронный билет на одну поездку стоит 4 лиры (~$1,1). Можно сэкономить, если приобрести специальную карту — Istanbulkart. При оплате такой картой поездка обойдётся в 2,3 лиры (~$0,6).

Подводное сообщение под Босфором хотел организовать ещё османский султан Абдул Меджид в 1860 году. Однако технологии, которые позволили бы реализовать этот замысел, появились значительно позже. Строительство тоннеля началось в 2004 году турецко-японскрой компанией. Её представители планировали закончить работы за четыре года. Как это часто бывает, всё пошло не по плану. Помешали археологические находки, на которые натолкнулась бригада строителей. В дальнейшем археологи обнаружили флотилию византийских средневековых кораблей и порт Эникапи, руинам которого 8,5 тыс. лет. Всего было найдено 40 тыс. предметов древности. В результате этих непредвиденных обстоятельств движение поездов через тоннель началось лишь 29 октября 2013 года.

Вышел на станции Ускюдар (Üsküdar) — это один из ключевых транспортных хабов в азиатской части Стамбула.

До Босфора рукой подать.

Мечеть Шемси Ахмед-паши построенная по проекту архитектора Мимара Синана. По легенде в знак уважения к творчеству великого архитектора ни одна птица не сядет на купол или минарет, и не испачкает мечеть. Придумал же кто-то такое…

В Азии бутерброд с жареной рыбой (балык экмек) стоит на 3 лиры дешевле, чем в кафешках возле Галатского моста в европейской части Стамбула.

Рыбаки.

Автомобильный мост через Босфор (Мост Мучеников) соединяющий Европу с Азией.

Метробус — ещё один вид общественного транспорта в Стамбуле. Что-то типа наших маршруток. В них тоже принимают к оплате Istanbulkart.

О правилах дорожного движения пешеходы тут, наверное, даже не слышали. Все ходят как хотят и куда хотят, причём проезжая часть здесь довольно широкая.

Возвращаться в Европу решил на каком-нибудь пароме — никогда не катался на паромах.

Прошёл в зал ожидания. Что характерно, Istanbulkart работает и здесь. За поездку от причала Ускюдар (Üsküdar) до Эминёню (Eminönü) турникет списал с карты 2,3 лиры (~$0,6).

Реклама морского тура по Босфору от перевозчика «Шехир Хатлары» (Şehir Hatları) за 12 лир ($3,3). Якобы даже есть аудиогид.

Ждать пришлось недолго. Все на паром!

Места внутри.

Верхняя палуба.

Отсюда открывается значительно более интересный вид.

Европейская часть Стамбула.

Полный вперёд!

Народ вовсю фотографируется.

Ого! Какой-то военный корабль.

Девичья башня.

Чайки увязались за паромом.

Контур Галатской башни я уже вряд ли с чем-то спутаю 🙂

Вошли в залив Золотой Рог.

На удивление паром движется быстро. Не ожидал.

Паромные причалы.

Осталось совсем чуть-чуть… Снижаем скорость.

Встали на причал рядом с Галатским мостом.

Время в пути примерно 15 минут.

Поезд через тоннель доставит вас на другой берег значительно быстрее. Однако если сравнивать Мармарай и паром — последний уверенно выигрывает в плане живописного вида. Плюс паром можно рассматривать как небольшую морскую прогулку за недорого 🙂

В целом общественный транспорт Стамбула оставил приятные впечатления. Istanbulkart — вообще шикарная штука. Исключительно полезное приобретение. Если собираетесь много перемещаться по Стамбулу на общественном транспорте — смело покупайте, не пожалеете.