Марина цветаева Королев

Содержание

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В АВГУСТЕ МЕСЯЦЕ

16 августа, начало в 18-00

Музыкально-поэтическая программа

с участием ансамбля народной музыки

«Сувенир» к 80-летию города

«Королёв – город звёздных открытий…»

Входной билет – 200 рублей.

31 августа, начало в 18-00

«День памяти великого

русского поэта Марины Ивановны Цветаевой»

Входной билет – бесплатно.

28 июля

III ЕЖЕГОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ЧЕСТЬ ИМЕНИН МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
«Моя божественная лира с твоей гитарою – сестра»

Ежегодно, в честь именин Марины Цветаевой, в последнюю субботу июля,
Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве» устраивает
яркий праздник под открытым небом.
С 12 часов в музее работают программы и мастер-классы, а в 14 часов
начинается концертная программа. Известные и начинающие авторы и
исполнители песен под гитару на мемориальной территории поют песни на
стихи Марины Цветаевой, поэтов Золотого и Серебряного века,
зарубежных поэтов, современных авторов и, конечно, собственные
сочинения. Творчество Татьяны Гордиенко, Ильи Селиванова, Елены и
Виталия Новиковых, Вероники Захаровой всегда вызывает живой интерес
со стороны гостей фестиваля. В этом году в Болшеве впервые выступят
Дария и Веда Рам с песнями на стихи Марины Цветаевой.
Стоимость входного билета – 200 рублей.
На площадке фестиваля пройдут:
ПРОГРАММА «ШОКОЛАДОМ ЛЕЧИТЬ ПЕЧАЛЬ…»
Стоимость 450 рублей, начало с 12 часов.
МАСТЕР-КЛАСС ПО РОСПИСИ СУВЕНИРНЫХ ТАРЕЛОК
Стоимость 300 рублей, начало с 12 часов.

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ-ОБЕРЕГОВ

Стоимость 200 рублей, начало с 12 часов.
Запись на программы и мастер-классы по телефонам:
8 (495) 519 – 94 -77, 8 (916) – 447 – 12 – 55

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В ФЕВРАЛЕ 2018 ГОДА

18 февраля, 12-00, сквер Марины Цветаевой

Праздник «Крути, парень, паклю в жгут! Нынче масленицу жгут»

Приглашаем всех в сквер Марины Цветаевой на Масленицу!
Вас ждут традиционные масленичные забавы: хороводы, загадки, конкурсы и призы победителям, а также горячий чай из старинного самовара с блинами и душистым вареньем. Только на цветаевской масленице есть традиция сжигать вместе с чучелом Масленицы записки, в которых гости праздника перечисляют всё, что хотелось бы оставить в прошлом, выбросить из жизни навсегда!

Сжигаем Масленицу со всеми нашими неприятностями ровно в 12-30!

10 февраля, в день рождения одного из величайших поэтов XX века, блистательного прозаика, переводчика, Бориса Леонидовича Пастернака, в Мемориальном Доме-музее Марины Цветаевой в Болшеве состоится творческий вечер Бориса Мансуровича Мансурова – автора книги, ставшей бестселлером, «Лара моего романа».

«Лара моего романа» – так говорил Борис Пастернак об Ольге Ивинской. Она стала его последней любовью и прототипом главной героини «Доктора Живаго».

Борис Мансуров был дружен с Ольгой Ивинской, ее сыном и дочерью. Он сделал все, чтобы в России вышла в свет книга воспоминаний Ивинской «Годы с Борисом Пастернаком». Являясь автором статей и книг о Борисе Пастернаке и Марине Цветаевой, Борис Мансуров прекрасно знает историю эпистолярной любви – дружбы двух гениальных поэтов. Эта тема, конечно, будет одной из центральных на предстоящем литературном вечере.

Категория – 12+

Цена билета – 300 рублей

Начало мероприятия – 14-00

Место проведения – ул. Марины Цветаевой, дом 15

ЕЖЕГОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ЧЕСТЬ ИМЕНИН МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
“МОЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИРА
С ТВОЕЙ ГИТАРОЮ – СЕСТРА”
М. ЦВЕТАЕВА

ПРИГЛАШАЕМ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К АКЦИИ
“ПИРОГ ДЛЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ”
И ПРИНЕСТИ НА ЧАЕПИТИЕ В ЦВЕТАЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОМАШНЮЮ ВЫПЕЧКУ

30 ИЮЛЯ
НАЧАЛО В 14 ЧАСОВ

Московская область, г.о. Королев, ул. М. Цветаевой, д. 15
тел: +7 (495) 519 94 77

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В ИЮНЕ 2017 ГОДА

10 июня. Начало в 14 часов.

Пушкинский день России. Литературный вечер «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!»

(Игорь Северянин)

12 июня. Начало в 14 часов.

К 20-летию со дня смерти Булата Окуджавы. Литературный вечер «Двадцать лет без Булата».

19 июня. Сквер Марины Цветаевой.

Начало в 16 часов.

XIV Цветаевский костер в Болшеве.

«Тени великих предков»

Тема: «Великая дочь великого отца. К 125-летию со дня рождения Марины

Ивановны Цветаевой. К 170-летию со дня рождения Ивана Владимировича

Цветаева»

18-00 – 19-00 – открытие выставки, посвященной 170-летию со дня

рождения Ивана Владимировича Цветаева и 105-летию открытия музея

Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина). Демонстрация фотографий и видеоматериалов открытия музея в

1912 году.

19-00 – 21-00 – экскурсии по экспозиции и выставке

Вход свободный.

21-00 – 22-00 – проведение экскурсии «Подлинные автографы Марины

Цветаевой». Стоимость экскурсии 400 рублей.

К 125-летию со дня рождения великого русского поэта Марины Цветаевой и

в рамках проведения акции «Ночь в музее», «Мемориальный Дом-музей

Марины Цветаевой в Болшеве» проводит единственную в году экскурсию

«Подлинные автографы Марины Цветаевой».

В фондах музея хранятся семь подлинных автографов Марины Цветаевой. В

экспозиции музея подлинники не выставляются, поскольку воздействие

света пагубно отражается на сохранности текста. Только один раз в году, во

время акции «Ночь в музее», подлинные автографы великого поэта можно

будет увидеть. Посетители экскурсии услышат подробный рассказ

экскурсовода о происхождении всех выставленных в экспозиции автографов

Марины Цветаевой.

Предварительная запись на платную экскурсию по тел.: 8 (495) 519 94 77.

Место проведения: Мемориальный дом, ул. Цветаевой, дом 15

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В АПРЕЛЕ 2017 ГОДА

12 апреля, в 14 часов, в Литературной гостиной музея прозвучит поэтическая программа Эдуарда Голоскера “Стихов связующая нить”. Вход по музейным билетам.
15 апреля, в 14 часов, в Литературной гостиной музея ансамбль народной музыки “Сувенир” представит концертную программу, посвященную Дню космонавтики, “Пусть звезды опять нам назначат свидание”. Солист – Александр Леушкин, руководитель коллектива – заслуженный работник культуры Российской Федерации Николай Губернаторов.
Вход по музейным билетам.
23 апреля, в 16 часов, в Литературной гостиной музея прозвучит музыкально-поэтическая программа Людмилы Петровой “Женщина! – Вспомни бессмертную душу!”. Программа посвящена 125-летию со дня рождения великого русского поэта Марины Цветаевой. Песни на стихи Марины Цветаевой исполняет Юлия Кульнева.

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В МАРТЕ 2017 ГОДА

18 марта, начало в 14 часов, – литературный вечер в рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Цветаевой.
“За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет”
(Марина Цветаева)
25 марта, начало в 14 часов, – поэтическая программа из стихотворений Марины Цветаевой, посвященная Всемирному дню поэзии, “Путь комет – поэтов путь”.

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В ФЕВРАЛЕ 2017 ГОДА

11 февраля, начало в 14 часов.

К 125-летию Марины Цветаевой.

Литературный вечер «Тэт-а-тэт с вечностью. Рильке, Цветаева. 90 лет «Новогоднему». Автор и ведущая Марина Копрова.

18 февраля, начало в 14 часов. Литературный вечер, посвященный 180-летию со дня смерти А.С. Пушкина «Дантес убил мысль русскую эпохи»

(Игорь Северянин).

26 февраля, в 12 часов, в сквере Марины Цветаевой состоится праздник “Масленица”.
“Крути, парень, паклю в жгут! Нынче масленицу жгут” (Марина Цветаева). Программа праздника рассчитана на 1 час. Сжигание Масленицы в 13-00.

МЕРОПРИЯТИЯ МУЗЕЯ В ДЕКАБРЕ 2016 ГОДА

3 декабря, начало в 14 часов

Музыкально-поэтический спектакль «Александр Пушкин. Путь любви…»

Мероприятие платное. Стоимость билета 300 рублей.

7 декабря, начало в 18 часов

Лекция «Край, всем краям наоборот».

Ко Дню Сталинской Конституции (5 декабря). Вход по музейным билетам.

10 декабря, начало в 14 часов

Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве совместно с ансамблем народной музыки «Сувенир» представляют музыкально-поэтическую программу, посвященную 75-летию Битвы за Москву «Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву».

Вход на мероприятие по музейным билетам.

17 и 24 декабря, начало в 14 часов

Предновогоднее мероприятие для всей семьи «Шоколадом лечить печаль…». Мероприятие ориентировано на детей от 7 до 10 лет. Мероприятие платное. Проводится по предварительной записи для групп от 5 до 10 детей.

Стоимость билета 500 рублей.

21 декабря, начало в 18 часов

Лекция «Святая наших дней». Ко дню рождения Кузьминой-Караваевой (матери Марии) – 20 декабря 1851 г.

Вход по музейным билетам.

26 декабря, начало в 12 часов

«Зимняя сказка в музее Марины Цветаевой» – новогодняя экскурсия для младших школьников. Вход по музейным билетам и предварительной записи.

28 декабря, начало в 14 часов

«Погружение в поэзию Марины Цветаевой» – поэтическая программа для старших школьников. Вход по музейным билетам и предварительной записи.

28 декабря, начало в 18 часов

Лекция «Единственная фабула моей жизни – (кроме книг) – кинематограф» (Марина Цветаева). Об увлечении Марины Цветаевой кинематографом. Вход по музейным билетам.

29 и 30 декабря, начало в 14 часов

«Поэты всех времен и народов о вечных ценностях» – поэтическая программа для старших школьников. Вход по музейным билетам и предварительной записи

31 декабря, начало в 14 часов

«Любовная лирика Марины Цветаевой» – поэтическая программа для старших школьников. Вход по музейным билетам и предварительной записи.

Мероприятия МБУК «Мемориальный Дом-музей
Марины Цветаевой в Болшеве»
на 2016 год

  • 30 ноября в 18 часов в музее пройдет литературный вечер, посвященный Дню матери, “Мать поила нас из вскрытой жилы лирики”. В программе: судьба Марии Александровны Цветаевой ; рассказ о произведении Марины Цветаевой в прозе “Мать и музыка”; демонстрация одноименного мультипликационного фильма. Автор и ведущая программы Алена Трубицына.
    Вход по музейным билетам.
  • 3 декабря (суббота), в 14 часов, в Литературной гостиной музея состоится музыкально-поэтический спектакль
    “Александр Пушкин. Путь любви…”.
    Это музыкально-поэтическое повествование о Пушкине, о его времени, о любви. Звучат стихи великого поэта, музыка Чайковского, Глинки, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Свиридова.
    Исполнители:
    Любовь Иванова (худож. слово)
    Галина Остальская (сопрано)
    Анна Остальская (меццо-сопрано)
    Инесса Мартиросян (фортепиано)
    Вход платный. Цена билета 300 рублей.
  • 2 ноября, в 18 часов, в Литературной гостиной музея пройдёт вечер памяти жертв политических репрессий. Автор и ведущая программы – Алена Трубицына. Вход по музейным билетам.
  • С 1 по 15 ноября в музее продолжается выставка художницы из Санкт-Петербурга Ирины Аветанги “Париж – каким я его оставила” (Марина Цветаева).

  • 4 ноября с 18 до 22 часов в музее пройдёт Ночь искусств. “Расти, душа, и насыщайся вволю!” В программе: поэзия Эпохи Возрождения, искусство сонета, поэтическая программа из сонетов Эпохи Возрождения, судьба Ариадны Эфрон, сонеты в переводе Ариадны Эфрон, кофе-пауза, демонстрация кинофильма “Собака на сене” по одноимённой комедии Лопе де Вега, “Ленфильм”, 1977 год.
    Мероприятие платное. Цена билета: 450 рублей.
  • 5 марта в 14 часов в музее пройдет Литературный вечер памяти Анны Ахматовой. В 16 часов в Литературной гостиной музея состоится концерт вокального клуба “Лирика”. В программе: русские романсы, песни советских композиторов. Вход по музейным билетам.
  • 13 марта в 12 часов в Сквере Марины Цветаевой пройдет праздник “Масленица”.

Мероприятия МБУК «Мемориальный Дом-музей
Марины Цветаевой в Болшеве»
на 2015 год

5 декабря в 14 часов – литературный вечер, посвященный
140-летию со дня рождения немецкого поэта-модерниста Райнера Мария Рильке.

26 декабря в 11 часов – мероприятие для дошкольников и младших школьников «Зимняя сказка в музее Марины Цветаевой».

В дни школьных каникул: 12+

28 декабря в 14 часов – поэтическая программа «Погружение в поэзию Марины Цветаевой».

29 декабря в 14 часов – поэтическая программа «Поэты всех времен и народов о вечных ценностях».

30 декабря в 14 часов – поэтическая программа «Поэты всех времен и народов о вечных ценностях».

31 декабря в 14 часов – поэтическая программа «Любовная лирика Марины Цветаевой»

Отзыв: Дом-музей Марины Цветаевой в Болшево (Россия, Королев) — Уютный дом с трагической историей

Творчество Марины Цветаевой мне очень хорошо знакомо, люблю многие ее стихи. А вот ее биография до недавнего времени мне была малоизвестна. Поэтому я с огромным интересом отправилась в однодневную автобусную поездку, организованную проектом «Москва, которой нет». Мне нравится путешествовать именно с этим организатором экскурсий, так как их путешествия отличает очень насыщенная и интересная экскурсионная программа и замечательные гиды.
Поездка была по трем подмосковным местам, среди которых значилось и Болшево – место, где в 1939 году Марина Цветаева прожила несколько месяцев. Сейчас в этом доме организован дом-музей поэтессы, в котором практически всё сохранилось как при ее жизни. Входной билет в музей стоит 100 рублей. На территории возле музея сохранились высоченные сосны, которые росли здесь еще во времена поэтессы.

Музей предлагает несколько экскурсионных программ по нескольким темам, выбрать можно любую. Кстати, в самом музее очень хорошие экскурсоводы, видно, что они очень увлечены творчеством Марины Цветаевой и могут рассказывать о ней часами.

Музей по площади не очень большой, поэтому много народу вместить не может. Из-за этого группы набираются малочисленные, в этом есть и свой плюс, никто не мешает подробно осматривать экспозиции музея. А посмотреть есть на что. В музее очень хороший фотоархив – представлены фотографии самой Марины Цветаевой и близких и родных. Очень много личных вещей поэтессы – концертный костюм, в котором она выступала, украшения, лорнет, книги, даже сохранилась прядь волос в рамке.

Вообще, дом очень уютный, только холодок по коже пробегает, когда узнаешь историю и трагедию этого места. В округе тишина, которую нарушают только проходящие мимо поезда – железная дорога и станция Болшево совсем-совсем близко.

Очень рекомендую для посещения всем поклонникам творчества Марины Цветаевой.

Дом-музей Марины Цветаевой

Мемориальный музей Цветаевой находится в самом центре Москвы, в Борисоглебском переулке за Новым Арбатом. Он размещен в бывшем доходном доме постройки начала прошлого века, здесь поэтесса прожила 8 лет перед эмиграцией из России в 1922 году.

После войны коммунальное жилище было приговорено к сносу, от которого дом спасла одна из жилиц, почитательница поэтического таланта бывшей соседки. Несколько лет упорная женщина жила без отопления и электричества, пока общественность и академик Лихачев не добились решения, учреждающего музей Цветаевой.

При проведении недавнего ремонта дома прошла и реконструкция экспозиции, использованы современные дизайнерские решения. Тематические выставки и постоянная экспозиция претерпели значительные изменения. Это заметно даже для тех, кто ранее музей Цветаевой не посещал, настолько необычный для старых зданий вид приобрели некоторые помещения.

Преобразования коснулись даже гардероба и кассового вестибюля, расположенных в цокольном этаже. Здесь пока сохранили анонс юбилея поэтессы, отмеченного в 2017 году. Предусмотрен вход в музей Цветаевой по электронным билетам, установлен специальный терминал. Обычные стойки под буклеты и информационные материалы обрели современный облик, не загромождают помещение.

Ожидается, что проведенная при подготовке к 125-летию работа в дальнейшем будет продолжена. Обновление экспозиции, пополнение подлинными личными вещами могло бы дополнительно оживить интерес к экспозиции, привлечь новых посетителей. ряд шагов в этом направлении руководство заведения уже сделало.

Рядом с кассами оборудован просторный холл с книжными стеллажами и читательскими столиками, освещаемыми индивидуально. По задумке авторов концепции переделки, здесь можно перечитать стихотворения поэтессы либо по старой памяти, либо вдохновившись просмотром экспозиции.

Юбилейная выставка

Поэма Воздуха, одно из самых сложных для восприятия произведений Цветаевой, во многом определила содержание и стилистику оформления юбилейной выставки. Девиз экспозиции и ее главная теме – где мой дом? — взята из начальных строк гимна Чехии, куда выехала Цветаева в 1922 году. Выставка состоит из ряда разделов, названных Воздухами – от Первого до Последнего. Каждому выделено отдельное пространство, каждый освещает определенную эпоху в жизни поэтессы. Предваряет эти разделы краткая, образно изложенная биография героини, смыслы ее жизни и творчества.

Первый воздух – описание детства и юности, становления личности и выявления поэтического таланта. Слагать стихи маленькая Марина начала в 5 лет, в 18 на свои средства выпустила первый сборник, замеченный рядом ведущих поэтов России той поры. В составе экспозиции галерея изображений современников, воссозданный интерьер кабинета отца поэтессы. Иван Владимирович – искусствовед и профессор филологии, основатель Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина).

Несколько следующих разделов представляют жизнь Марины Цветаевой как цепь во многом случайных событий, по ее собственному выражению. Устроители выставки иллюстрируют этапы биографии героини фотографиями, дополняя их показом натуральных экспонатов. Несколько ведущих литературных и исторических хранилищ передали в музей Цветаевой имеющиеся раритеты во временное пользование.

Полумрак на протяжении просмотра и точечная подсветка экспонатов концентрируют внимание посетителей на восприятии информации. Происходящие в жизни Цветаевой события в решающей степени обусловлены внешними обстоятельствами, которые сильнее людей, по меткому выражению Де Голля. Удачная женитьба по любви, любимые и любящие дети – все меркнет из-за мировой войны и революции.

Роковые обстоятельства

Цветаева познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном на даче Волошина в Коктебеле. Скоропалительный брак по любви в юном возрасте – ему 16, она на год старше, подарил им троих детей, разделивших сложную родительскую судьбу. Точнее, судьбы их складывались как бы параллельно, лишь временами соприкасаясь. Эфрон мирился с увлечениями супруги, натуры увлекающейся и впечатлительной. Мировую войну Сергей провел братом милосердия санитарного поезда и юнкером, в октябре 1917 участвовал в боях с большевиками. Потом воевал в составе Добровольческой армии Корнилова, после сдачи Крыма в 1920 году эмигрировал.

Марина в 1912 году родила дочь, названную Ариадной, всю жизнь звала ее Асей, возможно, в память о старшей сестре. Вторая дочь – Ирина появилась уже при проживании в будущем мемориальном доме, погибла от голода и болезни в интернате Кунцево, не достигнув и 3-х лет. Старшая сестра чудом выжила до приезда матери, находясь с нею до кончины Цветаевой. За Пятым воздухом следует Последний.

Сергей Эфрон от белогвардейца прошел путь к сотрудничеству с НКВД, в эмиграции соединившись с женой и дочерью. Они уехали в Чехословакию в 1922 году, в 1925-м родился желанный Мариной и мужем сын Георгий, прозванный Муром.

Семья вернулась в Россию в 1939 году, а в начале войны сын с матерью выехали в порядке эвакуации в Елабугу. Юноша погиб при освобождении Белоруссии, не слишком долго пережив расстрелянного уже после возвращения в Россию отца.

Сама Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством, прекратив дыхание с помощью зловещей веревки. Именно ею Борис Пастернак увязывал поклажу, провожая поэтессу в эвакуацию. Передают даже реплику будущего нобелевского лауреата по поводу крепости веревки — «хоть вешайся».

Однако не этот трагический конец подразумевают организаторы выставки под Последним воздухом Марины Цветаевой. Всю жизнь она прожила поэтическим творчеством, символом которого стал демонстрируемый в финале экспозиции рабочий стол.

Музей Цветаевой – мемориальная квартира

Мемориальную часть экспонируемых помещений музей Цветаевой представляет в традиционном формате, здесь нет современных изысков. Привычен и состав комнат, и комплектование экспонатами как за счет подлинников от родственников и других дарителей, так и подбором аналогов. Парадная лестница по конструкции и украшению достойна богатого особняка, для доходного дома очень хороша.

В годы Первой мировой и Гражданской войн, в условиях безденежья, дефицита продуктов и топлива Цветаева чаще пользовалась лестницей черного хода. Ведь приходилось носить не совсем приличные грузы – древесные отходы для отопления, скромнейшие продовольственные покупки. И выносить вещи для продажи или обмена на продовольствие тоже случалось. Планировка квартиры была и сохранена на удивление хаотичной, много углов и закутков, разные уровни полов и потолков.

В ходе последней реконструкции музей Цветаевой оформил экспозицию в ранее недоступной для осмотра комнате, так называемой Гостевой. Первоначально она соответствовала названию, затем сдавалась в аренду, давая хоть какие-то средства для жизни.

Сейчас смысл старого названия частично вернулся, представляя круг знакомых и гостей Марины, навещавших ее и в радости, и в горе. Сохранена в помещении и отопительная печь, уже как музейный экспонат.

Подсвеченный изнутри стенд используется для показа предметов увлечения хозяйки. Здесь статуэтки и миниатюры, блокноты и записные книжки, письменные принадлежности, книги и картины.

Напротив, на помосте, сохранен белый диван, имеющий какую-то особую ценность. Большой планшет представляет пояснительный текст ко всей экспозиции, на стене картины разных жанров и авторов, подаренные знакомыми художниками.

Из Гостевой комнаты – в гостиные

Виденная уже из коридора семейная гостиная Цветаевых сохранила подлинный камин, старинные часы и ряд предметов обстановки. Интерьер дополнен рядом предметов, подобранных сотрудниками музея из аналогичных прежним образцов. Над камином портрет отца поэтессы в парадном мундире, с орденской лентой через плечо.

Сюртук члена-корреспондента Академии наук украшен несколькими российскими и иностранными наградами за заслуги в областях истории, археологии и искусствоведения. Фотография выполнена в ателье Фишера, самого престижного фотографа Москвы, снявшего большинство видных современников.

Диван в стиле ампир и кресло с высокой спинкой (именно такие называли вольтеровскими) были особенно любимы Мариной Ивановной. Посетителей же часто интересуют массивные напольные часы с длиннющим маятником и гигантскими гирями.

В застекленном шкафу примечательно большое фарфоровое блюдо, которое сохранил музей Цветаевой. Это подарок крестьян деду Сергея Эфрона по матери, Петру Дурново, скорее всего при отмене крепостного права. Любопытны и вазы на камине, и экран для топки с восточным рисунком середины XIX века.

Основная гостиная соединяется дверным проемом с Музыкальной, от обстановки которой осталось очень мало вещей. Помещение это проходное, соединено еще и с кабинетом Цветаевой, и с детской комнатой. Рояль не оригинален, музей Цветаевой приобрел инструмент в качестве реквизита. Подлинный предшественник был обменян на мешок картофеля в голодном 1920 году.

Атмосфера Музыкальной гостиной напоминала Марине о родительском доме, откуда и был вывезен старый рояль. На стене висел такой же портрет Бетховена и фотография матери, с детства приучившей детей к музыке.

Кабинет Цветаевой и детская комната

Кабинет Цветаевой служил не только местом творчества, он был и спальней, и будуаром, и личной гостиной. Меблировка, утраченная в лихие годы, подобрана не просто по временнόй аналогии, а по фактическому сходству, признанному современниками. Широкая тахта укрыта пестрым покрывалом, перед ложем расстелена шкура матерого волка. На стене – копия портрета Сергея Эфрона в молодости, сделанная неизвестным мастером или любителем с оригинала художницы Магды Найман.

Рабочий стол, место творческих занятий, был особенно дорог Цветаевой, но о его подлинности достоверные данные отсутствуют. черновики писем или стихов под стеклом возможно распознать, только приблизившись, — сделайте это во время визита в музей Цветаевой.

Нестандартная комната, изобилующая углами, выступами и нишами, позволяла разместить только подходящие по конфигурации предметы. даже сами сотрудники музея не могут пояснить, почему планировка обычного доходного дома столь затейлива.

В уголке подле рабочего стола стоит угловой книжный шкаф, другой бы не поместился. За стеклом любимые книги поэтессы, выше – икона. Копия той, под которой венчались супруги. Над столом портрет Наполеона и репродукции Врубеля, творческого собрата Цветаевой. В нише стены удобно разместилась этажерка с патефоном.

Детская комната – самая просторная в доме, малое количество мебели этот простор красноречиво подчеркивает. Огромных габаритов сундук служил постелью няне, пока хватало средств на ее наем. Главный предмет в помещении – детская кроватка дочери, с куклой на белом убранстве. На стене – изображение резвящихся ребятишек, подле кроватки – деревянная раскрашенная лошадка.

Массивный платяной шкаф да зеркало в простенке между оконными проемами, небольшой столик перед ним с детскими фотографиями меблировку исчерпывали. Остается упомянуть божницу, изделие довольно интересное, но неизвестного происхождения, и размещенные в ней святые образа. Детская – не только самая большая, но и самая освещенная комната цветаевской квартиры, отданная любимой дочке и отраженная в ее воспоминаниях.

Проходные комнаты и кабинет Сергея Эфрона

Чтобы добраться до комнаты главы семейства, нужно из детской вернуться в прихожую, пройти ряд лестниц и подняться в мезонин. По пути встретятся несколько коридоров и ниш, непонятного на первый взгляд предназначения. Этот переход наглядно демонстрирует нестандартность планировки дома, не похожую на обычные жилища, предназначенные для сдачи внаем.

Одна из ниш возле печной топки содержит плетеный ящик немалых размеров. Это либо короб для белья или одежды, либо емкость для продовольствия, хотя подобные объемы запасов в те времена маловероятны. На стене коридора музей Цветаевой предусмотрительно разместил схему здания, чтобы самостоятельные туристы не сбились с пути.

Проходная комната крошечной площади жильцами, очевидно никогда не использовалась. Оригинальный столик с полукруглой столешницей и пара зачехленных стульев – вся ее нехитрая меблировка. Единственная достопримечательность помещения – вид из окна на типичный московский дворик с нагромождением домов.

Кабинет Сергея Эфрона воссоздан в предреволюционном состоянии, ведь после вступления в Белое движение он здесь не бывал. Первые взгляды посетителей приковывает чучело гигантского орла с распростертыми крыльями, укрепленное над диваном. Два дивана совершенно разной конструкции подобраны позднее, когда создавался музей Цветаевой. Марина с дочерью занимала эту комнату летом в отсутствии мужа, а в последний год перед эмиграцией уже не владела этим помещением.

Своеобразие кабинета заключалось в наличии выхода на крышу детской, превращенную в огороженную террасу. Еще примечателен потолочный оконный проем, дающий дополнительное освещение и возможность видеть Луну и звезды ясными ночами. Рабочий стол практически пуст, не считая малого бюро и светильника с зеленым абажуром. На тумбочке – фотографии родственниц Сергея и оригинальная статуэтка, имитирующая морскую волну. Вероятно, это символ приморского Коктебеля, где познакомились будущие супруги.

Историческая экспозиция

Оформление постоянной экспозиции, рассказывающей о жизненном пути супруга Марины Цветаевой, выполнено сходно с временной юбилейной выставкой. Хотя не исключено, что именно временное окажется самым долговечным. Подробно описывать события жизни, службы у Корнилова и сотрудничество с НКВД, как и последующую эмиграцию, необходимости нет. Все стенды снабжены заголовками крупным шрифтом, есть и пояснения, да и сами экспонаты достаточно красноречивы.

Многие выставленные экспонаты имеют отношение лично к Сергею Эфрону, часть именно ему и принадлежали. Особую ценность имеют фотографии разных лет. Документы и знаки воинского различия. На примере мужа Цветаевой прослеживается типичная судьба честного русского патриота, боровшегося за идеалы Белого движения, но в конце концов сломленного пропагандой и подкупом большевистской системы. Карательный механизм новой власти не щадил даже сотрудничающих с ним и при малейших подозрениях нещадно карал.

Прямо напротив выхода из подъезда посетившие музей Цветаевой видят памятник поэтессе, и большинство его внимательно рассматривают, некоторые возлагают цветы. Марина изображена в длинном закрытом платье, в задумчивой позе, сидящей опершись локтями о стол и прислонив голову к сцепленным кистям. Создан и установлен монумент в 2007 году, выполнила скульптуру Нина Матвеева.

Сложная и трагическая судьба Марины Цветаевой, испытавшей немало личных трагедий и принявшая горькую смерть, созвучна надрыву ее поэтических строк. Не вполне достоверно известно место ее захоронения, не была она и отпета – не полагается это самоубийством по православным канонам.

Однако народная любовь позволила сделать исключение – так выразился Алексий Второй, благословляя отпевание по ходатайству сестры поэтессы, Анастасии. Просьбу поддержал диакон Андрей Кураев, и отпели страдалицу в храме Большое Вознесения у Никитских ворот. Произошло это в год 50-летия ее смерти, в 1991 году.

У этого термина существуют и другие значения, см. Музей Цветаевой.

Дом-музей Марины Цветаевой

Здание музея, 2011 год

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771310006370005 (ЕГРОКН)
объект № 7737247000 (БД Викигида)
Дата основания 1990
Дата открытия 1992
Местонахождение Москва, Борисоглебский переулок, д. 6, стр. 1
Директор Елена Жук
Сайт Официальный сайт
Дом-музей Марины Цветаевой на Викискладе

До́м-музе́й Мари́ны Цвета́евой — мемориальный музей, посвящённый жизни поэта Марины Цветаевой. Расположен в доме по Борисоглебскому переулку, где Цветаева проживала вместе со своей семьёй с 1914 по 1922 год. Открытие музея состоялось в 1992-м по инициативе деятелей культуры, в том числе академика Дмитрия Лихачёва. В настоящее время в музейном фонде находится более 45 000 предметов: архивные документы, фотографии, антикварная мебель и личные вещи Марины Цветаевой.

История здания

Мемориальная табличка на стене музея, 2011 годПарадный подъезд музея, 2012 год

История участка прослеживается с 1844 года, когда была впервые упомянута владелица земли — Т. А. Арцыбашева, дочь гвардейского прапорщика. Впоследствии владение перешло к жене отставного подполковника А. Д. Сабко, при которой в 1862 году на участке возвели четырёхэтажный доходный дом, рассчитанный на четыре квартиры, с чердаком и подвалом. Строительство возглавлял архитектор Александр Никифоров. По проекту здание совмещало сразу несколько архитектурных стилей: классицизм начала и эклектику второй половины XIX века.

В 1875 году дом принадлежал Коллежскому советнику А. А. Цветаеву — однофамильцу Марины Цветаевой. Его сын, Н. А. Цветаев, передал дом по наследству жене губернаторского секретаря М. Н. Калиной-Вильсон. Впоследствии участок сменил ещё несколько владельцев: С. Н. Родионову и Г. А. Балашову. В 1911 году здание перешло к капитану Георгию Мансурадзе и штабс-капитану Ивану Кирилловичу Дмитриеву. При них в доме была проведён водопровод, электричество, телефон, чёрный ход и остальные удобства.

В сентябре 1914 года двадцатидвухлетняя Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и двухлетней дочерью Ариадной поселилась в Борисоглебском переулке. Семья, сдав собственный особняк на Полянке, сняла просторную полутораэтажную квартиру № 3 в старинном доходном доме. Его расположение в Арбатской части Москвы, местах, с детства родных и Цветаевой, и Эфрону, необыкновенная планировка, словно в миниатюре воссоздающая разом и типичный старомосковский дом, и условный европейский замок, позволили Цветаевой впервые ощутить себя хозяйкой своего дома, с увлечением и фантазией обустраивать семейное гнездо. Столовая, детская, комнаты мужа и жены, гостевая комната, кухня, мансарда — места хватило и для маленькой семьи, и для друзей, и для прислуги.

После революции 1917 года дом несколько лет не отапливался, что негативно сказалось на состояние стен и внутренних перекрытий. В это же время положение дел Цветаевой значительно ухудшилось: Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию и на время боевых действий покинул семью, в то время как Марина Цветаева лишилась средств к существованию после национализации банков. Для того чтобы прокормить детей Цветаева выстаивала очереди за пайком, рубила на дрова свою мебель красного дерева, топила «буржуйку» в гостиной. В ноябре поступила на службу в Комиссариат по делам национальностей, где проработала полгода. К Концу 1919 года положение стало отчаянным, по настоянию друзей она временно поместила детей в Кунцевский приют.

За восемь лет проживания в московской квартире Цветаева написала более сотни лирических стихов, шесть романтических пьес, четыре поэмы, переводы и прозаические эссе. Несмотря на тяжёлые времена, поэта продолжали посещать друзья: Сергей Волконский, Борис Бессарабов, Борис Зайцев, Илья Эренбург, Евгений Ланн, Никита Вышеславцев, Василий Милиоти, Василий Бебутов, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Эмилий Миндлин и другие.

Квартира была настоящая старинная московская, неудобная, путаная, нескладная, полутораэтажная и очень уютная. Две двери вели – левая в какую-то ничью комнату, с которой у меня не связано никаких ранних воспоминаний, правая – в большую темную проходную столовую. Днем она скудно и странно освещалась большим окном-фонарем в потолке. Зимой фонарь этот постепенно заваливало снегом, дворник лазил на крышу и выгребал его. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон

В 1918 году началась политика уплотнения и в остальных квартирах были образованы коммуналки. В 1962-м в доме были проведены недоброкачественные ремонтные работы, в процессе которых с фасада сбили лепнину, дубовые оконные рамы и двери заменили сосновыми, а паркет застлали досками. Пристройка, в которой находилась детская, была полностью снесена и возведена заново. В 1979 году городские власти постановили снести дом, однако здание удалось сохранить благодаря медику Надежде Катаевой-Лыткиной, проживавшей в одной из квартир с 1940 года. При поддержке общественности Надежда Ивановна стала бороться за сохранение дома.

В 1986 году помещения были сданы в аренду Центральной городской публичной библиотеке имени Николая Некрасова, а в 1991-м на здании разместили мемориальную доску Марине Цветаевой.

История музея

Создание

Музей был создан в 1990 году по постановлению Советского фонда культуры о создании Культурного центра «Дом поэта Марины Цветаевой». Одним из инициаторов выступал академик Дмитрий Лихачёв. Первым директором была назначена Эсфирь Красовская, а Надежда Катаева-Лыткина — почётным работником учреждения и служила в музее поэта вплоть до 2001 года. В 1992-м году, в год столетия со дня рождения поэта, состоялось официальное открытие Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой». К открытию была приурочена большая выставка о Марине Цветаевой.

В 2000 году фонды музея пополнились коллекцией автографов Марины Цветаевой и Георгия Эфрона, переданной компанией De Beers. В 2014-м музей выиграл Потанинский конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» с проектом «Домовый дневник Марины Эфрон. 1914». К 125-летию со дня рождения Цветаевой в особняке был проведен текущий ремонт, в рамках которого была произведена окраска стен, циклевка паркета, замена сантехники, частичная замена кровельного железа, окрашивание фасада, а также обновлена экспозиция музея: впервые открыты для посетителей гостевая комната и чёрная лестница, ведущая в цокольный этаж. Студия Артемия Лебедева создала для музея навигационную систему из белого камня.

В 2016 году новым директором музея была назначена Елена Жук. В этом же году в учреждении был запущен кинолекторий. 29 ноября 2017 года в музее была открыта выставка «Где мой дом?», главное событие юбилейного «цветаевского» года, которая представила главное дело жизни Цветаевой — её служение слову, наглядным памятником которому остались её литературное наследие и её рукописный архив. По состоянию на 2018-й в музее действуют семь мемориальных комнат, научная библиотека, концертный зал, а также архив Русского зарубежья.

Экспозиция

Портрет Сергея Эфрона. Неизвестный художник, Москва, 1992 г. Копия с работы Магды Нахман.

Музейные фонды начали формироваться в 1990 году, когда с постановлением правительства многие коллекционеры начали жертвовать мемориальные вещи и предметы эпохи, составившие основу экспозиции. На сегодняшний день фондовое собрание насчитывает более 45 000 единиц хранения и делится на семь коллекций: мемориально-вещевая, документы, фотодокументы, печатные издания, живопись, графика и скульптура. В центре экспозиции находятся вещи Цветаевой: платье, клипсы, браслет, подаренные ею сестре мужа Елезавете Эфрон, а также миниатюрное издании Библии XVIII века, фаянсовая ваза, найденная на чердаке дома в Борисоглебском переулке, брошь с портретом герцога Рейхштадтского и др. В собрание музея входят материалы, документирующие биографию и творческую деятельность современников поэта — Бориса Пастернака, Константина Бальмонта, Анны Ахматовой, Андрея Тарковского, Ильи Эренбурга и многих других. Значительная часть собрания — архив русского зарубежья, поступивший в музей в 1990-х годах из Советского фонда культуры. Это уникальное собрание документов, писем и печатных изданий, относящихся к первой и второй волнам эмиграции..

Обстановка мемориального музея максимально приближена к состоянию типичной квартиры 1910 годов — из-за того, что многие подлинные предметы семьи Цветаевой были утрачены, мебель была заменена на аналогичную. Выставочное пространство мемориальной квартиры начинается с гостевой комнатой, в которой останавливался Осип Мандельштам и другие гости поэта. В настоящее время она оформлена как «лавка древностей», в которой собраны антикварные вещи, связанные с увлечениями Марины Цветаевой, например, бюст Наполеона и живопись французской революции.

Детская располагалась в самой большой комнате квартиры. В ней висит зеркало Цветаевой, а также находится шкаф, в котором находится часть домашней библиотеки семьи: представленные книги принадлежали как поэту так и её сестре Анастасии. По соседству с детской находится малая гостиная, в которой во времена Цветаевой стоял привезённый из Тарусы рояль. Инструмент был продан в послереволюционные годы, а в настоящее время в зале представлен аналогичный рояль начала XX века.

В кабинете находятся живописные работы, изображающие сцены из французской революции и Отечественной войны 1812 года. Также в зале экспонируются шарманка, секретер, письменный стол и граммофон. При жизни поэта обои кабинета были исписаны стихотворениями. На втором этаже квартиры располагался кабинет Сергея Эфрона, откуда можно было попасть на крышу второго этажа, используемую как мансарда в 1920-е. В нём расположена постоянная выставка, рассказывающая о военной карьере мужа Цветаевой и об истории Белого движения. В бывшей кухне также находится выставка, рассказывающая о родителях Сергея Эфрона.

В 2017 году экспозиционное пространство было расширено: было добавлено около 70 подлинных предметов, связанных с жизнью Марины Цветаевой, а также открыта комната, которую семья поэта сдавала постояльцам.

Примечания

  1. Ирина Ермакова. Музей-квартира М. И. Цветаевой в Москве. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения 7 сентября 2018.
  2. 1 2 3 Анастасия Соловьева. Дом Марины Цветаевой. Mos.ru. Дата обращения 8 сентября 2018.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 История дома. Дом-музей Марины Цветаевой. Дата обращения 8 сентября 2018.
  4. Эфрон, 2016, с. 6—10.
  5. Дом-музей Марины Цветаевой. museum.ru. Дата обращения 8 сентября 2018.
  6. Дом-музей Марины Цветаевой: День открытых дверей. Афиша (29 марта 2018). Дата обращения 8 сентября 2018.
  7. Навигация в доме-музее Марины Цветаевой. Art. Lebedev. Дата обращения 8 сентября 2018.
  8. Дом-музей Марины Цветаевой. Марина Ивановна Цветаева. Дата обращения 8 сентября 2018.
  9. Дом-музей Марины Цветаевой запустил новый сайт. Mos.ru (3 августа 2016). Дата обращения 8 сентября 2018.
  10. Наталия Арлаускайте. Поэтика частного пространства Марины Цветаевой: пространство неповседневности. Новое Литературное Обозрение. Дата обращения 8 сентября 2018.
  11. 1 2 3 Наталья Тростьянская. Судьба Золушки наоборот: Дом-музей Марины Цветаевой открылся после ремонта. Вечерняя Москва (18 мая 2017). Дата обращения 8 сентября 2018.
  12. Дом-музей Марины Цветаевой. In your pocket. Дата обращения 8 сентября 2018.
  13. Дом-музей Марины Цветаевой. Путеводитель по Московской области. Дата обращения 8 сентября 2018.
  14. 1 2 3 4 Дом-музей Марины Цветаевой на YouTube
  15. В Москве открылся обновленный дом-музей Марины Цветаевой. National Geographic Россия (19 мая 2017). Дата обращения 8 сентября 2018.