Майнцский собор майнц

Собор в Майнце можно назвать одним из императорских сооружений. Большая часть строительства этого собора пришлась на период 12-13 веков. Архитекторы выдержали двустороннюю ориентацию храма, так как по представлениям того времени она считалась оппозиционной к римской и монастырской традициям. В основе храма лежит трёхнефная базилика. При этом в элементах отделки собора присутствуют стили барокко и готика, а колонны выполнены в романском стиле.

Город Майнц считается местом пересечения многих дорог. Так было ещё во времена правления святого Бонифация, именно при нем Майнц стали называть «Святым престолом».

В конце 10-го и начале 11-го века в городе правителем был архиепископ Виллигис, который и начал возведение собора. Строительство храма длилось при нем 30 лет, но все же Виллигис не успел его достроить. После него собор продолжали строить и перестраивать ещё на протяжении почти 600 лет.

В своей основе храм напоминает крест. Для придания храму композиционной завершенности началось строительство башни с высокой пирамидальной крышей, которая располагалась на пересечении трансепта и центрального нефа. Позже выяснилось, что требуется строительство второй башни, так как не было часов. Ещё позже началось возведение третьей и последующих башен. Строили их для придания величия всему собору и для подчеркивания его внешней красоты.

Из наиболее старых и сохранившихся элементов собора можно отметить бронзовые двери, расположенные на рыночном портале. На них имеется надпись создателя. Также среди достопримечательностей собора можно отметить дубовые кресла, которые были сделаны в 1767 году.

Собор возведен из каменных блоков, которые предварительно были отесаны. При оформлении фасадов были использованы некоторые архитектурные элементы – карликовые галереи и декор из ниш.

В самом соборе имеются два хора, три нефа и большое количество часовенных флигелей. Восточный хор посвящён святому Стефану, а западный – святому Мартину. Вдоль центрального нефа размещены фрески с изображениями Христа.

В Майнцском соборе за многие столетия было проведено семь коронаций. В частности, здесь возводились на престол Конрад II, Генрих II и Фридрих II.

Уже более тысячи лет в городе на берегу Рейна стоит величественный собор. Благодаря усилиям св. Бонифация с 746 г. Майнц, находящийся на пересечении древних путей, по которым двигались целые народы, постепенно превратился в важнейший христианский центр к северу от Альп. При Виллигисе, архиепископе Майнца (975-1011) и канцлере Священной Римской империи, город называли вторым Римом.

Майнцский Кафедральный Собор находится в центре исторической части этого немецкого города на его Рыночной площади. Вместе с Аахенским, Шпайерским, Вормсским, Франкфуртским и Бамбергским соборами его относят к так называемым Имперским соборам.

На протяжении его многовековой истории под высокими сводами собора проходили коронации 7 монархов. О представителях духовенства, чья судьба была связана с историей Майнцского собора, напоминают размещенные здесь надгробия 45 епископов. Не случайно именно в пункте пересечения многих путей был воздвигнут этот величественный храм.

Собор в Майнце, история возведения

Здание собора отличается внушительными размерами. Внутри сооружение имеет длину 109 метров, а снаружи его длина насчитывает 116 метров. Высота самой высокой западной башни составляет 83 метра. Это сооружение исполинских размеров является визитной карточкой Майнца и его главной достопримечательностью, олицетворяя многовековую историю развития города.

Строительство кафедрального собора совпало с периодом правления архиепископа Виллигиса, выполнявшего одновременно функции эрцканцлера Священной римской империи. Благодаря своим незаурядным способностям Виллигис быстро добился высокого сана. Когда Виллигис служил при дворе римского императора, тот высоко оценил его ум, а после кончины коронованного вельможи он удостоился чести быть управляющим его наследника.

Существует легенда, что Виллигис был сыном простолюдина, который занимался изготовлением карет. Будучи при дворе, Виллигис достаточно натерпелся от знати всякого рода насмешек и колкостей из-за своего неблагородного происхождения. Как-то ночью сын каретника нарисовал на стене своего дома обыкновенные колеса, как доказательство того, что он не стыдится своего отца каретника. Такой поступок очень понравился жителям Майнца, и они использовали изображение колес в качестве герба своего города.

Воодушевленный видом собора Святого Петра в Риме, архиепископ Виллигис приступил к возведению подобного сооружения в Майнце, посвятив строительству практически всю свою жизнь. Собор возводился на протяжении большем, чем два столетия, начиная с 975 года и заканчивая 1239 годом, когда базилику освятили и назначили ее покровителями Святого Мартина и Святого Стефана. Имена этих святых заступников можно прочитать в названии собора.

Затяжное строительство объясняется разрушительными пожарами, которые время от времени возникали на территории возводимого здания. Так в 1009 году возникший после освящения собора пожар был настолько разрушительным, что Виллигис не смог пережить крушения своих надежд, связанных со строительством, и вскоре умер.

Архиепископа, посвятившего свою жизнь возведению кафедрального собора, похоронили в его стенах, а католическая церковь, чтобы увековечить имя архиепископа, 23 февраля отмечает как день Святого Виллигиса.

За все время своего существования стены этого храма были немыми свидетелями семи разрушительных пожаров, нескольких войн и оккупаций. Поэтому здание собора постоянно достраивали и реставрировали.

В начале XIX века когда-то величественное сооружение уже имело такой плачевный вид, что встал вопрос о его снесении. Но в какую-то минуту здравый смысл восторжествовал, и здание принялись отстраивать, возобновив реставрационные работы.

Майнцский собор несколько столетий подряд был главным центром коронования царственных особ, среди которых первыми были благословлены на императорство святой Мартин Турский и святой Стефан, а в 1002 году архиепископ Виллигис короновал на царствование Генриха II.

Здесь же получили императорскую корону Конрад II, Фридрих II и другие немецкие короли. Крупнейшее торжество Средневековья, которое произошло в стенах этого храма, ознаменовало посвящение на рыцарство отпрысков императора Фридриха II в 1184 году.

Майнцский собор, интерьер и святыни

Кафедральный Собор Майнца считается крупнейшим в Германии. Невзирая на череду разрушений, которую пришлось пережить главной резиденции римско-католического епископства, внутреннее убранство сооружения сохранило богатство и великолепие.

Центральный неф украшен изумительными по своей красоте фресками, иллюстрирующими жизненный путь Иисуса Христа. Возле величественных колонн находятся надгробные памятники архиепископам города.

Посетителей храма по сей день поражает роскошью украшенная золотыми изваяниями купель, в которой крестили младенцев еще в XIV веке.

Религиозные произведения искусства вызывают восхищение творчеством древних мастеров. Многие из них хранятся в сокровищнице Майнцского собора. В Епископальном музее, расположенном в подвалах здания, собрана обширная коллекция старинных полотен, скульптур, священных облачений, предметов обихода и старинных культовых предметов.

Тысячелетиями в храме создавались настоящие шедевры, среди которых удивительной красоты орнаменты из романской базилики, гобелены XV-XVI веков, а также чудесные алтари. Отличительной особенностью храма является наличие двух алтарей: западного Бардо и восточного Генриха IV, символизирующих единство государственной власти и церкви, а также духа и тела.

Для строительства храма в основном использовали песчаник красноватого оттенка. Контрастом к общему зданию выступает построенная из светлого камня часовня Готарда. Первоначально собор строился в романском стиле. Однако пожары и разрушения и последовавшие за ними восстановительные работы привнесли в его архитектуру и другие стили.

В нынешнем облике Майнцского собора прослеживаются элементы готики, раннего барокко и ренессанса, которые смешались в одном сооружении, давая возможность проследить историю развития зодчества.

Стиль барокко преобладает в облике центральной башни и двух боковых, оформленных архитектором Нойманном в 1767-1773 годах, который в 1778-1779 годах построил соборные дома, снабдив их крышей, устойчивой против пожаров. Этот зодчий соорудил на западной башне, пострадавшей в результате удара молнии, новый шпиль по форме схожий с колокольней.

Ряды часовен внутри собора украшены готическими ажурными окнами с витражами, но не средневековыми, а созданными после Второй мировой войны. Двухъярусная галерея, сооруженная в 1400-1410 гг., несколько необычна: она идет не по всему периметру, а только с трех сторон. Вероятно, причиной этого стало намерение сохранить окна боковых часовен вдоль главного нефа, появившиеся в XIV в.

Квадратная часовня Готарда за северным трансептом была построена в 1137 г. как дворцовая: в этом месте к собору примыкала резиденция архиепископа. Сейчас в часовне проходят ежедневные мессы.

К романской эпохе относятся хоры, расположенные внутри храма, а массивные двери из бронзы были созданы в X-XI веке. Хоры посвящены покровителям сооружения: западный — Святому Мартину, а восточный — Святому Стефану.

Начиная с XI века у стен величественного здания стали устанавливать скульптуры, которые дополнялись новыми скульптурными изваяниями вплоть до XX века. В нынешние времена все они образуют галерею, привлекающую внимание туристов и посетителей.

Интерьер Кафедрального Собора Майнца

Кафедральный Собор Майнца считается крупнейшим в Германии. Невзирая на череду разрушений, которую пришлось пережить главной резиденции римско-католического епископства, внутреннее убранство сооружения сохранило богатство и великолепие.

Центральный неф украшен изумительными по своей красоте фресками, иллюстрирующими жизненный путь Иисуса Христа. Возле величественных колонн находятся надгробные памятники архиепископам города. Посетителей храма по сей день поражает роскошью украшенная золотыми изваяниями купель, в которой крестили младенцев еще в XIV веке.

Религиозные произведения искусства вызывают восхищение творчеством древних мастеров. Многие из них хранятся в сокровищнице Майнцского собора. В Епископальном музее, расположенном в подвалах здания, собрана обширная коллекция старинных полотен, скульптур, священных облачений, предметов обихода и старинных культовых предметов.

Тысячелетиями в храме создавались настоящие шедевры, среди которых удивительной красоты орнаменты из романской базилики, гобелены XV-XVI веков, а также чудесные алтари. Отличительной особенностью храма является наличие двух алтарей: западного Бардо и восточного Генриха IV, символизирующих единство государственной власти и церкви, а также духа и тела.

Архитектура

Для строительства храма в основном использовали песчаник красноватого оттенка. Контрастом к общему зданию выступает построенная из светлого камня часовня Готтхарда. Первоначально собор строился в романском стиле. Однако пожары и разрушения и последовавшие за ними восстановительные работы привнесли в его архитектуру и другие стили.

В нынешнем облике Майнцского собора прослеживаются элементы готики, раннего барокко и ренессанса, которые смешались в одном сооружении, давая возможность проследить историю развития зодчества. Стиль барокко преобладает в облике центральной башни и двух боковых, оформленных архитектором Нойманном в 1767-1773 годах, который в 1778-1779 годах построил соборные дома, снабдив их крышей, устойчивой против пожаров. Этот зодчий соорудил на западной башне, пострадавшей в результате удара молнии, новый шпиль по форме схожий с колокольней.

К романской эпохе относятся хоры, расположенные внутри храма, а массивные двери из бронзы были созданы в X-XI веке. Хоры посвящены покровителям сооружения: западный — Святому Мартину, а восточный — Святому Стефану.

Начиная с XI века у стен величественного здания стали устанавливать скульптуры, которые дополнялись новыми скульптурными изваяниями вплоть до XX века. В нынешние времена все они образуют галерею, привлекающую внимание туристов и посетителей.

Майнцский Кафедральный Собор на карте

Уже более тысячи лет в городе на берегу Рейна стоит величественный собор. Благодаря усилиям св. Бонифация с 746 г. Майнц, находящийся на пересечении древних путей, по которым двигались целые народы, постепенно превратился в важнейший христианский центр к северу от Альп. При Виллигисе, архиепископе Майнца (975-1011) и канцлере Священной Римской империи, город называли вторым Римом. В 975 г. Виллигис заложил первый камень в основание собора, но в 1009 г. за день до назначенной даты освящения здание пострадало от пожара. Собор был открыт только в 1036 г. Бронзовые двери рыночного портала — самая древняя часть существующего здания — относятся именно к этому времени.

После того как собор сгорел во второй раз, в 1081 г. началось строительство нового здания. Работы не раз останавливались и откладывались, и только в 1239 г. архиепископ Зигфрид III провел церемонию освящения. И даже эта дата не стала последней в истории строительства собора: за ней последовала череда дополнений, перестроек и восстановительных работ.

Восточный хор собора выполнен в романском стиле, а над западной частью доминирует огромная башня с барочным завершением, спроектированная Францем Игнацем Михелем Нойманом, сыном знаменитого архитектора Бальтазара Ноймана.

Ряды часовен внутри собора украшены готическими ажурными окнами с витражами, но не средневековыми, а созданными после Второй мировой войны. Двухъярусная галерея, сооруженная в 1400-1410 гг., несколько необычна: она идет не по всему периметру, а только с трех сторон. Вероятно, причиной этого стало намерение сохранить окна боковых часовен вдоль главного нефа, появившиеся в XIV в. Квадратная часовня Готарда за северным трансептом была построена в 1137 г. как дворцовая: в этом месте к собору примыкала резиденция архиепископа. Сейчас в часовне проходят ежедневные мессы.

Архитектура и гробницы видных деятелей (как светских, так и церковных) свидетельствуют не только о долгой тысячелетней истории собора, но и о важной роли собора в религиозной жизни города.

Майнцский собор

Христианский собор

Майнцский собор

Mainzer Dom

49°59′56″ с. ш. 8°16′26″ в. д.HGЯOL

Страна

Германия Германия

Город

Майнц

Конфессия

Католицизм

Епархия

Епархия Майнца

Тип здания

собор

Архитектурный стиль

романский стиль с элементами готики и барокко

Дата основания

X век

Строительство

конец X века — XV век

(капитальная реставрация и реконструкция в XIX веке)

Состояние

Действующий собор

Сайт

Майнцский собор на Викискладе

Майнцский собор (нем. Mainzer Dom, полное название: Der hohe Dom zu Mainz) или Собор святого Мартина Турского и святого Стефана — собор епископа в германском городе Майнце, один из т. н. «императорских соборов» (нем. Kaiserdom). С архитектурной точки зрения, в сегодняшней форме это — трёхнефная базилика с колоннами, в романском стиле с элементами готики и барокко.

Строительство собора началось предположительно в конце X века, в последующие века достраивались различные части, осуществлялись реставрации и восстановления после частичных разрушений. В Средние века в нём короновали нескольких королей. В 1184 году Фридрих I Барбаросса отмечал в нём посвящение его сыновей в рыцари, вошедшее в историю как крупнейшее торжество Средневековья.

История

Нефы достигают сорока метров в высоту

Собор был освящен в V веке в честь святого Стефана, который стал популярен после обретения его мощей в Иерусалиме в 415 году. Ему также посвящены некоторые другие французские соборы: агдский, осерский, буржский, каорский, шалон-ан-шампаньский, лиможский, санский, тульский, тулузский, собор в Мо. Большинство из них построены в пятом веке.

Мец был епископальным центром с третьего столетия. Григорий Турский отмечал, что собор святого Стефана был единственной постройкой, уцелевшей после разорения города гуннами 7 апреля 451 года. Согласно истории епископов Меца, написанной в 784 году Ломбардом Бенедиктинским, Пипин Короткий финансировал строительство, выполненное под руководством епископа неким Хродегангом (742—766): были построены балдахин, алтарь, пресвитерий и амбулаторий. В 965—984 гг все они были заменены новыми, в стиле романской архитектуры. Работы проводились епископом Теодорихом I под покровительством императоров Оттона I и Оттона II. Новая базилика была завершена и освящена в 1040 году его преемником, Теодорихом II.

Следующая реконструкция началась через два века. В 1220 году было заложено здание в готическом стиле по заказу епископа Конрада Шарфенека. Оно не было завершено примерно до 1520 года. Освящение нового собора состоялось 11 апреля 1552 года.

В 1764 году парижским архитектором Жак Франсуа Блонделем была предложена реконструция здания. Проект поддержал губернатор Труа-Эвеше, решивший, что Мец не должен отставать от Нанси и его площади Станислава. Было решено построить Королевское место перед готическим собором, для чего пришлось разрушить фасад, монастырь и три приписных храма: Сен-Пьер-ле-Вьё, Сен-Пьер-ле-мажёр и часовню лотарингского дома.

Примечания

Мец — второй город в Лотарингии, который мне удалось увидеть. Знакомство начнем с религиозных учреждений, коих сохранилось множество. Самая впечатляющая постройка — кафедральный собор, третий во Франции после Бове и Амьена по высоте нефа (42 метра в высоту; в Амьене 42,5 м, Бове 47,5 м). Помимо этого, в соборе Сент-Этьен находится уникальная коллекция витражей, их общая площадь составляет 6 500 кв. м – самая большая во Франции; благодаря этим витражам собор называют светильником Господа (Lanterne de Dieu).

История строительства собора насчитывает не одно столетие. В начале 5 века святой Стефан, первый христианский мученик, был одним из самых «популярных» святых, ему посвящены многие кафедральные соборы во Франции (например, в Осере, Лиможе, Тулузе, других городах). Капеллу в честь этого святого построили и в Меце, она находилась на том месте, где теперь расположен собор. Ещё большей популярности святого Стефана способствовало то, что капеллу пощадили гунны, разграбившие город в 5 веке. Учёные затрудняются определить точную дату постройки первого святилища на месте собора, однако в ходе работ в южном рукаве трансепта был обнаружен фундамент, который относят к эпохе Меровингов. Из-за рельефа местности невозможно было расширять исходную церковь в западном направлении, поэтому считается, что, возможно, ранняя постройка превратилась в трансепт в период возведения Каролингской церкви. Этим же обстоятельством можно объяснить и необычную ориентацию собора по сторонам света – с северо-востока на юго-запад.



Из летописей 8 века известно, что мецский епископ Хродеганг (742-766) вёл строительные работы на территории древнего святилища, в это время были построены несколько частей храма. В 869 году здесь короновали Карла II. В период между 965 и 984 годами под руководством епископа Теодориха (Дитриха) I и при финансовой поддержке Оттона I и Оттона II церковь вновь реконструируют; новую базилику заканчивают уже при Теодорихе II. В ходе раскопок в 20 столетии обнаружилось, что современный собор возведён практически точно на месте оттонской базилики. Примерно в 1220 году епископ Конрад фон Шарфенберг решает строить в Меце кафедральный собор, посвящённый святому Стефану. С этого момента собор переживёт шесть периодов строительства и реконструкций, работы продлятся около 300 лет. Одним из первых архитекторов стал Пьер Перра (Pierre Perrat), принимавший участие в строительстве нескольких кафедральных соборов во Франции. Под руководством Перра возводятся своды собора. В первый период строительства был разрушен до основания только неф времён Оттона, а проходы позади хоров и трансепт остались нетронутыми. В 13 столетии не только отстраиваются башни собора с двойными окнами, нижние части нефа, но и реконструируется коллегиальная церковь Нотр-Дам-де-ля-Ронд (Notre-Dame-la-Ronde), Эта церковь вплотную прилегала к собору, и ей необходимо было соответствовать новому стилю всего здания. В 14 веке сносят перегородку между новым нефом собора и Нотр-Дам-де-ля-Ронд, два здания становятся единым целым. Однако церковь Нотр-Дам сохраняет на первоначальном месте свои колокольни, их не переносят на новый фасад собора. В итоге, когда Нотр-Дам соединили с основным зданием собора, колокольни находились на уровне четвёртого пролёта, а не на фасаде, где им положено быть. В 15 веке продолжаются работы по реконструкции хора и трансепта, также перестраивается верхняя часть муниципальной колокольни — башни ла Мютт (la Mutte): в 1478-1481 Анн де Ранконваль (Hannes de Ranconval) украшает колокольню стрелой в стиле пламенеющей готики. В 1504 году заканчивают работу над северной частью трансепта, здесь устанавливают витражи мастера Теобальда де Ликсхайма (Théobald de Lixheim), а к 1521 году завершают и южную часть. 11 апреля 1552 года собор святого Стефана в Меце освящают, однако ему предстоит претерпеть ещё целый ряд изменений.



Во второй половине 18 века знаменитый архитектор Жак-Франсуа Блондель (Jacques-François Blondel) строит величественный и строгий портал собора, а также организует с трёх сторон от собора пространство города так, чтобы оно не только смотрелось гармонично, но и было удобным. Однако в конце 19 столетия произведение Блонделя будет разрушено, и его заменит неоготический портал немецкого архитектора Пауля Торнова (Paul Tornow). Кроме того, в 19 веке заменят некоторые части здания. Также в конце 19 – начале 20 века будут построены порталы Девы Марии и Христа.
Материалом для собора послужил оолитовый известняк. В его составе есть определённая доля оксида железа, из-за этого камень приобретает очень красивый золотисто-жёлтый оттенок. Это отражено и в названии камня – pierre de Jaumont – буквально «камень с жёлтой горы». Благодаря оттенку камня, собор святого Стефана исключительно красив на закате и восходе солнца.
С южной стороны собора возвышается 88-метровая башня – колокольня ла Мютт (tour de la Mutte), построенная в 15 и отреставрированная в 19 веке. Название происходит от глагола «ameuter» – «всполошить, возбудить»; колокол ла Мютт звонил в самых исключительных случаях: когда на город нападали враги, во время великих праздников и пожаров. В самый последний раз колокол подавал голос в 1918 году, оповещая горожан о победе французских войск.
С северной стороны, напротив колокольни ла Мютт расположена 69-метровая башня дю Шапитр (la tour du Chapitre). В отличие от ла Мютт, у башни дю Шапитр нет высокого шпиля, нижняя её часть была построена в 13 веке, а верхняя – в 1840-1843 годах. В центре башни на фасаде скульптор Дюжарден поместил 5-метровое монументальное распятие (1894), заменившее изображение Христа, разрушенное за 100 лет до этого. Внутри находятся 5 колоколов разных эпох.

















Витражи собора в Меце уникальны ещё и тем, что их создавали на протяжении 7 столетий, с 13 по 20 век. В южной части трансепта слева от органа находятся небольшие синие витражи 13 века, самые древние. Они иллюстрируют житие святого Павла. Последние пролёты боковых сторон нефа также украшены круглыми витражами 13 века. Западный портал декорирован 11-метровым круглым витражом Эрманна де Мюнстера (Hermann de Münster) – 14 век. Мастер заслужил право быть погребённым в соборе, так же, как и первый архитектор современного здания — Пьер Перра. Северная часть трансепта украшена работами Теобальда де Ликсхайма (16 век), а в южной находятся работы знаменитого Валентина Буша (Valentin Bousch) – 17 век. После Второй Мировой войны в соборе появляются работы мастеров 20 века: капеллу дю Сан-Сакреман (chapelle du Saint-Sacrement) декорируют витражи Жака Вийона (1956-1967 годы), затем в 1959 году в украшении собора участвует Марк Шагал – он создаёт эскизы витражей на темы Ветхого Завета. В 1960 Роже Биссьер (Roger Bissière) делает макеты витражей для северного и южного фронтонов.





















Собор хранит множество реликвий: это драгоценные епископские кресты 12-13 веков, перстень святого Арнульфа, византийская мантия 12 века, ювелирные изделия 12-19 веков. Здесь же можно увидеть уникальные манускрипты: молитвенник Дрогона (8 век), библию Карла II (9 век) и прочие священные документы.
Орган собора святого Стефана относится к эпохе Возрождения, в 1981 году он был отреставрирован. Инструмент как бы «подвешен» в нефе собора.
В крипте внутри собора находится любопытное изображение дракона Граулли (Graoully), который, согласно преданиям, обитал на территории Меца и периодически разорял город до тех пор, пока первый мецский епископ святой Климент в 3 веке не изгнал злобное чудище.







Информация частично взята с сайта http://www.cult-turist.ru/