Магазин в ликино дулево

История производства

Основание и расцвет завода

Крупнейшее на сегодняшний день предприятие по производству посуды, изделий из фарфора и фаянса было создано в 1832 году в деревеньке Дулёво Московской губернии. Крестьянин Терентий Кузнецов приобрел земли на пустоши Дулёво, находящейся недалеко от деревни Ликино, и построил на ней фарфоровый завод. Позже здесь образовался город Дулёво-Ликино.

Фабрика в Дулёво. Фото 1896 г.

Терентий Кузнецов был сыном известного основателя династии российских «фарфорофаянсовых королей» Якова Кузнецова, который был весьма предприимчивым крестьянином, сумел выкупить себя и привил детям интерес к своему фарфоровому делу. Терентий продолжил дело отца и за двадцать лет превратил завод в одно из ведущих предприятий по изготовлению фарфора в России.

В 1864 году завод перешел по наследству к внуку основателя Матвею Сидоровичу Кузнецову, в годы руководства которого завод достиг наивысшего расцвета. Матвей Сидорович отправлял своих работников для обучения за границу и постоянно внедрял новые технологии, что позволило заводу оказаться в числе лидеров среди российских фарфоровых мануфактур этого периода. Расцвету предприятия способствовало и включение его в состав организованного Кузнецовым товарищества производства фарфоровых и иных изделий. В начале XX-го века на предприятии работало более двух тысяч работников, а сам Кузнецов получил звание придворного поставщика фарфора.

Советский период

В 1918 году завод Дулёво был национализирован, как и другие российские фарфоровые заводы. До момента распада СССР в 1991 году на предприятии трудилось более 6,5 тысяч человек.

Если многие фабрики после национализации постепенно пришли в упадок, то Дулёвский завод стремительно развивался. На предприятии появилась собственная художественная лаборатория, цеха усовершенствовали, а количество изделий из фарфора и фаянса увеличили втрое по сравнению с началом XX-го века.

В этот период Дулёвский фарфоровый завод мог похвастать не только числом выпускаемых работ, но и их качеством. Этому способствовало появление на заводе талантливых художников П. Леонова, В. Яснецова, Т. Воскресенской и многих других, чьи работы представляли на выставках международного характера.

Постсоветский период

С распадом Советского Союза рабочие предприятия приватизировали завод, что не способствовало его дальнейшему процветанию. К 2012 году отсутствие вложений в предприятие дало о себе знать: в цехах стояло старое оборудование, потребляющее чрезмерно много энергии, завод имел громадные долги и не мог по достоинству оплачивать труд работников. В итоге былая востребованность Дулёвского фарфорового завода стала падать, а постоянные клиенты стали все реже покупать заводскую продукцию.

Упадок на заводе привел к тому, что предприятие пришлось продать предпринимателям из России. С этого момента Дулёвский фарфоровый завод переименовали в ПК «Дулёвский фарфор».

Завод «Дулёвский фарфор». Фото 2015 года.

Именно под таким названием предприятие и работает по сей день. Новые владельцы вложили значительные средства в покупку новых современных печей и оборудования ведущих производителей из Франции и Германии. В результате этого завод вновь набрал производственные обороты и считается одним из крупнейших фарфоровых предприятий не только в России, но и в Европе.

Цех завода «Дулёвский фарфор» в настоящее время.

Продукция Дулёвского фарфорового завода

Секреты успеха дулёвского фарфора

Одним из главных достоинств дулёвского фарфора является его прочность. Долгое время оставалось загадкой, почему кузнецовский фарфор обладает такой же прочностью, как изделия из керамики. Однако во второй половине XX века удалось установить, что весь секрет заключался в специальном способе обработки материалов. Чтобы глина стала пластичной, ее целый год выдерживали в подвалах, обеспечивая так называемое летование. Не менее важным в производстве было и качество сжигаемого в печах торфа. Ежегодно его собирали только до 20 июля, поскольку более поздний торф не просыхал до момента растопки.

Чашка и блюдце из фарфора.
Дулёво. XIX век.

Другой секрет успеха изделий завода Дулёво заключается в постоянном внедрении передовых технологий. Так, в конце XIX века на фабрике была применена европейская технология переводных картинок, а в XX веке Кузнецов установил на заводе французские автоматы для формовки чашек. Владелец предприятия стремился брать самое лучшее и активно внедрял это в свое производство. Это же относится и к работникам завода, которых регулярно отправляли за границу для учебы у лучших мастеров.

Чайная пара «В День Ангела».
Фабрика М.С. Кузнецова,
конец XIX – начало XX века.

Однако даже самый великолепный фарфор при отсутствии сбыта не принес бы заводу прибыль и славу. Это понимал и Кузнецов, поэтому он добился того, чтобы его фарфор был востребован во всех слоях населения и буквально присутствовал в каждом доме. Завод производил столь разнообразную продукцию, что легко удовлетворял потребности как простых крестьянских семей, предлагая им прочную посуду с легкой росписью, так и царских особ, создавая утонченные изделия с позолотой. Не обошел он стороной и трактирные заведения, для которых изготавливали специальную трактирную посуду.

Сухарница «Бедуины».
Дулёво. Начало XX века.

Техники росписи

В конце 19-го века в Европе стали модными переводные картинки (деколь), которые имитировали ручную роспись. Кузнецов не отставал от моды и уже в 1900-е годы выпустил 900 разновидностей собственных переводных изображений. Если на готовых изделиях картинки получались не слишком яркими, их подрисовывали вручную. Часто мастера завода применяли деколь на тонированные изделия. В качестве сюжета для картинок брали популярную цветочную тематику, пейзажи, известные сюжеты.

Сахарница. Деколь.
Фарфоровый завод в Дулёво.
1930-е годы.

На заводе в Дулёво работали не только мастера-мужчины, но и женщины. Среди многочисленных художниц было очень распространенным имя Агафья, которое в дальнейшем было положено в название «агашки» — так называли трогательные и живые рисунки, созданные мастерицами. Обычно это были розы или другие цветы, изображенные широким полнокровным мазком. На их основе затем возник очень броский стиль росписи посуды, называемый трактирным.

Пиала с цветочным
орнаментом.
Дулёво. Начало XX века.

Чашка-агашка с блюдцем.
Дулёво. XX век.

Огромную роль в истории завода сыграли известные художники. В 1932 году главным художником предприятия стал Петр Васильевич Леонов, посвятивший себя тому, чтобы создать национальный фарфор нового типа. Так появляются его известные сервизы «Жар-птица», «Красавица», «Золотой олень», «Сказка» и многие другие. Леонов применял контрастные декоративные сочетания и в каждой детали следовал народным традициям, которые он впитывал в себя, путешествуя по России.

Сервиз «Жар-птица». П.В. Леонов. Сер. 1930-х гг.

Сервиз «Красавица».
П.В. Леонов.
Сер. 1930-х гг.

Легендарный сервиз «Красавица» так понравился представителям киноиндустрии, что он неоднократно был запечатлен в разных фильмах.

Так, в фильме 1964 года «Женитьба Бальзаминова» сервиз появляется на столе у купчихи Белотеловой (играет Нонна Мордюкова).

Сервиз «Красавица»
в фильме
«Женитьба Бальзаминова».

Также его использовали при съемках сериала «Следствие ведут знатоки» (Дело №19) и фильма «Дни хирурга Мишкина». В первом из них сервиз появлялся на столе перед главными героями, а во втором — скромно стоял в серванте.

Собственные техники разрабатывали и другие известные художники Дулёвского фарфорового завода. В 1950-ом году на завод устроился В.К. Яснецов, работы которого можно узнать по использованию драматического контраста.

Тарелка с живописью
В.К. Яснецова.
Музей-заповедник «Царицыно».

Художник создал рисунки «Розовая сирень», «Ивушка» и «Осенняя ветка», которые применяют мастера и современного завода «Дулёвский фарфор».

Ваза с сиренью.
В.К. Яснецов.
Дулёвский фарфоровый завод.
ХХ век.

Большой вклад в развитие скульптурных форм и живописи на заводе внес скульптор-анималист А.Г. Сотников. Его работы отличались декоративной выразительностью и пониманием природы. Он является автором множества практичных, декоративных и анималистических работ.

«Гусиный переполох».
А. Сотников. Дулёво.
1956 год.

Фигура Скульптор
А.Г. Сотников со своей
работой „Сокол“.

Современный завод «Дулёвский фарфор» выпускает изделия широкого ассортимента, среди которых можно встретить как всевозможные декоративные вазы, подарочные наборы, сервизы, так и посуду для общепита. Предприятие снабжает фарфором практически всю Россию, а также поставляет его в Норвегию, Канаду, США и в ближнее зарубежье.

Современные изделия завода. Ваза «Весна (Птицы)». Роспись Н.П. Кустовой.

Музей Дулевского фарфорового завода.

Клейма завода Дулёво

Кузнецовский период

Самые первые клейма Дулёво относят ко времени управления заводом Сидором Терентьевичем Кузнецовым в период до 1864 года. Клейма во времена руководства его отца Терентия обнаружить не удалось. При С.Т. Кузнецове фарфор помечали с помощью аббревиатуры СТК, за которой скрывались его имя, отчество и фамилия. Иногда продукцию клеймили сокращением ЗК или ЗСК, что, вероятно, означало завод Сидора Кузнецова.

В этот же период кроме простой аббревиатуры применяли узорные клейма. Например, дорогую продукцию помечали клеймом с надписью «ЗСТК в Дулёве», нанесенной с помощью золотой краски и обрамленной цветочным узором. Также встречаются клейма, в которых прописана фамилия Кузнецова. На фарфоре их выполняли зеленой или синей красками до нанесения глазури, а на фаянсе изображали с помощью черной краски или вдавливали в массу.

Когда завод перешел к Матвею Сидоровичу Кузнецову, в клеймах стали указывать инициалы нового владельца завода. Само клеймо также сменило форму.

В этот же период в клеймах использовали сокращение «К.Д.М.», обозначающее кузнецовскую дулёвскую мануфактуру.

В 1872 году за участие в промышленной и политехнической выставках Кузнецов получил право использовать в своих клеймах российский герб. Герб ставили вместе с сокращением «К.Д.М.» или с округлыми клеймами с указанием названия фабрики. Для экспорта в Азию также применяли клейма с изображением государственного герба.

Советский и постсоветский периоды

После национализации предприятия в клеймах появились элементы, свойственные для СССР. Это изображение герба Советского Союза, серпа и молота, звезды, аббревиатуры РСФСР. Также на клеймах присутствовали и другие сокращения, например ЦФФТ (Центрофарфортрест) или РТФ (Росфарфортрест).

Среди прочих встречается клеймо с обозначением букв «т» и «д», причем первую из них изображали больше второй и впереди нее. Такое клеймо обозначало «торговый дом».

На продукции, предназначенной для распространения через определенные торговые сети, ставили отдельные клейма. Например, в период с 1934 по 1947 гг. изделия распространяли через Главунивермаг Наркомторга СССР и Мособлгорспецторг. Вторая из данных торговых сетей была предназначена для органов внутренних дел.

У многих клейм были и их экспортные варианты, в которых кроме самого завода обозначали страну производства. Причем делали это как на русском, так и на иностранном языке: СССР, Made in USSR, Made in Sovietunion и в других вариантах. В 1931-1936 гг. для торговли с другими странами также использовали клеймо Torgsin (всесоюзное объединение «Торговый синдикат»).

В 1958 году на всемирной брюссельской выставке скульптора дулёвского предприятия А. Сотникова наградили золотой медалью за работу «Сокол».

С этого момента на клеймах завода появилась птица, изображение которой используют в заводских клеймах и по сей день. Однако если до 1968 года сокол имел плавные очертания, то в последующий период его стали изображать более грубым и условным. При этом само клеймо изображали как справа налево, так и слева направо. Именно об этой птице Владимир Манохин написал в своем стихотворении: «Дулёвская гордая птица расправит над миром крыло».