Леонардо да винчи музей

Леонардо да Винчи: где посмотреть работы Леонардо в Италии

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 5 Shares

Леонардо да Винчи – один из трех титанов эпохи Возрождения наряду с Микеланджело Буонаротти и Рафаэлем Санти. Его сверхъестественная одаренность в самых различных искусствах и областях знания (от физики и математики до военного дела и строительства) сделало его имя легендарным. Многие идеи Леонардо намного опередили свое время и нашли свою реализацию спустя столетия.

Леонардо воплотил в себе идеальный образ всесторонне развитой личности эпохи Возрождения, которая через науки и искусства постигает мир и ведет диалог с Богом. Однако в таком большом количестве интересов крылся и свой недостаток. Леонардо без малейших колебаний мог оставить текущую работу в пользу нового проекта или захватывающей идеи, поэтому многие его произведения так и не были реализованы или закончены.

Автопортрет Леонардо да Винчи

Из всех титанов эпохи Возрождения Леонардо тот, чьи значимые работы можно увидеть, скорее, за границей, а не в родной Италии (например, «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Иоанн Креститель», – экспонаты Лувра, «Дама с горностаем» – музея Черторыйских в Кракове, «Мадонна Литта» – Эрмитажа и т.д.). Но и в родной Италии тоже можно увидеть бесценные шедевры Леонардо.

1. Леонардо да Винчи в Тоскане

  • Музей Леонардиано в городке Винчи
  • Палаццо Веккьо
  • Галерея Уффици

2. Леонардо да Винчи в Милане

  • Фреска Тайная Вечеря в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие
  • Амброзианская библиотека
  • Замок Сфорца

3. Леонардо да Винчи в Венеции

  • Галерея Академии

3. Леонардо да Винчи в Риме

  • Музеи Ватикана

Леонардо да Винчи в Тоскане

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи в 30 км от Флоренции, у подножия Монте Альбано. Согласно некоторым свидетельствам, он родился на ферме в деревеньке Анкиано на выезде из Винчи, в живописном окружении оливковых деревьев, виноградников и маковых полей.

Анкиано – место, где родился Леонардо да Винчи

Он был внебрачным сыном молодого нотариуса Пьетро да Винчи и простолюдинки Катерины (по одним источникам она была крестьянкой, по другим – прислугой в таверне). Сведений о матери Леонардо почти не сохранилось, а вот об отце известно, что он сделал блестящую юридическую карьеру, был 4 раза женат и произвел на свет 12 детей.

Винчи – родной город Леонардо да Винчи

С самого детства Леонардо демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности (хотя и не получил высокого школьного образования), был силен в математике и музыке, показал большие способности в рисовании. В возрасте 15 лет он был послан отцом в мастерскую прославленного живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, который также обучал Сандро Ботичелли и Пьетро Перуджино.

✅Музей Леонардиано в городке Винчи / Museo Leonardiano in Vinci (официальный сайт)

Музей Леонардо да Винчи находится в его родном городке Винчи в средневековом замке, специально отреставрированном для этих целей. В музее представлены модели различных машин и механизмов в натуральную величину, воссозданные по чертежам Да Винчи и демонстрирующие его интересы в самых различных сферах – от военного дела и приспособлений для полетов до строительства и производства текстиля.

Музей Леонардо да Винчи в Винчи

Экспозиция дополнена цифровой анимацией и интерактивными экранами с описаниями. А рядом с замком находится церковь Санта-Кроче, где, согласно преданию, крестили будущего гения.

✅Палаццо Веккьо

В 1499 г. Леонардо пришлось вернуться из Милана, занятого французскими войсками, во Флоренцию. Именно в этот «флорентийский» период Леонардо пишет свою самую знаменитую картину «Джоконда» и получает большой заказ от властей Флоренции на роспись одной из стен зала палаццо Веккьо.

Зал пятисот палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска

Темой фрески была победа, одержанная флорентийцами при Ангиари в 1434 г. Как и для «Тайной вечери», Леонардо вновь использует технику аль секко (роспись по сухой штукатурке), из-за чего фреска вскоре осыпалась, так и не будучи завершенной. В XVI в. незаконченную композицию покрыли слоем новой росписи. По предположениям исследователей, этой новой росписью стала «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари. Якобы Вазари даже оставил знак, где искать произведение его предшественника – на фреске изображена группа солдат, несущих вымпел со словами «Cerca Trova» («Ищите и обрящете»).

Так или иначе, «Битва при Ангиари», в отличие от «Тайной вечери», была утрачена. До наших дней сохранились лишь наброски, а также копия Рубенса (находится в собрании Лувра). Одновременно вместе с Леонардо заказ получил Микеланджело на роспись противоположной стены зала, его фреска тоже так и не была закончена.

«Битва при Ангиари», копия Питера Пауля Рубенса

✅Галерея Уффици / Galleria degli Uffizi

В галерее Уффици в Кабинете рисунков и гравюр находятся рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи. Художник оставил после себя многочисленные наброски и эскизы, на которых зафиксированы основные этапы работы над картинами и статуями.

Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, предложению: вместо того, чтобы выражаться словами, он «говорит» линией карандаша, угля или пера.Адольфо ВентуриЗвезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.

В галерее Уффици находится отдельная комната, посвященная работам молодого Леонардо да Винчи. Это картины, написанные до того, как он переехал в Милан в 1482 г.

Комната Леонардо да Винчи в галерее Уффици, «Поклонение волхвов»

На левой стене комнаты находится картина «Крещение Христа», написанная Андреа Вероккьо совместно с тогда еще учеником Леонардо да Винчи для церкви Сан-Сальви во Флоренции примерно в 1475 году.

На противоположной стене – «Благовещение», одна из самых известных и значительных картин молодого Леонардо. Манера исполнения говорит о том, что это юношеское произведение художника, возможно, исполненное в 1472 г., когда он только получил звание мастера живописи.

Благовещение, ок. 1472 г.

В центре находится недавно отреставрированная картина «Поклонение волхвов», заказанная августинцами для их церкви Сан-Донато в Скопето. Произведение так и осталось незавершенным в связи с переездом Леонардо в Милан.

Леонардо да Винчи в Милане

В 1482 г. в возрасте 30 лет Леонардо переезжает из Флоренции в Милан по приглашению местного правителя герцога Лодовико Сфорца. При пышном дворе Сфорца Леонардо мог реализовать свои разнообразные замыслы и стать гармонично и всесторонне развитой личностью (uomo universale) в соответствии с идеалами эпохи Возрождения.

Портрет Лодовико Сфорца (миниатюра из латинской грамматики). Автор Джованни Амброджо де Предис, один из представителей леонардесков – ломбардских художников, испытавших стилистическое влияние да Винчи

Лодовико Сфорца стал могущественным покровителем для Леонардо, как Папа Юлий II для Микеланджело и Рафаэля. Будучи придворным художником, Леонардо выступал не только как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. В те времена было привычным, что человек, преуспевающий в отливке бронзовых статуй, мог отлить и пушку.

Я умею делать мосты, щиты для прикрытия атак, делать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы. <…> Также я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой угодно заказ.Из письма Леонардо да Винчи Лодовико Сфорца

Однако ни один из военных проектов Леонардо так и не был реализован. Они сильно опережали технические возможности своего времени, а Лодовико Сфорца не горел желанием вкладывать деньги в сомнительные мероприятия.

Сфорца предпочитал использовать талант Леонардо в художественно-оформительских целях: ему поручали изготовление эскизов к декорациям для театральных постановок, украшение праздников и свадебных торжеств. Об этой стороне таланта Леонардо нам известно мало.

Гораздо больше информации о двух крупных проектах, которые были поручены мастеру в Милане. Первый проект – создание конного монумента, посвященного отцу Лодовико Сфорца. Монумент Сфорца так и не был отлит, хотя источники сообщают о том, что формы для него были изготовлены. Вторым же крупным и значимым заказом стала фреска в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.

✅Фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие

В Милане находится одна из самых прославленных работ Леонардо да Винчи – фреска «Тайная вечеря». Величие фрески стало понятно сразу же: с нее делались копии, ее восхваляли в письменных источниках. Это самая масштабная и значительная фресковая живопись Леонардо, сохранившаяся до наших дней.

Фреска была заказана для трапезной монастыря доминиканского ордена Санта-Мария-делле-Грацие, где ее можно увидеть и сегодня.

Санта-Мария-делле-Грацие — главная церковь доминиканского монастыря

Сюжет, выбранный для настенной росписи, был достаточно распространен в живописи того времени, но Леонардо смог найти свое прочтение. Он изобразил апостолов, пораженных словами Христа.

Он сказал им: уверяю вас: один из вас предаст Меня. И в большой печали они стали спрашивать Его, каждый в отдельности: не я ли, Господи? Евангелие от Матфея, 26 глава

Святой Иаков Старший (второй от Христа) разводит в удивлении руки. Рядом с ним Святой Филипп прижимает руки к груди, выражая свою верность перед Богом. Святой Петр наклоняется вперед, в то время как Иуда Искариот отворачивается от Христа, пытаясь скрыть свою причастность к предательству.

Центральная фигура всей композиции – Иисус Христос. Его поза и выражение лица (в противовес взволнованным апостолам) говорят о кротости и небесном смирении.

«Тайная вечеря», трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, 1495-1498 гг.

Леонардо создал эту роспись в технике al secco («на сухую»), так как ему не нравилось, что фресковая живопись по влажной штукатурке не допускала внесение изменений в процессе создания. Он выработал собственную технику, нанося на сухую штукатурку смесь темперы и масла, поэтому в техническом смысле «Тайная вечеря» фреской не является. Однако из-за сырости в помещении сразу после того, как роспись была завершена, она начала осыпаться. Джорджо Вазари уже описывал ее как бледное смешение пятен.

Тайная вечеря (фрагмент)

К тому же в 1943 г. во время воздушного налета в трапезную монастыря попала бомба, которая разрушила потолок и стену до фундамента (спасти шедевр удалось благодаря тому, что он был защищен мешками с песком). По всем этим причинам фреска неоднократно реставрировалась, и работы по ее восстановлению и сохранению не прекращаются.

Чтобы сохранить сокровище и поддерживать в комнате подходящую для этого температуру, в трапезную пускают только по 25 человек единовременно. Билет можно купить строго на определенные дату и время. Начиная с 1 ноября 2018 года требуется предъявление удостоверения личности. Стоимость билета: 10 евро взрослый (+2 евро сбор за бронирование), бесплатно детям до 18 лет (+2 евро сбор за бронирование). Официальный сайт для бронирования билетов для просмотра «Тайной вечери». Внимание! Билеты необходимо бронировать за несколько месяцев до вашей поездки, их число ограничено, и они быстро заканчиваются.

✅Амброзианская библиотека / Biblioteca Ambrosiana

Амброзианская библиотека названа в честь Святого Амвросия Медиоланского, покровителя Милана. Библиотека основана в 1609 г. кардиналом Федерико Борромео, который в поисках ценных рукописей и книг посылал своих агентов по всей Европе. Одно из самых ценных приобретений библиотеки – 12 томов рукописей Леонардо да Винчи, объединенных в «Атлантический кодекс» (манускрипт из свыше 1100 листов, содержащий чертежи и записи Леонардо на различные темы).

В Пинакотеке библиотеки находится одна из незавершенных картин да Винчи – «Портрет музыканта». Голландский иллюстратор Зигфрид Вольдек утверждал, что портрет музыканта – один из трех автопортретов Леонардо.

Портрет музыканта, 1485 г.

✅Замок Сфорца / Castello Sforzesco

Замок Сфорца являлся резиденцией Лодовико Сфорца, правителя Милана и покровителя Леонардо да Винчи. Леонардо находился при дворе в качестве строителя, военного инженера и художника. Художественное свидетельство пребывания да Винчи в замке Сфорца – роспись потолка в Дощатом зале (Sala delle Asse).

Замок Сфорца, Дощатый зал, роспись 1498 г.

Ветви и кроны деревьев на росписи тесно переплетаются вокруг герба семейства Сфорца. Леонардо изобразил шелковицу (тутовое дерево), что имеет глубокий символизм. Людовико Сфорца также был известен как «il Moro» – прозвище, данное ему, как некоторые считали, за темный цвет лица. На самом деле это прозвище досталось Лодовико от отца. На латыни Morus означает «тутовое дерево», которое считалось символом благоразумия и добродетели. Тутовые деревья издавна культивировались в Средней Ломбардии и являлись важным экономическим ресурсом для Миланского герцогства.

Леонардо да Винчи в Венеции

Когда в 1499 г. Милан заняли французские войска, Леонардо да Винчи вынужден был покинуть город. Художник посещал Мантую и Венецию, но долго ни в одном из этих городов не жил. Но именно в Венеции находится один из самых известных рисунков в истории человечества – «Витрувианский человек».

✅Галерея Академии / Gallerie dell ‘Accademia

В венецианской Галерее Академии можно увидеть оригинал самого знаменитого рисунка, созданного Леонардо да Винчи в качестве иллюстрации для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. До 1784 года работа принадлежала миланскому кардиналу Чезаре Монти, затем ее выкупило австрийское правительство у коллекционера Джузеппе Босси и передало в 1818 г. Академии изящных искусств в Венеции (город стал частью Ломбардо-Венецианского королевства, принадлежавшего Австрии).

Это небольшой рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, иллюстрирует мысль о соотношении идеальных пропорций человеческого тела и их связи с геометрическими формами. Образ стал настолько узнаваемым в современной культуре, что его даже воспроизвели на монете в 1 евро.

Витрувианский человек, 1490 г.

К сожалению, в целях сохранения реликвии «Витрувианский человек» экспонируется в довольно редких случаях.

Леонардо да Винчи в Риме

В 1513 г. Леонардо отправился в Рим в надежде обрести нового заказчика и покровителя в лице Папы Льва X (Милан снова захватили французские войска). Умерший к тому моменту Юлий II являлся крупнейшим меценатом и был сменен не менее увлеченным покровителем искусств Львом X, сыном Лоренцо Великолепного.

К тому моменту Леонардо исполнилось уже 60 лет. К тому же, он «славился» тем, что не доводил свои работы до конца. Серьезную конкуренцию ему составили бывшие в зените славы Микеланджело и Рафаэль, которых отличала скорость и более последовательное отношение к работе. Приняв Леонардо с большими почестями, Лев X так и не поручил ему ни единого заказа.

Папа Лев X с двумя кардиналами, автор Рафаэль Санти

Проведя в Вечном городе 3 года, Леонардо вынужден был уехать, так как работы для него здесь не нашлось. Поэтому в Риме произведений Леонардо практически нет, за исключением музеев Ватикана, где можно увидеть одну из его ранних работ.

✅Музеи Ватикана / Musei Vaticani

В музеях Ватикана (Пинакотеке) находится одна неоконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» – работа «флорентийского» периода Леонардо, написанная маслом по дереву. На картине изображен Святой Иероним во время пребывания в сирийской пустыне, где он жил жизнью отшельника.

Произведение было написано, когда Леонардо работал в мастерской Андреа Верроккьо. Оно осталось незавершенным по причине отъезда художника в Милан.

Святой Иероним, 1480-1482 гг.

Несмотря на неудачу в Риме, Леонардо да Винчи при жизни стал легендой, что могло обеспечить двор любого монарха дополнительным престижем и почетом. Именно по этой причине французский король Франциск I пригласил художника в качестве своего почетного гостя. Леонардо прожил свои последние дни во Франции в усадьбе Клу близ королевского замка Амбуаз, где скончался 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.

Смерть Леонардо да Винчи, автор Жан Огюст Доминик Энгр

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

Экспозиции

Комплекс условно разбит на несколько блоков, каждый из которых имеет собственную изюминку.

Истребитель «Вельтро», © Alessandro Nassiri

Блок, А состоит из трех этажей. Здесь можно увидеть:

  • несколько фрагментов трансатлантического лайнера «Конте Бьянкомато», в том числе командный мостик с приборами и несколько кают. Он был спущен на воду в 1925 году и совершил свое первое плавание по маршруту Генуя — Неаполь — Нью-Йорк;
  • учебное парусное судно «Эбе». Построено в 1921 году как грузоперевозчик, а в 1950-е передано для подготовки будущих мореплавателей;
  • дельтаплан «Стратос», участвовавший в 2005 году в перелете над Эверестом. Его рама весит всего 34 кг;
  • истребитель «Вельтро», построенный в 1943 году. Он назван по кличке охотничьей собаки, упомянутой Данте в «Божественной комедии» в качестве спасительницы Италии;
  • экспериментальный вертолет Энрико Форланини, представленный миланцам в 1877 году.

Электростанция «Regina Margherita», © Alessandro Nassiri

Блок М также имеет три этажа. Здесь размещены:

  • коллекция моделей, реализованных по схемам и чертежам Леонардо да Винчи. Впервые была представлена в день открытия музея, но пополняется до сих пор;
  • легендарный гоночный автомобиль Alfa Romeo 1932-го года выпуска. Участвовал в крупнейших ралли;
  • электростанция «Regina Margherita», созданная в 1895 году. Она обеспечивала энергией 1800 ткацких станков и одновременно освещала фабричные цеха;
  • первая электропечь Стассано, использовавшаяся в производстве стали. Была изобретена в 1898 году, а через четыре года получила премию как важнейшая составляющая в развитии металлургии;
  • динамомашина Эдисона, с помощью которой в конце XIX века освещались дома, улицы и кафе в центре Милана.

Кроме того, в блоке М хранится настоящий лунный камень, телескоп 1774 года, один из первых персональных настольных компьютеров, разработанный Пьером Перотто в 1965 году, и магнитный детектор Гульельмо Маркони 1902 года изготовления, за который изобретатель получил Нобелевскую премию.

Подводная лодка, © Roberto Rubiliani

В блоке Е представлена подводная лодка Энрико Тоти (1967). Она является первой, построенной в Италии после Второй мировой войны и снятой с вооружения в 1992 году. В блоке F можно увидеть локомотив 1900 года выпуска, совершавший поездки, в свое время, на самых важных участках итальянских железных дорог.

Выставки и мероприятия

Музей предлагает участие в образовательных мероприятиях и творческих семинарах, а также интерактивных исследованиях в специальных лабораториях. Для детей проводятся интереснейшие занятия, на которых юные посетители могут увидеть и узнать много интересного, поучаствовать в создании машин и механизмов, понять, что такое электричество и перспектива, чем интересна оптика и как действуют законы физики. Все эксперименты понятны и доступны.

Музей науки и техники Леонардо да Винчи, © Isabelli Calvi

Актуальные предложения, постоянные и временные выставки, а также анонсы можно посмотреть на официальном сайте музея Леонардо да Винчи.

Одним Миланом изучение Италии не должно ограничиваться. Если заказать экскурсию по Риму, вы сможете посетить не только национальный музей науки и техники в сопровождении лицензированного русскоговорящего гида, но и множество значимых мест Рима (а их, можем заверить, в этом городе просто не счесть). В зависимости от ваших предпочтений, а также финансовых возможностей это может быть как индивидуальная экскурсия на целый день, так и групповая, всего на несколько часов.

Цена билетов

За вход взрослые должны заплатить 10 евро. Льготный билет в размере 7,50 евро предоставляется:

  • посетителям возрастной категории 3–26 лет и старше 65 лет — при предоставлении соответствующего документа;
  • экскурсионным группам в количестве более 10 человек;
  • студентам в сопровождении преподавателя;
  • владельцам ассоциативных карт;
  • журналистам — при заполнении специальной регистрационной карты;
  • учителям (исключая среду и субботу).

Группам школьников в сопровождении учителя предоставляется скидка до 4,50 евро с человека только по предварительному бронированию.

Железнодорожный павильн, © Martín Araya

На бесплатное посещение имеют право:

  • дети до 3 лет;
  • аккредитованные журналисты;
  • гиды в составе групп и при наличии официальной лицензии;
  • инвалиды и сопровождающие их лица;
  • владельцы именных музейных карт (по Милану и Ломбардии);
  • учителя и преподаватели в среду и субботу.

За посещение подводной лодки, кроме покупки билета в музей, взимается дополнительная плата:

  • 10 евро — по брони, гарантирующей вход в субмарину (2 евро — сбор за предварительную продажу билетов);
  • 8 евро — в кассе при наличии свободных мест.

Бронировать билеты можно онлайн на официальном сайте или по телефону 02 48555 330 (только вторник и пятница — с 13:30 до 16:30).

Леонардо да Винчи [Рим]

В юношеском возрасте Леонардо начал демонстрировать незаурядный талант художника. Отец отправляет его во Флоренцию, в мастерскую Андреа Верроккьо. Здесь он освоил гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Активно подмастерье занимался скульптурой, рисованием, моделированием.

Когда Леонардо исполнилось 20 лет (в 1473 году) Гильдия Святого Луки присвоила Леонардо да Винчи квалификацию мастера. Тогда же Леонардо приложил руку к созданию картины «Крещение Христа», которую писал его учитель Андреа дель Верроккьо. Кисти да Винчи принадлежит часть пейзажа и ангел. Уже здесь проявляется натура Леонардо как новатора, — он использует масляные краски, которые в Италии в то время были новинкой. Верроккьо поручает талантливому ученику заниматься заказами на картины, а сам сосредотачивается на скульптуре. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно «Просвещение».

После этого начинается период жизни, который характерен увлечением художника образом Мадонны. Он создает картины «Мадонна Бенуа», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Литта». Сохранился целый ряд незавершенных эскизов на эту же тематику.

В 1481 году монастырь Сан Донато а Скопето заказал Леонардо картину «Поклонение волхвов». Работа над ней была прервана и заброшена. Уже в то время да Винчи «славился» своей склонностью внезапно бросать работу недоделанной. Властвующее во Флоренции семейство Медичи не благоволило художнику, поэтому он принял решение уехать из города.

В 1482 году Леонардо отправился в Милан ко двору Лодовико Сфорца, где играет на лютне. Художник рассчитывал получить в лице Сфорца надежного покровителя, предлагая для этого свои услуги в качестве изобретателя оружия. Впрочем, Сфорца был поклонником не открытых конфликтов, а интриг и отравлений.

В 1483 году да Винчи получает свой первый в Милане заказ, — на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. Спустя три года работа была закончена, а затем еще 25 лет длилось судебное разбирательство по поводу оплаты работы.

Вскоре начинают поступать заказы и от Сфорца. Леонардо становится придворным художником, пишет портреты и работает над статуей Франческо Сфорца. Саму статую так и не удалось завершить – властитель принял решение пустить бронзу на изготовление пушек.

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения. Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна. Все эти ценные изобретения не заинтересовали Сфорца. Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

В 1495 году начинается работа над «Тайной вечерей», которая заканчивается через 3 года. В 1498 году заканчивается роспись Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско.

В 1499 году Сфорца утрачивает власть, Милан захватывают французские войска. Леонардо приходится покинуть город, и в следующем году он возвратился во Флоренцию. Здесь он пишет картины «Мадонна с веретеном» и «Св.Анна с Марией и младенцем».

В 1502 году Леонардо становится архитектором и главным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

В 1503 год начинается работа над портретом Моны Лизы. Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

В 1513 году Леонардо переходит под покровительство Джулиано Медичи и приезжает с ним в Рим. Здесь в течении трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок. В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет, Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.