Кронштадт собор морской

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.

© Константин

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство. До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

Этот самый крупный из морских соборов, построенный по неовизантийскому проекту архитектора Василия Косякова, стал последним морским собором в Российской Империи.
Морской собор святителя Николая Чудотворца или Никольский морской собор – объект культурного наследия Российской Федерации.

В конце XIX века в Кронштадте, на берегу Обводного канала,


на Якорной площади, было решено в память о моряках, погибших во всех морских сражениях, построить Морской собор, о котором я расскажу чуть позже. А сейчас несколько слов о площади.

С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов, посему площадь называли Якорной.

В 1861 году территория Якорной площади была отделена от адмиралтейства каменной стеной. Сейчас это Стена Славы. 9 мая 2000 года в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны, на стене было размещено 24 мемориальных доски.



Вдоль Стены Славы расположена историческая чугунная мостовая протяжённостью около 200 метров. Такая же мостовая сохранилась на Пеньковом мосту Кронштадта (о нём я упоминала ).
Уникальная кольцевая чугунная мостовая на Якорной площади в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года, когда все 15 000 чугунных шашек вернулись на свое историческое место.
Еще один мемориальный объект на Якорной площади — Огонь Славы. По сути это братская могила погибших во время восстаний 1905, 1917 годов, а так же в Гражданскую войну.
За Огнем Славы возвышается монументальный памятник адмиралу Макарову.
Фигура обращена лицом к северу, холодный северный ветер треплет бороду адмирала и развевает полы его плаща. Рука адмирала, как бы, указывает направление кораблям его эскадры.
Существует мнение, что если продлить прямую линию в направлении вскинутой руки, то она дойдет до Полярной звезды.
Бронзовая фигура адмирала стоит на краю 160-тонной гранитной скалы. Скалу «омывает» бронзовая волна внешним видом напоминающая дракона. По задумке скульптора, это должно символизировать гибель Макарова вместе с броненосцем «Петропавловск», затопленного кораблями японской эскадры при обороне Порт-Артура в 1904 году.
С трех сторон гранитного основания расположены бронзовые барельефы с основными эпизодами деятельности адмирала.
Один из них рассказывает все о том же трагическом эпизоде — гибели «Петропавловска».
Второй барельеф изображает эпизод времен Русско-Турецкой войны, когда крейсер «Великий князь Константин», которым командовал Макаров провел крайне успешную атаку торпедными катерами “Чесма” и “Синоп”. В результате атаки был потоплен турецкий корабль «Интибах», что стало историческим событием, поскольку впервые в истории корабль был потоплен торпедой.
И, наконец, третий барельеф повествует об арктическом плавании ледокола «Ермак». Технические условия для его строительства разрабатывались комиссией под руководством адмирала Макарова. Под его же командованием «Ермак» совершил одно из своих полярных плаваний; в ходе которого была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне Северного Ледовитого океана.
Ледокол там на заднем плане, а первый взгляд устремляется на большого полярного медведя, нос и ухо которого отполированы руками людей, желающих высказать свою просьбу (желание) на ухо бронзовому жителю заполярья.
Ну и теперь переходим к осмотру собора.
Никольский собор, как говорят, самое высокое здание в Кронштадте. Его высота — 70,6 метра.
Он является преемником традиций деревянной Богоявленской церкви, построенной по указу Петра Великого для морских экипажей еще в 1731 году, просуществовавшей 110 лет и ныне утраченной.
Купол украшен богатым позолоченным позументом, якорями и керамической мозаикой.
Белокаменная кладка, образа под позолоченными козырьками. Так выглядит собор сейчас — после реставрации.
А так он выглядел до нее.
Храм был закрыт в октябре 1929 года. Практически все имущество собора по оценочной описи перешло в ведение Государственного фонда (по некоторым данным оно было разворовано или уничтожено еще до прихода комиссии), а здание передано «под культурные цели». В начале 30-х годов в нем открыли кинотеатр имени Максима Горького, часть помещений стала использоваться под склады. С куполов сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри храма была закрашена.
Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.

В 1950-е годы в здании провели реконструкцию. В нем был устроен гарнизонный военно-морской клуб на 2,5 тысячи мест. Для зрительного зала клуба соорудили подвесной потолок и возвели внутренние стены.
Несмотря на то что в 1975 году это уникальное здание было взято под охрану государства как памятник архитектуры, а с 1980-го здесь работал музей «Кронштадтская крепость» — филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, чёрные мраморные доски, установленные некогда на стенах храма, хранившие имена погибших моряков и морских офицеров, начиная с 1695 года и белые доски, установленные в алтаре и запечатлившие память о погибших корабельных священниках, были сняты и дальнейшая их судьба неизвестна.
Сейчас на стенах собора их точные копии. Как видно из надписей, память сохранялась не только о погибших в бою.
А теперь немного истории.
8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и членов императорской фамилии состоялась торжественная закладка стен Морского Никольского Собора.
Постройка продвигалась быстро и уже в 1907 году была начата внутренняя отделка.
Размеры собора впечатляют! Длина здания — 83,2 метра, ширина — 64 метра, высота с крестом — 70,6 метров, высота до основания главного купола — 52 метра, а диаметр купола — почти 27 метров.
Колонны из искусственного мрамора отполированы до зеркального блеска.
Ковры из натуральной шерсти были вручную вытканы женами моряков (это единственный уцелевший эпизод ковра).
Бронзовые светильники, как и остальная бронзовая, медная и латунная церковная утварь были изготовлены на заводах и в матерских Хлебникова и Оловянишникова и восстановлены по фотографиям, рисункам и чертежам в мастерских компании «Реставратор» (Санкт-Петербург).
Собор был оборудован по последнему слову техники того времени.
Для уборки имелась стационарная пылесосная станция, которая располагалась в подвале. Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку (именно так по морскому) огромного собора.
В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную систему центрального отопления.
Отопительные котлы располагались в специально построенном по соседству здании. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
Вот такие декоративные решетки закрывают современные отопительные приборы. Они также восстановлены по фотографиям и архивным документам компанией «Реставратор».
В соборе круглосуточно горели около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей каждая.
На решетке главного купола располагалось 218 ламп,
на главном карнизе горели 827 ламп и еще 588 лампочек находились на главном хоросе. Хорос — это церковный светильник, который имеет особый статус. Он символизирует древо жизни и имеет вид колеса, подвешенного с помощью цепей к потолку храма.
Остальные лампы находились в боковых светильниках и освещали алтарь и иконостас. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами, 92 цветные лампы располагались в иконостасе и лампадах.
Кроме основной электрической сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения.
Дольше всего (почти 6 лет) продолжалось возведение беломраморного иконостаса. В нем участвовали скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.
Иконостас стал настоящим шедевром каменной резьбы. Тонкие мраморные пластины с искусно выполненной резьбой крепились к каменному каркасу и создавали впечатление резного мраморного монолита.
Ну и, конечно же, не может быть храма без живого огня восковых свечей!
Однако, все это уже восстановленные или отреставрированные шедевры. Оказывается, в первозданном виде до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент внутренних наличников западного входа, выполненных из императорских запасов ляпис-лазури. И, конечно же, именно его фотографии у меня нет!
Морской Собор был передан РПЦ в октябре 2002 года. Тогда же состоялось освящение и установка креста над его главным куполом. Семиметровый крест весит почти 2 тонны.
В 2009 году после обследования собора было выявлено, что здание находится в аварийном состоянии, тогда же было принято решение о его реставрации. Окончательной стоимости реставрационных и восстановительных работ я найти не смогла…
Но известно, что с 2009 по 2013 годы на восстановление и реставрацию храма было потрачено около 1,3 миллиарда рублей. В 2013 году был объявлен конкурс на реставрацию монументальной живописи собора и тогда начальная цена контракта составляла еще почти 200 миллионов рублей.
В середине 2013 года к 100-летнему юбилею храма завершилась его реставрация.
И последняя, на сегодня, достопримечательность Якорной площади Кронштадта
При строительстве Морского собора возник вопрос — как добираться до места с Петровской пристани Николаю II.
Дело в том, что на церемонию освящения начала строительства Морского собора Николай II приехал в автомобиле, а на церемонию освящения самого Собора — в открытой карете. Для сокращения пути Комитет по устройству Морского собора решил построить пешеходный мост через овраг.
Мост был собран рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца.
Существует легенда, что Николаю мост показался непрочным, и он не решился ступить на него, пока один из офицеров своим примером не показал, что идти по мосту безопасно. За этот поступок офицер получил орден лично из рук императора.
Из-за особенности деревянного настила автомобилям, конным повозкам и велосипедистам было запрещено пользоваться мостом. Этот запрет сохранился и после реконструкции 1940 года.
В 1970 году мост был заново переделан. Ранее собранный на заклепках стальной мост был заменён на точно такой же, но сварной. Для прочности каркас настила покрыли металлическими листами, а уже затем закатали асфальтом. Автомобили и конные повозки, конечно же, не ездят по мосту и сейчас.
Этот пешеходный мост является памятником истории и архитектуры и находится под охраной государства.
Ну, а территорию вокруг собора и Якорной площади украшают и освещают вот такие восхитительные фонари.
Сюда приходят молодожены.
Здесь прогуливаются с собачками.
Ну и голуби. Посидеть на чьей-нибудь голове для них святое дело в любой стране мира.
Считаю Морской Никольский собор в Кронштадте обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Выделите один день на Кронштадт — не пожалеете! Это восхитительный город!