Космодром в куру

Общие сведения

Космодром находится на национальной территории Франции, во французской Гвиане, которая является одним из крупнейших остатков колониального прошлого Европы и единственной сегодня европейской заморской территорией в Южной Америке. Первые французские колонисты поселились во французской Гвиане в 1604 году.

Запуск ракеты из Куру

Первый французский космодром был построен в Алжире. Им являлся ракетный полигон Хаммагир, который использовался в 1947-1967 годах, с него, с помощью первой французской РН “Диамант-А” в 1965-1967 годах было осуществлено четыре запуска спутников массой в несколько десятков килограмм. В 1962 году после двухлетней войны Алжир стал независимым государством, что вынудило Францию искать новое место для размещения своего космодрома.

Выгодное прибрежное расположение космодрома позволяет европейским странам осуществлять запуски из Куру на орбиты с любым наклонением (от экваториальных до полярных орбит с наклонениями между 5 и 100 градусов)

Этим местом стала французская Гвиана, которая была выбрана французским правительством в 1965 году из 14 возможных мест. Новый ракетный полигон расположился в 50 км от столицы французской Гвианы — города Кайенна, в коммуне Куру. Во многом за счет европейского космодрома коммуна Куру сейчас стала 3-ей по численности населения (25 тыс. человек в 2011 году) среди 22 коммун французской Гвианы.

За последние десятилетия Европа инвестировала в космодром многие миллиарды евро. Выбор Куру для размещения космодрома стал во многом следствием близости к экватору: широта около 5 градусов и удаление от экватора в 500 км.

Кроме того важными факторами стала малолюдность территории: более 90% космодрома площадью 1200 квадратных километров покрыты тропическими лесами при отсутствии ураганов и землетрясений. Ширина территории космодрома составляет 20 км, а длина 60 км.

К настоящему времени с космодрома проведено 483 запусков, из них 276 были орбитальными, а 207 суборбитальными (пуски геофизических и экспериментальных ракет). Максимальное количество ежегодных запусков на Куру было достигнуто в 1973 году (75 запусков суборбитальных ракет и один орбитальный запуск). Максимальное количество пусков на орбиту было реализовано в 1997, 2000, 2002 и 2015 годах — 12 запусков.

Запуски первых европейских ракет

Первыми запускаемыми с Куру ракетами стали экспериментальные и геофизические ракеты для запусков по суборбитальным траекториям. Для их запуска в Куру были построены три стартовых комплекса. Но уже в мае 1966 года с гвианского пляжа из двух точек (LP1 и LP2) были осуществлены 13 запусков американских метеорологических ракет Sparrow Arcas и Boosted Arcas. Длина первой ракеты составляла 3.85 метров при диаметре в 0.2 метров и общей массе в 94 кг, а второй соответственно 3.4 и 0.1 метров. Первая двухступенчатая ракета была способна доставить полезную нагрузку массой в 5.5 кг на высоту в 175 км. Возможности второй были значительно меньше: максимальная высота до 50 км.

Сравнение первых РН для космических держав

После этого с 1968 года начались запуски французских геофизических ракет с двух площадок: ALFS и ALFS V. До конца 70х годов с этих площадок были осуществлены несколько десятков запусков суборбитальных ракет Nike Cajun, Belier, Skua, Centaure, Dragon, Vesta, Veronique Dauphin, Super Arcas, Eridan. Последняя из них – двухступенчатая ракета “Эридан“ обладала и наибольшими возможностями: при общей массе в 2127 кг (длина 10 метров и ширина 0.6 метров) “Эридан“ была способна доставить полезную нагрузку в 130 кг на высоту в 425 км. Некоторые из вышеперечисленных ракет являлись американского (Nike Cajun) или британского (Skua) производства.

В конце 60х годов 20 века на космодроме Куру была сооружена и первая пусковая площадка для запуска спутников. С ней с 10 марта 1970 года по 27 сентября 1975 года производились запуски французских РН семейства “Диамант”: Диамант Б и “Диамант БП.4”. Эти версии РН обладали большей грузоподъемностью по сравнению с версией “Диамант А“, которая использовалась в Алжире. Первая версия трехступенчатой ракеты позволяла выводить 160 кг на 200 км орбиту, вторая версия уже 200 кг. Масса этих ракет составляла 26-27 тонн при общей длине в 22 метра и диаметре в 1.5 метра. Стоимость запуска этих ракет составляла примерно 9 миллионов долларов 1985 года. Всего с Куру было осуществлено 5 и 3 запусков обоих версий ракет соответственно.



В 1960 году Франция и Великобритания решили создать объединенную европейскую организацию для запусков в космос: ELDO (European Launcher Development Organisation). Новая организация занялась разработкой первой европейской РН: “Европа”. Первая ступень новой РН была создана Великобританией на основе своей баллистической ракеты средней дальности — Blue Streak, вторая ступень была разработана Францией, а третья Германией. Первые три запуска новой РН (трехступенчатая версия “Европа-1”) были проведены на австралийском полигоне Великобритании – Вумера в 1968-1970 годах. Все эти запуски закончились неудачей. Первая версия новой РН “Европа-1” с общей массой в 105 тонн и высотой в 33 метров была способна вывести около тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО). После неудачных запусков первой версии европейской РН из проекта ушли Великобритания и Италия. Оставшиеся участники — Франция и Германия решили создать вторую версию ракеты для запусков на геостационарную орбиту (ГСО). Четырехступенчатая версия РН “Европа-2” была способна вывести на такую орбиту спутник массой в 150 кг (на геопереходную орбиту (ГПО) 360 кг).

Сравнение ракет Диамант (слева) и Европа (справа)

Для испытания “Европа-2” на Куру решили построить новый стартовый комплекс CECLES (ныне известен как ELA-1). 5 ноября 1971 года состоялся единственный запуск РН “Европа-2”. Этот запуск закончился разрушением третьей ступени на высоте 27 км. После новой неудачи разработка РН “Европа” была прекращена, а европейские страны в 1974 году снова объединились в новую организацию ЕКА (Европейское космическое агентство). ЕКА начало разработку новой ракеты Ариан-1, а стартовый комплекс CECLES в 1971-1973 годах 14 раз использовался для пусков американских и советских метеорологических ракет Nike Cajun и M-100. Последний факт стал следствием тесного сотрудничества Франции не только с США, но и с СССР. Советская двухступенчатая метеорологическая ракета М-100 стала наиболее интенсивно используемой в мире: между 1957 и 1988 годами в мире было произведено 5888 запусков М-100. Эта ракета с общей массой в 475 кг и длиной в 8.3 метров была способна вывести полезную нагрузку массой в 15 кг на высоту в 90 км.

Семейство ракет Ариан

Первый запуск новой РН “Ариан-1” со стартовой площадки ELA-1 состоялся 24 декабря 1979 года. Новая четырехступенчатая ракета была оптимизирована для запусков на ГСО: на ГПО она выводила 1850 кг. Ракета высотой в 50 метров обладала общей массой в 207 тонн. До 1986 года с площадки ELA-1 было произведено 11 запусков “Ариан-1” (2 из них закончились неудачей). Среди запущенных аппаратов была и одна из первых европейских АМС: станция “Джотто“ для изучения кометы Галлея. Появление новой европейской ракеты стоимостью около 32 миллионов долларов 1985 года стало одной из причин экономической нерентабельности многоразовой космической системы “Спейс Шаттл”.

Рост массы геостационарных спутников вынудил европейцев создать более грузоподъемные версии РН “Ариан-1“ через добавление дополнительных твердотопливных ускорителей: “Ариан-2”, “Ариан-3” и “Ариан-4”. Новые версии ракет позволяли выводить на ГПО до 4.7 тонн, на НОО до 7 тонн, а на солнечно-синхронную орбиту до 6 тонн. Общая масса новых ракет подросла до 240 тонн, а высота до 58 метров. Стоимость запуска этих ракет составляла порядка 85 миллионов долларов 2000 года. Для 16 запусков РН “Ариан-2” и “Ариан-3” в 1984-1989 годах использовалась стартовая площадка ELA-1, но в дальнейшем была построена новая стартовая площадка ELA-2, с которой в 1986-2003 годах отправились уже 119 ракет (в большинстве случаев версии “Ариан-4”). В сентябре 2011 года мобильная башня обслуживания площадки ELA-2 была демонтирована с помощью управляемых взрывов.


Между тем росла потребность в запуске всё большего количества геостационарных спутников наряду с тенденцией дальнейшего утяжеления таких спутников (до 7 тонн). Кроме того появился проект небольшого многоразового европейского челнока “Гермес” Всё это привело к программе по созданию более грузоподъемной версии европейской РН: “Ариан-5”. Программа разработки “Ариан-5” была начата в 1987 года и стоила около 8 миллиардов долларов. Общая масса РН составила 777 тонн, а высота до 52 метров. Новая ракета была способна запускать на ГПО до 12 тонн полезной нагрузки, а на НОО до 21 тонны. Для запусков “Ариан-5“ на Куру был построен новый стартовый комплекс ELA-3. Первый запуск “Ариан-5“ состоялся 4 июня 1996 года и стал неудачным: ракета разрушилась на 40-ой секунде полета. Из-за программной ошибки взрыв ракеты произошел на высоте в 4 км на удалении в 1 км от точки старта.

Обломки взорвавшейся ракеты упали в болотистой местности площадью в 12 квадратных километров. Карта рассеивания обломков

В первом запуске новая ракета должна была вывести в космос 4 спутника “Кластер” для изучения магнитосферы. Второй запуск “Ариан-5“ состоялся 30 октября 1997 года и стал частично неудачным: выведенные спутники оказались на более низкой орбите. Из-за первых неудач европейским странам пришлось продлить эксплуатацию “Ариан-4“. К настоящему времени произведено 96 запусков “Ариан-5“, среди них было осуществлено несколько запусков европейских грузовиков ATV к МКС. Так как последние неудачи этой ракеты случились в 2001 и 2002 годах во время 10-ого и 14-ого полета, то в настоящее время “Ариан-5” считается самой надежной тяжелой РН. Именно благодаря высочайшей надежности “Ариан-5” запустит в 2019 году дорогостоящий телескоп JWST с общей стоимостью порядка 10 миллиардов долларов.


Появление альтернативных РН

В 2017 году ракета “Ариан-5“ являлась наиболее часто используемой в мире для запусков на ГСО. Вместе с тем высокая стоимость запуска “Ариан-5“ (около 200 миллионов долларов) привела к созданию на Куру дополнительного стартового комплекса ELS для российских ракет “Союз“ стоимостью около 371 миллионов долларов, который расположен в 15 км от места старта.

В отличие от российских космодромов на стартовом комплексе ELS стыковка РН “Союз” с головной частью производится вертикально с помощью отдельной мобильной башни обслуживания

Кроме того новый стартовый комплекс является фиксированным, без возможности вращения для разных азимутов запуска. Строительство комплекса ELS было начато в 2008 году, в 2011-2017 годах с него было произведено 17 запусков РН “Союз-2” с разгонным блоком “Фрегат“. 307-тонный “Союз“ высотой в 50 метров выводит на околоземную орбиту из Куру до 5.5 тонн полезной нагрузки, а на ГПО до 3 тонн.

Потребность Европы в осуществлении запусков небольших спутников на околоземные орбиты привела к появлению на космодроме Куру легкой твердотопливной РН “Вега”, которая была разработана Италией. Разработка этой РН была начата в 1998 году и обошлась в 710 млн. евро.

Ракету “Вега” начали запускать с пусковой площадки ELA-1 с 2012 года, до этого она была законсервирована в 1989 году после прекращения запусков РН “Ариан-2” и “Ариан-3”. К 2017 году произведено 11 запусков “Вега”. Стоимость запуска этой РН составляет около 37 миллионов долларов. Ракета высотой в 30 метров и массой в 137 тонн способна выводить на околоземную орбиту до 2 тонн полезной нагрузки.

Инфраструктура и будущие перспективы космодрома

За всю историю космодрома на нем было создано 8 стартовых площадок для запусков различных ракет, из них в настоящее время действуют 3 (для запусков РН “Ариан-5”, “Союз“ и “Вега”).

Необходимость снижения стоимости запусков тяжелой РН “Ариан-5” привела к разработке её замены: проекта РН “Ариан-6”. Новая РН должна обладать похожими массово-габаритными характеристиками с “Ариан-5“, но обладать в 2-3 раза меньшей стоимостью запуска: 75-90 миллионов долларов. Программа по разработке “Ариан-6“ была начата в 2014 году и оценивается в 3.6 триллионов долларов. Не исключается, что в новой РН будут использоваться технологии многоразовости (возвращаемая первая ступень со складными крыльями и винтами). Планируется, что запуски “Ариан-6“ начнутся с Куру с 2020 года с новой пусковой площадки ELA-4.

В настоящее время строительство пусковой установки ELA-4 стоимостью около 600 миллионов евро уже активно ведется

На начало 2018 года планируется перед переходом на “Ариан-6“ запустить ещё 23 РН “Ариан-5”.

Будущее космодрома Куру являются безоблачным за счет очень выгодного географического положения (близости к экватору) для запусков на наиболее востребованную орбиту (ГСО). Так европейский космодром назывался одним из кандидатов для места запуска украинской РН “Циклон-4”. Численность работающих на сезонной работе на космодроме сегодня близко к 7.5 тысячам человек, в дополнение 1.5 тысячи человек работают постоянно (75% из них местные жители). Охрану космодрома осуществляет третий пехотный полк Иностранного легиона. Финансирование космодрома на две третьих осуществляется через бюджет ЕКА. Отдельные части ракет доставляются на космодром морским транспортом через порт города Куру (население 26 тысяч человек). Из порта части ракет перевозятся до здания вертикальной сборки по автомобильной дороге. Транспортировка из здания вертикальной сборки до пусковой установки осуществляется с помощью железной дороги. К территории космодрома относится архипелаг Иль-дю-Салю, состоящий из трех небольших островов, находящихся в 13 км от побережья французской Гвианы.

Карта французской Гвианы

На самом северном острове этого архипелага (т.н. “Чертов остров“) в 1852-1952 годах находилась тюрьма для особо опасных преступников Франции. В настоящее время острова посещают каждый год до 50 тысяч туристов. В 2017 году в Куру прошли массовые протесты местных жителей против недофинансирования правительством Франции французской Гвианы. Волнения привели к тому, что 12 тысяч человек на две недели блокировали главную дорогу, ведущую из порта Куру к космодрому. Похожие протесты случились и в 2008 году. Существуют и политические партии, предлагающие полную независимость французской Гвианы от Франции. Сегодня уровень доходов и безработицы во французской Гвиане примерно в 2 раза хуже, чем во Франции. Ситуация экономического неравенства усугубляется быстрым демографическим ростом в этой заморской территории Франции (самые высокие показатели в Южной Америке). Кроме того граница с Бразилией (самая протяженная французская граница) является легкодоступной для нелегальных эмигрантов из Южной Америки.

Государственное устройство и политическая система Гвианы

Французская Гвиана — владение Франции с 1604. С 1946 — заморский департамент Франции. В стране действует Конституция Французской Республики (28 сентября 1958). Административное деление — 2 округа, которые делятся на кантоны, кантоны — на коммуны. Глава центральной исполнительной власти — президент Французской Республики (Ж. Ширак с 17 мая 1995). Глава местной исполнительной власти — префект, назначаемый французским правительством (А. Мансини с 31 июля 2002).

Высший орган законодательной власти — Национальное собрание Франции, в составе которого малонаселённая Французская Гвиана представлена 2 депутатами и 1 сенатором.

Органы местного самоуправления — Генеральный совет в составе 19 членов и Региональный совет в составе 31 члена, которые избираются на 6 лет путём прямого всеобщего голосования.

Основные политические партии: Гвианская социалистическая партия (PCG), основана в 1956, лидер — М.-К. Вердан; Гвианские демократические силы (FDG), основана в 1989, лидер — Ж. Отили; Гвианское демократическое действие (ADG), лидер — А. Леканте; Объединение в поддержку республики (RPR), местные отделения; Союз политических партий Франции за французскую демократию (UDF).

Экономика Гвианы

Стоимость ВВП на душу населения 6000 долл. (1998). Структура занятости экономически активного населения: 18% — в сельском хозяйстве, 21% — в промышленности, 61% — в сфере услуг, торговле и государственном аппарате. Добывающая промышленность базируется на добыче золота и эксплуатации золотоносных залежей для экспортных целей. Обрабатывающая промышленность основана преимущественно на переработке сырья, включая производство рома и консервирование креветок, идущих на экспорт. Хорошо развита лесная промышленность: большое товарное значение имеют заготовки строевого леса с ценной древесиной.

Важную экономическую роль в стране играет деятельность Национального центра Франции по космическим исследованиям, находящегося на Атлантическом побережье, в районе Куру. Производство электроэнергии составляет в среднем 450 млн кВт-ч (2000).

Площадь пахотных земель (всего 0,11% территории страны) ограничивается узкой прибрежной поло­сой вдоль Атлантического побережья. Основные сельскохозяйственные культуры — рис, маниок, кукуруза, сахарный тростник, бананы, овощи. Дефицит продовольствия покрывается за счёт импорта из Франции.

Внешняя торговля: экспорт — 155 млн долл. США, импорт — 625 млн долл. (1997). Основные статьи экспорта: лес, золото, креветки, ром. Главные торговые партнёры по экспорту (%): Франция (62), Швейцария (7), США (2). Импорт: продовольствие, топливо, машинное и транспортное оборудование, химические продукты. Главные торговые партнёры по импорту (%): Франция (52), США (14), Тринидад и Тобаго (6).

Экономически активное население — 58,8 тыс. чел. (2002). Безработица 21,4%. Серьёзную проблему составляет безработица среди молодёжи. Среднегодовые темпы инфляции в последнее десятилетие удерживались на уровне 2,5%. Экономика Французской Гвианы во многом зависит от французских субсидий и французского импорта. Социально-экономическая политика французских властей в отношении Гвианы предусматривает её региональную и климатическую специфику, малую заселённость территории, а также географическую удалённость от бывшей метрополии.

В Гвиане регулярно выходят периодические издания, работает радио- и телевизионная служба Франции для заморских территорий (находится в Кайенне).

Более гиблое место еще поискать надо! Стопроцентная влажность, реки полны пираний, а комары так и норовят заразить тебя вирусом Зика. Столетиями Французская Гвиана служила Парижу излюбленным местом, чтобы сгноить (в прямом смысле) самых опасных преступников.

В начале двадцатого века тюрьму закрыли. А уже в шестидесятые годы французы нашли этой своей заморской территории на севере Южной Америки более осмысленное применение. Начинают развивать космическую программу, недалеко от колониального городка Куру строится первый французский космодром. Сейчас его использует Европейское космическое агентство для запуска спутников.

Стартовая площадка для российских «Союзов». Наш космодром во Французской Гвиане был запущен в 2011 году.Фото: Валерий РУКОБРАТСКИЙ

При этом вовсю применяются и российские технологии.

— Мы начали строить здесь стартовую площадку для ракеты «Союз» в 2007 году, а в октябре 2011-го — шесть лет назад — был первый запуск, — рассказывает ведущий конструктор Владислав Паскевич. — Почему здесь? Очень близко до экватора, а значит, проще выводить объекты на орбиту. Отсюда ракета может поднять три тонны груза, а с Байконура — лишь одну.

Запуск «Союза» из Французской Гвианы. Это самая надежная ракета в мире.Фото: wikimedia.org

Сейчас Владислав Паскевич отвечает за сборку очередного «Союза». Полетит в конце февраля следующего года (с французами у нас коммерческий договор на запуск 50 ракет с европейскими спутниками, стартовало уже 17).

Об этом почему-то мало говорится, но Россия — единственная страна в мире, которая строит космодромы на экспорт. У нас есть уникальные космические технологии, которые покупают другие государства, пополняя бюджет страны.

— Когда речь идет о запуске на орбиту дорогостоящего объекта и чтобы это было максимально надежно и бюджетно, то у «Роскосмоса» самое лучшее предложение на рынке, — комментирует гендиректор «Объединенных машиностроительных заводов» Михаил Смирнов. Предприятие, входящее в этот холдинг, — «Криогенмаш» — тоже обладает уникальной технологией, ее используют при запуске ракет в Куру. Это заправочный комплекс на жидком кислороде и водороде.

— Температура хранения кислорода — минус 180 градусов. Чтобы ее постоянно поддерживать, используются сложнейшие инженерные решения, — говорит директор по стратегическому развитию «Криогенмаша» Александр Мазин. — Наш комплекс способен за 40 минут заправить ракету, а если пуск отменят, то топливо переливается обратно на хранение.

Сейчас идет сборка ракеты «Союз», которая полетит из Гвианы в феврале следующего года. Это будет 18-й пуск. Всего по контракту с Францией Россия запустит 50 «Союзов». Но эксперты говорят, что договор между нашими странами может быть продлен.Фото: Валерий РУКОБРАТСКИЙ

Разработку «Криогенмаша» использует каждый третий космодром мира. Аналогичные заправочные комплексы работают не только в России, но и в Индии, Южной Корее, применяются в международной программе «Морской старт».

В общем, благодаря в том числе и России превратилась Французская Гвиана из гнилого места в самую настоящую космическую Силиконовую долину. Так полетим!