Китай шаолинь монастырь

TeaTerra

Тысячи лет конфуцианству, буддизму и даосизму; десятки тысяч лет горам, рекам и чаям — так говорит древняя пословица.

Уишань — горный хребет, расположенный в Китае, на границе провинций Фуцзянь и Цзянси. Представляет собой горную гряду средней высотой около 650 м, раскинувшуюся на площади более 1000 км². Высшая точка — гора Хуанганшань (2158 м). В 1999 году включена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия одновременно по культурным и природным критериям. С точки зрения биологического разнообразия горы Уишань являются наиболее ценной территорией в пределах Юго-Восточного Китая. Природа хребта богата древними реликтовыми видами, многие из которых эндемичны в Китае. В горах Уишань производится множество сортов чая, в том числе известный утёсный чай Да Хун Пао. Горы также знамениты своими живописными местами: «Рекой девяти излучин», высокими песчаными останцами, многочисленными храмами и монастырями, многие из которых в настоящее время разрушены. Среди них хорошо сохранился до сегодняшнего дня самый крупный монастырь, это буддистский монастырь Тянь Синь Юн Лэ — Воля Неба, Вечная Радость.

Климат здесь тропический, влажный. В июне часто идет дождь, а в январе иногда на пару дней выпадает снег. Сам исторический район Уишань занимает площадь около 60 кв. км., где располагаются 36 утесов, более десятка монастырей, а также здесь находятся самые известные чайные сады, с которых собирают и приготавливают настоящий утесный чай.

Чаньский монастырь Тянь Синь Юн Лэ в самом начале был создан во время правления второго императора династии Тан (618-907г). Он является самым большим монастырем в районе Уишань и одним из 8 самых известных в Китае, находится в самом центре исторического района Уишань. Тянь Синь Юн Ле имеет длинную историю культуры буддизма. В монастыре жили и бывали многие известные монахи и знаменитые люди, он снискал особое внимание и заботу китайских императоров. Монастырь является родиной известного чая Да Хун Пао, чая Улун и чая Гун-фу. Начиная с династии Тан монастырь находится на самообеспечении, производя чай. Один из монахов — Бай Чжан Хуай Бин составил «Правилo Бай Чжан: Один день без работы — один день без еды». Монахи начали выращивать чай и с тех пор известная пословица «Чай и буддизм — одна семья» получила своё воплощение в повседневном быту монахов. Именно благодаря производству чая монастырь Тянь
Чань-буддизм, чань (кит. 禪) — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая.

В древнем Китае распространение чая в основном происходило через монастыри: монахи использовали чай в своих ежедневных практиках, а также занимались селекцией новых сортов и изобретением различных способов обработки. Подобный процесс происходил в средневековой Франции, где культура виноделия также получила распространение в стенах монастырей. Чай в разных областях Китая получался различным, так в горах Уи появился сорт Да Хун Пао, которому суждено было стать наиболее знаменитым из Китайских чаев. История его названия относится к началу династии Мин — XIV Век Н.Э. Ученый Дин Сянь направлялся для сдачи императарских экзаменов. По пути с ним случился тепловой удар и он тяжело заболел. Монах из монастыря Тянь Синь использовал чай, чтобы его вылечить. Ученый смог продолжить свой путь и после успешно сдать экзамены в столице. Дин Сянь получил ученое звание Чжуан Юаня и высокую должность в своей провинции. Вернувшись в монастырь, Дин Сянь хотел отблагодарить спасшего его монаха и подарить ему парадное красное одеяние, но монах отказался от подарков.Тогда Дин Сянь в благодарность надел красное одеяние на куст чая, листья которого вылечили его от тяжелой болезни. С тех пор этот сорт чая стали называть Да Хун Пао — Большой Красный Халат.

Вскоре сорт Да Хун Пао стал извнстен в Поднебесной, получил звание «Предок десяти тысяч чаев» и стал поставляться к императорскому двору. В 1685 году монах монастыря Тянь Синь — Ши Чао Цюань написал «Песню Уишаньского Чая», где впервые был описан процесс производства утесного чая (Янь Ча). Это разновидность полуферментированного чая (Улун), производимого в горах Уишань. Технологически способ приготовления чая улун является самым сложным в мире чаев. Процесс приготовления включает множество действий. Чтобы получился качественный чай, нужно соблюсти большое количество условий, начиная с момента сбора листа и до завершающей стадии томления чая над углями. Приготовленный и высушенный чай наполняется в корзины и помещается над тлеющими древесными углями на 12-20 часов, после чего он приобретает оттенки вкуса, характеные именно для утесного чая.

Чаньский монастырь Тянь Син Юн Лэ родина тайваньского чая «Улун с Морозного Пика».
В пятом году правления императора Сянь Фэн (династии Цин 1855г.) настоятель монастыря Тянь Син подарил тайваньскому студенту Линь Фэн Чи тридцать шесть саженцев чая для того, чтобы посадить их на Тайване. На острове чай прижился и получил название «Улун с Морозного Пика». Способ производства чая на Тайване отличается от способа, принятого в Уишане, поэтому, тайваньские и утесные улуны являются совершенно разными по вкусу и аромату.

Чань и чай — один вкус.
Эта фраза вошла в обиход монахов в XII веке и распространилась по многим монастырям Китая. Чай и чань. В Японии связь чая и дзен проявляется наиболее явно: сама атмосфера чайного домика, очага для кипячения воды, посуды и свитков, ритуальность действия — все сочетается для приближения к состоянию незамутненного сознания. Мастера чайной церемонии обязательно имеют посвящение в буддизме и опыт длительных медитаций.

Можно сказать, что китайский чай, как и Чань, является более гибким, переменчивым, открытым к разнообразным формам проявления. Множество людей любят пить чай и могут поведать свои впечатления о вкусе чая, но что есть вкус Чань? Единый вкус чая и Чань подобен ощущению, приходящему после хорошего занятия цигун или медитацией. Подобен вечеру, проведенному на открытой веранде, в компании старого друга. Это вкус, вмещающий в себя все утра прихрамывающего монаха из Тянь Сина, идущего в темноте к барабанной башне.

Чаньский монастырь Тянь Син и чай Да Хун Пао в наше время.
В двадцатом веке чай Да Хун Пао получил международную известность. В 1971 году, во время посещения Китая, американскому президенту Ричарду Никсону было подарено 150 граммов чая Да Хун Пао. Президент Никсон удивился такому «скромному» подарку, но в неофициальном разговоре Чжоу Эньлай (первый премьер Госсовета КНР) пояснил, что подарил «половину Поднебесной». Дело в том, что чайных кустов того самого сорта, которым был излечен Дин Сянь, осталось совсем немного и чай с них ценится в Китае чрезвычайно высоко. На данный момент, чай с материнских кустов Да Хун Пао является самым дорогим чаем в мире.

Все дело в том, что чай Да Хун Пао является результатом уникального сочетания типа чайного куста и места произрастания — ущелья «Гнездо Девяти Драконов». Он получается особенным именно здесь, а отростки от этих кустов, посаженные в другом месте, даже неподалеку, обладают уже другими свойствами. Эта особенность характерна для четырех знаменитых чаев Уишаня — Бай Цзи Гуань, Те Лохань, Шуй Цзинь Гуй и Да Хун Пао. Эти сорта чая очень локальны, вплоть до нескольких кустов на определенном склоне.

В монастыре Тянь Син монахи рассадили отростки материнских кустов по утесу Небесного Сердца, а чай с этих плантаций носит различные названия, в зависимости от склона, с которого был собран. В общем, будет правильно сказать, что весь чай собранный и произведенный в монастыре Тянь Син, является чаем Да Хун Пао. Сейчас достаточно часто это название относят ко всем утесным чаям, но это не совсем верно — наиболее распространенными сортами утесного чая являются Шуй Сянь и Жоу Гуй.

Вернёмся к историческим фактам. В начале девятого века, монах И Сэн построил у подножья утёса Тянь Син бамбуковую хижину, начал выращивать чай и стал использовать его во время ритуалов Чань буддизма. Со временем у него появились последователи и через сто лет здесь уже образовался полноценный монастырь. Во время династии Сун (X-XIII века) в Уишань обитало достаточно много даосов, неподалеку от Тянь Син располагалось несколько даосских храмов, а в трех километрах к югу философ Чжу Си преподавал в философской академии, создавая основу учения неоконфуцианства. Именно в Уишане взаимодействие трех великих учений Поднебесной было наиболее плотным — последователи Дао, Чань и Конфуция жили рядом, благодаря чему шел постоянный культурный взаимообмен.
К XIV веку монастырь получил свое современное название «Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы» — чаньский монастырь «Воля Неба Вечная Радость». В настоящее время в монастыре обитает несколько десятков монахов и послушников, а сам монастырь является важнейшим культурным центром в Уишане. Ежегодно здесь принимают гостей из разных стран, проводят фестивали буддийской и чайной культуры. В 2000-х годах Тянь Син посетила королева Нидерландов Беатрикс, бывший генеральный секретарь Цзян Цзэминь, а также множество людей, известных в сферах политики и искусства.