Картина оборона Севастополя 1854 1855

Создание

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 1610 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Размещение панорамы

Проект здания принадлежит Военному инженеру Фридриху-Оскару Энбергу. Это была гордость военного инженера, ведь к производству был принят его внеконкурсный проект.

27 февраля 1902 г. член Комитета по восстановлению памятников севастопольской обороны полковник А. М. Зайончковский в докладной записке графу И. И. Толстому, вице-президенту Императорской Академии художеств, сообщал:

«Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»

31 июля 1902 г. Император Николай II утвердил проект Ф.-О. Энберга.

Когда севастопольская панорама была открыта, полковник Ф.-О. Энберг несколько раз назначался «временно надсматривающим за панорамой» и расписывался в книге кассира панорамы.

Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, здание панорамы расположено в другом ключевом месте обороны города — на Четвёртом бастионе. На этом бастионе принимал участие в обороне Л. Н. Толстой в возрасте 28 лет.

Одной из необычных особенностей здания панорамы является круговое окно на куполе, предназначенное для обеспечения естественного освещения внутри.

Восстановление панорамы

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М. Шухмин, один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов. Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, чётко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащён жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.

К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.

В наружных нишах здания музея-панорамы были установлены мраморные бюсты героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Мельникова, Толстого, Пирогова, Кошки, Шевченко, Михайловой.

  • Музей-панорама

  • Бюст Истомина

  • Бюст Корнилова
    (автор Нина Петрова)

  • Бюст Нахимова
    (автор Н. Петрова)

  • Бюст Пирогова

  • Бюст Толстого
    (автор Н. Петрова)

  • Бюст матроса Кошки

  • Фрагмент панорамы

  • Фрагмент панорамы

Литература

  • Россейкин Б. М. Панорама «Оборона Севастополя». Путеводитель. Изд. 3-е, дополн. — Симферополь, Крымиздат, 1960. 96 с.

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Одну из крупнейших панорам в мире, входящую в так называемый список 60-ти — Панораму «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» я посещал не один раз — вот только возможности полноценной съемка сюжетов, а тем более покадровой съемки для последующей склейки широкого полотна из-за огромного количества посетителей все никак не выдавалось. И вот в середине марта мы с Яшей oskanov и его семьей наконец-то смогли реализовать давнее желание — получить заветные кадры. Правда съемку пришлось вести с рук в условиях не совсем комфортной для фотографирования освещенности, в том числе и наборку снимков для склейки панорамы.
В этом репортаже я хочу рассказать об этом гигантском полотне с предметным планом, акцентироваться на отдельных его фрагментах, а в нижней части поста — показать склеенную серию снимков, которая является панорамой Панорамы.
Сама Панорама рассказывает об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя — отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы — основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.

Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи. Оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. Диаметр здания — 36 м, высота его также 36 м.
Внутри здания располагается живописное полотно длиной по окружности 115 метров, высотой 14 метров и площадью 1610 квадратных метром поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города.
По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается ранним утром 6 июня 1855 г на вершине Малахова кургана в день штурма. Именно на Малаховом кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как «первое серьезное поражение французско-английской армии».
В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских войск. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения за город.
2. В центре бастиона Малахова кургана полуразрушенная каменная башня с командным пунктом наверху — композиционный центр живописного полотна. Основа композиции — батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор Панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя — от стрельбы артиллерийских орудий на батареях Малахова кургана до рукопашной схватки с французами за батарею Жерве — кульминации сражения.
Выше, у бруствера перед Оборонительной башней Малахова кургана за боем наблюдает адмирал Павел Нахимов, которого называли душой обороны.
Слева от нее ведет огонь батарея Сухина, к которой солдаты подкатывают еще одно орудие. На башне четыре офицера наблюдают за наступающими французами. Перед башней — солдаты Полтавского полка, часть которых, в правой части снимка, спешит на помощь батарее Жерве. Ближе к нам — флотский священник. Еще ближе сестра милосердия Прасковья Графова перевязывает раненого офицера. За этот день она окажет помощь 200 раненым. Справа, на деревянном пандусе, над другими возвышается фигура начальника четвертого отделения оборонительной линии Фёдора Керна, отдающего приказания командиру Корниловского бастиона (фигура слева)

3. На несколько километров вдаль просматривается поле сражения, покрытое пороховым дымом. Через просветы видны французские войска — солдаты в синих мундирах атакуют Малахов курган. Орудийным и ружейным огнём встречают неприятеля защитники батареи Никифирова. В тылу батареи — солдаты Полтавского пехотного полка.
На переднем плане — батарея Сенявина. Только что упавшее неприятельское ядро заливает водой Трофим Александров

4. На предметном плане — сигнальный пост Малахова кургана. На флагштоке поднят красный флаг (в кадр не попал. его видно на общей панораме в конце поста) — сигнал большой опасности, вызванной штурмом и угрожающей Малахову кургану. Справа — землянка для солдат сигнального поста, слева — ландшафт Малахова кургана с чугунными шарами (ядрами), осколками разорвавшихся бомб.
Девушка с коромыслом на плече — Даша Севастопольская — одна из известнейших персоналий Севастопольской обороны.
Девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но лошадь с повозкой, груженной личным скарбом и «санитарной экипировкой», двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша – первой медсестрой милосердия.

5. Землянки, в которых защитники проводили короткие минуты отдыха — их много на предметном плане

6. Часть дороги , продолжение которой изображено на живописном полотне. По ней на помощь защитникам Малахова кургана бегут солдаты Черниговского пехотного полка. В правой части — санитарная повозка и погибшие защитники, лежащие под иконой с зажженными заупокойными свечами

7. Полевые укрытия из туров для защиты от пуль и осколков снарядов

8. Землянка-камбуз. Обороняющихся несмотря ни на что нужно накормить

9. Офицерский блиндаж, разрушенный прямым попаданием вражеского орудия. Детализация — как предметная, так и цветовая просто поражает своей точностью и реалистичностью
10. Помимо батальных сцен, изображенных на полотне, огромное внимание уделено бытовой части обороняющих город — ведь часто в фильмах и на картинах этот момент совершенно упущен. И вот, наравне с дымом, пушками, огнем и убитыми мы видим развешенное солдатское белье, солдат переводящих дух и пьющих воду, жилые землянки…
На переднем плане — разрушенный офицерский блиндаж, около которого солдат набирает из бочки воду,чтобы погасить угли.
11. На предметном плане — батарея Станиславского. В орудийных двориках орудия, неподалёку ящики с зарядами, ядра, артиллерийские принадлежности.
Орудия сделаны из дерева, снаряды — из гипса или папье-маше.
На полотне — во главе группы офицеров в темно-зеленом мундире и фуражке — начальник пехоты Малахова кургана Дмитрий Юферов, наблюдающий за боем на батарее
12. Крестом из ядер обозначено место смертельного ранения вице-адмирала Владимира Корнилова
13. Решающее событие штурма 6 июня 1855г. разворачивается на прикрывавшей Малахов курган батарее под командованием мичмана Петра Жерве. На батарее развивается трёхцветное французское знамя — неприятель добился здесь наибольшего успеха. Над городом нависла серьёзная опасность.
Слева видим разрушенное здание, за которым идет рукопашный бой. На белом коне — Степан Хрулёв, начальник сухопутных войск Корабельной стороны, ведущий в атаку 5-ю роту Севского пехотного полка, которой командует штабс-капитан Островский. Справа адъютант Хрулёва на коне скачет за подкреплением на ходу указывая саблей, где оно необходимо. Ниже большого очага пламени, видны две роты Якутского полка, которых ведет в атаку генерал-лейтенант Павлов. К ним на помощь спешат солдаты Елецкого полка. Угроза французского прорыва ликвидирована ценой жизни 105 бойцов Севского полка. На дальнем плане, в районе третьего бастиона солдаты Брянского, Охотского и Камчатского полков картечью отбивают атаку англичан. Их атаки захлебывались три раза. На переднем плане — оставленная артиллеристами батарея Станиславского. У батарейной иконы с горящими свечами лежит накрытый шинелью убитый солдат — единственная объёмная фигура человека
14. Оставленная артиллеристами батарея Станиславского
15. Правый фланг батареи Сенявина
16. Большая часть полотна панорамы, склеенная мною в единое изображение. Просьба отнестись к недостаткам изображения с поправкой на съемку кадров для склейки панорам с рук на довольно длинной выдержке
И немного истории Панорамы…
Во время Великой Отечественной войны фашистские бомбы разрушили здание Панорамы, уникальная картина загорелась. Рискуя жизнью, советские воины вынесли часть живописного полотна из пылающего здания.
После войны панорама была воссоздана советскими художниками. Творческую группу, состоявшую из 17 человек, возглавил вначале академик В. Н. Яковлев, а после его смерти другой известный живописец — академик П. П. Соколов-Скаля. Изучив события, о которых рассказывала панорама, а также спасенные фрагменты живописного полотна, фотографий, старые буклеты, советские художники заново написали картину, воссоздали предметный план.
Дело в том, что спасенные фрагменты были сильно повреждены, а некоторые и вовсе утеряны, поэтому было принято решение не реставрировать полотно, а создавать его заново. Спасенные же фрагменты являются частью экспозиции и некоторые из них можно видеть своими глазами в музее около здания Панорамы.
Напряженный труд коллектива художников был завершен к 100-летию первой героической обороны Севастополя. В 1970 г. в здании Панорамы открылась экспозиция Музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывающая о незабываемых событиях и героях обороны, а также о самой панораме.

Предыдущие мои фото-репортажи:

Выставка собак или дог-фрик-шоу Неоткрыточный Херсонес Экспедиция в Восточный Крым, день третий Дань памяти Митридату Экспедиция в Восточный Крым, день второй