Из парижа в нормандию

Форум Винского

Одной из целей недавно состоявшейся моей второй поездки во Францию было посещение Нормандии. Поездка была короткой, поэтому выделить на это я мог только 1 день, больше всего мне хотелось посетить Этрета и Руан. Посещение Онфлёра было следующим по значимости, однако изучив расписание автобусов и поездов, я понял что посещение этих 3-х пунктов весьма проблематично в поездке на 1 день, хотя в принципе и возможно. Маршрут в любом случае лежал через Гавр, поэтому я заранее купил на сайте французских железных дорог (http://www.sncf.com/en/passengers) билет на первый поезд из Парижа до Гавра за 15 евро, и на последний поезд из Руана в Париж за 10 евро. Это невозвратные билеты по промо-тарифу, при покупке на месте билеты обошлись бы несколько дороже, хотя купить их на месте было вполне возможно — вагоны были полупустые. Впрочем это был еще не совсем высокий сезон и будний день.
Итак, 27 апреля 2017 года в 6:51 утра я отправился с парижского вокзала Сен-Лазар в Гавр. Поезд Intercites обычный для Европы, номер вагона и место были зарезервированы еще во время покупки билета на сайте, огорчило только отсутствие вай-фая. Билет проверяли при проходе на платформу к поезду, ни паспорт, ни карточку не требовали.
Поезд прибыл в Гавр в 8:58, сразу от железнодорожных путей, не заходя в вокзал, можно пройти к выходу налево, и выйти таким образом к автобусному вокзалу (остановка Le Havre Gare Routiere). Ближайший автобус линии 24 до Fecamp, проходящий через Этрета, был в 9:30, в окне информации на автовокзале мне сказали, что отправляется он с платформы B, а билеты покупать у водителя. Сначала у меня была мысль прогуляться по Гавру до следующей остановки этого автобуса (Le Havre Mairie), но я решил все-таки дождаться автобуса на вокзале, как потом оказалось правильно, т.к. эта остановка у мэрии оказалась не совсем там где я ожидал. На карте и фотографиях гугла я видел большую остановку с восточной стороны от здания мэрии, но как оказалось, автобус ее проехал и остановился с обратной стороны от мэрии — вряд ли я, увидев проезжающий мимо автобус, успел бы туда добежать.
Автобус подошёл вовремя, билет у водителя стоил 2 евро, карточки не принимались. По дороге я понял, что с погодой мне в этот день повезло, день был солнечный, маршрут шёл через живописные нормандские поля, в 10:37 автобус прибыл в Этрета, остановка на площади Мориса Гийяра около здания мэрии.
С правой стороны от здания мэрии располагается туристический информационный центр, я взял там бесплатную карту и отправился к набережной. Прошёл я по улице Rue Abbe Cochet, повернул немного не там, причем понял это уже когда уезжал, обычно к морю проходят по Rue Monge и потом по Boulevard President Rene Coty. Но главное в Этрета все-таки не улицы, хотя они тоже выглядят неплохо.
Выйдя на набережную, я сразу пошёл влево, как и планировал максимально быстро дошёл/добежал до утёса La Manneporte — самой дальней точки, до которой я планировал добраться на утёсах. Набережная переходит в лестницу, а потом в тропу по утёсам, на карте, которую я взял в турофисе, написано что до Manneporte идти от пляжа 25 минут, но это если идти неспешным шагом. Потом я пошёл обратно, но уже не торопясь, осматривая окружающие красоты. Описывать их сложно, просто приведу несколько фотографий — виды с La Manneporte и дальше по направлению к утёсу с аркой Falaise d’Aval:
Дальше я вышел на утёс с аркой Falaise d’Aval, саму эту арку хорошо видно с пляжа, а с утёса открывается вид на арку La Manneporte, отдельную скалу в море L’Aiguille («игла»), небольшую пещеру и на сам городок Этрета.
Далее с утёса можно увидеть пещеру, как я понимаю, затапливаемую при приливе, а при отливе, позволяющую пройти на небольшой пляж между двумя утёсами с арками.
Затем уже начинается спуск к набережной, я отправился по ней к утёсу на противоположной стороне пляжа — Falaise d’Amont. На самой набережной тоже красиво.
На последней фотографии один из стендов, расставленных на пляже в местах с которых Клод Моне рисовал свои известные картины.
Подъём на второй утёс аналогичный, сначала лестница, потом тропинка, тут я решил далеко не уходить, осмотрел только площадку около подъема — тут и вид и на пляж, городок и противоположную арку,
чуть дальше — вид собственно на арку Falaise d’Amont — она по размеру значительно меньше, чем арки на противоположной стороне.
Рядом небольшая часовня Нотр-дам-де-ла-Гард, а за ней парковка и стела — мемориал в честь французских лётчиков Шарля Нэнжессери и Франсуа Коли, планировавших совершить первый беспосадочный рейс из Парижа в Нью-Йорк на одномоторном биплане, но пропавших без вести по дороге. Мемориал установлен в Этрета, т.к. именно здесь их видели в последний раз на территории Франции.
Затем я опять спустился к пляжу, а там вот такая картина:
Но это не беженцы, потерпевшие кораблекрушение, а просто школьный класс на экскурсии сел обедать на пляже
Тут я и сам решил спуститься ближе к морю, желание омыть ноги в водах Ла-Манша было сильным, но не решился, несмотря на довольно тёплую погоду, всё-таки впереди еще была большая часть дня поездки.
Посидев немного на пляже, купив затем сувениры, я отправился обратно к автобусной остановке по улице Rue Alphonse Karr, здесь также было несколько живописных домов.
Этрета произвёл потрясающее впечатление, уже ради посещения его одного имело смысл ехать, наверное можно было провести и больше времени чем 2 с небольшим часа, но может когда-нибудь сложится и я побываю там снова. Я уехал из Этрета в Гавр на автобусе в 12:55, и это был первый рейс после того как я туда приехал, вообще в сутки всего 6-7 рейсов, отправляющихся через неравные промежутки времени, так что путешествуя общественным транспортом, расписание тут в первую очередь надо принимать во внимание. Несколько странная ситуация, все-таки довольно популярное у туристов направление, но может летом и в выходные дни автобусы ходят чаще, я изучал расписание только на конкретный день. Расписание автобусов я смотрел на сайтах: http://www.seinemaritime.fr/nos-actions … ignes.html (из Гавра в Этрета) и http://www.busverts.fr/index.php (из Гавра в Онфлёр).

ArSerge ›
Блог ›
Бретань. Путешествие на край земли. Часть 1.

Слякотным мартовским вечером, кроме рюмки чая, согревают воспоминания об отпуске. Дабы немного их освежить, решил тиснуть отчёт. И самому лишний раз приятно перелистать фотки, и другим может быть на пользу.

В апреле 2015 года, то есть два года назад, я решился на поездку в Бретань. Это, если вдруг кто не знает, самый западный регион Франции. Название своё получил от переселенцев из Британии, пересёкших Ла-Манш полторы тысячи лет назад, щемясь от миролюбивых германских племен англов и саксов. Бритты были кельтами, и свою культуру с родным языком перенесли с собой. Отсюда и свой диалект, и свои названия на дорожных указателях, и своя кухня. Легенды и предания тоже прихватить не забыли.

О Бретани мечталось давно. Сказки, фолк-музыка, тайны и прочие демоны, пресловутый “кельтский туман”, ну а как же. Нам, технарям, тоже мозги закостеневшие хочется расслабить после заводских авралов. Немного узнав об особенностях французского быта из поездки в долину Луары, я таки осмелел и двинул в сторону Армориканского полуострова.

Полный размер

На редкость полезная карта — минимум информации и ничего лишнего. Заменяет собой путеводитель. Указаны все мало-мальски примечательные городки и дороги к ним.

К поездкам я готовлюсь тщательно. Серьёзное ведь дело. Билеты на самолёт заказал за четыре дня до вылета, гостиницу за два дня, предварительно без оплаты забронировал машину напрокат, а билеты на поезд заказал, когда собрал рюкзак. То есть в пять утра, за десять минут до приезда такси.

Так как летел я в гордом одиночестве (в этом тоже есть своя прелесть), то взял самый дорогой, но и самый беспроблемный вариант – прямой рейс из Пулково в Руасси-Шарль де Голль. Ценник был что-то около 18 тысяч туда-обратно. Почти в два раза можно было сэкономить, отправившись с пересадкой через Ригу и далее лоукостером, либо через Хельсинки, но здесь мог таиться подвох. Прямой перелёт занимает три с половиной часа, и прилетаю я в крупный международный аэропорт, откуда могу доехать до центра Парижа за полчаса и 10 евро. Причем практически круглосуточно. Или совсем круглосуточно, но чуть подороже — на такси. На пересадках я потрачу от 6 до 15 часов (в среднем), плюс возможные проблемы с багажом (если он есть и пересадка длится не более получаса), плюс прелести лоукостеров в виде платных услуг, и прилечу я, скорее всего, не то что не в Париж, а даже не в Иль-де-Франс. Большинство лоукостов летят до Бове, городка в Пикардии, в шестидесяти километрах на север от Парижа. Так что к сэкономленной сумме можно смело прибавлять два потерянных дня, стоимость переезда до вокзалов Парижа, и стоимость ночёвок, тоже двух, туда и обратно. Если лететь втроем, то смысл есть, одному – да назачем оно мне?

Рассчитываю я поездку примерно так – 150 евро в день, с учетом всех перелётов, поездок, проживания, питания и достопримечательностей. За эти деньги вполне можно позволить двухместные номера с отдельным душем и завтраками, блюда местной кухни в кафе, авто напрокат, походы по достопримечательностям и сувениры, даже в бутылках. Имеющуюся в наличии сумму перевожу в евро, делю на 150 и получаю количество дней, отведённых на свидание с Францией.

Перелёт заказывал на сайте airfrance.ru, поезд бронировал на voyages-sncf.com, отели присматривал через booking.com. Автомобиль напрокат искал через Rentalcars.

Вылет удобнее утром, прилёт – вечером. Учитывая французскую пунктуальность, между прилётом самолёта в Париж и отправлением поезда должно быть не менее трёх-четырех часов. На обратном пути интервал ещё длиннее, ибо SNCF (железные дороги) ещё большие разгильдяи, чем AirFrance (самолёты). Из дома забронировал самолёт туда-обратно, поезд туда-обратно, гостиницу на первую ночь, и предварительно заказал машину напрокат. Дальше – импровизация, куда кривые дорожки французской провинции выведут.

Багаж с собой не беру. Европа – это не Азия, здесь есть все блага цивилизации. Достаточно небольшого рюкзака, вписывающегося в ручную кладь. Трусы-носки по количеству суток, пара футболок, пара рубашек, вторые джинсы, лёгкий свитер. На мне ещё лёгкая ветровка. Из электроники — два телефона, планшет, GPS-навигатор, пара зарядок, внешний аккумулятор. Разумеется, фотик в сумке. Из лекарств – Coldrex и Halls от простуды, “Цифран” и активированный уголь – от скорби в животе. Салфетки, пакеты и прочие мелочи – по кармашкам. Наличность – по всем карманам и рюкзаку. Отдельная чипованая карта Visa только для поездок, и вторая для подстраховки. Voila!

По прилёту в Париж, миновал зал багажа и отправился на пригородную электричку – самый простой и дешёвый способ добраться до центра. Называется она RER — Réseau Express Régional, Сеть регионального экспресса. Этакая помесь электрички и метро, интегрированная в парижский метрополитен. Следует мимо самых фешенебельных и благополучных пригородов, как Ольнэ-су-Буа и Клиши-су-Буа, где местные жители любят иногда позажигать чужие машины и покидать камнями в полицию. В 2005 году у них это особенно хорошо вышло, даже по НТВ показали.

В этот раз путь мой лежал до станции Данфор-Рошро, что находится у входа в катакомбы, и в паре кварталов от вокзала Монпарнас. В подземелье спускаться желания особого не было, потому дошёл до вокзала, убедился в наличии поезда, и пару часиков решил провести снаружи. Там была башня Тур Монпарнас, и кладбище, тоже Монпарнас. Как и само название района, известное по книгам Хемингуэя и биографиям художников 20-х годов.

Тур Монпарнас – это тот самый нелепый кирпич коричневого цвета, который видно на юг от Эйфелевой башни. Очереди на него почти нет, народу мало, цены ниже, а смотровая площадка выше. До последнего этажа довозит скоростной лифт, а дальше – пешком на крышу.

Полный размер

Смотровая площадка Тур Монпарнас. Огорожена стеклянными стенами, оснащена мягкими креслами, просторна и свободна от наплыва туристов.

Полный размер

Нате вам — Эйфелева башня. Там тесно, дорого, и толпы туристов.

Со смотровой площадки увидел кладбище Монпарнас, и внезапно вспомнил об известной и неординарной личности, там захороненной. Имея запас времени, спустился, и пошёл разыскивать место захоронения. Блуждал минут двадцать, теряясь в ориентации окружающих улиц и конфигурации кладбища, но всё-таки нашёл.

Полный размер

Если неразборчиво видно — здесь захоронен Андре Ситроен. Тот самый, незаурядный инженер и талантливый бизнесмен.

Из Парижа я следовал поездом в столицу региона Бретань — город Ренн. Оттуда я планировал на взятой в аренду машине проехать полуостров за шесть суток, и снова вернуться обратно. Так выходило дешевле в плане проката (я возвращал машину в ту же контору, где и брал), и удобнее в плане поездки — из Ренна до Парижа ходит больше поездов, чем до любого другого города Бретани. Ехал скоростным поездом TGV, расстояние в 350 км он прошёл за 2 часа.

Полный размер

Вокзал Монпарнас. Расположен на той же площади, что и Тур Монпарнас. Отсюда начинается путь в Бретань. Импровизированный сквер внутри здания расположен на крыше перрона. Поезда выезжают как бы из подвала. Сам район Монпарнас тоже имеет небольшой бретонский колорит — вокруг много creperie, бретонских блинных.

В Ренн я приехал вечером, заселился в заранее забронированный отель, перекусил в кафе, забронировал гостиницу на следующую ночь в колоритном городе Динан, и лёг отдыхать. А наутро пошёл брать машину. Контора Europcar находилась в здании вокзала, вместе с другими конторами — Avis и Hertz. Ценники у всех примерно одинаковые, а стоянка — общая. У меня же были бонусы в Европкаре, потому выбор был очевиден. Планировалось взять автомобиль класса «Пежо-308», стоимостью 245 евро за шесть суток со стандартной страховкой.

В аренде машин есть несколько нюансов. Сутки — на самом деле не сутки, а количество рабочих дней. Как правило, рабочий день — с 9 до 18. Если опоздал — придётся платить ещё за день. Бронировать по интернету дешевле раза в полтора, чем непосредственно в конторе. Для бронирования необходима банковская карта, дебетовая тоже сойдёт, лучше с чипом. На карте, помимо списания суммы за заказ, временно блокируется залог. Его сумма зависит от количества дополнительных страховок и класса автомобиля. В моём случае, при стоимости аренды 245 евро и допстраховки от трещин, вмятин и царапин ещё за 45 евро, залог составил 400 евро. Вернулся он через месяц, зато по возросшему курсу.

На пакете с ключами и документами, помимо экстренных телефонов, пишут косяки данной машины. Их надо тщательно проверить, а в случае нахождения новых — сказать об этом агенту. Мне поначалу выдали ключи от «Пежо-2008», но я мигом узрел отвалившуюся потолочную панель, и мне тут же поменяли машину на искомую 308, с турбодизелем, механикой и встроенной GPS. Последнее было настоящим подарком, ибо идёт только за доплату.

Французская навигация во Франции работает отменно. Буквально через час с небольшим я уже втискивался на парковку перед стареньким зданием отеля, сложив зеркала и чиркая бампером соседей.

Полный размер

Отель Au Vieux Saint Sauveur располагается в здании 17-го века, в сотне метров от собора, на соборной площади. Внизу — уютный бар, наверху — аутентичные номера. Правда, с душем и мягкой кроватью. Сейчас номер в этом отеле нельзя забронировать на Букинге, что печально.

Продолжение следует.

>Майское путешествие по Нормандии и Бретани

Путешествие по Нормандии и Бретани. Май 2014г.

Идея такого путешествия возникла 2 года назад, после тоже майской однодневной вылазки из Парижа в МСМ с заездом в Сен-Мало. Этот город растревожил, запал в душу. Туда хотелось вернуться. Так идея зрела в наших головах потихоньку, пока без конкретики. Тем не менее, чтобы что-то получилось, нужно поставить себе цель и двигаться к ней хотя бы маленькими шажками. Так, в конце ноября прошлого года были куплены билеты на прямые рейсы Аэрофлот: прилет в Париж 30.04 вечером в 21-40, вылет из Парижа домой 10.05 в 19-30. И начались раздумья по поводу маршрута. Голову поломали немало, т.к., как всегда, хотелось объять необъятное, охватить все самое интересное и в Нормандии, и в Бретани. Было много колебаний по точкам базирования. Муж не очень хотел брать машину на весь срок поездки. Хотел полноценного отдыха с дегустацией напитков. Однако изучение общественного транспорта этих регионов убедило нас все же взять машину на часть поездки. Большое спасибо за помощь в выборе маршрута (и ответы на вопросы, и просто написание таких замечательно подробных отзывов) от меня Germain, Evitta, Светлана 0706 и другим, чьи отзывы и советы помогли нам.
Маршрут.
30.04 21-40 прилет в Париж, ночь в отеле Ibis Аэропорт Шарль-де-Голль в аэропорту. Отзыв по отелю здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=173590
01.05 переезд в Довиль на поезде из Парижа, вокзал Сен-Лазар (время в пути 2 часа). Останавливаемся на 2 ночи в отеле в Трувиле.
02.05 прогулки по Довилю-Трувилю.
03.05 утром получаем машину в офисе Europcar в Довиле. Переезд в Этрета. По дороге посещаем Онфлер. Заселяемся в отель Hotel d’Angleterre в Этрета на 1 ночь. Отзыв по отелю здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=173593.
04.05 днем выезжаем из Этрета в направлении Сен-Мало. По дороге посещаем одну из красивейших деревень Франции (находящуюся к тому же на Дороге Сидра) Beuvron en Auge. Заезжаем в город Bayeux в музей гобелена Вильгельма Завоевателя (Musee de la Tapiserie). Вечером в Сен-Мало устраиваемся в отеле Hotel de l’Europe на 3 дня. Отзыв по отелю здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=173594. Итого за день примерно 330 км.
05.05 маршрут дня Сен-Мало-Treguier-Берег Розового Гранита Saint-Guirec-Динан-Сен-Мало. Около 350 км.
06.05 поездка из Сен-Мало в Канкаль и Динар. Вечером сдаем машину в Europcar.
07.05 рано утром на поезде из Сен-Мало в Париж. В 11-20 мы уже в Париже. Заселяемся в отель Mercure Paris Opera Cusset на 3 дня. Отзыв по отелю здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=173712.
07.05-10.05 прогулки по Парижу.
10.05 вечером отбываем домой.
Подготовка.
Машину бронировали на сайте www.economybooking.com (напрямую через Europcar было дороже) на 4 дня с возвратом в офисе Europcar в Сен-Мало. Получили из того класса, что и заказывали, Fiat Punto 1,2 с 20000км пробега. Забегая вперед, скажу, что машинка нас ни разу не подвела и накатали мы с ней без малого 1000км за 4 дня. Стоимость аренды 224 евро.
Билеты на поезда Париж-Довиль и Сен-Мало-Париж покупала заранее по Интернету. Париж-Довиль за 30 евро на двоих. Сен-Мало-Париж купила за 69 евро на двоих с 15-минутной пересадкой в Ренне. Есть и прямой поезд, но я опоздала купить на утренний прямой поезд билеты по нормальной цене (где-то 50 евро на двоих). Оставался вариант либо платить 134 евро за 2 билета на прямой поезд, либо ехать с пересадкой за 69. Выбрали второе. Билеты до Довиля были полностью электронные, со штрих-кодами, пришли на электронную почту, с ними и ехали. Кстали, в этом поезде билеты не проверяли. Билеты из Сен-Мало нужно было получить в автомате или кассе. Мы получили в автомате на жд вокзале Сен-Мало без проблем. Выбрали в автомате английский язык, пункт меню что-то типа «Collect the ticket» и далее все понятно. Нужно иметь при себе карту, по которой оплачивали билеты. Билеты в поезде проверяли.

С собой у нас был навигатор Sygic, установленный на смартфоне, с обновленными картами Европы. С ним же мы летом катались по Италии и Франции. Подвел он нас всего пару раз. Один раз послал по проселочной дороге, а второй раз поздно сообщил о съезде с трассы (что вообще-то ему не свойственно). В целом мы программой Sygic очень довольны. В частности, благодаря ей, находили ближайшие парковки. Для ориентации по городу также были установлены на iphone и на ipad оффлайн карты MapsWithMe.
Отели в Этрета и Сен-Мало бронировала через букинг. Для бронирования отеля в Трувиле списывалась с хозяевами по электронной почте. Отели в Париже бронировала через сайт сети Accor по спецпредложениям. Там было существенно дешевле. Отели в Довиле-Трувиле и Этрета лучше бронировать сильно заранее, т.к. потом просто не будет мест.
Итак, поехали…
Довиль-Трувиль.
Довиль встретил нас 1.05 проливным дождем. Мы знали, как дойти до отеля, знали, что это займет 15-20 минут с чемоданом. Но дождь… Моя куртка моментально промокла. Было решено ехать на такси. Доехали за 5 минут, 13 евро (многовато, ну да ладно). Отель мы бронировали в Трувиле, прямо на прогулочном променаде. Комната с видом на море, на Ла Манш. Выглянули в окно, на пляж, и настроение сразу улучшилось. Вид из окна нашего номера в разную погоду:

Дождь продолжался, и мы пошли обедать в ресторан Le Vivier http://www.restaurantlevivier.com/. Взяли меню за 24.90 (закуска+основное блюдо). У меня было крыло ската, у мужа — шукрут (La Choucroute de la Mer Safranée aux Trois Poissons). И мускадет, отметили начало путешествия. Все было вкусно, но в меру, без бурного восторга. Обстановка очень приятная, уютная, есть русское меню (в первый день еще это было важно, еще не привыкли к французским названиям блюд). Обслуживают быстро и доброжелательно.
На Довиль и Трувиль у нас получалось 1,5 дня. Чем мы занимались?..Мы очень много гуляли, и в дождь, и когда выглянуло солнце. Дышали «впрок» морским воздухом. Любовались отливами и приливами. Бродили по морскому дну во время отлива, берег казался та-а-к далеко..

Разглядывали эти бессчисленные игрушечные домики.

Ели устриц, присев за столик прямо на рыбном рынке Трувиля, запивая их мускадетом.
Поднялись на «змеиную» лестницу (Escalier du Serpent) из 100 ступеней и посмотрели на Трувиль сверху.
Катались на колесе обозрения около казино Трувиля.
Устав от прогулок, пили кофе за столиками уличных кафе. И опять гуляли по пляжу Довиля с этими именными кабинками.
Ели крепы в кофейне на пляже. Проходили мимо отеля «Нормандия» (вспомнила одноименный фильм).
Бродили по улицам Довиля:
Накупили себе местных деликатесов и устроили маленький пир 🙂
Оба вечера ужинали в ресторане Le Galatee на пляже в Трувиле в двух шагах от нашего отеля http://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g187187-d1334991-Reviews-Le_Galatee-Trouville_sur_Mer_Calvados_Basse_Normandie_Normandy.html Посетили этот ресторан по рекомендации, несмотря на очень низкий рейтинг его на трипадвайзоре. Нам очень понравилось расположение ресторана, близко к воде. В первый вечер взяли большую тарелку с морепродуктами, второй вечер — рыбные блюда, белое вино. Довольно вкусно, без изысков. Оба раза сидели за одним и тем же столиком, который нас вполне устроил. Но смешило, что персонал делал вид, что все столики зарезервированы, и они с трудом нашли нам столик. Хотя народу было не так уж много. Счет порядка 80 евро за двоих с бутылкой вина. Возможно, резервация требуется летом.

Один раз позавтракали в кафе Dupont. За 22 евро на двоих получили 2 омлета, круассаны, масло, сок, большую чашку кофе. Вкусно. В день отъезда 3.05 заказали завтрак в отеле (12 евро с человека). Завтрак приносят в указанное время прямо в номер на большом подносе. Тут уже совсем чувствуешь себя персонажем кино про красивую жизнь 🙂 Завтрак — обычный французский (круассаны, булочки с шоколадом, масло, джемы, йогурты, сок, молочник с молоком и кофейник с кофе), но все очень свежее, вкусное, сытное.
Нам очень понравился Трувиль. Даже больше, чем Довиль. Он такой домашний, уютный. Можно бесконечно прогуливаться по променаду, пить кофе, любоваться приливами и отливами. Довиль больше, пафоснее, но тоже очень приятный.
Офис Europcar расположен в Довиле, я бы сказала, за городом. На такси от нашего отеля ехали минут 15, заплатили 14 евро по счетчику. Получили машину, отметили все царапины под роспись, установили навигатор и вперед!
Онфлер.
Мы торопились в Этрета, и на Онфлер — этот замечательный Нормандский городок — у нас было отведено очень мало времени, к сожалению, как теперь понимаю. Я бы сейчас отвела на него не меньше дня, и лучше с ночевкой. Очень атмосферное место! Мы приехали в субботу, было довольно прохладно, но солнечно. Видимо, по поводу первых майских выходных, было очень много народу. В основном, французы, семьями (а что им не ездить, при их-то расстояниях). Поколесив по узким улицам, наконец выбрались поближе к гавани и с трудом нашли парковку — 2 евро в час. Прогулялись по гавани. Стали свидетелями подъема моста, чтобы пропустить судно.
Выпили кофе на набережной. На местном «рыночке» продегустировали сидр и кальвадос, купили сидр с собой. Бухта очень впечатляет!
панорамное фото
Онфлер мне показался не очень французским, больше напоминает английские или северные, норвежские городки (ИМХО). Если убрать толпы народу, он словно бы сошел со страниц какого-нибудь приключенческого романа 🙂 Не знаю, почему, но впечатление такое осталось.
Этрета.
Первое впечатление по дороге — нереально парящий в воздухе мост Нормандия. Стоимость проезда — 5.40 евро, если не ошибаюсь. Принимают карты и наличные. Мы везде на платных дорогах всегда платим карточкой, так и здесь.
Приехали в Этрета. Опять же суббота, все парковки забиты. Смотрим, местные паркуются в лесочке рядом с парковкой, прямо на обочине. Ну, и мы так же сделали. Большой чемодан оставили в машине, маленький взяли с собой. Отель недалеко, пришли, а ресепшен закрыт, объявление, что откроется в 15 часов, а еще только 14. Потом я увидела, что в подтверждении о бронировании это же время указано. Делать нечего, время обеденное, прямо с чемоданчиком пошли искать место для обеда. Нашли с трудом, т.к. все кафе-рестораны забиты, да и время обеда подходит к концу (а, надо сказать, в маленьких городках с этим строго). Все же нашли, сели, я заказала мидии, муж — мясо. Все просто, но вкусно. И, конечно, сидр. После обеда заселились в отель, и скорее на набережную.
И — вот они, знаменитые скалы!
День был солнечный, но с очень сильным ветром. Мы сначала пошли по левой тропе. Около начала тропы висит расписание приливов и отливов на текущий месяц. Забрались на слоника. Идти не очень тяжело.

Нагулялись там, посмотрели на поля для гольфа (игроки как раз готовились начать игру).
Спустились, чуть передохнули и пошли на правую скалу, подъем по ступеням. Там, на плато, долго гуляли. Красота вокруг невероятная!..А какая трава! Я такой точно никогда не видела. Дул сильнющий ветер, при этом светило яркое солнце. Мы нашли себе углубление, поросшее этой шикарной травой, куда не доставал ветер, завалились туда и отдохнули минут 15. Это что-то невероятное, когда лежишь так, и синее-синее небо над головой.
Подошли к часовне Нотр-Дам-де-ла-Гард и мемориалу памяти «Белой птицы». Часовня построена в 1950г. взамен старой, XIX века, разрушенной немцами в 1942г.
Мемориал памяти Белой птицы — по названию биплана, на котором двое французских летчиков Шарль Нюнжессэ и Франсуа Коли (Charles Nungesser et François Coli) пытались совершить перелет Париж-Нью-Йорк, пересечь Атлантику. Самолет не приземлился в Нью-Йорке, загадочно исчез. Именно в Этрета их самолет видели последний раз над территорией Франции.
Спустившись на набережную, отправились погулять по городку, он стоит того.
[
Вот такая местная кокетка, привыкшая позировать:
Перед ужином навестили свою машинку, брошенную на обочине. Многие туристы, приехавшие на один день, успели разъехаться. Мы спокойно переставили машину на стоянку. Стоянка стоит 3 евро с 9 до 19 часов. Мы заплатили в автомате 3 евро, как отпечаталось в билетике, получилось за весь следующий день. Нас это устраивало, т.к. мы планировали уехать из Этрета на следующий день днем, платить все равно бы пришлось.
Ужинали в ресторане La Taverne des Deux Augustines — колоритное здание в центре, построенное в середине XIX века. Я брала мясо, муж — фаршированный картофель по-нормандски и местное пиво. Все вкусно. Есть меню на русском и многих других языках.
После ужина сразу пошли на набережную, как раз успели посмотреть закат. Красота…
Наутро после завтрака отнесли вещи в машину и вышли на набережную. Снова светило солнышко (с этим нам в Этрета повезло!), было очень тепло. Посидели на скамейке, понаблюдали за отдыхающими на пляже, рыбаками, собирающимися выйти в море. Утром был отлив, вода ушла далеко. Народ потянулся в пещеру. Мы побродили по дну, но в пещеру не пошли.
Кстати, в Этрета на пляже очень много камушков с дырочкой, не знаю почему (из-за отливов-приливов?). А этим утром муж нашел камушек с двумя сквозными отверстиями, мы его взяли, на счастье 🙂
Кто-то строит песочные замки, а кто-то — песочные Эйфелевы башни 🙂
До свидания, Этрета! Мы еще увидим ее снова уже в Париже в музее Орсе на картинах Моне и Мане. А теперь в путь! Наc ждет дорога в Бретань!
Окончание следует…

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Как увидеть больше и лучше.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли, или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – Руане (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем, что этот собор при разном освещении 30 раз изобразил Клод Моне, и тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане. Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Моне – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества.

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на Соборе или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по .

Руан, Руан: лучшие отели

День второй

Едем дальше. Небольшой город Дьепп (Dieppe) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьепп находится в 82 км от Руана.

Дьеп, Дьеп: лучшие отели

Далее, после обеда, едем в город Этрета (Etretat). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах. От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции — Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Этрета, Этрета: лучшие отели

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные), поэтому иногда машину придется оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета, гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке Онфлер (Honfleur). Его уж кто только не рисовал. Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева, в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Онфлёр, Онфлёр: лучшие отели

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – Довиль (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А Довиль знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Довиль, Довиль: лучшие отели

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле, предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле.