Из антверпена в роттердам

dergachev_va

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева

Центральная площадь Гроте Маркт. Один из главных символов Антверпена — фонтан Брабо (1887). Согласно легенде, о мифическом великане Дрюоне Антигоне, жившем у моста через Шельду и бравшим плату за проезд, он отрывал руку тем, кто отказывался платить, и бросал её в воду. Но однажды великан был побеждён римским воином Сильвио Брабо, который отрубил ему руку и выбросил её в Шельду. Это событие предопределило название города. В переводе с нидерландского «hand werpen» — «бросать руку». Фонтан Брабо расположен перед ратушей Антверпена (на снимке слева в строительных лесах).
Из Южной Голландии мы отправляемся в Бельгию в крупные города Фландрии (Антверпен, Гент и Брюгге), но прежде чем их посетить, можно ознакомиться с предыдущими статьями:
Фландрия. «Золотой век» городов на «низменном болоте»
Бельгия. Путь фламандцев и валлийцев
Брюссель. Столица Бельгии и Евросоюза
Путешествие в Мини-Европу в поисках европейских ценностей
Антвеерпен (521 тыс., жителей, 2017) — самый большой город Фландрии и второй по величине в Бельгии после Брюсселя, административный центр одноименной провинции, расположен на берегах реки Шельды.
Город (точнее замок Стен) предположительно возник не ранее 7 века. С момента упадка Брюгге в 12 веке и до Восьмидесятилетней войны (Нидерландской революции) Антверпен оставался самым богатым торговым городом Нидерландов и всей Северной Европы. В 13 веке городу-порту Антверпену были пожалованы городские права, а в 1315 году он вступил в торговый Ганзейский союз. В 15 веке, когда Нидерландами правил Бургундский дом, почти все иностранные купеческие представительства переместились из Брюгге в Антверпен, ставшим одним из важнейших торговых центров Ганзы.
Ганзейский союз вольных торговых городов (13 – 17 вв.) существовал в Северной Европе для защиты купцов и торговли от феодалов и пиратства. В Союз входили преимущественно вольные (самоуправляемые) города с населением бюргеров (свободных граждан) Священной Римской или Германской империи. Здесь действовали собственные законы на основе Любекского права и других местных юридических норм, ганзейские купцы пользовались определёнными привилегиями. Подробно: Ганза. Сверхдержава торговых городов
С открытием Америки и переходом бургундского наследства к испанским Габсбургам в Антверпен хлынуло золото Нового света. Во Фландрии появились первые биржи. В Брюгге вексельные торги проходили на площади, где находился дом старинного семейства Ван Дер Бурсе, на гербе которого были изображены три кожаных мешка (кошелька, на нидерландском языке —»Borsa»). Именно там, в 1406 году была основана первая биржа, а в 1460 году открылась в Антверпене. Началась золотая эпоха нидерландского Возрождения, население города превысило 100 тыс. жителей. С развитием капиталистических отношений к середине 16 века Антверпен достиг наибольшего расцвета, став экономической и финансовой столицей Европы в области торговли и кредита, опередив старые экономические центры (Брюгге и Гент). Антверпен был главным портом, через который проходили транзитные потоки колониальных товаров из заморских владений Испании и Португалии.
Во время Нидерландской революции Антверпен выступил на стороне восставших, так как среди его купеческого сословия преобладали протестанты. В 1585 году город был осаждён и взят испанскими войсками. В ответ северные провинции перекрыли судоходство по Шельде, заблокировав выход к морю. Это привело к бегству капитала и местных купцов на север в Республику Соединённых Провинций Нидерландов. Экономическая активность переместилась на север, наступил звёздный час портового Амстердама. К 1589 году население Антверпена сократилось до 42 тыс. жителей. Несмотря на падение экономической мощи, Антверпен сохранил свое значение как культурный центр Южных Нидерландов.
Мюнстерский мир 1648 года даровал Республике Соединённых провинций Нидерландов землю по обоим берегам устья реки Шельды, а за испанцами оставил город Антверпен, закрепив морскую блокаду Антверпена, что означало закрытие судоходства по Шельде и уничтожение торговли. Это позволило перенаправить торговые маршруты из Антверпена в порты Амстердама и Мидделбурга. В 1715 года в Антверпене был заключен Барьерный договор между Австрией, Республикой Соединённых провинций и Великобританией. Голландии разрешалось держать свои гарнизоны в ряде городов и укрепленных пунктов в Австрийских Нидерландах с целью защиты южной части Республики семи провинций от возможного вторжения Франции. «Барьерный договор» действовал до конца 18 века. В 1785 года представители Голландии и Австрии подписали очередной мирный договор — в результате Шельда осталась по-прежнему во власти голландцев, не пропускавших чужих кораблей в устье реки.
Возрождение города началось с приходом к власти во Франции Наполеона, его Декретом 1803 года Антверпен был объявлен главным военно-морским портом на севере Франции, и до 1813 года французы занимались постройкой в его гавани верфи и двух больших доков, а также расширением Шельды для обеспечения прохода крупных торговых судов и кораблей. Французский император считал, что «Антверпен — это пистолет, направленный в английскую грудь». Он был уверен, что создание лучшей европейской гавани Антверпена, лежащей против устья Темзы и на торговом пути Великобритании с Балтийским морем, будет серьёзным конкурентом для Лондона. Но Наполеон не успел осуществить эти планы.
Судооборот Антверпенского порта составлял в 1829 году 1028 судов и 129 тысяч тонн груза, в два раза больше, чем Роттердам и Амстердам вместе взятые. В 1830 году, во время бельгийской революции, Антверпен после долгой осады сдался маршалу Жерару, командовавшему французскими войсками. В 1831 году в порт вошли лишь 398 судов, торговля голландской Ост-Индской компании полностью была прекращена.
В 1834 году Бельгия отделилась от Нидерландов. При определении её государственной границы министр иностранных дел Франции Талейран за взятку, полученную от короля Нидерландов, предложил сделать Антверпен «вольным городом» под протекторатом Англии. Из-за последующего скандала дипломат был вынужден уйти в отставку, а Антверпен впоследствии вошёл в состав Бельгии.
В 1839 году Зеландская Фландрия по договору была отделена от Бельгии и вошла в состав нидерландской провинции Зеландия, так как голландцы не желали, чтобы бельгийцы могли контролировать устье Шельды, но взамен им пришлось гарантировать свободу навигации по Шельде до Антверпена и Гента.
Значительная торговля, которую Антверпен под владычеством Нидерландов вел с её колониями, перешла к Амстердаму и Роттердаму. Несмотря на падение экономической роли Антверпена, он продолжал оставаться крупным культурным центром Южных Нидерландов. Имена живописцев Рубенса, Ван Дейка и Йорданса в 17 веке принесли европейскую славу местной школе художников.
В 1863 году Бельгия выкупила у Нидерландов право торговли по Шельде, начался новый экономический подъём, связанный с расширением порта. Во время Первой и Второй мировой войны Антверпен подвергался немецкой оккупации. В 1920 году в городе прошли летние Олимпийские игры.
***
В настоящее время Антверпен крупный портовый, финансовый, промышленный, университетский и культурный центр Бельгии. Грузооборот морского и речного порта Антверпен составляет 223 млн. тонн (2017), он занимает второе место в Европе после Роттердама по общим объемам грузооборота и контейнерообороту (10,5 млн. TEU, 14 место в мире). Порт расположен на реке Шельда в 90 км от Северного моря, способен принимать суда валовой вместимостью до 100 тыс. тонн. Порт может вместить одновременно до 400 судов, причальный фронт достигает 100 км, глубины у причалов составляют от 5 до 17,5 м. Глубина дельты реки позволяет крупнотоннажным судам проходить на 80 км вглубь страны.

http://belgium-art.org/wp-content/uploads/Antwerp-port.jpg
В городе развита нефтехимия, машиностроение и другие отрасли промышленности, атомная энергетика. Здесь находится мировой центр обработки и торговли бриллиантами.

Городская ратуша (1561/65) — исторический архитектурный памятник эпохи нидерландского Возрождения, когда Антверпен был торговой столицей Европы.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/Antwerpen_Stadhuis_crop1_2006-05-28.jpg/1920px-Antwerpen_Stadhuis_crop1_2006-05-28.jpg

Крепостной замок Стен в центре Антверпена был сооружен в 13 веке и контролировал судоходство на реке Шельда, между 1303 и 1827 годами использовался в качестве тюрьмы. В 1890 году замок становится музеем археологии. В настоящее время здесь расположен Национальный музей мореплавания. В 1963 году перед входом в замок был поставлен памятник Длинному Вапперу — великану, согласно легенде живущего в Антверпене и пугающего горожан. Также здесь расположен памятник канадским солдатам, погибшим во Второй мировой войне.


Католический готический собор Антверпенской Богоматери заложен в 1352 году, но его строительство по сей день считается «незавершённым». Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса, а также картины других мастеров. Здание сильно пострадало во время пожаров 1434 и 1533 годов, иконоборческого восстания 1566 года, а также от обстрелов в годы Великой Французской революции. В настоящее время ведется его реставрация. Соборная колокольня-беффруа (123 метра) в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гильдейские дома с резными ступенчатыми фронтонами и изящными золочеными фигурками на остроконечных крышах. По ним легко определить, какой гильдии в прошлом принадлежал тот или иной дом.

Антверпен начинается с Центрального железнодорожного вокзала. Здание сооружено к 1905 году, выполнено в эклектическом стиле, с куполом высотой 75 метров и восемью готическими башнями. По версии американского журнала Newsweek здание признано четвертым в списке красивейших вокзалов мира. Неудивительно, что жители Антверпена называют эту достопримечательность «железнодорожным собором». Поезда прибывают на один из четырех уровней.
Сетка ограждает памятник-распятье с Иисусом Христом от варварства любителей граффити, о чем напоминает специальный знак (руками или лапами не трогать).
Австрийский дворец
Отель Hilton**** располагается непосредственно в сердце исторического центра Антверпена на Зеленой площади, недалеко от кафедрального собора.
Шоколад и пиво — частые соседи на улицах Антверпена
Первый в Европе небоскреб
Статуя римской богини мудрости Менервы возвышается на южной террасе набережной Шельды. Минерва олицетворяет божественную силу разума, изобретательности, человеческого духа. Эта скульптура появилась после Второй мировой войны.
Набережная реки Шельды напротив замка Стен. Возможно здесь, в 1911 году гулял по набережной реки знаменитый русский поэт Серебряного века Александр Блок, посвятивший городу стихотворение
«Антверпен», где есть такие строчки:
«Пусть это время далеко,
Антверпен! — И за морем крови
Ты памятен мне глубоко…
Речной туман ползет с верховий
Широкой, как Нева, Эско.
И над спокойною рекой
В тумане теплом и глубоком,
Как взор фламандки молодой,
Нет счета мачтам, верфям, докам,
И пахнет снастью и смолой» …
Полноводная широкая Шельда играла исключительную роль для процветания ганзейского города и одновременно всегда была большой проблемой для развития Антверпена. Из-за судоходства в городе отказались от строительства мостов в пользу паромных переправ. В 1933 году был построен первый пешеходный туннель св. Анны длиной более полукилометра и глубиной 37 метров. К1969 году создана транспортная система, состоящая из одного железнодорожного, двух параллельных автомобильных туннелей для встречного движения и туннеля для велосипедистов и мотороллеров. Эта транспортная система названа в честь президента США Джона Ф. Кеннеди. Длина каждого туннеля составляла 590 метров, глубина 15 метров ниже уровня моря.

Станция антверпенского метро или точнее «метротрампа» (подземного трамвая), первый участок открылся в 1975 года. На 2013 год эксплуатировались подземные линии длиной 8,1 км с 11 станциями.
Верфи для малых судов около замка Стен.
Ресторан, открытый балканскими беженцами из Герцеговины.
Будете в Антверпене, обязательно посетите один из лучших ресторан Mercado с умеренными ценами (расположен в этом здании).

Во вторые выходные своей поездки в Голландию я решил добить наконец Бельгию, что не удалось мне сделать в первый раз. Тогда я посмотрел Брюгге и Гент, а Антверпен и Брюссель не успел. Выехал я после завтрака в гостинице около 10.30, около часа дня через голландскую станцию Розендаль прибыл в бельгийский Антверпен. График поездов между Голландией и Бельгией выстроен так, что прибыв на пересадочную станцию Розендаль, тебе придется еще 30 минут ждать поезда до Бельгии. Есть альтернатива, через 10 минут после прибытия туда идет еще один поезд в Бельгию, но он относится к категории местные поездов и идет со всеми остановками, в итоге ты прибываешь даже позже скоростного поезда. Поэтому эти 30 минут надо как-то убивать, до центра города (Розендаль) далеко, за 20 минут вы ничего увидеть не успеете. Магазинов рядом нет, есть только бесплатный Wi-Fi. И так, в час дня я был в Антверпене на центральном вокзале, одном из самых старинных и красивых в Европе.
Центральный вокзал

Антверпен совсем недавно, по историческим меркам, стал бельгийски городом, до этого он был голландским городом и только в XIX веке город по решению французов отошел к Бельгии. Здесь говорят на двух языках –французском и голландском, но основным считается именно второй язык. Уклад жизни и архитектура больше напоминают голландский город, чем даже соседний Брюссель. Город достаточно небольшой, уютный, с извилистыми живописнми улочками. Старинных зданий не так много, но даже современные здания вполне вписываются в общую архитектуру города. Высотных зданий в центре нет, кроме одного, о котором я расскажу в следующем репортаже.

Cвадебные торжества прямо на улице, рядом банкетный стол
По плану я должен был около 8 вечера выдвинуться в столицу Бельгии Брюссель, чтобы там заночевать, так что времени у меня было ограничено. Сперва в моих планах было посетить местные музеи. Рядом с вокзалом, примыкает к одной из его стен, находится городской зоопарк, также один из старейших в мире(!), год основания 1843. Я бы туда зашел, но меня смутила цена – 17.5 евро(для взрослых 22.5)…я решил, что я уже не в том возрасте, чтобы ходить в зоопарки, да и за такую не самую маленькую цену. Рядом с ним, судя по моей карте города, находился музей бриллиантов. В Антверпене находится один из крупнейших мировых центров по обработке алмазов. Но как я не старался найти этот музей, мне так это и не удалось сделать, вместо него там был только порно-кинотеатр. Я вернулся на вокзал к стойке туристической информации. Там мне подтвердили, что музей закрыт на реконструкцию, но это был далеко не первый закрытый музей в Антверпене. Для меня Антверпен получил название города закрытых музеев. Кстати, одна из девушек в справочной для туристов была весьма невежливой, даже пришлось что-то переспрашивать у другой. Здесь также была возможность купить и свежую карту города, у меня она была 2012 года. Покупать карту я не стал, а взял бесплатную для геев. Да, для них карты бесплатны, остальные платите. Карта была не очень большой и по ней удобно было сверяться. Чтобы не смущать прохожих, я оторвал обложку.

Двигаясь по главной торговой улице города первым на моем пути был Дом Рубенса. Билеты можно купить в стеклянном строении напротив, для студентов цена билета 4 евро, для лиц до 26 – 1 евро, взрослым 6 евро. Тут же можно оставить свои вещи в камере хранения. Если вы путешествуете налегке –то это очень удобно, оставить ненужное, а потом забрать. Главное, это сделать до 5 часов, до закрытия музея.
Кровать маленького гения
Сад дома Рубенса

Сам дом великого художника Рубенса небольшой, откровенно говоря, там нечего особо смотреть…есть спальня с камином и около десятка картин (эскизов).

Дальше я бы хотел посмотреть картинную галерею города, но она, как и музей бриллиантов, закрыта. Часть экспонатов ушла в музей под название Дом каменщика, а часть, в основном полотна Рубенса, вернулись в главную церковь города. В дом каменщика советую не ходить, он находится недалеко, но там абсолютно нечего смотреть. Там примерно 3-4 комнаты и около 30 картин, из известных мастеров я увидел только одну картину Иеронима Босха (фото). Билет стоит столько же, сколько и в доме Рубенса. Но меня тут нагрели, несмотря на то, что я раза три повторил какой мне нужен билет, мне дали билет для студента за 4 евро, а не за 1, соответствующий моей категории. Только потом я нашел ценники, на кассе же их не было.
Единственная серьезная достопримечательность музея «Дом каменьщика»

Следующим в моем списке объектов, которые нужно посетить, был собор Антверпенской богоматери – главный храм города. Увы, на ее колокольню залезть нельзя, возможно, это только временно, так как ее сейчас ремонтируют. Вход в церковь платный 3 –евро для тех, кому до 26 и 5 евро тем, кто старше. В храме выставляются около десятка огромных полотен (в свое время они и были написаны для этой церкви), для посетителей открыта также и небольшая комнатка настоятеля храма. В остальном это красивый собор. Рядом с ним выступают разные фокусники и раскинули свои стеллажи торговцы антиквариатом.
По соседству с собором расположилась главная площадь города с фонтаном Брабо и городская ратуша, вокруг которой, как в Брюсселе, раскинулись миниатюрные старинные домики. На ратуше, как не удивительно, я нашел и российский флаг.
Фонтан Фрабо рассказывают средневековую легенду о покровителе города. Город стоит на берегу реки Шельда, в незапамятные времена на ней поселился великан Дрион Антигон, который требовал со всем проплывавших мимо торговцев непомерную дань. Тем, кто отказывался платить, великан отрывал руки и выбрасывал в реку. Но на великана нашелся свой Давид, это был римский солдат Брабо, который победил великана и также выбросил его отрубленную руку в реку. Именно этот момент и запечатлен в памятнике. После на этом месте и образовался город Антверпен, в названии которого сложилось словосочетание «бросать руку».
Оригинал