Храмы города смоленска

Древний Смоленск был столицей Руси?

А вы знаете, что если на воздушном шаре или дельтаплане подняться над Смоленском в районе Заднепровья, то в непосредственной близости от Днепра можно обнаружить огромные буквы? Та же история с Гнездовом и… Римом. Кому предназначались эти рукотворные символы и что именно в них сообщалось — об этом наш разговор с Юрием Ходуненковым, председателем смоленского общественного движения «Духовное наследие».

— Юрий Иванович, побывав на организованной вами и несколькими другими учреждениями конференции «Диалог культур, народов и цивилизаций» в Смоленском энергоинституте, с удивлением увидела, что студенты-технари очень внимательно слушают доклады, некоторые из которых вообще не пересекаются с тем, что традиционно звучит на уроках истории в школах, да и в других вузах… У вас на все имеется отличная от «общепринятых канонов» точка зрения — и юбилей Смоленска, по вашему мнению, мы праздновали какой-то усеченный…

— Конечно, потому что античный период его истории просто взят и выброшен из традиционной истории. На самом деле нам всем нужно было праздновать не 1150-летие Смоленска, а хотя бы 1980-летие от его крещения апостолом Андреем Первозванным. Но все это идет вразрез с традиционной варяжской теорией образования Руси, поэтому по-прежнему не очень-то приветствуется. К слову, известный смоленский историк И. И. Орловский в начале ХХ века писал: «Кем и когда он (Смоленск) построен, никому неизвестно. Об основании Киева древний летописец приводит народное предание, а об основании Смоленска к его времени и предания были позабыты».

— А о чем еще молчат школьные учебники? Чем сегодня можно гордиться смолянам?

— Очень многим! Если говорить о древней ведической традиции, то именно здесь, на благословенной смоленской земле, расположен престол Бога Отца и Софии — Премудрости Божией. В это трудно поверить, но на самом деле Смоленск был столицей древней Руси. И церковь Петра и Павла на Городянке построена не в 1146 году, а предположительно в 888-м, еще до официального крещения Руси.

И династия Романовых, раз это так, именно поэтому и ведет свою родословную из наших мест – из рославльских Большого и Малого Кошкино. Смоленск — Гнездово — это центр энергетического креста, точка управления миром. Потому-то и все завоеватели стремились завладеть нашим городом. Мы же до сих пор даже не хотим разобраться, что из себя на самом деле представляет гитлеровская ставка Бернхалле в Гнездове. И нас даже не удивляет тот факт, что все остальные подобные сооружения уже давно изучены, остался один полностью сохраненный и законсервированный немецкий бункер – на смоленской земле.

— И почему, на ваш взгляд, это происходит?

— Вы наверняка знаете, что у фашистов была тайная организация «Аненербе», которая, кроме доказательства расового превосходства германцев, занималась еще и изучением мистических и оккультных знаний…

— Да, и для этого организовывала различные экспедиции, в частности в Тибет…

— Благодаря чему фашисты завладели и некоторыми сакральными знаниями. В частности, узнали, что именно из Гнездова – центра силы — можно управлять психикой людей, причем на колоссальные расстояния…

— То есть немцы планировали управлять из гнездовско-смоленского центра силы целым миром? Но каким образом?

— С помощью кристаллов, концентрировавших огромную энергию, которую операторы направляли бы именно туда, куда им нужно… Не исключаю, что по своему воздействию эта силища была настолько мощной, что любые «неугодные» объекты можно было бы легко стирать с лица земли без применения другого, в том числе и ядерного, оружия.

— Все, о чем мы сегодня говорим, похоже на сценарий фантастического фильма… Юрий Иванович, а что за карта у вас в руках, с какими-то многочисленными линиями – это какие-то торговые пути?

— Да, а еще и пути управления огромной державой со столицей в районе Гнездова — Смоленска.

— И когда, по-вашему, это было?

— До разрушения Вавилонской башни, когда на земле и язык был один, и государство — одно. Поэтому именно Андрей Первозванный крестил Смоленск, как первый город мира и его духовную столицу. Впрочем, и в начале I тысячелетия нашей эры роль Смоленска еще сохранялась. И свой легендарный поход на Царьград в 907 году Олег совершил на 2 тысячах судов, построенных в Гнездове — Смоленске, на Купринском и Касплянском озерах. Поэтому у Византийской империи не было никаких шансов — она не могла оказать ни малейшего сопротивления столь мощной армаде.

— Невольно возникает вопрос: какими были наши предки?

— Арабский путешественник и историк Ибн Фадлан писал о них, что он не видел людей более красивых и благородных душой, русы были стройны и высоки, как пальмы. Их товар продавался быстро, поскольку был хорошего качества. Они носили на плече плащ, а на поясе — меч или секиру и никогда с ними не расставались. Одним словом, образ руса-кривича тогда вызывал восхищение. Мы же, к моему великому сожалению, продолжаем мельчать как душой, так и телом. К слову, самый высокий человек по фамилии Махнов, рост которого равнялся 2 м 85 см, жил в наших краях еще в начале ХХ века — в деревне Костюки под Витебском. «Чтобы дать хотя бы некоторое представление о размерах его тела, скажем, что сапог его, едва доходящий великану до колена, достигает до груди нормального человека» — сообщал в 1903 году журнал «Природа и люди».

Огромной была и физическая сила этого богатыря Махнова: во время выступлений он легко гнул подковы, крутил спирали из железных прутьев, мог даже поднять помост с играющим оркестром… Публику, разумеется, интересовала и личная жизнь «русского великана». И газетчики тогда разузнали и доложили читателям, что у того цветущее здоровье, он женат и имеет пятерых детей, которые, однако, совершенно обычного роста.

— Юрий Иванович, а чего всем нам сегодня очень сильно не хватает?

— Мы перестали чтить свое великое прошлое. Ведь сказать, что все плохо, может каждый, почему это происходит — далеко не каждый, а что нужно сделать, чтобы стало лучше, — лишь единицы. Смолянам, на мой взгляд, нужно не забывать, что наш любимый город процветал и в античные времена, а для этого на набережной Днепра хорошо бы воздвигнуть памятник апостолу Андрею Первозванному. А еще установить три корабля – торговый римский с лебедем на носу и красными парусами, кривичский боевой «дракон» и арабский парусник дао. В ближайшее время было бы неплохо подняться над городом на воздушном шаре или вертолете, чтобы сфотографировать гнездовский геоглиф «Мары край» и гигантские 10-метровые буквы в Заднепровском районе Смоленска, о существовании которых мы узнали благодаря исследованиям академика Валерия Алексеевича Чудинова. Кстати, подводный геоглиф есть и около Рима, в Тирренском море, так что мы на этой «геоглифической» почве вполне могли «побрататься» городами и со столицей Италии.

— А зачем было делать эти гигантские рукотворные надписи на земле?

— Чтобы сын бога Зевса Апполон, который, кстати, тоже родился в наших краях, мог летать в Гиперборею… А ему на высоте нужно было хорошо ориентироваться, чтобы знать, какие именно земли у него находятся в данный момент внизу. Поэтому можно смело предположить: в античные времена существовали и летательные аппараты. Поэтому даже краткое перечисление «дел давно минувших дней» позволяет нам говорить о необходимости создания в нашем регионе музея истории послеледниковой цивилизации, куда бы вошли и знаменитый Сертейский археологический комплекс, и Гнездовские курганы, и многие другие уникальные памятники культуры и архитектуры.

Справка «РП»

Рославльские корни династии Романовых

А вы знаете, что гнездо предков Романовых — династии, три столетия царствовавшей в России, находится в Рославльском районе — в деревне Большое Кошкино? Об этом идет речь в книге известного историка И. И. Орловского «Смоленск в истории Дома Романовых», увидевшей свет в 1904 году: «…Именно московские Кошкины – владели поместьями в Смоленской земле; здесь был их корень, родовая вотчина, с которой они всегда сохраняли связь. Корень этот находился, как указано в Литовской Метрике, в Рославльском повете… У Кошкиных в Смоленской земле … было родовое гнездо, носившее название «Кошкино». Оно существует и теперь, это село Покров-Кошкино Рославльского уезда, верстах в 15-ти к югу от города. Возле села две деревни, носящие названия «Большое и Малое Кошкино». Что именно здесь было «село с церковью» Ивана Кошки, на это указывает близость к Покрову-Кошкину мест, упоминаемых вместе с этим селом в «Списке шкод и кривд». Орловский знакомит читателей с членами этого рода. Он считает, что Федор Андреевич Кошка — родоначальник Романовых, Шереметевых (XV век). Сын Федора — Иван Кошка (Кошкин) был главным советником Василия I. Потом следовали: Захарий Иванович Кошкин (XV в.); Юрий Захарьевич Кошкин (XV — XVI вв.); Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин (XVI в.); Никита Романович Захарьин-Юрьев (1586 г.); Федор Никитьевич Романов (был насильно пострижен в монахи, позже митрополит и патриарх Филарет). Его сын (рожденный до пострига) Михаил Федорович Романов и стал первым русским царем из династии Романовых».

LiveInternetLiveInternet

Великий Новгород и окрестности
Из 13 домонгольских церквей Великого Новгорода и окрестностей видели все, кроме одной (но нет фотографий трех храмов). Из псковских видели только один, второй нелепым образом пропустили. В новогоднюю покатушку 2016 года дополнили список еще четырьмя храмами Владимирской и Ярославской областей.
Начну с церкви, которая из домонгольских церквей Новгорода мне понравилась больше всех.
Собор Федора Стратилата на Ручью. 1294

Красивое местоположение, внутри музей, где можно увидеть фрески неизвестного новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. Музей платный, стоит около 100 рублей.

Хороша, мне она как-то легла на душу.

2. Церковь Спаса на Нередице 1198
Находится напротив Юрьева монастыря, с другой стороны Волхова, при истоке реки Волхов из озера Ильмень. Рядом Рюриково городище, где по преданию Рюрик основал столицу.

В церкви сохранились фрески, чтобы посмотреть их, надо отдать немножко денежек. Это так во многих новгородских и псковских церквях, они действуют как музеи.

3. Георгиевский храм 1130 Юрьевский монастырь
Несколько раз здесь были, а фоток нормальных нет. Ну пусть будет хоть такой вид от Витославиц, тем более, что собор издали впечатляет больше, чем вблизи.

4. Храм Рождества Богородицы 1226 год. Перынский скит. Фото июнь 2016

5. Благовещенья в Аркажах (на Мячине) 1179
Находится на задворках Новгорода, на кладбище, по пути в Юрьев монастырь и Витославицы. Неожиданно на дороге вырисовывается такое чудо. Место тихое, были около неё два раза, оба раза кроме нас никого не было.

6. Церковь Ильи на Славне (перестроена в XV в.) 1202
Здесь могу ошибаться с идентификацией церкви. Если кто-нибудь поправит, буду признательна.
Церковь Ильи Пророка на Славне находится вдали от людных улиц и традиционных маршрутов туристов. Располагается она на Славенском конце Торговой стороны, одном из пяти районов древнего Новгорода, который получил свое название от поселка Славна, позже вошедшего в состав города.
Издалека вообще трудно понять, что это церковь. Причем, войну эта церковь пережила относительно целой. Это потом с неё сняли купол и сделали многоквартирный дом. Сейчас церковь передана старообрядцам.
7. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) 1136 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
По возрасту уступает лишь Софийскому собору.
Такой древний храм, к тому же просевший в землю на три метра. Зачем к нему было присобачивать эту хрень с колоннами, ума ни приложу! Без поздних пристроек он смотрелся гораздо красивее и величественнее!
8. Параскевы Пятницы на Торгу 1207 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
К кон. XIX — нач. XX вв. храм дошел со следами многочисленных перестроек, до неузнаваемости исказивших его первоначальный облик. Но всё равно хорош!
9. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) 1192
Эта церковь сейчас пребывает в совсем печальном состоянии. Стоит вся в лесах, вид имеет бомжатский, сходство подчеркивал бомж, обустроивший себе жильё на строительных лесах. И не сфотографировать её было, мешали строительные леса и деревья. Жаль церковку.
10. Собор Рождества Богородицы 1119 Антониев монастырь
Монастырь стоит на берегу Волхова. Мы были тут в жаркий июльский полдень, новгородский народ расслаблялся на расположенном рядом городском пляжу, а здесь было тенисто и тихо. Церковь с пристройками и поздними окнами, которые несколько искажают первоначальный облик. Мне они мешали и даже не верилось, что это 12 век.
11. Софийский собор 1050
Это самый наш известный и самый старый домонгольский собор. Находится в Новгородском кремле.
12.Храм Спаса Преображения 1198 Старая Русса.
Не знаю, как сейчас, но в 2010 году храм был в идеальном состоянии. В нём чувствовался дух времени.
Хотя Старая Русса сейчас готовится к юбилею, так что должно быть всё норм. Этот храм тоже лёг на душу, так как имею слабость к крытым основым лемехом главкам.
13. Церковь Николы на Липне 1292 устье Мсты
Эту не видели, место труднодоступно, на острове, сухопутной дороги туда нет. На острове живут злые собаки. Ну что ж, тем интереснее будет до неё добраться.
Псков
1. Собор Иоанна Предтечи (бывший Ивановский монастырь). В путеводителях он значится как 1240 года постройки, но недавно выяснили, что он старше лет на 80, то приблизительно 1160 год.
Фото мая 2016 года. Храм расположен в стороне от туристических троп, тихое и умиротворенное место.
Рядом с храмом течет Великая, с берега открывается замечательный вид на Псковский Кремль.
2. Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре. 1153
Монастырь действующий, есть яблоневый сад, где мы втихаря отведали вкусных яблок. Собор же принадлежит не монастырю, а музею, вход за плату. Внутри домонгольские фрески, и это единственные сохранившиеся домонгольские фрески в России.
В 90-ые годы в монастыре случилась некрасивая история с иконописцем отцом Зиноном, которого за то, что он разрешил провести в еще неосвященной надвратной церкви службу католикам, отсранили от должности и по приказу архиепископа Евсевия уничтожили все его работы в Пскове. А росписи были очень интересные, за них Зинон был удостоен Государственной премии РФ.
Ещё мы видели два собора в Старой Ладоге — Георгиевский (1165-1166)
и Успенский (1157-1158, перестроен в XVII веке).
В новогоднюю покатушку дополнили список еще четырьмя храмами.
Владимирская область.
Покрова на Нерли. 1165 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/76104.html
Суздаль. Храм Рождества Богородицы. 1225 год
http://frosya-hod.livejournal.com/75306.html
Юрьев-Польский. Георгиевский храм. 1234 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/76626.html
Ярославская область
Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор. 1160 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/77723.html
Смоленск.
Смоленск мы посетили в январе 2017 года и город порадовал нас тремя домонгольскими церквями (больше только в Великом Новгороде!)
1. Церковь Петра и Павла на Городянке. 1146 год.
Самый древний из храмов Смоленска.
История церкви богата и интересна. В годы польской интервенции она успела побывать костелом, а сразу после изгнания поляков к церкви пристроили большую красивую колокольню. Какое-то время церковь Петра и Павла была единым зданием с соседним Варваринским храмом, пристроенным в середине 18 века, но вот уже пятьдесят лет они разделены, чтобы сохранить первоначальный образ древней церкви.
2. Церковь Архангела Михаила (Свирская) на пристани. 1197 год.
Расположена на высоком холме, откуда открываются замечательные виды на Днепр и заднепровские леса. Эта местность ещё интересна тем, что здесь в 1015 году был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.
Второе название церкви — Свирская, потому что она стояла на пересечение торговых путей из Северских, или Свирских, земель. Если Петропавловскую крепость польско-литовские войска использовали как костел, то собор Михаила Архангела первое время служил им крепостью, однако после падения города и его обратили в католическую веру.
В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.
Удивительно, но во время Великой Отечественной войны храм почти не пострадал, но все же нуждался в реставрации, которую и провели в 1963 году. Спустя пятнадцать лет церковь реставрировали еще раз, чтобы вернуть ей первоначальный облик, удалив множественные наслоения предыдущих веков.
3. Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. 1173 год.
В отличие от соседнего Свирского храма, эта церковь стоит на невысоком холме, да и видом попроще.
По словам летописцев, сразу после строительства храм был богато украшен золотом и финифтью и поражал благолепием. При поляках церковь тоже успела побывать костёлом. Была перестроена, пострадала от французов. В конце прошлого века храм был восстановлен.
Оригинал взят у frosya_hod в Домонгольские храмы Руси. Наш список Пост старый, но с изменениями и дополнениями.
Три домонгольских храма из Смоленска, осмотренных в последнюю новогоднюю покатушку, в конце списка.
http://derevenshina.livejournal.com/465567.html