Храм памятник воинам

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году (Казань)

Сооружён в XIX веке в память о воинах, погибших при осаде и взятии Казани в 1552 году. Один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России. Памятник представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую четырёхугольную усечённую пирамиду со всеми равными измерениями: длиной, шириной и высотой.
С четырёх сторон — входы в здание, украшенные греческими портиками и двумя дорическими колоннами. В храм со стороны главного входа ведут 20 широких каменных ступеней, с других — по 12 ступеней.
Фронтоны портиков украшены лепными изображениями Георгиевского креста с идущими от него лучами. Ранее на фризе портала в центре была надпись «Въ память побѣды надъ Татарами 1552».
По углам пирамиды расположены четыре кельи, в которых жили монахи, служившие поминальные службы по павшим воинам. Окна в кельи заметны на краях памятника.
Внутри памятника расположен храм Нерукотворённого Образа Спасителя в память о царском знамени, бывшем при взятии Казани.
До 1918 года при входе в церковь, близ дверей, налево, находилось изображение Иоанна Грозного, а направо — императора Александра I. На левой стене храма находилась икона Господа Спасителя, вручающего Свой образ юному царю Авгарю (содержание символическое: под Авгарем подразумевается молодой русский царь, выполнивший великое дело под покровом Нерукотворенного образа Спасителя).
Под здание ведёт сводчатый подземный ход, по спирали обходящий храм. По сторонам гробницы, над украшениями в виде военной арматуры были надписи: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоанн. 15, 13), «Возлюблении и прекраснии, неразлучни, благоленки в животе своем и в смерти своей не разлучишася; паче орлов легки, паче львов крепцы» (2 Цар. 1, 23).
В центре храма сооружён решётчатый настил над гробницей с останками воинов.
И оно — есть лишь отверстие обширной могилы, покрытой дощатым помостом.
— Плавание к Зилантову монастырю и Казанскому памятнику, 1846.
Большая часть останков находится внутри кургана. Человеческие кости, как выяснилось во время реконструкции 1830—1832 года, занимали подземелье на многие метры в глубину. Поэтому фундамент вместо помоста сделать было невозможно.
Первые попечители над памятником, купец 1-й гильдии Л. Крупенников и П. Котелов, устроили в склепе богатый гроб, в котором были собраны кости воинов. В январе 2001 года Кабинет министров Республики Татарстан принял постановление № 8 «О передаче Памятника архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения — Памятника воинам, павшим при взятии г. Казани в 1552 году, в коммунальную собственность г. Казани». Министерство культуры РТ передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации города Казани по акту № 688 от 23 апреля 2001 года, однако в январе 2005 года постановление было отменено, так как памятник внесён в реестр памятников монументальной архитектуры федерального значения.
В 2001 году памятник стал объектом федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани». Был разработан проект реставрации памятника, но он не был реализован.
В 2001 году был создан приход храма-памятника, который, в качестве настоятеля, возглавил иерей Феодор (Ф. А. Ситкин).
В октябре 2002 года в храме-памятнике была проведена панихида по погибшим 450 лет назад воинам.
В 2004 году островок, на котором стоит памятник, был соединен мостиком и насыпью с Кировской дамбой и стал доступен для посещений.
В марте 2005 года храм передан Русской Православной Церкви. Началась работа по восстановлению здания, ремонту и реставрации.
По словам смотрителя храма, при первых попытках разобрать завалы в подземной усыпальнице, были обнаружены мощи воинов в огромном количестве — их вымыло водами водохранилища из-под кургана. Под завалами были раскопаны лестницы, ведущие наверх. Впоследствии, внутри усыпальницы был создан бетонный саркофаг, в который поместили все найденные мощи. Перепад уровня воды в Куйбышевском водохранилище (от 51,1 м до 54,7 м) приводит к периодическому затоплению мощей в склепе и основания памятника, смыванию грунта с откосов холма и обнажению останков братской могилы.
21 июля 2005 года, во время празднования 450-летия Казанской епархии, храм-памятник осмотрел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
23 января 2006 года Управляющий Казанской епархии архиепископ Анастасий издал распоряжение № 1 об открытии «в склепе под храмом-памятником (остров на реке Казанке)» церкви-усыпальницы в честь преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево-Печерской лавры, где покоятся мощи этого былинного богатыря-монаха).
В 2011 году он был передан в качестве подворья Свято-Введенскому (Кизическому) монастырю города Казани. Настоятелем храма-памятника, вместо иерея Феодора (Ситкина), назначен игумен Свято-Введенского (Кизического) мужского монастыря города Казани Мефодий (Зайцев).
В настоящее время в храме проходят регулярные богослужения: 19 января отмечается праздник Крещение Господне, на проруби («иордани») Казанки около храма проводится Великое водосвятие; 29 августа отмечается престольный праздник «Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа» — Третий Спас.

Муром. Церковь в честь взятия Казани

Не только в Москве Иван Грозный построил храм в честь взятия Казани. В Муроме, где царь с войском останавливался по пути на Казань, он дал обет построить в случае победы несколько каменных храмов над мощами своих родственников – муромских святых князей Константина, Михаила, Федора, а также Петра и Февронии. В 1555 году Грозный прислал сюда из Москвы мастеров-каменщиков, и рядом с простыми деревянными постройками выросли великолепные каменные храмы с белыми стенами.

Космодамианская церковь, как гласит легенда, поставлена на том месте, где стоял царский походный шатер. Она была освящена в 1565 году.

Шатровые храмы строились как памятники, поэтому площадь их была невелика, зато высота шатра – напротив, огромна (не стоит забывать, например, что вышеупомянутый храм Василия Блаженного и по сей день самый высокий в Москве). Высота шатра муромского храма была 12 метров.

Предполагают, что архитекторами были московские мастера Барма и Постник (или один мастер Постник Барма).

В 1868 году Космодамианский храм понес тяжелую утрату – от смещения грунта на берегу Оки рухнул шатер. По счастью, в этот момент в храме никого не было. Утварь была перенесена в соседнюю Смоленскую церковь, стоящую выше на берегу. Долгое время уникальный памятник стоял в разрушенном виде, и только в 1901 году на восьмерик поставили крышу, чтобы предохранить здание от разрушения.

В период расцвета советской реставрации звучали предложения восстановления уникального памятника, но проектам так и не суждено было осуществиться. В наши дни такие предложения возобновились, и в 2009 году началось восстановление шатра по проекту владимирского архитектора В.М.Анисимова на средства Троицкого монастыря в Муроме. Сейчас шатер полностью закончен.

Проект, по которому проводились реставрационные работы, да и сам результат вызвали множество нареканий со стороны специалистов – шатер получился ниже и приземистее оригинала, выполнен он не из кирпича, а представляет собой деревянный каркас, обшитый железом, его форма и выполнение деталей также вызывают много вопросов и претензий. Положительный момент даже такой реставрации – это появление в силуэте города на берегу Оки новой высокой точки, и, конечно, оживление храма, долгие годы стоявшего законсервированным и закрытым.

Адрес: Владимирская обл., г.Муром, ул Набережная.