Храм девы Марии

За забором

Один из главных храмов Праги возник благодаря рынку, который располагался на теперешней Староместской площади. Это было удачное место для торговли, находившееся на пути в Пражский Град и пользовавшееся популярностью у купцов и ремесленников всех мастей. Рынок стихийно образовался в XI веке, и вскоре количество торговцев и покупателей стало таким, что возникла потребность в постоялом дворе. Его соорудили неподалеку от торговых площадей и для безопасности обнесли тыном, то есть забором.

В те годы в Чехии активно распространялось христианство, и церкви строились при любой возможности. Многолюдный рынок и забитый людьми постоялый двор были подходящим местом для очередного культового сооружения. И оно возникло в том же XI столетии – тогда это был небольшой романский костел, в котором работала больница для иностранных торговцев, прибывавших на постоялый двор. Двор, кстати, сохранился до сих пор – он известен под названием Унгельт и находится за храмом.

То первое романское сооружение простояло недолго – в XIII столетии на его месте в соответствии с тогдашней архитектурной модой возвели готическую церковь. Но и ее век оказался короток, что, возможно, связано с начавшимся в XIV столетии строительством громадного собора Св. Вита в Пражском Граде. Старе Место не хотело отставать от левобережного соседа – нужно было построить что-то действительно крутое. Так началось возведение храма Девы Марии перед Тыном в том виде, в котором мы знаем его сейчас, на романском и раннеготическом основаниях.

Эпопея с крышей собора

Основные заслуги в возведении приписывают Матье Аррасскому и Петру Парлержу, известнейшим архитекторам своего времени. Аррасский спроектировал и собор Св. Вита, однако после его смерти достраивать тот храм пригласили Парлержа, который заодно уж занялся и Тынским храмом.

К началу XV столетия храму Девы Марии не хватало только башен, крыши да фронтона. Но потом строительство сильно замедлилось – из-за гуситских войн было немного не до того, хотя одну башню все же построить удалось. Но наибольшие проблемы возникли с крышей.

Ее взялись строить уже после окончания всех волнений, однако, как оказалось, еще не все было кончено. Вскоре после того, как к собору подвезли бревна для крыши, был пойман Ян Рогач – последний лидер радикальных гуситов. Вместе с ним попали в плен 52 его соратника. Всех привезли на Староместскую площадь, чтобы казнить, а для сооружения виселицы взяли те самые бревна, предназначавшиеся для крыши. Как видно, строительство собора на было приоритетным.

Подходящий случай построить-таки крышу подвернулся только спустя два десятилетия. Король Ладислав Постум собирался жениться на французской принцессе Магдалене, и для свадьбы собирались возвести деревянные трибуны. Но Ладислав умер, не дождавшись бракосочетания, и материал для трибун пустили на кровлю Тынского храма. Нет худа без добра.

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов. При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа. Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты. Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли. Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери. А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

Внешний вид Тынского храма

Сегодня костел — это базилика с тремя нефами, где боковые нефы имеют в высоту по 24 метра, а центральный – 44. Причем главный стал ниже в результате случившегося в 1679 году пожара – тогда же свод был оформлен в барочном стиле.

Башни расположены у западного фасада, и они имеют свои имена и разные размеры. Северную назвали Евой, южную окрестили Адамом, и как положено мужчине, Адам немного крупнее – приблизительно на один метр выше и чуть шире. Башни украшены в изысканном позднеготическом стиле, они увенчаны угловым башенками и балюстрадами – что-то похожее всегда можно увидеть на иллюстрациях к детским книжкам про замки, принцев и принцесс.

Свет проникает в костел через готические, вытянутые вверх окна, декорированные резьбой по камню. Богаче других украшено 28-метровое переднее окно. Не менее шикарны и входы для людей, называемые в таких случаях порталами. Всего их четыре: два на западном фасаде, по одному на южном и северном. Наибольший интерес представляет роскошный северный портал, расположенный со стороны Тынской улицы и изготовленный еще Петром Парлержем примерно в 1390 году. Портал украшен известным барельефом «Страсти Христовы» – шедевром чешской готической скульптуры. Культурная ценность его такова, что оригинал поместили в Национальный музей, а на фасаде храма установили копию.

Интерьер собора

Внутреннее оформление в основном относится к барочной эпохе. С более ранних времен сохранились, например, самая старинная в чешской столице готическая каменная кафедра и купель из олова 1414 г. изготовления, декорированная изображающими учеников Христа рельефами. Кроме того, в 2000 году очередные реставраторы наткнулись на неизвестную ранее фреску в готическом стиле, зачем-то хорошо спрятанную в одном из почти двух десятков алтарей.

Алтари, к слову, исполнены в разных стилях. Главный из них являет собой пример раннебарочной архитектуры, изготовленный в 1649 году. Он украшен картинами кисти Карла Шкреты. В правом боковом нефе есть неоготический алтарь, где поставлена готическмя Тынская Божья Матерь – статуя Мадонны с маленьким Иисусом, изготовиленная примерно в 1420 г.

Отдельный интерес вызывают резные надгробия, появлявшиеся в соборе на протяжении Средних Веков, эпохи Возрождения и Нового Времени – примерно 60 известных захоронений и несколько неизвестных. Вероятно, самой известной персоной, покоящейся там, является датский астроном Тихо Браге, который окончил свои дни в Праге, где служил придворным астрологом у короля Рудольфа II. По приказу монарха ученого похоронили в Тынском храме, что было весьма неординарным событием: храм – католический, а Браге был протестантом. Через три года рядом с Тихо была похоронена его супруга Кирстина. Надгробие украшено надписью на латыни о том, что власть и богатство временны, а наука – вечна.

Еще одно интересное надгробие содержит останки Шимона Абелеса – еврейского мальчика, вздумавшего сменить вероисповедание на христианское. Результатом этого невинного желания стали сразу две смерти: отец Шимона сперва убил своего вероотступника-сына, а затем сам повесился. С точки зрения католической церкви, мальчик явно пострадал за веру, за что и получил посмертные почести в виде пышных похорон и престижного места упокоения.

Считается, что в Тыне погребены также сердце Йиржи из Подебрад и 12 голов, принадлежавших некоторым из 27 участников восстания сословий, которых казнили по соседству – на Староместской. Некоторые надгробия не слишком хорошо сохранились, виной чему плохое развитие стоматологии в прежние времена. Согласно бытовавшему среди пражан поверью, наступив на могильную плиту, можно было унять зубную боль. А поскольку хождение по могилам тогда не считалось чем-то зазорным, это был беспроигрышный ход, чем горожане и пользовались. Будем надеяться, что это им помогало хотя бы в качестве плацебо, иначе надгробия повреждены напрасно.

Одной из самых ценных достопримечательностей внутреннего пространства храма Девы Марии перед Тыном является барочный орган. Его построил мастером из Германии Яном Мундтом и подмастерьями в 1670–1673 гг. Сейчас он остается наиболее старым пражским органом и одним из старейших на континенте. Правда, он не дошел до нас в первозданном виде и пережил тонкую реставрацию. Для этого инструмент возили на родину, в Германию, где боннские мастера поколдовали над ним. После этого орган вернулся в Прагу, где вы и можете его послушать и на него посмотреть.

Тынский храм пережил немало строительных, религиозных и политических перипетий, но несмотря ни на что достоял до нашего времени как одна из самых величественных пражских построек. Над его архитектурой и интерьером работали десятки мастеров, каждый из которых был одним из лучших в своем деле в свою эпоху. Сколько бы башен ни было в вашем туристическом маршруте по Праге, Тынский храм и две его башни нужно включить в программу обязательно.

Тынский храм

Национальный памятник культуры Чешской Республики (регистрационный номер 103 NP от 1962 года)

Приходской католический храм

Храм Девы Марии перед Тыном

чеш. Kostel Panny Marie před Týnem

50°05′15″ с. ш. 14°25′21″ в. д.HGЯOL

Страна

Чехия Чехия

Город, район

Прага, Старе-Место

Конфессия

Католицизм

Епархия

Архиепархия Праги

Благочиние

Первый пражский викариат

Тип здания

Базилика

Архитектурный стиль

Чешская готика, неоготика

Архитектор

Петр Парлер

Дата основания

XI век

Строительство

ок. 1350 — 1511

Статус

Приходской храм

Высота

80 м

Материал

опока

Состояние

Действующий

Сайт

Тынский храм на Викискладе

Храм Девы Марии перед Тыном (чеш. Kostel Panny Marie před Týnem — Týnský chrám) — доминанта Староместской площади Праги, главный приходской храм района Старе-Место. Строительство собора началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в 1511 году. В начале XV века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костёлом Праги. В 1621 году собор перешёл к иезуитам. В это время у главной статуи была изъята золотая чаша, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает».

В основании собора — романские и раннеготические фундаменты. Ещё в XI веке здесь стоял небольшой романский костёл. В XIII веке вместо него была поставлена готическая постройка. В XIV веке было начато строительство храма вновь. Он стал главным храмом Старе-Места. Авторство приписывается Матьё Аррасскому и более молодому Петру Парлеру. Стиль Парлера наглядно виден в кружевах окон главного нефа и западном окне. Готическая архитектура идеально гармонирует с отделкой, которая появилась в последующих веках. Значительная часть интерьера оформлена в стиле барокко.

Алтарь в стиле барокко был выполнен в 1649 году художником Карелом Шкретой.

В соборе похоронен великий астроном Тихо Браге.

Интересные факты

  • С изъятой у главной статуи золотой чашей связана одна забавная легенда. Эту золотую чашу облюбовало семейство аистов, которое свило там себе гнездо. Как и все аисты, этот носил своей семье лягушек, которые периодически выпадали из клювов семейства. Однажды одна лягушка упала на голову какой-то важной персоне, за что эта персона была осмеяна горожанами. После чего аистов выселили, а чашу убрали (по другой версии — прикрыли досками).
  • С возведением Тынского храма связана и еще одна интересная история. Дерево, предназначаемое для строительства кровли, позаимствовали для создания виселиц для казни на Староместской площади последнего гетмана гуситов и 50 его сторонников.
  • Некоторые могильные плиты в храме повреждены, и это неспроста: ведь в древности считалось, что наступить на плиту — верный способ избавиться от зубной боли, чем с большим усердием и занимались горожане.
  • Костел горел в 1679 г., после чего главный неф стал ниже, перекрытие относится к периоду барокко. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что башни имеют различную ширину.
  • Чешский певец Карел Готт записал в Тынском храме в сентябре 1969 года один из его самых успешнейших альбомов «Рождество в золотой Праге». В Чехии этот альбом был выпущен под названием «Vánoce ve zlaté Praze», а в Германии — «Weihnachten in der goldenen Stadt».

Тынский храм – украшение правобережной Праги и Старого города

Друзья, здравствуйте! Тынский храм в Праге можно смело определить как самый привлекательный и самый заметный архитектурный объект в панораме правобережной части города. Восхитительные башни собора доминируют над всей архитектурой, из какой бы точки вы не смотрели на исторический центр.

Такая чудесная картина, как на этой фотографии, открывается из Петршинских садов. Собор высится в окружении других прекрасных готических и барочных памятников архитектуры. Но все же, Тынские башни выделяются даже из этого архитектурного богатства.

Тынский – это упрощенное название данного храма. Его официальное название: костел Девы Марии перед Тыном.

Нет никакой сложности в том, чтобы оказаться рядом с этим костелом, если вы приехали в Прагу. Тынский храм в паре с готической башней ратуши формируют впечатляющий облик Староместской площади, а посещение площади – главный штрих любой обзорной экскурсии в Праге. Неожиданностью является то, что не все могут разобраться, как войти в храм. Вот такая загадка. Но сейчас мы разгадаем главные загадки, имеющие отношение к Тынскому собору:

  1. История Тынского храма и его названия
  2. Как посетить Тынский собор

История Тынского храма

История храма Девы Марии перед Тыном складывалась долгие столетия. Откуда исходит ее начало, подсказывает само название: храм перед тыном… Это сейчас невозможно понять, о каком тыне идет речь, если величественный собор стоит в окружении других сооружений:

Фасад собора укрыт двумя зданиями. Левее с семейством фигурных башенок располагается Тынская школа, а правее – особняк «У Белого единорога».

В основании Тынского собора находятся фундаменты небольшой романской церкви, которую построили в XI веке в важном по тем временам месте. Там, где в настоящее время раскинулась Староместская площадь, в прошлые столетия был рынок. А неподалеку от рынка обосновали постоялый двор для иноземных купцов, чтобы те имели возможность остановиться, прибыв в Чехию с товаром.

Обнесли постоялый двор изгородью – тыном. А перед тыном построили церковь Девы Марии. Сейчас бывший постоялый двор находится за Тынским храмом и известен как дворик Унгельт. Дворик и его история весьма занятны. В блоге уже есть о нем подробности.

Когда в XIII веке при Отакаре II началась стремительная застройка города, наряду с обновлением старейшего монастыря Анежки и костела Святого Якуба, действующих в этой же части Праги, развернулось строительство нового костела Девы Марии перед Тыном. Но еще большие перемены ожидали храм век спустя при Карле IV, когда Тынский храм стал почти таким:

Разительно маленькими кажутся все строения на фоне Тынского храма.

Основная часть костела, шириной 28 м и длиной 52 м, была возведена в годы правления Карла IV, но о тех изящных готических башнях еще не было и речи. Руководил строительством выдающийся архитектор карловских времен Петр Парлерж.

Прекрасное готическое окно с орнаментом, украшающее фасад Тынского костела – это заслуга Парлержа. Кстати, лучший вид храма открывается взору, если подняться на башню Староместской ратуши. И только с высоты ратушной галереи можно увидеть готическое окно, высота которого достигает 28 метров:

Находясь на площади, можно осмотреть только верхнюю часть сооружения. Да, башни впечатляют! Но чтобы увидеть собор по-настоящему, все же нужно подняться на смотровую площадку ратуши.

Изящный верх Тынского собора достраивался постепенно. Строительство завершилось возведением южной башни в 1511 году. Интересно, что башни собора Девы Марии названы так же, как и башни костела Святого Иржи на Пражском Граде – Адам и Ева. И точно так же, одна из башен шире другой. Определите, где широкий Адам, а где Ева:

Ко всем различиям, южная башня еще и выше на 1 метр. По которой из башен определяют высоту храма 80 м, неизвестно…

Претерпевала изменения и центральная верхняя часть фасада. Последние столетия в центре сверкает золотом скульптура Девы Марии с младенцем. Эта деталь появилась на фасаде в 1626 году, а перед этим на храме помещалась позолоченная чаша, установленная гуситами.

Архитектурным достоянием храма также является его северный портал. Увидеть портал можно, если пройти вдоль северной стороны храма в направлении Тынского дворика:

Портал создал Петр Парлерж в 1390 г. На тимпане воссозданы сцены страданий Иисуса Христа:

Желающие посетить храм обращают внимание на этот парадный вход и на то, что он практически всегда закрыт. И делают выводы, что в Тынский храм нельзя войти. Неудивительны подобные выводы, так как доступ в собор возможен через укрытую из поля зрения галерею Тынской школы, что совершенно неожиданно для посетителей.

Как посетить Тынский собор

Если мы уже стоим на Староместской площади, то посещение Тынского храма, до которого рукой подать, чрезвычайно заманчиво. Поясню, куда нужно идти, и проиллюстрирую с помощью фото:

За моей спиной располагаются Тынская школа и храм. Здание школы обладает галереей, и не одной. Посетителям нужно войти в угловую арку и пройти далее по галерее, проложенной в направлении храма:

Тынская школа, по сути, являлась мастерской архитекторов и скульпторов. Известный архитектор Матей Рейсек руководил школой. Ему принадлежит идея позднеготического навеса, ведущего ко входу в Тынский храм. Преодолев несколько метров, вы окажетесь перед внутренним скромно оформленным порталом:

Посещение храма не требует обязательной оплаты (она возможна в виде пожертвования, но не является обязательной), фотографирование запрещено.

Внутри собор такой же впечатляющий – высокий и светлый, с несколькими алтарями, выполненными с высочайшим мастерством. В Тынском храме установлен старейший орган Праги – работа немецкого мастера Ганса Генриха Мундта, 1673 г. Интерьер храма запоминается преобладанием малахитовых оттенков, что не так часто встречается.

В соборе покоится известный астроном Тихо Браге, работавший при дворе Рудольфа II. Имя ученого известно всем, кто хотя бы краешком интересовался астрономией.

Друзья, теперь вы знаете не только, где находится собор Девы Марии перед Тыном, но и в курсе, как отыскать вход. Тынский собор является действующим, вы не всегда можете застать его открытым. Но я уверена, при желании посетить собор удастся. Только по понедельникам посещение Тынского храма невозможно. В другие дни недели собор открыт с 10 до 13 часов и еще с 15.00 до 17.00. Исключением является воскресенье, когда собор открыт только в первой половине дня.

На оригинальные башни собора Девы Марии перед Тыном вы будете обращать внимание, где бы вы не находились в Праге – очень уж они запоминающиеся. Вот в таком ансамбле с куполом другого сакрального сооружения увидите Тынскую готику из Вртбовского сада:

Без запинки вычислите в панораме Праги Тынский храм, находясь и в южных садах Пражского Града, и с высоты Петршинской вышки. Вряд ли вы теперь будете спрашивать, где находятся такие важные достопримечательности как Тынский собор или Староместская площадь, так как знаете главный ориентир исторической правобережной Праги.

Друзья, я знаю, что многие из вас бывали в Праге и наяву любовались Тынским храмом. Удалось ли посетить? Что больше всего впечатлило? Надеюсь, что вы дополните мой рассказ интересными сведениями.

Ваш euro-проводник Татьяна

Тынский храм (чеш. Týnský chrám) — главная католическая церковь района Старе Место, усыпальница многих известных личностей. Официальное название достопримечательности — Собор Девы Марии перед Тыном (Kostel Matky Boží před Týnem).

история и описание

фотогалерея

график работы

входной билет

адрес

на карте Праги

Строительство храма было начато в 1350 году и растянулось более чем на 150 лет (окончательно постройку закончили лишь в 1510 году). Проектировку сооружения и основную часть работ выполнил лучший архитектор своего времени — Петр Парлерж. Ранее на месте храма находилась романская ротонда XI века, служившая церковью для купцов Тынского двора.

Западный фасад достопримечательности украшают две 80-метровые башни «Адам» и «Ева» (южная башня «Адам» выше северной башни «Ева» на один метр). Внутреннее пространство впечатляет огромными размерами: 52 × 28 × 44 метров. Храмовый орган является старейшим в Праге — в 1673 году его выполнил немецкий мастер Мундт.

Тынский храм начал функционировать сразу, как были построены первые стены. В своё время здесь читали проповеди критики религиозных нравов Конрад Валдхаусер (Konrad Waldhauser), Милич из Кромержижа (Milíč z Kroměříže) и национальный герой чешского народа Ян Гус. После казни последнего храм стал духовным оплотом его последователей — гуситов, которые установили на фасаде статую своего короля Йиржи из Подебрад и золотую чашу (символ гуситов).

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

После поражения гуситов в битве у Белой Горы, сооружение оказалось в руках католиков. Они вместо скульптуры короля разместили Деву Марию, а из чаши сделали нимб для неё. Кроме того, желая продемонстрировать своё превосходство, католики конфисковали дерево, предназначенное для замены крыши храма, и именно из него соорудили виселицы для Яна Рогача из Дубэ (Jan Roháč z Dubé) и его 50 соратников, которые длительное время защищали последний гуситский бастион — крепость Сион.

Тынский храм является усыпальницей многих известных чешских личностей (всего здесь около 60 останков). Считается, что в стенах храма похоронены 12 дворянских голов, принадлежащие казнённым лидерам Восстания сословий (1618-1620), которые провисели десять лет на Староместской башне Карлова моста, и, по легенде, сердце короля Йиржи из Подебрад (тело находится в Соборе святого Вита). Также здесь покоится Тихо Браге, датский астроном, служивший придворным астрологом у императора Рудольфа II. Интересным является надгробие Симона Абелеса — юноши, отступника еврейской веры, который хотел принять христианство. Отец, не желая этого допустить, убил собственного сына, а когда одумался, то покончил и с собой. Католики назвали это мученической смертью за веру и устроили помпезную церемонию для юноши, а тело похоронили в храме.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Прагу и получить от неё удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 20 евро

Другая Прага — прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города — 4 часа, 30 евро

Средневековые замки Карлштейн и Конопиште — автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья — 8 часов, 30 евро

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Týnský chrám (Kostel Panny Marie před Týnem)

Из многих достопримечательностей Праги храм Девы Марии перед Тыном является наиболее значимым и неповторимым. Он представляет собой действующий костел, возведенный в готическом стиле с элементами барокко известнейшим немецким архитектором и скульптором П.Парлером. Прежде всего, Тынский храм – это выдающееся строение чешской столицы, с возвышающимися башнями над яркими крышами построек Староместской площади.

История и архитектура

Строительство костела начали в 1339 году XIV века, а завершили лишь в 1551 году XVI века. Уже в первой половине XV века костел стал главным гуситским храмом, архиепископом которого стал Ян Рокицаны. Несмотря на то, что он горел в 1679 году, ему удалось сохранить свою величественность и прибрести уникальность. Ведь известно, что именно после пожара главный неф стал намного ниже и в XVII веке на месте готических башен, уничтоженных пожаром, были восстановлены башни барочного стиля, а их высота достигает 80 метров. Если внимательно на них посмотреть, то становится видно, что ширина башен абсолютно разная.

На сегодняшний день костел представляет собой базилику с западными башнями и тремя хорами. Общая длина храма составляет 52 метра, 28 метров – ширина, высота башен – 70 метров, а средних боковых нефов – 44 и 24 метра.

Взгляд на храм изнутри

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.

Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Интересные факты и легенды

В начале XV века главная статуя оказалась без золотой чаши, с которой и связана небольшая забавная легенда. Она гласит, что эта чаша стала уютным местом для аистов, которые свили на ней гнездо. Семейству необходимо было кормиться, поэтому аисты поочередно носили в него лягушек, которые иногда выпадали из клюва. И вот однажды, выпавшая лягушка оказалась на голове у некой важной личности, за что она была оскорблена и осмеяна людьми. После этого случая аистов выселили, а чаша была убрана.

Возведение Тынского храма сплетено с одним интересным случаем, произошедшим при строительстве кровли. Дерево для нее было позаимствовано для сооружения виселиц, предназначенных для казни большого количества людей на Староместской площади.

Еще одной интересной чертой горожан считается вера в то, что надежный способ избавиться от зубной боли – наступить на могильную плиту. Именно поэтому некоторые из них повреждены.

Время работы

понедельник выходной
вторник 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
среда 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
четверг 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
пятница 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
суббота 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
воскресенье 10:00 — 12:00

Ближайшие концерты:

Тынский храм – уникальное место, мимо которого невозможно пройти.

Тынский храм (Týnský chrám), или Собор Девы Марии перед Тыном (Kostel Matky Boží před Týnem), расположенный на одной из сторон Староместской площади – еще одна визитная карточка Праги. Возвышающиеся над чешской столицей темные готические башни этого храма легко узнаваемы многими путешественниками. В то же время это – памятник чешской культуры, один из самых важных католических соборов столицы Чехии, усыпальница многих исторических личностей и, безусловно, одно из самых впечатляющих зданий в Праге.

Немного истории Тынского храма

Тынский храм получил свое название благодаря постоялому двору, где с 11 века останавливались на ночлег купцы, съезжавшиеся из разных уголков страны торговать своим товаром на центральной рыночной площади государства, ставшей позднее Староместской площадью. Для обеспечения безопасности купцов постоялый двор был обнесен забором, то есть тыном. Вероятно, примерно в то же время рядом с постоялым двором, за забором, появилась небольшая романская церковь – впервые храм упоминается как молельня или церковь при больнице для иноземных купцов, приезжающих на тынский постоялый двор. Таким образом, именно забору, то есть тыну, обязан своим названием отстроенный несколько веков спустя на месте небольшой церкви Собор Девы Марии перед Тыном.

В 13 веке тынская церковь стала приходской и ее перестроили в раннеготическом стиле. Именно здесь читал свои проповеди выдающийся церковный реформатор Конрад Вальдгаузен, бывший одним из предшественников чешского национального героя Яна Гуса. В середине 14 столетия в церкви была начата масштабная реконструкция в стиле высокой готики. По мере строительства нового храма старая тынская церковь постепенно исчезала.

Строительство Собора Девы Марии перед Тыном продолжалось почти два столетия. Проект храма был разработан Матье из Арраса, главным архитектором Собора святого Вита, а основные работы по возведению Тынского храма выполнил гениальный архитектор Петр Парлерж.

Памятник Яну Гусу на Староместской площади

В первой половине 15 века на этапе строительства башен и кровли, во время Гуситских войн, Тынский храм перешел под контроль гуситов и стал важным религиозным центром сторонников Яна Гуса, а строительство собора было остановлено. Только спустя несколько десятков лет после подавления гуситского восстания и казни на Староместской площади последнего гетмана гуситов Яна Рогача и его сторонников, а также после возвращения храма католической церкви, строительство Собора Девы Марии перед Тыном было возобновлено.

Изображение Тынского храма в 1826 году

Великолепный готический Тынский храм был полностью достроен только в начале 16 столетия, последней была возведена северная башня, и Собор Девы Марии перед Тыном стал главным собором и духовным центром Старого города.

Однако во второй половине 17 века и в начале 19 столетия Тынский храм перенес огромные пожары, принесшие значительный ущерб внутреннему убранству собора и полностью разрушившие готический свод главного нефа, западный фронтон и крышу северной башни. Во время последовавших реконструкций внешние повреждения Тынского храма были полностью восстановлены, а значительная часть интерьера переработана в стиле барокко.

В 20 веке Собор Девы Марии перед Тыном подвергся комплексной реконструкции, были восстановлены ризница и северный портал, в пустовавшей со времен немецкой оккупации колокольне северной башни установлен новый бронзовый колокол, а реставрация интерьера и мебели продолжается и в наши дни.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней. Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры. Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда. В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов. После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа. Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие. В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Готические шедевры Тынского собора

Внутреннее пространство собора впечатляет внушительными размерами: длина его главного нефа составляет более 50 метров, а высота – 44 метра. Вертикальные линии и элементы, присущие готической архитектуре, прекрасно сочетаются с декором и интерьером собора, возникавшими постепенно на протяжении столетий. Тынский храм представляет собой настоящую галерею произведений готического искусства, искусства эпохи Возрождения и раннего барокко.

Каменный балдахин работы М. Рейсека

Из сохранившихся готических деталей интерьера выделяется средневековая каменная кафедра второй половины 14 века, выполненная каменщиками мастерской Парлержа, работавшими и над Собором святого Вита в Пражском граде. Самым важным декоративным элементом каменной кафедры считаются консоли с бюстами короля и королевы. Чрезвычайно красив позднеготический каменный балдахин над могилой епископа Августина Лукиана работы Матиаша Рейсека, главного архитектора Пороховой башни. А в начале 2000 года реставраторы обнаружили сохранившиеся готические фрески конца 14 столетия, скрытые одним из алтарей в боковом нефе Тынского храма.

Еще одним уникальным произведением средневекового искусства считаются фигуры так называемого Тынского Распятия, расположенного в боковом нефе собора. Тело Христа, его раны и муки, а также страдание на лицах Девы Марии и святого Павла выполнены с большим натурализмом. Все фигуры датируются началом 15 века. Примерно в это же время была создана знаменитая готическая статуя Мадонны с младенцем Иисусом, так называемая «Мадонна Тына», расположенная на готическом алтаре.

Интерьер Тынского храма

Алтари Тынского собора, а их почти два десятка, вполне можно рассматривать как отдельную галерею чешской барочной живописи, скульптуры и художественного мастерства. Большую часть работ выполнил выдающийся чешский художник 17 столетия Карел Шкрета. Его шедевры можно увидеть и на великолепном барочном главном алтаре Тынского храма – Успение Девы Марии и Святая Троица.

Барочный интерьер Тынского храма, в центре — главный алтарь

Прекрасный пример средневекового художественного искусства – уникальная оловянная купель для крещения младенцев, созданная в самом начале 15 века и относящаяся к старейшим и крупнейшим в Праге. Купель имеет форму перевернутого колокола, стоящего на трех когтистых львиных лапах. Крышка купели, украшенная небольшой фигурой Иоанна Крестителя, изготовлена на четыре с половиной столетия позже самой купели – в середине 19 века.

Орган Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном гордится большим количеством захоронений и сохранившихся надгробий. Среди самых известных – надгробие знаменитого датского астронома и астролога Тихо Браге, служившего при императорском дворе Рудольфа II и захороненного в соборе в начале 17 века, а также надгробие Вацлава Берка из Дубы, умершего во второй половине 16 столетия, считающееся одним из самых совершенных и необычайно детализированным портретным надгробием эпохи Возрождения.

Особая гордость Тынского храма – орган, являющийся старейшим в Праге и датируемый второй половиной 17 века. Орган пострадал во время фашистской оккупации, но в конце прошлого столетия был восстановлен в Германии и вернулся в собор в 2000 году. В наши дни в Соборе Девы Марии перед Тыном регулярно проходят концерты классической органной музыки.

Легенды Тынского храма

Как у любого пражского собора, у Тынского храма есть свои легенды. Одна из самых известных связана с возведением храма, в ней утверждается, что дерево, приготовленное для строительства кровли Тынского собора, было использовано иначе. Его использовали при строительстве виселиц для предводителя гуситов Яна Рогача и его товарищей, а крышу построили только несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до празднества король умер, и заготовленное дерево пустили на кровлю Тынского храма.

Другая легенда рассказывает, что несмотря на то, что тело «гуситского короля» Йиржи из Подебрад покоится в усыпальнице чешских королей в Пражском граде, его сердце было захоронено в Соборе Девы Марии перед Тыном. Еще поговаривали, что в Тынском храме похоронены снятые со Староместской башни Карлова моста головы двенадцати мятежников, принимавших участие в восстании против династии Габсбургов и обезглавленных на Староместской площади. Однако многократные поиски этих захоронений остались безуспешны.

Говорят, что многие надгробные плиты в Тынском храме сильно повреждены, потому что раньше считалось, что постояв на надгробии, можно излечиться от зубной боли, и плиты просто вытоптаны тысячами людей с больными зубами.

Еще говорят, что башни Тынского храма подсказали Уолту Диснею облик замка спящей красавицы. Это вполне может быть правдой, ведь собор представляет собой потрясающее зрелище днем, а уж ночью, на фоне темного неба, ярко освещенный Тынский храм просто великолепен.