Херсонес в Крыму

Немного истории

2500 лет тому назад на северный берег негостеприимного Аксинского моря высадились первые переселенцы из античного города Гераклеи. Тогда полуостров населяли дикие племена тавров, климат для греков был слишком холодным. Однако место оказалось весьма удачным, с двух сторон защищенным от нападений морскими бухтами, а распаханная целина дала щедрый урожай. Скромная колония быстро разбогатела, торгуя пшеницей, и вскоре возвела крепостные стены, храм и театр. Началась эра процветания.

Уже в 1 веке н. э. здесь появились христианские проповедники, а затем Херсонес стал передовым форпостом Византийской империи на самых северных ее рубежах. В 988 г. русский князь Владимир Святославич захватил Корсунь (так Херсонес называли славяне) и в качестве отступного потребовал в жены царевну Анну. Этот исторический момент считается началом христианизации Руси. Город просуществовал еще 400 лет, но не выдержал конкуренции с итальянскими колониями в Кафе (Феодосии), Солдайе (Судаке) и Чембало (Балаклаве). Окончательно погубил и сжег его татарский темник Едигей в 1399 г.

Херсонес

Что посмотреть

Территория Херсонесского историко-археологического заповедника полностью занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и особо ценного культурного наследия России. Отечественные и иностранные экспедиции постоянно ведут здесь раскопки, ежегодно делая все новые открытия. Наиболее ценные артефакты выставлены в Эрмитаже и Херсонесском музее, основанном в 1892 г. Но самая интересная экспозиция расположена под открытым небом — улицы, башни, постоялые дома, кузница, винодельня, базилики древнего города, рассказывающие о повседневной жизни обычных граждан. Гулять по развалинам можно бесконечно, однако современному человеку сложно разобраться в быте херсонеситов, поэтому лучше присоединиться к экскурсии, которую проводят сотрудники музея.

Раскопки идут не только на земле, водолазы единственного в стране отдела подводной археологии обнаружили на дне остатки затонувших судов, груды амфор, свинцовые якорные штоки и камни, развалины пирсов и портовых строений.

В заповедник входят не только древние руины, но и средневековые крепости Чембало и Каламита. На месте базилики, где, по легенде, совершили обряд крещения над князем Владимиром, стоит действующий Владимирский собор. Между двух низких столбов висит огромный Туманный колокол, отлитый из трофейных турецких орудий.

Херсонес Таврический в городе Севастополе полуострова Крым: что это такое

Историки считают датой начала Великой греческой колонизации VIII век до н. э. Сначала греки, покинувшие Гераклею Понтийскую, обживали берега Средиземного моря, потом добрались до Черноморского побережья. В Тавриду греческие суда пришли в VI в. до н. э. На территории современного Крыма одно за другим образовывались поселения. Это время считается датой основания Керкениды, Пантикапея, Феодосии. В этой статье мы расскажем историю древнего города Херсонеса Таврического, руины которого находятся на территории современного Севастополя. Он же Херсон, Корсунь, главный торговый центр колонистов, убежище первых христиан и родина древнерусской книжности.

В течение многих лет он был значимой локацией античного мира. Его название переводится с древнегреческого языка как «полуостров тавров». «Херсонесами» назывались все города, которые греки создавали на полуостровных территориях. Чтобы отличать одну местность от другой, эллины добавляли второе слово. Обычно это было прилагательное, обозначающее принадлежность земли какому-либо коренному народу. Крымский Херсонес стал Таврическим, потому что в этом крае жили тавры. Они не желали отдавать обжитую местность без боя.

В «Илиаде» Гомера подробно описано, как суровый воинственный народ обходился с врагами: «как рыб нанизали на колья, и в город всех унесли на съедение». Древнегреческий эпос утверждает, что в битве с таврами уцелел только корабль царя Итаки Одиссея.

Историк Геродот упоминает, что племя отважно сражалось с завоевателями. Если им удавалось захватить греческий корабль, они сжигали его. Уцелевших моряков жрица закалывала ритуальным мечом. Их головы отрезали, насаживали на копья и выставляли частоколом вокруг своего храма. Он находился на мысе Фиолент. Тела сбрасывали со скалы. Это была жертва языческим богам. И все же цивилизация победила варварство. Херсонес был возведен.

Строительным материалом служили местные природные богатства – камень и глина. Основатели – члены демократической партии Гераклеи Понтийской, потерпевшие поражение в борьбе с аристократией. Около 200 людей лишились нажитого имущества и земель и вынуждены были искать новую родину. По легенде дельфийский оракул указал переселенцем на скалистые мысы юго-западной Тавриды.

Письменные источники дают скудные отрывистые сведения. Большую часть информации сообщили о быте поселения донесли до нас камни. Первые жилища – землянки, укрепленные оборонительным частоколом.

Политическая, бытовая и культурная жизнь Херсонеса не отличалась от той, что была принята в других античных городах: демократия, развитие торговли и ремесел. До наших дней сохранились херсонесские «избирательные бюллетени» – глиняные черепки с именами. Переселенцы выбрали покровительницей богиню охоты Артемиду. При этом своим предком они считали Геракла.

Женщин-гречанок на начальном этапе развития поселения было мало. Эллины похищали дочерей племени тавров и брали их в жены. Об этом свидетельствуют захоронения на территории исторического памятника, выполненные по тавровскому обряду. Похищенные девушки сохраняли традиции своих предков, но дети их вырастали настоящими греками.

На мраморной стеле, сохранившейся до наших дней, выбит текст присяги. Жители клялись именем Зевса, его матери Геи, божественным воплощением солнца Гелиосом и покровительницы Артемиды, что будут ратовать о спасении своего государства и граждан и никогда не предадут своего города. Они обещали не пытаться разрушить демократический строй и не вступать в заговоры против общины и людей, являющихся её частью. С помощью голосования не только выбирали достойных власти, но и изгоняли. Процедура называлась остракизмом. Дословный перевод термина – суд черепков.

До конца V в. до н. э. жители Херсонеса были оторваны от внешнего мира. Греческие корабли были плоскодонными. На Черном море часто бушевали штормы. Судна неизбежно тонули. Чтобы добраться от южного выступа Крыма до северного мыса малой Азии нужно было обходить море кругом, через фракийские берега. На это уходили недели, а иногда и месяцы. Мореходный сезон длился всего 6 месяцев: с апреля по октябрь. За этот период невозможно было наладить прочные торговые связи.

Легенда гласит, что все изменилось, непогода унесла один из эллинских кораблей в открытое море. Он не погиб, а добрался до противоположного берега за 1-2 дня. Его землю и каппадокийский народ разделяли всего 268 км. Открытие короткого пути между южным и северным берегам изменило жизнь города. Удачное расположение сделало маленькое глухое поселение перекрестной точкой всех торговых путей. Корабли фракийцев, скифов, сарматов и каппадокийцев были вынуждены заходить в городской порт во время плавания, чтобы пополнить запасы и дать отдых экипажу. Отсюда торговые суда шли на север, в Грецию, на восток за хлебом Босфора и на юг, к Синопе, Гераклеи и Византии.

Население росло. К концу V в. до н. э. его численность достигла 500 человек. Жители покинули землянки, возвели просторные каменные дома и толстые крепостные стены. Они по-прежнему страдали от набегов тавров. Враждебные племена мешали им заниматься земледелием. Греческий город мог считаться жизнеспособным только в том случае, если имел свой надел. Без земли было невозможно заниматься виноделием, выращивать хлеб. Херсонес готовился к большому сражению. На это ушло полвека. Толчком послужило прибытие новых переселенцев из все той же Гераклеи. Было принято решение разделить часть полуострова. Из всех окрестных мысов был выбран Маячный полуостров. У него был самый узкий перешеек, позволявший сдерживать натиск врагов. На нем построили два ряда оборонительных укреплений, и засадили свободную территорию виноградом. Но этого было мало. Грекам нужен был весь юго-западный выступ.

Эллины считали, что высшие силы покровительствуют таврам: они верили не только в олимпийских богов, но и в чужие языческие божества. Было принято решение переманить Деву на свою сторону. Они выкрали идола богини. Битва между народами была неминуема. Она случилась около 360 г. до н. э. Кочевое племя удалось сместить на окраину полуострова, в район современной Балаклавы.

Эллины платили дань скифам. К северу начиналась их территория. На месте современной Евпатории в то время находилась Керкинитида, а севернее – греческое поселение Ольвия. Херсонес мечтал расширить свои границы, включив в свой состав эти государства. Такой случай им представился. В середине IV в. до н. э. скифские племена напали на Керкинитиды, и херсонесцы вступились за соседей. Вместе удалось победить кочевников. Ольвия присоединилась к сильным союзникам. Старый город был разобран, на его месте возведен новый, в три раза больше.

После завоевания Греции римлянами, древний населенный пункт оказался под покровительством Римской Империи. В I-II веках сюда хлынули первые христиане, скрывающиеся от погони. В конце V века христианство утвердилось в качестве основной религии. Началась новая, средневековая эпоха существования города.

Руины Херсонеса Таврического: описание с фото

Отправной точкой нашей виртуальной экскурсии будет парадный вход. Главные городские ворота были построены в V веке до н.э. Им более 2500 лет. Рядом с ними находятся пристенные склепы, относящиеся ко II – III веку нашей эры. Это некрополи знатных лиц. Обычных жителей хоронили за крепостной стеной. Склепы не были разграблены. Археологи обнаружили много старинных золотых украшений. Особый интерес для науки представляют погребальные урны – керамические и бронзовые сосуды, украшенные орнаментами.

Часть экспонатов хранится в Эрмитаже, но кое-что вы сможете увидеть на выставках Херсонеса. Туристам доступны две экспозиции: Античная и Византийская. Первая отражает историю города с момента основания и до V до. н. э. Вторая рассказывает о средневековом периоде. В это время поселение носило имя Херсон. Вход платный. Взрослый билет стоит 100-150 рублей, детский – 50-75. Античный зал дороже, Византийский дешевле. Вы можете заказать обзорную экскурсию. В её стоимость входит посещение 1 экспозиции. За услуги гида нужно будет заплатить 300 рублей всем, кто старше 7 лет, и 150 тем, кто младше.

Пройдя через главные ворота, вы увидите руины большого здания. Ученые спорят о его предназначении, но возраст сооружения определили точно – IV в. до н. э. Обилие комнат и большая площадь подсказывает исследователям, что это общественное, а не частное строение. Популярная версия – караульное помещение городской стражи. В путеводителях этот дом назван «Казарма».

Если вы пойдете по тропе, то выйдете к району, который был застроен позднее других, в конце IV – начале III века до н. э. До этого здесь стояло оборонительное укрепление и располагалось кладбище. Когда стену снесли, образовался новый квартал. В нем жили зажиточные ремесленники и торговцы.

Интересны усадьбы винодела и рыбака. В них сохранились инструменты для переработки ягод и сосуды для засолки рыбы.

В Херсонесе был свой водопровод, водохранилище и примыкающие к нему термобани. Влага текла по керамическим трубам из ближайших пресных источников.

Осмотрев внимательно образцы античной инфраструктуры, двинемся на северо-запад. Наша цель – Приморская площадь. Там вы найдете остатки культового сооружения. В Средние века языческие святилища разрушили. На их месте возвели христианские храмы.

Вы увидите подземную церковь. Исследователи предполагают, что это было укрытие первых христиан, вынужденных спасаться от преследования власти. Он вырублен в скале в I в. н. э. Форма помещения напоминает крест. Спустившись по каменной лестнице, вы увидите алтарную нишу и боковые полукружья. В период раннего Средневековья этом месте построили церковь. От него сохранилась алтарная часть. Подземный храм стал некрополем. Раскопки были проведены в начале ХХ века.

На главной городской улице находится большая усадьба, относящаяся ко II-III веку нашей эры. Огромный жилой комплекс занимал полквартала. Жилые помещения располагались вокруг двора. Особая технология кладки позволила зданиям хорошо сохраниться. Строители использовали метод чередования широких и узких рядов. Каждую плиту тщательно обтесывали и укладывали «на сухую». Вы увидите остатки узкого коридора и дверной проем, ведущий в одну из команд. В Византийскую эпоху сооружение перекрыли стенами других помещений.

Похожая на усадьбу локация – Монетный двор. Он называется так, потому что во время археологических раскопок было найдено несколько инструментов для плавки цветных металлов и 43 бронзовые заготовки. Их использовали для чеканки монет. Ученые датируют начало процесса изготовления денег в Херсонесе VI-V в. до н. э. Самая мелкая денежная единица – лепта. Она была не больше спичечной головки. Нам это слово знакомо по поговорке: «Внести свою лепту». Местные монеты были произведением античного искусства. Посетив выставку, вы увидите изображения мифических животных, богов, героев. Сохранилось много денежных экспонатов с портретом божественной покровительницы жителей – Артемидой.

Туристам видно только лестницу, ведущую в подвал, но это самое большое строение, открытое туристам. Крупные камни тщательно прилегают друг к другу. Кладка без связующего раствора выдержала 2300 лет.

В городе был театр. Здание походило на типичный древнегреческий зрелищный комплекс – сцена, окруженная высокими ступенями. Исследователи считают, что за каждым зрителем было закреплено свое место. Эти кресла предназначались для богатых и знатных жителей. На гравюрах и вазах изображались сюжеты из театральной жизни, например, актеры в масках. Христианство отрицало представления, считая их языческими. В Средние века театр был заброшен, но возродился в XXI веке. В Херсонесе проходят фестивали, на которых показывают спектакли по пьесам классиков античной литературы – Софокла, Эсхила.

Жилые кварталы позднего Средневековья сохранили постройки разных эпох. Интересная локация – постоялый двор с торговой лавкой, помещением для скота, складом и двухэтажной гостиницей. Сохранилось оборудование для перемалывания муки. Жернова приводил в движение запряженный осел. Иногда его заменяла лошадь. В постоялом дворе был свой слив для нечистот и туалет. Все хозяйственные и жилые помещения были построены вокруг большого, выложенного каменными плитами, двора.

В XI веке на полуострове случилось сильное землетрясение. Оно разрушило многие постройки, в том числе первые христианские храмы. Чтобы горожане могли молиться, городская власть организовала строительство небольших часовен.

Обломки мраморных колонн стали алтарями. В 1299 постоялый двор, часовни и другие здания сгорели во время нашествия Золотой Орды. Квартал не был восстановлен.

Символ исторической достопримечательности – сигнальный колокол. Его отлили в 1778 году из трофейных турецких пушек. С его помощью дозорный предупреждал корабли о близости берега во время тумана. В 1855, после завершения Крымской войны, его вывезли во Францию и установили на колокольню Нотр-Дама. Сейчас реликвия возвращена в Севастополь.

Расположение древнего города Херсонеса в Севастополе: где это находится на карте Крыма

Адрес – улица Древняя, №1. Это конечная остановка автобуса №22.

Вы можете сесть на автобусы № 2, 6, 10, 16, 83, 84, 107, 109, 110, 111, 112. В этом случае нужно будет выйти на улице Дмитрия Ульянова и пройти по ней 1,2 км. Сворачивать никуда не нужно, идите вдоль проспекта, и вы быстро доберетесь до исторической достопримечательности.

There are no translations available.

Торговый греческий корабль неторопливо шёл на полдень, рассекая волны Меотиды. Сегодня утром он вышел из Танаиса — эллинской колонии, что в устье реки с таким же названием, и путь его лежал в Пантикапей — столицу Боспорского царства. Солнце клонилось к закату, и на палубе кроме вахтенных матросов, стоял всего лишь один человек.

Он всматривался в горизонт, — завтра они уже войдут в Боспор Киммерийский, пролив, отделяющий Европу от Азии. Губы его что-то шептали, а впереди ждала неизвестность. Тридцать лет назад он встретил Учителя у себя на родине в Галилее, и служению Ему посвятил всю свою жизнь, особенно, после того как Его не стало, точнее Он вознёсся на Небеса, — в это верили все они. После ухода Учителя их осталось всего одиннадцать, и они избрали двенадцатого, как было изначально. Они бросили жребий кому и куда идти проповедовать Благую Весть о Спасителе. Ему выпала Скифия, суровая северная страна на берегу Понта Эвксинского, населённая жестокими варварами. Половина его сподвижников уже мученически отдали свои жизни ради Спасителя в других уголках Ойкумены, в живых осталось всего пятеро вместе с ним. Но он уже обрёл свой Путь и ничего более в этом мире не страшился, — Учитель призвал его самым первым, и потому имя его было – Андрей Первозванный.

«Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, седящий во тьме, в стране и тени смертной…» (Исайи 9:1-2) – таков отзыв о северной области Палестины – Галилее, сделанный современником иудейских царей Ахаза и Манассии пророком Исайей лет за 600 до Рождества Христова. Ко времени прихода Иисуса Христа на землю мнение о Галилее ничуть не изменилось: «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Иоанн 7:37). Эта область, некогда входившая в Израильское царство и окружавшая Гинесаретское озеро, имела смешанное население, состоявшее из семитов и потомков кельтов-галлов, пришедших в III-II вв. до н.э. из Европы через Балканы и Малую Азию в эти места (отсюда и само название – «Галилея»).

Некогда здесь располагалась и столица скифских владений на Ближнем Востоке – Скифополь — галилейский Бейт-Шеан. Правоверные иудеи считали галилеян, имевших своё наречие, людьми второго сорта: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн 1:45). Столицей Галилеи изначально был город Сепфорис, а со времени царя Ирода Антипы – Тивериада. Вся эта территория была под протекторатом Римской империи. Религиозное мировоззрение было преимущественно иудейским, однако, уже с сильным влиянием эллинизма. На то время было множество греческих философских школ, особенно Орфизм и Неоплатонизм, вступавших зачастую в сильную конфронтацию с ортодоксальным иудаизмом, римские же легионеры, служившие в Палестине, в своей массе почитали восточный культ Митры. Такова была среда, из которой суждено было выйти и Учителю Иешуа и всем основным апостолам, среди которых были уроженцы Бейт-Цаиды — Шимон, прозванный Кифа – «скала», но более известный как Пётр, и его старший брат Андрей — единственный из всех с нееврейским именем.

Первые миссии

Первое путешествие он совершил через четыре года после распятия Христа — в 37 г. н.э. вместе с апостолами Шимоном Кананитом и новичком Матфием в сопровождении своих двух учеников – Агапита и Тихика. Тогда их путь лежал из Иерусалима на север в Малую Азию. По пути они основали христианские общины в Дамаске и в Антиохии Сирийской. Потом, пересекши Антитаврский хребет, прошли Каппадокию, выпавшую по жребию Петру и ненадолго задержались в Галатии в городе Анкира (совр. Анкара). Эта область была населена кельтами-галлами. Далее было южное побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря) – Синоп, Амис, Трапезунт — города Понтийского царства. Удел же, доставшийся Андрею по жребию, лежал за морем. После были грузинские земли — Лазика и Карталиния (совр. Грузия). Вернулись апостолы через страну парфян – Сомхетию в Иерусалим как раз к Пасхе 42 г. н.э.

Св. Апостол Андрей Первозванный

Через некоторое время апостолы вновь разошлись с проповедями по белу свету. Андрей вместе с Иоанном Богословом направились к берегу Эгейского моря — в Эфес. Здесь Спаситель явился Первозванному в видении и напомнил: «С тобою есмь, куда бы ты ни пошёл, ибо и Скифия ожидает тебя». Простившись с Иоанном, Андрей направился вместе с учениками в Бифинию, и пройдя Лаодикею Фригийскую, Одиссополь Мисийский и гору Малый Олимп у города Пруса (совр. Бурса в Турции), достиг Никеи (совр. Изник) — обширного столичного бифинийского поселения. В этой местности святой апостол по преданиям сотворил много чудес: — убил жезлом большого змея, изгнал бесов из разбойников, поверг капище богини Кибелы.

В Нике апостол пробыл два года, и, поставив своего ученика Драконтия наставником над молодой христианской общиной, удалился в Никомидию (совр. Измит) на берегу Мраморного моря. Отсюда путь святого лежал в Халкедон, что на берегу Боспора Фракийского (совр. район Кадыкой на азиатской стороне Стамбула). Отсюда, поставив наставником общины ученика Тихика, кораблём он отправился на восток вдоль берега — в Гераклею Понтийскую, Харак и Амастриду. И вновь Скифия осталась за морем. Далее путь лежал по знакомым уже понтийским городам – Синоп, где апостол совершил воскрешение из мёртвых, местечко Залих близ Амиса и Трапезунт. Покинув берега Чёрного моря и пройдя Неокесарию, Андрей Первозванный остановился в городе Самосата, лежавшем среди гор Парфии (Курдистан в северо-восточном Ираке), где пробыл достаточно долго, вступая в споры с софистами и уча Слову Божьему. По окончании своей миссии здесь, направился в Иерусалим для празднования Пасхи — по традиции апостолы праздновали её вместе с Марией, матерью Иисуса в столице Иудеи. Было это в 50 г. н.э.

\Шёл 3820-й год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению или 60-й год I-го века от Рождества Христова. Позади было 27 лет тяжелейших испытаний, выпавших на долю апостола, — продолжалось уже третье миссионерское путешествие Андрея Первозванного, когда он, наконец, достиг Скифии. За шесть лет до этого вместе с Шимоном Кананитом, Фаддеем-Левием и Матфием он вышел из Иерусалима и достиг города в северной Сирии – Эдесса (совр. Шаныл-Урфа в Турции). Там у местного правителя Авгария остался апостол Фаддей-Левий, которому ранее доставил нерукотворный образ на материи, отпечатавший Богочеловеческий лик Христов и начертанные Спасителем письмена.

Далее апостолы уже в который раз пересекли Антитаврский хребет и по западной Армении через Лазику (эти земли ныне в Турции) прошли к реке Фазис (р. Риони в Грузии). О дальнейших деяниях апостолов в этой местности повествуют древнегреческое и грузинское жития апостола Андрея. Согласно им три апостола двинулись в Сванетию, которой управляла некая царица, — там остался Матфий с учениками. Теперь уже вдвоём апостолы проследовали в совр. южную Осетию, а после вернулись на запад к Чёрному морю – в Авазгию (совр. Абхазия). Там они проповедовали в римском городе Себастополисе (совр. Сухуми), где для утверждения христианской общины остался Шимон Кананит. Андрей же двинулся вдоль берега на северо-запад — в страну зихов (район совр. Туапсе). Запад Кавказа именовался – Иверия.

По-видимому, апостолу Андрею пришлось пересечь Центральный Кавказский хребет в его западной части и через земли современной Черкесии и Кабарды пройти в Аланию (возможно северная Осетия) — в местность Верхний Суадаг. Весь Северный Кавказ также как и Северное Причерноморье, тогда был населён сарматскими племенами русколан (русов) – предками русского народа, которые исповедовали Ведическую религию – верили в Вышнего в трёх ипостасях – Правь, Явь и Навь.

Святой апостол посетил и главный священный город Русколани – Кияр в Приэльбрусье. Возможно это и был Верхний Суадаг, так как в то время всю эту местность называли Аланией, а слово «суадаг» означает «священный, чистый». Здесь был развит культ Спасительства: в определённое время в каждую эпоху появлялся Спаситель, который вносил коррекцию в религиозные представления русколан, то есть приносил «новый завет». И на этот раз волхвы в Кияре предсказали приход очередного Спасителя и вестника от него с новым заветом, — им и оказался Андрей Первозванный, поэтому его встретили очень радушно и его проповедь на Кавказе имела большой успех. Из Приэльбрусья апостол направился к устью Танаиса-Дона в город Танаис (район Таганрога) — здесь уже начиналась Скифия.

Скифский жребий

Скифией древние греки именовали Южнорусские степи Северного Причерноморья и в те времена, около 60 г. н.э., население в этих краях было неоднородным. По степям Понтиды кочевали племена русколан, на территориях Нижнего Поднепровья и степной Тавриды до предгорий Внешней и Внутренней гряд Крымских гор располагалась «Малая Скифия» — государство «тавроскифов»-славян со столицей Неаполис-Новгород (совр. Симферополь). Главная и Внутренняя гряды, а также южный берег Тавриды были населены индоарийскими племенами тавров. На западе полуострова – эллинское Херсонесское государство, на востоке Боспорское царство со столицей Пантикапей (совр. Керчь), населённое сарматами (аорсами), эллинами, а также индоариями -(с)индами и меотами. По побережью существовали древнегреческие города-полисы, входившие в состав этих двух государств. Религиозные культы были самые разнообразные, но в основном представлявшие собой языческую смесь местных с эллинскими, а у русколан – ведические. Так что задача у апостола Андрея стояла непростая.

Далее будет подробно рассмотрен путь Андрея Первозванного в Тавриде, и при желании всякий сможет его повторить, пройдя по живописным и одновременно святым местам полуострова. Маршрут предположительный и основан на анализе «Житий», касающихся миссии апостола в Тавриде, характера ландшафта местности и расположения на полуострове христианских памятников, связанных с именем Иоанна Предтечи.

Итак, из Танаиса путь лежал через Меотиду (Азовское море) в Пантикапей, — именно здесь была основана самая первая христианская община в Тавриде, выросшая в мощную Боспорскую епархию к VIII-му веку. Здесь же, в Керчи, и поныне существует византийский храм Иоанна Предтечи (XI в.) – первого учителя Андрея Первозванного (единственный не разрушенный византийский храм в Украине и России), возведённый на месте епархиальной базилики, которая в свою очередь возникла на месте первой «сионской горницы», где проповедовал впервые Святой Апостол. Стоит упомянуть, что в античных городах апостолы, скрываясь от властей, вынуждены были тайно проповедовать в частных домах зажиточных граждан, которые впоследствии получили название – «сионские горницы», по подобию горницы на Сионе, где была Тайная Вечеря.

Храм Иоанна Предтечи (XI век), Керчь.

Далее морем апостол прибыл в Феодосию (современный город сохранил античное название), входившую в состав Боспорского царства, где также им была утверждена христианская община. Сегодня от античного города не осталось и следа, а на Карантинном холме, где некогда он был, возвышаются руины генуэзской Кафы. Однако в самой цитадели всё же имеется храм Иоанна Предтечи (XIV в.), где проходили последнее причастие православные невольники, угнанные крымскими татарами, перед отправкой в Стамбул во времена турецкого владычества. По последним данным через этот храм за 300 лет господства турок прошло около шести миллионов человек, что сопоставимо с населением Финляндии и Эстонии вместе взятых!

Феодосия, храм Иоанна Предтечи

Из античной Феодосии следуя вдоль берега апостол попал в священный город древних русов — Сурож-Афинион (совр. Судак), основанный, согласно древним дощечкам «Книги Велеса», ими ещё в VIII в. до н.э. Неподалёку от современного Судака у посёлка Краснокаменка в живописной долине расположилась Кизилташская киновия, где в одной из скальных пещер в VIII в. уже существовал храм Иоанна Предтечи, а само это место в это же время было летней резиденцией святого Стефана Сурожского, архиепископа местной Сугдейской епархии. Скорее всего, дальше путь святого Андрея проходил по древней дороге идущей через горные кряжи вдоль массива Караби к целебному источнику у водопада Джур-джур (совр. пос. Генеральское). Там Апостол какое-то время проповедовал, и к Х в., на этом месте появился одноимённый монастырь на святом источнике Ай-Андрий («святой Андрей», греч.). Перевалив через горный массив Демирджи и пройдя Долиной Красных пещер (все названия современные), апостол Андрей очутился в столице Тавроскифии – Неаполисе-Новгороде.

Христианский храм в Судаке.

Автор на фоне храм Ай-Андрит (X век)

Это был достаточно большой город, руины которого ныне на Петровских скалах в Симферополе. Его основали праславяне, пришедшие во II в. до н. э. из Поднепровья в эти места, и смешавшиеся с таврами, отчего получили местное название — тавроскифы. На сегодня известно только греческое название их столицы – Неаполис, что в переводе означает – «Новый город», как его называли сами тавроскифы не известно.

Неаполь Скифский, мавзолей царя Скилура.

Отсюда уже начинается Внутренняя гряда Крымских гор, куда и направился апостол по направлению к Херсонесу.

Начало Внутренней гряды юго-западнее Неаполиса у Баклы

Ему пришлось пересечь р. Булганак и пройти вдоль куэстовых гряд в долину р. Кача в район совр. посёлка Верхоречье, где сохранились руины ещё одного храма Иоанна Предтечи (XIVв.). Здесь в VIII в. существовавший на одной из столовых скал город Фуллы станет центром одноимённой епархии. Потом вдоль скального массива святой Андрей вышел к долине р. Бельбек — с VIII в. здесь существует пещерный монастырь – Челтер-коба.

Каньон реки Кача.

От него удобнее всего идти через долину Каралез с причудливыми скалами-«сфинксами» и под скалой Мангуп-кале в Шульскую долину, где есть также два пещерных монастыря VIII в. – Шулдан и Челтер-мармара. Здесь проходит и современная дорога, которая через горный проход приводит в Балаклавскую долину под Севастополем. В этой долине у посёлка Оборонное в скале был храм в пещере, носивший также имя Иоанна Предтечи…

Шульская долина, фото Константина Кравченко.

Предполагают, что апостол Андрей посетил находящуюся неподалёку долину Чёрнеой речки, где позднее возник пещерный монастырь Иоанна Предтечи, — ныне киновия святого Климента Римского в Инкермане. А после мыс Фиолент, где уединялся в пещере для молитвы. На этом мысу в то время существовал легендарный таврский Храм Девы, описанный античными историками и географами, а в последствии драматургами. Во времена Византии в пещере возник храм Святого Георгия, а далее монастырь.

Мыс Фиолент, фото Татьяны Плахотнюк.

Конечным пунктом миссионерского маршрута на полуострове был эллинский город-полис Херсонес (совр. Севастополь), где почитали местную богиню тавров — Деву. Именно в храме этой богини, который был в естественной карстовой пещере, известной как «пещера Парфенон» и проводил свои тайные проповеди святой апостол Андрей Первозванный. Прихожанами в основном были тавры и сарматы, греки же были увлечены своими философами. Существует предание, что в этой пещере был последний Собор пяти оставшихся в живых апостолов, после чего им больше никогда не было суждено увидеться, — всех, кроме Иоанна Богослова, ждал мученический вене.

Предполагаемый храм Девы в Херсонесе (пещера Парфенон) по легенде был местом Собора пяти апостолов.

И в римское время при гонениях на христиан здесь в пещере продолжались богослужения, а в VI в., в эпоху наивысшего расцвета Византии при Юстиниане Великом, Таврика была периферией огромной империи, здесь существовал уже храм Пресвятой Богородицы, а в пещере усыпальница-мартирий с захоронениями местных святых. В VI в. Херсонес стал крупным епархиальным центром, к VIII в. это уже была резиденция митрополита, а в 987 г. здесь был крещён Киевский князь Владимир Красно Солнышко, крестивший через год всю Русь.

Памятник Святому апостолу Андрею Первозванному на Херсонесе

В русской православной традиции существует предание о «скифских» учениках апостола с именами – Инна, Пина и Рима (все мужчины). Из Тавриды они отправились проповедовать Слово Божье в Нижнее Поднепровье (совр. Николаевская обл.), где приняли мученическую кончину от «скифских племён». Их зимой заморозили насмерть ледяной водой. Сам же апостол Андрей, согласно «Житию», из Херсонеса морем прибыл второй раз в Пантикапей, откуда кораблём направился в Синоп.

Далее «Жития» по разному показывают его путь, ясно только, что он через страны Пафлагония и Бифиния, посетив Никею, прибыл в античный город Бизантий на берегу Боспора Фракийского. В нём апостол пробыл чуть меньше года и основал очередную христианскую общину, а самому городу впоследствии суждено было стать Константинополем, столицей тысячелетней православной империи — Византии. На этом Понтийская миссия святого апостола закончилась, и он из Бизантия направился на Балканы, в Иерусалим вернуться ему уже более не довелось.

Мученический венец

Бизантий располагался на коренном берегу древней Фракии, куда Андрей и ученики его направили свои стопы. Однако углубиться в страну им не удалось, на них напали местные жители и ученикам Христовым пришлось уйти к Пропонтиде (Мраморному морю), а оттуда кораблём направиться в восточную Македонию. Высадившись в Неаполе Фракийском, апостол пошёл в близлежащие Филиппы, где за десять лет до него проповедовал апостол Павел Тарсянин, написавший назидательное послание христианской общине этого города (6-е). Укрепив в вере местную общину, Св. Андрей двинулся далее по стопам Св. Павла – в город Фессалоники…

Это был самый крупный античный центр в этой местности, управлявшийся римским проконсулом Квирином. Здесь за проповедь Андрея арестовали и бросили в ипподром на растерзание животным, но те его не тронули, кроме этого апостол совершил и другие чудеса. После этих событий власти апостола Андрея более не беспокоили, и он оставался в Фессалониках ещё пол года, укрепляя и назидая местную христианскую общину, которой его соратник апостол Павел написал целых два послания (8-е и 9-е). Из этого македонского города Андрей с учениками и последователями, — а народу набралось на два корабля, — Эгейским морем шли двенадцать суток в Патры, что в провинции Ахайя на Пелопонессе в южной Греции…

Корабли с апостолом и учениками разминулись в море с двумя другими, посланными из Ахайи в Македонию, чтоб арестовать Андрея, которые вскоре попали в шторм и разбились о скалы. Эта весть дошла до ахайского проконсула Лесбия и тот принял христианство от апостола. Далее проконсул выделил свою яхту и сопроводил Андрея до города Коринф. Это был огромный приморский город, славившийся своим храмом Афродиты, где воспитывали гетер. Оставаясь немалое время в Коринфе, апостол Андрей имел тесное общение с общиной коринфских христиан, несколько лет тому назад основанной здесь апостолом Павлом, и назидаемой им посредством двух посланий (2-е и 3-е). Из городов, близких к Коринфу, просвещена была светом веры Мегара, являвшаяся метрополией городу Бизантию и известная своими колониями по всему Средиземноморью. Здесь апостол также совершил множество чудес…

Прошло уже два года с того дня, как апостол Андрей Первозванный прибыл в Ахайю. За это время он покрыл обширной сетью христианских общин не только эту область, но и соседние с нею – Аркадию и Этолию. Проконсула Лесбия за приверженность к новой религии сместили, и его место занял Эгеат. Впоследствии его брат Стратоклис и жена Максимилла уверовали во Христа, за это новый проконсул заключил святого апостола в темницу, где по ночам его навещали ученики. А когда Максимилла отказалась быть Эгеату женой, проконсул апостола приказал распять на Х-образном кресте, но гвоздями не прибивать, а привязать, чтобы смерть была долгой и мучительной. Ещё сутки апостол Андрей наставлял учеников вися на кресте, а потом преставился. Максимилла приказала снять его тело, умастить дорогими маслами и положить в гробнице, которую готовила для себя. Случилось это в Патрах в последний день ноября…

Рака с мощами апостола Андрея в Патрах, Греция

Впоследствии везде, где проповедовал Святой Апостол Андрей Первозванный, утвердились христианские общины, прошедшие за века через все суровые испытания, неся свет Истины местным народам…

Странствия святых мощей

Несколько путешествий довелось совершить и мощам святого апостола Андрея. В 313 г. Миланским эдиктом христианство легализовал император Константин Великий, основатель Нового Рима на месте Бизантия. После его смерти в 337 г. на престол вступает его сын Констанций, который исполняя предсмертную волю родителя, решил перенести в столицу святые останки апостолов Андрея, Луки, Тимофея и положить их в церкви Святых Апостолов. Однако жители города Патры сразу не отдали мощи своего покровителя, удалось их перенести только в 357 г…

Ковчег с мощами честной главы апостола Андрея в Патрах, Греция

Согласно шотландскому преданию, в 345 г. некто епископ Ригул, хранитель мощей апостола Андрея в Патрах, следуя своему видению взял часть мощей святого и с группой переселенцев направился к Британским островам. У берегов Шотландии его корабль потерпел крушение, однако мощи уцелели. На них принял крещение вождь местных пиктов Унгл вместе со своим народом. В V в. на берегу, где было крушение был построен храм во имя Андрея Первозванного, и там положили его мощи, а само поселение превратилось в город Сент-Эндрю. Таким образом святой Андрей стал покроаителем Шотландии, на флаге которой на тёмно-синем поле изображён белый косой крест.

В IX-X вв. византийские императоры имели обыкновение посылать в дар воздвигаемым ими монастырям и храмам части святых мощей, почивавших в Константинополе. В IX в. император Василий Македонянин отправил чесную главу апостола Андрея в Андреевскую церковь города Патры. Подобным образом части мощей святого апостола получила в дар Великая Лавра на горе Афонской, основанная святым Афанасием по желанию его друга и покровителя императора Никифора Фоки в Х в. Части святых мощей апостола Андрея имеются и в одноимённых церквях на греческих островах Кефалония и Эвбея.

В 1204 г. в результате 4-го Крестового похода Константинополь был захвачен и разграблен, — православные святыни были увезены на Запад. Тогда же мощи апостола Андрея были доставлены в Италию в город Амальфи. После захвата Константинополя турками-османами в 1453 г., брат последнего императора Византии Константина XI — деспот Патр Фома Палеолог, в 1461 г. доставил чесную главу апостола своему другу кардиналу Виссариону в Рим, где её торжественно поместили в собор Святого Петра в Ватикане. Там она пробыла около четырёхсот лет, пока ни вернулась обратно в Патры.

Часть главы апостола была дана в дар Русскому Андреевскому скиту на Афоне, а частица стопы Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю там же. В России до революции сохранялась часть мощей апостола в Киеве в Андреевской церкви, которую принёс в дар русскому Святейшему Синоду Иерусалимский патриарх Афанасий через Иерофея патриарха Антиохийского. Частица была и в столице – в Санкт-Петербурге, в соборе апостола Андрея Первозванного.

Русская традиция

Апостольский жребий святого Андрея Первозванного определяется в древней христианской литературе двумя группами памятников. Первую представляют свидетельства историков Эвсевия Кесарийского, Руфина, Эвхерия Лионского (V в.) и сирийской книги «Учение апостолов» (IV в.). Вторую группу образуют тексты, надписанные именами св. Ипполита Портуенского, св. Дорофея Тирского (IV в.), Софрония и Эпифания-монаха. Все эти так называемые «Каталоги» основным жребием апостола определяют Скифию (включая Тавриду) и Понтийское царство (включая Западный Кавказ и Боспор).

С V в. на Западе и с VIII-IX вв. на Востоке появились и распространились «Похвалы», «Жития» и «Деяния» апостола Андрея Первозванного, которые дополнили предыдущие. Из всех вышеприведённых документов существенное значение представляют повествования монаха Эпифания – «О жизни, деяниях и кончине святого Первозванного апостола Андрея» (IX в.), грузинское «Житие святого Андрея Первозванного» монаха Романа (X в.) и «Сказание об апостоле Андрее» Симеона Метафраста (ХI в.).

Наибольший интерес представляет Древнерусское летописное сказание о посещении апостолом Андреем местностей Киева и Новгорода. Это чисто русское сказание сложилось в XI-XII вв. помещено в начальной Киевской общерусской летописи – «Повесть временных лет». В нём повествуется о том, что после Тавриды святой апостол по Днепру поднялся к будущему Киеву, благословил место, а после этим же водным путём прибыл в Новгород, далее через земли варягов в Рим, и после вернулся в Синоп. В более древней русской летописи говорится: «зде (т.е. в русской земле) не суть апостолы учили; телом апостолы не суть зде были» («Сказание о варягах-мучениках Иоанне и Феодоре», 985 г.).

Появление русского «Сказания» об апостоле Андрее связывают с церковной смутой в середине XII в., когда князь Изяслав Мстиславич решил сделать Киевскую митрополию независимой от Константинополя, а основанием должно было стать «предание» об апостольских корнях Русской церкви. К тому же монахи Киево-Печерской лавры переводя с греческого «Житие» апостола могли попросту принять кавказский Кияр за Киев на Днепре, а тавроскифский Неаполис дословно перевести – Новгород, и отправить апостола Андрея на север Руси.

Сомнительность этого путешествия святого апостола, а также посещение им Рима, не отмеченное ни в одном «Житии», впервые была высказана профессором Малышевским, а досконально изложена в фундаментальном труде – «Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного» магистра богословия протоиерея Сергия Петровского, изданном в 1919 г. в Одессе при кафедральном Преображенском соборе.

В русской Степенной книге, составленной при Иване Грозном, упоминается древняя Херсонесская святыня, связанная с именем святого апостола.

«Егдаже святый Андрей пребывая в Херсоне… бяше ту на брегу у моря камень велий, на нем же стоя святый Андрей моляся Богу, и благослови море Понтское, на камени же том воглубленно вообразишася нозе святаго Андрея яко на воску, иже и доныне видимо есть, егда лее море зыбляшеся, и морская вода достизаше на камень, и наливахуся воображенныя стопы святаго Андрея, иногда же и от дождевнаго наводнения налияхуся. И ту прихождаху мнози человецы, и мазахуся тою водою, иже на камени в стопах святаго Андрея, и многоразличным болезням исцеление получаху».

Хотя многие слышали об этой святыне и пытались найти ее, долгие годы она считалась утерянной. Но в начале 2012 года произошло чудо. Севастопольцы Андрей Сорокин и Павел Буцай обнаружили в Херсонесе каменный след, полностью соответствующий описанию, данному в Степенной книге. Геологи подтвердили, что возраст находки составляет около 2000 лет. В настоящий момент планируется строительство на этом месте часовни, однако работы требуют немало затрат: отпечаток стопы святого апостола находится на берегу моря и омывается волнами, поэтому часовня должна представлять собой сложное и дорогостоящее гидротехническое сооружение.

Стопа Андрея Первозванного в Херсонесе. Фото Павла Буцая.

Глубоко почитая память апостола Андрея Первозванного, император Пётр Великий в 1698 г. учредил в России первый старейший из русских орденов – орден святого апостола Андрея Первозванного, ставший главной государственной наградой. Им были награждены все Российские императоры и самые выдающиеся люди государства. Орден представлял собою серебряную звезду, крест на цепи и голубую орденскую ленту через правое плечо. В Московском Кремлёвском дворце в честь этого ордена была основана особая орденская – Андреевская зала.

Первым кавалером ордена Андрея Первозванного был генерал-адмирал Фёдор Головин – потомок феодоритских князей Гаврасов, а через них императоров Византии – Палеологов. Вторым кавалером стал сам Пётр I в 1703 г. Так была соблюдена преемственность от Второго Рима – Константинополя, Третьим Римом – Москвой. Тогда же появился и третий кавалер – Александр Данилович Меншиков, любимец самодержца.

Крест на цепи ордена Андрея Первозванного

Как основатель русского флота, Пётр Великий учредил и русский военно-морской флаг, получивший название – «Андреевский», — белый с голубым косым крестом. Указом президента России от 1 июля 1998 г. орден Святого Андрея Первозванного был восстановлен в системе российских наград и по своему статуту является высшей государственной наградой России. А с 1992 г. российский военно-морской флот ходит по «Андреевским» флагом.

Память об Андрее Первозванном русский народ сохранил не в былинах и духовных стихах, не в легендах и псалмах, а в своём народном календаре, в приметах, пословицах и гаданьях, приуроченных к дням церковного года. День 13 декабря (30 ноября по старому стилю) – был всенародным праздником, в этот день наслушивали к ночи воду: шумная вода – к бурям и метелям, а предшествующая ночь называлась – Андреева ночь, в эту ночь гадали на суженого.

В «Матери городов русских» — Киеве в центре города стоит мраморный триптих – княгиня Ольга, Андрей Первозванный и Кирилл с Мефодием работы известного скульптора Кавалеридзе. Бронзовый памятник святому апостолу этого же скульптора в 2000 г. был торжественно установлен на городище Херсонес…

В этом году с 13 по 16 мая на Херсонесе в здании музея в средневековом отделе проходила международная конференция по случаю «1020-летия крещения Руси». Место было выбрано не случайно, так как Благую Весть именно сюда принёс Андрей Первозванный, а через 900 лет здесь принял христианство Киевский князь Владимир, крестивший Русь.

Как бы там ни было, а древнерусское «Сказание» является главным агиографическим памятником Русской Православной церкви о святом апостоле Андрее Первозванном, а сам он является покровителем всей Руси – Великой, Малой и Белой.

© Андрей Осташко, 2007-2012 Ялта, Палекур – пос. Массандра – Фиолент.

© www.graal.org.ua

Об авторе: Андрей Осташко, профессиональный гид-переводчик, экскурсовод, журналист. Автор и разработчик концептуально-исторических туристических маршрутов по Таврике и Анатолии. Заказать экскурсию или тур, можно обратившись к Андрею Осташко по электронной почте This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it или по телефону +38-066-2877310

Стопа Апостола


В 2012 году, в праздник Сретения Господня на крымском берегу Чёрного моря, у руин древнего Херсонеса Таврического произошло обретение святыни – отпечатка на камне стопы апостола Андрея Первозванного.
Участок береговой полосы, на которой найдена святыня, является любимым местом отдыха севастопольцев. Одна из жительниц города в беседе со своим коллегой об апостоле Андрее Первозванном рассказала о том, что на одном из прибрежных камней обнаружила отпечаток левой стопы человека, но не знала, что он может принадлежать апостолу. Сослуживцы пришли на место нахождения стопы, приложились к отпечатку, и вскоре получили неожиданные и благодатные изменения в жизни.

О находке сообщили митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю. Владыка посетил это место, совершив акафист с молебным пением. И после этого стали происходить чудеса исцелений и помощи в сложных жизненных ситуациях у тех людей, которые с верой и молитвой принимали воду из стопы апостола Андрея.
Митрополит благословил создание комиссии по изучению стопы, которая привлекла независимых экспертов для проведения исследований. Экспертами было установлено, что на камне действительно отпечаталась левая стопа человека, размеры которой соответствуют 38-му размеру обуви. Рост человека – 160-162 сантиметра.

О том, что отпечаток человеческой стопы на камне в Херсонесе оставлен именно апостолом Андреем, свидетельствует Степенная книга – русский исторический свод, составленный по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. 23-я глава первой степени книги повествует о том, как апостол Андрей, будучи в Херсонесе, встал на камень, совершил на нём молитву, благословил Понтийское (Чёрное) море… И во время молитвы камень стал мягким, как воск, и две ноги апостола отпечатались на этом камне, а дождевая или морская вода, наполнявшая отпечатки становилась целебной. Надо отметить, что автор Степенной книги заимствовал эти сведения из более ранних источников, так как в середине XVI века Херсонес как город уже не существовал.
Прозвание «Первозванный» апостол Андрей получил, став первым учеником Христа, приведя затем к Иисусу своего брата Симона Петра. Как свидетельствует евангелист Иоанн: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» Иоан.1:35.
На картине Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» апостол Андрей изображён третьим слева от Иоанна Крестителя, за рыжеволосым апостолом Иоанном и апостолом Петром.

В самых ранних дошедших до нас изображениях присутствуют характерные отличительные черты иконографического образа апостола Андрея: седые взъерошенные волосы и густая короткая борода.

По преданию, после сошествия Духа Святого на апостолов во время Пятидесятницы, ученики Христа бросили жребий, чтобы определить кому в какие края предстоит отправиться, для исполнения воли своего Учителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Матф.28:19.
Апостолу Андрею выпали Малая Азия и побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря).

Наиболее полные сведения об апостоле содержатся в «Житии Андрея», созданном между 815 и 843 гг. Его автор — Епифаний Монах собрал отрывочные сведения об апостоле, содержавшиеся в произведениях церковных писателей и прошёл по его путям, собирая местные предания об Андрее Первозванном. По Епифанию, апостол Андрей совершил три путешествия, исходным пунктом которых был Иерусалим. В Херсонесе он остановился во время своего третьего путешествия и по сведениям Епифания пробыл там долгое время. Также, во время своего последнего путешествия он посетил Византий (будущий Константинополь) и заложил на акрополе храм во имя Пресвятой Богородицы. Поэтому есть все основания утверждать, что апостол Андрей заложил духовную основу будущего Второго Рима – Константинополя и Третьего Рима – Москвы, поскольку креститель Руси – святой равноапостольный князь Владимир («Красно Солнышко») принял святое Крещение именно в Корсуни (Херсонесе).
Мученическую смерть за Христа апостол Андрей принял в городе Патры на северо-западе Пелопоннеса. Правитель города приказал его распять на «косом» (в форму буквы X) кресте, который с тех пор называется Андреевским.
Епифаний Монах не оставил сведений о посещении Апостолом Андреем территорий, на которых через несколько столетий возникнет русское государство. Считается, что основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство греческого христианского теолога Оригена (185-254гг.) о Скифии как об его апостольском уделе.

В античные и более поздние времена Скифией у греков принято было называть Северное Причерноморье, а скифами – не только собственно скифов, но и родственных им ираноязычных сарматов, алан (осетин), а также восточных славян и другие племена. В середине V в. до н.э. эти места посетил Геродот. В своей «Истории» он подробно описывает Скифское царство, культуру и быт скифов. Этот кочевой народ пришёл в причерноморские степи с востока, вытеснив прежних обитателей – таких же кочевников киммерийцев. Но в этом царстве кочевников он выделяет два племени: так называемых «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев». В истории трудно найти примеры резких и массовых переходов кочевников к развитому земледелию. А то, что это земледелие было развитым свидетельствует процветание греческой колонии Ольвии, которая богатела на экспорте зерна в метрополию: в Аттику, в её главный город Афины и другие города Греции. Вероятно, «пахари» и «земледельцы» не были родственниками скифов, а Геродот назвал их скифами, потому что они являлись подданными скифских царей, и потому что греческий учёной по каким-то причинам не знал или не указал самоназвания этих племён. Возможно геродотовские «пахари» и «земледельцы» были нашими далёкими предками – праславянами. Кроме того, в исторической науке бытует гипотеза о том, что Северное Причерноморье было родовым гнездом всех индоевропейцев (ариев). На это указывают названия протекающих в этом регионе рек: Дунай, Днестр, Днепр, Дон, в которых присутствует звукосочетание «дн». А как известно, на священном языке ариев – санскрите, сохранившемся в Индии в неизменном виде три с половиной тысячелетия, «дану» означает «река».
Следующим по времени после Оригена упоминанием о «скифских» путешествиях апостола Андрея является «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет» Нестора-летописца (ок. 1056 — 1114гг.).
Цитата: «А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в
Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп».
В Степенной книге говорится о том, что придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Грузино – существующее ныне село в 80 км на северо-восток от Новгорода Великого, на правом берегу реки Волхов, где располагалась погибшая во время Великой Отечественной войны великолепная усадьба графа Аракчеева. По одной из версий название Грузино произошло от Друзино – места водружения апостольского жезла. На средневековых картах, путешествующих по России иностранцев это место на реке Волхов, указывалось, как поселение в честь святого Андрея (S.Andreas). Одна из таких карт опубликована в книге «Яков Ульфельдт. Путешествие в Россию» (М, 2002). В писцовых книгах Водской пятины Новгородской Земли село Грузино упоминается, как «погост Андреевский Грузинский».
Существует предание о том, что апостол Андрей посетил остров Валаам – место будущего монастыря. Во второй половине XVI в. было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче», где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Братия Валаама особо почитает апостола Андрея, но, к сожалению, библиотека монастыря сгорела в 1611 году, и других источников, указывающих на посещение им Валаама, кроме упомянутого «Сказания» на сегодняшний день не найдено.
Преобразования Петра Великого принесли на Русь много нового и непривычного, и вместе с тем ушло в прошлое привычное и казалось бы неприкосновенное. Было упразднено патриаршество. Отныне император становился не только светской, но и духовной главой народа. Сухопутное московское царство преобразилась в морскую петербургскую империю. Для нового государства была необходима новая идеология, которая нуждалась в зримых символах. У военного флота появился свой флаг – белое полотнище с голубым Андреевским крестом. Был учреждён первый российский орден – Орден Андрея Первозванного. Так культ апостола Андрея помогал Петру утверждать новые государственные начала.

Государь указал, что Орден Андрея Первозванного учреждён потому что народ российский первое начало христианской веры от него воспринял. Император воспользовался преданием о посещении будущей Руси апостолом Андреем для создания государственного мифа. В этом мифе Андрею Первозванному отводилось место российского первосвященника по аналогии с его братом Петром – первосвященником римским. Так Пётр Великий чертил историческую параллель Рим – Петербург. Санкт-Петербург – град святого Петра и Андрея Первозванного. Свою столицу император любил называть «парадизом», по рекам и каналам которого ходили корабли под андреевскими флагами. А корабль в христианстве издревле является символом спасения.
В 1724 году Пётр заказал проект храма во имя апостола Андрея. Церковь должна была располагаться на Стрелке Васильевского острова, но замысел осуществить не удалось из-за внезапной смерти государя. Андреевский собор, украшающий ныне Большой проспект Васильевского острова, был освящён только в 1780 году.

Обретение отпечатка стопы апостола Андрея в 2012 году указывает нам на то, что первый ученик Христа не перестаёт молиться о своей «Скифии». А нам наследникам земель, которые он посетил, необходимо умножать труды по христианскому просвещению России.

Руины Херсонеса — одна из главных достопримечательностей Севастополя. Национальный заповедник «Херсонес Таврический» разбит на территории бывшего античного города, основанного около 2500 лет тому назад греческими колонистами из Гераклеи Понтийской (ныне — город Эрегли в Турции) на берегах современной Карантинной бухты. Руины Херсонеса находятся примерно в 3 км от Севастополя, сюда легко добраться пешком.

Херсонес Таврический занимает особенное место в истории Киевской Руси. Будучи крупным торговым портом Северного Причерноморья уже во времена Геродота (V век до н. э.), в эпоху контроля над греческими колониями Римской империи Херсонес стал местом ссылки первых христиан. А в X веке город оказался на границе с растущим «варварским» государством — Киевской Русью. И если «варварские королевства» Западной Европы принимали христианство из Рима и других городов Италии, то в случае с Русью это место заняли византийский Константинополь и, как непосредственный его представитель, Херсонес, который русские называли Корсунью.
В 988 году князь Владимир Святославович (ок. 960—1015) захватил греческий город, перекрыв его жителям доступ к пресной воде. Затем последовала женитьба князя на византийской царевне Анне (963 — ок. 1012), сестре императора Василия II, и принятие князем и его дружиной христианства в византийском (православном) варианте. Породнившись с императорами, князь, как и обещал по условиям договора, оказал византийцам военную поддержку во внутренних междоусобицах. Хотя, для семьи императоров подобное родство для тех времен, несомненно, считалось позором. Эти важнейшие для Руси события подробно изложены в легендарном историческом памятнике — «Повести временных лет».
В 989 году в бывшей столице русского государства, Киеве, была заложена знаменитая Десятинная церковь, украшенная мраморными деталями, бронзовыми статуями коней и прочими элементами декора, вывезенными Владимиром из Корсуни (Херсонеса). Практически так же поступил и германский император Карл Великий в VIII веке, получив титул короля от папы Римского и вывезя детали храма из Равенны в свою столицу — город Ахен, для обустройства христианской капеллы.
В XIX веке по соседству с античными руинами Херсонеса Таврического в неовизантийском стиле был возведен собор святого Владимира. В 1920-х годах он был закрыт, а во время нацистской оккупации Севастополя, в 1944 году, взорван. Однако храм был заново отстроен в 1999 году.
Сегодня на территории Херсонеса можно увидеть руины византийских базилик и прочих древних построек. Особое внимание привлекает Херсонесский сигнальный колокол, отлитый в 1778 году в Таганроге из пушек с захваченных российскими войсками турецких кораблей. В ходе Крымской войны колокол был вывезен в Париж и возвращен обратно в 1914 году. Приятным дополнением к посещению старинного памятника архитектуры станет возможность позагорать и покупаться на небольшом местном пляже.
В 2013 году Херсонес Таврический был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория заповедника открыта для посещения — с 8:30 до 20:00 чч. Время работы музейных залов — с 9:00 до 17:00 чч., касс музея — с 8:30 до 17:00 чч.