Гранд макет Петербург

История

Несмотря на то, что выставочный центр считается одним из самых молодых музеев северной столицы, у здания, в котором он расположен, богатая история, начавшаяся через несколько лет после Великой Отечественной войны. На тот момент здесь был шумный промышленный район Ленинграда, и переживший недавнюю блокаду город ударными темпами восстанавливал разрушенные предприятия. Так появился завод асбестовых технических изделий.

Чтобы не нарушать архитектурный облик города, с уличной стороны строились протяжённые склады, и к 1953-му году тут выросло здание в стиле сталинского ампира, которое сохранилось практически в неизменном виде. Долгие десятилетия, пока существовал завод, помещение использовалось по прямому назначению, но с распадом СССР и приватизацией его выкупили, оформив как офисный центр, просуществовавший с 1998-го по 2008-й год.

В 305-летие Санкт-Петербурга владелец здания, предприниматель и меценат Сергей Морозов подписал документы о переоборудовании офисов в музейную площадку. Из залов убрали всю отделку, оставив при этом перекрытия и арочные пролёты у стен, а в центре установили деревянные основания будущего макета. Для проекта привлекли талантливых российских инженеров, скульпторов-моделистов, художников и дизайнеров.

Почти пять лет ушло на возведение основной части конструкции. Каждый квадратный метр отнимал месяц рабочего времени в несколько смен, и к 2012-му году «Гранд Макет Россия» торжественно открылся и принимал первых посетителей. В итоге получилось 800 квадратных метров экспозиционных площадей — это рекорд для страны и второе место в мире после знаменитого комплекса «Миниатюрная Страна Чудес» в немецком Гамбурге.

Экспозиция музея «Гранд Макет Россия»

После покупки билета и захода в главные двери гости попадают в центральную часть выставочного зала, и начать осмотр советуют с левого крайнего угла. Здесь находится самый западный регион нашей страны — Калининградская область, которую изобразили в виде реконструированного района Рыбной Деревни. Дальше — Москва и Петербург, их легко узнать по пятиконечным звёздам, Кремлю, сталинским высоткам и разводным мостам через Неву.

На этом моменте экскурсоводы обязательно сделают ремарку, что не все достопримечательности воссозданы со стопроцентной точностью. Таков намеренный замысел художников — важно было передать атмосферу места, неповторимый стиль, особенности менталитета и бытовых условий жизни. Например, если хорошенько вглядеться, можно увидеть чиновника возле лимузина, интеллигентную питерскую молодёжь с книгами на лавках и другие детали.

Столица сменяется контрастной Центральной Россией — малоэтажными домиками, знаменитой набережной Волги в Ярославле, сельскохозяйственными угодьями и уютными дворами. Особой гордостью создателей считаются ржаные и пшеничные поля, где трудятся крохотные трактористы, комбайнёры, а по просёлочной дороге куда-то мчатся «Нивы» и грузовики. Не забыли и про деревни — детализация воссоздаёт сельские магазины и хаты с резными ставнями.

Символом Русского Севера выбрали несколько регионов, включая остров Кижи со знаменитым многокупольным храмом. Рядом — территория вечной мерзлоты в Якутии и Мурманское Заполярье. В роли снега — миллионы крошечных кристаллов, выращенных специально для макета, они переливаются на свету, создавая впечатление «живых» сугробов. Тайгу воссоздавали по фотографиям с вертолётов, получилось реалистично, особенно вместе с фигурками зверей.

В шаге от заснеженной тундры — южные регионы, вдохновлённые курортами Краснодарского края — тут морской вокзал Сочи, руины кавказских крепостей, и бахчевые угодья с богатым урожаем. Не обошли вниманием публику — гламурные блондинки на пляжах, колоритные таксисты и резвящиеся в бассейнах дети. Вдали от дорогих отелей на галечном пляже отдыхают туристы с палатками — жизнь, как она есть, с трогательными зарисовками.

Могучая Сибирь начинается от Зауралья и знаковой границы между Европой и Азией. Авторы не стали спекулировать на теме вечных снегов, а показали промышленные будни — добычу угля в Кузбассе, прокладку газопровода и нефтяные вышки Тюмени. Завершается экспозиция гордостью Дальнего Востока — военными и морскими базами, лесами с амурскими тиграми и портовым кварталом Владивостока со знаменитым Золотым мостом.

1 из 3Фото: © Nadia Polikarpova

Интересные факты

Гипс — основной материал, из которого изготавливались объекты макета. Его в общей сложности ушло примерно 11 тонн — большая часть понадобилась для ландшафта гор, лесистых холмов и морского побережья. Каждое растение создавалось вручную, например, на одно кубанское поле художники делали до 40 тысяч подсолнухов. Такой фрагмент мог находиться в активном производстве две недели, после его сушили и только потом устанавливали на стенд.

Имитация железнодорожных путей имеет протяжённость 2.5 километра, по которым проносятся 250 локомотивов и 60 вагонных составов, переходящих по 452 стрелочным развилкам. Всего задействовано более 4 тысяч подвижных деталей, включая светофоры и шлагбаумы, ими управляют из специальной комнаты через мониторы. Раз в несколько часов происходит автоматическая замена поездов, и чистка рельсов от пыли.

Автомобильный трафик макета не имеет аналогов в мире. Машинки в нём не просто перемещаются по кругу, но ещё и имитируют реальные дорожные ситуации — обгон и остановку на светофоре у перекрёстка. Подзарядка аккумуляторов осуществляется бесконтактным методом — под видимой декоративной частью городских дорог размещены электромагнитные зарядные устройства по типу тех, что сегодня устанавливают в дорогие смартфоны.

Система «День и Ночь» у макета работает в постоянном режиме с промежутком в 13 минут. Почти миллион ярких светодиодных лампочек включается согласно российским часовым поясам — когда в Калининграде ещё день, то Дальний Восток уже готовится ко сну. Фонари спроектированы и рассредоточены по площади таким образом, чтобы не создавать тени.

Внимательные посетители обязательно подметят некоторые интересные и юмористические детали, которые художники вложили в проект. Например, на одной из площадок можно заметить рок-концерт байкерского клуба «Ночные волки», а на манифестации, перед отрядом ОМОНа, протестующие требуют не трогать руками макет. Не обошлось и без интернет-мемов, среди сибирской тайги притаился президент Путин… верхом на медведе, разумеется.

Рекомендуемое время осмотра музея — 4 часа, причём гиды настоятельно советуют обойти его дважды — сначала по часовой стрелке, потом — наоборот. Такой маршрут позволит разглядеть спрятанные детали и посмотреть на известные достопримечательности с неожиданного ракурса. Тем посетителям, кто имеет проблемы со зрением, за дополнительные деньги можно взять напрокат театральный бинокль или монокуляр с разным фокусным расстоянием.

Как добраться до музея «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге

Выставочный зал находится в историческом центре Петербурга, неподалёку от станции метро «Московские ворота». Выйти из зала нужно лицом к Триумфальным воротам, тут же перейти дорогу и повернуть направо, чтобы памятник остался за спиной. Далее — около километра, сначала до перекрёстка с Заставской улицей, на нём налево и прямо, никуда не сворачивая, до небольшого сквера — он и будет ориентиром в 20 метрах от здания музея.

Если нет желания идти пешком, можно заказать такси любым сервисом — Uber, Maxim или Яндекс. Все компании широко представлены в Северной столице и исправно работают, независимо от погоды или праздников. Единственный совет — бронировать машину заранее, чтобы получить скидку на поездку и не рисковать ситуациями, когда все водители заняты. С уличными таксистами договариваться бессмысленно — ценник будет таким, что культурные слова забудутся.

При наличии собственного или арендованного автомобиля, стоит сразу вводить в навигатор координаты — 59.888032, 30.330572. лучше перестраховаться и ехать строго по стрелкам — в питерских разъездах и переулках легко не просто заблудиться, но ещё и въехать под запрещающие знаки. Перед самим музеем есть платная парковка — рассчитаться можно в терминале при помощи любой банковской карты или мобильного телефона.

Интересные объекты

Кроме городов с их известными памятниками, мы видим сцены нашей жизни. Это движущийся поезд Сапсан и товарные составы, военно-морская база и космодром, загорающие на берегу Черного моря и следы от НЛО, пастух со стадом овец и заблудившаяся свинья. А вот и наше бездорожье и застрявшая машина, колокольня Никольского собора в Калязине и теплоходы в море.

Поезда и машины следуют по своим маршрутам, а на статических участках есть специальные кнопочки запуска движения. Нажав одну из них, мы можем наблюдать, как хозяйка вытряхивает ковер, пожарные тушат лесной пожар, а дровосек рубит дерево. Особенно радуются возможности нажать на эти волшебные кнопочки дети, которых так много в центре.

Цифровое управление автомобилями и поездами делает их движение реалистичным. Основой их питания является индукционный ток, а управление происходит с помощью систем оптических датчиков.

В каждом автомобиле есть свой микродвигатель, который вращает задние колеса, а на передней подвеске находится датчик, который видит корд, проложенный под «асфальтом». Интересен также переход от дня к ночи, когда за счет сотен тысяч лампочек и диодов можно наблюдать полярную ночь и огни круизного лайнера.