Голова в сергиевке

Парк Сергиевка находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX века.

Если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, то откроется невероятное зрелище – огромная каменная, наполовину вросшая в землю голова.

Это один из самых загадочных скульптур окрестностей Петербурга. Откуда она там взялась и кто её там разместил — тайна. Её называют «Стариком», «Головой Адама», «Русичем».

Точная дата создания каменной головы и ее автор неизвестены. До сих пор его происхождение вызывает множество споров среди историков. Интересно, что этот памятник не упоминается ни в одном из исторических документов, не существует дореволюционных фотографий или рисунков этой головы.

Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию в 1867 году» Льюиса Кэрролла: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…»

Вероятно, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.

Официальная версия гласит, что голову высекли из валуна в 1800 году по приказу императора Павла I и по проекту архитектора Ф. Броуэра. Она изображала русского витязя, и на ней крепился бронзовый шлем, от которого до сих пор сохранилось крепежное отверстие на переносице головы. По преданию, именно увидев эту голову во время визита в Сергиевку в 1818 году, Пушкин и создал свой бессмертный образ обезглавленного великана.

Есть точка зрения, что это голова Петра I, якобы, сделанная мастером с Петергофской Гранильной фабрики в знак благодарности за то, царь согласился стать крестным отцом его дочери.

Есть и другие легенды, объясняющие появление данного памятника. Согласно одной из них, голову изваяли шведы. Это был образ одного из скандинавских королей. Шведы тащили голову к морю, но не закончили свой путь и бросили камень там где он и лежит поныне.

Все эти версии документально не подтверждены и скорее народного происхождения.

Осенний парк Сергиевка и его знаменитый памятник Голове 🙂

Уютный и небольшой парк Сергиевка находится недалеко от знаменитых парков Петергофа, между ж.д. станцией Университет и нижним шоссе.
Здесь нет толп туристов и кучи памятников. Наоборот, это именно больше парк, но виды там очень чудные и красивые. Сюда можно приезжать, чтобы немного перезагрузиться. Забыть о проблемах и просто подышать свежим воздухом)
1
Сергиевка (другое название — Усадьба Лейхтенбергских — дворцово-парковый ансамбль в Петергофе. Парк является памятником истории и культуры XIX в, памятником природы городского значения, памятником культурного и природного наследия народов мира. В начале XVIII века владельцем этой территории стал сподвижник Петра I Александр Иванович Румянцев, от него усадьба перешла к сыну — фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. По имени уже его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой. В 1822 году Румянцевы продали усадьбу Нарышкиным, которые создали здесь прекрасный парк со множеством построек. Очень скоро «Нарышкинскую дачу» приобрёл Николай I, и она стала имением дочери царя Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор Штакеншнейдер, который в Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец, стал также автором их загородного дворца в Сергиевке, прекрасного здания в стиле классицизм. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845-46 годах покрытую мрамором Капеллу. В середине XIX века было продолжено оформление парка. Из огромных гранитных валунов были вырублены скамьи и скульптуры, пополнилась коллекция растительных насаждений.
2
3 На большей части парка находятся очень живописные пруды. Рекомендую свернуть с тропинки и пройтись прямо вдоль кромки
4 Еще бы небо контрастное, вообще шедевр на шедевре были б фотки)
5 не забудьте булки уткам 🙂
6 Дерево всё
7 Немного геометрии
8
9, 10
11
12 Там на неизведанных дорожках…встречаются такие старенькие мостики
13 Обычно Женя переходит мосты именно так
14
15 И вот наконец то мы выходит на самого знаменитого жителя парка, камень-голову
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
(Руслан и Людмила, Пушкин А.С.) Ходит легенда, что эти строки он придумал тут
16 Впрочем есть еще мнения:
«Голова в парке Сергеевка, известная так же как «Старик» или «Адамова голова» — это один из самых загадочных памятников окрестностей Петербурга. Точное время создания этого монумента не знает никто. Есть точка зрения, что голову высекли из валуна в 1800 году по приказу императора Павла I. Она изображала русского витязя, и на ней крепился бронзовый шлем. От последнего до сих пор сохранилось крепежное отверстие на переносице головы. По преданию, именно увидев эту голову во время визита в Сергеевку в 1818 году, Пушкин и создал свой бессмертный образ обезглавленного великана.
Впрочем, есть и другие легенды объясняющие появление данного памятника. Согласно одной из них, голову изваяли шведы. Это был образ одного из скандинавских королей. Шведы тащили голову к морю, но не закончили свой путь и бросили камень там где он и лежит поныне.
По другой легенде, голова изображает Петра I – ее вырубил мастер Петергофского завода, в благодарность за то, что царь согласился стать крестным отцом его дочери. Как бы то не было, завеса тайны, только делает замечательные памятник в парке Сергеевка еще более замечательным и романтичным.» (с)
17 от головы дорожка ведет на холм на котором стоит дворец герцога Лейхтенбергского
18 Здесь дочь царя Мария Николаевна встречала своего мужа герцога с балов в Петергофе, и устраивала ему проверку на трезвость:
— А ну повтори свою фамилию без запинки!
— Лейх-тен-бергс-кий!
— Ну, это ты уже зазубрил хитрец. А что за архитектор дворец строил?
— Шнакеншредер, Штангециркуль, епт, да пил я пил!
19 От дворца открывается вид на Финский залив)
20 Сам дворец.
21 Мы около него наткнулись на полянку опят, собрали и дома зажарили и со сметанкой съели)
22
23 и тут и там остатки былой роскоши)
24 Кормушки
25 Приехали Димка corsair с vetka_spb, попили чаю )
26 посмотрели синхроныые выступления уток
27
28
29
30
31
32
Вообщем еще один пригородный парк в коллекцию прогулок во время золотой осени 🙂

Характеристика памятника

Памятник располагается на склоне оврага вблизи усадебного дома. Мимо него идёт тропинка от усадебного дома по направлению к ферме. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, — 2 х 2,2 х 1,8 метров. Традиционное описание скульптуры — лицо человека (мужчины), скорее всего — воина. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза широко раскрыты. Левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. Сохранились следы её грубой обработки. Затылочная часть валуна обработке не подвергалась, большая её часть погружена в землю.

На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. «Голова» — самый известный из них. В парке находятся так же три относительно небольшие каменных скамьи, вырубленные в валунах. На побережье Финского залива, неподалеку от разрушенного кирпичного здания водоподъемной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру, находится большой камень с вырубленными в нём ступеням и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные — от трибуны летнего театра до лодочной пристани, возможно, камень служил своеобразной обзорной площадкой.

Большинство исследователей сходятся в том, что статуя «Голова» вытесана, вероятно, в конце XVIII — начале XIX века неизвестным скульптором. Она оформляет родник, стекающий в ручей.

Историография

В 1800 году усадьба Сергиевка была куплена у графа С. П. Румянцева Павлом I, а в 1822 году стала собственностью К. А. Нарышкина. Здесь в это время существовали: господский дом, баня, ферма, несколько каменных и деревянных домиков. Голова ни в одной описи не упоминалась. В 1838 (по другим данным в 1839 году) году имение было приобретено Николаем I в качестве свадебного подарка дочери императора Марии Николаевне, ставшей супругой герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер возвёл для новобрачных дворец (1839—1842), Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах небольшую покрытую мрамором капеллу. Планировку парка осуществил П. И. Эрлер. Документальных свидетельств о создании памятника в это время также нет.

Не существует дореволюционных фотографий или рисунков, запечатлевших этот памятник. Три наиболее популярных дореволюционных путеводителя также обходят его существование молчанием.

Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию» Льюиса Кэрролла под 1 августа 1867 года:

«Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…»

— Льюис Кэрролл. Дневник путешествия в Россию в 1867 году.Скульптура у источника («Голова»), дальний план

Высказывалось предположение, что памятник повлиял на отдельные эпизоды сказки «Алиса в Зазеркалье».

Внимание широкой общественности к монументу было привлечено уже в советское время. Ленинградский журнал «Спартак» в 1931 году поместил снимок с изображением пионеров, сидящих на изваянии; были приведены географические координаты, по которым любители прогулок могут найти его. Статья вызвала большой интерес, сохранились коллективные фотографии этого времени возле скульптуры. Среди петербургской интеллигенции распространилась даже примета — если творческий человек погладит скульптуру руками и выпьет воду из струящегося под ней родника, то к нему придёт вдохновение.

Краткая характеристика памятника приводилась в советских путеводителях по Петергофу. Е. П. Чернобережская приводит несколько его местных названий: «Голова Адама» (не следует путать с «Адамовой головой», символическим изображением человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями, которое является символом смерти и бесстрашия перед её лицом), «Старик», «Русич».

В 2000-е годы появилось большое количество малосодержательных статей, пытавшихся спекулировать на интересе к памятнику. В Санкт-Петербурге в июне 2014 года в Библиотеке книжной графики в рамках Балтийской биеннале искусства книги состоялась выставка «Про Голову», на ней присутствовали картины современных художников, изображающие скульптуру, редкие фотографии и газетные вырезки.

Версии создания памятника

Подлинная история создания памятника неизвестна. Неизвестно, кого он изображает. Существуют фольклорные версии происхождения памятника, не подтверждаемые документами:

  • По основной версии, это статуя древнерусского воина. Упоминается, что большой металлический шлем, не сохранившийся до нашего времени, вероятно, крепился в специальном отверстии (предназначенном для крепежа вертикальной пластинки древнерусского шлема, защищающей нос), существующем в настоящее время. Все авторы упоминают как легенду, что именно этот памятник вдохновил А. С. Пушкина на создание соответствующего фрагмента в «Руслане и Людмиле» (факт, что в 1817 году, или даже 3 июля 1818 года, поэт побывал здесь вместе со своим другом Николаем Раевским, не считается доказанным).
  • Часть памятника неизвестному шведскому королю, высеченная во времена господства шведов на побережье Финского залива, которую шведы в силу неустановленных причин не смогли транспортировать на родину.
  • Голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики по причине того, что Пётр крестил дочь этого мастера.
    • Близка к этой версии ещё одна: Сергей Петрович Румянцев, которому принадлежало имение к 1800 году, решил так почтить память Петра I (которого изображала гигантская статуя) и его соратника и своего предка А. И. Румянцева. Но лицо статуи не удовлетворило заказчика, он приказал закопать статую. Иногда в этой версии создание проекта скульптуры приписывается архитектору Францу Броуэру, называются даже даты её создания — в 1799 или 1800 году. Франц Броуэр действительно трудился в Петергофе на создании Римских фонтанов.
    • Значительно реже инициатива создания приписывается императору Павлу I, купившему усадьбу в 1800 году.
  • Статуя является иллюстрацией к фрагменту из «Руслана и Людмилы», появилась она позже, чем была создана поэма, — в 40-е годы XIX века.

Примечания

  1. Скульптура у источника («Голова»). Код памятника: 7810407006 (недоступная ссылка). Единый государственный реестр объектов культурного наследия России. Проверено 30 июля 2016. Архивировано 19 августа 2016 года.
  2. Ермилова Н. Б. Путешествие по Сергиевке — усадьбе Лейхтенбергских // Столицы и усадьбы. : Журнал. — 2011. — Январь (№ 18). — С. 54.
  3. Ермилова Н. Б. Тайна каменной головы. Путешествие по Сергиевке — усадьбе Лейхтенбергских // Столицы и усадьбы : Журнал. — 2010. — № 16. — С. 17.
  4. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. — СПб: Европейский дом, 2001. — С. 281. — 430 с.
  5. Подробно история усадьбы и её построек излагается в книге: Чернобережская Е. П. Стрельна и Петергоф. Подробный путеводитель. — СПб: Паритет, 2008. — С. 470—471. — 480 с. — ISBN 978-5-93437-318-5.
  6. Гейротъ А. Описание Петергофа. 1501—1868. — СПб: СПб Академия наук, 1868. — 131 с.
  7. Вишняковъ Е. П. Петергофъ. Фотографии. — СПб, М, 1894. — 43 с.
  8. Мухановъ К. М. Петергофъ. Его паркъ, его дворцы, его фонтаны въ прошломъ и настоящемъ. — СПб: Издание товарищества М. О. Вольф, 1894. — 20 с.
  9. Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию в 1867 году. — М: ЭКСМО, 2004. — С. 53. — 430 с. — ISBN 5-699-06168-1.
  10. Владимирова Е. Льюиса Кэррола вдохновила наша голова. 47 новостей из Ленинградской области (2 июля 2014). Проверено 25 июля 2016.
  11. Выставка «Про Голову». Библиотечная система имени М. Ю. Лермонтова. Санкт-Петербург.. Проверено 30 июля 2016. (недоступная ссылка)
  12. Группа отдыхающих у монумента «Голова». Фотография 10 сентября 1939 года.. Проверено 30 июля 2016.
  13. 1 2 3 Артеменко Г. Про Голову из Сергиевки // Вечерний Петербург : Газета. — 2014. — 25 июня.
  14. 1 2 Чернобережская Е. П. Стрельна и Петергоф. Подробный путеводитель. — СПб: Паритет, 2008. — С. 470—471. — 480 с. — ISBN 978-5-93437-318-5.
  15. Артеменко Г. Каменной голове посвящена выставка в Петербурге. // Телеграф : Газета. — 2014. — 14 июня.
  16. Ермилова Н. Б. Тайна каменной головы // Костёр : Журнал. — 2012. — Сентябрь (№ 16). — С. 12—19.
  17. Елисеев Н. Каменная башка // Пригород : Журнал. — 2016. — Январь (№ 16). — С. 12—19.
  18. Римские фонтаны. ГМЗ «Петергоф». Проверено 7 августа 2016.
  19. Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. — СПб: Паритет, 2009. — С. 406. — 386 с. — ISBN 5-93437-160-6.
  20. Пушкин А. С. Руслан и Людмила. — Собрание сочинений в 10 томах. — Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 3. — С. 45.

Голова (скульптура) на Викискладе