Где новые пассажирские теплоходы на волге?

4-х палубные теплоходы

Четырехпалубные теплоходы – самые большие и самые новые суда на водных просторах России. В большинстве своем комфортабельность этих теплоходов на порядок выше 2-х и 3-х палубных собратьев. В частности, все каюты оборудованы санузлами. Большинство 4-х палубных теплоходов обслуживают иностранных туристов на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Часть теплоходов обслуживают только российских туристов. Но практически на любой теплоход можно достать путевку, например, на рейсы в начале и конце навигации. Кроме того, многие компании продают путевки российским туристам на рейсы для иностранцев при наличии мест. Обычно такие маршруты идут с подписью «совместный круиз с иностранными туристами». Преимущества таких совместных круизов – высокий уровень сервиса, более тихое поведение попутчиков, возможность потренироваться в общении на иностранном языке. Недостатки – высокая стоимость путевки, цен на экскурсии, цены в барах, возможно экскурсионное обслуживание будет только на иностранном языке.

Абсолютное большинство 4-х палубных теплоходов управляется крупнейшими туроператорами:

  • Водоходъ (Водоходъ Москва, Водоходъ Санкт-Петербург, ВолгаТурФлот)
  • Мостурфлот
  • Ортодокс (в основном иностранные туристы)
  • Viking Cruises (только иностранные туристы)
  • Grand Circle (только иностранные туристы)

Наиболее часто встречаются теплоходы проектов 301 и 302, которые шутливо называются в среде речников «чемоданами» из-за прямоугольной формы или «немцами» поскольку были произведены в Германии. Все каюты оборудованы санузлами, но будьте готовы к тому, что стандартная каюта лишь чуть больше чем стандартное купе в поезде.

Теплоходы проекта 92-016 – самые большие пассажирские речные суда в России – имеют длинну 135,7 метров и пассажировместимость – 400 человек. Шутливо называются «крокодилами», видимо из-за своих размеров или скошенного носа. Как Вы догадываетесь, такое количество пассажиров не могло появиться просто так. На теплоходах данного проекта очень тесные каюты, особенно одноместные и двухместные двухярусные каюты. Один из теплоходов данного проекта – «Александр Суворов», тот самый который столкнулся с мостом в Ульяновске. В той катастрофе погибло 176 человек. Судно восстановлено и работает как круизное и сейчас.

Внешне «немцев» от «крокодилов» легко отличить по количеству труб – у теплоходов проекта 301 и 302 одна труба, у теплоходов проекта 92-016 – две трубы.

Теплоходы проектов q-056 и q-040 произведены в Австрии и встречаются на реках России значительно реже. По комфортабельности теплоходы проекта q-040 в оригинальной планировке несколько уступают своим собратьям из-за того, что каюты не оборудованы санузлами. Однако пароходства один за другим модернизируют данные суда.

Теплоходы проекта q-056 «Антон Чехов» и «Лев Толстой» до недавнего времени считались самыми комфортабельными на Волге. В частности, в кормовой части судна имеется крытый бассейн приличных размеров. Однако время не стоит на месте. Турфирмы стремятся удовлетворить запросы самых платежеспособных покупателей, в том числе из США и Европы. Теплоходы модернизируются один за другим. Обычно такая модернизация предусматривает увеличение площади каюты до стандартного отельного номера около 20 кв.м, санузел разумных размеров, перепланировка лестничных пролётов (чтобы угол наклона был меньше для пожилых туристов) или даже установка лифтов.

Что нужно для допуска к судоходству?

Сказочная свадьба на теплоходе, чумовой выпускной или по-домашнему теплый юбилейный вечер оставят яркие впечатления у взрослых гостей, а детям подарят волнительную радость, ведь именно в рубке капитана можно потрогать настоящий штурвал и отдать распоряжение «бросить швартовы», посетить кабину машиниста и отдохнуть после чудесной экскурсии в комфортной каюте.

Видеть удовольствие и счастливые улыбки приглашенных на борту своего теплохода – гордость каждого капитана. И не всякий гость знает, сколько сил и труда было вложено в то, чтобы речной круиз все-таки состоялся.

Ежегодное участие в навигации включает ряд обязательных мер, без выполнения которых теплоход не допустят к прогулкам по водохранилищу:

  • выбор маршрута, по которому будет следовать корабль на протяжении всего путешествия (некоторые теплоходы меняют курс, чтобы охватить как можно больше старинных, знаменитых и уникальных построек и объектов столицы);
  • подача заявки в Гормост до конца марта с уведомлением органа о плановом расписании причалов;
  • оплата госпошлины за стоянку в зависимости от габаритов теплохода (от длины);
  • предоставление документов, подтверждающих проведение ремонтных работ зимой, в том числе покраску, ремонт двигателя;
  • наличие на борту всех средств безопасности, включая огнетушитель, пассажирские жилеты, плоты.

После прохождения стандартных проверок и получения разрешительных бумаг теплоход готов к осуществлению навигации.

Отдых в России становится все популярнее, и, что уж совсем удивительно, планировать его теперь начинают заранее. Еще бы – на «горящие» путевки в Египет или Турцию надежды никакой, а Европа по карману не каждому. Так что ставки делаются на прямо противоположный вариант – раннее бронирование туров по родной стране. И если в небольшой отпуск хочется вместить как можно больше новых мест, приключений и впечатлений, идеальный вариант – отправиться в речной круиз. «Комсомолка» узнала, чего ждать от навигационного сезона.

Пять наивных вопросов о речных круизах

Когда открывается навигация и когда лучше всего путешествовать по Волге?

В разных городах России навигация открывается в разное время, так, к примеру, в Москве в этом году торжественное открытие навигации намечено на 29 апреля. Самый популярный период для путешествий по реке – с конца июня по середину августа, когда погода особенно теплая, и можно купаться. Но и цены в этот период значительно выше. А вот в мае-июне или в сентябре-октябре стоимость тура может оказаться на 30% меньше! Кроме того, в это время темнеет рано, и можно наблюдать с палубы звезды и метеорные потоки.

Какие маршруты самые популярные, как выбрать лучший для себя?

– В основном туристы предпочитают брать путевки на 7-10 дней, но так называемые туры выходного дня – на 1-2 суток – тоже неизменно пользуются успехом, — отмечает директор по маркетингу группы компаний «Гама» Ренат Панин. — Самые популярные города – Астрахань, Казань, Нижний Новгород, Москва и Ярославль – обычно туристы хотят, чтобы их круиз включал хотя бы несколько из них. В любом из этих городов можно начать или закончить путешествие – как вам удобнее.

Кроме традиционных поездок вверх-вниз по Волге «хитом» сезона обещают стать плавания по Оке до Москвы, Рязани и Мурома, а также круизы сразу по нескольким рекам: по Волге, Каме и Белой до Уфы или по Волге, Каме и Вятке до Вятских Полян.

Какие бывают суда для речных круизов?

Класс теплохода зависит от многих факторов – его возраст, дизайн, размеры кают, удобства, сервис… Обычно выделяют следующие категории судов:

— «Люкс»: настоящий плавучий отель с просторными каютами по 14-26 квадратных метров, индивидуальными балконами, лифтами, спа-салоном, тренажерным залом и, конечно, исключительным сервисом. Теплоходы класса «люкс» обычно либо построены совсем недавно, либо полностью модернизированы. Стоимость суток на таком теплоходе составляет в среднем около 10 тысяч рублей на человека.

— «Премиум»: в основном немецкие четырехпалубники 1980-1990-х годов постройки. Они также отличаются комфортными каютами со всеми удобствами и полным спектром услуг, а стоимость суток на таких теплоходов составляет около 6 600 рублей на человека.

— «Комфорт+» и «Комфорт»: теплоходы в возрасте 30-50 лет, с полностью оборудованными, правда, более тесными каютами. Сутки в таком теплоходе обойдутся в 5 000 – 6 000 на человека.

— «Стандарт»: теплоходы в возрасте около 60 лет, в которых имеются каюты без удобств (к примеру, умывальник есть, а вот душем придется воспользоваться общим). Стоимость дня на таком теплоходе составляет около 4 000 рублей на человека.

Кроме того, для речных прогулок в последнее время активно используются колесные суда. Нет-нет, вовсе не пароходы, как в «Жестоком романсе», а современные и надежные корабли. Так, возле Нижнего Новгорода можно покататься на новом колесном теплоходе «Сура», по Москве-реке ходит «КолесовЪ», у севастопольцев есть «ДоброходЪ»…

— Это не дань моде на ретро – просто именно такие суда способны пройти даже по самым мелким и извилистым рекам, — отмечает изобретатель современных колесных судов, ведущий инженер управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью Волжского государственного университета водного транспорта Евгений Фальмонов. – Реки уже стали другими, гарантированная глубина на Волге, например, составляет всего два с половиной метра, а «обновить» реку стоит значительно дороже, чем автодорогу.

Привычный гребной винт хорош на глубине, а в мелких местах с ним сразу начинаются проблемы – тут и коэффициент полезного действия падает, и, еще того хуже, может произойти так называемое присасывание ко дну. А вот судну с колесным движительно-рулевым комплексом все нипочем.

– Даже если такое судно сядет на мель, с помощью тяги опущенных на дно колес оно сможет вытащить себя самостоятельно, — подчеркивает Евгений Фальмонов.

Класс теплохода зависит от многих факторов – его возраст, дизайн, размеры кают, удобства, сервис.Фото: Елена КОСТЮРИНА

Почему речные круизы такие дорогие?

— Столь высокие расценки обусловлены объективными причинами, — считает Ренат Панин. – Во-первых, топливо постоянно дорожает, а во-вторых, и это главное – платить приходится и за причалы в городах и на стоянках, и за круглогодичное обслуживание теплоходов. Хотя сезон навигации в нашей климатической зоне всего четыре месяца, а в остальное время теплоходы прибыли не приносят, зато требуют ухода.

В 2011 году произошла трагедия с теплоходом «Булгария». Какие могут быть гарантии, что такое не повторится?

— Перед началом сезона каждый теплоход проверяют сорок организаций – Роспотребнадзор, санэпидстанция, речной регистр, транспортная прокуратура и многие другие, — заверяет «Комсомолку» заместитель генерального директора круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. – Сертификаты об успешном прохождении всех проверок выкладываются на сайте компании, а при желании любой турист может увидеть их и воочию. Переживать о том, что многие теплоходы уже стали «пенсионерами» по человеческим меркам, тоже не стоит – все детали в них регулярно заменяются, и фактически это уже совсем не те суда, что вышли из доков в 1950-1960-х годах.

Турне по Волге: пять секретов экономии

Если прокатиться по Волге на теплоходе очень хочется, но цены пугают – не отчаивайтесь! При желании сэкономить на речной поездке все-таки можно. Как именно? Тут есть несколько вариантов:

1) Берите круиз только в один конец. Живете в Казани и мечтаете о путешествии до Ярославля? До него и плывите! А обратно и на поезде можно, и на самолете. Так и деньги сэкономите, и отпуск.

2) Обращайте внимание на категорию теплохода – так ли необходимо плыть теплоходом премиум-класса? Стандарт обойдется ощутимо дешевле!

— Каждая категория теплоходов подразумевает определенный набор услуг. Если вам не нужна бутилированная вода в каютах, тапочки и полотенца, в конце концов, если вы сами можете застелить себе постель – все это повод сэкономить, — отмечает начальник отдела внутреннего туризма нижегородского отделения компании «Водоходъ» Светлана Турыгина.

3) Бронируйте билеты заранее! Большинство туристических компаний предоставляют скидки за раннее бронирование, причем значительные – до 45 процентов.

4) Выберите, какой вариант питания вам больше подойдет.

— Обычно в речных круизах предлагают трехразовое питание: завтрак, обед и ужин. Но если вы собираетесь ложиться слишком поздно, чтобы просыпаться к завтраку – оптимальнее будет выбрать только обед и ужин, — делится директор по маркетингу группы компаний «Гама» Ренат Панин.

5) Продумайте культурно-развлекательную программу. Возможно, на какие-то экскурсии вы не захотите идти – так зачем же платить за ненужные вам развлечения?

КСТАТИ

Самые любопытные экскурсии

В большинстве городов Поволжья вам предложат экскурсии по крышам, мистическим или заброшенным местам, а кое-где проведут по подвалам и бункерам. Гурманам понравятся гастрономические экскурсии по кафе и ресторанам. Некоторые заведения уже сами стали достопримечательностями — к примеру, одна из астраханских столовых прославилась благодаря своему неподражаемому копирайтеру и его смешным постам в соцсетях.

КОМПЕТЕНТНО

Гидролог Нижегородской ГЭС Дмитрий КРАЛИЧЕВ:

— Хотя в последнее время проблема обмеления Волги стоит достаточно остро, есть надежда, что в этом году дела пойдут на лад. Запас воды в Рыбинском водохранилище позволяет говорить о том, что ситуация лучше по сравнению с маловодным 2015 годом и навигации на Волге вряд ли что-то помешает.