Галерея боргезе в риме

Аполлон и Дафна

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Янина БЕЛОШАПКИНА

Джованни Лоренцо Бернини
АПОЛЛОН И ДАФНА
1622–1625. Галерея Боргезе, Рим

Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Однажды Аполлон встретил Дафну и тут же горячо полюбил ее, но прекрасная нимфа, как только увидела златокудрого бога, бросилась от него прочь. Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную, и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи. Ее отец, речное божество Пеней, и жена Зевса богиня Гея услышали ее мольбы: кора покрыла тело нимфы, руки стали ветвями, а волосы – пышной листвой, Дафна превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.

К этому мифологическому сюжету молодой Бернини обратился в самом начале творческого пути, сумев сразу же привлечь к себе всеобщее внимание. В компактной двухфигурной композиции скульптор представил кульминационный момент истории – превращение Дафны в дерево. Мрамор не самый твердый камень, но все же это камень. Однако своим виртуозным мастерством Бернини заставляет зрителя полностью забыть, что перед ним массивная скульптурная группа – она представляется скорее живописным произведением. Мчащийся Аполлон, кажется, едва касается земли, Дафна в стремительном полете тоже устремляется ввысь. Нимфа еще не чувствует свершающейся с ней метаморфозы, она вся в движении, вся проникнута стремлением cкрыться от преследователя, тогда как Аполлон уже понимает, что возлюбленная безвозвратно потеряна для него. Рука его скользит по нежной коже девушки, но ноги бегущей нимфы начинают покрываться корой, а в волосах появляется листва. И пусть она еще полна эмоциями, но внимательный глаз заметит, как сковываются ее движения, как живая девушка постепенно превращается в дерево. Эту композицию, подобно прочим произведениям Бернини, следует рассматривать со всех сторон, чтобы оценить обилие ракурсов, неожиданные виды, позволяющие заметить все новые и новые грани образов.

Похищение Прозерпины. Фрагмент. 1621–1622. Галерея Боргезе, Рим

Удивительно, как удается Бернини воплотить в бездушном мраморе нежность и шелковистость девичьей кожи, легкость и пушистость ее волос, шероховатость коры… Все это настолько реально и вещественно, что трудно понять, как можно достичь такого эффекта только с помощью полировки и резца, пусть даже в руке гениального мастера. А игра со скульптурными массами, движением и светом! Разве можно поверить, что перед нами работа начинающего скульптора, а не умудренного опытом заслуженного мэтра. Меж тем Бернини в ту пору было всего лишь двадцать шесть лет. Новаторское использование тщательной полировки мрамора можно считать его изобретением, позволившим существенно расширить возможности скульптуры, придавшим ей большую живость и живописность. Ни одна из великолепных античных и ренессансных статуй при всей своей красоте не передает той естественности и теплоты человеческого тела, которые смог показать Бернини уже в одной из самых ранних своих работ.

Ссылки

Примечания Библиография Бернини, Джованни Лоренцо

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…». Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.

Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами, испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие. Его мастерство в обработке мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди, и сделало его достойным преемником Микеланджело. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кроме того, будучи глубоко верующим человеком и работая в Риме периода Контрреформации, Бернини применял свет как театральный и метафорический инструмент в своих религиозных сооружениях, часто используя скрытые источники света, которые могли бы усилить эффект богослужений или повысить драматизм скульптурного повествования.

Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко. В начале своей деятельности они вместе работали над Палаццо Барберини, в начале под руководством Карло Мадерно, а после его смерти, под руководством Бернини. Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини. Несмотря на, возможно, бо́льшую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Петра, законченного при папе Павле V, и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.

На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было связано со Святым Престолом. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе, и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. Однако нам повезло ещё больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате.». Хотя при правлении Иннокентия X он не достиг больших успехов, в период правления Александра VII он восстановил своё художественное доминирование и при Клименте IX по-прежнему был в почёте.

Бернини и другие мастера оказались забыты в период неоклассической критики барокко. Только в конце XIX века искусствоведы в поисках понимания художественного произведения в культурном контексте, в котором оно было произведено, пришли к признанию достижений Бернини и восстановили его репутацию. Искусствовед Говард Хиббард заключил, что в XVII веке «не было скульптора или архитектора сравнимого с Бернини».

Галерея Боргезе

Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) — художественное собрание княжеского семейства Боргезе, которое выставлено в здании на территории виллы Боргезе.

Здание галереи построено кардиналом Шипионе Боргезе (1577—1633), который заложил основы художественного собрания. Известный почитатель творчества Караваджо, он приобрёл многие из важнейших работ этого мастера. Окончательный вид здание приняло при Маркантонио Боргезе IV (1730—1800), который в конце XVIII века перестроил его в стиле классицизма. Первый этаж музея посвящён скульптуре, на втором помещается картинная галерея.

После понтификата

Палаццо Боргезе на Марсовом поле в Риме

Другой племянник папы, Маркантонио II (1598—1658), получил от испанского короля целую пригоршню наследственных титулов, включая титул князя Сульмона, который его потомки носят и по сей день. Боргезе закрепились в среде «чёрной знати» путём браков с представителями папских династий Орсини, Колонна, Альдобрандини и Одескальки. После угасания рода Альдобрандини младшая ветвь семейства в 1769 г. переняла это славное имя.

Поколение за поколением Боргезе носили фамильные имена Маркантонио, Камилло и Шипионе. В 1803 году князь Камилло Боргезе вступил в брак с Полиной Бонапарт, сестрой Наполеона, и под давлением последнего продал ему художественные сокровища своих предков. Детей у венценосной четы не было.

Из более поздних Боргезе известный промышленник Шипионе Боргезе, выигравший легендарный автопробег «Пекин-Париж» (1907) и женатый на единственной дочери медиума Марии Анненковой, и его племянник Юнио Валерио Боргезе, во времена 2й Мировой Войны служивший в рядах итальянского ВМС и возглавлявший подразделение морских диверсантов (подозреваемых в послевоенное время в организации подрыва линкора Новороссийск в гавани Севастополя), основавший в 1967 г. крайне правый Национальный фронт.

Резиденции

  • Палаццо Боргезе принадлежало кардиналу Боргезе до его вступления на папский престол. Здание, начатое в 1590 году Лонги Старшим, было достроено спустя 20 лет миланцем Фламинго Понцио. Его внутренний двор обнесён портиком из 100 гранитных колонн. Для своей экранизации шекспировской пьесы (1968) Франко Дзефирелли снимал здесь сцену на балкончике Джульетты.
  • Вилла Боргезе на холме Пинчо построена в XVII веке кардиналом Шипионе Боргезе, племянником Павла V. Окружена огромным пейзажным парком. Территорию виллы занимает художественная галерея Боргезе.
  • Боргезе, род // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Родословная роспись рода Боргезе
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Боргезе

Теофилакты • Кресцентии • Орсини • Колонна • Массимо • Каэтани • Русполи • Маттеи • Борджа • Пикколомини • Делла Ровере (Ланте) • Карафа • Киджи • Бонкомпаньи-Людовизи • Альдобрандини • Боргезе • Барберини • Памфили • Роспильози • Одескальки • Торлония

Словари и энциклопедии

Галерею Боргезе в Риме – самая известная галерея итальянской столицы, которую по праву можно считать настоящей сокровищницей культурных ценностей Италии. Своим появлением она обязана знатному роду Боргезе, в честь которого и была названа.

История создания галереи Боргезе

В 1605 году один из представителей богатой семьи Боргезе был избран на пост папы Римского. Получив власть в свои руки, папа стал продвигать родственников, назначив кардиналом своего племянника Шипионе Боргезе.

Новый кардинал имел изысканный вкус и был страстным коллекционером всего прекрасного: он собирал работы своих любимых художников и скульпторов различных эпох. Иногда, чтобы заполучить понравившийся предмет, Боргезе мог использовать и нелегальные методы: в ход шло насилие, угрозы и воровство.

В 1613 году кардиналом было принято решение о строительстве виллы Боргезе, куда можно было бы поместить всю его немалую уникальную коллекцию. На склонах холма Пинчо по проектам архитекторов Вазанцио и Понцио было возведено здание дворца, а рядом разбит великолепный парк в английском стиле.

К концу своей жизни кардиналу удалось собрать огромную коллекцию предметов искусства. Позаботился он и о том, чтобы все осталось в сохранности после его смерти. По завещанию, оставленному Боргезе, коллекцию нельзя было разделять, она должна переходить по наследству полностью. Следить же за этим была призвана, созданная для только для этих целей, комиссия. Но история распорядилась так, что воля Боргезе не была исполнена полностью.

  • Во-первых, некоторые экспонаты исчезали во время передела наследства, и больше никто их не видел в рядах других экспонатов коллекции Боргезе.
  • Во-вторых, значительно поредела коллекция во времена Наполеона, так как один из представителей семьи Боргезе стал мужем сестры Наполеона и подарил своему влиятельному родственнику несколько сотен шедевров.

После смерти Шипионе было реконструировано здание галереи. В XVIII веке его перестроили в стиле классицизма. На рубеже XVIII и XIX столетий под руководством Антонио Аспруччи группа художников украсила залы дворца, придав каждому из них собственный стиль. В начале XX века галерея Боргезе была выкуплена правительством страны, а уникальная коллекция предстала перед глазами широкой публики.

Галерея Боргезе сегодня

В наши дни в залах дворца экспонируется несколько сотен картин, принадлежащих кисти известных живописцев различных эпох, а также огромная коллекция скульптурных композиций. Само здание галереи также заслуживает внимания: мозаичный пол, потрясающе расписанные стены и потолок, изумительная терраса.

  • На первом этаже виллы представлена коллекция скульптур
  • Весь второй этаж занимает картинная галерея

В главном зале отдельного внимания заслуживает скульптура наездника Маркуса Куртиуса, принадлежащая руке Лоренцо Бернини. В первом зале расположена скульптурная композиция, посвященная сестре Наполеона в образе богини Венеры, созданная Антонио Канова. Помимо этого, в галерее также представлена коллекция бюстов римских императоров, относящаяся к XVI веку, работы Доссо Досси и других итальянских мастеров.

Сокровищницей картинной галереи по праву можно считать великолепные полотна Рафаэля, Рубенса, Ван Гога, Клода Моне. Представлено здесь шесть работ Караваджо – одного из самых любимых художников основателя галереи (это собрание работ Караваджо является самым большим в мире). Также Шипиону Боргезе удалось выкупить коллекцию работ великого Тициана по очень низкой цене с помощью угроз и давления, которые также представлены обозрению.