Экскурсия по большому театру

План-схема: Большой театр

Большой театр – это одно здание или несколько?

Целых четыре! Расклад такой: в главном историческом – всем понятная классика: «Лебединое озеро», «Спартак» и, конечно, «Щелкунчик» (только зимой).

Новая сцена – полигон для экспериментов: здесь показывали (и быстро снимали с репертуара) трэшевого «Гамлета» с автоматчиками в финале, тут же обосновался «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова с танцорами-инвалидами на колясках, и не только.

Огромный административный корпус (по правую руку, если идти в «Молоко» от «Театральной») – царство бюрократии и важный проходной пункт. Через пятый подъезд артисты попадают на территорию БТ, а потом перебегают по стеклянным переходам и подземным туннелям в другие строения. По центральной лестнице во внеурочное время (когда нет спектаклей) в историческое здание «фейс» пускают только самых-самых – худрука Махара Вазиева и гендиректора Владимира Урина, чей кабинет находится аккурат за его же директорской ложей. Среднее время перехода из одного здания в другое – семь минут. Артисты жалуются, что лифты не работают, приходится носиться на своих натруженных ножках: «Хоть сигвей покупай».

Еще имеется Дом Хомякова – особнячок, где репетируют хор, оркестр и распеваются теноры. Тут же квартируют гастролеры и заморские постановщики. По слухам, здесь же проводит досуг верхушка Большого.

А что за тайные подземелья?

Символ российской культуры после реконструкции обзавелся шестиэтажным «подвалом». Главное сокровище этой пещеры – Бетховенский зал под фонтанами Театральной площади: он с гибкостью походного складного стаканчика трансформируется то в симфонический, то в камерный, то в банкетный. Минус первый и минус второй этажи – громадные склады, где хранятся декорации, костюмы и прочее добро.

Где обедают труженики Большого?

Широко известны три буфета, но SNC знает больше! Артисты театра предпочитают буфеты и столовую на минус первом этаже ГЗ, а чины из административного корпуса спускаются в буфет при Атриуме (эдакий зимний сад с фикусами и пальмами, где главы театра общаются с прессой); еще один буфет имеется на третьем этаже Нового здания. Ассортимент везде одинаковый. Фасолевый суп, котлеты по-мински, красную рыбу поставляют КамАЗами из Кремлевского комбината питания. А пирожки с капустой, брусникой, яблоком, пирожное «картошка» и «птичье молоко» пекут в пирожковом цехе, спрятанном в недрах Большого. Гарнир – 70 рублей, рыба – 170, мясо – 200 целковых. Комплексный обед обойдется в 500 рэ.

Где работают артисты?

Под крышей Главного здания, в репетиционном зале N1, по размерам едва не превосходящем Основную сцену, над которой находится. Или в Большом репзале, где готовятся с оркестром. Кордебалет и оперная массовка упражняются в маленьких комнатах на шестом этаже исторического корпуса. Балетные прихорашиваются к спектаклям на третьем и четвертом этажах.

На всей «технической территории», совсем как на шабате в синагоге, строгое гендерное деление: мужчины – на одной стороне, женщины – на другой. Зато в остальном равенство: из-за нехватки мест солисты красятся с артистами, часто по семь голов в одной комнатушке без окон (например, на мужской стороне только три гримерки из семи освещаются естественным светом). Тут же, по соседству, – врач и массажист, возвращающие изможденные балетные тела к жизни.

Кто обслуживает артистов?

Солистов в режиме нон-стоп красят два гримера. Все артисты, как один, уважают косметику M.A.C – ярко и стойко. Румянец Китри из «Дон Кихота» не поплывет даже после трех часов батманов и жете. Кордебалет рисует брови сам, только иногда на подмогу ему выделяют парочку парикмахеров. Костюмерно-пошивочный цех, где рождаются пухлые пачки подруг Жизели и хохолки маленьких лебедей, – наверху, «прямо под конями». Ниже – обувной цех.

Ок, так какие места на исторической сцене – козырные?

Не вздумайте брать билеты в партер. Спустите всю зарплату на бедовую акустику, да и наклон паркета неудачный: дама с начесом перед вами запросто сорвет вечер. Просите амфитеатр – если есть деньги. Если нет, берите первые ряды первого, второго и даже третьего ярусов. А если денег совсем нет, все же не берите места на верхнем ярусе напротив люстры – только ее, хрустальную, и увидите.

Отзыв: Большой театр (Россия, Москва) — Экскурсия в Большой театр.

Давно я мечтала попасть в Большой театр, но цены на оперу и балет, увы, не для простых смертных. Потом я стала мечтать о том, чтобы попасть на экскурсию в театр, но опять же, экскурсии проводятся исключительно в будние дни и если ты работаешь каждый день, то твое желание неосуществимо. И вот все сложилось удачно: в январский будний день мы с Саней оказались свободны и смогли приехать на экскурсию.
Экскурсии в Большой театр проводятся строго по понедельникам, средам и пятницам, начало в 11.15 часов. Очередь «живая», приезжаешь и стоишь, твоя задача — успеть быть в числе двадцати счастливчиков, так как попасть внутрь можно исключительно с одной группой. Мы приехали где-то в 10.15, были пятым и шестым «желающим» и ровно 45 минут простояли на улице. В 11.00 часов вышел охранник, одел каждому на руку бумажный браслет и спустя несколько минут нас стали запускать внутрь театра, чтобы купить билет, цена которого составляет 500 рублей, есть скидки для студентов дневной формы обучения и школьников — 250 рублей.
Немного истории. Большой театр — это визитная карточка Москвы, символ культурной жизни столицы, был основан в 1776 году по указу императрицы Екатерины Второй как частный театр князя Петра Урусова и имел название «Петровский театр», который в 1805 году сгорел во время пожара. Легендарное здание открылось в 1856 году к коронации Александра Второго после тщательной реставрации именно в том виде, в каком мы его знаем на сегодняшний день. С 1919 года Большой театр стал называться академическим. В 2005 году Историческая сцена Большого театра была закрыта на реконструкцию, которая продлилась до 2011 года. В течение шести лет весь оперный и балетный репертуар театра, а также гастроли проходили на Новой сцене Большого театра, открытие которой состоялось в 2002 году.

Напротив театра красивая арка с неработающим в зимнее время фонтаном.

Мы были на экскурсии 31 января, в этот день вечером будет балет «Спящая красавица», о чем и повествует афиша.

Кому интересно — можете поизучать репертуар на февраль.

Вот мы стоим и мерзнем у исторического подъезда № 12.

Наконец, в 11.10 нас пригласили внутрь, где мы купили билеты и экскурсовод повела нас в гардероб. Номерок выглядит очень достойно!

Экскурсовод начала экскурсию с того, что мы пошли смотреть подземное пространство Большого театра, оно уходит под землю на 27 метров и мы оказываемся под Театральной площадью, именно там находится новый Бетховенский зал-трансформер.

Зал необычен тем, что сцена может подниматься и опускаться на 6 метров, а стены складываются «гармошкой» — здесь регулярно проводятся концерты.

Вполне реально купить недорогие билеты — можете посмотреть на сайте Большого театра.
В Бетховенском зале все новое, красивое, блестящее…
Перед входом в Бетховенский зал можно увидеть напольные позолоченные подсвечники.
Далее экскурсовод нас повела в зрительское фойе, куда надо подняться по парадной лестнице.
Центральное зрительское фойе, в центре которого стоит белый рояль.
Вход в Императорскую ложу, куда нет доступа простым смертным, над входом можно разглядеть вензель императора Николая Второго.
Здесь восстановлен интерьер 1856 года: большие зеркала, увеличивающие объем помещения, три хрустальных люстры.
Я всегда фотографирую красивые люстры.
А мы проходим в Малое Императорское фойе.
В Малом фойе необыкновенная акустика и это сделано для того, чтобы все гости могли слышать тихий голос императора.
Кстати, экскурсовод говорила тихим голосом, чуть ли не шепотом и мы ее отлично слышали.
И снова шикарная люстра.
Рядом с Малым фойе находится Большое фойе.
В данном фойе находятся уникальные атласные гобелены ярко-красного цвета, которые реставраторам удалось восстановить.
В Большом фойе был в свое время концертный зал, а также его использовали для проведения революционных съездов.
Экскурсия продолжается и нашу группу ведут в Музей Большого театра, где проходит выставка, посвященная к 140-летию со дня первой постановки балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского.

Здесь представлены костюмы: Екатерины Максимовой к партии Одиллии, Людмилы Семеняки к партии Одетты, Александра Фадеечева к партии Принца Зигфрида, Николая Цискаридзе к партии Злого Гения.
Костюмы артистов балета.

На плазме можно посмотреть фрагменты из балета, но у нас было совсем мало времени и мы галопом промчались по музею.

Фотографии с современных постановок балета.
И, наконец, нас ведут в Зрительный зал.
Самые дорогие места в театре: партер и амфитеатр.
Зрительный зал просто поражает своими размерами и невероятной красотой и нам очень повезло — шла репетиция балета «Спящая красавица».
На сцене главная героиня, артистка балета — Ксения Жиганшина вместе с балетмейстером Надеждой Александровной Грачевой, в прошлом балерина, а сейчас балетный педагог.
Я сижу на «счастливом» 13-м стуле в том самом партере, где билеты стоят по 10-15 тысяч рублей. Наверное, на фотографии незаметно, но пол в партере наклонный, поэтому ряды один чуть выше другого.
Зал полностью деревянный, балконы и ложи украшены узорами из папье-маше и покрыты сусальным золотом.
Вспомним строчки из «Евгения Онегина»:
«Театр уж полон, ложи блещут
Партер и кресла — все кипит…» (с)
В нашем случае театр пуст, но все блестит от золота.
Императорская ложа, где президент и его гости находятся во время официальных визитов.
Что удивительно, в партере — деревянные стулья, в амфитеатре — красные кресла, а ведь они помягче будут))
Далее мы поднимаемся на балкон 4-го яруса, как же это высоко, аж дух захватывает!
Красивейшая хрустальная люстра.
Так выглядит сцена с «высоты птичьего полета»)))
Зрительный зал вмещает 1740 зрителей, оркестровая яма рассчитана на 200 музыкантов.
Вот как выглядят ложи, а на самом верху есть «стоячие места» с золочеными металлическими ограждениями. Экскурсовод дала возможность посмотреть репетицию, а мне удалось снять на видео, кому интересно — можете посмотреть в конце отзыва.
На этом наша экскурсия подошла к концу, жаль, хотелось бы больше времени провести в театре. Мы спустились в сувенирный магазин, где можно купить книги, диски, кружки, памятные сувениры и массу всего другого.
Книги о большом театре и об известных артистах балета.
Диски с лучшими классическими постановками балета.
В продаже имеются даже магниты.
Есть билет на балет… ой нет, есть билет только на экскурсию, где удалось увидеть репетицию балета.
Экскурсия длилась где-то около 1,5 часов и мы узнали много нового и интересного, за что хочется поблагодарить экскурсовода, которая очень вдохновенно рассказывала о театре, о его реконструкции, о людям, кто работал и работает сейчас, о спектаклях, которые были поставлены на Исторической сцене… Хотя, признаюсь, я мечтала попасть в репетиционный зал, в костюмерную мастерскую, за кулисы и в гримерную, но, увы, это не входит в экскурсию.
Большой театр великолепен без лишних слов и, если у Вас нет возможности попасть на балет или на оперу, тогда рекомендую сходить на экскурсию, уверена, что не будете разочарованы!
P.S. Видео с репетиции балета «Спящая красавица».