Дворец в версале

Содержание

Дворцово-парковый комплекс Версаль (Франция, Версаль)

Версаль – маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.

Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.

Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице.

Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.

Версаль

У этого термина существуют и другие значения, см. Версаль (значения).

Дворцово-парковый ансамбль

Версаль


Версальский дворец

48°48′16″ с. ш. 2°07′23″ в. д.HGЯOL

Страна

Франция Франция

Местоположение

Версаль

Архитектурный стиль

классическая архитектура

Архитектор

Луи Лево и Д’Орбэ, Франсуа

Сайт

chateauversailles.fr​ (фр.)
en.chateauversailles.fr​ (англ.)

Объект всемирного наследия

Palace and Park of Versailles
(Дворец и парк в Версале)

Ссылка

№ 83 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1979 (3-я сессия)

Версаль на Викискладе

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версале, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1682 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США в 1783 году. В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Строительство

Вид на дворец из парка

Охотничий замок

История Версальского дворца начинается в 1623 году со скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается Мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского Жан-Франсуа де Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.

Людовик XV

После смерти в 1715 году Людовика XIV пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I во время своего визита во Францию останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).

Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.

Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца, а также личные покои Людовика XV — малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже — на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).

Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI и был завершён только в XX веке (Verlet, 1985).

Стоимость

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 521 866, 924 кг. серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра. Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 408 евро за кг, построение дворца поглотило 4,3 миллиарда евро. Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро. Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

История

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Эпоха Французской революции и Первой империи Наполеона

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось. В 1799 году к власти во Франции приходит Наполеон Бонапарт, который берёт Версаль под свою защиту. В 1805 году Версаль посещает папа римский Пий VII. В 1806 году император Наполеон I приказывает французскому архитектору Жаку Гондуэну начать разработку плана восстановления Версаля. Он предложил два проекта по перестройке и реставрации дворца, но оба они не были поддержаны императором. В 1808 году начинается реставрация Версальского дворца: восстанавливаются золотые панели, зеркала, перевозится мебель из Лувра и Фонтенбло. Также императору в 1811—1812 гг. были представлены различные планы строительства в Версале, но осуществить их не удалось, так как Первая империя рухнула в 1814—1815 гг. и к власти вновь пришла династия Бурбонов.

После революции

Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.

Провозглашение Германской империи в 1871 г.

Провозглашение Германской империи

Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.

Предварительный мирный договор с Францией был подписан месяцем позже — 26 февраля, опять же в Зеркальной галерее. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.

Версальский договор

В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.

Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.

Мраморный двор Версальского дворца

После Второй мировой войны (1945—1995)

После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.

В 1952 году правительство республики решает выделить на реставрацию 5 млрд франков и вновь обращается к меценатам. Вся Франция начала сбор денег на восстановление дворца, от самых богатых людей до беднейшего населения Франции . По радио раздался клич боли: «Вы говорите, что Версальский дворец под угрозой разорения. Не это ли означает, что западная культура находится на грани потери одного из своих лучших драгоценных камней. Это не только шедевр искусства Франции…». Постепенно в Версаль вернулись все ценности. Также с 50-х годов начинается обязательный «ритуал»: каждый посещавший Францию глава государства должен был встретиться с президентом Франции именно в Версальском дворце. Лишь в середине 1990-х «ритуал» прекращается и встречи переносятся в Париж. В 1960-х гг. полностью был восстановлен Большой Трианон.

В 1995 году Указом № 95-463, правительство Франции объявило о создании Учреждения национального музея и имущества Версаля. Этот новый статус дает государственному учреждению финансовую автономию и статус юридического лица. В 2010 году Указом № 2010—1367, название государственного органа меняется на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Вводится должность президента Версаля, на которую Указом президента Николя Саркози от 6 июня 2007 года назначен Президентом Версальского дворца. . занимает Жан-Жак Айагон. 2 октября 2011 года на должности Президента Общественного учреждение национального владения и музея Версаль его сменила Катерина Пегард . В 1979 году Версаль включен Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 2001 года входит в Ассоциацию европейских королевских резиденций.

Ссылки

Версаль в Викицитатнике

Версаль на Викискладе

  • Официальный сайт Версальского дворца
  • Версальский дворец — Что посмотреть и как добраться

В социальных сетях

Facebook · Twitter

Фото, видео и аудио

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 119487267 · GND: 4194431-8 · ISNI: 0000 0004 1794 9458, 0000 0001 2155 0720 · LCCN: n91058220 · Mérimée: PA00087673 · NKC: ko2005264399 · LIBRIS: 333130 · SUDOC: 02654685X · VIAF: 127977992 · ULAN: 500312482 · WorldCat VIAF: 127977992

Резиденции французских королей
Столичные
Лувр • Тюильри • Турнель • Пале-Рояль • Люксембург
Иль-де-Франс
Венсен • Версаль и Трианон • Рамбуйе • Сен-Жермен • Фонтенбло
Утраченные: Ла-Мюэтт • Мадрид • Марли • Сен-Клу • Шуази
В регионах
Амбуаз • Блуа • Компьень • То • Шамбор • Э
Культурные объекты
  • Мон-Сен-Мишель
  • Шартрский собор
  • Версальский дворец
  • Базилика Марии Магдалины
  • Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер (в т. ч. Пещера Ласко)
  • Дворец Фонтенбло
  • Амьенский собор
  • Театр и триумфальная арка в городе Оранж
  • Памятники в городе Арль
  • Монастырь Фонтене
  • Соляные шахты в городе Сален-ле-Бен и Арк-э-Сенан
  • Площади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси
  • Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп
  • Акведук Пон-дю-Гар
  • Страсбург: от Гранд-Иль до Нойштадт
  • Берега Сены в Париже
  • Кафедральный собор Нотр-Дам, бывшее аббатство Святого Ремигия и дворец То в городе Реймс
  • Буржский собор
  • Авиньон
  • Южный канал
  • Каркасон
  • Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компостела
  • Лион
  • Винодельческий район Сент-Эмильон
  • Беффруа Бельгии и Франции (совместно с Бельгией)
  • Долина Луары
  • Провен
  • Гавр
  • Порт Луны в Бордо
  • Архитектурное наследие Вобана
  • Альби
  • Горные массивы Севенны и Гран-Косс
  • Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (совместно с Германией, Швейцарией, Австрией, Италией, Словенией)
  • Памятники промышленной революции региона Нор — Па-де-Кале
  • Пещера Шове
  • Клима Бургундии
  • Склоны холмов, винодельческие дома и погреба Шампани
  • Архитектурное наследие Ле Корбюзье
Природные объекты
  • Мысы Жиролата и Порто, природный резерват Скандола и скалистые бухты «каланки» у города Пьяна (остров Корсика)
  • Лагуны Новой Каледонии
  • Вулканы и цирки на острове Реюньон
  • Тапутапуатеа
Смешанные объекты Район горы Мон-Пердю в Пиренеях (совместно с Испанией)

Есть три способа доехать в Версаль из Парижа: электричка, автобус и такси. Самый популярный из них — поезд, точнее — пригородная электричка RER.

Экскурсия в Версальский дворец попадает в список обязательных к посещению мест почти каждого, кто приезжает в Париж впервые. А иногда и тех, кто в столице Франции во второй, третий и даже десятый раз. Все дело в немыслимых размерах дворцового комплекса, который задумал когда-то Людовик XIV: побывав там однажды, понимаешь — за один раз «необъятное» никак «объять» не получится. На то, чтобы побывать во дворце, погулять по лабиринтам парка, полюбоваться на фонтаны, заглянуть в Большой и Малый Трианон, нужно время. И чем больше, тем лучше.

Зато проверить на собственном опыте, как легко и быстро можно добраться в Версаль из Парижа, достаточно один раз. Дальше только не забыть название станции в Версале ветки RER C — «Versailles Château-Rive Gauche».

В Версаль из Парижа на поезде

Первое, что нужно сделать, отправляясь в Версальский дворец на поезде, это добраться до ближайшей станции метро. В кассах или автоматах (зеленого цвета на входе каждой станции) приобрести билеты до пункта назначения «Versailles Château-Rive Gauche». Стоимость поездки из Парижа в Версаль € 7 туда и обратно на одного пассажира.

Автомат выдаст вам сразу два билетика, и очень важно не перепутать, какой туда, какой обратно, ну и не потерять. Первый еще понадобится вам на станции прибытия, чтобы пройти через турникеты на платформе. Второй, понятное дело, на обратном пути.

Дальше желательно найти карту парижского метро на одной из стен, а на ней ветку RER C. Paris RER — это региональные электрички, к поездам метро они отношения не имеют, но попасть на них можно только через подземку. По карте проще всего определиться, с какими ближайшими станциями имеет пересечение RER C. Возможно вам повезло, и вы живете на одной из них. Если нет, можно выбрать одну из центральных.

Станции St. Michel-Notre Dame, Musée d’Orsay, Invalides, Champs de Mars-Tour Eiffel и удобная для проживания Porte de Versailles имеют пересечение с веткой RER C.

Указатель в метро: ветка RER в сторону Версаля

Станция назначения «Versailles Château-Rive Gauche»

Дальнейший план действий следующий:

  1. Когда прибудете на станцию, пересекающуюся с линией электричек, вам нужно выйти с платформы (но не со станции!) и следовать указателям в сторону RER C «Versailles Château-Rive Gauche». Чтобы не потеряться, ищите глазами бело-коричневый треугольник на стенах с надписью «Версальский дворец».
  2. Дойдете до платформы RER, обратите внимание на синий экран: там указано количество минут до прибытия поезда. На верхней строчке состав, который вот-вот подойдет или уже стоит на платформе, на второй — следующий за ним и т. д.
  3. Названия поездов, следующих в Версальский дворец (а это далеко не все, что отправляются с платформы RER C), иногда сокращают до «Versailles Chateau-RG» или даже «Versail. Chat». Также не перепутайте поезд «Versailles Château-Rive Gauche» с «Versailles-Chantier» и «Versailles-Rive Droit». Последние два идут в город Версаль, но не в дворцово-парковый комплекс. Если возникнут сомнения, на тот ли поезд вы садитесь, спросите ближайшего соседа, вам подскажут.
  4. Запаситесь терпением — ехать придется минут 45-50. И следите за вещами, деньгами, документами — в парижских электричках есть карманники.

Добраться в Версаль также можно на поездах транспортной компании SNFC (ветка L), отправляющихся с вокзалов Сен-Лазар и Монпарнас. Однако способ с электричкой RER парижане и гости города считают проще и быстрее.

Создание Версаля

Версаль создавался с 1661 года под руководством Людовика XIV, пожелавшего построить поместье, которое затмило бы владение министра финансов Николя Фуко, находившееся в пригороде Парижа Ва-ле-Виконте. Король-Солнце пригласил тех же мастеров, что создавали дворец в Ва-ле-Виконте – архитектора Луи Лево, живописца Шарля Лебрена и мастера паркового ансамбля Андре Ленотра и приказал им создать резиденцию в том же духе, только в сто раз больше.

Король-Солнце построил не просто королевскую резиденцию, это была вторая столица Франции, в которой проживали тысячи человек и сюда ежедневно приходили тысячи людей. Для входа необходимо было лишь надеть шляпу и иметь при себе шпагу, которые, впрочем, можно было взять напрокат.

Расстояния в парке были столь внушительными, что богатые посетители нанимали портшезы — крытые кресла, переносимые носильщиками, выполняющие роль такси. А слуги избранных господ, живших во дворце, имели дополнительный заработок – они позволяли чужим господам воспользоваться дворцовым туалетом.

Король-Солнце, провозгласивший «Государство – это я», создал Версаль и правил в нем, его резиденция стала символом монаршего торжества и памятником эпохи Короля-Солнце.

Но Версаль является и символом заката этой эпохи, связанной с именами Людовика XVI и Марии Антуанетты, которые в 1789 году были вынуждены переехать в Париж.

Осмотр Версаля

И сейчас для посещения Версаля надо запастись временем и терпением – поездка займет целый день. Чтобы осмотреть парк, Большой и Малый Трианон, деревню Марии Антуанетты, есть возможность воспользоваться туристическим поездом или взять напрокат велосипед.

А можно просто следовать инструкции самого короля Людовика XIV: «Выйдя из дворца через Мраморный двор, идите на площадку. На лестнице нужно остановиться, чтобы оценить партеры, водную гладь и фонтаны. Затем идти к фонтану Латоны и там сделать паузу, чтобы полюбоваться им, скульптурами на Королевской аллее, Аполлоном, каналом, и затем надо повернуться, чтобы увидеть партер и дворец». Кто же может посоветовать лучше, чем сам хозяин?

В эпоху Людовика XIV Версаль считался непревзойденным образцом художественного творчества и многие архитекторы воссоздали подобные резиденции. Петр Первый также побывал здесь и так был очарован красотой комплекса, что вернувшись в Петербург, решил создать в Петергофе свой дворцово-парковый ансамбль, не уступающий Версальскому.

LiveInternetLiveInternet

liveinternet.ru/users/matri…c/4381879/

Все картины и подробные детали королевского дворца в Версале Вы найдёте в рубрике http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/rubric/4381879/. В этом посте лишь выборка касающаяся общих видов итерьеров Версаля.

В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Вслед за Людовиком XIV сюда переехал и весь королевский двор. В Версале начались строительные работы.

Адам Франс ван дер Мелен — строительство Версальского дворца

Людовик XIV полюбил Версаль сразу. Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича, построенный еще его отцом.

Адам Франс ван дер Мёлен — Вид на дворец Версаль в 1669 году

Замок лишь немного расширили, чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом, поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы, и для принцессы были выстроены отдельные аппартаменты. Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик XIV решает расширить дворец в сторону садов, построив колоннады, установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки.

Жан-Батист Мартен — Конный двор в Версале

В 1789 году по требованию парижан король Людовик XVI с семьей возвратился в Париж. Покинутый замок пришел в запустение, не раз подвергался грабежам. В 1837 году Луи-Филипп отреставрировал замок и сделал из него Музей истории Франции. В 1870 году в замке, занятом немцами, происходило коронование немецкого императора Вильгельма Прусского. В 1875 году здесь была провозглашена Республика, в 1919 году- подписано соглашение о мире с Германией.

При входе — Большая площадь с конной статуей Людовика 14 (1835 г.), затем Королевский двор и наконец Мраморный двор. За Мраморным двором (вымощенным мрамором) находится самая старая часть здания — дворец, построенный Людовиком 13, к которому позднее пристраивались новые флигели и крылья.

Мраморный двор

Во дворце можно осмотреть парадные и частные апартаменты. Парадные апартаменты служили для приемов, аудиенций и встреч придворных. Людовик 14 считал себя обязанным превращать свою частную жизнь в публичную, поэтому даже при утреннем туалете короля, длившемся около часа, присутствовали многочисленные придворные. Королевская часовня. Последняя постройка в Версале при царствовании Людовика XIV. Освящена в 1710 году, посвящена Св. Людовику, предку и святому покровителю королевской семьи. Верхняя галерея предназначалась для монарха, членов королевской семьи и важных особ двора. Нижний этаж был отведен для всех остальных придворных.

Jacques Rigaud. Вид часовни замка Версаль со двора

Первоначально предполагалось, что высота церкви не будет превышать высоты дворца, однако в итоге здание с островерхой двускатной крышей оказалось немного выше. Чуть ниже крыши по периметру капеллы проходит балюстрада, которую украшают 28 статуй, изображающих апостолов, евангелистов, отцов Церкви и христианских добродетелей. Статуи являются творением нескольких скульпторов.

Внутри капелла состоит из двух уровней: на верхнем уровне напротив алтаря расположена трибуна, где во время мессы находился король, появлявшийся там прямо из своих личных апартаментов.

Вид с королевского балкона, именно сюда выходил король на богослужения

Над убранством капеллы работали лучшие мастера своего времени. Великолепные фрески свода выполнил живописец Антуан Куапель: в центре находится композиция «Бог-Отец во славе». Фигуры апостолов принадлежат кисти братьев Булонь. Опоры нефа украшены барельефами с изображенными на них эпизодами из описания Страстей Христовых. Пол капеллы выложен узорами из нескольких пород мрамора различных оттенков.

План расположения основных внутренних апартаментов Большого Королевского дворца

1. Королевский внутренний двор; 2. Апартаменты дофина, наследника трона; 3. Комнаты «Mesdames» дочерей Людовика XV; 4. Королевская часовня; 5. Галереи 17-го столетия; 6. Королевская опера; 7. Галерея битв; 8. Салон Геркулеса (Геракла); 9. Салон Изобилия; 10. Салон Венеры; 11. Салон Дианы; 12. Салон Марса; 13. Салон Меркурия (Гермеса); 14. Салон Апполона; 15. Салон Войны; 16. Зеркальная галерея; 17. Салон Мира; 18. Спальня королевы; 19. Дворянский салон; 20. Зал для совместных обедов или Вестибюль королевы; 21. Зал стражи или Зал гвардейцев; 22. Салон «Бычий глаз» или второй вестибюль; 23. Спальня короля; 24. Кабинет королевского совета

Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.

Лестница Послов (фр. L’Escalier des Ambassadeurs) — один из знаменитых исчезнувших интерьеров Версальского дворца. Вместе с Зеркальной галереей и дворцовой часовней была одним из трёх самых масштабных интерьеров резиденции Людовика XIV.

Как следует из названия, по этой лестнице поднимались послы на аудиенцию к монарху, совершая символическое (отраженное в аллегорических росписях) восхождение к солнцу. По ней ежегодно проходила процессия кавалеров ордена Святого Духа.

Макет Лестницы Послов

Сегодня об утраченном интерьере можно составить представление по гравюрам и сохранившейся лестнице Королевы, которая представляет собой как бы половину объёма Лестницы послов.

Лестница Королевы

Салон Геркулеса (Геракла).

Этот просторный зал был построен по приказу Людовика XIV специально для размещения полотна Паоло Веронезе » Пир в доме фарисея Симона».

В отделке стен ритмично сочетаются полихромный мрамор и двадцать пилястр, основание и коринфские капители которых выполнены из позолоченной бронзы. На пилястры опирается карниз, украшенный консолями и трофеями. В те годы зал был проходным, в нем было мало мебели, однако внушительные размеры (14×18 метров) позволяли устраивать в нем концерты, давать балы, принимать иностранных послов.

Плафон зала украшен росписью Франсуа Лемуана (1736 год), которая привела Людовика XIV в такой восторг, что автора тут же назначили придворным живописцем.

Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: Салона Изобилия, Салона Венеры, Салона Дианы, Салона Марса, Салона Меркурия, и Салона Аполлона.

Салон Изобилия.

При Людовике XVI стал залом для игр. В этом салоне проводились «вечера в королевских покоях» — развлечения, которые король устраивал для своих придворных. Во время таких вечеров подавались фрукты и легкие закуски. Плафон салона Изобилия украшает роспись Р.-А.Уасса «Королевская щедрость». Бронзовые бюсты, порфировые вазы, портрет Филиппа V кисти И. Риго, портрет Людовика XV работы Ж.-Б. Ванлоо.

Салон Венеры.

Название салона объясняется сюжетом плафона, на котором художник Рене Антуана Асс изобразил «Венеру, подчинившую своей власти богов и силы природы».

В центральном овале мы видим трех Граций, возлагающих венок на чело сидящей в своей колеснице Венеры; она держит гирлянды из роз, которые обвивают Марса, Вулкана, Бахуса, Нептуна и Юпитера.

Изображенные в углах плафона Амуры связывают этими гирляндами Тита и Берениче, Антуана с Клеопатрой, Язона с Медеей, Тезея с Ариадной.

Гризайли, выделяющиеся на золотистом фоне, располагаются по обе стороны от центрального мотива и представляют «Юпитера в облике быка, похищающего Европу» и «Амфитриту, уносящуюся на Дельфине».

Напротив окон, в центральной стенной нише, установлена статуя молодого Людовика XIV произведение скульптора Жана Варена. В этом и следующем салоне, как и при Старом режиме, стоят античные бюсты.

Шарль де Лафос. Принесение в жертву Ифигении

Античные бюсты- «Венера Капитолийская» и «Женщина с диадемой» из коллекции Мазарини, бюст Людовика XIV работы Бернини.

В этом салоне при Людовике XIV играли в бильярд. Здесь стоял большой стол, покрытый малиновым бархатным ковром с золотой бахромой. Придворные дамы усаживались вокруг, на возвышении, что позволяло им следить за игрой и апплодировать успехам короля.

Шарль де Лафос. Принесение в жертву Ифигении

Франсуа Фламенг (1856-1923). Moliere Demanding an Audience with King Louis XIV at Versailles

Салон Марса.

Военный дух в декоре этого зала объясняется тем, что первоначально здесь был зал Караула. В самом деле, здесь располагалась личная стража Короля, призванная защищать монарха. При Людовике XIV этот зал обставили великолепной серебряной мебелью, которая в 1689 году была отправлена не переплавку в целях обеспечения военных расходов Аугсбургской Лиги.

В центральной части плафона «Марс на колеснице, запряженной волками» работы Одрана, по обе стороны картина Жувене «Геркулес поддерживает Победу» и «Ужас, Страх и Кошмар, овладевающие силами Земли» кисти Рене Антуана Уасса.

На стенах висят знаменитые полотна Шарля Лебрена: «Пилигримы Эммаюса» и «Семейство Дария перед Александром». В эпоху Людовика XIV этот художник выполнил убранство алькова в спальне Короля. Сбоку, один напротив другого висят портреты Людовика XIV работы Л. М. Ван Лоо и Марии Лещинской кисти К. Ван Лоо.

Шарль ле Брен. Семья Дария перед Александром

Шарль ван Ло. Людовик XV, король Франции

Шарль ван Ло. Королева Франции Мария Лещинская (1703-1768)

Доменикино. Царь Давид, играющий на арфе

Рене-Антуан Уасс — Конный портрет Людовика XIV

Салон Меркурия.

В 1682 году, когда двор и правительство официально переехали в Версаль, салон Меркурия служил парадной спальней, в которой была установлена кровать с расшитыми золотом покрывалами.

По вечерам в нем устраивались игры для членов королевской семьи. Игры весьма ценились в Версале, они часто велись на деньги и придворные нередко разыгрывали крупные ставки.

Виктор Навле. Вид спальни Людовика XIV в Версале в 1861 году

На стенах, обитых великолепной парчой, картины мастеров, в том числе Тициана (сегодня они выставлены в Лувре). Над камином портрет Людовика XV в костюме, сшитом по случаю коронации. Напротив него портрет Марии Лещинской работы Луи Токе.

Единственно сохранившийся предмет обстановки знаменитые напольные часы12, подаренные Людовику XIV в 1706 году часовых дел мастером Антуаном Мораном, как и прежде, находятся в этом салоне.

Верхняя часть корпуса часов представляет собой витрину из стекла, редких пород дерева и позолоченной бронзы. Внутри виден весь механизм, и каждый час, когда часы звонят, в портике появляется статуэтка Короля с победным венком на челе, а вокруг него двигаются механические автоматы.

Салон Аполлона.

Этот салон, в котором первоначально был тронный зал, и куда вели Большие королевские покои, отличался необыкновенным великолепием. Драпировка в нем менялась в зависимости от времени года. Зимой восемнадцать термов с корзинами на голове, вышитые золотом и серебром, перемежались с темно-красными бархатными драпировками. Летом их заменяли вышивки золотыми и серебряными нитками.

Трон стоял в глубине зала на возвышении, покрытом персидским ковром золотистых тонов, балдахин крепился на крюках, три из которых можно видеть и сегодня.

Вечерами здесь часто устраивались танцевальные и музыкальные спектакли. Король сам с удовольствием принимал в них участие. Плафон с изображением колесницы Аполлона произведение Шарля де Лафоса, ученика Лебрена.

С XVIII века напротив портрета Людовика XIV работы мастера Риго появляется портрет царствующего в это время монарха Людовика XVI, художник Кале.

Портрет Людовика XIV работы Иасента Риго 1701 г.

Экскурсия в Версаль: информация для туристов

Адрес: Place d’Armes, 78000 Versailles, France.

Как добраться до Версаля

От Парижа до Версаля можно доехать за полчаса на скоростных поездах RER, линия C. В Версале остановка называется Versailles Rive Gauche, оттуда до дворцовых ворот 10 минут пешком.

Еще один способ доехать: автобус № 171, который отходит от станции метрополитена Pont de Sevres в Париже. Автобусы ходят каждые 15-20 минут.

График работы

Комплекс работает ежедневно, кроме понедельника, а также официальных праздников: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

  • Шато – с 09:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Большой и Малый Трианоны, ферма – с 12:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Сады и парк – с 8:00 до 18:00 (с мая по сентябрь — с 7:00 до 20:30).

Цены на билеты в Версаль

Наименование услуг Стоимость
Полный билет (главный дворец, Большой и Малый Трианоны, ферма, сады) 20 €/в дни работы фонтанов 27 €
Полный билет на два дня 25 €/в дни работы фонтанов 30 €
Только Шато (главный дворец) 18 €
Большой и Малый Трианоны, ферма 12 €
Только парк (выключенные фонтаны) бесплатно
Только парк (включены фонтаны) 9 €
Ночное шоу фонтанов 24 €
Бал 17 €
Ночное шоу фонтанов + бал 39 €

Цены актуальны на 2018 год.

Детям до 5 лет — вход бесплатный, для детей старшего возраста, студентов, а также людей с ограниченными возможностями действуют скидки.

Подробную информацию о режиме работе, стоимости билетов, действуюших выставках можно посмотреть на официальном сайте Версаля.

Из истории Версаля

Версаль при Бурбонах

Изначально на этих землях было охотничье поместье Людовика XIII. Его сын и преемник — «король-солнце» Людовик XIV был коронован в 1654 году. После Фрондонского восстания «королю-солнце» жизнь в Лувре казалась тревожной и небезопасной, поэтому он дал поручение возвести дворец на Версальских землях, на месте охотничьих угодий своего отца.

Строительство дворцово-паркового комплекса началось в 1661 году при Людовике XIV и продолжалось при правлении его сына — Людовика XV. Архитекторы Луи Лево, Франсуа Д’Орбе и живописец Шарль Лебрен создали грандиозный дворец в стиле классицизма, которому и по сей день нет равных.

До 1789 года Версаль был главной резиденцией королей Франции. В начале октября 1789 года на дворцовой площади собрались люди, возмущенные высокими ценами на хлеб. Ответом на протест стала фраза Марии-Антуанетты: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!». Но достоверно неизвестно, говорила ли она эту фразу или это придумали сами горожане. После этого бунта Версаль перестал быть центром светской жизни Франции, а король с семьей и депутаты буржуазии (Национальное собрание) переехали в Париж.

Версальский дворец во времена революций и войн

Содержание Версальского дворца давалось не просто. Когда в 1799 году к власти пришел Наполеон I, он взял Версаль под свое крыло. В 1806 году по приказу императора начались работы над планом по восстановлению дворца Версаль. Работы по реставрации стартовали через два года — здесь восстанавливали зеркала, золотые панели, привозили мебель, в том числе и из Лувра.

После революции 1814-1815 гг. империя рухнула и к власти снова пришли Бурбоны. При Луи-Филиппе многие залы удалось восстановить полностью. Дворец стал национальным музеем, здесь была выставлена экспозиция портретов, бюстов, картин, составляющих историческую ценность.

Также Версаль сыграл роль во французско-немецких отношениях. После того как Франция проиграла во Франко-прусской войне, резиденция немецкого армейского штаба размещалась в Версальском дворце (1870-1871 гг.). В начале 1871 года в Зеркальной галерее немцы провозгласили Германскую империю. Это место выбрали специально с целью унижения французов. Но спустя месяц с Францией был подписан предварительный мирный договор и столицу переместили из Бордо в Версаль. И только через 8 лет, в 1879 году, французской столицей вновь стал Париж.

Версаль от 20 столетия до наших дней

После Первой мировой войны, в которой поражение потерпела уже Германия, во дворце подписали Версальский договор. На этот раз место выбирали французы, чтобы вернуть историческую справедливость и унизить немцев.

В 1952 году на реставрацию Версаля правительство выделило 5 миллиардов франков. Также с 50-х до середины 90-х годов прошлого столетия все главы государств, которые приезжали с визитом во Францию, должны были встречаться с французским президентом во дворце.

В 1995 году Версаль получил статус юридического лица и стал государственным учреждением. С 2010 года учреждение получило название «Общественное учреждение национального владения и музея Версаль».

Что посмотреть в Версале: залы и интерьеры дворца

Каждый зал, салон и спальня — это шедевр, который показывает, сколько таланта и труда было сюда вложено.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея считается сердцем Версальского дворца. Ее площадь составляет 803 кв. м. В галерее 357 зеркал, установленных параллельно 17 окон. Украшают зал хрустальные люстры, серебряные канделябры, торшеры, вазы, а также пилястры Rouge de Rance, увенчанные капителями позолоченной бронзы на основе нового дизайна, который был назван «французским стилем» и был создан Ле Бруном.

На сводчатом потолке изображено 30 иллюстраций, которые изображают славную историю Людовика XIV в течение первых 18 лет его царствования. Свадьбы в Версале проходили именно в Зеркальной галерее.

Королевская капелла

Капелла располагается недалеко от входа в правой части здания. Королевский алтарь окружен фигурами древнегреческих богов. Королевский герб на полу выложен цветным мрамором. Спиральная лестница ведет на второй ярус капеллы.

Тронный зал, или зал Аполлона

Этот зал был предназначен для проведения аудиенций иностранных делегаций или престольных праздников. По вечерам здесь устраивались танцы, театральные или музыкальные представления.

Салон Дианы

Интерьер салона Дианы в Версальском дворце украшен античными бюстами и скульптурами, расписными стенами, а также золотыми сводами.

Салон Войны

Салон Войны создан для прославления легендарных военных заслуг французов. на стенах красуются монументальные полотна, повествующие о победах.

Салон «Бычий глаз»

Окно салона выходит на внутренний овальный двор. Здесь могли находиться приближенные к монарху особы или титулованная знать, чтобы понаблюдать за королевскими апартаментами через отверстие, которое по форме напоминает бычий глаз.

Зал Венеры

Главная достопримечательность зала — статуя «короля-солнце» Людовика XIV.

Спальня короля

Людовик XIV был экстравагантным человеком, он любил помпезность абсолютно во всем. Именно поэтому его спальня выглядит, как театральные декорации. Когда король просыпался и ложился спать в спальне находились избранные особы, которые имели удовольствие наслаждаться этим действием. Как только «король-солнце» просыпался, четверо слуг преподносили бокал вина, а двое — кружевную рубашку.

Спальня королевы

Спальня королевы отличается огромной кроватью. Стены украшены лепниной, портретами и различными живописными панно.

Это лишь малая часть интерьеров, которые можно здесь увидеть. Описать все залы и салоны просто невозможно.

Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля — уникальны, над их возведением трудилось порядка 36 000 человек. Каждый год эту достопримечательность посещают более 6 миллионов туристов.

Расположение всех объектов парка тщательно рассчитано и продумано. Масштабы настолько грандиозны, что обойти весь садово-парковый комплекс за день просто нереально. Фонтаны, бассейны, каскады, гроты, статуи — парк создавался с целью показать величественность «короля-солнце».

На территории произрастает примерно 350 000 деревьев. Деревья, кустарники и газоны подстригают так, как это было задумано создателем комплекса в 17 столетии.

Мероприятия и развлечения

В Версале постоянно проводятся различные мероприятия и шоу. Особенно здесь есть на что посмотреть в разгар туристического сезона.

Ночное шоу фонтанов

С мая по сентябрь по субботам для гостей устраивают свето-музыкальное шоу фонтанов. Помимо того, что зрелище само по себе неописуемо красиво, оно заканчивается фейерверком.

Бал

Перед ночным шоу в Зеркальном зале проходит самый настоящий бал. Танцоры демонстрируют танцы, традиционные для королевских балов, а музыканты исполняют классическую музыку.

Экспозиции

В галереях и других помещениях Версаля периодически проходят выставки. Здесь выставляются как современные художники, так и картины художников прошлых столетий.